Заявка на расчет
Меню Услуги

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА, КРИТЕРИИ, ТРАВМООПАСНОСТЬ, МИКРОТРАВМА, ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ БРИГАДА, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 7
Глава 1 Теоретические основы анализа проблем при создании и внедрении СУОТ в деятельности предприятия малого бизнеса 11
1.1. Понятие, история и внедрение СУОТ в деятельности современных предприятий 11
1.2. Анализ проблем при создании и внедрении СУОТ на малом предприятии 19
1.3. Основные элементы СУОТ и их характеристика 22
1.4. Критерии эффективности СУОТ и основные её показатели 33
Выводы по первой главе 37
Глава 2 Создание и внедрение СУОТ на примере деятельности сквозной лесозаготовительной бригады 38
2.1. Анализ организации охраны труда в деятельности сквозной лесозаготовительной бригады 38
2.1.1. Организационная структура охраны труда в деятельности сквозной лесозаготовительной бригады 41
2.1.2. Анализ локальной нормативной документации по охране труда действующей организации 52
2.2. Разработка процедур СУОТ при организации основных процессов деятельности сквозной лесозаготовительной бригады 54
2.3. Анализ механизмов контроля функционирования СУОТ в сквозной лесозаготовительной бригаде 55
2.3.1. Идентификация опасностей и оценка рисков в деятельности организации 56
2.3.2. Методики воздействия на показатели охраны труда в деятельности организации 64
Выводы по второй главе 70
Глава 3 Усовершенствование и разработка дополнительных механизмов контроля системы управления охраной труда 71
3.1. Анализ результатов причин получения травм работниками сквозной лесозаготовительной бригады 71
3.2. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты 73
3.3. Расчёт экономического эффекта от планируемых мероприятий по охране труда 76
Выводы по третьей главе 79
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложение № 1 «Основные документы, которые в настоящее время имеются в СУОТ в деятельности сквозной лесозаготовительной бригады 88
Приложение № 2 «Перечень видов работ и профессий по степени вредности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса в лесном хозяйстве» 90
Приложение № 3 «Характеристика опасных факторов и прогнозируемые последствия» 93
Приложение № 4 «Журнал учёта микротравм в лесозаготовительной бригады» 96
Приложение № 5 «Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительной бригады» 99
Приложение № 6 «Анализ рынка предложений перчаток для работы с бензопилами» 100
Приложение № 7 «Анализ рынка предложений реппелентов» 101
Приложение № 8 «Список сокращений» 102

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

У многих бытует мнение, что система охраны труда для индивидуальных предпринимателей, или для небольших предприятий не больше 50 человек, не нужна и это является прерогативой только больших, крупных предприятий. Но оно существует ровно до того времени, пока на производстве не произойдёт несчастный случай.
В целом, охрана труда на малых предприятиях осложняется рядом факторов. Среди основных из них отмечают:
отсутствие необходимого, отвечающего требованиям, помещения для осуществления деятельности малого предприятия;
Высокая степень износа используемого в производстве оборудования;
игнорирование сотрудниками и руководством санитарно-гигиенических норм и основ техники безопасности (последнее также включает в себя отсутствие чётких норм обучения сотрудников правилам техники безопасности и проверки их знаний в данной области);
несостоятельность нормативно-правовой базы, в которой были бы описаны главные правовые аспекты охраны труда, что приводит к практически полному отсутствию представления об охране труда сотрудниками предприятия.
Главной причиной возникновения и невозможности эффективного преодоления вышеперечисленных трудностей, с которыми сталкиваются многие малые предприятия, является недостаточное выделение финансовых средств на решение указанных проблем по причине их нехватки.
Сразу надо уточнить, что подобные трудности имеют не все поголовно малые предприятия, есть среди них и такие, где вопросам охраны труда уделяется должное внимание.
Вопросы охраны труда на малых предприятиях, в том числе и у индивидуальных предпринимателей также значимы, как и на крупных предприятиях. Какой-либо упрощённой системы обеспечения охраны труда, разработанной специально для индивидуальных предпринимателей у нас в стране нет, поэтому выполнять требования необходимо полностью, правда масштаб организации индивидуальных предпринимателей не такой, как на крупных предприятиях, но главное учесть основные требования по охране труда. Даже для индивидуального предпринимателя, не использующего наёмный труд, охрана труда – это забота о собственном здоровье и здоровье клиентов, просто для него система охраны труда упрощается, а уж если есть наёмные работники, да ещё выполняются работы высокого класса риска, лицензированные работы, то у индивидуального предпринимателя возникают обязанности по созданию системы охраны труда как работодателя, ничем не отличающиеся от малых предприятий, поэтому в дальнейшем будем рассматривать систему охраны труда индивидуального предпринимателя как систему охраны труда малого предприятия.
Для того, чтобы охрана труда на предприятии была максимально эффективной, следует, прежде всего, обратить внимание на условия труда сотрудников предприятия. Чем лучше условия труда, тем лучше рабочая обстановка, и, соответственно, тем эффективнее рабочий процесс.
Благодаря правильной организации условий труда представляется возможным:
— сохранение и укрепление здоровья рабочих;
— существенное уменьшение числа травм, получаемых рабочими на производстве;
— повышение работоспособности сотрудников и ускорение её восстановления;
— рационализация использования рабочими их досуга;
— регулярное повышение рабочими их квалификации.
Поэтому актуальность выбранной темы обусловлена созданием здоровых и безопасных условий труда на рабочем месте и проблемами организации профилактической работы на основе постоянного и эффективного мониторинга, оценки действий по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления. Система управления охраной труда представляет собой комбинацию взаимосвязанных и взаимодействующих элементов полной системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления, чтобы гарантировать защиту работы с использованием людских, технических и финансовых ресурсов [2]. Разработка и внедрение современных систем управления охраной труда в организации помогает предотвращать производственные риски, повышает производительность и конкурентоспособность организации, что в настоящее время признаётся всеми: и правительствами, и работодателями, и работниками.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы управления охраной труда на предприятиях малого бизнеса на примере деятельности сквозной лесозаготовительной бригады индивидуального предпринимателя (ИП) в Новгородской области, разработать пути её совершенствования.
Теоретическая новизна: детальному изучению посвящены вопросы, связанные с изучением нормативно-правового регулирования охраны труда, проектирование системы охраны труда на примере сквозной лесозаготовительной бригады.
Практическая значимость: большую значимость имеет разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы управления охраной труда на предприятии – сквозной лесозаготовительной бригады в Новгородской области. В процессе работы проводилось изучение отечественных и зарубежных научных публикаций, нормативно-правовых документов по теме выпускной квалификационной работы; определение решаемой проблемы, постановка цели и задач исследования; поиск методов решения, обоснование выбранного метода анализа, техники исследования, подбор научного материала для исследования.
Объект исследования: комплексная безопасность и охрана труда на предприятиях малого бизнеса.
Предмет исследования: разработка мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда в лесозаготовительной бригаде.
В соответствии поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
— изучить нормативно-правовую базу, ознакомиться с отечественной и зарубежной литературой по проблеме исследования.
— провести анализ системы управления охраной труда на предприятии малого бизнеса на примере сквозной лесозаготовительной бригады.
— проанализировать возможные опасности и риски, возникающие при работе сквозной лесозаготовительной бригады.
— предложить пути развития и улучшения системы управления охраной труда, рассчитать экономический эффект от внедряемых мероприятий.
Новизна исследования: в ходе исследования была рассмотрена система управления охраной труда в деятельности лесозаготовительной бригады; разработан комплексный подход для решений задач по снижению возможного риска; определены вероятные модели возникновения рисков и пути их решения.
В результате исследования в обеспечении безопасности условий труда была выявлена проблема получения микротравм. Для решения данной проблемы был проведён анализ рынка предложений средств индивидуальной защиты, для выявления предпочтений был проведён опрос среди работников бригады и проведён расчёт экономического эффекта от планируемых мероприятий по охране труда.
Методы и методология проведения исследования: для решения поставленных задач мы использовали системный подход, статистические данные, положения теорий управления риском, классификации и идентификации, опросы.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, теоретической, аналитической и практической глав, заключения, списка использованной литературы и приложений .

Глава 1 Теоретические основы анализа проблем при создании и внедрении СУОТ в деятельности предприятия малого бизнеса

1.1 Понятие, внедрение СУОТ на предприятиях малого бизнеса в нормативных актах.

Система управления охраной труда (СУОТ), как сложный бизнес-процесс общей системы управления предприятием, оказывает влияние на социальные и экономические показатели эффективности в целом. В современном мире повышение эффективности управления является ключевой задачей управления производством любой компании. [ 37 ] Большинство российских предприятий при формировании СУОТ больше обращают своё внимание на структурные факторы показателей эффективности (систематизация и алгоритмизация), которые основаны исключительно на законодательных нормах. [ 36 ] Вопросы организации и охраны труда в Российской Федерации рассмотрены в главе 35 «Организация охраны труда» ТК РФ в следующих статьях:
статья 216 «Государственное управление охраной труда»;
статья 216.1 «Государственная экспертиза условий труда»;
статья 217 «Служба охраны труда организации»;
статья 218 «Комитеты (комиссии) по охране труда».
Целью организации охраны труда на предприятии является обеспечение безопасных условий труда, при которых воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов должно быть исключено или не должно превышать установленных нормативов.
Эффективная организация охраны труда – это проблема мирового уровня. Она имеет глубокие исторические корни. Мировое сообщество за многолетний период существования приобрело немалый опыт в данной области, который следовало обобщать и распространять на международном уровне.
Это диктовалось и политическими причинами, которые были связаны с протестными настроениями трудящихся. Недовольство, которое возрастало среди рабочих, было связано с ухудшающимися условиями труда, результатом которых для многих трудящихся стало несправедливое отношение со стороны руководства, недостойный уровень оплаты труда и другое.
Стратегическая важность решения проблем в сфере охраны труда объяснялась необходимостью предотвращения угрозы мировому порядку. Для этих целей в послевоенные годы (после Первой мировой войны) в 1919 году было принято решение о создании Международной организации труда (далее – МОТ).Разработка устава данной организации входила в обязанности сфор- мированной в ходе Парижской мирной конференции Комиссии по труду. [ 36 ] Была учреждена международная организация с уникальным принципом трёхстороннего представительства: делегатов, предпринимателей и профсоюзов. Открытие первой конференции данной организации произошло 29 октября 1919 года в столице США. Впоследствии конференции МОТ начали носить ежегодный характер. В рамках конференции обсуждались следующие вопросы:
— продолжительность трудового дня на промышленных предприятиях;
— защита прав отдельных категорий рабочих предприятий;
— методы борьбы с безработицей и возрастных ограничениях, не позволяющих принимать на работу специалистов, не подходящих исключительно по возрасту;
— различные графики работы (в том числе и ночная смена) и т.п. [ 37 ] Российская Федерация состоит в членстве МОТ с 1934 года ( в 1940 году покинула ряды, а в 1954 году возвратилась).
На сегодняшний день МОТ является авторитетной международной организацией, объединяющей около 180 государств. В центре внимания МОТ находится проблема создания достойных условий и безопасности труда, охраны здоровья работающего населения.
Чтобы привлечь внимание мировой общественности к масштабам проблем, профилактике травматизма и культуре охраны труда 28 апреля объявлен Всемирным днём охраны труда. Россия ратифицировала более 50 конвенций МОТ, из которых более двух десятков напрямую посвящены вопросам условий и охраны труда.
Для успешной работы в данном направлении необходимо хорошо разбираться в проблемах охраны труда и уметь находить наиболее правильное решение.
Главную роль в организации охраны труда играют специалисты по охране труда. Учитывая это, государство повышает требования к уровню компетентности специалистов в области охраны труда.
По этой причине утверждён ряд документов:
— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2012 года № 559н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»;
— Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»;
— Федеральный закон от 03.072016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
Поэтому чтобы быть компетентным специалистом в решении проблем охраны труда, необходимо владеть вопросами организации охраны труда на предприятии и в первую очередь в области ведения документооборота по охране труда.
Повышение эффективности СУОТ через анализ активизирующих и структурных факторов, позволяет более полно использовать имеющийся потенциал в достижении целей и задач СУОТ, и как результат наработать дополнительные инструменты по управлению социально-экономическими показателями. [ 36 ] В соответствии со статьёй 212 действующего ТК, которая была сформирована Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ, каждый работодатель обязан сформировать систему управления охраной труда (далее – СУОТ), которая будет функционировать на постоянной основе.
В соответствии со статьёй 209 действующего ТК РФ, под СУОТ следует понимать совокупность всех элементов комплекса охраны труда, которые, функционируя сообща, могут формировать определённые цели и задачи, ставящиеся перед работодателем в области охраны труда.
В целом, СУОТ является неотъемлемой составляющей общей структуры производственного менеджмента, которая позволяет осуществлять контроль над такими элементами, как безопасность трудовой деятельности и сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Основным документом для разработки и внедрения СУОТ является Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 г. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems»).
При разработке, внедрении и обеспечении функционирования СУОТ также необходимо учитывать положения приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438 и руководствоваться требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009; ГОСТ Р 12.0.008-2009; ГОСТ Р 12.0.009.-2009; ГОСТ Р 12.0.010.2009.
Для того, чтобы добиться максимально эффективного функционирования рассматриваемой системы, следует разрабатывать и внедрять наиболее актуальные методы и подходы.
Принято считать, что в основе проекта создания СУОТ должна находиться методология, основывающаяся на четырёх сткпенях – планирование, выполнение, проверка, действие. Данная методология известна как PDCA (plan-do-chek-act).
Вышеописанное свидетельствует о том, что разработка и внедрение системы управления охраной труда должна происходить системно. Это в свою очередь, может быть достигнуто за счёт взаимодействия всех звеньев системы, задействованных в процессе разработки.
Благодаря чёткому выполнению всех указанных выше требований к СУОТ, формирование последнего может основываться на ключевых принципах и методах, характеризующих процессный подход, для которого свойственна смена плоскости функциональных связей. [ 36 ] Процессный подход обладает рядом отличительных особенностей, которые выгодно выделяют его на фоне других существующих подходов к формированию СУОТ. К таковым можно отнести:
— тесная связь и взаимодействие между процессами;
— деятельность направлена на результат;
— внедрение сформированной системы происходит максимально быстро.
Таким образом, формирование СУОТ, процессы в рамках которой должны быть взаимосвязаны, а деятельность – максимально результативной, целесообразно осуществлять с использованием процессного подхода.
Составим матрицу разделов ГОСТ 12.0.230-2007, определим процессы и подпроцессы СУОТ в соответствии с типологией и ранжируем их по уровням (табл.1.)

Таблица 1.1.1.1. – Матрица процессов и подпроцессов разделов ГОСТ 12.0.230-2007:

Процессы и подпроцессы Уровень Раздел по ГОСТ 12.0.230-2007
1.     Процессы  менеджмента СУОТ 1
Разработка политики в области охраны труда 2 4.1
Формирование обязанностей и ответственности персонала 2 4.3
Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда. Цели в области охраны труда 2 4.8
Цели в области охраны труда 2 4,9
2.     Процессы измерения, анализа и улучшения СУОТ 1
Проверка 2 4.13
Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством. 2 4.14
Действия по совершенствованию. Предупреждающие и корректирующие действия 2 4.15
Непрерывное совершенствование 2 4.16
3.     Основные процессы СУОТ 1
Предотвращение опасностей 2 4.10
Предупредительные и контролирующие меры 3 4.10.1
Управление изменениями 3 4.10.2
Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий 3 4.10.3
Снабжение 3 4.10.4
Подрядные работы 3 4.10.5
Наблюдение и измерение результатов деятельности 2 4.11
Расследование  несчастных  случаев, профессиональных  заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья 2 4.12
4.     Процессы  менеджмента ресурсов СУОТ 1
Участие работников и их представителей. 2 4.2
Компетентность и подготовка специалистов 2 4.4
Документация СУОТ 2 4.5
Передача и обмен информацией 2 4.6

 

На базе матрицы процессов разработаем графическую модель карты процессов первого уровня СУОТ (рис.1)

Рис.1. Графическая модель карты процессов первого уровня СУОТ

Приведённая выше модель свидетельствует о наличии чёткой структуры всех процессов, которая соответствует нормам, указанным в руководстве ISO/TC 176/SC 2/N 544R3. К таким нормам относятся:
— процессы управления всей системой;
— процессы улучшения деятельности системы;
— отслеживание использования ресурсов в рамках функционирования системы.
Разработчики СУОТ должны преследовать конечную цель, которавя заключается в формировании системы, которая будет работать на постоянной основе и максимально эффективно, при этом не нарушая существующие нормы и основные цели ОТ, а также действующее законодательство. [ 36 ] С 1 марта 2017 года начал действовать межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (приказ Росстандарта от 9 июня 2016 года № 603-ст).
В рамках данного стандарта рассмотрены основные нормы, на основании которых должна проводиться оценка соответствия СУОТ законодательным требованиям на государственном уровне. [ 37 ] С помощью ГОСТ 12.0.230 работодатель способен самостоятельно оценивать показатели по охране труда, чтобы предупреждать риски и повышать уровень безопасности.
Стандарт рекомендует проводить опрос как представителей работодателя, так и самих работников и их представительных органов с целью выяснить действительно ли СУОТ эффективно реализуется или это просто формальность.
В этом стандарте очень интересен пункт 4.3.4.. Стандарт предлагает каким образом можно убедиться в том, что обязанности руководителей организаций и подразделений в области охраны труда выражены в целях и задачах, имеющих как качественные, так и количественные измерения.
Если раньше в Политике в области охраны труда работодатель мог написать, например: «Добиться снижения травматизма….» то теперь нужно конкретизировать – не только на сколько процентов планируется снизить травматизм в прогнозе, но и сколько средств должно быть затрачено на профилактику травматизма, в какой срок эти средства должны быть освоены. Новый стандарт вводит такое понятие как «Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством» (пункт 4.14). Вообще, в новом стан-дарте ключевым словосочетанием является «объективное доказательство». [ 37 ] Подводя итоги по поводу того, насколько эффективно работает система управления охраной труда, работодатель должен обязательно выяснить, было ли в процессе анализа работы СУОТ учтено следующее:
— статистические данные, отражающие уровень травматизма и количество различных производственных инцидентов;
— степень результативности комплекса мер, направленных на улучшение условий труда на производстве;
— факторы (внешние и внутренние), которые могут оказывать прямое или косвенное влияние на работу СУОТ (сюда же следует относить изменения в нормативно-правовой базе, непосредственно или опосредованно касающиеся охраны труда);
— внедрение новых и расширение действия имеющихся инициатив в области охраны труда.

1.2. Анализ проблем при внедрении и создании системы управления охраной труда на малом предприятии.

В следствии промышленной сферы и появлением новых работ, связанных с производственными рисками, охрана труда стала неотъемлемой частью любой организации. Благодаря введению принципов охраны труда было решено несколько задач:
1) защита работников организаций от воздействия вредных факторов;
2) исключение жалоб и финансовых штрафов со стороны регулирующих органов для контроля над соблюдением трудового законодательства;
3) уменьшение риска возникновения травмоопасных ситуаций;
4) увеличение производительности и качества выполняемых работ.
Как и любая сфера жизни, безопасность труда регламентирутся рядом государственных стандартов [2,3,10,20,22,38] Затраты, связанные с плохим управлением охраной труда и безопасностью чрезвычайно высоки.
По данным Международной организации труда ежегодно во всём мире происходит более 250 миллионов несчастных случаев на работе, которые приводят к временной или постоянной инвалидности. Другими словами, это 685000 несчастных случаев в день или 8 несчастных случаев в секунду. Исследования, проведённые в нескольких европейских странах показали, что размер потерь, связанных с недостаточным уровнем гигиены труда и техники безопасности колеблется от 1,2 % до 10,1 % ВВП.
В России в плане опыта разработки и внедрения СУОТ, которые были бы максимально эффективными и результативными, сложилась не самая благоприятная ситуация, исправить которую оказалось достаточно трудно даже при наличии полноценной нормативно-правовой базы, чего нельзя сказать про другие страны, в большинстве из которых десятки тысяч компаний внедряют интегрированные СУОТ (СМК (система менеджмента качества) + СЭМ (система экологического менеджмента) и SST).
Для сравнения, число отечественных компаний, которые осуществляют внедрение вышеупомянутых систем, крайне мало. Число отечественных компаний, внедряющих индивидуальные СУОТ, конечно, больше, однако в сравнении с зарубежными странами Россия в этом плане всё равно остаётся позади. Кроме того, в ряде случаев отмечается внедрение СУОТ исключительно «на бумаге», тогда как в реальности этого не происходит. Всё вышеперечисленное, наряду со вступлением РФ в ВТО, можно считать весомыми причинами, определяющими крайне низкую конкурентноспособность отечественных предприятий на международной арене. Так, несмотря на то, что у России есть определённый опыт сертификации предприятий по стандартам индивидуальных СУОТ (СЭМ, СМК), рекомендации по работе таких СУОТ отсутствуют, что, фактически, делает успешное внедрение таких систем невозможным даже при том, что для этого имеются специальные стандарты и ГОСТы. Процесс внедрения СУОТ также может быть осложнён такими факторами:
1) методы управления, которые должны обеспечивать безопасность, являются устаревшими и, как следствие, неэффективными в современных условиях;
2) недостаток необходимых знаний о работе у трудящихся и руководителей;
3) нехватка высококвалифицированных кадров;
4) отсутствие необходимой учебно-методической базы;
5) отсутствие действенной системы экономического стимулирования (в настоящее время сумма штрафов несопоставима с затратами).
Ещё одной важной проблемой на пути внедрения системы управления охраной труда является сложность организации при отсутствии опыта. В национальной СУОТ элементами национальных структур являются: руководство МОТ по системам правления охраной труда, Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 [10], Национальный стандарт по системам управления охраной труда, Социальные стандарты по СУОТ отрасли экономики или крупных промышленных и хозяйственных комплексов, а также СУОТ организации. Взаимодействие этих стандартов показано на рисунке 2

Рис. 2. Элементы национальных структур систем управления охраной труда

Обеспечение охраны труда, в том числе соблюдение требований по охране труда, установленных национальными законами и нормативными актами, является одним из обязательств и обязанностей работодателя. Работодатель должен показать собственное безоговорочное лидерство и приверженность деятельности ОНS в организации и организовать создание OHS [11]. Ключевые элементы системы управления охраной труда – политика, организация, планирование и реализация, оценка и действия по улучшению представлены на рисунке 3.

Рисунок 3.-Основные элементы системы управления охраной труда

В целом реализация СУОТ на предприятии находится в зависимости от многих  факторов: политики, организации в целом, планирования и применения, оценки. Все эти факторы в совокупности должны обеспечивать безопасность условий труда для работников конкретной организации/предприятия. Достижение намеченного результата возможно при соблюдении действующих стандартов и постоянном совершенствовании основных элементов СУОТ. Имеющиеся трудности при внедрении СУОТ следует решать, поскольку от их решения зависит безопасность работников и возрастающая конкурентноспособность предприятий.

1.3.Основные элементы системы управления  охраной труда и их характеристика.

Согласно Приказу Роструда от 21.03.2019 № 77 в целях обеспечения одинакового подхода к осуществлению государственными инспекторами труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, проверки формирования системы управления охраной труда у работодателя и её функционирования, при проведении расследований несчастных случаев и  внеплановых проверок в связи с несчастными случаями, разработаны Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. [ 17 ]

В соответствии с этим приказом, руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации следует обеспечить:

  • обязательное рассмотрение системы управления здоровьем и безопасностью работодателя при проведении расследований несчастных  случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
  • рассмотрение методических рекомендаций государственными инспекторами труда по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
  • внедрение методических рекомендаций государственных инспекторов труда для проверки создания и работоспособности системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

Рассмотрим подробно основные составляющие системы управления охраны труда и приведём их характеристику (рисунок 4).

Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учётом мнения работников и уполномоченных ими представительных органов.

Основными элементами системы охраны труда являются: политика в области охраны труда; цели в области охраны труда; обеспечение работоспособности СУОТ; процедуры, направленные на достижение целей; составление плана мероприятий по осуществлению процедур; контроль работоспособности СУОТ; планирование улучшений СУОТ;  реагирование на заболевания; управление документами СУОТ (рисунок 4, блок А).

Рисунок 4 – Блок-схема элементов, формирующих СУОТ

Первоочередным элементом, формирующим СУОТ организации, является политика организации. Политикой организации в области формирования системы управления охраной труда называют документ, в котором отражены цели создания СУОТ в организации и приведён порядок реализации этих целей. Политика по охране труда показывает намерения и обязательства руководства обеспечить соответствие условий труда требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
Ещё одним важным фактором, влияющим на функционирование системы управления охраной труда на предприятии, являются цели, стоящие перед работодателем в данной области. Такие цели обычно документируются и распространяются на всех сотрудников, занимающих управляющие должности. Важным требованием к целям, стоящим перед работодателем и управляющими лицами, является их регулярное обновление.
На схеме, приведённой ниже, показано, как должны распределяться обязанности в области охраны труда между сотрудниками организации (от высшего звена к низшему).

Рис.5 — Распределение обязанностей в системе управления охраной труда

Если работодатель является индивидуальным предпринимателем, то все обязанности в области охраны труда, включая обязанности по разработке и внедрению системы управления охраной труда, организации соответствующих структурных подразделений, набор сотрудников, в задачи которых будет входить деятельность, связанная с реализацией СУОТ в такие подразделения и т.п. возлагаются непосредственно на самого индивидуального предпринимателя.
Система управления охраной труда должна быть разделена на уровни, каждый из которых будет отвечать за определённую структурную единицу организации. К таким структурным единицам можно отнести:
а) производственную бригаду;
б) производственный участок;
в) производственный цех;
г) филиал
д) служба
Для каждого из перечисленных уровней характерно наличие конкретных обязательств.
Для того, чтобы достичь цели в области СУОТ, работодателю необходимо:
1) предоставлять рабочим важнейшие знания в области охраны труда;
2) организовывать необходимые условия труда и давать им справедливую оценку;
3) осуществлять менеджмент рисков, которые отличаются в зависимости от рода деятельности рабочего;
4) следить за здоровьем и самочувствием сотрудников и своевременно предупреждать их физические и эмоциональные перегрузки;
5) формировать график работы таким образом, чтобы рабочие имели возможность отдыхать и восстанавливаться;
6) следить за тем, чтобы подрядные работы выполнялись с учётом всех норм и правил ТБ;
7) обеспечивать рабочих всем необходимым для индивидуальной и коллективной защиты;
8) обеспечивать рабочих необходимыми продуктами питания, в том числе и продуктами для лечения и профилактики заболеваний;
9) своевременно информировать рабочих о возможных рисках, которые они могут нести, выполняя профессиональные обязанности.
Важной составляющей системы управления охраной труда является составление плана мероприятий, в соответствии с которым должны выполняться вышеперечисленные процедуры. Для этого работодатель обязан сформировать чёткий план действий, который должен регулярно проверяться и обновляться.
План мероприятий, в соответствии с которым должны выполняться рассмотренные процедуры, должен состоять из:
— списка мероприятий и списка лиц, ответственных за их выполнение;
— целей и задач для каждого выполняемого мероприятия;
— времени, в течение которого каждое мероприятие должно быть выполнено;
— источников финансирования мероприятий.
План создаётся в отдельном документе и должен быть пересмотрен в зависимости от следующих изменений: в технологических процессах и установках; в нормативных документах. Возможный образец плана мероприятий представлен в таблице 1.1.2.2.

Таблица 1.1.2.2. – Образец плана мероприятий по охране труда

Важным элементом системы управления охраной труда является контроль её работоспособности. Контролировать эффективность всей системы и оценивать отдельные показатели выполнения процедур работодатель может посредством применения ступенчатых видов контроля. Последние определяются периодичностью контроля. Все виды контроля в зависимости от данного параметра рассмотрены в следующей таблице

Таблица 1.1.2.3. – Виды контроля СУОТ и их характеристика

Форма контроля индивидуальна для каждой организации и определяется руководителем (рисунок 6).

Рисунок 6 – возможный вариант организации контроля на предприятии

Пункт 57 Типового регламента определяет, что в случаях, когда во время мониторинга работы OSHF и мониторинга осуществления процедур, появляется потребность избегать причин несоблюдения каких-либо требований и, как следствие, вероятного повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний, исправляющие действия незамедлительно выполняются.
Исправляющее действие состоит в выявлении и устранении причины нарушения.
Эффективные исправляющие действия могут быть рассмотрены, если в будущем не будет аналогичного нарушения по аналогичной причине.
Если это всё ещё совершается, то либо это означает, что основная причина нарушения была выявлена некорректно, либо что осуществляемое действие для устранения причины было неподходящим.
Планирование улучшений включает в себя оценку эффективности работы СУОТ и определение возможных недочётов в системе контроля. Для обеспечения надёжности работоспособности, следует поставить перед собой следующие вопросы: достигнуты ли цели в области охраны труда; результативны ли действия, намеченные по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ; нужно ли вносить изменения в систему; нужно ли менять критерии оценки эффективности СУОТ. Если разработанная система соответствует требованиям нормативных документов и удовлетворяет требования рассматриваемой организации, то её следует применять, учитывая при этом следующие факторы:
— положительный опыт других организаций в данной области;
— пожелания сотрудников организации;
— коррективы, вносимые в деятельность организации (например, изменение направления работы компании);
— изменения, вносимые в нормативно-правовую базу, в соответствии с которой происходит регулирование функционирования СУОТ.
Обязанностью работодателя при этом является формирование плана действий по реализации процедур, направленных на повышение эффективности работы СУОТ, который должен регулярно обновляться.
Такой план действий должен состоять из:
а) результатов оценки качества и эффективности охраны труда на данном предприятии;
б) списка мероприятий, которые обязательны к проведению;
в) списка мероприятий и списка лиц, ответственных за их выполнение;
г) целей и задач для каждого выполняемого мероприятия;
д) источников финансирования мероприятий;
е) времени, в течение которого каждое мероприятие должно быть выполнено.
Стоит отметить, что вид, в котором План приводится в приложении к Положению о СУОТ предприятия, не имеет значения.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации в организации или появления у сотрудников профессионального заболевания, работодателю следует разработать процедуру реагирования на возникающие ситуации(рис.7)

Рисунок 7. – Действия работодателя в случае возникновения аварии, несчастного случая и профессиональных заболеваний и последующее реагирование на них.

Завершающим элементом СУОТ является управление документами. В целом – это документы, подтверждающие создание и работоспособность СУОТ. Трудовая инспекция ими непременно будет заинтересована. Помимо этого, они позволят безопасно списать в налоговом учёте затраты на мероприятия, которые предусмотрены в разработанной для предприятия СУОТ.
Документация, регулирующая систему управления охраной труда, различается в зависимости от того, какое отношение она имеет к организации. В соответствии с этим, принято выделять внешние и внутренние документы СУОТ.
Первые включают в себя нормативно-правовые акты, которые действуют не только по отношению к данной организации, но и по отношению к другим организациям, регулируя их деятельность в области охраны труда ( Указы Президента РФ, Федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правил по охране труда и другие).
Внешними документами можно управлять в форме соглашения с компаниями, которые дают возможность получать обновлённые версии всех правовых актов, которые содержат государственные нормативные требования в области охраны труда и здоровья.
Внутренние документы – это локальные нормативные акты организации, определяющие требования внутренних процессов (приказы, процедуры, стандарты компании, инструкции по охране труда и т.д.).
Управление документами по охране труда может состоять в составлении перечня с указанием ответственного лица и времени обновления местных нормативных актов.
Ключевым требованием к внутренним документам системы управления охраной труда является систематический анализ соответствия меняющимся требованиям (внешним и внутренним) и их обновление.
Нормативно-правовая база обеспечения СУОТ на любом действующем предприятии такова :
• ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
• ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»;
• ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»;
• ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда»;
• Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 № 12-1077 «О направлении рекомендаций»).
Ключевые нормативные документы СУОТ с 2019 года, которым обязано следовать каждое предприятие, это – Трудовой кодекс (ст.209 и 212 ТК РФ); Типовое Положение о системе управления охраной труда (утверждённое Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, далее – Положение № 438н).
Данные документы регламентируют и обязанности работников организации в области СУОТ (таблица 1.1.2.4.).

Таблица 1.1.2.4. — Характеристика деятельности руководящих лиц в области СУОТ.

Помимо нормативных документов деятельность в области СУОТ регламентируется: внутренними нормативными документами СУОТ (2019 года и более ранних периодов); документами, в которых совершается фиксирование разных событий и мероприятий по охране труда: журналы, акты, записи и др.
При правильном функционировании всех элементов СУОТ достигается безопасность условий труда, способствующая сохранению рабочей атмосферы и высокой конкурентноспособности предприятия.
1.4.Критерии эффективности системы управления охраной труда и основные её показатели
Критерии, показатели и факторы, оказывающие большое влияние на качество системы управления охраной труда и её эффективность, представляют собой информацию о состоянии объекта управления. Для установления состояния системы управления охраной труда на предприятии применяется системный анализ, в ходе которого собирается, регистрируется и анализируется ряд основных характеристик, которые группируются в критерии и показатели, раскрывающие их суть, факторы, оказывающие большое влияние на создание критериев и показателей оценки. Для рассмотрения критериев эффективности необходимо обратить внимание на оценку эффективности деятельности в сфере охраны труда. Оценка эффективности – процесс, способствующий принятию управленческих решений, имеющих отношение к эффективности в сфере охраны труда, путём выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям эффективности деятельности [ 2 ].
Таким образом, критерий эффективности деятельности в сфере охраны труда – это плановый показатель (признак), заданный требованиями национального законодательства и/или руководством организации, на основании которого производится оценка эффективности деятельности в сфере охраны труда. При оценке эффективности работы OSHF на основе критерия эффективности нужно использовать основные показатели эффективности. Основатель системы управления целями П. Друкер (1909 – 2005) определил ключевой показатель эффективности как инструмент для измерения целей.
Показатели эффективности подразделяют на количественные и качественные. Размеры организации, вид деятельности, цели охраны труда оказывают большое влияние на показатели. По нашему мнению, сложнее всего определить, какие именно показатели необходимо учитывать для того, чтобы максимально объективно оценить работу СУОТ в организации и сформировать перечень мер, которые следует принять для повышения качества и эффективности СУОТ на предприятии.
Примерами показателей могут стать:
— информативность (информация о доступности к восприятию, понятности, имеет чёткий физический смысл);
— полнота;
— достоверность;
— соответствие целям организации (возможное понятие о степени достижения цели);
— измеримость, она определяет возможность измерить параметры СУОТ в некоторой шкале и выполнить над ними допустимые математические расчёты;
— обоснованность и простота объяснения;
— гибкость и адаптивность к меняющимся ситуациям;
— межсистемное использование.
Для оценки результативности и эффективности применения СУОТ необходимо брать во внимание такие показатели, как: профессиональная заболеваемость и уровень травматизма на рабочих местах, состояние условий труда, имеющиеся результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, финансовые расходы на мероприятия по охране труда (таблица [1.1.3.1.]). Примером может быть расчёт уровня травматизма, в котором применяются коэффициенты частоты, тяжести травматизма и нетрудоспособности. Вместе с тем практика показывает, что для характеристики деятельности подразделений внутри предприятия вполне достаточно качественной, а не количественной оценки состояния охраны труда (например, удовлетворительное. Неудовлетворительное или крайне неудовлетворительное состояние) [ 38 ].

Таблица 1.1.3.1. – Возможные варианты повышения эффективности деятельности в области охраны труда.

В соответствии с пунктами 58-59 типового регламента, система управления охраной труда оценивается работодателем на основании проводимых мониторингов и расследований, посвящённых изучению статистики и результатов выполнения тех или иных предложений от сотрудников, органов, которые их представляют, или непосредственно органов власти.
Данный тип плана улучшения обычно составляется на основе итогов годового отчёта специалиста, либо службы охраны труда. Раз в пятилетку можно включать (или ссылаться на) одни и те же планы в план мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда, разработанный на основе результатов специальной оценки условий труда, потому как такие планы, с практической точки зрения, направлены на улучшение функционирования охраны труда с точки зрения улучшения условий труда работников.
Внешними документами системы управления охраны труда можно управлять в форме соглашения с компаниями, которые предоставляют возможность получать обновлённые версии всех правовых актов, которые содержат государственные нормативные требования в области охраны труда и здоровья.
Внутренними документами системы управления охраной труда являются нормативные акты, которые регулируют профессиональную деятельность рабочих и соблюдение последними внутреннего распорядка организации – стандарты, инструкции, приказы, распоряжения и другие документы, которые носят локальный характер. В перечень внутренних документов СУОТ входят:
• внутренняя политика организации в отношении СУОТ;
• программы, направленные на улучшение качества ОТ на предприятии;
• акты, в соответствии с которыми между сотрудниками предприятия распределяются обязанности по выполнению мер, направленных на реализацию СУОТ;
• список рисков, которые сотрудники организации могут нести в процессе выполнения ими тех или иных служебных обязанностей, а также мер по предотвращению таких рисков;
• вся основная документация, относящаяся непосредственно к СУОТ (положения, процедуры, методики, инструкции и т.д.);
• документы, в которых ведётся учёт той или иной деятельности, имеющей прямое отношение к системе управления охраной труда на предприятии (журналы, протоколы, акты, отчёты).

Выводы по первой Главе:

Одна из важнейших задач любой организации, вне зависимости от того большая она или маленькая – создание благоприятных и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья её работников.
В первой Главе были проанализированы нормативно-правовые акты, в которых раскрываются вопросы управления охраной труда и которыми следует руководствоваться при создании, внедрении, функционировании и совершенствовании СУОТ. Это — ст.209,212,216,217,218 ТК РФ; ГОСТ Р 12.0.230 – 2007 (аналог руководства МОТ-СУОТ 2001 – основы для разработки СУОТ); ГОСТ Р 12.0.007 – 2009 (общие требования, национальный стандарт); ГОСТ Р 12.0.008 – 2009 (аудит, национальный стандарт); ГОСТ Р 12.0.009 – 2009 ( СУОТ на малом предприятии, национальный стандарт); ГОСТ Р 12.0.010 – 2009 (алгоритм оценки рисков в организации, национальный стандарт);Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н №Об утверждении Типового положения о СУОТ» и др.
Также в первой главе даны описания основных элементов (политика по ОТ; организация ОТ; планирование и применение; оценка эффективности; действия по совершенствованию), показателей (информативность, полнота, достоверность, соответствие целям организации, измеримость, обоснованность и простота, гибкость) и критериев эффективности работы (профессиональная заболеваемость, уровень травматизма, состояние условий труда, финансовые расходы) СУОТ.
Также на основании изучения практики внедрения СУОТ на предприятиях РФ выявлена проблема неиспользования интегрированных систем (системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента), что делает большинство наших компаний неконкурентноспособными на мировом рынке, а также важной проблемой на пути внедрения СУОТ является сложность организации при отсутствии опыта.


1 2 3

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф