Меню Услуги

Социализация специалистов таможенного дела. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


Взаимодействие и сотрудничество российских предприятий на мировом уровне может обеспечить усиленная подготовка иностранным языкам специалистов таможенной службы и их формирующаяся способность адаптироваться к условиям интернационализации окружающего пространства — науки, производства, где иностранный язык (английский язык) становится средством коммуникации в профессиональных взаимоотношениях.

Разработка современных требований к билингвальной компетентности специалистов таможенной службы обоснована современным реформированием социально-политической и экономической обстановкой, что усиливает значимость подготовки высококвалифицированных работников, способных решать поставленные перед ними задачи, нацеливает внимание образовательных структур к изучению дисциплин таможенного блока.

Общественно-государственный заказ на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов таможенного дела определяется системой требований к ним:

  • способность к саморазвитию;
  • эффективное использование внутреннего потенциала;
  • гибкость, адаптируемость к изменяющимся социокультурным условиям.

В данных условиях значительно усиливается творческий характер образования. Его ключевой задачей является развитие у человека таких качеств и способностей, которые позволили бы ему осуществлять профессиональную и социальную деятельность в быстро изменяющихся социокультурных условиях. В связи с этим актуальным становится обращение к двуязычному обучению, при котором иностранный язык наряду с родным языком выступает как инструмент постижения мира специальных знаний и самообразования, межкультурного общения и поликультурного воспитания.

Знание специалистом таможенной службы иностранного языка становится не только конкурентоспособным фактором его успешного трудоустройства, но и профессионально значимым средством доступа к иноязычной профессиональной информации. Формирование билингвальной компетентности приобретает особую актуальность и в сфере кадрового обеспечения таможенного сектора, где процесс производства осуществляется на территории разных стран и регламентируется международными нормативными документами, обеспечивающими согласованность стандартов продукции.

На современном этапе развития российского государства актуальность билингвального образования предполагает и философско-педагогический, и психолого-педагогический аспекты. А именно: формирование у учащихся толерантности и заинтересованности к другой культуре, традициям и обычаям, пересмотр и отказ от стереотипов, влечение и интерес к общечеловеческому пониманию ценностей, идей, диалога разных культур. Билингвальная подготовка будущих специалистов таможенной сферы представляет собой процесс формирования такой личности, которая всегда открыта к единению с полинациональным и поликонфессиональным миром. С другой стороны билингвальность — это еще и базовый принцип интернационализации образования.

Формирование будущего специалиста таможенного дела проходит как в ходе обучения, так и после него — в процессе профессиональной деятельности в таможенной сфере. Более результативным целенаправленное формирование и развитие личности специалиста таможенной сферы происходит в рамках обучения в вузе, поскольку на постдипломном этапе формирование личности происходит чаще всего спонтанно, интуитивно, что увеличивает продолжительность этапов восхождения к профессионализму.

Главным условием профессионального становления будущего специалиста таможенного дела является целая система профессиональных требований, обусловленных учебной, образовательной и воспитательной деятельностью, в процессе выполнения которой и формируются новые качества профессионала.

Профессиональная подготовка будущего специалиста таможенного дела в вузе обязана ориентироваться не только на усвоение студентом профессионально необходимых знаний, умений и навыков, но и на становление и развитие профессионально значимых личностных качеств. В профессиональной подготовке будущего специалиста таможенного дела немаловажное значение имеют, прежде всего, мотивация и активность самого студента, а также студенческие и профессиональные группы.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

В качестве основных блоков профессиональной деятельности специалистов таможенного дела определяет следующие:

  • организаторский (организация и подготовка рабочего места, деятельность по оформлению таможенных документов (правильность заполнения таможенных деклараций, процедура таможенного досмотра и т.д.);
  • конструктивный (планирование собственной профессиональной деятельности, изучение, анализ и использование постоянно меняющихся нормативных документов (зачастую с наличием определенных противоречий и разночтений в их содержании), конкретные операции по таможенному оформлению, прогнозирование профессиональной деятельности, предотвращение возможных трудностей профессиональной деятельности);
  • коммуникативный (установление контактов и построение взаимоотношений с субъектами внешнеэкономической деятельности, коллегами, администрацией, предотвращение возможных конфликтов, взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности не только в процессе непосредственного таможенного оформления, но и вне его);
  • гностический (анализ специализированной литературы, оценка состояний участников внешнеэкономической деятельности, рефлексия собственной деятельности и деятельности участников таможенных переговоров);
  • интегративный (реализация всех функций специалистов таможенного дела, мгновенное реагирование и разрешение спонтанно возникших проблемных ситуаций).

Из чего следует, что большая часть блоков профессиональной деятельности будущего специалиста таможенного дела (коммуникативная, гностическая, конструктивная, организаторская), предъявляет требование полагают к знанию иностранного языка, к билингвальной подготовке, без которой невозможно эффективно осуществлять свой функционал.

Изучение будущими специалистами таможенной сферы иностранного языка обеспечит развитие их творческих и коммуникативных способностей. Понимание студентом роли иностранных языков будет способствовать развитию аналитического и рефлекторного мышления, что в свою очередь создает предпосылки для постоянного самосовершенствования и самообразования будущего специалиста.

Все это обусловлено тем, что выпускники Таможенной Академии трудоустраиваются: в Центральный аппарат ФТС России — отделы Главного финансово-экономического управления, Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, Главного организационно-инспекторского управления, Главного управления тылового обеспечения, Аналитического управления, Управления таможенной статистики и анализа, Контрольно-ревизионного управления, Управления таможенного сотрудничества ФТС России. А также в подразделения экономического блока региональных таможенных управлений и таможен, представляющие собой билингвальную среду, которая стала реальной частью нашей жизни, а английский язык получил статус всеобщей коммуникации в таможенном пространстве.

В настоящее время в РФ синхронно реализуются два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, образуется международное Единое экономическое пространство, работает Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь, Российской Федерации, что потребовало принципиально новой подготовки специалистов в области таможенного дела и ВЭД; с другой — реализуется реформа системы высшего профессионального образования — переход на двухуровневую систему подготовки бакалавра и магистратуры. Но квалификация «специалист» сохранилась для ряда специальностей (технических и медицинский), а также для таможенной сферы.

2.2. Особенности социализации специалистов таможенного дела

Очевидно, развитость правовой культуры сотрудников таможенных органов напрямую не зависит от занимаемой должности и выполняемых должностных обязанностей, но при этом на ее формирование значительное влияние оказывают: внутренние ориентиры; ценности каждого конкретного должностного лица; личность руководителя структурного подразделения, выбранного им стиля управления; коллектив таможенного органа или подразделения, в котором сотрудник проходит службу с присущими данному коллективу сложившимися порядками правового поведения, устоявшимися взглядами и оценками нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

И, наконец, третий тип — индивидуальная правовая культура. Каждому таможеннику присущ собственный уровень индивидуальной правовой культуры, в котором опосредованно находят свое отражение характеристики, присущие как конкретной группе сотрудников, так и всем представителям Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Именно на основе индивидуального уровня правовой культуры формируется отношение субъекта таможенной деятельности к существующей правовой системе.

С точки зрения уровня развития следует выделить низкий, средний (достаточный), высокий уровни правовой культуры. Низкий уровень правовой культуры характеризуется неразвитой правовой активностью. Таможенник с таким уровнем правовой культуры не убежден в справедливости действующей правовой системы, правовые ценности не стали для него внутренним убеждением, в своей деятельности он руководствуется навязанными ему правовыми и моральными нормами. В служебной деятельности сотрудник таможенного органа использует поверхностные правовые знания, что не позволяет ему осмыслить и познать все стороны правовой практики. Такой уровень правовой культуры негативно сказывается на выполнении основных задач и обеспечении экономической безопасности Российской Федерации, ведет к правовому нигилизму и падению правовых ценностей.

Средний (достаточный) уровень правовой культуры отличается наличием у таможенника значительного массива правокультурных качеств, привычки к правовому поведению, что позволяет придерживаться установленных норм и правил не только во время служебной деятельности, но и в повседневной жизни. Такой уровень правовой культуры является достаточным для осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, для него характерно более глубокое знание норм, в первую очередь таможенного, а также иных отраслей права, которые сочетаются с прочной гражданской позицией и готовностью сотрудника защищать свои права и права участников внешнеэкономической деятельности. В конечном счете, это позволяет таможеннику действовать «со знанием дела» и принимать компетентные решения при осуществлении государственной функции по регулированию внешнеэкономической деятельности.

Высокий уровень правовой культуры предполагает использование в служебной деятельности научного подхода на основе глубоких знаний права и осознания сущности правовых явлений. У таможенника с высоким уровнем правовой культуры имеется четкое представление о действующей правовой системе в целом, а не только об отдельно взятых ее компонентах. Помимо теоретических знаний подразумевается обладание такими морально-деловыми качествами как мужество, ответственность, умение правильно расставлять приоритеты, а общественные интересы ставить выше личных. Такой уровень предполагает личную заинтересованность служащего в справедливом применении норм права в практической деятельности по регулированию правоотношений в области таможенного дела.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Практика показывает, что в целом уровень правовой культуры сотрудников таможенных органов ещё далёк от требуемого.

Интересными представляются данные социологического исследования, проведенного автором относительно корреляции уровня развития правовой культуры в таможенных органах в целом и оценки собственного правокультурного развития. Почти 80 % опрошенных считают, что правовая культура ФТС находится на среднем уровне, и на этом же среднем уровне 69 % позиционируют собственную правовую культуру. Что же касается соотношения высокого и низкого уровней, то имеются принципиальные отличия. Если 17 % респондентов указывают на низкий уровень правовой культуры ФТС (лишь 5 % -указывают на высокий уровень), то индивидуальные оценки противоположны — 31 % отмечают высокий уровень, а о низком уровне и вовсе никто не заявляет.

Уровень и глубина правовых знаний сотрудников таможенных органов, сложившиеся правовые ориентации, стиль и методы профессиональной деятельности, предпочтительные в таможенной сфере, оказывают решающее влияние на развитие таможенной службы в Российской Федерации и являются необходимым условием реализации и охраны прав участников внешнеэкономической деятельности. Одновременно с этим, важным показателем, определяющим итог такой деятельности, будет соответствие личности таможенника понятию правовой личности, то есть личности, подпадающей под действие системы социального и нормативно-правового регулирования, на основе которой она приобретает определённые свойства и качества, позволяющие ей активно включаться в политическую и социально-правовую действительность, полноправно реализовывать свои права и обязанности, а так же осуществлять правовую активность в целях устойчивого государственного развития.

Данная классификация правовой культуры по степени ее развитости у должностных лиц таможенных органов представляет определенный научный интерес в рамках настоящего исследования, так как может способствовать выявлению основных проблем и путей совершенствования правовой культуры сотрудников таможенных органов.

Любая классификация правовой культуры является весьма условной, так как затрагивает лишь малую часть содержания феномена правовой культуры. По определению она — принципиально неполная и не раскрывает в полном объеме сущность феномена. Однако автором предпринята попытка дифференцировать правовую культуру сотрудников таможенных органов по наиболее значимым основаниям.

Проведенный анализ сущности и содержания правовой культуры сотрудников таможенных органов позволяет сделать следующие выводы:

  • Феномену правовой культуры сотрудников таможенных органов присущи определенные сущностные признаки: правосознание, связанное с пониманием социальной значимости защиты государственно-экономических интересов; владение знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими правовое регулирование внешнеэкономической деятельности; направленность личности на защиту экономических интересов; высокая степень ответственности за результаты работы; эмоционально-волевая устойчивость субъектов таможенной службы.

Правовая культура сотрудников таможенных органов — это качественное состояние правосознания, нравственности, позволяющее в полной мере осознанно выполнять социально значимые функции по защите экономической безопасности государства, прав и свобод субъектов правоотношений, а также правовое поведение, обеспечивающее соблюдение таможенного законодательства, обусловленное спецификой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, основанное на персональной ответственности каждого должностного лица.

  • При исследовании содержания правовой культуры сотрудников таможенных органов выделяются статические элементы — право, правосознание, правоотношения и правовое поведение, которые в совокупности устойчивых связей и отношений свидетельствуют о стабильном функционировании таможенных органов, их эффективности в государственной системе. Динамическая составляющая правовой культуры таможенников предполагает рассмотрение познавательно-рационального (характеризует процесс формирования правовых знаний), аксиологически- эмоционального (раскрывает ценностно-смысловую структуры правовой культуры сотрудников таможни) и нормативно-поведенческого (профессионально-правовая деятельность в интересах государства) этапов.

Знания о сущности правовой культуры позволяют проанализировать особенности данного социального феномена, выявить основные проблемы, связанные с ее формированием в структуре института таможенной службы и предложить практические меры по устранению выявленных трудностей.

2.3. Формирование компетентности будущих сотрудников таможенных органов, как основной фактор социализации

В рамках реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, а также дорожных карт национальной предпринимательской инициативы — «Совершенствование таможенного администрирования», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» — проводится работа по внедрению передовых информационных технологий, способствующих качественному улучшению таможенного администрирования. К конкретным мерам в этой сфере необходимо отнести:

  • переход на обязательное электронное декларирование товаров (с 1 января 2014 года) — за год данную форму применили более 80 тыс. участников ВЭД — это без малого 0,5% от всего количества участников ВЭД, подавших декларации на товары;
  • реализацию возможности подачи таможенной декларации в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган независимо от места нахождения декларируемых товаров;
  • постепенную автоматизацию решений, принимаемых таможенными органами. На сегодняшний день на 97 таможенных постах проводится пилотный проект, направленный на реализацию технологии автоматической регистрации деклараций на вывозимые товары;
  • введение института обязательного предварительного информирования о товарах, которые перемещаются через границу Таможенного союза автомобильным транспортом (с 2012 г.), железнодорожным транспортом (с 2014 г.). Решается вопрос о введении обязательного предварительного информирования и в отношении товаров, которые перевозятся как по морю, так и по воздуху;
  • развитие системы удаленной уплаты таможенных платежей. Постепенный рост уплат через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы (10% от общей суммы всех таможенных платежей, уплаченных в федеральный бюджет государства);
  • внедрение технологии, позволяющая гражданам оплачивать таможенные платежи через Интернет за товары для личного пользования, заказываемые ими в интернет-магазинах, доставка их из-за рубежа через экспресс-перевозчиков.

В обобщенном выражении описанный фактор составляет материальную основу функционирования таможенных органов Российской Федерации. Важность материальной стороны безусловна: она усиливает эффективность выполнения таможенниками государственной задачи по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, предоставляет средства для таможенного контроля и выполнения таможенных процедур, увеличивает возможности сотрудников по качественному исполнению своих функциональных обязанностей. В этой связи нужно стремиться к совершенствованию всех элементов материальной составляющей, которые должны соответствовать современным требованиям. Это важно еще и потому, что совершенные техника и технологии оказывают серьезное влияние на нарушителей российского законодательства в части таможенных норм и правил.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Современная техника, имея сложное устройство и требующая серьезной специальной подготовки, предполагает своим источником и средоточением усилий человека во всей совокупности его физических, социальных и духовных свойств и качеств. Признание данного тезиса ведет к утверждению о главенстве человеческого фактора над техническим, а духовной мощи над материальной. Понятно, что чем совершеннее техника, тем в большей степени она способна усиливать потенциал своих возможностей при осуществлении сотрудниками таможни исполнительнораспорядительной деятельности. Но, с одной стороны, сами технические устройства не могут действовать исключительно автономно, а лишь облегчать действия таможенников, с другой стороны, — в полной мере свои свойства техника в состоянии проявлять в руках не только профессионально подготовленного человека, но и духовно зрелой личности.

В понятие духовности мы вкладываем смысложизненные моменты человеческого бытия, возможности выхода за пределы обыденноповседневного мира, стремление к высшим идеалам и их реализации в процессе своей жизнедеятельности. Духовная жизнь сотрудника таможенной службы генетически связана с духовной жизнью общества, обнаруживая свои особенности. Специфика таможенных органов, сочетающая напряжение как физических, так и духовных сил, определяет значимость духовного фактора для ФТС России. Вряд ли можно переоценить значение служебной дисциплины для таможенника, но она должна подкрепляться и духовными скрепами.

В духовной жизни таможенников прослеживаются две тенденции: государственно-патриотическая и индивидуалистично-прагматическая.

Государственно-патриотическая тенденция характеризуется приоритетом коллективистских, ведомственных ценностей, направленных на укрепление российского общества. Личности таможенника при этом присущи позитивное содержание правовых, политических, нравственных, эстетических ценностей. К особенностям данной тенденции духовной жизни относятся ценности, обеспечивающие социальную стабильность и устойчивость, преданность Родине, верность долгу, честь и достоинство государственного служащего, уважение к человеческой личности.

Индивидуалистично-прагматическая тенденция связана с разрушением прежней, коллективистки ориентированной, системы ценностей, утратой гуманистических идеалов, где доминируют личностно-эгоистические интересы. Особенности подобной тенденции выражаются в игнорировании духовных ценностей, ориентированных на объединение людей, уважение их интересов и достоинства, релятивизм мировоззренческих взглядов (следование аморальным устремлениям, проявление вседозволенности).

В ходе реализации Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г. появляется необходимость наполнения ценностных ориентаций таможенников гуманистическим содержанием, исходя из характеристик, присущих современной духовной жизни таможенной службы.

Во-первых, одной из характерных черт является диалектическая взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность правовой культуры и других форм культуры. При этом важно отметить, что характеристика духовного мира личности таможенника как целостности подразумевает сравнение соотношения культуры и ее форм с диалектикой целого и части, всеобщего и единичного. Представление о формах культуры, как способах ее проявления и функционирования позволяет рассматривать правовую культуру не как локальное образование, а как явление, пронизывающее уровни и слои реально функционирующей культуры, имеющей свою специфику.

Комплексный характер культуры обеспечивает единство и взаимопроникновение ее форм. Если рассматривать юридические нормы как политические установки, переведенные в правовую плоскость, то правовую культуру сотрудников таможенных органов можно представить как достаточно политизированную форму культуры, динамика функционирования которой тесно связана с развитием политической культуры. С этой точки зрения, представляется важным вести речь о том, что решающую роль в функционировании правовой культуры сотрудников таможенных органов играет осознание и реализация общественных интересов и потребностей в сфере внешнеэкономической деятельности.

Как писал К. Маркс, каждый преследует свой частный интерес и только свой частный интерес, и тем самым, сам того не зная, он служит частным интересам всех, т.е. общим интересам. Дело не в том, что каждый преследует исключительно индивидуальные интересы, а в том, что посредством объединения усилий отдельных индивидов совокупные частные интересы сливаются в общий интерес. Из этой абстрактной фразы напрашивается вывод о том, что каждый со своей стороны тормозит осуществление интереса другого, «результатом этой bellum omnium contra omnes является не всеобщее утверждение, а наоборот — всеобщее отрицание. Суть дела заключается, скорее в том, что частный интерес уже сам есть общественно определенный интерес и может быть достигнут лишь при условиях, создаваемых обществом. … Это интерес частных лиц: но его содержание, как форма и средство осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов». Очевидно, что для личности индивидуальный интерес, лишенный у К.Маркса негативной оценки, будет первичен. А сложение большинства индивидуальных интересов, их совпадение суммируется в общественный интерес, который выступает движущей силой истории. Но в конечном счете индивидуальный интерес следует рассматривать не как плод индивидуального разума, а как отражение в сознании личности общественных условий бытия и деятельности, которые порождают и обусловливают развитие каждой индивидуальности.

Учет и согласование личных интересов таможенников с интересами службы, потребностями развития общества обеспечивает создание необходимых условий для функционирования высокого уровня правовой культуры должностных лиц таможенных органов.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Существенное влияние на правовую культуру таможенников оказывает экономическая культура общества и государства. Между этими формами культуры наличествуют разноплановые связи. Прежде всего, это социальные явления, характеризующие качественное состояние правового, экономического сознания, соответствующих норм, ценностей и поведения.

Экономическая культура по отношению к правовой культуре таможенников требует учета следующих факторов:

  • экономическая культура отражает степень развития материально­производственной базы, пространства нормальной жизнедеятельности таможенников, опосредованно влияя на становление их правовой культуры;
  • экономическая культура каждой страны, имея национальную окраску, предполагает важность принятие во внимание диалоговость формирующегося глобализационного мира;
  • экономическая культура российского государства проявляется в определенных пространственных и конкретно-исторических формах.

Правовая культура таможенников в соотношении с экономической культурой:

  • выступает рамками, в пределах которых на законных основаниях может развиваться экономическая культура в ее внешнем аспекте;
  • выполняет важную функцию регулятора с точки зрения обеспечения государственных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности. При этом характер их взаимодействия одновременно является и противоречивым, и необходимым. По мнению директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского, Россия в настоящее время переживает конфликт двух культур
  • культуры наследия и культуры денег: «Культура наследия полагает, что культурное наследие является национальной идеей, смыслом жизни народов и цивилизаций. Для культуры денег смысл развития общества — деньги… В культуре наследия наследие является критерием — как различающим, так и сближающим людей. В культуре денег — эксплуатация наследия, которая противостоит наследию. Главное — доход как критерий успеха». Думается, что правовая культура должна обеспечивать как раз оптимальное взаимодействие культуры наследия (находясь на страже сохранения национальных духовных и материальных ценностей) и культуры денег (пополняя государственный бюджет страны).

Реализации этой идеи сближения правовой культуры таможенников и экономической культуры различных субъектов хозяйственной деятельности могла бы стать не только законодательная, но и ценностная платформа. В этой связи наряду с существующим Кодексом этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации хотелось бы иметь и соответствующий кодекс отечественных предпринимателей. В истории российской Торгово-промышленной палаты имел место случай принятия Кодекса чести российского предпринимателя, девизом которого считалось: «Превыше всего — прибыль. Но выше прибыли — честь». Исследование экономической культуры показывает, «что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходимы продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии».

Становится все более очевидным усиление взаимосвязи правовой и нравственной культуры таможенников, что оказывает специфическое воздействие на различные области духовной жизни таможенников. Данная взаимосвязь имеет сложный, многокачественный характер. В сущностном аспекте правовая и нравственная культура непосредственно взаимосвязаны как части единого целого — духовной культуры. Причем между ними существуют как субординационная, так и координационная связи. С точки зрения координационной связи следует вести речь о соотносительной взаимозависимости, где основание правовой культуры выступает следствием нравственной и наоборот. Координационная взаимосвязь правовой и нравственной культуры порождает одно из духовных состояний сотрудников таможенных органов — морально-правовое, которое в современных условиях антикоррупционной борьбы играет важнейшую роль в выполнении функции внешнеэкономической деятельности.

Субординационная взаимосвязь правовой и нравственной культуры, подчиняя себе координационную, является более глубокой и сущностной. Определяющая роль при этом принадлежит правовой культуре. В ней непосредственно выражаются государственные интересы, связанные с обеспечением законности и правопорядка в реализации внешнеэкономической деятельности, тогда как нравственная культура отражает эти интересы посредством проникновения в нее правовых взглядов, представлений, чувств. Правовая культура выступает в то же время и фактором, организующим и направляющим духовную энергию таможенников, выражающим их социальную и профессиональную активность, от которых зависит качество решаемых ФТС задач.

Нравственный компонент в системе духовных качеств таможенников занимает особое место и включает в себя наряду с такими ценностями, как государственность, патриотизм, ответственность, долг, дисциплинированность, профессиональная компетентность и моральные — совесть, вежливость, честность, скромность.

Полагаем уместным подчеркнуть роль, значение правового и нравственного выбора. В правовом отношении правовая культура таможенника однозначно и неукоснительно детерминирована законом и подзаконными актами, что не оставляет или почти не оставляет возможности для выбора в оценке ситуации и действиях. Но в своем поведении человек руководствуется не только нормами права, но и нормами морали, где всегда присутствует выбор. Тем более, что таможенник взаимодействует не столько с неодушевленными предметами — товаром, сколько с человеком, представляющим его. Нравственный выбор не имеет четко обозначенных границ «плохо — хорошо», «можно — нельзя», пределы допустимого при этом достаточно широки. Да и сам таможенник — это личность, а не автомат, дающий разрешение или накладывающий запрет. Рассуждая таким образом, мы имеем в виду сотрудника таможни как подлинного профессионала, положительного человека, которому как всякому индивиду присущи сомнения, личная заинтересованность. Поэтому нравственный аспект необходимо и неизбежно присутствует в правовой культуре таможенных органов. При этом в решении конкретной таможенно-профессиональной проблемы исходным и основным принципом должно оставаться соблюдение интересов государства.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!