Меню Услуги

Анализ и разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции (на примере ОАО «ПО ЕлАЗ»)

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
  • 1.1. Себестоимость продукции: понятие и виды
  • 1.2. Состав и структура себестоимости продукции
  • 1.3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПО ЕлАЗ»
  • 2.1. Характеристика предприятия
  • 2.2. Анализ объема производства и реализации продукции
  • 2.3. Анализ себестоимости продукции предприятия
  • ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПО ЕлАЗ»
  • 3.1. Определение резервов снижения себестоимости продукции
  • 3.2. Мероприятия по снижению себестоимости продукции, выпускаемой предприятием ОАО «ПО ЕлАЗ»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной дипломной работе будет рассмотрен анализ себестоимости продукции предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ» на примере тормозной шайбы.

При осуществлении хозяйственно – производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд различных необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия, от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Для этого требуется такой показатель как себестоимость.

Себестоимость – это выраженное в денежном измерении сумма затрат (издержек) на производство и реализацию продукции.

Актуальность  темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и в любой другой стране, развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. Побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимости. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт были организованы нерационально.

Перед предприятиями ставится задача найти наиболее рациональные способы снижения себестоимости продукции, а значит и ее цены. Снижение себестоимости имеет большое значение для предприятий, так как является одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства, а также одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала, оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности.

Себестоимость является важным показателем, характеризующим работу предприятий. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов.

Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходование фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию.

Цель дипломной работы – провести анализ себестоимости продукции предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ», разработать мероприятия по ее снижению и увеличению прибыли для конкретного изделия.

Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы анализа себестоимости продукции.
  2. Проанализировать себестоимость продукции предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ» на примере тормозной шайбы.
  3. Предложить меры снижения себестоимости продукции предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ».

Объектом исследования является предприятие ОАО «ПО ЕлАЗ», а предметом выступает сама себестоимость продукции на данном предприятии, определение возможных путей уменьшения затрат в целях снижения себестоимости.

В дипломной работе мы используем несколько методов исследования для достижения поставленной цели. К ним относятся: факторный метод анализа себестоимости продукции, метод сравнений, метод аналогий и метод экспертной оценки.

В дипломной работе были использованы работы как отечественных, так и зарубежных авторов, например, Зайцева Н.Л, Грищенко О.В., Кантор Е.Л.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что представленные в данной дипломной работе выводы могут быть использованы при разработке программ по снижению затрат на предприятии, в процессе  управления производственным процессом.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из реферата, содержания, введения, основной части, состоящей из 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассмотрен теоретические основы анализа себестоимости продукции.

Во второй главе рассмотрен анализ себестоимости продукции предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ» на примере тормозной шайбы.

В третьей главе предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции предприятия ОАО «ПО ЕлАЗ».

В заключении подведем итоги исследования, сформируем окончательные выводы по исследуемой работе.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1. Себестоимость продукции: понятие и виды

Особенность управления производством в условиях рыночной экономики заключается в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и перед тем как принять важное решение, руководитель должен знать – принесут ли те или иные изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест занимает себестоимость продукции. [26]

Себестоимость продукции также является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Для изготовления изделий предприятие затрачивает средства на приобретение сырья, материалов и топлива. В процессе производства используются машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена износившейся техники также требуют определенных затрат. В изготовлении продукции принимают участие все работники предприятия, и всем им выплачивается заработная плата. На реализацию продукции предприятие также затрачивает определенные средства. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то получим себестоимость продукции. [8, c. 252]

Таким образом, себестоимость продукции – это сумма всех затрат предприятия на производство и ее реализацию (продажу).

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

  • оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
  • определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
  • осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
  • выявления резервов снижения себестоимости продукции;
  • определения цен на продукцию;
  • расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
  • обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д .[31]

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций [16, c. 125]:

  • служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования управленческих и инвестиционных решений предприятия;
  • отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.

Главное сущностное содержание себестоимости заключается в том, что этот показатель отвечает на вопрос, во сколько же обошлось предприятию производство товара и продвижение его до потребителя. При этом товар понимается в широком смысле — это и продукция, и услуги, и работы, и извлечение выгоды из правообладания активами и т.д. Важнейшей особенностью себестоимости является то, что она носит объективный характер, то есть не зависит от такого рода обстоятельств, как наличие или отсутствие нормативных документов по ее регулированию, желание или возможность ее исчисления бухгалтерскими службами бизнеса и т.п.

Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли [8, c. 257]. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину.

Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости: [18, c. 117]

1) цеховая себестоимость (С цех.) – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2) производственная себестоимость (С произв.) – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общепроизводственных расходов (ОПР  – это       расходы  на  управление предприятием, а так же на содержание вспомогательного и обслуживающих производств);

С произв. = С цех. + ОПР                 (1)

3) полная себестоимость (С полн.)– включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг. Следовательно, она представляет собой совокупность производственных и коммерческих расходов.

С полн = С произв + ВПР                 (2)

Где  ВПР — внепроизводственные расходы, расходы, связанные с реализацией продукции.

Её реальное определение на предприятии необходимо для:

— маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

— определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

— ценообразования;

— правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли. [27]

Кроме данной классификации различают еще индивидуальную и отраслевую (среднеотраслевую) себестоимость. В индивидуальную себестоимость входят затраты на производство и сбыт продукции на конкретном предприятии при имеющихся условиях его работы. Отраслевая себестоимость включает затраты по производству и сбыту одинаковой продукции в среднем по отрасли.

По длительности расчетного периода:

—  месячная себестоимость;

—  квартальная себестоимость;

—  годовая себестоимость;

—  себестоимость за ряд лет.

По характеру данных, отражающих расчетный период:

—  фактическая (отчетная) себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство;

— плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период;

—  нормативная себестоимость;

—  проектная (сметная) себестоимость;

—  прогнозируемая себестоимость.

По масштабам охватываемого объекта:

—  себестоимость цеха;

—  себестоимость предприятия;

—  себестоимость группы предприятий;

—  себестоимость отрасли;

—  себестоимость промышленности и т. п. [14 c. 98]

По затратам, включаемых в себестоимость продукции, классифицируют[27]

1) По способу отнесения на себестоимость отдельного вида продукции затраты делятся на:

а) прямые — связаны с производством отдельного вида продукции и в его себестоимость включаются напрямую.

б) косвенные — связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними косвенно.

2) По степени однородности выделяют:

а) элементы затрат — имеют единое экономическое содержание;

б) комплексные статьи затрат — объединяют разнородные по содержанию затраты по принципу их назначения, или места возникновения (цеховые расходы, общезаводские расходы, на содержание и эксплуатацию оборудования).

3) По связи с объемом производства:

а) переменные — изменяются пропорционально объему производства (расходы на материалы, сырье, сдельная зарплата)

б) постоянные — не зависят от динамики объема производства (затраты на управление, арендная плата, амортизация оборудования)

в) смешанные — содержат переменную и постоянную составляющие, которые необходимо выделить (расходы на электроэнергию).

Мы рассмотрели понятие себестоимости продукции, и ее виды, в следующем параграфе рассмотрим структуру себестоимости продукции.

1.2. Состав и структура себестоимости продукции

Себестоимость отражает полную совокупность всех производимых предприятием затрат на производство и дальнейшую реализацию своей продукции. Структура себестоимости – это ее состав по статьям калькуляции или элементам затрат с учетом доли каждого элемента (или составляющей) в полной себестоимости выпускаемой продукции. [26]

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

— соотношение между живым и овеществленным трудом;

— доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

— соотношение между постоянными и переменными затра­тами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными, и другими. [26]

Существует два способа, с помощью которых можно рассчитать себестоимость:

1) по элементам затрат (объединены в отдельные группы по экономическому содержанию);

2) по статьям калькуляции (в этом случае делается акцент на разделение затрат по их роли, назначению и месту возникновению).[3, c. 436]

Под элементами затрат понимают:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты. [13, c. 74]

К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд — 22%; в Фонд социального страхования – 2,9%; в Фонд занятости – 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%. [1]

К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.

Прочие затраты – это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Данная группировка так же необходима для того, чтобы рассчитать:

— материалоемкость;

трудоемкость;

— фондоёмкость.

Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.

Для определения себестоимости единицы продукции отдельных видов, затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. В эту группировку входят:

1. сырье и материалы

2. покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия

3. топливо и энергия на технологические цели

4. итого материальных затрат

5. заработная плата основных производственных рабочих

6. дополнительная заработная плата основных производственных рабочих

7. начисление на заработную плату (30%)

8. отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

9. итого заработная плата с начислениями

10. общепроизводственные (цеховые) расходы

11. общехозяйственные расходы

12. прочее расходы

13. производственная себестоимость

14. коммерческие расходы

15. полная себестоимость

Планирование этих расходов осуществляется по смете, по статьям и группам расходов. Учет организуется в ведомости в целом по предприятию и в группировке по статьям сметы, что позволяет осуществлять текущий контроль за ее исполнением.

Статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов. Перечень калькуляционных статей устанавливается руководителем предприятия или главным бухгалтером в зависимости от особенностей производственного процесса.

Статья калькуляции «Сырье и материалы» включает затраты на сырье и основные материалы, непосредственно входящие в продукцию, составляющие ее материальную основу, а также вспомогательные материалы технологического назначения, технологическое топливо и энергию.

К «Покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам» относятся готовые комплектующие изделия, узлы, блоки и полуфабрикаты, требующие дальнейшей обработки, изготовленные на других фирмах.

По статье «Топливо и энергия на технологические цели» отражают стоимость израсходованного топлива, электроэнергии, кислорода и других энергоресурсов, горячей и холодной воды, пара, сжатого воздуха, холода, непосредственно расходуемых в процессе производства продукции.

Статьи 5-7 калькуляции относятся только к тем производственным (основным) рабочим, которые принимают непосредственное участие в изготовлении данной продукции:

— статья «Заработная плата основных производственных рабочих» включает заработную плату по тарифу и доплаты по действующим в организации премиальным системам;

— статья «Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих» включает оплату очередных и дополнительных отпусков, доплаты за работу в ночное время, доплаты подросткам, учащимся, выплаты за выслугу лет (там, где они имеют место);

— статья «Начисления на заработную плату» включает отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, сумма начисления которого составляет 30%.

Косвенные затраты — это затраты, общие для нескольких видов продукции, для цеха или организации (предприятия) в целом. К косвенным статьям калькуляции относятся «Общепроизводственные (цеховые) расходы», «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы». Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством. [5, c. 121]

В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:

а) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

б) цеховые расходы на управление.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — это амортизация оборудования и транспортных средств; издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

Цеховые расходы на управление – это расходы на обслуживание и организацию производства и управления на уровне цеха или аналогичного структурного подразделения производственного предприятия, дополнительные к основным затратам на производство. [19, c. 227]

К «Общехозяйственным (управленческим) расходам» относятся командировочные, представительские, хозяйственные расходы; оплату информационно-консультационных услуг; расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, расходы на оплату труда и социальные нужды административно-хозяйственного персонала и сотрудников общих подразделений, а также другие расходы, связанные с управлением организацией (предприятием) в целом.

«Коммерческие расходы» — это расходы, связанные со сбытом (реализацией) продукции. Они включают расходы на тару, упаковку, рекламу; расходы, связанные с участием в выставках, ярмарках, презентациях; затраты на доставку продукции на станцию-отправитель.

В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты, непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли.[7, c.168]

Структура себестоимости не статична, она находится в постоянном движении. Динамика структуры себестоимости определяется многими факторами, к которым относятся:

  1. Специфика предприятия – по данному признаку выделяют трудоемкие предприятия (на которых большая доля себестоимости приходится на зарплату работникам), материалоемкие (требуют больших материальных затрат), фондоемкие (существенная амортизация), энергоемкие (производство требует большой доли топлива и энергии);
  2. Фактор ускорения технического и научного прогресса, который определяет возможность уменьшения доли труда живого и, соответственно, увеличения труда овеществленного (то есть не создающего стоимости товара, а являющегося условием его создания);
  3. Географическое положение (местонахождение) предприятия;
  4. Уровень специализации, комбинирования, концентрации, кооперирования и диверсификации производства;
  5. Инфляция в сочетании с возможными изменениями процентных ставок банковского кредита.

Структура себестоимости характеризуется такими показателями как:

— доля каждого элемента (или статьи калькуляции) в полных затратах;

— соотношение живого труда (деятельность людей, затраты их умственной и физической энергии на производство или выполнение работ) и овеществленного (труд, который ранее был затрачен на добычу сырья, создание приспособлений, производство материалов и т.д. Он воплощается в самих средствах производства и характеризует технологический потенциал предприятия);

— соотношение постоянных затрат и переменных, основных и накладных, производственных и коммерческих, прямых и косвенных расходов и т.д. [26]

В данном параграфе мы рассмотрели структуру себестоимости и статью калькуляции, в следующем параграфе рассмотрим методику анализа себестоимости по статье калькуляции.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4