Меню Услуги

Социальная защита и социальная поддержка детей-сирот в России

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей

1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты

1.2 Правовой статус органов власти, осуществляющих защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

Глава 2. Проблемы правового регулирования и организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Социальная помощь и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.2 Проблемы социального сиротства

Глава 3. Пути совершенствования системы социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот

3.1 Профориентация как условие успешной социализации и жизнеустройства детей-сирот

3.2 Создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот

Заключение

Библиография

 

Введение

 

На протяжении последних лет в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни, наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данная проблема берет свое начало из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий и ряда других стихийных бедствий родители погибали, вследствие чего дети становились сиротами. Сегодня ситуация отличается не процентным соотношением детей сирот, а причинами, которые приводят к сиротству.

Детство самая светлая и беззаботная пора в жизни человека, но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в результате смерти их родителей. Остальные дети относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет молниеносно. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Таким образом, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации очень важное значение. Быть сиротой при живых родителях, осознавать, что они где-то есть, крайне тяжело. Ведь так много значат для ребенка материнская любовь, ласка, забота, без которой очень тяжело осваивать этот новый для ребенка мир.

Объект исследования данной выпускной квалификационной работы – институт социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации.

Предметом служат механизмы социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот.

Цель:

  • Рассмотреть правовой статус Органов опеки и попечительства осуществляющих защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Провести анализ органов власти

Задачи:

  • определить правовой статус детей-сирот в современной России;
  • определить правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей-сирот;
  • рассмотреть социальную помощь и устройство;
  • рассмотреть проблемы социального сиротства;
  • профориентационная работа с детьми сиротами;
  • создание центров (служб) постинтернатной адаптации детей-сирот

 

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей

1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты

 

Дети — в любом обществе, в любом государстве являются особым объектом социальной работы. Они несамостоятельны, зависимы, что повышает их потребность в помощи. Особенно это касается детей лишившихся попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства.

В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей»: Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.

Одно из основных прав каждого ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье. А именно семья признается во всех странах естественной и наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка. При нарушении развивающей среды биологической семьи, ребенок имеет право на защиту и воспитание в семье замещающей, предоставляемые государством.

Основным законом, содержащим права человека и гражданина, в том числе и права ребенка – Конституция Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ регламентировано, что материнство и детство находятся под защитой государства

Место детей в современной России неотделимо зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Несовершеннолетние дети в силу физической и умственной незрелости должны попасть под усиленное внимание, контроль и помощь не только со стороны государства, но и попасть в сферу заботы общества.

Социальная защита детей должна оперироваться на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений, в сфере образования, в сфере обитания ребёнка.

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством Российской Федерации:

  • Гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе-среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • Бесплатно медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • Гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • Социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • Социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • Право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • Организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • Организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей связана:

  • С защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования;
  • Чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Рассмотрим их подробнее:

Международный уровень

Он включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей). Сусликов В.Н. и Шкилева Н.Л. указывают на обеспечение интересов ребенка, гарантированных Конституцией РФ. Статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.).

Эти документы выявили основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Ратифицированная в России Конвенция о правах ребенка, в частности ст. 20 закрепляет положение о том, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Общефедеральный уровень

Опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей формируется на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России». В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации.

Региональный уровень

Опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации В.В.Путиным № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее — Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии — определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов — в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.

Цели Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года (далее – Концепция):

— поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни;

— создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций;

— повышение качества жизни семей;

— обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития.

Основные задачи Концепции:

— развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного осуществления ею своей социальной функции;

— развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

— создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— развитие жизненно охранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов;

— повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

— содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

— обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

— профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

— повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлечёнными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Реализация Концепции планируется в два этапа (первый этап – 2015–2018 годы, второй этап – 2019–2025 годы) в соответствии с поэтапными планами, утверждаемыми Правительством России.

Целевые индикаторы эффективности реализации Концепции:

— уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Федерации;

— сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями;

— увеличение численности детей в возрасте до трёх лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу;

— уменьшение числа разводов;

— увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия;

— сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объёме;

— уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах;

— снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мероприятия Концепции планируется реализовывать в рамках средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий по социальной поддержке семьи, материнства и детства.

 

1.2 Правовой статус органов власти, осуществляющих защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

 

Государственная власть, являясь разновидностью публичной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет основные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установление судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке»

Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

  • образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей — инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, — социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
  • учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Учреждения для детей сирот действуют в формах устройства:

  • Системы здравоохранения, например, дом ребенка. Структурной особенностью является содержание совсем маленьких детей (до 3 лет), за которыми требуется особый, в том числе врачебный уход;
  • Системы образования. В состав включаются детские дома-школы, интернаты. Дети не только проживают, но и получают общее образование, изредка специальное среднее;
  • Социальной системы, в частности в случае инвалидности и тяжёлых заболеваний. Сюда же включаются организации временного пребывания.

Наиболее распространённой формой является детский дом, который может иметь весь комплекс жилых, медицинских и образовательных учреждений, реже коррекционных. Иногда дети обучаются в обычной школе. В остальное время, находясь в жилых помещениях учреждения. Организационные вопросы решаются на основании регламентов РОНО (районный отдел образования), региональных законов. К обучению и воспитанию привлекаются сотрудники центров реабилитации, органов опеки.

Законом закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде:

  • полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;
  • полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;
  • выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;
  • дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования

Деятельность юридических и физических лиц по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается кроме органов опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст.20 Конвенции о правах ребёнка.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Статья 121 Семейного Кодекса гласит: « Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных учреждений.

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время. Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном Кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребёнок растёт в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребёнке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощённые положением ребёнка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчёта нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве, руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1и 2 123 статьи Семейного Кодекса, обеспечивает устройство ребёнка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом № 159 ФЗ« О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то применяются правила международного договора.

Семейным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронатная семья. Каждая форма устройства имеет свои особенности.

В соответствии с правилами передачи детей на усыновление, ребенок-сирота может быть передан на усыновление только в том случае, если оба его родителя или единственный родитель умерли, неизвестны, признаны отсутствующими без вести или объявлены умершими.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Данная форма устройства подразумевает принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими правами и обязанностями.

В случае усыновления детей-сирот запрещено сообщать какие-либо сведения в части усыновления, выдавать выписки, а также сообщать иную информацию без разрешения органов опеки и попечительства.

Единственное условие о возможности разглашения тайны усыновления, предусмотренное действующим законом, является воля непосредственных усыновителей ребенка.

С целью обеспечения тайны усыновления усыновитель может обратиться в соответствующие органы с заявлением об изменении места рождения усыновленного ребенка. Кроме того изменение может быть осуществлено относительно даты рождения ребенка, но не более, чем на 6 месяцев. О принятых решениях, в части изменения каких-либо данных делается соответствующая запись в решении об усыновлении.

Следующая форма социальной защиты детей-сирот является опека и попечительство.

Установление опеки и попечительства над ребенком допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» на основании договора об осуществлении опеки и попечительства, а также договора о приемной семье или патронате. При этом опекун или попечитель назначается по его письменному заявлению.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Еще одна форма социальной защиты детей-сирот является приемная семья.

Приемной семьей в соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Законодательством не установлены максимальные или минимальные сроки договора, как правило, срок устанавливается до достижения совершеннолетия приемного ребенка, но договор может быть заключен на любой срок.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, ст. 146 СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», утвердившим Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в социальной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна или попечителя в отношении ребенка за органами опеки и попечительства. Помещение ребенка в семью патронатного воспитателя осуществляется после того, как принято решение о передаче ребенка на попечение органов опеки и попечительства, за исключением экстренного устройства ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается по договору об опеке или попечительстве, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Под патронатной семьей понимается форма временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью профессиональных воспитателей без наделения их статусом законных представителей с целью обеспечения условий их воспитания и гармоничного развития. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья, или в случаях, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель — социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье.


Страницы:   1   2   3

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *