Заявка на расчет
Меню Услуги

Социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Осмысленный, осознанный выбор профиля обучения способствует более благоприятному течению процесса адаптации к профильному обучению, так как смысловое будущее играет важную роль в личностном самоопределении. В свою очередь, позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил. Успешность самоопределения во многом определяется присвоением и осмыслением социально-выработанных ценностей.

Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентациях молодежи приобретает все большее значение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток.

Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии. [12]

Уровень развития каждой теории определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию и разработке непротиворечивой системы принципов профориентации уделяется немало внимания. Профессиональная деятельность начинается с социально-профессионального самоопределения человека, поэтому важно сформулировать труппу принципов, которыми должны руководствоваться девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами:

  • связь профориентации с жизнью, трудом, практикой предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии и органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах;
  • связь профориентации с трудовой подготовкой школьников — это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
  • систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обоснованной последовательности этой работы в каждом классе;
  • взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии; при этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
  • воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового к физического воспитания;
  • взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов в профориентационнной работе — принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому; каждый из них решает свои задачи;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация по группам позволяет точнее определять средства воздействия, которые, будучи эффективными в одной группе, могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
  • оптимально сбалансированное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационнной работы с учащимися и их родителями; необходимость использования разных форм работы;
  • соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации [63].

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

Несколько сложнее обстоит дело с методами научного исследования вопросов профориентации. Выделение профориентации в качестве самостоятельной науки предполагает среди прочих важных признаков наличие собственных методов, а в научных исследованиях по проблемам профориентации используются методы психологии, педагогики, экономики, социологии, медицины, поэтому нельзя утверждать, что профориентация есть самостоятельной наукой. Это междисциплинарное научное направление, которое решает прикладные задачи оптимального регулирования процесса профессионального самоопределения личности в ее интересах и в интересах общества. Так как система знаний, понятийный аппарат и методы разных наук имеют заметные различия, то и возникает проблема интеграции, необходимых для профориентации знаний [ 45].

На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 30-е годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, военные и инженерные профессии; с середины 50-х — на рабочие профессии; в 80-х годах — на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающей сферы.

Общей целью системы профориентационной работы является подготовка молодежи к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные и общественные потребности. Система профориентационной работы в настоящее время включает в себя деятельность по следующим направлениям:

  1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию; профпропаганду и профагитацию.
  2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
  3. Профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов.
  4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
  5. Социально-профессиональная адаптация.
  6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирования у молодых людей чувство долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства [16].

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентации: рассказы о профессиях, беседы, деловые игры, экскурсии на предприятия и т.д. Эти направления профориентационной деятельности социального педагога с учащимися способствуют решению практических вопросов профессионального выбора старшеклассниками и должны осуществляться в комплексе (взаимосвязано). Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда». Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы неприятия других. В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача — исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагаидой [57].

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на её» основе можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь её с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так;

  • профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
  • в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
  • ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту и полу» [45].

Урок — основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация — составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должно стать профпросвещение.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии. Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
  2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и результат труда; содержание и характер трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с другими специальностями.
  3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно-гигиенические условия труда; специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека (к возрасту и здоровью; элементы творчества, степень ответственности), характер трудностей, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни и быт; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
  4. Система подготовки к профессии. Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии [45].

В широком смысле слова профконсулътация — «это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся.

Можно выделит три этапа в работе по профконсультации:

  1. Подготовительная профконсулътация должна сформировать потребность в осознанном выборе профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения,
  2. Цель завершающей профконсулътацш — оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8 — 11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
  3. Уточняющая профконсулътация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация имеет особый характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии заключается в развитии самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация, прежде всего, носят развивающий характер. Если в ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта или классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность [35].

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащимся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием медицинских работников.

Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к психосоматическому заболеванию. В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить невозможность сделанного выбора профессии и рекомендовать альтернативу. При этом нужно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе — помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной [10].

Итак, профконсультация — это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена прав человека на свободу выбора профессии.

Составная часть профориентации — профессиональным отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий. Указанные различие обуславливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже невозможность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями. Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков — психофизических предрасположений к той или иной работе. Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую галактику» человека в желательном направлении [57].

Профессиональная пригодность — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка, от которой страдают и личность и общество.

«Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям» [41].

Профотбор подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. «Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «негоден». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопроса трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест». Профотбор следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих, поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование. Здесь необходимы научно обоснованные характеристики — рекомендации школы, диагностические методы профотбора [33].

Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки; осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве».

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса, закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический прогресс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в ней. Следовательно, в профадаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.

«Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками; умение быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия» [25].

Таким образом, работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

1.3. Формы профессиональной ориентации старшеклассников общеобразовательной школы

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

— сформировать положительное отношение к труду;

— научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

— научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

— научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

— профессиональная информация.

— профессиональное воспитание.

— профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах [15].

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются принципы [18].

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Мотивы и потребности относятся к основным побудителям человеческого поведения. В.Т. Асеев определяет мотивацию как систему побуждений, а в основе всякого побуждения усматривает противоречие между желательной и наличной действительностью, полагая его движущей силой деятельности. Это противоречие отражается в соответствующем эмоциональном переживании, которое стимулирует и детерминирует, направляет психическую активность. Таким образом, понятие эмоций выводится из категории потребности [15].

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов, потребностей и целей личности. Мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессии; мотивы познавательного характера; мотивы, сориентированные на общественную значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор [48]. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Необходимо также учитывать и возрастные изменения мотивационной сферы школьников (табл. 1.1.)

Таблица 1.1. Возрастные изменения мотивационной сферы школьников

Класс Виды деятельности Мотивационные изменения
1-4 Ознакомление с миром популярных профессий, с профессиями своих родных и близких. Формируется правильное эмоциональное отношение к процессу труда, появляется желание заниматься полезным делом.
5-7 Ознакомление с профессиями своего региона, с потребностями района относительно определённых специальностей и обратить на них внимание. Формируются прогностические умения относительно трудовой деятельности, возможностей реализации выбранной профессии в регионе. Происходит выделение профессиональной цели.
8-9 Изучение профессиональных интересов и склонностей, определение дальнейших жизненных планов Формируются стойкие профессиональные интересы, происходит выбор дальнейшего пути обучения в 10-11 классах. Усиливается внимание к дальнейшим образовательным планам.
10-11 Изучение планов продолжения образования и выбора дальнейшей профессиональной деятельности, выбор профиля обучения Обращается внимание не только на психофизиологические черты школьников, необходимые для овладения профессией, но и происходит коррекция выбора старшеклассников.

 

Источником активности личности служат потребности, под которыми понимается состояние личности, вызванное необходимостью вступать в связи с окружающей средой для обеспечения своего существования и развития. Удовлетворение потребностей в профессиональном самоопределении и самоутверждении, приходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия по душе. Потребности отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении, а реализуются они через конкретные объективные ценности.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы, поэтом} в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию), которые обеспечивают потребности личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это даёт возможность выяснить отношение личности к неким ценностям [38].

В виде основного содержания интересов выступают ценностные ориентации личности. Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения «субъект-объект», и их не следует отождествлять с чем-то существующим вне к независимо от субъекта. Ценность — это не признак объекта, а характеристике субъекта в его среде. Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Многие особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить «как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями». Исходя из этого, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями [53].

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. «Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: а) самоутверждение в обществе, социальной среде; б) авторитет в трудовом коллективе; в) признание родных, знакомых, друзей; г) самосовершенствование и самовыражение; д) применение своих знаний, умений, способностей; е) творческий характер труда; ё) материально-практические, утилитарные ценности (хороший заработок); ж) должность, удовлетворяющая «Его» личности, перспектива продвижения по службе» [63].

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

Работа школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ней привлечь широкую родительскую общественность. Основные направления этой работы следующие;

а) психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи (родительские собрания, лекции, беседы, конференции);

б) привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, профин-формационных экскурсий, диспутов);

в) индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников [12].

В школе по профориентации учащихся проводятся следующие формы работы:

— формирование положительного отношения учащихся к труду;

— проведение спецкурса «Мои профессиональные намерения»;

— осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

— изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

— выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

— проведение профконсультаций школьников;

— осуществление психофизиологической диагностики способностей;

— выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;

— проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;

— проведение экскурсий на предприятия, в организации.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Также эффективными в условиях общеобразовательной школы являются и различные формы внеурочной работы по профессиональной ориентации школьников: выставки «Всё о профессиях»; вечера профориентации; встречи с представителями различных профессий; сбор информации о перспективах развития и потребностях народного хозяйства в кадрах; диспуты, беседы «Что нужно знать, выбирая профессию?», «Стране нужны профессионалы, как ими стать?»; совместные с детьми родительские собрания «Способности человека г профессия»; профориентационные игры «Поступаем в ВУЗ», «Выбор профиля», «Остров» и др.; факультативы по интересам к будущей профессии; стенд «Как продолжить образование и получить специальность?»; классные часы «Что я знаю о будущей профессии?», « Хочу, могу и нужно при выборе профессии», «Защита профессии»; викторина «Кто больше знает профессий и с профессиях»; конкурс сочинений «Трудовая биография моей семьи»; школьные кооперативы «Новогодние игрушки», «Сувениры» и т.д.; школа молодых менеджеров; активное участие в школьном самоуправлении; коллективные творческие дела; шефская работа с младшими школьниками и т.д.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф