2.3 Структура и содержание земельного баланса региона. Составление земельного баланса на примере ООО Троицкое
Земельный баланс может составляться в двух формах: полной (детальной) и сокращенной. Полная форма земельного баланса предусматривает отражение всех путей движения каждого вида земель. Такой баланс напоминает шахматную таблицу. Сокращенный вариант земельного баланса не предусматривает детализации изменений видов земель в составе земельного фонда.
Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации.
Отметим, что земельный баланс создается, в первую очередь, для обеспечения органов законодательной и исполнительной власти сведениями, необходимыми для реализации функций управления земельными ресурсами. Информационный потенциал этих материалов позволяет решать следующие задачи:
— выработка и корректировка социально-экономической политики в области земельных отношений;
— оценка стоимости земель и их налогового потенциала;
— прогнозирование масштаба, количественных результатов и доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом;
— расчет объемов капиталовложений на вовлечение новых земель в хозяйственный оборот, а также иную деятельность, направленную на повышением уровня эффективности использования и капитализации земельного фонда.
Кроме того, по мнению проф. Гальченко С.А., балансы земель должны быть инструментами организации профильных работ органов управления, которые ответственны за те или иные участи работ с объектами недвижимости. В первую очередь данные балансов могут быть использованы органами Росреестра:
— для качественной проверки данных об объектах недвижимости, выдаваемых Росреестром во исполнение государственных поручений тем или иным органам государственной власти или организациям;
— для составления базы данных справочных информационных материалов об объекта недвижимости для внешних потребителей.
Данные земельного баланса могут также использоваться для:
— осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
— установления причин, вызвавших нарушения, деградацию или загрязнение земельных угодий, и разработки мероприятий по их устранению;
— определения ущерба от деградации и загрязнения почв;
— предъявления исков в суд о возмещении ущерба в случаях, когда ухудшение земель собственников, владельцев или пользователей землей вызвано их деятельностью;
— организации работ при консервации, восстановлению и реабилитации деградированных и загрязненных почв и земель.
Информация, предоставляемая для подготовки земельного баланса, делится на два вида:
Агрегированная и всегда готовая к передаче потребителю (постоянная информация);
Агрегированная, подготавливаемая специально по индивидуальным запросам потребителей (переменная информация).
Постоянная информация делится на базовую семантическую, картографическую, о земельном рынке, о выполнении федеральных целевых программ.
Базовую семантическую информацию земельного баланса можно разбить на 4 составные части:
Показатели правового режима земель – данные о границах и площадях административно-территориальных единиц, зон, земельных участков различного правового режима (по видам вещных прав на землю, по субъектам прав, по наличию зарегистрированных прав);
Показатели использования земель – данные о динамике целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений;
Показатели качественного состояния земель – данные об изменении плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративного состояния земель, экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы; данные о рекультивации земель;
Показатели экономического состояния земель – данные о налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.
В приложениях Б, В представим распределение земельного фонда Нижегородской области по категориям земель и формам собственности (форма 22-1).
На территории региона преобладают земли лесного фонда, полностью находящие в государственной собственности.
В целом по данной экспликации видно, что разделение земель региона по формам собственности выглядит следующим образом:
Рисунок 10 – Распределение земель Нижегородской области по формам собственности
В таблице 14 представлен баланс земель Нижегородской области, находящихся в государственной собственности (продолжение формы 22-1). Структура земель выглядит следующим образом:
Рисунок 11 – Распределение государственных земель Нижегородской области по уровням собственности
Таким образом, более 40% земель относятся к государственным, собственность на которые не разграничена. В основном это территории общего пользования.
Далее представлен баланс земель, на которых расположены сельскохозяйственные угодья, находящиеся в пользовании, владении либо распоряжении граждан.
Таблица 13 – Наличие сельскохозяйственных угодий у граждан (объединений граждан), тыс. га
| №№п/п | Наименование хозяйствующих субъектов | Общ. S, га | Сельскохозяйственные угодья | ||||
| всего | из них | ||||||
| пашня | залежь | многолетн. насаждения | корм. угодья | ||||
| 1 | Крестьянские (фермерские) хозяйства | 97,2 | 95,1 | 82,0 | 1,3 | 11,8 | |
| 2 | Граждане, имеющие личные подсобные хозяйства | 153,1 | 144,3 | 128,4 | 8,1 | 7,8 | |
| 3 | Граждане, имеющие служебные наделы | 0,6 | 0,6 | 0,6 | |||
| 4 | Граждане и их коллективы по садоводству | 27,0 | 23,0 | 0,4 | 22,6 | ||
| 5 | Граждане и их коллективы по огородничеству | 6,5 | 6,5 | 6,5 | |||
| 6 | Граждане, имеющие дачи и их дачные объединения | 6,8 | 6,7 | 6,1 | 0,2 | 0,4 | |
| 7 | Граждане, имеющие индивидуальные жилые дома и земельные участки для ИЖС гражданам и юр.лицам | 23,1 | 19,0 | 16,1 | 0,2 | 1,9 | 0,8 |
| 8 | Граждане и их коллективы по животноводству | 2,4 | 2,3 | 0,3 | 2,0 | ||
| 9 | Граждане, занимающиеся сенокошением и выпаса скота | 179,9 | 175,3 | 6,6 | 2,3 | 166,4 | |
| 10 | Собственники земельных участков | 270,3 | 268,3 | 229,2 | 16,9 | 22,2 | |
| 11 | Собственники земельных долей | 251,9 | 248,7 | 125,9 | 22,1 | 100,7 | |
| 12 | Индивидуальные предприниматели, не образовавшие крестьянские (фермерские) хозяйства | 23,0 | 22,7 | 20,6 | 0,1 | 2,0 | |
| Всего | 1041,8 | 1012,5 | 411,7 | 41,4 | 1,9 | 294,5 | |
Из данной таблицы видно, что преобладают площади угодий, находящихся в собственности граждан, а так же земельные доли.
Рациональное использование земельных ресурсов и иного недвижимого имущества невозможно без выявления и описания его качественных характеристик, определяющих ценность земельных ресурсов и иных объектов недвижимости как для его пользователей, так и для региона в целом.
Анализируя данные статистических отчетов о наличии и распределении земель в Нижегородской области за последние годы, можно прийти к выводу, что происходящие изменения достаточно незначительны.
По мнению доцента Нижегородской сельскохозяйственной академии А.В. Климовой, период последнего десятилетия характеризовался, в первую очередь, осуществлением работ по приведению в соответствие сведений государственного кадастра недвижимости лесному и земельному законодательству в отношении лесных участков, ранее предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование сельскохозяйственным организациям.
В сведения ЕГРН были внесены изменения относительно категории земель. Законодательную основу этим действиям также положило Распоряжение Правительства Нижегородской области «О переводе земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда».
Изменений в других категориях земельного фонда за этот период были незначительными.
Представим прогноз изменений в преобладающих категориях земельного фонда Нижегородской области на период 2019-2028 гг. с применением для расчетов «способа наименьших квадратов» .
Как показывают прогнозные данные, при существующих темпах изменения площадей лесного фонда и земель с.-х. назначения, к 2028 году площадь сельскохозяйственных земель сократится на 832,9 тыс. га.
По прогнозу к 2028 году площадь земель лесного фонда возрастет на 900,9 га.
Таблица 14 – Прогноз изменения площадей земель с.-х. назначения Нижегородской области
При сложившейся прогнозной ситуации на территории области необходимо проводить ряд мер:
– на законодательном уровне стремиться всячески сохранять и восстанавливать ценные земли с.-х. назначения;
– использовать увеличение площадей земель лесного фонда для более эффективного ведения лесного хозяйства, а также развивать такие отрасли как агротуризм, рыболовство, ландшафтная архитектура и т.д., так как Нижегородская область расположена в выгодной для ведения лесного и смежного с ним отраслей хозяйства природной зоне.
Таблица 15 – Прогноз изменения площадей земель лесного фонда Нижегородской области
Проанализировав составление земельного баланса региона, рассмотрим методику составления земельного баланса на примере ООО Троицкое. Данная организация расположена в Княгининском районе Нижегородской области, основным видом деятельности которой является выращивание однолетних культур.
Пример земельного баланса организации в сокращенной форме представлен в приложении Г.
Результаты работы сельскохозяйственной организации во многом определяются качественным составом их земельного фонда, который характеризуется показателями структуры землепользования.
Структура земельного фонда – это удельный вес (доля) каждого вида земель в составе общей площади землепользования:
где
ds– удельный вес каждого вида или группы земель,
S– площадь каждого вида земель, га;
– общая площадь земельного фонда, га.
При оценке структуры земельного фонда организации в первую очередь обращают внимание на долю сельскохозяйственных земель, как наиболее существенную часть земельной территории. В качестве исходной информации для расчета структуры земельного фонда могут быть взяты данные земельного баланса. При этом имеется возможность аналитического сравнения структуры землепользования на начало и конец периода (Приложение Д).
Сравнивая методику составления земельного баланса региона и земельного баланса организации, можно сделать вывод, что в первом случае особое место занимает информации о распределении земель по формам собственности, во втором же случае рассматривается исключительно структура земельного фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земля с древних времен имеет большое значение для человечества во всех сферах его деятельности. Одной из самых важнейших потребностей в России считаются земельные ресурсы, поскольку земля – объект национального богатства и источник природных благ. От того, кто и для каких целей использует землю, зависит благополучие каждого человека, экономическое развитие страны, а также экологическое равновесие.
Рациональное использование земельных ресурсов и иного недвижимого имущества невозможно без выявления и описания его качественных характеристик, определяющих ценность земельных ресурсов и иных объектов недвижимости как для его пользователей, так и для региона в целом.
В рамках проведенного исследования были достигнута основная цель – изучены правовые основы, принципы и порядок составления земельного баланса на примере Нижегородской области.
В результате составления земельного баланса было определено, что на территории региона преобладают земли лесного фонда, полностью находящиеся в государственной собственности. Также значительную площадь составляют земель сельскохозяйственного назначения.
При это выявлено, что более 40% земель относятся к государственным, собственность на которые не разграничена. Данные факт свидетельствует о фрагментарности учета земель и регистрации прав на них, что в целях рационального использования земельных ресурсов должно быть ликвидировано.
В данной дипломной работе был произведен анализ изменений земельного фонда Нижегородской области, в разрезе двух наибольших категорий земель региона. В результате расчетов были получены следующие результаты: к 2028 году площадь сельскохозяйственных земель предположительно сократится на 832,9 тыс. га, площадь земель лесного фонда возрастет на 900,9 га. Данный анализ также основан на материалах существующих земельных балансов за последнее десятилетие.
В результате работы были сформулированы следующие выводы:
Для повышения эффективности использования земель, в первую очередь сельскохозяйственных, качество которых является основополагающим, необходимо:
— создать полноценную информационную базу о состоянии земель в динамике на базе баланса земель;
— разработать систему нормативных документов и методику периодического уточнения данных реестра недвижимости и мониторинга земель;
— создать эффективную систему взаимодействия органов по предоставлению сведения о земельных участках;
— обеспечить систему страхования земельно-кадастровой и мониторинговой информации.
ГЛОССАРИЙ
| № п/п | Новое понятие | Содержание |
| 1 | Государственный земельный надзор | это обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, предпринимателями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель |
| 2 | Земельный баланс | система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно – территориальных единиц |
| 3 | Земельный участок | часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу |
| 4 | Землевладельцы | лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения |
| 5 | Землепользователи | лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования |
| 6 | Землеустройство | мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земель |
| 7 | Инвентаризация земель | это учет и оценка земельных площадей с занесением полученных данных в единую государственную базу данных |
| 8 | Кадастр недвижимости | это систематизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, информация о субъектах прав на земельные участки |
| 9 | Категории земель | это система классификации всех территорий PФ, которая основана на их целевом назначении. |
| 10 | Мониторинг земель | это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов |
| 11 | Оценочная зона | это часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. |
| 12 | Правообладатели земельных участков | собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; |
| 13 | Сельскохозяйственные угодья | земельные участки (массивы), планомерно и систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции |
| 14 | Сервитут | это постоянное или временное, публичное или частное, право ограниченного пользования чужим земельным участком |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВК РФ – Водный Кодекс Российской Федерации;
ГК РФ – Гражданский Кодекс Российской Федерации;
ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости;
ЗК РФ – Земельный Кодекс Российской Федерации;
РФ – Российская Федерация;
ФКП – Федеральная кадастровая палата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ – М.: Инфра. М. – Юркнига, 2016. – 272 с.
- Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]:.// Российская газета. – 2015. – №2823.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации. // Российская газета. – 2004. – №3667.
- Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости». [Элeктpoнный pecуpc] Инфopмaциoнный пopтaл Кoнcультaнт-Плюc Peжим дocтупa:http://www.consultant.ru – Зaгл. c экpaнa.
- Постановление Правительства РФ от 03.03.2016 №167 «О порядке информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами»;
- Приказ Минэкономразвития России от 16.02.2017 №62 «О перечне сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и используемых для целей обновления единой электронной картографической основы»;
- Приказ Росреестра от 30.12.2015 № П/690 «Об утверждении Перечня форм государственной и ведомственной статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подлежащих сбору и обработке в 2016 году»;
- Приказ Росстата от 07.12.2018 № 726 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами»;
- Приказ Росстата от 21.12.2011 № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Росстата от 28.06.2005 N 37 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами»;
- Постановление администрации Нижегородской области от 21 сентября 1998 г. № 240 «Об утверждении концепции управления земельными ресурсами в Нижегородской области»;
- Постановление Правительства Нижегородской области от 26 января 2017 г. № 29 «Об учете имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, и ведении реестра имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области»;
- Закон Нижегородской области от 8 августа 2008 г. N 98-З «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» (с изменениями и дополнениями);
- Распоряжение администрации Нижегородской области от 23 февраля 1999 г. № 241-р «Об утверждении Концепции управления собственностью в Нижегородской области»;
- Алексеева, Н.С. Землеустройство и землепользование : учебное пособие / Н.С. Алексеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. — Санкт-Петербург. : Издательство Политехнического университета, 2012. — 150 с. : ил., табл., схем. — Библиогр.: с. 131-134. — ISBN 978-5-7422-3517-0 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363018;
- Базавлук В.А./ Земельные отношения и землеустройство : учебное пособие для вузов / В. А. Базавлук, А. В. Базавлук, С. В. Серяков; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2012. — 245 с.: ил.. — Библиогр.: с. 241-245.
- Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр: В 6т. Т.3. Государственные регистрация и учет земель. — М.: КолосС, 2010. – С.600 (Учебники и учеб.пособия для студентов вузов);
- Волков С. Н., Боголюбов С. А., Липски С. А. Экспертиза и надзор — важные и необходимые звенья землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. N 2. с. 18–24.
- Гальченко С.А. Формирование земельного баланса как инструмента эффективного управления земельными ресурсами//Аграрная Россия. 2008 №3;
- Дрогицкая О.Р., Клестов М.А. Роль государственного кадастра недвижимости в системе управления земельными ресурсами городских поселений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014, №3
- Земельный кадастр как основа государственной регистрации прав на землю и иную недвижимость : учебное пособие / Д.А. Шевченко, А.В. Лошаков, С.В. Одинцов и др. ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет», Кафедра землеустройства и кадастра. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. — 94 с. : ил. — Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485051
- Кухтин, П. В. Управление земельными ресурсами: учеб. пособие для вузов / П.2В. Кухтин, А. А. Левов, В. В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
- Маланина, Е.Н. Государственное управление земельным фондом Российской Федерации / Е.Н. Маланина, А.В. Цветков ; Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия». — Омск : Омская юридическая академия, 2013. — 108 с. — Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375161
- Экономика недвижимости : учебник для высших учебных заведений / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, В.П. Грахов, Е.В. Грахова ; АНО «Институт проблем экономического возрождения», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : АНО «ИПЭВ», 2014. — 432 с. : табл., схем. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-91460-044-7 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=431519
- Сайт Публичная кадастровая карта– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/ (Дата обращения 25.05.2019).
- Правовой календарь I квартала 2019 г. [Электронный ресурс] Информационный портал Консультант-Плюс[Режим доступа]: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 20.05.2019).
- Сайт Министерства экологии и природных ресурсовНижегородской области – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineco-nn.ru// (Дата обращения 28.05.2019).
