Скоро защита?
Меню Услуги

Совершенствование деятельности органов дознания на стадии проверки пожаров в г. Красноярске

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ОБСТАНОВКИ С ПОЖАРАМИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г. КРАСНОЯРСК…………………………………………………………………..6
1.1. Термины и определения, понятия…………………………………………6
1.2. Квалификация преступлений по пожарам………………………………..12
1.3. Анализ обстановки с пожарами……………………………………………30
РАЗДЕЛ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ…………………………………………39
2.1. Полномочия сотрудника органа дознания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю…………………………………………………..39
2.2 Следственные действия, проводимые сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Красноярска……………..48
2.3. Анализ деятельности органов ГПС в ходе работ по расследованию пожаров и основные технические мероприятия ………………………56
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОЖАРОВ в Г. КРАСНОЯРСКЕ……………………………………………………………63
3.1. Проблемы и предложения по совершенствованию деятельности органа дознания при расследовании пожаров …………………………………..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…74

Введение

Актуальность темы исследования: в связи со спецификой проведения мероприятий в ходе предварительной проверки, проведения дознания на территории г. Красноярска объективно определена сложность расследования, обусловленная необходимостью переподготовки кадров на современном этапе, анализа большого объема действующих нормативных документов и взаимосвязи с федеральными законами, в части обеспечения пожарной безопасности. Поэтому возрастает значение быстро внедряемых и эффективных методов предварительного следствия в форме дознания с применением специальных знаний.
Действующим законодательством на должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора (далее – ФГПН МЧС России) возлагается ответственность органа дознания по делам о пожарах, а также производство по делам об административных правонарушениях, в том числе административное расследование.
Сотрудники надзорных органов МЧС России (далее – должностные лица) должны обладать необходимыми юридическими знаниями, знаниями в области пожарной безопасности, а также техническими навыками сбора и хранения доказательств, поскольку в соответствии с законом они обязаны принимать все меры с первых шагов проверки сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, с целью не только сбора информации о причине, обстоятельствах возникновения и причинения ущерба в результате пожара, но и принятия решения о правовой квалификации произошедшего.
Данная деятельность характеризуется высокой сложностью и трудоемкостью из-за отсутствия ясности обстоятельств событий на месте пожара, разрушительного воздействия пожара на материальное положение места происшествия, возможности внесения в него изменений участниками тушения и другими лицами.
Кроме того, большое количество и сложность требований пожарной безопасности, отсутствие времени на их обработку и применение негативно сказываются на надежности специалистов, применяющих эти требования, что приводит к квалификационным ошибкам. Например, в настоящее время существует более 100 000 различных требований пожарной безопасности, содержащихся в более чем 1700 нормативных документах.
В таких условиях должностные лица должны иметь возможность формировать доказательственную базу на основе собранных доказательств, что создает объективные предпосылки для привлечения виновных лиц к ответственности, установленной законом.
Данные, собранные на стадии проверки, могут служить основанием для проведения уголовно-процессуального расследования, производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности или при судебном рассмотрении гражданского иска, связанного с последствиями пожара. В случае отказа в возбуждении уголовного дела физические и юридические лица, вызвавшие пожар, могут быть привлечены к административной ответственности, причем состав административного правонарушения также должен быть установлен по собранным по делу доказательствам.
Ущерб и его масштабы от пожара могут достигать внушительных размеров, а потому совершенствование системы пожарной безопасности по-прежнему является важным вопросом и не теряет своей актуальности.
Повышение пожарной безопасности — это общегосударственная задача, над которой работают научно-исследовательские организации и лаборатории, поскольку масштаб проблемы пожарной безопасности велик. Огромное количество пожаров, начиная от мелких бытовых и заканчивая крупными промышленными, приводит государство к постоянному совершенствованию организации эффективного контроля за ними.
Объектом исследования является: система общественных отношений, формирующаяся в связи с осуществлением дознания компетентными государственными органами.
Тема работы: рассмотрение организационных основ проведения дознания сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Красноярска управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю (далее — ОНД и ПР), связанного с пожарами в городе Красноярске на период 2015-2019 годов.
Целью работы является разработка комплекса предложений по совершенствованию деятельности органа дознания при расследовании пожаров, перспектив ее оптимизации в зависимости от функционального назначения дознания с целью минимизации как первичных, так и повторных случаев возникновения пожаров, что позволит повысить защищенность г. Красноярска от пожаров, а также создать благоприятный климат для развития предпринимательской деятельности.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ОБСТАНОВКИ С ПОЖАРАМИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г. КРАСНОЯРСК

1.1. Термины и определения, понятия

В Уголовно-процессуальном законодательстве под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «дознание» определяется в качестве предварительного административного расследования. «Дознавать» значит узнавать, допытываться, разведывать, разузнавать, разыскивать, доведываться, осведомляться, подходить розыском; удостовериться в чем-либо, точно разузнать; выяснить, выведать. И правда, в прошлом дознание появилось непосредственно в качестве полицейской административной деятельности на начальной стадии досудебного производства, осуществляемой не в соответствии с процессуальными правилами, которые были обязательны лишь для осуществления предварительного следствия.
В ст.150 УПК РФ говорится о том, что предварительное расследование осуществляется в одной из двух форм: дознания или предварительного следствия, при этом осуществление предварительного следствия, как и ранее, обязательно по любому уголовному делу, кроме тех, по которым осуществляется дознание.
Дознание после того, как уголовно-процессуальное законодательство было изменено, действует лишь в качестве формы предварительного расследования по уголовным делам, указанным вч.3 ст.150 УПК РФ, которые возбуждаются в отношении определенных лиц, совершивших преступления средней либо небольшой тяжести (ст.15 УК РФ). Можно считать дознание укороченной по срокам и упрощенной формой расследования, которая предусматривает особые указанные в гл.32 УПК РФ правила производства по уголовному делу [5, c. 409].
Как видно, дознаватели никогда не будут «обслуживать» некоторые общественно опасные деяния. Данному довольно много причин. Например, несложность объективной стороны преступных деяний, а значит — простота доказывания. Кроме того малый вред для общественных отношений, небольшая общественная опасность и процессуальная экономия. В конце концов, тривиальная нехватка дознавателей. В абсолютном большинстве случаев подобная категория дел подсудна мировым судьям.
Вину правонарушителя по указанным делам тоже приходится доказывать, хотя и в упрощенной форме и ускоренном режиме. Международная практика и исторический опыт свидетельствуют, что расследование подобных дел являлось, является и будет являться полномочием органов, которые имеют процессуальную компетенцию, а именно право производить дознание. Проанализировав ст.40 УПК РФ, можно заключить: обозначенные в рассматриваемой статье участники уголовного судопроизводства, исходя из объема полномочий, классифицируются на 2 группы. В первой находятся органы дознания, имеющие право на возбуждение уголовных дел и осуществление в полном объеме дознания по уголовным делам, для которых предварительное следствие не является обязательным. Во вторую группу входят субъекты уголовно-процессуальной деятельности, обладающие полномочием по возбуждению уголовных дел и осуществлению срочных следственных действий по уголовным делам, для которых предварительное следствие является обязательным (ч.2 ст.40 УПК РФ). Причем у второй группы есть и своя специфика — а именно субъектный состав. Он значительно больше в сравнении с субъектным составом предыдущей группы. Данное обстоятельство предопределено тем фактом, что осуществлять неотложные следственные действия имеют право не одни лишь органы дознания, а именно, органы таможни, органы внутренних дел, судебные приставы и пр., но также некоторые должностные лица. В частности, главы дипломатических консульств, капитаны речных и морских судов, которые находятся в дальнем плавании и пр. (ст.157, ч.2, ч.3 ст.40 УПК РФ).
Помимо этого, такие уполномоченные должностные лица и органы дознания, исходя из своих полномочий, классифицируются так же на 2 группы. В первую из них входят те, кто обладает полномочием на возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий в рамках их полномочий: пограничные органы ФСБ, органы внутренних дел, начальники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, командиры воинских соединений и частей и пр. [1, c. 9].
Во вторую группу входят субъекты уголовно-процессуальной деятельности, имеющие право на возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий лишь на конкретной территории. В частности, капитаны речных и морских судов, которые находятся в дальнем плавании, если преступления были совершены на упомянутых судах; начальники геологоразведочных партий и зимовок, которые удалены от органов дознания, если преступления были совершены по месту нахождения указанных зимовок и партий; главы консульских учреждений и дипломатических представительств РФ, если преступления были совершены в границах территории упомянутых учреждений и представительств.
Нужно выделить и более обширную подследственность субъектов первой группы, если сравнивать с подследственностью субъектов второй. В первую входят по меньшей мере 2 признака: территориальный и родовой. Во вторую — только территориальный.
Тем не менее, вне зависимости от принадлежности к одной либо другой категории (группе) органов дознания саму функцию дознания выполняют дознаватели. Укажем, что упомянутое понятие стало использоваться в обороте лишь в 2001 г. в УПК РФ. До данного момента использовалось понятие «лицо, производящее дознание». В ч.7 ст.5 УПК РФ устанавливается, что дознаватель представляет собой должностное лицо органа дознания, которое уполномочено руководителем органа дознания либо правомочно вести в форме дознания предварительное расследование, а кроме того осуществлять другие полномочия, указанные в настоящем Кодексе [4, c. 64].
При обращении к изначальной редакции рассматриваемой нормы, можно заметить, что дознавателем называлось то лицо органа дознания, которое было правомочно вести в форме дознания предварительное расследование. Это понятие не действовало в отношении лица, которое было назначено на должность дознавателя, а кроме того, в отношении лица, которое осуществляло неотложные следственные действия в связи с поручением главы органа дознания по тем уголовным делам, которые подследственны органам предварительного следствия. Потребность в подобном поручении объективно существовала. Она имеется и по сей день. Данное предопределено тем фактом, что, в частности, в штате уголовно-исполнительной системы Минюста РФ нет должности дознавателя. Глава органа либо учреждения УИС Минюста РФ, который уполномочен на осуществление неотложных следственных действий, по определенным объективным причинам не станет самостоятельно расследовать преступления. Практика показывает, что он поручает осуществление неотложных следственных действий максимально компетентному в правовом аспекте сотруднику своего органа либо учреждения. В какой степени законным выступает передача главой органа (учреждения) УИС Минюста РФ данных уголовно-процессуальных полномочий подчиненному ему сотруднику, можно ли считать доказательства, установленные при расследовании преступлений последним, приемлемыми — эти вопросы однозначно не истолковывались и являлись предметом множества научных диспутов. Помимо этого, изначальное понятие не распространялось на дознавателя, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.
Принятый 29 мая 2002 г. Федеральный закон внес в редакцию ч.7 ст.5 УПК РФ изменения, согласно которым перечень лиц, обозначаемых термином «дознаватель» был расширен. Им также стало называться лицо, которое обладает правомочием на реализацию других полномочий, указанных в УПК РФ. Однако эта редакция указанной части была несовершенной, так как все также усложняла осуществление неотложных следственных действий некоторыми лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве, в частности главами подразделений УИС Минюста РФ. Вследствие этого в 4 июля 2003 г. в вышеуказанную норму внесена была новая поправка, которая сделала ее более удобной в части правоприменения. В ч.3 ст.151 УПК РФ сказано, что должность дознавателя предусматривается в штате следующих органов: пограничных органов ФСБ, органов внутренних дел, органов таможни, службы судебных приставов Минюста РФ, органов Государственной противопожарной службы, органов Государственного комитета по контролю над оборотом психотропных веществ и наркотических средств. Все дознаватели вне зависимости от ведомственной принадлежности имеют аналогичный процессуальный статус. Их полномочия отличаются лишь на основании разной подследственности уголовных дел.
В форме дознания осуществляется предварительное расследование в общем порядке, определенном в отношении предварительного следствия. В ходе принятия дознавателем решения по делу, которое находится в его производстве, он исходит из тех же предписаний, что и следователь, а кроме того, другие участвующие в уголовном судопроизводстве лица, которые выполняют функцию расследования. Данные предписания указаны в самостоятельных нормах гл.21 с названием «Общие условия предварительного расследования», гл.22 «Предварительное следствие», и гл.гл. 24- 29, регулирующих порядок и основания осуществления некоторых следственных действий. Причем законодатель не ограничивает список средств доказывания. Право осуществлять всяческие следственные действия, необходимые в конкретной следственной ситуации предоставлено именно дознавателю.
Дознаватель, приняв решение возбудить уголовное дело, применяет все процессуальные и следственные средства, призванные закрепить доказательства. Данные действия имеют целью выявление всех нужных признаков состава преступления и обстоятельств события, других обстоятельств дела [2, c. 182]. Относительно подозреваемого при дознании может выбираться определенная мера пресечения. Принимается подобное решение в таком порядке: дознавателем предварительно согласовывается ходатайство о выборе такой меры пресечения, как содержание под стражей, с прокурором, потом оно заявляется им перед судом. Принимается соответствующее решение в соответствии со ст.108 УПК РФ. Дознаватель после завершения дознания составляет обвинительный акт, утверждаемый главой органа дознания, и лишь после данного действия передается прокурору с материалами дела. Содержание указанного акта указано в ч.1 ст.225 УПК РФ.
Защитник и обвиняемый обязательно должны быть ознакомлены с материалами дела и обвинительным актом. Защитнику потерпевшего и ему самому обвинительный акт и материалы уголовного дела предъявляются с целью ознакомления на основании заявленного ими ходатайства [3, c. 96].
В ст. 226 УПК РФ установлены действия прокурора по уголовному делу, которое поступило ему от органа дознания. А именно, прокурор вправе: вернуть в орган дознания уголовное дело с целью производства дополнительного дознания или составления нового обвинительного акта; утвердить данный акт и направить в суд уголовное дело; прекратить уголовное дело, если есть основания, указанные в ст.ст. 24–28 УПК РФ; направить с целью осуществления предварительного следствия уголовное дело. В ходе решения вопроса об утверждении обвинительного акта прокурор имеет право изменения квалификации обвинения на менее тяжкое или исключения из обвинения некоторых пунктов. Прокурор в конкретной ситуации выносит особое постановление.
Утвержденный прокурором обвинительный акт, а кроме того приложения к нему вручаются потерпевшему, обвиняемому и его защитнику представителями прокурора. Срок дознания является временным ограничением осуществления дознания либо процессуальных действий участников уголовного судопроизводства с ним связанных. Он бывает дополнительным и основным. Согласно требованиям ст.223 УПК РФ дознание осуществляется на протяжении 20-ти дней с того дня, как было возбуждено уголовное дело. Данный срок дознания можно продлить на срок, который не должен превышать 10 дней. Соответствующее решение принимает прокурор в связи с мотивированным постановлением дознавателя. Какой-то процедуры продления совокупного месячного срока закон не устанавливает, и он является окончательным.
Подобное правило УПК РФ служит основанием для направления дознанием уголовного дела в значительном числе в органы предварительного следствия на основании окончания предельного срока осуществления дознания.

1.2. Квалификация преступлений по пожарам

Квалификация преступления понимается как уголовно-правовая оценка преступного деяния, заключающаяся в установлении соответствия признаков совершенного деяния признакам состава преступления, предусмотренного уголовным законом.
Оценка квалифицированного деяния может завершиться выводом о том, что деяние не попадает ни под одну из статей Уголовного закона, следовательно, оно не является преступлением. Вывод может быть разным: то, что было сделано формально, подпадает под ту или иную норму особенной части Уголовного кодекса, но не является преступлением в силу незначительности (часть 2 статьи 14 УК РФ) или в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния (статьи 37 – 42 УК РФ) .
При квалификации преступления учитываются все без исключения элементы состава преступления, независимо от того, являются ли они обязательными, квалифицирующими, смягчающими или отягчающими наказание. Правильная квалификация преступления должна отражать, в том числе, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств в деянии со ссылкой на конкретные пункты части 1 статьи 61 и части 1 статьи 63 УК РФ. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, включаются в предмет доказывания по уголовному делу (пункт 6 части 1 статьи 73 УПК РФ), поэтому они должны быть указаны в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого (пункт 4 части 2 статьи 171 УПК РФ), обвинительном заключении (пункт 7 части 1 статьи 220 УПК РФ) и приговоре (пункт 6 части 1 статьи 299 УПК РФ).
Правильная классификация преступлений имеет большое юридическое значение.
Во-первых, она позволяет отличить преступное деяние от других правонарушений и безнравственных поступков.
Во-вторых, это является важной предпосылкой для назначения законного и справедливого наказания, поскольку неправильная квалификация может привести к назначению наказания по статье Уголовного кодекса с более строгой или менее суровой санкцией, чем санкция той статьи Уголовного кодекса, которая была фактически нарушена.
В-третьих, она служит основанием для дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории совершенного преступления.
В-четвертых, в зависимости от квалификации и категории совершенных преступлений устанавливается рецидивизм-опасный и особо опасный рецидив, который влечет за собой различные правовые последствия.
В-пятых, в зависимости от квалификации и категории совершенного преступления решаются различные вопросы условно-досрочного освобождения от наказания, замены наказания более мягким видом наказания, об истечении срока давности, возможности освобождения от уголовной ответственности, применения или неприменения амнистии и др.
В-шестых, это обязательное условие правильного применения многих уголовно-процессуальных норм (о подсудности, подсудности, процессуальных сроках, видах мер пресечения и др.).
В-седьмых, правильная классификация преступлений имеет существенное криминологическое значение (отражение фактического состояния и структуры преступности в уголовной статистике, разработка и применение мер по предупреждению преступлений различных видов и др.).
Под преступлением, связанным с пожаром, понимается виновно совершенное общеопасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным Кодексом РФ2 (далее УК РФ) под угрозой наказания, которое повлекло или могло повлечь наступление предусмотренных его особенной частью последствий в результате пожара.
Уголовно правовые нормы по делам данной категории условно можно разделить на три группы, предусматривающие ответственность за возникновение пожара с криминальными последствиями в результате:
а) умышленного уничтожения или повреждения имущества, совершенного путем поджога;
б) неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;
в) нарушения правил пожарной безопасности, не выполнения противопожарных требований и норм.
По форме вины преступления, связанные с пожарами, исходя из степени их общественной опасности, разделяют на:
а) преступления, совершенные умышленно;
б) преступления, совершенные по неосторожности.
Попытаемся более детально проанализировать преступления, связанные с пожарами на примере ст.ст.167, 168, 219, 261 (и других) УК РФ.

Умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.167 УК РФ). Способы совершения поджога

Часть первая данной статьи УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, а часть вторая – за те же деяния, совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Ответственность наступает по части первой статьи 167 УК РФ с 16 лет, а по части второй статьи 167 УК РФ с 14 лет.
Общим объектом рассматриваемого преступления является собственность. Непосредственным объектом выступают жизнь и здоровье личности, чужое имущество. Предметом данного преступления может быть любое имущество, представляющее материальную ценность (как движимое так и недвижимое имущество). Объективная сторона преступления выражается в уничтожении или повреждении чужого имущества. Уничтожение или повреждение имущества различается в зависимости от характера и тяжести причиненного ущерба. Если в результате действий виновного лица имущество стало временно или частично негодным, но после восстановления может быть использовано по целевому назначению, то имеет место повреждение имущества. Имущество признается уничтоженным при постоянной или полной утрате им своего качества или ценности, т.е. при полной невозможности использовать имущество по его хозяйственному или иному целевому назначению.
Поджог – один из общеопасных способов уничтожения или повреждения имущества. К другим общеопасным способам можно отнести взрыв, затопление или иные способы, посредством которых вызываются большие стихийные разрушительные силы.
Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога влечет уголовную ответственность по части второй статьи 167 УК РФ только в случае реального причинения потерпевшему значительного ущерба. Если в результате указанных действий, непосредственно направленных на поджог чужого имущества, предусмотренные законом последствия не наступили по причинам, не зависящим от воли виновного, то содеянное при наличии у него умысла на причинение значительного ущерба должно рассматриваться как покушение на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога.
Умышленное уничтожение или повреждение отдельных предметов с применением огня в условиях, исключающих его распространение на другие объекты и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также чужому имуществу надлежит квалифицировать по части первой статьи 167 УК РФ, если потерпевшему причинен значительный ущерб (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
При решении вопроса о том, причинен ли значительный ущерб собственнику или иному владельцу имущества, следует исходить из стоимости уничтоженного имущества, или стоимости восстановления поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например, в зависимости от рода его деятельности и материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества (пункт 6 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
Если в результате поджога собственного имущества причинен значительный ущерб чужому имуществу, которое являлось совместной собственностью виновника пожара и иных лиц, действия такого лица, желавшего наступления указанных последствий или не желавшего, по сознательно допускавшего их, либо относившегося к ним безразлично, надлежит квалифицировать как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога (часть 2 статьи 167 УК РФ).
Знание способов поджога может оказать практическую помощь как в квалификации преступления, связанного с пожаром, так и в обнаружении и изъятии на месте происшествия следов применения специальных средств и приспособлений, используемых для совершения поджога, что в дальнейшем, несомненно, оказывает помощь в расследовании. Практика расследования преступлений, связанных с пожарами, а именно происшедших по причине поджогов, позволяет выделить основные способы их совершения, которые можно разделить на группы:
1. Совершаемые без специальной подготовки, при обычном для данных условий пожароопасном сосредоточении горючих или легковоспламеняющихся материалов.
Такими средствами могут быть все легковоспламеняющиеся материалы, попавшие в поле зрения преступника на месте, где он намеревается совершить поджог: бумага, сено, солома, березовая кора, ветошь, бензин, керосин и т.д.
2. Совершаемые с применением горючих вспомогательных материалов и веществ, взятых на месте совершения поджога или принесенных извне для гарантированного воспламенения объекта.
Чаще всего это легковоспламеняющиеся и горючие жидкости(далее ЛВЖ или ГЖ): бензин, керосин, растворитель, спирты, эфиры, олифа и т.п.; а также материалы: бумага, сено, солома и т.п. Свидетельством то, что средства поджога преступником были принесены заранее, является обнаружение на месте пожара тары, емкостей с остатками ЛВЖ или ГЖ, а также неоправданное нахождение тех или иных ЛВЖ или ГЖ в месте возникновения пожара.
3. Совершаемые с использованием специальных технических средств или заранее приготовленных зажигательных приспособлений (в том числе взрывных устройств), обеспечивающих большую надежность и конспирацию в осуществлении преступных действий, а также гарантирующих заданное время воспламенения.
Такой способ поджога, как правило, применяется преступником в тех случаях, когда он не в состоянии подойти к объекту в удобное для него время. Техническими средствами в этом случае могут быть: фитили типа бикфордова шнура (или кинопленки) с прикрепленными к концу порохом или взрывчаткой; трубки, начиненные порохом или взрывчаткой; различные устройства для последующего соединения несовместимых веществ, например, хлора и скипидара при помощи будильника (к ключу завода звонка крепится тросик, другой конец которого прикреплен к горлышку бутылки со скипидаром; при срабатывании звонка барашек вращается, наматывая тросик, и опрокидывает бутылку на хлор).
4. Совершаемые путем намеренного создания условий для возникновения пожара от причин, имитирующих случайность, неумышленное нарушение мер пожарной безопасности или неосторожность.
К средствам и способам, рассчитанным на последующее загорание можно отнести: электробытовые приборы, включенные в электрическую сеть и накрытые легковоспламеняющимися материалами; подготовка искусственного короткого замыкания путем преднамеренного нарушения изоляции и т.д.
5. Представляющие собой сочетание указанных случаев.
Подготовка к поджогу может включать и другие действия по созданию условий, способствующих возникновению и развитию горения: прикрывание штор на окнах, открывание дверей и окон для улучшения воздухообмена, выдвигание ящиков столов и шкафов, раскладывание и разбрасывание документации, бумаги, других предметов.
В тех же целях осуществляются порча пожарного инвентаря, выведение из строя установки пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (отключение электропитания, перекрывание задвижек на трубопроводах пожарного водоснабжения и т.п.).
Поджоги совершаются как скрытно, в ночное время, так и в дневное время, демонстративно открыто, на глазах у многих людей, например, забрасыванием через окно бутылок с зажигательной смесью, боевых гранат и т.д.
Поджог совершается чаще всего на почве мести; для сокрытия другого преступления (убийства, присвоения чужого имущества и др.); по политическим мотивам с целью дестабилизации обстановки в регионе, городе; из хулиганских побуждений; с целью получения экономической выгоды (страховых премий, безвозмездных ссуд); для улучшения жилищных условий и т.д.
Известны случаи совершения поджогов психически больными лицами. Для них характерна серийность, определенный стереотип. Они поджигают, как правило, одни и те же объекты (входные двери, лифты и т.д.). Освободить от уголовной ответственности психически больного человека может только суд.

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст.168 УК РФ)

Часть первая статьи 168 УК РФ предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности, а часть вторая – за те же деяния, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, либо повлекшие тяжкие последствия. По понятным причинам мы будем рассматривать вторую часть данной статьи.
Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное частью второй статьи 168 УК РФ, наступает с 16 лет.
Обязательным условием криминализации деяния является крупный размер (500 МРОТ). Неосторожное обращение может выразиться как в нарушении специальных правил безопасности, так и общих мер предосторожности. Иными источниками повышенной опасности применительно к данному составу могут быть признаны транспортные средства, механизмы, электрооборудование, взрывчатые вещества, горючие жидкости, огнестрельное оружие и т.п. Законом гибель людей среди возможных последствий не названа, т.к. причинение смерти по неосторожности хотя бы одному человеку, образует состав более опасного самостоятельного преступления (ст.109 УК РФ).
Для возникновения и развития горения (возникновения пожара) в результате неосторожного обращения с огнем необходимы следующие условия: наличие горючих веществ, окислитель (кислород воздуха) и источник зажигания (пламенное или беспламенное горение веществ, материалов и т.д.). Неумышленные действия (называемые неосторожностью) приводят к возможности источника зажигания воздействовать на горючие материалы, что и приводит к возникновению пожара.
Наиболее частые случаи применения или образования открытого огня, которые приводят к пожарам:
1. Курение, брошенные, не затушенные окурки и спички;
2. Освещение при помощи спичек, факелов, лучин и другими способами, связанными с применением открытого огня;
3. Разведение костров, сжигание отходов и прошлогодней травы;
4. Отдельные частные случаи применения открытого огня (отогрев труб при помощи паяльных ламп и т.д.);
5. Выстрелы и пиротехнические эффекты1.
Все случаи применения открытого огня в быту, а также в условиях производства не возможно перечислить. На практике возможны такие случаи, которые нельзя отнести ни к одному из приведенных примеров. Также при работе по пожарам, связанным с неосторожным обращением с огнем, необходимо учитывать, что при разведении костров (сжигании мусора) в непосредственной близости от строений, мест складирования кормов и т.д., пожар мог возникнуть не столько непосредственно от пламени, сколько от искр, которые летели по ветру, т.е. в данном случае источником зажигания послужила искра, а не пламя костра.
В отношении причины возникновения пожаров, связанных с неосторожным обращением с огнем, необходимо отметить, что неосторожное обращение с огнем как причину пожара подчас бывает очень трудно или практически невозможно отличить от поджога. С другой стороны очень часто нарушение правил пожарной безопасности (как причины пожара) подменяется неосторожным обращением с огнем. Например, если костер был разведен на расстоянии более 50 метров от построек жилого сектора, но под действием ветра произошло попадание искр на кровлю здания, и возник пожар, то это может быть квалифицировано как неосторожное обращение с огнем. Но если костер был разведен в месте удаленном от жилого здания на расстоянии 10 метров, то причина пожара должна быть сформулирована как «Нарушение правил пожарной безопасности (ППБ 01-93**, пункт 1.3.1.6)»1*. Особенности формулировки причины пожара всегда необходимо учитывать, т.к. от этого зависит дальнейшая квалификация преступления.
* — Прим. В настоящее время введены в действие ППБ 01-03

Нарушение правил пожарной безопасности (ст.219 УК РФ)

Объект преступления, предусмотренный статьей 219 УК РФ – пожарная безопасность, т.е. состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Дополнительные объекты – здоровье человека (часть 1 стати 219 УК РФ), жизнь человека, имущество или иные материальные блага, тяжкие последствия (часть 2 статьи 219 УК РФ).
Объективная сторона – нарушение правил пожарной безопасности (далее ППБ), повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести здоровью человека, смерть или иные тяжкие последствия.
Нетрудно заметить, что наступление указанных последствий не связывается напрямую с возникновением пожара. Для квалификации деяния по данной статье УК РФ следует установить факт нарушения конкретных ППБ, который находится в причинной связи с наступлением указанных последствий. Таким образом, в Законе не оговорено о необходимости возникновения пожара от этих нарушений. Данные нарушения могут быть как непосредственной причиной пожара, так и причиной его развития и наступления криминальных последствий.
Нарушение ППБ заключается в нарушении требований определенной нормы конкретного нормативного акта: Федерального Закона «О пожарной
безопасности»1 (далее ФЗ «О пожарной безопасности»), Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03)2, других нормативных документов.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и отраслевые правила пожарной безопасности, иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, зарегистрированные и официально опубликованные в установленном порядке.
Последствиями, наступление которых необходимо для квалификации деяния по ст. 219 УК РФ, являются:
1. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Уголовно-правовая оценка степени тяжести вреда здоровью производится на основании заключения судебно-медицинской экспертизы. Например, в соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью от 10.12.96 г. к тяжким повреждениям относятся: термические ожоги 3-4-ой степени с поражением 15% тела, ожоги 3-й степени – более 20% тела, ожоги 2-й степени –более 30% тела, др.
2. Смерть человека.
3. Иные тяжкие последствия.
Под иными тяжкими последствиями понимается уничтожение пожаром значительных материальных ценностей, существенное нарушение работы предприятия или организации и т.п.3
Если содеянное охватывается специальными составами преступлений – ст.ст.215, 216, 217, 218 УК РФ и др., то дополнительной квалификации по ст.219 УК РФ не требуется (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
Если в результате нарушения правил пожарной безопасности одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями статьи 219 УК РФ, то действия подлежат квалификации по части 2 статьи 219 УК РФ (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
Субъектом преступления по статье 219 УК РФ является вменяемое лицо, достигшее 16 лет, на котором лежала обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности.
В соответствии со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
— собственники имущества (в том числе жилища);
— лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
— лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
— должностные лица в пределах их компетенции;
— ответственные квартиросъемщики или арендаторы в квартирах (комнатах) государственного, муниципального и ведомственного фонда, если иное не предусмотрено договором.
Согласно Правил противопожарного режима в РФ (ППР в РФ), на каждом объекте должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывоопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Ответственных за пожарную безопасность определяет руководитель предприятия.
При расследовании дел данной категории необходимо выяснить, какие лица на предприятии являются ответственными за пожарную безопасность, имеются ли соответствующие приказы, распоряжения; доведены ли они и когда до ответственных лиц.
Кроме должностных лиц субъектами данного преступления могут быть и другие работники любых предприятий, учреждений, организаций, на которых действующими правилами (инструкциями) или специальным распоряжением непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности и обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
Однако при определении лица в качестве субъекта преступления следует учитывать, входит ли в его компетенцию обеспечение пожарной безопасности, даже если имеется соответствующий приказ или распоряжение руководителя. Например, не может выступать субъектом преступления уборщица, на которую руководитель возложил обязанность контролировать и обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности на определенном участке.
В отношении лиц, производящих пожароопасные работы (электрогазосварщиками и т.п.), необходимо отметить следующее. Если они выполняют пожароопасную работу в рамках своей профессиональной деятельности, имеют квалификационное удостоверение и талон по технике пожарной безопасности, прошли противопожарный инструктаж, на проведение огневых работ (кроме строительных площадок и частных домовладений) оформлен наряд-допуск, то указанные лица могут нести ответственность по статье 219 УК РФ. Если эти требования не соблюдены, то их действия должны квалифицироваться по части 2 статьи 168 УК РФ.
Субъективная сторона преступления – неосторожность (как в виде легкомыслия, так и небрежности), находящаяся в причинной связи с наступившими последствиями.
Умышленные нарушения правил пожарной безопасности, направленные на причинение последствий, указанных в статье 219 УК РФ, квалифицируются по другим соответствующим статьям УК РФ (в зависимости от объекта посягательства и направленности умысла).
Таким образом, основными квалифицирующими признаками и основаниями к уголовному преследованию по статье 219 УК РФ являются:
1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению;
2. Возникновение пожара;
3. Наступление вследствие пожара вреда здоровью людей, либо гибели людей или иных тяжких последствий;
4. Обязательное наличие причинно-следственных связей между нарушением правил пожарной безопасности и возникновением (либо развитием) пожара, а также наступившими последствиями.
В качестве примера преступления, предусмотренного частью 2 статьи 219 УК РФ, можно привести пожар жилого дома, происшедший в 2002 году в п. Сылва Пермского района Пермской области. В результате аварийного режима работы (короткого замыкания) электросети жилого дома возник пожар. Оставленные без присмотра в жилом доме двое детей дошкольного возраста погибли. В ходе расследования пожара было установлено, что ответственным квартиросъемщиком являлась мать детей; отец детей в течении нескольких лет с семьей не проживал. До пожара сотрудниками ГПС осуществлялось противопожарное обследование жилого дома. По результатам обследования жилого дома были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности ответственным квартиросъемщиком, в том числе связанные с эксплуатацией электросети дома. Квартиросъемщику было выдано предписание с указанием нарушений противопожарных правил и указаны сроки их устранения. Однако квартиросъемщиком нарушения устранены не были, что в дальнейшем повлекло возникновение пожара и гибель людей. По делу были назначены и проведены две судебно-медицинские экспертизы, а также пожарно-техническая экспертиза. В ходе расследования и на основании проведенных по делу экспертиз была установлена причинно-следственная связь между нарушением правил пожарной безопасности, возникновением пожара и наступившими последствиями. Приговором Пермского районного суда мать погибших детей была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 219 УК РФ (осуждена).
При расследовании преступлений, предусмотренных статьей 219 УК РФ, необходимо учесть, что в качестве основных форм сокрытия данного вида преступлений можно выделить уничтожение или сокрытие служебной и иной документации, внесение в нее исправлений или дополнений, а также внесение изменений в обстановку на месте происшествия, как правило, сразу после ликвидации пожара.

Уничтожение или повреждение лесов (ст.261 УК РФ)

Часть первая статьи 261 УК РФ предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.
Общим объектом выступает экологическая безопасность общества, а непосредственным – леса и насаждения. Объективная сторона преступления выражается в уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений.
Субъектом преступления могут быть как должностное, так и частное лицо. По части первой статьи 261 УК РФ ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет.
Часть вторая статьи 261 УК РФ предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами.
Общим объектом выступает экологическая безопасность общества, а непосредственным – леса и насаждения.
Объективная сторона преступления выражается в уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд.
Неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности в смысле части первой статьи 261 УК РФ может, в частности, заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с не устраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров, либо не выключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.) (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 года № 14).
Субъектом преступления по части второй статьи 261 УК РФ являются лица, достигшие 16 лет. Субъективна сторона рассматриваемого преступления – умысел.
При расследовании уголовных дел, связанных с уничтожением и повреждением лесов, необходимо иметь в виду, что предметом преступных посягательств являются:
— леса, входящие в лесной фонд, в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации1;
— леса, не входящие в лесной фонд, т.е. расположенные на землях обороны и землях городских поселений (статья 10 Лесного кодекса Российской Федерации);
— древесно-кустарниковая растительность (включая насаждения, выполняющие защитные и другие экологические функции), которая не входит в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, произрастающая на землях транспорта (полосы отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях водного фонда (полосы отвода каналов), на землях иных категорий (статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Не относятся к предмету преступления, предусмотренного статьей 261 УК РФ, деревья и кустарники, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), а также приусадебных, дачных и садовых участках, а также в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, являющихся продукцией товарного производства или имуществом. Уничтожение или повреждение такой древесно-кустарниковой растительности является общественно опасным деянием против собственности и при наличии признаков состава преступления квалифицируется по статьям 167 или 168 УК РФ (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
Также следует иметь в виду, что уголовная ответственность по части первой статьи 261 УК РФ за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, наступает в случае неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, т.е. несоблюдением мер предосторожности от возникновения лесного пожара (оставление не потушенным костра, использование на территории леса машин и оборудования без искрогасителя, оставление без присмотра в лесу легковоспламеняющихся веществ и т.п.). Если указанные последствия наступили в результате умышленных действий (поджога), виновный, при наличии к тому оснований, несет ответственность по части второй статьи 261УК РФ (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).
При расследовании лесных пожаров следует учитывать, что поджоги в лесах совершаются в том числе с целью сокрытия другого преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ («Незаконная порубка деревьев и кустарников»), а также с целью получения в дальнейшем под порубку поврежденных огнем лесных площадей за меньшую цену.

Другие преступления, связанные с пожарами

Перечень перечисленных выше статей УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, связанные с пожарами, не является исчерпывающим. Поджоги, например, могут иметь место также при терроризме (часть 1 статьи 205 УК РФ), массовых беспорядках (часть 1 статьи 212 УК РФ). Поджог может быть способом совершения убийства (ст.105 УК РФ), либо способом умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ), либо способом умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст.112 УК РФ), либо способом умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст.115 УК РФ) и др.1
К другим преступлениям, связанным с пожарами, можно отнести причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК РФ) и др.
Если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ, либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и т.п., содеянное охватывается специальными составами преступлений (статьями 215, 216, 217, 218 УК РФ и др.) и дополнительной квалификации по статье 219 УК РФ не требует (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14).

1.3.Анализ обстановки с пожарами и их последствий на территории г. Красноярск

Лесные пожары были зарегистрированы в 30 муниципальных образованиях: Абанском (5/73); Б.Муртинском (6/112); Б.Улуйском (1/15); Балахтинском (3/16); Березовском (5/14); Богучанском (3/10); Дзержинском (6/538); Емельяновском (10/161); Ермаковском (3/3); Идринском (2/6); Иланском (4/54); Казачинском (1/7); Канском (6/179); Каратузском (5/35); Краснотуранском (7/36); Курагинском (7/37); Манском (3/46); Минусинском (5/288); Н.Ингашском (2/195); Новоселовском (5/56); Партизанском (5/139); Рыбинском (9/130); Саянском (2/23); Сухобузимском (8/299); Тасеевском (3/11); Тюхтетском (1/10); Ужурском (3/18); Уярском (4/44); Шарыповском (3/15); Шушенском (8/33) районах.
С начала 2020 года было зарегистрировано 12 крупных лесных пожаров в районах наземной охраны лесов, площадью от 25 га до 430 га.
По данным космического мониторинга с начала лесопожарного сезона 2020 года было обнаружено 837 термически активных точек, из них 703 в 5 км зоне от населенных пунктов.
Наибольшее количество термически активных точек обнаружено в Канском (77), Рыбинском (69), Саянском (68), Новоселовском (67), Минусинском (61), Ужурском (44), Ирбейском (42), Шарыповском (42) районах (Рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1 — Распределение количества термически активных точек по районам

Большая часть термически активных точек была зарегистрирована на землях сельхоз назначения и составила 57% от общего количества (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Категории земель

В 2020 году на всей территории Красноярского края средняя месячная температура ожидается близкой к средним многолетним данным.
Месячное количество осадков больше нормы ожидается на северной территории края.
В связи с установлением сухой, тёплой, ветреной погоды наибольшее количество лесных пожаров можно ожидать в первой и во второй декаде мая на территориях Манского, Нижнеингашского, Сухобузимского, Ермаковского, Курагинского, Уярского, Шарыповского районов, а также в районах Ангарской группы. Основной причиной природных пожаров данного периода является деятельность местного населения, при проведении отжигов травы, сжигания мусора на дачных и приусадебных участках, нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В июне ожидается установление II-III класса пожарной опасности в северной части края, в Туруханском районе и Эвенкийском МР местами до IV класса. Начало грозовой активности приведет к увеличению очагов лесных пожаров в труднодоступных территориях. Возникновение лесных пожаров наиболее вероятно в Богучанском, Енисейском, Казачинском, Кежемском, Мотыгинском, Северо-Енисейском, Туруханском районах и Эвенкийском муниципальном районе.
Центральные и южные районы края наиболее подвержены воздействию антропогенных факторов, не исключено возникновение лесных пожаров по вине местного населения. Подросший травяной покров и достаточное выпадение осадков будет способствовать снижению пожарной опасности.
Для периода с середины июня по середину августа наиболее характерна высокая пожарная опасность в удаленных труднодоступных местах (зона авиационной охраны лесов), возникшие вследствие сезонной грозовой активности. Значимые по площади пожары, причиной которых являются грозы, наиболее вероятны в горных районах, районах с заболоченной местностью. К таким районам относятся Северо-Енисейский, Манский, Партизанский, Богучанский, Кежемский, Туруханский, Эвенкийский районы.
В конце августа, начале сентября возрастет количество пожаров, обусловленных человеческим фактором, в связи с массовым сбором урожая на полях, дачных и приусадебных участках, а так же с активной заготовкой дикоросов.
Со второй декады сентября можно прогнозировать понижение горимости лесов, при возможном сохранении III-IV классов пожарной опасности по некоторым районам.
В начале октября возможно появление единичных случаев природных пожаров.
Вследствие установления низких среднесуточных температур и прохождения моросящих дождей со снегом в центральных, южных районах и снега в северных со второй декады октября возникновения лесных пожаров не ожидается.
По состоянию на 01 ноября 2019 года в органах государственного пожарного надзора города Красноярска зарегистрировано 210 пожаров, что на 21,1 % меньше чем в 2018году – 266 пожаров.
За 2019 год в жилом секторе произошло 122 пожара (в том числе 66 в жилых домах и в 17 дачных домах), что на 17,6 % меньше чем за аналогичный период 2018г. – 148.

Рисунок 2.3 — Распределение количества пожаров по месяцам

На ряду с уменьшением количества пожаров, количество погибших на пожарах на уровне прошлого года (16 человек за 2019 год, и 16 человек в 2018 году).
На пожарах больше погибало лиц мужского пола (11 человек) 68,8% от общего количества погибших, женщин (5 человека) 31,3 % от общего количества.
Отмечено, что 50 % погибших при пожарах людей находились в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения (8 человек). Также в 4-х случаях установить состояние погибшего не представлялось возможным, 2 человека погибло в состоянии сна и 2 человека из-за болезненного состоянии исключающего возможность передвигаться.

Рисунок 2.4 — Распределение количества пожаров и погибших людей по дням недели

Рисунок 2.5 -Количество погибших людей по часам суток,в том числе в нетрезвом виде
Так, в период с 20 до 6 часов ночи погибло 6 человек. В дневное время суток погибло 10 человек.
Вследствие отравления токсичными продуктами горения при пожаре погибло 10 человек, 1 случай гибели от термических поражений пламенем, причина гибели не установлена у 5 погибших.
При пожарах погибло: работающих – 2 человека (12,5%), безработных – 8 человек (50%), пенсионеров – 5 человека (31,3%) и 1 человек с физическими отклонениями (инвалид).
Возраст погибших от 20 – 40 лет – 4 человека (25%), 41 – 60 лет – 7 человек (43,8%), больше 60 лет – 5 человек (31,3%)
Количество травмированных людей на пожарах по сравнению с АППГ увеличилось на 35,3 % (23 человека за 2016 год и 17 в 2015 году).
Спасено на пожарах и загораниях 28 человек, за аналогичный период 2015 года спасено 21 человек.
На пожарах и загораниях в 2016 году эвакуировано 189 человека.
Прямой материальный ущерб составил 14 млн. 733 тыс. рублей, в 2015 году – 12 млн. 972 тыс. рублей (увеличение на 13,6%).
Спасено имущества на сумму 22 млн. 55 тыс. руб., за аналогичный период 2015 года – 49 млн. 680 тыс. руб. Уменьшение на 55,6%.
Одним из основных направлением деятельности органов ГПН является предотвращение гибели и травмирования людей на пожарах.
Основные показатели гибели и травмирования людей за 5 лет приведены на рисунке 2.6:

Рисунок 2.6 — Количество гибели и травмирования людей

Рисунок 2.7 -Количество травмированных по месяцам за 4 года
Проанализировав пожары, на которых были получены травмы, установлено, что основными причинами травмирования людей на пожарах является:
— невозможность принятия правильного решения, самостоятельной эвакуации по причине малолетнего возраста – 2 человека;
— состояние алкогольного опьянения – 11 человек;
— паника – 2 человека;
— взрыв – 1 человек;
— преклонный возраст и болезненное состояние – 3 человека;
— попытка самостоятельного тушения – 4 человека.
Основные причины пожаров представлены на рисунке 2.8.:
— наиболее частой причиной пожаров являются поджоги – 60 случаев – 28,6% от общего числа пожаров;
— неосторожное обращение с огнем или неосторожность при курении – 46 случая, что составляет 21,9 % от общего количества пожаров.
— 59 пожар по причине неисправности или нарушения правил эксплуатации электрооборудования – 28,1 % от общего числа пожаров;
— 14 пожаров — неисправности или нарушения правил эксплуатации печного отопления – 6,7 % от общего числа пожаров;
— неустановленные причины пожаров – 10 случаев – 4,8 % от общего количества пожаров;
— 14 пожаров – неисправность систем механизмов и узлов транспортных средств – 6,7 % от общего количества пожаров;
— другие – 7 пожаров – 3,3 % от общего количества пожаров.

Рисунок 2.8 — Основные причины пожаров: НОО – неосторожное обращение с огнем; НПЭЭО – нарушение правил монтажа и эксплуатации электрооборудования; НПЭПО – нарушение правил монтажа и эксплуатации печного отопления

Рисунок 2.9 — Количество пожаров и их последствий в г. Красноярск

Таблица 2.1 — Статистические показатели пожаров и их последствий по районам:

Исходя из этого, для снижения количеств пожаров и загораний на открытой территории, есть необходимость написать повторные письма эксплуатирующим организациям города (при необходимости встретится с их руководителями), как государственным, так и частным, о необходимости усиления контроля за территориями, которые состоят на балансе этих организаций. Недопущение созданий стихийных свалок отходов, своевременный вывоз мусора с контейнерных площадок, установка информационных табличек о запрете выброса бытового мусора вне специально оборудованных мест.


1 2 3

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф