Заявка на расчет
Меню Услуги

Социально-этический маркетинг в деятельности табачных компаний (на примере компании British American Tobacco). Часть 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ BRITISH AMERICAN TOBACCO

3.1. Основные направления маркетинговой деятельности компании British American Tobacco

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

Для компании British American Tobacco, как и для других табачных компаний, маркетинговая деятельность имеет особое значение, обеспечивая сохранение достаточно высокого объема продаж табачной продукции в условиях негативного внешнего информационного фона.

Жесткое давление со стороны медицинского сообщества, общественных организаций и регулирующих органов заставили крупные табачные компании, включая British American Tobacco, с конца ХХ века существенно изменить свою маркетинговую стратегию, сместив акцент на социальную ответственность.

Так, в 2001 году крупнейшие транснациональные табачные компании, такие как Philip Morris International Inc., Japan Tobacco Inc. и British American Tobacco Plc., разработали и приняли «Международные принципы маркетинга», которые на добровольной основе согласились выполнять. Основной целью данного документа являлся переход маркетинговых стратегий табачных компаний к концепции социально-ответственного маркетинга, достигаемый за счет:

  • направленности маркетинговой деятельности на взрослых потребителей;
  • обеспечения осознанного потребления табачных изделий.

При этом, каждая из табачных компаний, согласившихся выполнять «Международные принципы маркетинга», разработала на их базе общие маркетинговые принципы, обязательные для всех своих дочерних компаний.

В British American Tobacco были приняты и неоднократно актуализировались Международные принципы маркетинга, зачастую предусматривающие более жесткие правила, чем в национальном законодательстве на некоторых рынках.

На рисунке 3.1 приведены основные принципы маркетинга British American Tobacco, обязательные для исполнения на всех рынках компании.

Рисунок 3.1 – Основные принципы маркетинга British American Tobacco

Источник: составлено автором на основе Ответственный маркетинг [Электронный ресурс] / British American Tobacco Plc. – Режим доступа: http://www.batrussia.ru/group/sites/BAT_AGMJTP.nsf/vwPagesWebLive/DOAHFEKZ

Маркетинговая деятельность компании British American Tobacco на всех рынках строится исходя из изложенных на рисунке 3.1 принципов. При этом данные принципы определяют ограничения на маркетинговые мероприятия, в первую очередь направленные на минимизацию маркетингового воздействия на несовершеннолетних.

На сегодняшний день маркетинговая стратегия компании British American Tobacco строится на основе единого международного подхода, различаясь в основном используемыми маркетинговыми инструментами на разных локальных рынках, реализация которых определяется в большей части случаев исходя из законодательных требований в сфере маркетинга табачных изделий. В компании также действуют единые правила утверждения маркетинговых решений (Приложение Д).

На рисунке 3.2 приведены основные приоритеты маркетинговой стратегии компании British American Tobacco.

Рисунок 3.2 – Основные приоритеты маркетинговой стратегии компании British American Tobacco

Источник: составлено автором на основе How we work [Electronic resource] / British American Tobacco Plc. – Mode of access: https://www.bat.com/group/sites/UK__9D9KCY.nsf/vwPagesWebLive/DO9DCGWD

Маркетинговая стратегия компании British American Tobacco сфокусирована прежде всего на создание портфеля сильных брендов, в котором ключевое значение играют глобальные бренды. Компания British American Tobacco в рамках своего портфеля брендов сформировала пул приоритетных глобальных брендов (Global Drive Brands), развитие которых является важнейшей стратегической задачей маркетинговой деятельности. В число глобальных брендов, развитие которых имеет приоритетное значение для British American Tobacco (т. е. Global Drive Brands), входят пять брендов: Dunhill, Kent, Lucky Strike, Pall Mall и Rothmans. Кроме того, компания в своем портфеле брендов выделяет три ключевых стратегических бренда (Key Strategic Brands) – Camel, Newport и Natural American Spirit, развитие которых прежде всего связано с укреплением позиций на рынке США и Канады.

На рисунке 3.3 приведена динамика продаж ведущих глобальных брендов и ключевых стратегических брендов компании British American Tobacco в 2015-2017 гг.

Рисунок 3.3 – Динамика продаж ведущих глобальных брендов и ключевых стратегических брендов компании British American Tobacco в 2015-2017 гг.

Источник: составлено автором на основе Annual Report and Form 20-F 2017. – London: British American Tobacco p.l.c., 2018. – Р. 10.

Данные рисунка 3.3 показывают, что реализуемая компанией British American Tobacco маркетинговая деятельность, направленная на развитие ведущих глобальных брендов и ключевых стратегических брендов, обеспечила позитивную динамику их продаж, а также определенный рост общих продаж табачных изделий компании. Так, за рассматриваемый период времени продажи ведущих глобальных брендов British American Tobacco выросли более чем на 18%, а продажи ключевых стратегических брендов – более чем в 2 раза. При этом продажи прочих брендов компании в 2017 году снизились более чем на 17% по сравнению с уровнем 2015 года.

Помимо развития портфеля брендов, приоритетом маркетинговой деятельности British American Tobacco выступает формирование и внедрение инноваций, прежде всего в таких направлениях как:

  • системы нагревания табака (бренд glo™). Так, в 2016 году компания запустила данный инновационный продукт в Японии и за счет стремительно растущего спроса уже в 2017 году вывела его на рынки других стран – России, Швейцарии, Южной Кореи, Канады и Румынии. Особенностью продвижения этого продукта выступает его связь с одним из глобальных брендов компании – маркой Kent (система нагревания табака glo использует специальные табачные стики Kent Neostiks);
  • электронные сигареты. Компания активно развивает несколько брендов электронных сигарет, прежде всего Vype (лидирует на рынке Великобритании и Польши) и Vuse (значительная доля на рынке США);
  • инновации в традиционных табачных продуктах. Компания непрерывно развивает системы фильтрации табачного дыма в сигаретах (например, в последние годы внедряет уплотненные моноацетатные фильтр-мундштуки, технологию Reduced smell, направленную на снижение запаха табака на одежде и пр.), форматы сигарет, различные вкусоароматические добавки (например, фруктовые капсулы Vogue Unique) и пр.

Необходимо отметить, что активное развитие инноваций выступает одним из важнейших элементов маркетинговой деятельности British American Tobacco, направленной на привлечение совершеннолетних потребителей в возрасте до 30 лет, которые в долгосрочной перспективе будут обеспечивать стабильность доходов компании.

Маркетинговая деятельность компании British American Tobacco существенно различается на разных рынках вследствие отличающихся законодательных ограничений на маркетинг табачных изделий, однако в основном она включает в себя ряд ключевых направлений, приведенных на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 – Основные направления маркетинговой деятельности компании British American Tobacco

Источник: составлено автором на основе How we work [Electronic resource] / British American Tobacco Plc. – Mode of access: https://www.bat.com/group/sites/UK__9D9KCY.nsf/vwPagesWebLive/DO9DCGWD

Одним из наиболее значимых направлений маркетинговой деятельности компании British American Tobacco, как и большинства других табачных компаний, до конца ХХ века оставалась реклама – наружная реклама, реклама в кино, на телевидении, радио, в печатных СМИ. Однако с начала ХХI века во многих странах начали вводиться жесткие меры, ограничивающие рекламу табачных изделий, например, в Евросоюзе с 2005 года была фактически запрещена реклама табачных изделий – под запрет попала реклама на телевидении, в кино, в печатных СМИ, в сети Интернет, в 2009 году в США на федеральном уровне была ограничена реклама табачных изделий в изданиях для молодежи и наружная реклама вблизи образовательных учреждений.

Исходя из законодательных ограничений, компания British American Tobacco обычно осуществляет рекламу табачных изделий на каждом локальном рынке только через разрешенные каналы, сохраняя приоритет за наружной рекламой, рекламой в печатных СМИ и в сети Интернет. Необходимо отметить, что ввиду запрета на рекламу табачной продукции в сети Интернет на многих рынках, в том числе в Евросоюзе, в России и других странах, компания British American Tobacco осуществляет маркетинговую деятельность в сети Интернет в рамках следующих инструментов:

— реклама традиционной табачной продукции на корпоративных сайтах (например, в России используется для рекламы сигарет Kent сайт https://www.kent.ru/), которые обеспечивают знакомство потребителей с новинками и различными акциями. При этом в соответствии с принятыми в компании Международными принципами маркетинга, а также действующим законодательством для входа потребителя на сайт необходимо не только указать свой возраст, но и подтвердить его документами или банковскими картами. Компания British American Tobacco приняла обязательные для всех своих рынков присутствия Правила цифрового маркетинга, определяющие правила доступа потребителей к информации о табачных изделиях компании, направленные на минимизацию вовлечения несовершеннолетних в употребление табачных изделий. Причем, следует указать, что данные Правила предусматривают более жесткий, чем обычно закреплено в законодательстве, контроль за доступом к информации о табачных изделиях;

— реклама электронных сигарет и иной нетрадиционной табачной продукции (прежде всего системы нагревания табака) в сети Интернет без ограничений, что обусловлено отсутствием регулирования данной области.

В условиях жестких законодательных ограничений на рекламу табачных изделий одним из ключевых маркетинговых инструментов для компании British American Tobacco выступает стимулирование сбыта, включающее прежде всего следующие инструменты:

1) различные розыгрыши призов за покупки табачных изделий. Для таких розыгрышей компания создает специальные промо-сайты, которые обеспечивают информирование потребителей о новинках марки, в рамках которой осуществляется розыгрыш;

2) промо-мероприятия в предприятиях сферы питания, размещения и развлечения (отелях, ресторанах, кафе, клубах и т.д.):

— промо-мероприятия в формате бренд-маски. При этом во избежание нарушений законодательства представители табачных марок компании, проводящие данные мероприятия, одеты в одежду ассоциируемых с маркой цветов, включая также иные узнаваемые потребителями элементы, однако без логотипов и наименований марки. Такие промо-акции могут включать бесплатную раздачу образцов табачных изделий, обмен открытой пачки сигарет на новую пачку сигарет продвигаемой марки и т.д. (в России бесплатная раздача табачных изделий запрещена);

— промо-мероприятия с элементами геймификации, например, сувениры с фирменной атрибутикой продвигаемой марки (зажигалки, ручки, блокноты, иная канцелярская продукция и т.д.) за правильные ответы на какие-либо простые вопросы, связанные с продвигаемой маркой сигарет;

— маркетинговые исследования, направленные прежде всего на информирование потребителей о продвигаемой марке сигарет, ее новинках и особенностях.

3) промо-мероприятия в точках продаж. На многих рынках данное продвижение существенно ограничено и осуществляется в основном в специализированных магазинах в рамках маркетинговых исследований. При этом промо-мероприятия проводятся совместно с компаниями-продавцами.

Следует указать, что фокус промо-мероприятий компании British American Tobacco, как и других табачных компаний, направлен прежде всего на совершеннолетнюю молодежь в барах и клубах, где реализуется алкогольная продукция, обеспечивая достаточно высокую эффективность промо-мероприятий.

В настоящее время одним из значимых инструментов маркетинговой деятельности компании British American Tobacco выступает спонсорство различных мероприятий. Компания осуществляет спонсорство:

  • спортивных соревнований. Так, например, компания является спонсором одной из команд Формулы 1 – команды McLaren. Хотя в настоящее время запрещено рекламировать табачные компании на спортивных мероприятиях в странах Евросоюза, British American Tobacco сохранила спонсорство команды Формула 1, указывая на своем корпоративном сайте данную команду в качестве своего глобального партнера;
  • музыкальных и культурных мероприятий, направленных прежде всего на совершеннолетнюю молодежь. Как показало проведенное в 2010 году исследование организации Truth Initiative, компания British American Tobacco в рамках продвижения бренда Camel в США с 1995 года активно спонсирует музыкальные туры и мероприятия инди рок-групп (например, в 2004 году – тур «Camel Speakeasy Tour», в 2007 году фестиваль «Farm Free Range Music»);
  • различных медицинских исследований, направленных на лечение заболеваний, связанных с курением;
  • различных медицинских конференций, круглых столов и пр.

Одним из значимых инструментов маркетинговой деятельности компании British American Tobacco выступает оформление табачной продукции, хотя во многих странах в настоящее время необходимо печатать фотографии последствий заболеваний, вызванных курением или даже полностью отказаться от дизайнерского оформления пачек сигарет. Однако на рынках, где еще не применяются такие правила, компания стремится за счет оформления своей табачной продукции создать у потребителей брендов, позиционируемых как премиальные (например, Dunhill), ощущение товара премиум-класса с помощью качественной печати, дизайна и пр. Также в странах, где не введены ограничения на размещение табачной продукции в точках продаж, особое внимание компанией уделяется размещению своей табачной продукции на витринах с целью привлечения потенциальных потребителей. При этом компания не реализует сигареты поштучно, в пачке сигарет не может быть менее 10 сигарет, а в упаковке курительного табака – менее 10 г.

Также компания British American Tobacco активно развивает партнерство с нефтяными компаниями Shell и Exxon Mobile, имеющими широкую сеть автозаправочных станций. Торговое партнерство с данными компаниями обеспечивает British American Tobacco приоритетный доступ к 10,5 тыс. торговых точек на автозаправочных станциях в 45 странах, формируя тем самым эффективный сбыт табачной продукции среди целевой аудитории.

Одним из ключевых направлений маркетинговой деятельности компании British American Tobacco выступает деятельность в сфере социально-ответственного маркетинга, направленная прежде всего на создание имиджа социально-ответственной компании. Данное направление маркетинговой деятельности компании British American Tobacco включает в себя:

  • реализацию социально-ориентированной политики в отношении своих работников (обеспечение широкого спектра социальных льгот работникам и членам их семей, обеспечение безопасности труда и пр.),
  • определенная поддержка фермеров, выращивающих табак в развивающихся странах,
  • информирование потребителей о возможных негативных последствиях потребления табачной продукции,
  • максимальное предотвращение курения несовершеннолетними,
  • различные мероприятия, направленные на защиту окружающей среды (как на своих предприятиях, так и на территориях, где выращивается табак).

Следует подчеркнуть, что для компании British American Tobacco, как и для других табачных компаний, ключевой аудиторией, на которую направлена маркетинговая активность, выступает совершеннолетняя молодежь в возрасте до 30 лет, что обусловлено высокой степенью консервативности более старшего поколения курильщиков, обычно сохраняющих высокую лояльность к выбранной марке сигарет. Коме того, данная возрастная категория в дальнейшем будет выступать базой для сохранения достаточного уровня дохода табачных компаний в долгосрочной перспективе.

Отдельно необходимо отметить, что несмотря на активно продвигаемый имидж социально-ответственных компаний, все крупные табачные компании, включая British American Tobacco, непрерывно осуществляют поиск возможных маркетинговых инструментов, формально не нарушающих действующее законодательство или способных повлечь лишь незначительные штрафные санкции со стороны регуляторов. Так, как отмечается в исследовании американской организации «Campaign for Tobacco-Free Kids» и компании Netnografica LLC, проведенном в 2017-2018 гг., все крупные табачные компании, включая British American Tobacco, используют скрытую рекламу табачных изделий в социальных сетях через популярных личностей (с большим числом подписчиков), выступающих для значительной части молодежи лидерами общественного мнения. При этом факты оплаты такой рекламы табачные компании скрывают. В совокупности исследование выявило более 100 подобных рекламных компаний в 40 странах, в том числе и в России.

Также табачные компании спонсируют различного рода вечеринки с привлечением известных в социальных сетях личностей, которые публикуют фотографии с данных мероприятий, стимулируя тем самым популярность табачной марки-спонсора. При этом, в России существенные штрафы за рекламу табачных изделий предусмотрены только для юридических лиц, а для физических лиц они ограничены 4 тыс. руб., не являясь значимым препятствием для рекламы табачных марок популярными в социальных сетях личностями.

Таким образом, маркетинговая деятельность British American Tobacco строится исходя из принятых компанией Международных принципов маркетинга, разработанных совместно с Philip Morris International Inc. и Japan Tobacco Inc. и направленных на ограничение курения несовершеннолетними, а также обеспечение соответствия маркетинговой деятельности законодательным нормам на каждом из рынков присутствия.

Основные направления маркетинговой деятельности British American Tobacco включают в себя: рекламу, стимулирование сбыта, спонсорство, оформление продукции, ее реализацию и дистрибуцию, а также социально-ответственный маркетинг.

Реклама во многих странах присутствия компании жестко ограничена или полностью запрещена, что оставляет компании возможность рекламирования своей продукции только на официальных сайтах своих марок традиционных табачных изделий. При этом для электронных сигарет и систем нагревания табака в настоящее время ограничения отсутствуют или минимальны, что позволяет компании активно продвигать данную продукцию с использованием всех доступных рекламных каналов, в первую очередь в сети Интернет.

Основное число мероприятий по стимулированию продаж приходится на различные розыгрыши призов среди потребителей, а также предоставление бесплатных образцов и иные промо-мероприятия в клубах, барах, отелях и др. Компания British American Tobacco активно осуществляет спонсорство различных мероприятий спортивной, музыкальной и иной развлекательной направленности, а также медицинских исследований и конференций, хотя спонсорство спортивных мероприятий жестко ограничено в ряде стран.

Возможности оформления продукции на многих рынках существенно ограничены, однако на рынке ряда развивающихся стран данный маркетинговый инструмент активно применяется. Также British American Tobacco является приоритетным торговым партнером компаний Shell и Exxon Mobile, обеспечивая тем самым эффективный сбыт своей продукции на АЗС названных компаний в большом числе стран. Особую роль в ХХI веке для British American Tobacco играет социально-ответственный маркетинг, направленный на формирование позитивного имиджа социально-ответственной компании.

 

3.2. Сравнительный анализ маркетинговой деятельности на европейском и российском рынке

 

Маркетинговая деятельность компании British American Tobacco существенно различается на разных локальных рынках, в том числе на рынке стран Европы и на российском рынке. Проводя сравнительный анализ маркетинговой деятельности на европейском и российском рынке, прежде всего необходимо остановиться на законодательных ограничениях маркетинга табачных изделий на данных рынках.

Так, в странах Евросоюза с 2005 года были запрещены следующие элементы маркетинговой деятельности табачных компаний:

  • реклама на радио,
  • реклама на телевидении,
  • реклама в печатных СМИ (за исключением специализированных изданий),
  • спонсорство табачными компаниями любых мероприятий с целью стимулирования распространения табачных изделий.

Кроме того, с 2013 года в Евросоюзе были приняты запреты на сигареты с различными ароматическими добавками, включая ментол, на жевательный табак (за исключением Швеции), а также употребление таких наименований как: мягкие и легкие (введение данных запретов планируется в 2021 году).

При этом запреты на наружную рекламу, выкладку сигарет на витринах и иные маркетинговые инструменты в странах Евросоюза принимаются на уровне национального законодательства. Так, наиболее лояльное в Евросоюзе законодательство в отношении маркетинга табачных изделий действует в Германии – единственной стране данного объединения, где разрешена наружная реклама табачных изделий. А наиболее жесткие законодательные запреты на маркетинг табачных изделий введены в Великобритании, Франции, Венгрии и Ирландии, где помимо прочих ограничений законодательно запрещена продажа брендированных упаковок сигарет.

Наименьшие ограничения на маркетинг табачных изделий среди европейских стран имеет Швейцария, которая также единственная из стран Европы не ратифицировала рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. В Швейцарии на федеральном уровне фактически не ограничен маркетинг табачных изделий и только на региональном уровне в ряде кантонов введены запреты на продажу сигарет несовершеннолетним и наружную рекламу в общественных местах.

В России жесткие ограничения на маркетинг табачных изделий были введены в 2013 году с принятием Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который запретил рекламу табачных изделий фактически через все каналы (СМИ, сеть Интернет, радио и телевидение, наружная реклама, кино и пр.), спонсорство, стимулирование продаж (бесплатные образцы, ценовые скидки и пр.). Также данным Законом была запрещена открытая выкладка сигарет в торговом объекте и продажа сигарет в пачках с менее чем 20 сигаретами.

Приведенные выше ограничения обуславливают ключевые различия маркетинговой деятельности компании British American Tobacco в России и странах Европы. В Приложении Е приведена подробная сравнительная характеристика маркетинговой деятельности компании British American Tobacco на российском и европейском рынках.

В целом основная часть элементов маркетинговой политики компании British American Tobacco на российском рынке схожа с политикой на европейских рынках (за исключением Швейцарии). При этом в значительной степени маркетинговая деятельность компании на российском рынке более жестко ограничена, чем на ряде европейских рынков, прежде всего в Германии и Швейцарии. Основные отличия маркетинговой политики компании British American Tobacco на российском и европейском рынках проявляются в следующих направлениях:

социально-ответственный маркетинг – на отечественном рынке помимо общепринятого в компании фокуса на ограничении доступа к табачным изделиям несовершеннолетних, основной акцент делается на социально-ответственной политике в отношении работников, в то время как на европейских рынках ключевой акцент данного направления маркетинга ставится на защите окружающей среды и поддержке табачных фермеров из развивающихся стран. Данные различия обусловлены существенно более высокой значимостью для европейцев вопросов защиты окружающей среды и бедности населения в развивающихся странах, чем для россиян (в России вследствие существенно более низкого уровня жизни, чем в странах Евросоюза, вопросы социальной ответственности компаний достаточно второстепенны и фактически не влияют на выбор табачной продукции). Для европейских потребителей компания British American Tobacco демонстрирует реализуемые ею меры по снижению нагрузки на окружающую среду при выращивании табака и особо отмечает критическую значимость выращивания табака для существенной части населения в некоторых развивающихся странах, подчеркивая свой социально-ответственный подход к бизнесу;

портфель брендов – на российском рынке в основном представлены производимые в стране сигареты (доля импорта табачных изделий в России в 2016 г. составляла лишь 3% от общего объема продаж на отечественном рынке всеми табачными компаниями), обуславливая фокус всех табачных компаний на ограниченном числе марок. British American Tobacco на российском рынке делает акцент на продвижении двух глобальных ключевых брендов – Rothmans и Kent (ряд других международных марок компании также реализуется, однако их доля незначительна), а также двух локальных брендов – Ява Золотая и Alliance. Так, в 2016 г. компания British American Tobacco занимала 24,44% отечественного рынка табачных изделий в натуральном выражении, причем из них на сигареты марки Rothmans пришлось 9,88%, на Kent – 4,13%, на Яву Золотую – 5,28%, на Alliance – 1,35%, а на все прочие марки компании – 3,8% (причем ни одна из остальных марок не заняла более 1% отечественного рынка). На европейском рынке компания в основном продвигает свои ведущие глобальные бренды – Dunhill, Kent, Lucky Strike, Pall Mall и Rothmans, а локальные бренды табачных изделий на большинстве европейских рынков отсутствуют. Развитие локальных брендов на отечественном рынке компанией British American Tobacco объясняется высокой емкостью российского рынка и стремлением компании охватить все сегменты рынка – марка «Ява» была очень популярна в СССР и после приобретения ее British American Tobacco в 1994 году на ее основе в 1997 году была запущена марка «Ява Золотая», а марка Alliance была запущена British American Tobacco в 2001 году для охвата нижнего ценового сегмента (ее глобальные марки относились к среднему и высокому ценовым сегментам). Также ввиду традиционно низкого спроса на трубочный табак, табак для самостоятельного изготовления сигарет, жевательный и нюхательный табак в России компания British American Tobacco фактически не продвигает данные табачные продукты на отечественном рынке, в то время как в европейских странах компания осуществляет продвижение своих брендов таких табачных изделий (например, табак для самостоятельного изготовления сигарет под маркой Peter Stuyvesant, снюс под маркой Epoc, продвигаемый в Швеции и т.д.);

инновации – на российском рынке компания British American Tobacco активно продвигает только систему нагревания табака glo (также она продвигается на рынке Швейцарии и Румынии), в то время как на большей части европейских рынков основной акцент в настоящее время делается на электронные сигареты под марками Vipe и Vuse. Данное разделение связано с маркетинговыми приоритетами компании, причины которых British American Tobacco не раскрываются.

Таким образом, ввиду схожих законодательных ограничений на российском рынке и рынке большинства европейских стран маркетинговая деятельность компании British American Tobacco весьма схожа. Максимальное различие маркетинговой деятельности компании наблюдается на рынке Швейцарии, где фактически полностью отсутствуют запреты на маркетинг табачных изделий, а также на рынке Германии, где разрешена наружная реклама табачных изделий.

В целом, основные различия маркетинговой деятельности на российском и европейском рынках заключаются в построении портфеля основных брендов – в России ключевые позиции занимают два глобальных бренда (Rothmans и Kent) и два локальных бренда (Ява Золотая и Alliance), в то время как на европейском рынке компания активно продвигает весь портфель ведущих глобальных брендов. Кроме того, на отечественном рынке, в отличие от европейского рынка, компания практически не продвигает свои марки трубочного табака, табака для самостоятельного изготовления сигарет, жевательного табака, что обусловлено традиционно низким спросом на данные табачные изделия в России.

Также на российском рынке в рамках социально-ответственного маркетинга компанией British American Tobacco основной акцент делается на социально-ответственную политику в отношении работников, в то время как в странах Европы ключевым акцентом выступает защита окружающей среды в странах-производителях табака и поддержка фермеров в данных странах.

 

3.3. Направления развития маркетинговой деятельности British American Tobacco на базе концепции социально-этического маркетинга

 

Транснациональная компания British American Tobacco занимает одну из ведущих позиций на мировом табачном рынке и, как и у других крупнейших табачных компаний, ее маркетинговая деятельность направлена на достижение максимальной эффективности в условиях негативного внешнего давления.

Маркетинговая деятельность компании British American Tobacco строится на базе лучших международных практик и с конца ХХ века активно использует социально-ответственный (социально-этический) маркетинг. Основные элементы реализации концепции социально-этического маркетинга компания регулярно представляет общественности через СМИ, а также в рамках Отчетов о корпоративной ответственности и Отчетов об устойчивом развитии. Следует отметить, что построение табачной компанией имиджа социально-ответственной компании весьма затруднительно, учитывая огромный вред, наносимый здоровью населения, в том числе и некурящего, употреблением табачных изделий.

Однако, несмотря на высокую эффективность маркетинговой деятельности British American Tobacco, данной компании можно предложить в рамках развития маркетинговой деятельности более широко использовать концепцию социально-этического маркетинга.

На рисунке 3.5 приведены основные предлагаемые направления развития маркетинговой деятельности British American Tobacco на базе концепции социально-этического маркетинга.

Для British American Tobacco, как и для других крупных табачных компаний, существенное позитивное значение для формирования имиджа социально-ответственной компании может иметь обеспечение максимально полного информирования потребителей о составе табачных изделий. Так, например, в настоящее время все табачные компании, в том числе и British American Tobacco, активно противодействуют закреплению в российском законодательстве обязанности раскрытия состава своих табачных изделий, которые зачастую содержат большое число вспомогательных веществ, снижающих раздражение от дыма (левулиновая кислота, ментол), а также ускорители горения табака, различные красители, ароматизаторы и пр., оказывающие значительное негативное влияние на организм.

Рисунок 3.5 – Основные предлагаемые направления развития маркетинговой деятельности British American Tobacco на базе концепции социально-этического маркетинга

Источник: составлено автором на основе проведенного анализа.

Исходя из того, что British American Tobacco, как и все остальные табачные компании, активно использует в наименовании своих табачных изделий под разными марками слова «Легкий», «Мягкий» и др., подразумевающие более низкий вред от курения таких сигарет (хотя в действительности вред для организма аналогичен тому, что наносится при курении обычных сигарет), компании следует добровольно повсеместно отказаться от практики использования таких наименований, подчеркивая тем самым добросовестное отношение к здоровью потребителей. Следует отметить, что в России и странах ЕАЭС использование данных наименований запрещено, однако на ряде рынков, прежде всего развивающихся стран, такие наименования активно используются компанией British American Tobacco.

Одной из ключевых проблем при формировании у табачных компаний, включая British American Tobacco, имиджа социально-ответственной компании выступает активное и жесткое лоббирование принятия любых изменений антитабачного законодательства, усиливающих борьбу с курением. Так, например, в России антитабачные нормы, ограничивающие маркетинг табачных изделий, были приняты лишь в 2013 году, что было в основном обусловлено активными усилиями табачных компаний по противодействию данным нововведениям. В Германии за счет табачного лобби сохраняется возможность размещения наружной рекламы табачных изделий.

В настоящее время за счет стремительного распространения электронных сигарет и систем нагревания табака особое внимание со стороны табачных компаний целесообразно уделять исследованию последствий для здоровья лиц, использующих данные продукты. Так, можно предложить компании British American Tobacco самостоятельно или в партнерстве с другими крупными табачными компаниями создать независимый фонд, финансирующий исследования последствий использования электронных сигарет и систем нагревания табака. Данные исследования для получения максимального позитивного эффекта для компании British American Tobacco с позиции социально-этического маркетинга должны соответствовать следующим требованиям:

— исследования должны быть максимально прозрачными – все первичные данные, методология и результаты должны быть в открытом доступе;

— в качестве исследователей должны привлекаться ведущие мировые медицинские центры и лаборатории, причем в обязательном порядке должны участвовать исследовательские центры, традиционно занимающие наиболее антагонистическую позицию по отношению к курению;

— для исследования должно привлекаться большое число испытуемых в разных странах.

Особое значение для компании British American Tobacco в рамках концепции социально-этического маркетинга, особенно на рынках наиболее экономически развитых стран, имеют такие мероприятия как:

— усиление защиты окружающей среды при выращивании табака (особенно в части оптимизации использования водных ресурсов);

— обеспечение возможности для фермеров развивающихся стран, выращивающих табак, перейти на возделывание иных культур.

Следует отметить, что все табачные компании, включая и British American Tobacco, в рамках противодействия запретам на табачном рынке особое внимание уделяют крайне негативным, по их мнению, последствиям сокращения потребления табака для стран-табакопроизводителей, прежде всего Малави, Зимбабве, Бразилии, Бангладеш и пр. Однако независимые исследования показывают, что фактически весь объем спроса и цены на мировом рынке табака (за исключением Китая, где государство контролирует и выращивание и табака, и производство сигарет) контролируются двумя оптовыми компаниями и несколькими крупными табачными компаниями – производителями сигарет (прежде всего Philip Morris International Inc., British American Tobacco Plc., Japan Tobacco Inc. и Imperial Brands Plc.), которые стимулируют избыточное выращивание табака для сохранения минимальных закупочных цен. При этом табачные компании активно стимулируют фермеров заявлять о катастрофическом влиянии на них антитабачных мер, а наиболее влиятельное объединение табакопроизводителей – Международная ассоциация производителей табака (ITGA), представляющая интересы табачных фермеров, по мнению независимых исследователей, в значительной мере финансируется British American Tobacco. Исходя из этого, можно рекомендовать British American Tobacco изменить подход в отношении табачных фермеров развивающихся стран в сторону стимулирования их перехода на выращивание других культур при сокращении спроса на табак.

Однако, представляется, что даже реализация всего предлагаемого комплекса направлений развития маркетинговой деятельности British American Tobacco на базе концепции социально-этического маркетинга, не позволит существенно укрепить имидж компании, так как основная проблема для эффективного использования концепции социально-этического маркетинга заключается в очень серьезном вреде табачных изделий для населения, априори выстраивающем негативный образ табачных компаний.

Таким образом, на основе проведенного в магистерской диссертации исследования предлагается ряд направлений развития маркетинговой деятельности British American Tobacco на базе концепции социально-этического маркетинга, включающих в себя: обеспечение достоверности информирования потребителей о составе табачных изделий; повсеместный отказ от практики наименования отдельных видов табачных изделий, намекающих потребителям на более низкий вред от курения (Легкие, Мягкие и пр.); отказ от практики лоббирования препятствования развитию антитабачного законодательства в разных странах; стимулирование независимых исследований последствий использования электронных сигарет и систем нагревания табака; расширение мероприятий по защите окружающей среды при выращивании табака; обеспечение возможности для фермеров развивающихся стран, выращивающих табак, на переход к возделыванию иных культур. Также особое внимание British American Tobacco должна уделять отказу от неправомерного использования маркетинговых инструментов для продвижения своей продукции, например, скрытой рекламы популярными в социальных сетях личностями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам исследования были сделаны следующие основные выводы.

Маркетинговая деятельность является одним из важнейших аспектов функционирования любой современной компании. Маркетинговая деятельность представляет собой целесообразный, многоаспектный и управляемый процесс, ориентированный на удовлетворение потребностей всей совокупности потребителей товарами и услугами, состоящий в реализации частных маркетинговых функций, а также в определении целей, источников ресурсов и способов достижения поставленных целей деятельности компании.

В настоящее время особенности маркетинговой деятельности табачных компаний прежде всего связаны с общемировыми тенденциями ужесточения законодательного регулирования табачной индустрии, включая запрет на использование массовых средств коммуникаций, таких как телевидение, радио и иные средства массовой информации, а также расширения антитабачной пропаганды и повышения популярности здорового образа жизни.

Табачные компании широко используют инструменты маркетинга в рамках концепции социальной ответственности с целью максимально возможного нивелирования негативного восприятия продукции и непосредственно компаний потребителями в условиях усиливающегося давления со стороны государственных органов, медицинского сообщества и общественности во многих странах. Мероприятия, реализуемые табачными компаниями в рамках концепции социальной ответственности, включают в себя: информирование потребителей о вреде курения; разработку и внедрение продукции, которая составляет меньший риск для здоровья курильщиков; поддержку исследований, связанных с последствиями курения и др.

В настоящее время табачная индустрия включает в себя несколько групп табачных изделий, как традиционных – сигарет, сигар и сигарилл, трубочного табака и табака для самостоятельного изготовления сигарет, бездымных табачных изделий (жевательного табака, нюхательного табака и пр.), так и современных – электронных сигарет и никотиносодержащих продуктов. Основной тенденцией современного табачного рынка выступает сокращение физического объема продаж практически по всему спектру традиционных табачных изделий, за исключением сигар и сигарилл, при росте всех групп товаров в денежном выражении. Современные категории табачных изделий демонстрируют рост продаж в физическом и денежном выражении, причем наиболее перспективным является направление электронных сигарет.

На европейском рынке, в том числе и российском, ключевыми позитивными факторами внешней среды для крупнейших табачных компаний выступают высокая рентабельность деятельности, значительная доля курящих среди населения, а также разработка инновационных табачных изделий, в первую очередь электронных сигарет. Также в странах Европейского Союза, Швейцарии и скандинавских странах для табачных компаний позитивными факторами выступают развитая институциональная среда, единое рыночное пространство и высокий уровень благосостояния населения. Ключевыми негативными факторами внешней среды для крупнейших табачных компаний на европейском рынке, включая российский, являются: стабильное ужесточение законодательства в сфере оборота табачных изделий и курения в общественных местах, рост акцизов на табачные изделия и, как следствие, их розничной стоимости, непрерывный тренд повышения популярности здорового образа жизни, а также активная критика табачных компаний со стороны общественных, медицинских организаций и большого числа активистов.

Компания British American Tobacco занимает устойчивые позиции на мировом рынке табачных изделий в целом, и на европейском рынке в частности. Продукция компании British American Tobacco представлена во всех товарных группах на рынке табачных изделий, однако только в отношении сигар и сигарилл компания не имеет существенных позиций на европейском и мировом рынках, что снижает ее конкурентоспособность. Ключевым конкурентным преимуществом British American Tobacco выступает интенсивное развитие направления инновационных табачных изделий, прежде всего электронных сигарет, где компания сумела добиться лидирующих позиций на ряде ключевых европейских рынков.

Маркетинговая деятельность British American Tobacco строится исходя из принятых компанией Международных принципов маркетинга, направленных на ограничение курения несовершеннолетними, а также обеспечение соответствия маркетинговой деятельности законодательным нормам на каждом из рынков присутствия. Особую роль в ХХI веке для British American Tobacco играет социально-ответственный маркетинг, направленный на формирование позитивного имиджа социально-ответственной компании.

Ввиду схожих законодательных ограничений на российском рынке и рынке большинства европейских стран маркетинговая деятельность компании British American Tobacco весьма схожа. Максимальное различие маркетинговой деятельности компании наблюдается на рынке Швейцарии, где фактически полностью отсутствуют запреты на маркетинг табачных изделий, а также на рынке Германии, где разрешена наружная реклама табачных изделий.

На основе проведенного исследования в магистерской диссертации предложен ряд направлений развития маркетинговой деятельности British American Tobacco на базе концепции социально-этического маркетинга: обеспечение достоверности информирования потребителей о составе табачных изделий; отказ от практики наименования отдельных видов табачных изделий, намекающих потребителям на более низкий вред от курения (Легкие, Мягкие и пр.); отказ от практики лоббирования препятствования развитию антитабачного законодательства; стимулирование независимых исследований последствий использования электронных сигарет и систем нагревания табака; расширение мероприятий по защите окружающей среды при выращивании табака; обеспечение возможности для фермеров развивающихся стран, выращивающих табак, на переход к возделыванию иных культур; отказ от неправомерного использования маркетинговых инструментов продвижения своей продукции, например, скрытой рекламы популярными в социальных сетях личностями.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты и статистическая информация

  1. Аналитический отчет о состоянии конкуренции на оптовом рынке табачной продукции за 2016 год. – М.: Федеральная антимонопольная служба РФ, 2017. – 21 с.
  2. Материалы по рынку табачной продукции за 2014-2016 годы. – М.: Федеральная антимонопольная служба РФ, 2017. – 11 с.
  3. Письмо Минздрава России от 29.04.2013 №24-4-7000984 «Об электронных сигаретах» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 01.01.2019.
  4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 №107 «О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (вместе с «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию») // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 01.01.2019.
  5. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 41. – Ст. 721.

Учебники и монографии

  1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2014.
  2. Божук С. Маркетинг: Учебник для вузов. / [С. Божук и др.] – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
  3. Вуд М.Б. Маркетинговый план: практическое руководство по разработке / М.Б. Вуд. – М.: Вильямс, 2016. – 352 с.
  4. Зайцева Л.Г. Стратегический менеджемент: учебник / Л.Г. Зайцева, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2002. – 416 с.
  5. Квинт В.Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. / В.Л. Квинт. – М.: Бизнес-Атлас, 2012. – 626 с.
  6. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван, А. Заякин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 230 с.
  7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – СПб.: Питер, 2016.– СПб.: Питер, 2016. – 480 с.
  8. Маркетинг : учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристъ, 2000. – 568 с.
  9. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: учебник / Р.Б. Ноздрева. – М.: Экономистъ, 2005. – 990 с.
  10. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: учебник. / Р.Б. Ноздрева. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 448 с.
  11. Нуралиев С.У. Маркетинг: учебник. / С.У. Нуралиев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 305 с.
  12. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 454 с.
  13. Современные направления маркетинга: теория, методология и практика применения: Коллективная монография / Под общ. ред. С.В. Карповой. – М.: Палеотип, 2011. – 544 с.
  14. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства: монография / [Н.Ю.Конина, Р.Б.Ноздрева, В.А.Буренин и др.]; под общ. ред. и с предисл. Н.Ю.Кониной. – М.: МГИМО-Университет, 2018. – 626 с.
  15. Табачная экономика и экономические аспекты борьбы против табака. Монография. Исполнительное резюме. – Бетесда: Национальный институт онкологии, 2016. – 66 с.

Статьи и публикации в периодических изданиях

  1. Дементьева А.Г. Концепция устойчивого развития и социально-этический маркетинг / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова // Известия УрГЭУ. – 2018. – №5(19). – С. 5-15.
  2. Салагай О.О. О мерах по противодействию употреблению табачных изделий в праве Европейского союза / О.О. Салагай // Журнал российского права. – 2012. – №2. – С. 76-85.
  3. Сейфуллаева М.Э., Падалкина О.С. Маркетинговая стратегия табачных корпораций с учетом принципов маркетинга 3.0 / М.Э. Сейфуллаева, О.С. Падалкина // Вестник ВГУИТ. – 2013. – №1. – С. 231-235.
  4. Соболева О.А. Маркетинговая деятельность»: цель, виды, подходы к определению понятия / О.А. Соболева // Вестник ПГУ. – 2017. – №5. – С. 48-54.
  5. Табачная промышленность // Business guide – Тематические приложения к газете Коммерсантъ. – 2017. – №36. – 16 с.

Иностранные нормативно-правовые акты

  1. Directive 2014/40/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco and related products and repealing Directive 2001/37/EC. // Official Journal of the European Union. – 2014. – Vol. 57. – P.1–38.
  2. Directive 2003/33/EC of the European Parliament and of the Council of 26 May 2003 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States relating to the advertising and sponsorship of tobacco products // // Official Journal of the European Union. – 2003. – Vol. 33. – P.16–19.

Иностранные учебники и монографии

  1. Drummond, G. Introduction to Marketing Concepts / G. Drummond. – Hoboken: Taylor and Francis, 2005. – 352 p.
  2. Kotler, P. Marketing 3.0 from products to customers to the human spirit / P. Kotler, H. Kartajaya, I. Setiwan. – Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons, Inc., 2010. – 207 p.

Статьи и публикации в иностранных периодических изданиях

  1. Crane, A. Social marketing and morality / A. Crane, J. Desmond // European Journal of Marketing. – 2002. – Vol. 36, №5/6. – P.548–569.
  2. Ringold, D.J. The American Marketing Association Definition of Marketing: Moving from Lagging to Leading Indicator / D.J. Ringold, B. Weitz // Journal of Public Policy & Marketing. – 2007. – Vol. 26, № 2. – P. 251-260.

Отчеты иностранных компаний и аналитических агентств

  1. 2016 Annual Report. / Philip Morris International. – NY: Philip Morris International Inc., 2017. – 154 р.
  2. 2017 Annual Report. / Philip Morris International. – NY: Philip Morris International Inc., 2018. – 148 р.
  3. Analyzing the Global Tobacco Industry / Aruvian’s R’search, 2016. – 335 p.
  4. Annual Report and Form 20-F 2017. / British American Tobacco. – London: British American Tobacco p.l.c., 2018. – 272 р.
  5. Brand Finance Global 500. The annual report on the world’s most valuable brands / Brand Finance. – London: Brand Finance, 2018. – 31 р.
  6. Global trends in nicotine. / Euromonitor International. – New York: Foundation for A Smoke-Free World, 2017. – 42 р.
  7. Japan Tobacco Inc. Annual Report FY2017. – Tokyo: Japan Tobacco Inc., 2018. – 141 р.
  8. Project SUN. 2017 Results Executive Summary. – London: KPMG LLP, 2018. – 20 р.
  9. The Economics of Tobacco and Tobacco Control: Monograph 21. – Geneva: World Health Organization, 2016. – 688 р.
  10. Tobacco in Russia / Euromonitor International. – London, 2018. – 47 p.

Интернет-источники

  1. 6 ключевых маркетинг-инструментов продвижения алкоголя и табака в России [Электронный ресурс] // Портал Cossa. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/152/87040/
  2. В Америке принят закон, ограничивающий рекламу табачных изделий [Электронный ресурс] // Состав.ру. – Режим доступа: https://www.sostav.ru/news/2009/06/25/s1/
  3. В Европе запретили рекламу табака [Электронный ресурс] // Известия. – Режим доступа: https://iz.ru/news/304762
  4. Доклад ВОЗ: масштабы спасающих жизни мер борьбы против табака за последнее десятилетие значительно увеличились [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/detail/19-07-2017-who-report-finds-dramatic-increase-in-life-saving-tobacco-control-policies-in-last-decade
  5. Европарламент утвердил предложения Еврокомиссии по борьбе с распространением табачных изделий [Электронный ресурс] // Газета.ру. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2013/10/09/5698817.shtml
  6. Корпоративная благотворительность [Электронный ресурс] / Japan Tobacco International. – Режим доступа: https://www.jti.com/ru/our-views/Корпоративная-благотворительность
  7. Маркетологам табачных компаний непросто работать на украинском рынке [Электронный ресурс] // Капитал. – Режим доступа: https://www.capital.ua/ru/publication/938-marketologam-tabachnykh-kompaniy-neprosto-rabotat-na-ukrainskom-rynke-no-dazhe-v-usloviyakh-zapreta-reklamy-sigaret-kurilschiki-kak-i-prezhde-loyalny-k-svoim-markam#ixzz5g4Qdv0wW
  8. Нидерландский пенсионный фонд прекращает инвестировать в табачные и оборонные активы [Электронный ресурс] // Investinfra.ru. – Режим доступа: https://investinfra.ru/mezhdunarodnaya-praktika/niderlandskiy-pensionnyy-fond-prekraschaet-investirovat-v-tabachnye-i-oboronnye-aktivy.html
  9. Оказывают ли антитабачные меры негативное воздействие на табачных фермеров? [Электронный ресурс] // Сборник аргументов для борьбы против табака. – Режим доступа: https://tobaccoplaybook.net/ru/015-tobacco-growers.html
  10. Ответственный маркетинг [Электронный ресурс] // British American Tobacco Plc. – Режим доступа: http://www.batrussia.ru/group/sites/BAT_AGMJTP.nsf/vwPagesWebLive/DOAHFEKZ
  11. Правила цифрового маркетинга «Бритиш Американ Тобакко» [Электронный ресурс] // British American Tobacco Plc. – Режим доступа: http://www.batrussia.ru/group/sites/bat_agmjtp.nsf/vwPagesWebLive/DOAHFEKZ/$FILE/medMDAVZK33.pdf?openelement
  12. Российский табак окончательно ушел под транснационалов [Электронный ресурс] // EADaily. – Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2018/06/29/rossiyskiy-tabak-okonchatelno-ushel-pod-transnacionalov
  13. Рост цен на сигареты повлиял на вредные привычки граждан [Электронный ресурс] // Независимая газета. – Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2017-10-25/100_smoking.html
  14. Спонсорство табачными компаниями, стимулирование продажи и рекламы табачных изделий [Электронный ресурс] // Международный Союз против туберкулеза и легочных заболеваний. – Режим доступа: http://www.smokefreerussia.ru/documents/3244.pdf?view
  15. Стало известно, как табачные компании «обходят» закон о рекламе [Электронный ресурс] // Российская газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2018/08/30/stalo-izvestno-kak-tabachnye-kompanii-obhodiat-zakon-o-reklame.html
  16. Табачная промышленность тратит миллиарды долларов на маркетинг своих смертоносных изделий [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. – Режим доступа: https://www.who.int/tobacco/mpower/publications/ru_tfi_mpower_e.pdf
  17. Федеральные власти Швейцарии отказались ограничить рекламу сигарет [Электронный ресурс] // Газета.ру. – Режим доступа: http://swiss-days.ru/?p=8579
  18. Черникова Н. Война в облаках: Как табачные компании выживают в мире, озабоченном здоровьем [Электронный ресурс] / Н. Черникова // Секрет фирмы. – Режим доступа:https://secretmag.ru/trends/tendencies/kak-zhivut-tabachnye-kompanii.htm
  19. Japan Tobacco после покупки «Донского табака» придется отчитываться о ценах [Электронный ресурс] // Ведомости. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/15/772941-japan-tobacco-pridetsya-otchitivatsya
  20. Cohen J. Tobacco Industry: Recent Developments [Electronic resource] / J. Cohen // Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health. – Mode of access: https://www.globaltobaccocontrol.org/sites/default/files/lectures/en/pdf/tobaccoControl-3.4a.pdf
  21. Commission staff working document – Accompanying the document to the proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco and related products [Electronic resource] // Council of the European Union. – Mode of access: https://ec.europa.eu/health/sites/health/files/tobacco/docs/com_2012_788_ia_en.pdf
  22. Corruption Perceptions Index [Electronic resource] // Transparency International. – Mode of access: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017
  23. Cutting-edge scientific research and development [Electronic resource] // Philip Morris International Inc. – Mode of access: https://www.pmi.com/science-and-innovation
  24. How tobacco companies use experiential marketing [Electronic resource] // Truth Initiative. – Mode of access: https://truthinitiative.org/news/how-tobacco-companies-use-experiential-marketing
  25. How we work [Electronic resource] // British American Tobacco Plc. – Mode of access: https://www.bat.com/group/sites/UK__9D9KCY.nsf/vwPagesWebLive/ DO9DCGWD
  26. New Investigation Exposes How Tobacco Companies Market Cigarettes on Social Media in the U.S. and Around the World [Electronic resource] // Campaign for Tobacco-Free Kids. – Mode of access: https://www.tobaccofreekids.org/press-releases/2018_08_27_ftc
  27. Reports & Filings [Electronic resource] // Philip Morris International Inc. – Mode of access: https://www.pmi.com/investor-relations/reports-filings
  28. The global cigarette industry [Electronic resource] // Campaign for Tobacco-Free Kids. – Mode of access: https://www.tobaccofreekids.org/ assets/global/pdfs/en/Global_Cigarette_Industry_pdf.pdf

1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф