Меню Услуги

Социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
  • 1.1. Характеристика понятия «профессиональное самоопределение», «профориентация» в социально-педагогической литературе
  • 1.2. Этапы и уровни профессионального самоопределения подростков
  • 1.3. Формы профессиональной ориентации подростков общеобразовательной школы
  • Выводы по первому разделу
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • 2.1. Исследование уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся старших классов
  • 2.2. Разработка и анализ программы по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии
  • Выводы по второму разделу
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общие тенденции демократизации и гуманизации системы общего среднего образования обусловливают необходимость модернизации и поиска новых, основанных на принципах личностно ориентированной модели воспитания, подходов к педагогическому обеспечению процесса осознанного выбора молодым человеком будущей профессии. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет констатировать необходимость решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников раз в контексте проблемы их личностного самоопределения.

Приведенное выше свидетельствует о том, что подавляющее большинство аспектов проблемы профессионального самоопределения школьников не осталась без внимания исследователей. Однако, в психолого-педагогической литературе не освещены должным образом такой аспект профориентационной работы, как педагогические условия активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…».

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении к своему будущему.

Сегодня профориентационная работа с учащимися осуществляется преимущественно на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов, численность которых в течение последнего десятилетия сократилась почти вдвое; в процессе трудового обучения, главным образом — в процессе преподавания раздела «Основы выбора профессии». Однако, в течение последнего десятилетия наблюдается тенденция к постепенному свертыванию трудового обучения, кроме того, в большинстве школ, в которых оно сохранилось, этот раздел не преподается, поскольку он включен в вариативной части программы по трудовому обучению. Как следствие, выбор будущей профессии осуществляется преимущественно под влиянием педагогически неконтролируемых факторов (родители, сверстники, средства массовой информации) на основе деформированных трудовых ценностных ориентаций, по признакам внешней привлекательности профессий.

Состояние научной разработанности выбранной темы. Проблемами профориентационной работы занимались такие ученые как: М. Воронин, Ю. Забродин, В. Успенский, А. Орлов, Э. Павлютенков, Д. Тхоржевский, В. Сахаров, Н. Степаненков, Б. Федоришин, В. Шадриков, Г. Шевченко.

Обобщение результатов изучения социально-психологических (И. Кон, А. Петровский, Т. Снегирева, Д. Фельдштейн, В. Ядов и др.) И психолого-педагогических (Л. Божович, В. Давыдов, Б. Круглов, А. Мудрик, Н. Чепелева и др.) аспектов личностного самоопределения позволяют рассматривать его как центральное психологическое новообразование периода ранней юности. По мнению упомянутых авторов именно личностное самоопределение является основным фактором влияния на развитие других видов самоопределения старшеклассника, в частности — профессионального.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения у старших школьников

Предмет исследования: средства и методы профессионального самоопределения социального педагога в общеобразовательных учреждениях с подростками.

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения у обучающихся старших классов общеобразовательных учреждениях и разработать программу по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, нормативно-правовую литературу по теме исследования.
  2. Проанализировать уровни, принципы, методы, формы и этапы профориентационной работы с подростками.
  3. Определить комплекс методик исследования профессиональных качеств личности.
  4. Разработать и апробировать программу по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии.

Методы исследования: анализ, анализ, синтез и научное обобщение психолого-педагогического опыта и тематической литературы; проектирование программы профориентационной деятельности; метод интерпретации полученных данных; сравнение и ранжирование; констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, беседа.

Гипотеза заключается в предположение о том, что активизация профессионального самоопределения старшеклассников происходит при условии введения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы педагогической технологии, разработанной на основе методов активизации профориентационной работы и направленной на развитие у учащихся способности к самоанализу, анализу профессий, рефлексии приобретенного профессиональному опыту в проекции на будущей трудовой деятельности.

Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения старшеклассников, осуществленная систематика диагностических методик позволит социальному педагогу более объективно изучить профессиональную направленность и личностные особенности учащихся с целью профконсультирования и комплектования профильных классов. Использование материалов исследования в психолого-педагогическом сопровождении старшеклассников, просветительской работе и частично в психокоррекции, направленное на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмотрено его влияние на постановку реальных целей и осознание подростком своих способностей для освоения профессии, определён комплекс методик.

Методологической основой исследования являются философские положения о диалектическом связь между явлениями объективной действительности, о механизмах трансформации общественных ценностей в личностные достижения, а также основы психолого-педагогической детерминации и самодетерминации становления, развития и жизнедеятельности личности.

Положения, выносимые на защиту

  1. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы на основе методов активизации профориентационной работы.
  2. Педагогические технологии подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению и их психолого-педагогическая эффективность.

Апробация результатов. Теоретические положения были представлены на конференциях «Студенческая практика-ключ к будущей профессии» (г. Ялта ноябрь 2014 г.)

Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ялтинская средняя школа №10».

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 54 источников, 2 приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Объем основного текста составляет 70 страниц.


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1. Характеристика понятия «профессиональное самоопределение», «профориентация» в социально-педагогической литературе

Профессиональное самоопределение — длительный процесс согласования личностных и социальных потребностей, продолжающийся на протяжении всей жизни. От того, насколько каждый человек готов обнаружить в себе профессиональные способности, соответствующие личным планам и возможностям их реализации, зависит успешное включение его в систему социально-экономических связей и его социальное самочувствие. При детальном исследовании проблемы профессионального самоопределения весьма актуальным становится изучение его структуры, включающей самые различные компоненты.

Возникновение профессиональной ориентации как отдельной сферы деятельности связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Однако, согласно другой точке зрения, профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Она возникла вследствие потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.

История появления элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков и в основном касается диагностики знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Во время испытаний проверяли его умения измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания четырех арифметических действий [63, с. 11].

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность правительственного чиновника. Соответственно здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Тему госэкзамена давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [2, с. 14].

Другие примеры дает нам древняя история Старты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов. Подобных примеров имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором [63, с. 12-13].

Однако если посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, который включает в себя не только профдиагностику и профотбор, но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека появляется позже, когда начинает набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические примеры рассматривать следует не как историю, а как предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период развитого капитализма, связанного с повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда. Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей. Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон [63, с. 13].

В России профориентационная деятельность начала развиваваться в конце XIX в.-начале XX века. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ с целью выяснения причин, побуждающих молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. В 1921 году, при Центральном институте труда была открыта психотехническая лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации молодежи. Этим же занимались Всеукраинский институт труда (Харьков), лаборатория по выбору профессии при психофизиологическом отделе Казанского бюро НОТ и другие организации. В Ленинграде в 1927 г. было организовано бюро профориентации, которое наряду с практической деятельностью вело и научные исследования. В 1928 году организуется бюро по профориентации в Киеве и Одессе, а в 1930 году открыта Центральная лаборатория по профконсультации и профессиональному отбору. Большое значение имело то обстоятельство, что в 30-е годы начала складываться система профориентации в учебно-воспитательном процессе школы [55].

Как видно из истории, сама социальная реальность привела к появлению профориентации как практики, и вследствие — междисциплинарного научного знания.

Анализ литературы показывает, что, не смотря на давний и не проходящий интерес к проблеме профессионального самоопределения, до сих пор не существует единства мнения в определении психологического содержания профессионального самоопределения, в определении закономерностей этого процесса. Нет четкого понятия «профессиональное самоопределение».

Наряду с понятием «профессиональное самоопределение», существует ряд родственных понятий: «профессиональное становление», «профессиональное развитие», «идентификация», «самореализация в профессии» и др., которые характеризуют процесс вхождения, овладения профессией и охватывают весь профессиональный путь человека. Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профессиональное самоопределение”. Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дают следующие определение: “Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности”. [25, с.12-13]

С точки зрения психологии профессиональное самоопределение — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией [27].

Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма.

Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Синонимичным понятием в психолого-педагогической литературе является термин «профориентация».

Профориентация — это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Под профориентацией понимают систему мероприятий, помогающих молодому человеку, научно обоснованно выбрать профессию; систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты проф. самоопределения.

Таким образом, определений данного понятия много, так как с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяло свое содержание и понятие профориентации. Термин «профориентация» развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиции педагогики, психологии, теории управления и др. [63].

Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. [12]

«Профессия (от латинского ргоfession — официально указанное занятие, специальность, от ргоfiteer — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» [6].

Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр. oritntation буквально — направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом — умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном — направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону [8].

Какие бы определения не давались понятию «профориентация», однако все они связаны с деятельностью по выбору профессии.

Профориентация в широком смысле слова — это система общественного и педагогического воздействия на молодых людей с целью их подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно-обоснованный выбор профессии. Профориентация в узком смысле слова — это целенаправленная деятельность по формированию у молодежи внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле — это длительный необратимый социальный процесс освоения личностью профессии. Таким образом, профориентация осуществляется на 2-х взаимосвязанных уровнях — общественном и личностном. Профориентация в учебном заведении — это система учебной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессии [11].

Если процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи, то соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе. Принятие такой точки зрения создает социологический образ профориентации.

Цели и задачи профориентации успешно реализуются тогда, когда профориентатор может опереться на развитую теорию и методологию, т.к. в них преломляются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, позволяющие повысить эффективность практической работы [63].

Таким образом, во-первых, профессиональное самоопределение является составной частью личностного самоопределения, во-вторых, профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом.

1.2. Этапы и уровни профессионального самоопределения подростков

Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора. Е.А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского — «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11-12 до 14-18 лет.

Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная. [6]

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап — подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным — стану врачом). Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации. [12]

Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В современных условиях подросток 13-14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.

В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения. [7]

Типы и уровни профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни.

Условно выделяют следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга.

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: [15]

  • Для профессионального самоопределения характерны:

а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);

б) для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

  • Для жизненного самоопределения характерны:

а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;

б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;

в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

  • Для личностного самоопределения характерны:

а) невозможность формализации полноценного развития личности;

б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляются именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды.

В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения. [13]

По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше-меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы «уровнями возможностей самоопределения». Можно условно выделить по пять таких «уровней» отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — «уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения).

В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):

  1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.
  2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу.
  3. Реализация стереотипных способов деятельности.
  4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.
  5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.

В молодости начинающие студенты и специалисты большее внимание уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей — это дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. [9]

Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста.

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: [10]

  1. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  2. Самоопределение ориентировано в будущее;
  3. Личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Л.И. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой — как неконкретные поиски смысла своего существования.

Потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив является важной социальной потребностью юношеского возраста. В то же время известно, что психологическое содержание и физиологические особенности подросткового периода предрасполагают к риску возникновения психической дезадаптации, особенно при высоких учебных нагрузках. Исходя из этого, было проведено исследование особенностей адаптации учащихся общеобразовательной школы к профильному обучению. По результатам исследования выявлено:

— профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным;

— устойчивые связи между негативными ожиданиями от деятельности («думаю, что профильное обучение ничего мне не даст») и переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем («выберу профессию, не связанную с профилем обучения»);

— отрицание правильности выбора профиля обучения ведет к отрицанию деятельности в будущем и трудностям при обучении в профильном классе;

— уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе;

— успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения. [10]


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4