Заявка на расчет
Меню Услуги

СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

2.1. Задачи и функции органов, осуществляющих валютное регулиро-вание и валютный контроль

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Рис.2.1. Состав органов (агентов) валютного контроля в РФ

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию дея-тельности в области валютного контроля федеральных органов исполни-тельной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их вза-имодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Банк России как орган валютного на основе ст. 4 федерального закона РФ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выполняет следующие функции:
 «организует и проводит валютное регулирование»;
 «определяет порядок расчетов между резидентами и нерезидентами»;
 «устанавливает официальный курс валют по отношению к рублю»;
 «учувствует в разработке и прогнозированию платежного баланса»;
 «устанавливает порядок работы бирж по работе с иностранной валю-той»;
 «покупать, продавать, хранить валютные ценности (иностранные ва-люты и внешние ценные бумаги)»;
 «выставлять чеки и векселя в любой валюте»;
 «осуществлять регулирование резидентами валюты»;
 «определяет сферу и порядок обращения валютных ценностей РФ»;
 «выдача лицензий банкам на осуществление операций с валютой»;
 «устанавливает формы учета и отчетности и сроки их предоставления по валютным операциям»;
 «устанавливает порядок открытия и ведения валютных счетов в рос-сийских банках и иностранных банках»;
 «контролирует и реализует движение капитала»;
 «управление золотовалютными резервами»;
 «контролирует деятельность уполномоченных банков, агентов ва-лютного контроля и валютных бирж».
Центральный банк РФ на валютном рынке выступает в роли регулято-ра и контролирующего органа. Банк России устанавливает правила и усло-вия валютной интервенции Банка России, которые применяются для устра-нения беспорядочных колебаний валютного курса.
Главная особенность таких проверок на соблюдения валютного за-конодательства заключается в том, что во время их проведения выявля-ются конкретные схемы «утечки капитала» и обхода требований валютного законодательства.
Главным отличием инспекционной проверки является также их ком-плексность, когда под проверку попадает не только деятельность уполно-моченного банка, но и его клиентов. Центральный банк РФ контролирует и валютные биржи.
Валютные биржи − это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, один из видов, деятельности которых состоит в организации биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным банком Российской Фе-дерации.
Деятельность Банка России как органа валютного контроля во внешнеэкономической сфере осуществляется по двум направлениям.(см. рис.2.2.)

Рис. 2.2 Направления деятельности Банка России во внешнеэкономической сфере.

Центральный банк РФ как орган валютного контроля осуществляет специальный контроль валютно-обменных операций, которые проводят коммерческие банки. Это направление валютного контроля реализуется Бан-ком России для общей системы мониторинга внутреннего рынка наличной иностранной валюты.
В соответствии с действующим законодательством РФ − «все опе-рации в иностранной валюте должны осуществляться только через Банк России или уполномоченные банки. Такими банками являются кредитные организации, которые получили лицензии Банка России на проведение ва-лютных операций».
В противном случае все операции, связанные с куплей и продажей ино-странной валюты считаются противозаконными. Все резиденты обязаны за-числять полученную в результате внешнеэкономической деятельности ино-странную валюту на счета уполномоченных банков, в независимости от фор-мы собственности.
Конкретные мероприятия в этой области, осуществляемые территори-альными учреждениями Банка России, имеют целью предотвратить не-обоснованное использование наличной иностранной валюты при расчетах на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами через та-моженную границу Российской Федерации.
В рамках контроля валютно-обменных операций ЦБ РФ осуществляет контроль за подлинностью иностранных денежных знаков. Данный кон-троль осуществляется путем проведения соответствующих экспертиз. В Российской Федерации экспертиза подлинности может осуществляться только Банком России и МВД РФ. Иностранной валютой считаются, со-мнительной, если денежные знаки иностранных государств, которые вызы-вают сомнения в их подлинности, а также денежные знаки, имеющие при-знаки подделки. Подобные денежные знаки предъявителю не возвращаются и подлежат задержанию банком с выдачей клиенту справки о приеме на экс-пертизу.
Банк России осуществляет мониторинг валютных операций в целях полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям ре-зидентов и нерезидентов. Это предполагает наличие гибкой системы сбора, обработки и систематизации поступающей информации по валютным опе-рациям, ее мониторинг и подготовку аналитических отчетов.
В Банке России создан и на регулярной основе пополняется банк данных о валютных операциях, осуществляемых уполномоченными банками на разных сегментах внутреннего валютного рынка.
Кроме того, по предложениям Банка России, в Федеральном законе № 173-ФЗ закреплены механизмы, позволяющие препятствовать незаконному выводу денежных средств за рубеж. Установлена обязанность резидента по репатриации на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов, причитающихся, в соответствии с условиями договоров зай-ма в случае предоставления резидентом нерезиденту займа.
В 2019 году Банк России продолжил работу, направленную на либерализацию требований валютного законодательства Российской Федерации в целях упрощения процедур. Так, при участии Банка России в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» был внесен ряд концептуаль-ных изменений, предусматривающих:
 наделение Банка России полномочиями, по согласованию утверждаемого Федеральной налоговой службой (ФНС России), пе-речня резидентов, которые признаются исполнившими требование о репатриации денежных средств в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера ;
 либерализацию ограничений на совершение валютных опера-ций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в бан-ках за пределами территории Российской Федерации ;
 поэтапную (с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года) отме-ну требования о репатриации экспортной выручки в валюте Россий-ской Федерации по внешнеторговым контрактам;
 обеспечение возможности использования резидентами при осуществ-лении валютных операций в качестве формы расчетов с нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности переводных (трансферабель-ных) аккредитивов .
В целях освобождения банков от обязанности повторного пред-ставления в таможенные органы копий контрактов, в рамках тамо-женной проверки, ранее представленных в соответствии с валютным законодательством , введено требование о подписании усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного банка направляемых в таможенные и налоговые органы сообщений в элек-тронном виде, содержащих копии контрактов, принятых на учет, и изменений к ним, в целях исполнения такими органами функций ор-ганов валютного контроля .
В целях обеспечения учета внешнеторговых договоров (кон-трактов), освобожденных от репатриации валюты Российской Феде-рации с 1 января 2020 года в связи с принятием Федерального за-кона № 265-ФЗ7, Банк России совместно с Федеральной таможен-ной службой (ФТС России) и ФНС России проинформировал кре-дитные организации и субъектов внешнеэкономической деятельности о сохранении в отношении таких внешнеторговых договоров (кон-трактов) подходов к осуществлению валютного контроля .
Важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности госу-дарства отведена Федеральной таможенной службе, являющейся одним из базовых институтов экономики. Согласно указу Президента РФ в 2016 г. была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая выполняла функции органа валютного контроля и ее функции были переданы ФТС России и ФНС России. В № 173-ФЗ были внесены поправки, изменяющие правовой статус данных органов государ-ственной власти, а именно: «исключение их из агентов валютного контроля и наделение статусом органов валютного контроля».
Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, Федеральная таможенная служба обеспечивает по-ступление средств в государственный бюджет, что в конечном итоге обес-печивает экономическую и национальную безопасность государства.
В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года опреде-лено: «В современных условиях таможенные органы Российской Федера-ции содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, оказывают противодей-ствие угрозам безопасности РФ, преступлениям и административным пра-вонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, также содействуют созданию благоприятных условий для разви-тия и интенсификации внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокраще-ния времени, необходимого для совершения таможенных операций, по-вышения качества предоставляемых государственных услуг в области та-моженного дела» .
Таможенную политику непосредственно проводят таможенные органы Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 «Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществ-ляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функ-ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре-гулированию, контролю и надзору в области таможенного дела».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некото-рых актов Правительства Российской Федерации»: ФТС России осуществля-ет контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с импортом товаров в РФ и их экспортом из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с таким перемещением товаров, условиям лицензий и разрешений». В связи тем, что ФТС России приобрело статус органа валютного контроля, тамо-женные органы обязаны. (см. рис.2.3.)

Рис. 2.3 Обязанности Федеральной таможенной службы.

Основанием для начала административной процедуры рассмотрения документов, является информация о возможных нарушениях валютного за-конодательства по результатам анализа региональной базы данных валют-ного контроля или по поручению вышестоящего должностного лица на про-ведение проверки.
Выявленная информация, в ходе проверки, о возможных нарушениях фиксируется в соответствующей докладной записке руководителю таможен-ного органа, а в случае его отсутствия, лицу, его заменяющего. На проведе-ние проверки, по поручение вышестоящего должностного лица, докладная записка не составляется.
Исходя из этого, можно сказать, что, таможенные органы наделены широким спектром властных полномочий, которые позволяют им самостоя-тельно назначать меры ответственности и выдавать предписания об устра-нении выявленных нарушений в сфере валютного законодательства Россий-ской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также изда-вать нормативные правовые акты в области валютного регулирования.
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, за-ключается в соблюдение порядка перемещения валюты РФ, валютных цен-ностей, внутренних ценных бумаг, а также совершения трансграничных пла-тежей.
Главное направление при осуществлении валютного контроля является противодействие незаконного вывода капитала за рубеж с помощью приме-нения системы управления рисками, а также межведомственного и междуна-родного сотрудничества.
При осуществлении валютного контроля ФТС остро стоят вопросы о недостоверности сведений, указанных в транспортерных и коммерческих до-кументах.
Так в частности, предприниматели в своей деятельности используют преступные схемы с созданием фирм-однодневок, которые, в свою очередь, поставляют товары за рубеж, получают деньги, переводят их на счета ино-странных банков, после чего ликвидируются.
Кроме этого, декларантами часто допускаются ошибки в заполнении декларации на товары. Наличие ошибок влечет за собой невозможность по-ступления информации о зарегистрированных декларациях и внесение бан-ком паспорта сделки в ведомость банковского контроля по договору в авто-матизированном режиме.
По итогам проводимых проверок ФТС России, наиболее частые нарушения в сфере валютного законодательства выявляются в отношении юридических лиц, которые на момент проведения проверочных мероприя-тий фактически прекратили свою деятельность, так называемые фирмы-однодневки. Однако трудность выявления данных нарушений заключается в сложности взыскания административных штрафов с фирм-однодневок, что ведет к увеличению дебиторской задолженности перед федеральным бюдже-том.
ФТС России обеспечено информационное взаимодействие с ЦБ РФ, целью которого является противодействие незаконного вывода капитала из Российской Федерации. Суть заключается в том, что ЦБ РФ отказывает в переводе денежных средств в счет оплаты ввозимых на территорию нашей страны товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам по мнимым сделкам на основании информации, предоставляемой та-моженными органами.
В целях обеспечения экономической безопасности страны таможен-ные органы также взаимодействуют с Федеральной налоговой службой при осуществлении валютного контроля.
Нормативно-правовой акт, регулирующий взаимодействие таможен-ных и налоговых органов – «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (далее − Соглаше-ние)».
В соответствии со статьей 2 Соглашения, выделим такие формы взаи-модействия таможенных и налогов органов Российской Федерации, как:
 «обмен информацией, цель которого – обеспечение контроля за со-блюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодатель-ства»;
 «разработка совместных нормативно-правовых актов по проведению проверок участников ВЭД»;
 «обеспечение государственного контроля при взаимодействии с другими контролирующими органами».
В статье 11 Соглашения установлено, что: «налоговые органы предо-ставляют в таможенные органы на всех уровнях, в обязательном опера-тивном порядке, сведения о нарушении участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования, законода-тельства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельно-сти в части регулирования внешнеторговых (бартерных) сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы РФ».
Налоговые органы предоставляют информацию о возбужденных ими делах об АП, включающая сведения о результатах их рассмотрения, вступлении в законную силу принятых по ним решений и их исполнении таможенным органам, а они, в свою очередь, предоставляют аналогич-ную информацию по возбужденным делам об АП, о нарушениях валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
При этом необходимо включить в перечень передаваемых сведений в рамках взаимодействия таможенных и налогов органов, следующие данные:
 «сведения, полученные в рамках проведения проверочных меро-приятий по результатам налогового или таможенного контроля, если они не относятся к предмету деятельности органа валютного контроля»;
 «данные, которые прямо или косвенно указывают на возможность, при осуществлении валютных операций, нарушения резидентами (нере-зидентами) норм валютного законодательства»;
 «информацию об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ и о движении денежных средств по этим счетам (вкладам)»;
 «данные получаемые из ЦБ РФ или от агентов валютного кон-троля, контролирующих и правоохранительных органов».
В связи с тем что, вышеперечисленная информация, имеет большой объем при ее взаимном обмене, следовательно, необходимо создать систе-му электронного межведомственного взаимодействия, содержащую базу данных валютного контроля.
В обязанности таможенных органов входит формирование и ведение центральной базы данных валютного контроля, сведения из которой исполь-зуются должностными лицами таможенных органов для повышения эффек-тивности проводимого валютного контроля. Однако, такая информация, в Соглашении не закреплена, как обязанность предоставления таможенными органами информации, содержащейся в центральной базе данных валютно-го контроля.
Следовательно, Соглашение станет основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимодействие между налоговыми и таможенными органами, который будет способствовать интеграции систем электронного межведомственного взаимодействия для более эффективного проведения валютного контроля и правоохранительной деятельности.
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, направлен на соблюдение порядка перемещения валюты, валютных ценно-стей, внутренних ценных бумаг, а также совершения трансграничных плате-жей.
Основное направление таможенных органов при осуществлении ва-лютного контроля – противодействие незаконного вывода капитала за ру-беж.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля соблюдения налогового законодательства, правильности исчис-ления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью ис-числения, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюд-жет иных обязательных платежей.
К полномочиям ФНС России как органа валютного контроля отнесено:
1. «Контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства».
2. «Установление формы уведомления об открытии валютных счетов в иностранных банках за рубежом».
3. «Проведение проверок соблюдения валютного законодательства ре-зидентами и нерезидентами».
4. «Проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валют-ным операциям».
5. «Выдача предписаний об устранении фактов выявления нарушений валютного законодательства».
6. «Применение санкций за нарушение валютного законодательства».
Таким образом, на налоговые органы возложен контроль за законно-стью осуществление всех валютных операций резидентов, не связанных с перемещением через границу товаров, а также за репатриацией выручки по внешнеторговым контрактам, предусматривающим исполнение работ, ока-зание услуг, пере- дачу информации и результатов интеллектуальной дея-тельности, в том числе исключительных прав.
Нормативно-правовая база порядка действий и компетенций налого-вых органов определена следующими актами:
 ФЗ № 173–ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и ва-лютном контроле»;
 КоАП РФ;
 Постановление Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. (Положение о ФТС РФ);
 Постановление Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005 г. (Правила предоставления юридическими лицами отчетов о движении средств по счетам);
 Постановление Правительства РФ № 1365 от 12 декабря 2015 г. (Правила предоставления физическими лицами отчетов о движении средств по счетам);
 Приказ Минфина РФ № 123н от 4 октября 2011 г.
Несмотря на отсутствие полномочий на применение мер ответственно-сти, налоговые органы при валютном контроле, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об адми-нистративном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодатель-ства или протокол об административном нарушении валютного законода-тельства.
В качестве агентов валютного контроля выступает уполномоченные банки, они, в свою очередь, выполняют следующие функции:
 контроль за соблюдением валютного законодательства, нормативно-правовых актов и иных актов ЦБ РФ;
 консультирование при постановке на учет, при оформлении сведений о валютных операциях и справок о подтверждающих документах;
 контроль операций по контрактам;
Валютно-обменные операции коммерческих банков контролируются со стороны Банка России с целью:
1) предотвращения необоснованного использования наличной ино-странной валюты в расчетах на территории РФ;
2) соблюдения порядка ввоза и вывоза резидентами и нерезидентами иностранной валюты через таможенную границу РФ.
С этой целью ЦБ РФ разработаны нормативно-правовые акты, уста-навливающие порядок контроля над открытием и функционированием об-менных пунктов уполномоченных банков. В соответствии с валютным за-конодательством валютно-обменные операции на территории России мо-гут проводиться только через обменные пункты уполномоченных банков.
Государственная корпорация «Банк развития внешнеэкономической де-ятельности» – ведут учет контрактов, осуществляют проверку законности ва-лютной операций клиентов, в свою очередь, профессиональные участники рынка ценных бумаг – ведут сбор информации о валютных операциях, осу-ществляют поддержание законности и финансовой дисциплины в валютных отношениях.
Принципиальная разница между органами валютного контроля и аген-тами валютного контроля заключается в том, что первые обладают более широким кругом полномочий по сравнению с остальными субъектами систе-мы валютного контроля. Орган валютного контроля наделен правом при-менения мер ответственности за нарушение актов валютного законодатель-ства и актов органов валютного регулирования.
В свою очередь агенты валютного контроля обнаруживают нарушения актов валютного законодательства и передают информацию об этих нару-шениях вышестоящим органам валютного контроля для принятия соответ-ствующих мер.
Органы и агенты валютного контроля, накапливают всю информацию по внешнеторговым операциям, о движении капитала и, исходя из этой ин-формации, государство может корректировать всю валютную политику.
С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также подготовки необходимой статистики в установленные сроки законодательством.
Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэконо-мическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важней-ший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состоя-ние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в извест-ной мере, инвестиционная привлекательность государства.
2.2. Анализ результатов деятельности по осуществлению валютного контроля, регулирования и привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства в РФ
На современном этапе развития российской экономики было показано, что государственная система стремительно создает условия для развития внешне торговых отношений, пытаясь стабилизировать экономическую ситу-ацию и платежный баланс.
Рассмотрим более подробно деятельность некоторых субъектов валют-ного контроля и их взаимодействие.
1. Центральный банк.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назы-вался Государственный банк РСФСР.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен, как и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном кон-троле» совершенно точно устанавливает компетенции органов и агентов валютного контроля.
Банк России обладает исключительным правом осуществления кон-троля над соответствием всех валютных операций валютному законода-тельству РФ, совершаемых как кредитными организациями, так и валют-ными биржами.
В рамках осуществления валютного контроля Банк России использу-ет различные методы. Метод валютного контроля – это специфический прием и способ его осуществления. (см. рис. 2.4)

Рис. 2.4 Методы валютного контроля.

Основные – наблюдение и проверка; специализированные – обследо-вание и ревизия; дополнительные – запрос информации и анализ.
Банк России как надзорный орган осуществляет контроль за соответ-ствием валютному законодательству валютных операций, совершаемых бан-ками и иными кредитными организациями. Банк России организует валют-ный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, наделенные действующим валютным законодательством полномочиями аген-тов валютного контроля. Рассмотрим подробно статистические данные Банка России, которые представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1
Динамика покупки и продажи наличной иностранной валюты физ. лицами в уполномоченных банках, млрд долл.

Показатели Года
2017 2018 2019
Покупка валюты 35,5 34 27,4
Продажа валюты 15,6 17,4 13,5
Чистый спрос 21 21 13,7
Ввоз валюты 48,7 40,2 25,7
Вывоз валюты 10,1 13 11,6

Источник: составлено автором на основе данных годовой отчетности Банка России : ЦБ РФ. М., 2011-2020 URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27873/ar_2019.pdf (дата обращения 20.05.2020).

В 2019 г. объемы покупки населением у уполномоченных банков наличной иностранной валюты по сравнению с 2018 годом сократились на 24% составив 27,4 млрд долл. США, и с 2017 годом сократились 26%. Объ-емы ее продаж уполномоченным банкам снизились на 29 %, до 13,5 млрд долл. США по сравнению с 2018 годом, и на 27% на 2017 год. Чистый спрос на наличную иностранную валюту по сравнению с 2018 годом уменьшился на 34% и составил 13,7 млрд долл. в США. В этих условиях уполномочен-ные банки сократили ее ввоз в страну в большей степени, чем вывоз. В 2019 году было вывезено наличной иностранной валюты на сумму 25,5 млрд дол-ларов США, что на 37% меньше, чем в 2018 году, и на 45% меньше, чем в 2017 году. Объемы ввоза наличной иностранной валюты уполномоченными банками по сравнению с 2018 годом снизились на 11% и составили 11,6 млрд долл. США. Для большей наглядности данные из табл. 2.1 представлены в виде диаграммы на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5 Динамика покупки и продажи наличной иностранной валюты физ. лицами в уполномоченных банках, млрд долл.

В 2019 году Банк России продолжил контроль за соблюдением требо-ваний за исполнением норм Федерального закона № 115-ФЗ «О противодей-ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее федер. Закон № 115-ФЗ) должностны-ми лицами кредитных и не кредитных организаций, а также продолжил ра-боту по возбуждаю и рассмотрению административные дел по ст. 15.27 Ко-АП РФ. Результаты работы в период с 2017-2019 гг. Банка России в данном направлении представлены в таблице. 2.2.

Таблица 2.2
Результаты деятельности Банка России в осуществлении контроля за испол-нением требований законодательства по ПОД/ФТ за 2017-2019 гг.
должностными лицами кредитных организаций и не кредитных организаций

 

Источник Годовой отчет Банка России : ЦБ РФ. М., 2011-2020 URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27873/ar_2019.pdf (дата обращения 20.05.2020).
Разберем подробно данные таблицы 2.2. В 2018 г. дел об админи-стративных правонарушениях возбуждено 466, то в 2019 г. эта цифра воз-росла на 17% или в 1,2 раза до 559 дел. В 2017 г. постановлений о наложе-нии штрафа на 24% больше чем в 2019 г., и в 2018 г. наблюдается незначи-тельное снижение на 8%, до 128 постановлений.
Завершено рассмотрение дел в 2017 году 486, а в 2018 г. количество завершенных дел сократилось на 11% и составило 431 дел, а в 2019 г. дел завершено на 19% больше предыдущего года, и в 2019 г. количество поста-новление о назначении предупреждения завершенных дел снизилось на 3%.
На рис. 2.6 представлены результаты деятельности Банка России в осуществлении контроля за исполнением требований законодательства по ПОД/ФТ за 2017-2019 гг.

Рис. 2.6 Результаты деятельности Банка России в осуществлении контроля за исполнением требований законодательства по ПОД/ФТ за 2017-2019 гг.

Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые фор-мы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их пред-ставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В Банке России создан и на регулярной основе пополняется банк данных о валютных операциях, осуществляемых уполномоченными банками на разных сегментах внутреннего валютного рынка.
Таким образом, Банку России отведено особое место и роль в системе органов валютного регулирования и валютного контроля. Он одновремен-но выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Российской Федерации.
2. Таможенные органы.
Важнейшей задачей таможенных органов РФ является предупреждение нарушений, совершаемых под видом внешнеторговой деятельностью, в том числе, мнимых сделок, то есть противодействие оттоку денежных средств из-под юрисдикции государства. Идея создания эффективной системы валютно-го контроля в рамках системы управления рисками является не только одной из важнейших задач со стороны государственных органов, но и исполни-тельного органа, в лице Федеральной таможенной службы. Государство как орган валютного контроля выступила организатором устранения законода-тельных пробелов и создания механизма противодействия сомнительным ва-лютным операциям. Ряд рекомендаций нашел свое отражение в принятых изменениях валютного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» и ст. 94 Таможенного кодекса таможенного союза: «Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валют-ной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам».
В 2019 году ФТС России проведена работа, направленная на по-вышение эффективности предупреждения, выявления и пресечения соверше-ния участниками ВЭД сомнительных финансовых операций.
В 2019 году таможенными органами проведено более 10 тыс. прове-рок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Рос-сийской Федерации и актов органов валютного регулирования, по ре-зультатам которых возбуждено более 14,5 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму более 86 млрд рублей (нарушения валютного законо-дательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирова-ния),в 2018 году проведено 10,6 тыс. проверок, возбуждено 13,8 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 207 млрд рублей. Графически сведения о количестве проверок, представим в виде рисунка 2.7.

Рис. 2.7. Сведения о количестве проверок, возбужденных дел об АП по ст.15.25 КоАП РФ в динамике за 2017-2019 гг.

ФТС России на регулярной основе передает в Банк России инфор-мацию о ДТ, с признаками недостоверности сведений о цене товара для бло-кировки банками сомнительных валютных операций. Эффективность дан-ного взаимодействия подтверждается существенным снижением объема ва-лютных операций с использованием ДТ. По информации Банка России, данный объем по предварительным оценкам снизился с 2,4 млрд рублей в 2018 году до 1,3 млрд рублей в 2019 году.
По экспертной оценке ФТС России, в целом за последние четыре года благодаря взаимодействию ФТС России и Банка России в данной сфере предотвращен незаконный перевод денежных средств за рубеж на сумму бо-лее 3 млрд долларов США.
Для обеспечения исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) номинальных юридических лиц тамо-женные органы передают в налоговые органы информацию о признаках недостоверности сведений в отношении таких лиц, включенных в реестр, либо об их образовании через подставных физических лиц. В 2019 году ФТС России направлена в ФНС России информация о 1 299 юридических лицах, обладающих указанными признаками.
На основании данной информации налоговыми органами принято решение об исключении из ЕГРЮЛ 255 юридических лиц в 2018 году в ФНС России была направлена информация о 1 930 юридических лицах, принято решение об исключении из ЕГРЮЛ 218 юридических лиц.
Начиная с момента наделения ФТС России функциями органа ва-лютного контроля (с апреля 2016 года), исключение по инициативе тамо-женных органов фирм-однодневок из ЕГРЮЛ позволило предотвратить ре-ализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 3,6 млрд долларов США, в том числе в 2019 году – на сумму 1,2 млрд долларов США.
В 2019 году таможенные органы приступили к реализации права предъявления в суды исков и заявлений о признании сделок недействи-тельными и применении последствий их недействительности, предусмотрен-ных статьей 259 Федерального закона № 289-ФЗ.
20 декабря 2019 года вступил в силу Административный регла-мент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственно-го контроля за валютными операциями, связанными с перемещением това-ров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Фе-дерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответстви-ем проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Феде-рацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и раз-решений. Данным регламентом установлен порядок взаимодействия должностных лиц таможенных органов с участниками ВЭД, в том числе электронного в рамках информационного сервиса «Валютный контроль» Личного кабинета участника ВЭД.
Число зарегистрированных пользователей в Личном кабинете участ-ника ВЭД, воспользовавшихся за последний год информационным сервисом «Валютный контроль», свидетельствует об увеличении их потребности в данном ресурсе, что подчеркивает актуальность и целесообразность его дальнейшего функционального наполнения. В 2019 году в разделе «Адми-нистративные правонарушения. Дела об АП» сервиса «Валютный кон-троль» реализован функционал, отображающий информацию о возбужден-ных делах об АП по статье 15.25 КоАП РФ.
Далее рассмотрим наиболее подробно деятельность ФТС и его совмест-ной работы с Банком России в рамках осуществления валютного контроля, основываясь на официальных статистических данных.
На рис. 2.8 представлено количество открытых уголовных дел тамо-женными органами по ст. 193 УК РФ в период с 2017-2019 гг.

Рис. 2.8. Количество открытых таможенными органами уголовных дел по ст. 193 УК РФ в период с 2017-2019 гг.

Исходя из данных рис. 2.8 видно, что количество открытых уголовных дел по статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репа-триации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) в период с 2017-2019 гг. к 2019 выросло на 9,8%.
В 2018 году наблюдается резкое увеличение количества уголовных дел на 42% по сравнению с 2017 г. Данное увеличение говорит о эффективной работе таможенных органов в сфере борьбы с уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
На рисунке 2.9 представлено количество открытых уголовных дел таможенными органами по ст. 193.1 УК РФ в период с 2017-2019 гг.

Рис. 2.9 Количество открытых таможенными органами уголовных дел по ст. 193.1 УК РФ в период с 2017-2019 гг.
Источник: составлено автором.
В период с 2017-2019 гг. количество уголовных дел по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Феде- рации на счета нерезидентов с использованием подложных докумен-тов) увеличилось на 67%. В 2018 году количество уголовных дел увеличи-лось еще на 47%. Однако в 2019 году по сравнению с 2018 годом произо-шло незначительное увеличение количества уголовных дел на 13%. В целом наблюдается, положительная динамика работы таможенных органов в сфере борьбы с незаконным переводам денежных средств в иностранной валюте.
Результаты деятельности таможенных органов в осуществлении тамо-женного и валютного контроля рассмотрим на таблице 2.3.

Таблица 2.3
Результаты деятельности таможенных органов в осуществлении тамо-женного и валютного контроля за 2017-2019 гг.

 

Из таблицы 2.3, на которой представлены результаты деятельности таможенных органов за 2015-2017 гг. можно сделать следующие выводы:
а) общее количество проверок, которые были проведены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2019 г. выросло в 1,03 раз по отношению к 2018 г., а в 2019 г. возросло на 23% по отношению к 2017 году.
б) среди этих проверок число выявленных правонарушений с 2017 по 2019 гг. увеличилось в 1,27 раз;
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о том, основными нарушителями валютного законодательства являются такие юридические лица, которые имею историю недавнего существования или фиктивными, с которыми, к сожалению, тяжело бороться. Их участие во внешнеэкономиче-ской деятельности негативно влияет на экономику страны и в целом подры-вает экономическую безопасность.
В целом можно наблюдать зависимость: с увеличением проверок тамо-женными органами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны увеличиваться правонарушения и возбуждении дел по администра-тивным и уголовным правонарушениям.
Следовательно, должны увеличиться и поступления в федеральный бюджет, вместе с тем, усиление валютного контроля и предотвращение выво-за капитала из Российской Федерации.
В целях обеспечения экономической безопасности страны таможен-ные органы также взаимодействуют с налоговыми органами при осуществ-лении валютного контроля.
В 2019 году повысилась эффективность взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении проверочных и скоординированных контрольных мероприятий при одновременном снижении их количества.
3. Налоговые органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и Админи-стративным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой госу-дарственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом Минфина России от 4 октября 2011 г. №123н. Федеральная налоговая служба и ее территориаль-ные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению ва-лютного контроля.
Налоговые органы являются органами валютного контроля, на кото-рых возложены обязанности:
 по контролю за соблюдением резидентами и нерезидентами валютно-го законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирова-ния и валютного контроля, соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразий-ского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;
 контроль за соблюдением резидентами, не являющимися уполномо-ченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту свое-го учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Важно понимать, что положения НК РФ о налоговом контроле не рас-пространяются на валютный контроль. «Аналогом» Налогового Кодекса РФ − Административный регламент. В отличие от налогового контроля, налого-вые органы при валютном контроле не проводят выездные проверки, что существенно сужает компетенцию в этой части.
Налоговые органы при валютном контроле, несмотря на отсутствие полномочий, на применение мер ответственности, вправе возбуждать дела об административном правонарушении, а также составлять протокол об адми-нистративном правонарушении. По результатам проверки налоговый орган составляет акт о проверке соблюдения требований валютного законодатель-ства или протокол об административном нарушении валютного законода-тельства.
Стоит отметить, что субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются некредитные организации. Основанием проведения про-верки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидента-ми является получение документов или информации от внутренних и внеш-них источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе выездной /камеральной нало-говой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.
Что касается сроков проведения проверок, налоговые органы обязаны учитывать сроки давности, установленные КоАП РФ, а также сроки, в преде-лах которых резиденты и нерезиденты обязаны хранить информацию о ва-лютных операциях.
4. Уполномоченные банки.
У уполномоченного банка, как у агента валютного контроля, при ис-полнении своих функций сталкивается с различными проблемами, в частно-сти:
1. Являясь наделенным правом контроля за операциями клиента, банк рискует потерять их из-за избыточного контроля, за что в последствии при-ведет к снижению его конкурентоспособности, по отношению к другим бан-кам.
2. Исполнение банком функции предупреждения и выявления экономи-ческих преступлений, то есть по противодействию и легализации доходов, добытых преступным путем. Таким образом, банк выполняет не только ва-лютный контроль, но и рассматривает операции, как очередную преступную схему вывода капитала за рубеж. Что говорит о том, что на банк возложены обязанности, которые выходят за границы целей банковской деятельности.
3. Недостаточные знания валютного законодательства клиентами бан-ка, что приводит к нарушениям, составлению актов и влечет наложение штрафов на клиента банка. Из-за недостаточности знаний резиденты и нере-зиденты могут отказаться от заключения внешнеторговых договоров, что приведет к снижению доходов банка по валютному обслуживанию, и данное снижение спровоцирует рост тарифов на услуги банка в сфере валютного ре-гулирования.


1 2 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф