3.2. Обсуждение полученных результатов
Экспериментальное исследование было организовано по следующей схеме:
- предварительное тестирование;
- проведение экспериментальных занятий;
- контрольное тестирование.
На первом этапе исследования (констатирующий) проводился анализ научно-методической литературы, исследовалась действующая программа физического воспитания детей, определялась актуальность будущего эксперимента, ставилась цель работы.
На втором этапе исследования (формирующий) проводился педагогический эксперимент, цель которого – проверка эффективности экспериментальной программы по развитию физических качеств у детей младшего школьного возраста посредством ОФП на секции хореографии. Было проведено исследование физических качеств детей младшего школьного возраста при помощи проведенных выше тестов. На основании выявленного уровня, а также исследования действующей программы физического воспитания детей была разработана программа по повышению уровня развития физических качеств у детей младшего школьного возраста посредством хореографии с использованием средств ОФП. Занятия проводились 2 раза в неделю – во вторник и четверг. Экспериментальная группа, также, как и контрольная продолжила занятия по общей образовательной программе. В контрольной группе развитие физических качеств происходило с применением строго регламентируемого метода. В экспериментальной группе – при помощи предложенных занятий ОФП.
В конце педагогического эксперимента – спустя 3 месяца было проведено повторное тестирование и обобщение полученных результатов, определяющее уровень развития физических качеств младших школьников.Исследования проводились на уроках физической культуры у школьников 1 «а» класса. В период проведения исследований мы отобрали учащихся в количестве 20 человек, в том числе: 10 (50 %) мальчиков в возрасте 7-8 лет и 10 (50%) девочек в возрасте 7-8 лет, регулярно посещающих учебно-тренировочные занятия (Рисунок 1).
Рисунок 1- Соотношение обучающихся, принявших участие в эксперименте по половому признаку
Уровень развития физических качеств, как уже отмечалось ранее, оценивался с помощью приведенных ранее тестов. По исследуемому направлению не было выявлено каких-либо серьезных отклонений ни в экспериментальной ни в контрольных группах (Таблица 8).
Таблица 8 Уровень развития физических качеств в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента
| Тест | КГ | ЭГ | ||
| 5 девочек | 5 мальчиков | 5 девочек | 5 мальчиков | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Бег на результат 30 м. | 7 | 6 | 7 | 6 |
| Непрерывный бег 6 мин. | 800 | 900 | 800 | 900 |
| Прыжок в длину с места. (см) | 90 | 95 | 88 | 94 |
| Челночный бег 3х10 м | 11 | 10 | 10 | 9,7 |
| Статическое равновесие | 65 | 70 | 63 | 71 |
| Наклон туловища вперед (см) | 10 | 10 | 10 | 10,5 |
На основе анализа данных таблицы 8 можно сделать вывод, что уровень развития физических качеств на начальном этапе у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковый и соответствует среднему уровню.
Далее при учете всего вышесказанного нами была использована программа ОФП на занятиях хореографией.
Для того, чтобы определить эффективность экспериментальной программы ОФП в конце эксперимента нами было проведено повторное тестирование развития уровня физических качеств у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
Результаты проведенного тестирования показали, что уровень физических качеств у младших школьников в контрольной группе повысился (Таблица 9).
Таблица 9 Изменение уровня развития физических качеств в контрольной группе в конце эксперимента
Далее рассмотрим изменение уровня развития физических качеств в экспериментальной группе в конце эксперимента (Таблица 10).
Таблица 10 Изменение уровня развития физических качеств в экспериментальной группе в конце эксперимента
Полученные результаты начального и контрольного тестирования демонстрируют то, что в контрольной группе, произошло повышение уровня физических качеств почти по всем показателям. В экспериментальной группе динамика положительных изменений показателей уровня физической подготовленности ожидаемо выше.
Отобразим полученные изменения на рисунке 2.
Рисунок 2 — Прирост физических показателей в контрольной и экспериментальной группах (%)
Прирост скоростных показателей (бег 30 м) у девочек КГ составил 7,69%, у мальчиков КГ – 9,1%; у девочек ЭГ – 16%, у мальчиков ЭГ – 20%. Прирост показателей выносливости (6 минутный бег) у девочек КГ составил 12,5%, у мальчиков КГ – 11,1%; у девочек ЭГ 25%, у мальчиков ЭГ 22,2%. Прирост силовых показателей (прыжок в длину с места) у девочек КГ составил 2%, у мальчиков КГ – 2,1%; у девочек ЭГ – 7,8%, у мальчиков ЭГ – 11,7%. Прирост ловкостных качеств (челночный бег 3 х 10 м) у девочек КГ составил 4,7%, у мальчиков КГ – 8,6%; у девочек ЭГ – 5%, у мальчиков ЭГ -8,3%. Прирост координационных показателей (статическое равновесие) у девочек КГ составил 10, 7%, у мальчиков КГ – 7,1%; у девочек ЭГ – 26,9%, у мальчиков ЭГ составил 9,8%; Прирост показателей гибкости у девочек КГ – 20%, у мальчиков КГ- 10%; у девочек ЭГ составил 30%, у мальчиков ЭГ – 9,5%.
Анализ антропометрических показателей выявил следующую динамику (Таблицы 11, 12).
Таблица 11 Среднегрупповые показатели антропометрии детей контрольной группы в ходе эксперимента
Таблица 12 Среднегрупповые показатели антропометрии детей экспериментальной группы в ходе эксперимента
В ходе эксперимента антропометрические показатели в экспериментальной и контрольной группе не изменились, что подтверждается методами математической статистики.
Основным направлением данной работы было подтверждение предположения о том, что включение в программу секционных занятий хореографией блока ОФП, позволит не только повысить уровень физической подготовленности, но и оказать положительное опосредованное воздействие на уровень хореографической подготовленности. Для подтверждения данного предположения нами было проведено педагогическое наблюдение, позволяющее оценить данный параметр.
Полученные результаты представлены в таблице 13 и на рисунке 3.
Таблица 13 Среднегрупповые показатели хореографической подготовленности детей экспериментальной группы в ходе эксперимента
Рисунок 3 — Динамика показателей хореографической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах (баллы)
Приведенные выше результаты показывают, что у школьников, которые составили контрольную группу, где не проводились специальные упражнения ОФП, а давались упражнения, определенные программой, показатели несколько ниже, нежели среди ребят, получавших дополнительные возможности для развития указанных навыков.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что занятия ОФП на секции хореографией оказывают благоприятное влияние на физическуюподготовленность школьников младших классов, о чем свидетельствуют положительные результаты экспериментальной группы, поэтому предложенные занятия ОФП на секционных занятиях хореографией следует включить в программу занятий школьников 7-8 лет.
Все это способствовало формированию у школьников физических умений и навыков. В то же время это, повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело большое значение для формирования физической культуры личности.
В конце исследования, мы видим, что и в контрольной группе младших школьников, которая занималась стандартными хореографическими упражнениями и в экспериментальной группе, где занятия проходили с применением, предложенной программы ОФП произошло повышение уровня физической подготовленности детей. Однако, в экспериментальной группе младших школьников показатели повысились существеннее, что логично, так как внедрение предложенной программы, способствовало:
— улучшению физической подготовки младших школьников;
— улучшению координации и точности движений;
— улучшению общей двигательной активности;
— улучшению скоростных способностей учащихся.
Соответственно гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что использование предлагаемого содержания ОФП, позволит повысить эффективность секционных занятий хореографией, так повышение уровня физической подготовленности занимающихся окажет благоприятное воздействие на выполнение хореографических элементов, подтвердилась.
Применение предлагаемых упражнений повышало настроение детей способствовало проведению занятий хореографией в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию необходимых хореографических навыков.
Заключение
В данной бакалаврской работе был рассмотрен процесс влияния занятий ОФП в секционных условиях на развитие физических качеств обучающихся начальных классов, занимающихся в секции хореографии.
В ходе проведенного исследования было установлено то, что физическое воспитание позволяет сформировать систему ценностных ориентаций личности младшего школьника на здоровый образ жизни, формирует функциональную, физическую и двигательную подготовку.От правильно организованного процесса физического воспитания находится в большой зависимости формирование личностных качеств ребенка, а главным образом состояние его здоровья. И, как следствие, состояние здоровья всей нации в общем.
Физические занятия способствуют: развитию в умственном плане; формируют качественные моральные свойства – уверенность, смелость и решительность; умение преодолевать трудности; умение дружить и находиться в коллективе.Огромную значимость в физическом развитии младших школьников несет в себе организация их систематической трудовой работы, связанная с затратой энергии мускул, физической тренировкой и нахождении на свежем воздухе.
В исследовании приняли участие 20 младших школьников в возрасте от 7-8 лет. Нами было сформировано 2 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) – по 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек в каждой). Экспериментальная группа детей занималась по предложенной программе с разделом ОФП, контрольная – продолжила занятия в секции хореографии без использования средств ОФП.
По итогу второй главы исследовательской работы был сделан вывод о том, что уровень развития физических качеств на начальном этапе у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковый и соответствует среднему уровню.
Анализ полученных результатов показал то, что внедрение предложенной программы, способствовало повышению уровня физической и хореографической подготовленности.
Все эти показатели необходимы для правильного выполнения хореографических элементов, для развития скоростных, силовых, ловкостных способностей детей, а также для формирования правильной танцевальной осанки и развития гибкости, которая является главным критерием пластичности в танце.
Дети, занимающиеся вэкспериментальной группе, показали более высокие результаты развития физических качеств, при этом уровень хореографической подготовленности у них примерно такой же, как и в контрольной группе.
Таким образом, предложенную программу можно считать эффективной, и она может быть использована на практике после согласования с руководством.
Выводы
- Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выявить, что обучение двигательному действию, воспитание того или иного физического качества опираются на уже имеющиеся, и вновь приобретаемые человеком знания. В педагогической практике существует определенная система фактов и закономерностей, способствующих правильной организации занятий по хореографии. Таким образом, эффективность занятий хореографией напрямую связано с уровнем развития физических качеств, как следствие существует объективная необходимость создания определенного «банка» двигательных умений и навыков, что и стало основанием данного исследования.
- Данное исследование состояло из нескольких этапов. На констатирующем этапе нами был изучен уровень развития физических качеств обучающихся 7-8 лет, определены антропометрические показатели.
- На формирующем этапе нами была внедрена экспериментальная программа секционных занятий хореографией. Суть данной программы заключалась во внедрении блока ОФП. Нами было выдвинуто предположение о том, что внедрение данного блока позволит повысить уровень физической подготовленности обучающихся и оказать положительное воздействие на хореографические навыки.
- Проведенное в конце формирующего эксперимента повторное тестирования выявило, что, не смотря, на снижение количества времени, отведенного на хореографическую подготовку, в экспериментальной группе уровень данного показателя находится на примерно равном с контрольной группой уровне, что связано с грамотным подбором содержания блока ОФП.
- Таким образом, мы можем говорить об эффективности предложенных изменений и рекомендовать их для внедрения в образовательные учреждения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие / В.П. Арсентьева – М.: Форум, 2015. – 144 с.
- Астахова Т.В. Категории и отрасли дошкольной педагогики / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2013. — №5. — С. 50-51.
- Баюкова Н.В. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве младшего школьного учреждения / Н. Баюкова // Детский сад от А до Я: журнал. — 2014. — №4. — С. 76-84.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. – 672с.
- Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка: учебное пособие/ Н.А. Ветлугина, Т. Г.Казакова – М.: Просвещение, 2014. – 179 с.
- Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 446 с.
- Выдрин В.М. Основы теории физической культуры: учебное пособие / В.М. Выдрин, В.И. Григорьев — Белгород: БелГУ, 2015 – 245 с.
- Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова – М.: Владос, 2007. – 304 с.
- Горбунова И.Г. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. Подготовительная к школе группа / И. Горбунова // Дошкольное воспитание: журнал. — 2017. — №3. — С. 24-28.
- Ежкова Н.П. Педагогический процесс в школьных учреждениях: научный взгляд / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание: журнал. — 2012. — №3. — С. 72-76.
- Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования / Е.И. Изотова – М.: Академия, 2015. – 304 с.
- Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Экса Кусто; 3-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2010. — 568 с.: ил.
- Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 317с.
- Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: [науч.-метод. пособие] / В.А. Кабачков — М.: Советский спорт, 2010 – 345 с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А Куликова – М.: Академия, 2001. – 416 с.
- Кузьменко Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности: учебное пособие / Г.А. Кузьменко — М.: Советский спорт, 2017 – 546 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Питер, 2009. — 276 с.
- Михайлова Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера: учебное пособие / Т.В. Михайлова — М.: Физическая культура, 2014. – 645 с.
- Мухина С.Н. Психомоторные способности младших школьников: структура и развитие / С.Н. Мухина, Г.Г. Мисаренко // От А до Я: журнал. — 2014. — №5. — С. 88-97.
- Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие / В.Г. Никитушкин- М.: Физическая культура, 2014. – 234 с.
- Петрова В.И. Развитие ценностного отношения младшего школьника к миру / В.И. Петрова // Детский сад от А до Я: журнал. — 2014. — №2. — С. 33-40.
- Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
- Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова – М.: Детство-Пресс, 2014. – 272 с.
- Смирнова Е.В. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание: журнал. — 2017. — №2. — С. 93-99.
- Султанова Л.Р. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1459351075 (дата обращения 12.05.2019) [Электронный ресурс]: статья от 01.04.2016.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Электронный ресурс] / nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/07/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-dou-v-kontekste
- Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие / Г.С. Тумянан- М.: Академия, 2013 – 785 с.
- Огнистый А. В. Специальные знания педагога и их место в физическом воспитании детей [Электронный ресурс] / SCI-ARTICLE: публикация научных статей. — № 30. 2016. Режим доступа:http://sci-article.ru/stat.php?i=1454696279 (дата обращения 12.05.2019).
- Спорт, что может быть еще лучше Режим доступа: http://www.sovsport.ru/blogs/blog/bmessage-item/7544 (дата обращения 12.05.2019)
- Электронный фонд нормативно-технической и правовой документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901963760 (дата обращения 12.05.2019)
- Государственный музей спорта. Режим доступа: http://museumsport.ru/wheelofhistory/mass-sports/ (дата обращения 12.05.2019)
- Студенческие материалы. Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?id=1062&option=com_content&task=view (дата обращения 12.05.2019)
- Международный образовательный портал Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-krasavica-babochka-monotipija.html Интернет сайт ( дата обращения 12.05.2019.)
- Учебно-методический кабинет Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-petrovna-nikulina/statja-o-razviti-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 12.05.2019)
- Росстата Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 12.05.2019).
- Система младшего школьного образования Режим доступа: http://doshkolnuk.com/sistema-doshkolnogo (дата обращения 12.05.2019).
- Социальная сеть работников образования. Организация младшего школьного образования Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/07/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-dou-v-kontekste (дата обращения 12.05.2019)
