Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 7
1.1.Экономическая безопасность в системе национальных интересов России на современном этапе 7
1.2.Современная валютная политика России в системе экономической безопасности 17
2.ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 26
2.1.Задачи и функции органов, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль 26
2.2.Анализ результатов деятельности по осуществлению валютного контроля, регулирования и привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства в РФ 40
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 54
3.1.Направления по совершенствованию валютного контроля РФ 54
3.2.Изменение принципов валютного регламентирования в целях обеспечения устойчивого экономического развития России. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап совершенствования и поступательного развития российской экономики, в первую очередь, нуждается в рассмотрении вопро-сов правового регулирования валютных отношении в Российской Федерации. В связи с этим возрастает необходимость научного анализа происходящих из-менений, а также теоретического осмысления вопросов финансово-правового регулирования валютных отношений.
По своей сущности в целом отношения в сфере валютной деятельности но-сят совокупный характер. В соответствии с этим они регулируются нормами различных отраслей российского права, в частности нормами финансового права. Особое внимание следует уделить финансово-правовому регулирова-ние валютных отношений как одному из молодых и формирующихся направ-лений правотворческой и правоприменительной деятельности.
Следует отметить, что правовая основа этих отношений не сформирова-на должным образом. Это обстоятельство оказывает влияние на правоприме-нительную практику в этой области. В этой связи система норм, регулирую-щих рассматриваемые отношения, нуждается в повышении качества и система-тизации в соответствии с динамикой совершенствования самих валютных от-ношений.
Поскольку финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночной экономики и одновременно с этим выступают важным инструмен-том их регулирования государством, развитие экономики и в особенности усовершенствования финансовых инструментов, практически невозможно без обеспечения должного правового регулирования в сфере отношений с ино-странной валютой. Последнее выводит на первый план необходимость обес-печения надлежащего правового регулирования валютного контроля.
Проблемы регулирования валютных отношений на сегодняшний день становятся все более актуальными и значимыми, это связано с тем, что для поддержания стабильности валюты и платежного баланса страны нашей стране необходимо регулировать и контролировать движение трансгранич-ных потоков. С другой – для полноценного развития экономики нашей стра-ны, а также выхода ее на мировую арену, необходимо провести реформирова-ние в области валютного законодательства, и привести его в соответствии с международными нормами.
Механизмом для осуществления валютной политики, проводимой госу-дарством, является валютное регулирование. Оно представляет процесс, кото-рый направлен на установление порядка проведения операций с валютными ценностями, регулирование международных расчетов и включение России в международные валютные отношения. Одним из главных инструментов ва-лютного регулирования является валютный контроль, его образуют: Прави-тельство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. При этом субъекты каждого уровня имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.
В связи с этим, актуальность темы исследования обусловлена поис-ком путей эффективной реализации функций по валютному контролю, что поспособствует повышению экономического уровня страны.
Объект исследования – экономическая безопасность страны.
Предмет исследования – валютный контроль, как составная часть эконо-мической безопасности страны.
Цель исследования – изучить теоретические основы валютного контроля, как составной части экономической безопасности страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие во-просы:
рассмотреть экономическую безопасность в системе национальных ин-тересов России на современном этапе;
изучить валютную политика России в системе экономической безопас-ности;
оценить состояния современного валютного рынка;
провести анализ осуществления валютного контроля на территории РФ;
рассмотреть направления совершенствования валютного контроля и валютного регулирования по предотвращению утечки капитала;
определить изменение принципов валютного регламентирования в це-лях обеспечения устойчивого экономического развития России.
Для получения объективных знаний о предмете исследования и дости-жения поставленных задач использовались различные методы научного по-знания, в частности, изучение литературы по выбранной теме, экономический анализ данных.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
1.1. Экономическая безопасность в системе национальных интересов России на современном этапе
Главной функцией государства является обеспечение потенциала разви-тия страны, защита культурного, духовного наследия, норм общественной жизни и исторических традиций, а также стабильность и благополучие об-щества.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в обеспечении безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз экономического, политического, социального, экологического и других видов угроз.
Система обеспечение национальной безопасности Российской Федера-ции развивается и создается путем соответствия с федеральными законами, Конституцией Российской Федерации, распоряжениями и указами президен-та Российской Федерации, распоряжениями и постановлениями правитель-ства Российской Федерации.
Ядро системы обеспечения национальной безопасности Российской Фе-де- рации, составляют органы обеспечения национальной безопасности, которые осуществляют меры правового, политического, экономического, организационного и военного характера.
Термин «национальная безопасность», впервые был использован Со-единенными Штатами Америки, в 1934 году, послании Конгрессу о захвате зоны будущего Панамского канала интересами «национальной безопасности. В связи с этим, проблема национальной безопасности стала одной из важ-нейших в научных исследованиях для ученых всего мира.
После, Второй мировой войны США решили максимально использо-вать, на тот момент, возможности своего влияния. Они разработали кон-цепцию национальной безопасности, а на ее основе − доктрину государ-ственной безопасности.
Закон США «О национальной безопасности» обязал все государ-ственные структуры проводить целенаправленную политику по военно-политическому противостоянию с Советским Союзом и государствами Варшавского договора.
Следует отметить, что спектр взглядов на понятие «экономическая безопасность» крайне широк: «качественно определенное состояние эконо-мики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, или развить в прогрессирующих масштабах»; «способность и готовность эко-номики обеспечить достойные условия жизни и развития личности»; «обес-печить социально-экономическую и военно-политическую стабильность об-щества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»; «важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея-тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народно-го хозяйства, а также последовательная реализация национально-государственных интересов страны» .
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на взаимосвязи Стратегии национальной без-опасности РФ, а также на Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — это базовый документ, который касается развития и планирования все система обеспечения национальной безопасности в нашей стране. В данном докумен-те изложены меры и порядок действий, которые касаются обеспечения нацио-нальной безопасности Российской Федерации. Этот базовый документ являет-ся необходимой ос-новой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений и организаций (кото-рые касаются защиты национальных интересов нашего государства, а также обеспечение безопасности личности), государства и общества.
Рассмотрим национальные интересы Российской Федерации на долго-срочную перспективу :
1. Обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета Российской Федерации, и территориальной целостности.
2. Развитие гражданского общества и демократии, повышение и кон-курентоспособность национальной экономики.
3. Превращение России в мировую державу, деятельность которой будет направлена на поддержание взаимовыгодных партнерских отноше-ний и стратегической стабильности в условиях многополярного мира.
Наряду с достижениями основных приоритетов национальной без-опасности, Российской Федерации также сосредоточивает свои ресурсы и усилия для обеспечения национальной безопасности, на следующих прио-ритетах устойчивого развития:
1. «Равноправное стратегическое партнерство и стратегическая ста-бильность, которые укрепляются на основе активного участия Российской Федерации в развитии многополярной модели мироустройства».
2. «Рациональное природопользование, экология живых систем, со-держание которых достигается за счет целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала, развития прогрессивных технологий, а также сбалансированного употребления».
3. «Культура, здравоохранение, образование, наука, технологии, раз-вивающиеся путем укрепления роли государства, а также совершенствования государственно-частного партнерства».
4. «Экономический рост, достигающийся, прежде всего, путем раз-вития национальной инновационной системы, а также инвестиций в челове-ческий капитал».
5. «Повышение качества и уровня жизни граждан Российской Феде-рации путем высоких стандартов жизнеобеспечения, а также гарантирова-ние личной безопасности».
Исходя из рассмотренных теоретических положений, можно утвер-ждать, что суть экономической безопасности заключается в обеспечении экономического развития страны с целью удовлетворения социальных и эко-номических потребностей граждан России при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей сре-ды.
Исходя из того, что именно сейчас обеспечения экономической без-опасности в России приобретает первостепенное значение, считаем целесо-образным, дать четкое определение понятию экономической безопасности государства в современных условиях.
Считается, что «экономическая безопасность государства — это слож-ная категория, которая определяет уровень защищенности страны в полити-ческом и экономическом пространстве, она выступает балансом между резер-вом и нехваткой экономически обоснованных действий и событий в обще-стве».
Определение отечественных и зарубежных специалистов, например, отличаются разнообразием подходов и существенно расходятся по смыс-лу . А именно, по мнению отдельных экономистов, экономическая безопас-ность − это состояние государства, при котором оно имеет возможность со-здавать и развивать эффективные условия для перспективного развития и роста благосостояния граждан. Основным критерием экономической без-опасности страны считается способность ее экономики сохранять или, по крайней мере, быстро восстанавливать уровень общественного воспроиз-водства в условиях критического уменьшения поставок ресурсов или кри-зисных ситуациях внутреннего или внешнего характера.
Несмотря на большое количество публикаций, в то же время, остается много нерешенных проблем в теории и практике экономической безопасно-сти, которая является основной составляющей национальной безопасности государства. Кроме того, ситуацию осложняет отсутствие системности в отношении понятийного аппарата в этой сфере, а также обоснованных предложений по внедрению современных методов и моделей управления экономической безопасностью на всех уровнях управления экономикой. Динамические изменения в современной политико-социальной и экономи-ческой мировой среде обусловливают необходимость дальнейших исследо-ваний понятия экономической безопасности.
Экономическая безопасность – это способность государственных орга-нов в достаточной мере повышать уровень развития всех сфер общества, а также постоянно совершенствовать свои инструменты и механизмы для успешного противодействия внутренним и внешним угрозам.
Сущность экономической безопасности тесно связана с понятием «раз-витие». Если экономика не развивается, то увеличивается риск ее невыжива-ния, а также сокращается возможность сопротивляемости внутренним и внешним угрозам.
Экономическую безопасность авторы учебников рассматривают как один из элементов достижения государством своих национальных интересов.
Таким образом, по мнению ученых, экономическая безопасность явля-ется составной частью национальной безопасности государства. Есть авто-ры, которые именуют экономическую безопасность, как «экономическая национальная безопасность», подчеркивая общность экономической и национальной безопасности, и говорят о том, что «экономическая нацио-нальная безопасность – это не- который режим, состояние, правовая атмо-сфера, превентивно и автоматически обеспечивающие и гарантирующие надежность эффективного функционирования хозяйствующих субъектов страны».
Если рассмотреть это понятие более детально и основательно, то мож-но заметить, что экономическая безопасность обеспечивает защиту всей фи-нансовой сферы жизнедеятельности каждого субъекта, будь это страна в це-лом, либо ее субъекты.
Экономическая безопасность способна обеспечить экономике нашей страны не только стабильное и устойчивое состояние, но и по мере необхо-димости полное, либо частичное выживание субъекта экономики.
Раскрывая понятие «безопасность», экономическая безопасность опре-деляется как состояние субъекта хозяйствования, которое в условиях нега-тивного и разрушающего воздействия со стороны внешних и внутренних факторов и угроз, либо полностью прекращается, либо нейтрализует такое негативное воздействие.
В России проблема обеспечения экономической безопасности начинает активно подниматься в период перестройки, после развала СССР и перехода страны на новые рельсы экономических отношений.
Важнейшей частью национальной безопасности любой страны и одной из основных составляющих экономической безопасности РФ в современных условиях является финансовая безопасность. Сущность финансовой безопас-ности по мнению М. Е. Каратонова является: «состояние экономики, которое обеспечено достаточным количеством финансовых ресурсов для выполне-ния государством задач и функций при соответствующем контроле за закон-ным их формированием и расходованием». Важность финансовой безопас-ности в системе экономического развития определяется ролью самих фи-нансов и финансовой структуре и их влияние .
К наиболее важным национальным интересам можно отнести:
«укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конститу-ционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территори-альной целостности Российской Федерации»;
«укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование ме-ханизмов взаимодействия государства и гражданского общества»;
«повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспе-чение стабильного демографического развития страны»;
«сохранение и развитие культуры, традиционных российских ду-ховно-нравственных ценностей»;
«повышение конкурентоспособности национальной экономики»;
«закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирую-щих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира» .
Исходя из национальных интересов, закрепленных в стратегии можно сделать вывод о том, что финансовая безопасность, являясь частью эконо-мической безопасности оказывает влияние на все сферы деятельности госу-дарства и его граждан.
По мнению экономиста В. Л. Малик, «экономическая безопасность – осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля, который:
1. Позволяет добиться устойчивого и эффективного экономического развития страны .
2. Обеспечивает рациональную занятость населения, реализацию по-требностей людей в образовании, благосостояния людей, решения всего комплекса социально-культурных и бытовых проблем».
В начале XXI в. появились еще более конкретные и глубокие исследо-вания проблем экономической безопасности применительно к отдельным от-раслям экономики страны и субъектам социума. Позже в научном мире по-явилась позиция, согласно которой «экономическая безопасность» рассмат-ривалась уже как единая и целостная система, которая состояла из отдельных элементов, включенных в государственные, региональные и муниципальные программы.
Для повышения стабильности российской экономики, придания, ей вы-сокой степени экономической безопасности необходимо постепенное приве-дение всех основных показателей государства в границы их пороговых зна-чений, при этом эти значения необходимо строго соблюдать и желательно не превышать.
Основным критерием экономической безопасности любого государства служит проводимая властями данной страны экономическая политика. Каче-ственная разработка и следование определенной стратегии национальной экономики государства, уровень доверия к ней как со стороны населения и хозяйствующих субъектов, так и организаций международного бизнеса .
Данный критерий характеризуется целостной системой индикаторов устойчивого развития, отражающих как отдельные, так и общие части этой сложнейшей проблемы. Такими критериями служат:
«ресурсный потенциал государства с позиции его развития и уровень его использования»;
«эффективность использования капитала и трудовых ресурсов обще-ства»;
«конкурентоспособность экономики страны в целом»;
«обеспечение со стороны государства целостности экономического пространства на всей его территории»;
«суверенитет страны»;
«социальная стабильность в государстве, а также создание таких условий, которые будут способствовать предотвращению и разрешению возникших конфликтов и сложнейших ситуаций».
Совет безопасности РФ рекомендовал сформулировать развернутую карту угроз и вызовов национальным интересам России в области эконо-мики на современном этапе и в ближайшей перспективе. Важным факто-ром обеспечения экономической безопасности предложено считать качество государственного управления.
В начале ХХI вв. российская экономика оказалась перед долговре-менными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Первый вызов – «усиление глобальной конкуренции» охватываю-щей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инно-ваций, развития человеческого потенциала. В данном периоде происходит перестройка мирового хозяйства, которая связана с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов.
Второй вызов – «ожидаемая новая волна технологических измене-ний», резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста. В бли-жайшее время развитые страны перейдут к формированию новой техноло-гической базы экономических систем, основанной на использовании новей-ших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенци-ала.
Для России наличие научно-исследовательского потенциала произ-водств создает условия для использования преимуществ, связанных с рас-пространением новых технологий. Однако отставание в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конку-рентоспособность российской экономики, а также повышает ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.
Третий вызов – «возрастание роли человеческого капитала как ос-новной фактор экономического развития». Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяет-ся качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и ко-операции. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в миро-вой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предпола-гает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии челове-ческого потенциала, характеризующихся:
сокращением численности российского населения и занятых в эко-номике на фоне растущего демографического дисбаланса;
растущей конкуренцией за квалифицированные образованные кад-ры;
низким качеством и ухудшающейся доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.
Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами, – это «исчерпание источников экспортно-сырьевого развития», базирующихся на форсированном наращивании топ-ливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребле-ния за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях занижен-ного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факто-ров – рабочей силы, топлива, электроэнергии. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.
Негативное воздействие на экономическую безопасность оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недоб-росовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе – дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.
Из этого следует, что оценка общего состояния экономической без-опасности производится на основе анализа характеристик внешних и внут-ренних угроз как совокупности важнейших условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, обще-ства и государства; определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
1.2. Современная валютная политика России в системе экономической безопасности
Важным элементом государственной внешней экономической политики выступает валютная политика страны, которая регулирует валютные и эко-номические отношения в стране.
Валютная политика — это комплекс мер, которые осуществляются в области международных экономических отношений в зависимости от целей на определенном историческом этапе развития.
От того, насколько эффективна валютная политика страны, напрямую зависит ее экономическое положение в целом и социальное и экономическое развитие России в частности.
Валютная политика оказывает огромное влияние на экономику нашей страны. Проводя анализ достаточно большого количества экономический параметров, таких как: состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, валютное регулирование и другие. Централь-ный банк России разработал направления валютной политики.
Стоит отметить, что валютная политика в серьезных критических эко-номических ситуациях выполняет ряд очень задач: обеспечивает экономиче-ский рост, приостанавливает рост безработицы и инфляции, а также осу-ществляет поддержку платежного баланса.
Методы, которые использует Банк России при проведении валютной политики:
ключевая ставка;
валютный контроль;
золотовалютные резервы
установление режима валютного курса.
Ключевая ставка – является один из основных методов проведения ва-лютной политики. Он используется для облегчения кредитования предприя-тием и населением.
Валютный контроль – заключается в регулировании, контроле и защи-те субъектов валютных операций.
Золотовалютные резервы – это те средства, которые используют для быстрой продажи.
Установление режима валютного курса – данный метод валютной по-литики заключается в регулировании государством курса обмена иностран-ной на государственную валюты.
Выполнение задач валютная политика осуществляет через валютное законодательство.
Валютная политика − составная частью макроэкономической политики государства и занимает важное место в системе государственного регу-лирования экономики. Она содержит ряд мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютно-экономических отношений, и направлена на обеспечение экономического роста, снижение инфляции и поддержание равновесия платежного баланса.
Основой валютной политики является валютное законодательство, содержащее правовые нормы в области валютного регулирования и кон-троля с целью регулирования порядка совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами.
Одним из средств реализации валютной политики − валютное регули-рование − регламентация государством внутренних и международных ва-лютных отношений страны с целью повышения их эффективности. Она осуществляется на национальном и межгосударственном уровне.
На практике валютное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами:
– прямое валютное регулирование – это принятие законодательных фактов и действия исполнительной власти;
– косвенное – использование валютно-кредитных методов воздействия на поведение субъектов рынка.
При разработке валютной политики исходят из необходимости ре-шения долговременных и оперативных задач.
Для решения стратегической и текущих задач валютной политики направлена деятельность Банка России и Правительства Российской Феде-рации.
Свои функции Центральный Банк выполняет посредством валютного регулирования и контроля. С помощью методов валютного регулирования решаются такие задачи:
«как установление твердого обменного курса рубля»;
«создание условий для сбалансированности движения капиталов в страну и из страны»;
«стимулирование притока иностранных прямых и портфельных инве-стиций»;
«осуществление валютного контроля над объемом продажи валютной выручки»;
«обслуживание внешнего долга».
Валютная деятельность регулятора поспособствует повышению уров-ня прозрачности и предсказуемости валютных операций.
Среди инструментов реализации валютной политики предпочтитель-ным считается применение экономических мер, потому что именно ими, воз-можно, серьезно ограничивать вмешательство органов государственного власти в валютные операции хозяйствующих субъектов и населения.
Решения таких задач создает условия для защиты финансовой системы государства от действия негативных факторов, которые возникают в мировой экономике. Так как именно они могут вызывать резкие колебания обменного курс рубля, отток капиталов, снижение конкурентоспособности отечествен-ных производителей на внутреннем и мировом рынках.
Фундаментом эффективной внешнеэкономической политики является, формирование правовых основ регулирования деятельности её субъектов в соответствии с национальными интересами страны, что выражается в основ-ном в определении степени открытости национальной экономики.
Валютная политика, как о инструмент адаптации экономики страны к изменяющимся внешним условиям, создает предпосылки для функциониро-вания внешнеэкономической деятельности, и во многом определяет степень самостоятельности как при принятии ключевых решений, так и при проведе-нии текущих мероприятий практически во всех сферах экономики.
Валютная политика – это целенаправленные действия государства, ре-гиона или отдельных производителей в области валютных взаимоотношений. Основными нормативными, регламентирующими порядок обеспечения эко-номической безопасности РФ, источниками являются:
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии эконо-мической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
2. «Концепция национальной безопасности РФ».
Одним из главных элементов минимизации угроз национальной без-опасности − проведение рациональной и сбалансированной валютной поли-тики. Данные преобразования происходят в несколько этапов.
а) Первый этап − разработка валютной стратегии в средне- и долго-срочной перспективе.
Национальные интересы страны и особенности валютной сферы нацио-нальной экономики дают основания выдвинуть следующие приоритеты ва-лютной политики:
1. «Повышение благосостояния граждан и устойчивый интенсивный рост».
2. «Поддержание важнейших наукоемких и высокотехнологичных от-раслей».
3. «Устойчивость национальной денежной системы».
4. «Обеспечение эффективного участия в международной миграции ка-питала».
б) Второй этап − определить цель валютной политики России.
Важнейшими среди них являются:
1. «Обеспечение устойчивой равновесной ситуации на валютном рынке; ориентация на повышение курса национальной валюты».
2. «Укрепление положения рубля во внутреннем денежном обороте и снижение степени долларизации экономики».
3. «Создание предпосылок эффективного управления внешней задол-женностью».
4. «Ограничение вывоза капитала».
в) Третий этап − преобразование валютной политики.
В современных условиях для России необходимо предпринять ком-плекс мер по укреплению экономической безопасности, направленных на устойчивое экономическое развитие и изменение экономической политики государства:
1. «Осуществлять финансовые потоки государства в отечественной ва-люте либо в валюте стран БРИКС».
2. «Заместить валютные активы, размещенные в обязательствах других стран, участвующих в санкциях против России, инвестициями в золото».
3. «Запретить передачу иностранным собственникам стратегических и социально значимых предприятий».
4. «Провести перевооружение промышленности с ориентацией на ин-новационное развитие».
5. «Разработать крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам для преодоления зависимости от импорта иностранной техники».
6. «Обеспечить работу российских платежных инструментов».
7. «Осуществить деофшоризацию экономики, направленную на пре-кращение систематического оттока капитала».
8. «Ориентировать собственную финансовую систему на внутренние источники кредитования».
9. «Обеспечить льготное финансирование реального сектора экономи-ки, сокращение налогов на производственную деятельность и заработную плату».
10. «Создать реальные условия для активизации предпринимательской деятельности».
В целях усовершенствования организационного обеспечения валютно-го регулирования и контроля целесообразно создать специальное оператив-ное подразделение по контролю за операциями крупнейших экспортеров (на долю из них приходится, как известно, свыше половины валютной выруч-ки).
На базе такого подразделения, работающего с относительно неболь-шим числом экспортеров и кредитных учреждений, может быть опробована автоматизированная система валютного контроля.
Традиционные пути совершенствования валютного регулирования и контроля такие как:
«разработка эффективной нормативной базы вывоза капитала»;
«использование практики привлечения к уголовной ответственности конкретных лиц, виновных в утечке капитала»;
«введение временных валютных ограничений на период перестройки валютной политики, также необходимы для улучшения развития валютной политики».
Для достижения результатов в данной области необходимо:
расширение объемов рефинансирования Банком России;
необходимо гибкое и адекватное управление процентной ставкой при изменениях внешней и внутренней конъюнктуры.
Валютная политика может быть результативной только в том случае, если каждое мероприятие в этой области будет проверено на соответствие приоритетам.
Реализация валютной политики государства невозможна без взаимо-отношений между субъектами и выполнения ими возложенных на них обя-занностей. Такие отношения получили название «валютные правоотноше-ния».
Говоря о правовой природе валютных отношений, сложно дать одно-значного ответа по поводу их сущности. Так, некоторые ученые (Н. Н. Ар-темова и др.) считают, что валютные правоотношения необходимо относить к области публичного права. Сторонники данного подхода рассматрива-ют данные правоотношения только в сфере валютного контроля и ответ-ственности за нарушение соответствующего законодательства.
Валютные правоотношения рассматриваются в двух правовых аспек-тах: в широком и узком смыслах.
В широком смысле валютные правоотношения – совокупность отно-шений, закрепленных Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ № 173-ФЗ), ко-торые возникают в случае каких-либо валютных ценностей.
В узком смысле валютные правоотношения – это отношения, носящие частноправовой характер, либо отношения, носящие публичный характер.
Необходимо отметить, достаточно важную особенность, а именно ва-лютные правоотношения в своей структуре способны содержать как пра-ва, так и обязанности разного происхождения. Данная особенность доста-точно легко объяснима, одна часть прав и обязанностей способна возникать в связи со свободным волеизъявлением и юридическим равенством, а дру-гая часть устанавливается нормативно-правовым актом .
Таким образом, валютные правоотношения – отношения, которые возникают между участниками валютных операций по поводу проведения операций, а также между участниками валютных операций и государствен-ными органами в связи с регулированием порядка проведения валютных операций и контролем за его соблюдением.
Данные правоотношения представляют собой общественную связь, со-стоящую из следующих элементов:
объекты правоотношения, к ним относят: валютные ценности, валю-та РФ и внутренние ценные бумаги;
субъекты правоотношения – лица, управомоченные осуществлять свои права, и лица, осуществляющие возложенные на них обязанности;
содержание правоотношения – права и обязанности участников ва-лютных правоотношений.
Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет субъектов валютных пра-воотношений на 2 вида – резидентов и нерезидентов, при этом он не дает точного определения данным понятиям и их характеристики. Федеральный закон № 173-ФЗ называет лишь круг лиц, которые относятся к тому или иному понятию. В соответствии с данным нормативно-правовым актом, к резидентам целесообразно относить:
«физические лица, которые являются гражданами РФ, за исключени-ем граждан РФ, постоянно проживающих на территории иностранного гос-ударства»;
«иностранные граждане и лица без гражданства, которые прожи-вают на территории РФ на основании вида на жительство»;
«юридические лица, существующие на территории нашего государ-ства в соответствии с законодательством РФ»;
«филиалы юридических лиц, находящиеся за пределами территории РФ»;
«дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства РФ, которые находятся за пределами территории РФ»;
«субъекты РФ, муниципальные образования».
К нерезидентам относятся:
«физические лица, которые не являются резидентами»;
«юридические лица, которые созданы в соответствии с законодатель-ством иностранного государства и которые находятся за пределами РФ»;
«межгосударственные и межправительственные организации, их фи-лиалы и постоянные представительства в Российской Федерации»;
«иные лица, не являющиеся резидентами».
К основным правам относятся:
право ознакомиться с актами проверок, которые проводятся органа-ми и агентами валютного контроля;
право обжаловать решения данных органов в установленном законом порядке;
право на возмещение реального ущерба, который был причинен вследствие незаконных действий органов, осуществляющих валютный кон-троль.
Особое место среди резидентов занимают уполномоченные банки и валютные биржи, являющиеся профессиональными участниками валютного рынка. Их выделение среди других субъектов и предопределяет их особое правовое положение в области валютных отношениях.
Таким образом, особой категорией валютных отношений являются уполномоченные банки, через которые на всей территории РФ осуществля-ются валютные операции как резидентами, так и нерезидентами.
Так же важно отметить, что правовой акт, а именно ФЗ № 17, направлен на регулирование прав и обязанностей резидентов и нерезидентов, которые касаются отношения владения и распоряжения валютой.
При детальном анализе механизма финансово-правового регулирования валютных отношений урегулированных нормами права, можно заме-тить, что данные правоотношения включают в себя отношения по осуществлению валютного регулирования и контроля. А сама непосредствен-ная деятельность органов государственной власти РФ, которые в силу закона обязаны осуществлять контроль, тоже входит в структуру валютных правоотношений.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф