Меню Услуги

Социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Оценивая психодиагностически юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые. Кроме того, тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе воспитательные часы [41].

Такие методики как СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), ИТО (индивидуадьно-ипологический опросник Собчик), МЦВ (модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера), МПВ (метод портретных выборов — модифицированный тест восьми влечений Сонди) изначально предназначались для диагностики в сфере профессиональной ориентации.

Предлагаемый реестр психодиагностических методик (Таблица 1.2.) позволяет социальному педагогу в процессе диагностического обследования более объективно подойти к подбору исследовательских методик для изучения профессиональной направленности и личностной характеристики испытуемых и способствует реализации принципа системности.

Таблица 1.2. Реестр основных исследовательских методик, которые применяются в профориентационной деятельности

Группа методик

или методов

Название методики, автор Цель применения
Профессионально

ориентированные

1.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов

2.Ориентационно-диагностическая анкета интересов (ОДАИ-2) А. Голомшток

3. Методика КОС

4.Диагностический опросник «Человек-машина» В.Семиченко

5.Тест профессиональных предпочтений Голланд

6.Индивидуально-типологический опросник Собчик

7.Определение типа будущей профессии Е.А.Климов

8.Определение темперамента С.Вершинин

9.Дифференциально-диагностический опросник О.Мельник,В.Романчук

10.Методика УСК Е.Ф.Бажин, С.А.Голынкин

Оценка профессиональной направленности на основе анализа предпочтений разных видов деятельности.

Изучение интересов личности

Оценка коммуникативных и организаторских способностей

Отнесение к определённому типу профессии

Изучение профессиональных предпочтений

определение и характеристика индивидуальных типов личности

исследование предпочтительного типа будущей профессиональной деятельности

исследование типа темперамента

определение склонности к определённому типу профессий

оценка уровня субъективного контроля испытуемого в различных жизненных ситуациях

Личностно-

Ориентироанные

1.Исследование темперамента Г.Айзенка

2. Методика «Личностный дифференциал» Ч.Осгуд

3. Тест школьной тревожности Г.Айзенка

4. Методика «Карта интересов» Л.Голомшток О. Мошковская

5. Тест на выявление типа акцентуации К.Леонгард-Шмишек

6. Диагностика интеллекта Векслер

7. Методика самоконтроля М.Снайдер

 

Определение типа личности

Исследование самооценки

Определение показателя школьной тревожности

Определение познавательных интересов

Определение «заострённых» индивидуальных свойств личности

Исследование особенностей умственного развития

Диагностика оценки самоконтроля в общении

Экспресс –

методики

1. Экспресс-методика профессиональной пригодности В.Осадчий, С.Сысоева

2. Методика экспресс-диагностики личностных особенностей Г.Айзенк

3. Экспресс-диагностика свойств нервной системы (Темппинг-тест) Е.П. Ильин

4. Экспресс-диагностика личности Т.В. Мотолина

5. Экспресс-индификатор типов личности И.Коганец

Определение профессиональной пригодности личности к определённому типу профессий

Исследование характелогических особенностей испытуемого

Изучение свойств нервной системы по психомоторным показателям

Изучение характерологических особенностей

Выявление и характеристика соционических типов личности

 

 

Проективные методики

1. Модифицированный восьмицветный тест М.Люшера(МЦВ)

2. Метод портретных выборов- модифицированный тест восьми влечений (МПВ) Сонди

3. Психогеометрический тест С.Делингер

4.Роршах-тест Г.Роршах (адаптация Б.И.Белого)

Выявление особенностей актуального состояния и адаптивные возможности в разных социальных условиях

Направлен на изучение бессознательных аспектов личности (профориентационные критерии)

Определение типа личности, личных качеств и особенностей поведения

Ассоциативный тест, направленный на оформление стимулов, придание им смысла

Методики для родителей Методика «Тест родительского отношения» (ОРО) А.Варги, В. Столин

Методика «Измерение родительских установок и реакций» Т.В. Архиреева

Изучение аспектов родительского отношения; системы разнообразных чувств и поступков взрослых по отношению к детям

Изучение общих особенностей родительского воспитания

 

Также одним из важных методов выявления профессиональных ориентации является профориентационная беседа. Представление старшего школьника о себе увязывалось с представлениями о выбираемой профессии, поэтому беседа строилась на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Учащихся просили описать какие, по их мнению, виды работ выполняют люди данной профессии и какие знания, умения и навыки необходимы для этого; что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе определялось, по каким причинам школьник выбирает ту или иную профессию; кто одобряет и кто осуждает его выбор; почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Нами использовались конкретные примеры. Например, обсуждалось, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, почему он ее выбрал и ради чего выбирает ее подросток; какое будущее у этого человека, и как подросток видит свое будущее и т. п.

При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельностью и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.

Таким образом, при выборе профессии в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками: способ мышления; тип личности; предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

Выводы по первому разделу

Анализ научно-методических, психолого-педагогических и социально-психологических литературных источников показал, что проблема профессионального выбора старшеклассников на сегодняшний день остается недостаточно разработанной.

Профессиональное самоопределение — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией

Сегодня, когда рынки труда образовательных услуг в России ещё недостаточно сформированы, особое значение приобретает профориентационная работа с учащимися в учебном заведении.

В современных условия необходим принципиально новый механизм профориентационной работы, главной особенностью которого является личностная ориентация. Суть современной личностно-ориентированной профориентациооной работы заключается в следующем:

— учащиеся и их родители должны иметь как можно более широкую информацию о рынках труда и образовательных услуг, а также о тенденции развития малого и среднего бизнеса региона.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека, своего рода, судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно её спланировать.

Комплексное применение разнообразных психологических методик и правильное их использование даёт возможность определить уровень соответствия выбранной старшеклассником профессии его способностям и наклонностям. Сформированный нами реестр психодиагностических методик позволяет социальному педагогу в процессе диагностического обследования более объективно подойти к подбору исследовательских методик для изучения профессиональной направленности и личностной характеристики испытуемых и способствует реализации требований принципа системности в профориентационной деятельности со старшеклассниками.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Исследование уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся старших классов

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ялтинская средняя школа №10». В эксперименте приняли участие 45 человек — ученики 9-А класса (9 мальчиков и 13 девочек) и ученики 9 — Б класса (14 мальчиков и 9 девочек), возраст- 14, 15 лет.

На констатирующем этане мы выявляли уровень самоопределения подростков относительно выбора профессии, с целью установления уровня дополнительной профориентационной работы. В процессе диагностического исследования изучены профессиональные намерения подростков; образовательные и профессиональные потребности; мотивы и факторы, влияющие на выбор профессии; психологические условия приобретения подростками знаний о себе, о мире профессионального труда, профессиональной деятельности; о качествах личности, необходимых для разных профессий: ценностные ориентации, интересы, склонности, способности, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Это исследование включало в себя проведение беседы, анкетирование, анализ школьной и внешкольной деятельности. Также был использован комплекс психодиагностических методик, которые направлены на исследование уровня сформированности профессионально важных качеств старшеклассников.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Психологическое просвещение по осознанному выбору профессии было проведено с целью обеспечения подростков объемом профориентационных знаний, необходимых для осознанного принятия решений; с целью получения учащимися информации о различных путях приобретения профессий, об особенностях профессиональной подготовки в СПТУ и ВУЗе.

В процессе анкетирования респондентам было предложено назвать 10 наиболее привлекательных для них профессий. Результаты исследования показали, что наиболее привлекательными для старшеклассников профессиями являются экономист, юрист, менеджер, архитектор, инженер-строитель, лингвист-переводчик. В меньшей степени назывались такие профессии, как врач, психолог, журналист. Следует заметить, что рабочие профессии, такие как электрик, водитель, швея, повар респондентами в качестве привлекательных специальностей не указывались. Профессии юриста выбрали 16 % опрошенных учащихся, экономиста – 19 %, менеджера – 14 %, инженера строителя – 7 %, архитектора – 5 %, программиста – 8 %, врача – 5 %, лингвиста-переводчика – 4 %, психолога – 4 %, журналиста – 3 %.

Рис. 2.1. Наиболее привлекательные для старшеклассников профессии.

Психологическое консультирование и беседа по вопросам самоопределения были использованы с целью выявления устойчивых свойств личности и определения сферы интересов, обеспечивающей привязанность индивида к избранному профессиональному пути; для расширения представлений учащихся о мире профессий; с целью осознания подростком жизненных планов, сопоставления своих притязаний и реальных возможностей при выборе профессии.

Для исследования использовался комплекс психологических методик, направленных на изучение профессионально-личностных качеств, профессиональных интересов и склонностей старшеклассников.

Методика профессионального отбора

«Дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов) Описание. ДДО используется для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности. В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек — человек», «человек — природа», человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Эта методика проста и удобна при заполнении и обработке. Опросник включает в себя 20 пар видов деятельности. (Приложение А, таблица АЛ). Время обследования не ограничивается, хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение всего задания требуется 20-30 минут. Возможно, использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется тогда, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов».

Обработка. Обработка осуществляется в соответствие с ключом. При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо подсчитать сумму плюсов. (Таблица А.2)

Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек — природа» (П) — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; во втором «человек — техника» (Т) — все технические профессии; в третьем -«человек — человек» (Ч) — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; в четвертом — «человек — знаковая система» (3) — все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности; в пятом — «человек — художественный образ» (X) -все творческие специальности.

Эти буквенные обозначения вписываются экспериментатором в верхнюю строку листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.

Интерпретация. Интерпретация осуществляется в соответствие со следующим описанием типов профессий.

«Человек — природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то знакомьтесь с профессиями типа «человек — природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.
    Специалистам в этой области приходится:

а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник и т.д.)

б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, цветовод, птицевод, садовод и т. д.)

в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях и т. п.

«Человек — техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то знакомьтесь с профессиями «человек — техника». Большинство профессий этого типа связано:

1} с созданием, монтажом, сборкой технических устройств;

  • с эксплуатацией технических устройств;
  • с ремонтом технических устройств.

Психологические требования профессий группы «человек — техника» к человеку: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

«Человек — знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. д., то следует ознакомиться с профессиями типа «человек — знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различаются по особенностям предмета труда. Это могут быть:

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.
  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка и т.д.);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, бухгалтер);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, геодезист, инженер-технолог);

4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист).
Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; усидчивость, терпение; логическое мышление,

«Человек — художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:

  • с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, скульптор, композитор);
  • с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, музыкант, актер);
  • с размножением художественных произведений в массовом производстве (маляр, печатник, мастер по росписи фарфора).

Психологические требования профессий этого типа к человеку; художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек — человек». Большинство профессий этого типа связано:

  • с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, тренер);
  • с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, няня);
  • с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант);
  • с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод);
  • с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое — хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, умение улаживать разногласие между людьми; способность мысленно ставить себя на место другого человека умение слушать; способность владеть речью, мимикой, жестами; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность; знание психологии людей.

Анализ результатов по методике ДДО показал, что профессиональные намерения старшеклассников формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии по своим способностям и склонностям. Причем сами школьники редко осознают свою недостаточную информированность в этих вопросах. Многие девятиклассники считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 36% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу.

Профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сферах «Человек — Художественный образ» (13 чел. — 29%), далее «Человек — Человек» (12 чел. — 26,5%) и «Человек — техника» (12 чел. — 26,5 % «Человек — Знаковая система» (5 чел. -11%), «Человек ~ природа» (3 чел. — 7%)

Методика «Карта познавательных интересов» предназначена для определения профессиональных предпочтений личности, а также для использования в профориентационных целях, в частности для выявления специальных познавательных интересов учеников как в обычных, так и в специализированных школах.

Основное значение карты познавательных интересов — определение возможных профессиональных интересов личности в различных сферах социокультурного опыта. Предлагаемая карта интересов, которая разработана О. Мошковской и Л. Голомшток включает в себя 174 вопроса, которые относятся к 29 сферам человеческого знания и деятельности.

Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь отпечатанный перечень вопросов и специальный бланк — лист ответов к карте интересов.

Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому образцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывают либо педагог, либо сами учащиеся.

Инструкция: «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один минус, если очень не нравится — два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается».

Обработка. В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней — количество плюсов, в нижней — количество минусов. Каждый столбец листа ответов благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество минусов.

Ключ. Приведенный ниже дешифратор Карты интересов содержит номера столбцов в бланке ответов и соответствующие им области интересов.

Таблица 2.1. Дешифратор «Карты интересов»

Область интересов № Область интересов
1 Биология 15 Военные специальности
2 География 16 История
3 Геология 17 Литература
4 Медицина 18 Журналистика
5 Легкая и пищевая промышленность 19 Общественная деятельность
6 Физика 20 Педагогика
7 Химия 21 Право, юриспруденция
8 Техника 22 Сфера обслуживания, торговля
9 Электро- и радиотехника 23 Математика
10 Металлообработка 24 Экономика
11 Деревообработка 25 Иностранные языки
12 Строительство 26 Изобразительное искусство
13 Транспорт 27 Сценическое искусство
14 Авиация, морское дело 28 Музыка
29 Физкультура, спорт

 

Интерпретация. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или вид деятельности, которые либо принимаются учащимися, либо отвергаются.

Таблица 2.2. Интерпретационная таблица результатов

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.
Количество набранных плюсов или минусов Характеристика выраженности интереса
От — 12 до -6 Высшая степень отрицания
От — 5 до — 1 Интерес отрицается
От + 1 до +4 Интерес выражен слабо
От + 5 до + 7 Выраженный интерес
От +8 до + 12 Ярко выраженный интерес

 

Результаты диагностики по методике «Карта познавательных интересов» показал, что выбор профессий учащимися 9-х классов распределяется следующим образом: 6 чел. (13 %) выбрали технические специальности, 5 чел. (11%) предпочли другим профессиям профессию экономиста, 4 чел. (9%) выбрали сценическое искусство, по 3 раза (7 %) встречались специальности, связанные с музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также биология, медицина, юриспруденция, транспорт и сфера обслуживания; по 2 раза (4%) педагогика, авиация и морское дело, по одному разу (2%) учащимися были выбраны профессии, связанные с физкультурой и спортом.

Результаты тестирования старшеклассников по двум классам представлены в таблицах 2.3 и 2.4.

Таблица 2.3. Профессиональная направленность учащихся 9-А класса

Имя По методике

ддо

По опроснику «Карта интересов»
1 Алина С. ч-ч Медицина
2 Николай Р. ч-т Техника
3 Софья А. 4-Х. Изобразительное искусство
4 Иван В. ч-з Экономика
5 Ольга М, ч-п Биология
6 Светлана И. ч-ч Сфера обслуживания, торговля
7 Ирина Б. 4-Х Музыка
8 Богдан А. ч-т Транспорт
9 Анна Д. ч-ч Право, юриспруденция
10 Ольга К. ч-ч Медицина
11 Максим Л. ч-п Биология
12 Александр О. ч-т Авиация, морское дело
13 Виктория Д. ч-з Экономика
14 Евгений Т. Ч-Т Техника
15 Лариса Ж. 4-Х Сценическое искусство
16 Надежда У. 4-Х Литература
17 Наталья П. 4-Х Сценическое искусство
18 Мария К. Ч-Ч Сфера обслуживания, торговля
19 Олег М, ч-ч Медицина
20 Оксана Б. Ч-Ч Педагогика
21 Александр Р. ч-т Транспорт
22 Василий Н. ч-т Техника

 

Таблица 2.4. Профессиональная направленность учащихся 9-Б класса

Имя По методике

ддо

По опроснику «Карта интерсов»
1 Ольга А. 4-Х Музыка
2 Эдем Б.. ч-п Биология
3 Андрей Б.. 4-Х Литература
4 Дарья В. ч-ч Педагогика
5 Михаил Г.. ч-з Экономика
6 Анаид М.. 4-Х Сценическое искусство
7 Андрей Ж. 4-Х Изобразительное искусство
8 Петр И. ч-ч Сфера обслуживания, торговля
9 Филипп 1\. 4-Х Музыка
10 Андрей К. Ч-Т Техника
11 Павел К. ч-т Физкультура, спорт
12 Светлана Л. 4-Х Литература
13 Семен К. 4-Х изобразительное искусство
14 Ленара М. 4-Х Сценическое искусство
15 Артем Л. ч-т Авиация, морское дело
16 Людмила М. 4-3 Экономика
17 Алена Р. 4-4 Медицина
18 Григорий Р. 4-4 Право, юриспруденция
19 Анастаеия С,. Ч-Ч Право, юриспруденция
20 Руслан Р. ч-т Транспорт
21 Кирилл С. ч-т Техника
22 Алекеандр У. ч-т Техника
23 Алена С. ч-з Экономика

Примечание:
Ч-Ч — «человек-человек» Ч-Т — «человек-техника»
Ч-З — «человек—знак» Ч-П — «человек-природа»
4-Х — «человек-художественный образ»

Анкета-оптанта

Описание. С целью выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности применялась анкета-оптанта.

Инструкция: «Просим Вас ответить на вопросы, связанные с Вашими планами относительно будущей профессии. Выберите вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением, и обведите его номер кружком. В тех вопросах, где не приведены варианты ответа, Вам необходимо вписать свой ответ.

Обработка и интерпретация. Прежде всего, оценивается полнота ответов испытуемого (на все ли вопросы были даны ответы). Выявляются все случаи, которые вызвали трудности при ответе на анкету. Качественный анализ ответов дает педагогу сведения об общих жизненных планах учащихся (вопросы 6, 7, 8, 14), увлечениях и профессиональных намерениях (вопросы 1, 2, 3, 4, 5) и оценке школьником своей пригодности к ней (вопросы 9, 12), об оценке педагогов и старшеклассников по профессиональному самоопределению (вопросы 10, 11, 13).

Результаты анкетирования показали, что продолжать обучение в школе намерены 80% учащихся (40 чел.), остальные 20% (5 чел.) — в училищах, техникумах, колледжах и т.д. С выбором будущей профессии определилось 68% (31 чел.) подростков.

На выбор профессии, как показали результаты анкетирования, оказывали влияние, в первую очередь, лица из ближайшего окружения. При этом в ряде случаев на этот выбор оказали влияние несколько человек. Как показал анализ анкет, наибольшее влияние на подростков в выборе будущей профессии оказали родители (22 чел. — 48%), учителя (10 чел. — 22%), друзья, родственники, знакомые (8 чел. — 18%), работники производства (5 чел. — 11%). Наиболее привлекает учащихся в выбранной профессии ее престижность, хорошая зарплата, перспектива карьеры, условия труда, полезность результатов.

Общие данные сформированности профессионального самоопределения учащихся 9-х классов приведены в таблице 2.5. и на рис. 2.2.

Таблица 2.5. Данные сформированного профессионального самоопределения старших школьников

Параметры сравнения количество
1 Осведомлены о путях получения профессионального образования 25 55
2 Выбрали определенную профессию 31 68
3 Обладают достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии 18 40
4 Адекватность мотивов выбора будущей профессии 20 44
5 Соответствие выбора общим способностям и склонностям 16 35
6 Опробовали свои силы в выбранной профессии 4 9

 

Рис. 2.2. Уровень сформированности профессионального самоопределения 45 учащихся 9-х классов Никитского УВК

Примечание: по оси ординат выраженность признака в процентах; по оси абсцисс — нумерация соответствует пунктам в табл. 2.3,

Профессиональные намерения школьников (Рис. 2.2.) формируются на основе недостаточной личностной активности учащихся в процессах профессионального самоопределения, необходимого объема информации о мире профессий и о возможностях профессионального развития.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3   4