Меню Услуги

Разработка мероприятий по совершенствованию складского процесса в сети магазинов ПАО «Магнит»

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы организации логистики складских процессов на предприятии
  • 1.1. Понятие, структура складов и ее место в логистических системах
  • 1.2. Критерии эффективности функционирования склада и его параметров
  • 1.3. Основные задачи «технологического процесса на складе»
  • 1.4. Система показателей, характеризующих эффективность складской логистики
  • Глава 2. Организация складского процесса сети магазинов «Магнит»
  • 2.1. Общая характеристика гипермаркета сети магазинов «Магнит»
  • 2.2. Анализ работы складской логистики гипермаркета сети магазинов «Магнит»
  • 2.3. Расчет основных параметров склада и показателей эффективности его работы
  • Глава 3 Направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского процесса
  • 3.1. Пути совершенствования организации складского процесса сети магазинов «Магнит»
  • 3.2. Описание программного продукта
  • 3.3. Оценка эффективности использования предлагаемого программного продукта
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность исследования. К наиболее актуальным проблемам современной науки и практики относится проблема организации логистики на предприятиях, в том числе – на уровне торговых компаний.

На современные экономические условия значительным образом повлиял мировой финансовый кризис, поэтому значимость логистики возрастает. Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в этом контексте: экономический фактор, организационно-экономический фактор, информационный фактор, технический фактор и государственная поддержка процессов товародвижения.

В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения на всех уровнях.

В настоящее, следуя рыночным подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков с наименьшими затратами. Надежным инструментом для повышения конкурентоспособности выступают современные методы хозяйствования.

Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующими причинами:

— до настоящего времени не решена проблема обоснования площадей складов, производственных и административных помещений;

— уделяется недостаточное внимание оптимизации и распределению вложенных инвестиций в инфраструктуру логистического комплекса с целью эффективного развития предприятия;

— мало внимания уделяется диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование деятельности и разработка мероприятий по совершенствованию организации работы и технического оснащения складского процесса в сети магазинов ПАО «Магнит».

Объектом исследования являются логистические процессы сети магазинов ПАО «Магнит», в частности, логистика складирования на предприятии.

Предметом исследования является совершенствование организации работы и технического оснащения складского процесса сети магазинов «Магнит».

Для достижения поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы планируется решение следующих основных задач:

  1. ознакомиться с понятием, структурой складов и их местом в логистических системах;
  2. рассмотреть критерии эффективности функционирования склада и его параметров;
  3. изучить основные задачи «технологического процесса на складе»;
  4. рассмотреть систему показателей, характеризующих эффективность складской логистики;
  5. дать общую характеристику гипермаркета сети магазинов «Магнит»;
  6. произвести анализ работы складской логистики гипермаркета сети магазинов «Магнит»;
  7. произвести расчет основных параметров склада и показателей эффективности его работы;
  8. рассмотреть пути совершенствования организации складского процесса сети магазинов ПАО «Магнит»;
  9. произвести описание программного продукта;
  10. произвести оценку эффективности использования предлагаемого программного продукта.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Первая глава посвящена раскрытию основных теоретических положений в логистике складирования, логистических складских процессов и анализу логистических процессов на складах предприятия.

Во второй главе раскрывается  краткая характеристика  ПАО«Магнит», рассматривается организация деятельности предприятии, производится анализ складской деятельности. В результате анализа  складской деятельности сети магазинов «Магнит»  выявлен ряд возможностей для совершенствования складского процесса .

Совершенствование организации работы и технического оснащения складского процесса рассмотрено в третьей главе.

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации логистики складских процессов на предприятии

1.1 Понятие, структура складов и ее место в логистических системах

Склады различного типа и назначения  являются важнейшими компонентами систем деловой логистики. На складах, в отличие от производственных предприятий, не создается новая потребительская продукция, но они, изменяя характер и параметры грузопотоков, подготавливают грузы к дальнейшему эффективному транспортированию или использованию, удобному для рынка и потребителей [1, с.234].

Иногда высказывается мнение, что, поскольку на складах не создается новая потребительская стоимость товаров, они вообще не нужны, и от них нужно, по возможности, избавляться. При этом ссылаются на некоторый зарубежный опыт и особенно на опыт японских предприятий, где запасы грузов в системах производства и распределения стараются сделать минимальными, а в отдельных случаях даже «работать с колес», т.е. прибывающие на предприятие материалы и комплектующие изделия сразу пускать в производство, не задерживая их на складах.

Что касается передачи части функций комплектования транспортных партий, удобных для последующего производства и использования, на склады грузоотправителей, то это приведет к увеличению запасов и усложнению устройства и технологии работы этих складов,   чем грузоотправители могут не согласиться.

К тому же функции преобразования грузопотоков на складах в этих случаях не ликвидируются — они просто переносятся на склады других типов — на склады готовой продукции предприятий-изготовителей.

Выполняя операции по подготовке транспортных партий грузов   наиболее эффективному использованию этих товаров на своих складах, грузоотправители, естественно, повысят стоимость этих товаров.

Транспортные предприятия, доставляя грузы по расписанию, точно в срок, повысят тарифы за перевозки этих грузов. Таким образом, сокращая собственные запасы грузов и склады на своем предприятии, грузополучатель вынужден приобретать материалы и комплектующие изделия более высокой цене, что может оказаться экономически нецелесообразным.

Поэтому в каждом случае организации доставки грузов необходимо выполнять технико-экономические обоснования по емкости, размерам и функциям всех складов логистической цепи проектируемого грузопотока [4, с.125].

В любом случае, в условиях России в настоящее время склады необходимы для рациональной организации систем логистики всех типов, хотя возможно, что эта проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

В начале и   конце транспортного процесса доставки груза выполняются работы по погрузке и разгрузке транспортных средств . Эти работы относятся к категории погрузочно-разгрузочных работ.

Рационально организованные транспортные процессы должны начинаться и заканчиваться на специально организованных и технически оснащенных объектах — механизированных и автоматизированных складах, приспособленных для погрузочно-разгрузочных, складских, сортировочных и комплектовочных работ доставляемыми грузами.

Магистральный транспорт, перемещающий грузы на большие расстояния между грузоотправителем и грузополучателем вместе с транспортными узлами и грузовыми терминалами, называемыми перегрузочно-складскими комплексами, образуют единую транспортную систему.

При этом каждый перегрузочно-складской комплекс взаимодействует с двумя из перечисленных видов транспорта: один доставляет грузы на склад, другой — забирает грузы из склада.

На своем пути от грузоотправителя к грузополучателю грузы могут перемещаться несколькими видами транспорта, перегружаться с одного транспорта на другой. Такие перевозки называют мультимодальными (от 3английских слов «мульти» — много, «мод» — вид транспорта), или смешанными.

Разные виды транспорта взаимодействуют друг с другом через перевалочные склады или перегрузочно — складские комплексы. Это взаимодействие состоит в передаче материальных  и информационных потоков, всегда сопровождающих грузовые перевозки и перегрузки. Грузы перегружаются с одних видов транспорта на другие на складах железнодорожных станций, морских и речных портов, аэропортов, оптовых складских и торговых баз, предприятий-изготовителей и потребителей продукции[12, с.256].

Грузы могут перегружаться с одного вида транспорта на другой непосредственно, минуя зону хранения склада, а также размещением груза в зоне хранения на более или менее продолжительное время, по истечении которого груз выдается на, как правило, другой вид транспорта с применением средств внутрискладского транспорта и погрузочно-разгрузочных машин.

Хотя прямая перегрузка груза обычно считается более рациональной, во многих случаях двойная перегрузка грузов с временным промежуточным хранением оказывается более эффективной, так как позволяет сократить простои транспортных средств взаимодействующих через склад видов транспорта.

В процессе переработки грузов на складах, то есть в момент разгрузки, перемещения, перегрузки, складирования, погрузки, изменяются параметры грузо-потоков: размеры транспортных партий приема и выдачи грузов, время прибытия и отправления транспортных партий. На складах тарно-штучных грузов меняются и многие другие параметры грузопотоков.

Целью преобразования грузопотоков является лучшая подготовка грузов к дальнейшим транспортировкам или использованию. В преобразовании параметров грузопотоков и состоит назначение складов, для чего складские комплексы оснащаются соответствующими техническими средствами.

Таким образом, перегрузочно-складские комплексы (грузовые терминалы) создаются в транспортных сетях в пунктах взаимодействия различных видов транспорта и служат для преобразования параметров грузопотоков, обеспечивая наиболее эффективную перегрузку грузов с одного вида транспорта на другой, их дальнейшее транспортирование и использование[1, с.63].

На промышленных предприятиях механизированные и автоматизированные склады создаются для тех же целей преобразования грузопотоков в пунктах взаимодействия различных производственных и транспортных систем для повышения эффективности основного производственного процесса.

1.Немеханизированные склады — это склады, на которых перегрузочно-складские работы выполняются вручную или с применением средств малой механизации (ручных двух- и четырехколесных тележек, наклонных роликовых дорожек, ручных вилочных тележек с гидроприводом подъема и т.д.).

2.Механизированные склады — это склады, на которых на основных операциях перемещения и складирования грузов применяются средства механизации с ручным управлением, а отдельные вспомогательные операции выполняются вручную или с применением средств малой механизации.

3.Комплексно-механизированные или высокомеханизированные склады — это склады, на которых все ПРТС работы выполняются с применением машин и механизмов с ручным управлением.

4.Автоматизированные склады — это комплексно-механизированные склады, на которых отдельные операции выполняются машинами и механизмами с полуавтоматическим управлением, с вводом команд операторами на пульте в диалоговом (интерактивном) режиме.

5.Автоматические склады — это комплексно механизированные склады, на которых основные технологические операции переработки и складирования грузов выполняются автоматически, без участия оператора, а команды действия исполнительных механизмов и устройств вводятся по каналам связи от управляющего компьютера в реальном масштабе времени.

6.Роботизированные склады — это автоматизированные склады, на которых отдельные операции выполняются перепрограммируемыми средствами робототехники, с гибкой системой автоматического управления (САУ)[12, с.58].

Склады очень разнообразны по роду перерабатываемых грузов, видам транспорта прибытия и отправления грузов, назначению, технической оснащенности, компоновкам, объемно-планировочным решениям, технологии складских работ и т.д.

Склады играют важную роль в транспортных и производственных системах.

Характер организации перегрузочно-складских комплексов, уровень их технологии и технического оснащения существенно влияют на:

  • общий ритм, организацию и эффективность транспортировок грузов и всей работы взаимодействующих видов транспорта;
  • простои транспортных средств и их использование по времени и грузоподъемности;
  • ритм, организацию и эффективность основных технологических процессов производства промышленной продукции;
  • общие трудозатраты, штат работников и себестоимость транспортно-перегрузочных процессов;
  • сохранность грузов и подвижного состава транспорта, пожарную безопасность и безопасность движения транспортных средств и т.д.

Если выделить из общей сети транспортирования грузов элементарную транспортную цепочку, то очевидно, что, для того чтобы грузы могли быть перевезены из пункта отправления в пункт назначения, их необходимо сначала погрузить на транспортные средства, организовать транспортный процесс, а после прибытия к пункту назначения — выгрузить с транспортных средств.

Таким образом, хорошо организованный транспортный процесс должен всегда начинаться и заканчиваться на специальных объектах — механизированных или автоматизированных складах (грузовых терминалах) — хорошо оснащенных и приспособленных для наиболее эффективного выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ по преобразованию параметров грузопотоков[2, с.58].

На этих специальных складских объектах выполняются также операции по комплектованию транспортных партий грузов, сортировке, упаковке, временному хранению грузов и т. д.

Они приспособлены также по своему устройству для эффективного выполнения прямой перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой, минуя зону хранения грузов.

1.2. Критерии эффективности функционирования склада и его параметров

Склад является специальным помещением для хранения запасов и материалов.

В ходе движения товара хранение запасов осуществляется и производителями, и торговыми предприятиями, и экспедиторами- всеми теми структурными подразделениями, участвующими в процессе движения товара. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения товаров: склады производства, оптовой и розничной торговли.

Складское хозяйство торговли является составной частью материально-технической базы, и представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения.

На организацию складского хозяйства влияют различные факторы: размер, характер запасов товаров и продолжительность их хранения, оснащение склада соответствующим оборудованием, размер и планировка складских помещений.

Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Однако в розничных предприятиях должны храниться только текущие запасы товаров, гарантирующие бесперебойность процесса продажи[12, с.268].

Большинство складов выполняют следующие основные функции:

— получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

— образование и хранение запасов;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже;

— товароснабжение розничной торговой сети;

— сезонное и долгосрочное хранение товаров.

Большое разнообразие складов, связанное с особенностями технологического, технического и организационного характера торговых предприятий, вызывает необходимость их классификации по отдельным видам.

Основная задача складского планирования — обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям. При этом немаловажным является тот факт, что хранение должно обеспечиваться таким образом, чтобы товар не потерял своих качественных и количественных свойств.

Все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и неиспользуемых для хранения.

При планировании учитывают, что наиболее рациональное соотношение этих площадей, равное 2:1, то есть помещения, в которых непосредственно хранится товар, в два раза больше по размеру по площади, чем помещение, в котором не производится хранение товара.

Планировка складских помещений должна отвечать следующим требованиям:

— применение оптимальных способов размещения и укладки товаров;

— исключение неблагоприятного воздействия одних товаров на другие при их хранении;

— возможность применения подъемно-транспортного оборудования.

Складские операции требуют значительных трудовых затрат, снижение которых во многом зависит от выбора схем механизации и автоматизации технологического процесса[2, с.56].

При складской обработке товаров применяется различное оборудование, которое условно можно разделить на два основных вида: технологическое и подъемно-транспортное.

Применение различных видов оборудования зависит от особенностей перерабатываемых товаров, их массы, формы, способа укладки, габаритов товарных единиц и других факторов. Использование специального оборудования при складской переработке товаров позволяет, во-первых, ускорить процесс выполнения заказов, а во-вторых, эффективнее использовать емкость складских помещений.

В качестве технологического оборудования широко используются: поддоны, многооборотная тара, универсальные и специализированные стеллажи, контейнеры, бункерные устройства, закрома и резервуары. Это оборудование применяется непосредственно для хранения товаров.

К оборудованию для разбраковки, подсортировки, упаковки и фасовки товаров относятся весы различных типов, передвижные тележки, испытательные стенды, измерительные и лабораторные приборы, пакетоделательные машины и фасовочные агрегаты.

В качестве подъемно-транспортного оборудования на крупных и средних по размерам складах используют краны, погрузчики, штабелеры, электрокары, транспортерные и конвейерные системы. При большой высоте хранения товаров применяются сложные подъемно-транспортные механизмы, полностью заменяющие и исключающие ручной труд.

На небольших складах используют средства малой механизации: ручные кары, бункерные тележки, транспортеры.

В настоящее время и в России, и за рубежом существует достаточное количество полностью автоматизированных складов, использующих системы передачи данных. Применение систем передачи данных для обработки документов, учета товарных запасов, комплектования заказов позволяет автоматизировать технологический процесс обработки товаров и способствует снижению всех операционных расходов.

Технологический процесс складской переработки товаров — это совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуском товаров. Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов. Организация технологических процессов оказывает влияние на общую продолжительность продвижения товаров от пунктов производства к товарополучателям. В свою очередь, скорость технологического складского процесса зависит от функций, выполняемых складом, условий поставки и степени механизации складских операций.

Рациональная организация технологического процесса, предполагает:

— последовательное и планомерное выполнение складских операций, способствующих ритмичной и эффективной организации труда складских работников, наиболее полному использованию оборудования и складских помещений;

— оптимальное использование емкости и оборудования складов;

— обеспечение сохранности потребительских свойств товаров при их обработке и хранении;

— повышение механизации и автоматизации складских операции;

— снижение общего уровня складских расходов за счет использования прогрессивных методов работы[1, с.25].

На небольших складах практически все операции технологического процесса могут осуществляться одной группой работников. На крупных складах операции по приему, хранению и отгрузке товаров выполняют соответствующие функциональные подразделения.

Организация работ по приемке товаров на склад — это первый этап технологического процесса складской переработки товаров.

Приемка товаров  — это установление фактического количества, качества и комплектности товаров, а также определение отклоне­ний и вызвавших их причин.

Поступление товаров на торговый склад и их приемка регламентируется:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Гражданским кодексом РФ;

— Положением о поставках товаров народного потребления;

— Инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству»;

— Инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»;

— стандартами и техническими условиями.

Структура и характер операций по приемке на склад зависят от:

  • способа доставки (железной дорогой, водным, воздушным или автомобильным транспортом поставщика или покупателя);
  • места приемки (на складе поставщика или покупателя);
  • характера приемки (по количеству и качеству);
  • вида поставки (в таре или без тары) и др.

Общие виды работ, осуществляемых при выполнении этой операции:

  • подготовительные мероприятия по приемке товаров;
  • проверка целостности вагонов, контейнеров или упаковки;
  • разгрузка;
  • перемещение в зону приемки;
  • распаковка;
  • приемка товаров по количеству;
  • приемка товаров по качеству;
  • определение мест хранения.

Подготовительные мероприятия по приемке товаров предполагают: установление мест разгрузки транспортных средств и мест хранения поступающих товаров; определение необходимого количества работников и оборудования, а также подготовку приемо-сдаточной документации[2].

Приемка начинается с тщательного наружного осмотра груза. При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере либо с нарушенной пломбой необходимо провести сплошную проверку количества и качества товаров и составить коммерческий акт, который является основой для предъявления претензий поставщикам или транспортным органам.

Непосредственной приемке товара предшествует разгрузка, проводимая с соблюдением установленных правил погрузочно-разгрузочных работ.

Распаковка товаров преследует двойную цель: упорядочение складирования товаров и сокращение времени выполнения заказов потребителей.

Доставляемые в зону приемки товары принимаются по количеству и по качеству.

Приемка товаров по количеству — это установление точного количества поступившего товара и его соответствия данным сопроводительных документов, предусматривающее выполнение следующих операций:

  • отбор тарных мест для вскрытия;
  • вскрытие тары;
  • подсчет количества единиц (взвешивание товаров);
  • сверка с сопроводительными документами.

Приемка товаров по количеству осуществляется, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры и массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке), однако допускается и выборочная проверка количества товаров.

При проведении приемки товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах. К ним относятся: упаковочные листы, накладные, счета-фактуры и счета.

Приемка товаров по качеству — это определение достоинства товаров (т.е. их качества), комплектности (т.е. наличия всех предметов, входящих в данный комплект) и маркировки [4, с.45].

Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:

  • перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров;
  • вскрытие тары;
  • непосредственная проверка качества и его соответствия условиям договора.

Сроки приемки товаров по качеству нормируются договорами поставки, ГОСТами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки: на скоропортящиеся товары — не позже 24 часов с момента поступления; по остальным товарам -не позднее 10 дней при одногородних, и не позднее 20 дней при иногородних поставках.

Хранение товаров на складе является одной из важнейших операций технологического процесса на складе, заключающаяся в обеспечении условий для сохранности потребительских свойств товаров. Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад.

Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность их движения в сферу потребления.

Однако хранение и содержание запасов на складах требует значительных финансовых затрат. В связи с тем, что денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются только при условии их продажи и при расчете с покупателем, время хранения товара на складе должно быть сокращено до минимума.

Целесообразность пребывания товаров на складе определяется потребительским спросом на них, а количество — конъюнктурой рынка и возможностями поставщиков обеспечить их ритмичную поставку[5, с.258].

Хранение товаров на складе предполагает выполнение следующих операций:

  • организация складского пространства;
  • размещение товаров;
  • создание необходимых условий хранения и охраны товаров;
  • организация учета товаров;
  • движение и перемещение товаров;
  • обеспечение возможности использования подъемно-транспортного оборудования.

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. На этой стадии процесса производят индексацию, то есть условное цифровое обозначение мест хранения товаров.

На составление схемы размещения и выбор оборудования для хранения преобладающее влияние оказывает специфика хранимых товаров. На практике используется несколько основных способов хранения товаров:

  • храпение товаров по принципу однородности;
  • хранение товаров в зависимости от их размера и веса;
  • раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского спроса;
  • отдельное хранение специфических товаров.

Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки, который определяется свойствами, формой и массой товара, особенностями его упаковки и другими факторами.

Различают два способа укладки товаров: штабельный и стеллажный.

Штабельную укладку применяют при храпении различных продовольственных товаров, затаренных в мешки, кули, ящики, бочки. Высота укладки товаров в штабеля зависит от прочности тары и свойств товаров.

Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке[12, с.25].

Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4