Меню Услуги

Совершенствование инвестиционной деятельности предприятия. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4


В настоящее время у предприятия появилась возможность покупки нового оборудования. Но покупка за наличные деньги неэффективна и изымает достаточно большие денежные средства из оборота, что может отрицательно сказаться на деятельности предприятия. Существует альтернатива приобретения техники в кредит или в лизинг.

Важнейшую роль на предприятии играет выявление резервов увеличения прибыли для дальнейшего ее использования в производстве. В частности, выявленную прибыль можно использовать как источник финансирования в инвестиционной деятельности предприятия.

Резервы – это выявление возможности количественного и качественного роста основных показателей деятельности предприятия, выражающиеся в используемых, частично используемых или нерационально используемых производственных ресурсах (материального, финансового, организационного, информационного и подобного им характера).

Процесс выявления внутрипроизводственных резервов имеет важное значение для работы предприятия, по крайней мере, в двух аспектах.

Во-первых, финансовые ресурсы, имея определенный приоритет в системе ресурсного обеспечения предприятия и отличаясь исключительным динамизмом, безусловно, требуют постоянного контроля с позиции эффективного их использования.

Во-вторых, оценка существенности процесса поиска любых резервов обычно выполняется в стоимостных показателях и выражается через вариацию основных финансовых показателей и условные доходы и потери.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду предоставляемых услуг.

Основными их источниками являются увеличение объема реализации, снижение себестоимости, повышение качества, реализация на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Резервами выступают увеличение объема реализации, снижение себестоимости, повышение цен. Повышать цены предприятие может за счет повышении качества, поиска более выгодных рынков сбыта, реализации в более оптимальные сроки.

Само собой, что повышение цены является нежелательной для покупателей и потребителей услуг возможностью увеличения резервов и наращивания прибыли.

Как было указано,резервами роста прибыли могут выступать следующие источники:

  • увеличение объема реализации услуг;
  • снижение себестоимости работ.

Чтобы выявить резервы роста прибыли на анализируемом предприятии, необходимо изучить возможные источники.

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику (Таблица 13) необходимо резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Таблица 13 — Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации услуг на ООО «Оникс»

Вид услуги Резерв увеличения объема реализации, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств м2 Фактическая сумма прибыли за 1 м2, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств руб. Резерв увеличения суммы прибыли, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств руб.
Водоэмульсионная окраска стен 500 10 5000
Цементная стяжка под полы толщ. 50 мм 200 20 4000
Штукатурка 1000 50 50000
Облицовка глаз. плиткой стен 430 40 17200
Итого 76200

 

Из таблицы видно, что за счет резервов увеличения объема реализации ряда услуг можно получить резерв увеличения суммы прибыли, равный 76200 руб.

В большей степени резервы увеличения прибыли возможны за счет роста объема штукатурных услуг на предприятии. Резерв составляет 50000 рублей.

Далее выгодной позицией предприятия является увеличение объемов работ,связанных с облицовкой глазированной плиткой стен. Резерв составляет 17200 руб.

За счет увеличение объемов водоэмульсионной окраски стен предприятия может получить дополнительно 5000 руб.

За счет роста объемов цементной стяжки 4000 руб.

Данные суммы говорят о возможном единовременном увеличении объемов работ. Предприятие может постоянно уделять внимание более выгодным позициям.

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости услуг осуществляется следующим образом: резерв снижения себестоимости каждого вида услуг умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов их роста (Таблица 14).

Таблица 14 — Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости услуг на ООО «Оникс»

Вид услуги Резерв снижения себестоимости 1 м2, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств руб. Возможный объем реализации услуг, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств м2 Резерв увеличения суммы прибыли, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств руб.
Водоэмульсионная окраска стен 5 2500 12500
Цементная стяжка под полы толщ. 50 мм 10 1700 17000
Штукатурка 10 3000 30000
Облицовка глаз. Плиткой стен 19 1930 23160
Итого 82660

 

Из таблицы видно, что с учетом резерва снижения себестоимости отдельных видов услуг и возможным объемом реализации, резерв увеличения суммы прибыли составил 82660 руб.

В большей степени резервы увеличения прибыли возможны за счет снижения себестоимости штукатурных услуг на предприятии. Резерв составляет 30000 рублей.

Далее выгодной позицией предприятия является снижение себестоимости работ, связанных с облицовкой глазированной плиткой стен. Резерв составляет 23160 руб.

За счет снижения себестоимости цементной стяжки предприятие может получить доход в размере 17000 руб.

За счет снижения себестоимости работ по водоэмульсионной окраске стен предприятия может получить дополнительно 12500 руб.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Данные суммы говорят о возможном единовременном снижении себестоимости работ. Предприятие может постоянно уделять внимание более выгодным позициям.

В заключение анализа необходимо выявить все выявленные резервы роста прибыли (Таблица 15).

Таблица 15 — Обобщение резервов увеличения суммы прибыли на ООО «Оникс», руб.

Источник резервов Вид продукции Всего
Водоэмульсионная окраска стен Цементная стяжка под полы толщ. 50 мм Штукатурка Облицовка глаз. плиткой стен
Рост объема продаж 5000 4000 50000 17200 76200
Снижение себестоимости 12500 17000 30000 23160 82660
Итого 17500 21000 80000 40360 158860

 

Из таблицы видно,что за счет выявленных резервов по водоэмульсионной окраске стен резерв увеличения суммы прибыли составил 17500 руб. За счет цементной стяжки резерв увеличения суммы прибыли составил 21000 руб. За счет штукатурки – 80000 руб. Облицовки стен плиткой – 40360 руб.

В целом, обобщая резервы по различным источникам, можно сделать вывод, что резерв увеличения суммы прибыли по ООО «Оникс» в совокупности исследуемых видов услуг составил 158860 руб.

Также на предприятии необходимо чаще искать новые способы увеличения эффективности деятельности и повышения рентабельности.

Изучив особенности функционирования предприятия за последние несколько лет, можно сделать вывод о необходимости также внедрения нового оборудования – автовышки – с целью экономии ресурсов и рабочего времени, снижения риска производственных травм, повышения производительности труда и увеличения прибыли предприятия.

В настоящее время для фасадной работы (штукатурка, окраска и т.п.) используются строительные леса. Однако работа на них имеет ряд недостатков: длительность монтажа, опасность применения на большой высоте, неудобство для работников и т.п. Приобретение автовышки не исключает использование лесов на промышленных объектах строительства.

Проанализировав финансовое состояние ООО «Оникс», можно сделать вывод, что отвлечение крупных денежных средств из оборота предприятия может негативно сказаться на его деятельности. В связи с этим появляются следующие альтернативы: банковский кредит; лизинг оборудования.

Для выбора необходимо провести сравнение эффективности лизинговой и кредитной форм финансирования инвестиций.

В качестве объекта инвестирования рассматривается автовышка. Цена приобретения с учетом НДС – 256 тыс. руб. Нормативная продолжительность службы – 6,7 года (значение годовой нормы амортизации для обычных налогоплательщиков – 15%). Для лизинговых расчетов, с учетом ускоренной амортизации, продолжительность службы принята в 4 года (значение годовой нормы амортизации – 25%). Годовая кредитная ставка принята в 28%, комиссионные выплаты лизингодателю – 17% в год, плата за его дополнительные услуги – 5,9 тыс. руб. в год.

Первым этапом необходимо определить среднегодовую стоимость приобретаемого имущества при лизинговой форме.

Для этого надо найти сумму годовых амортизационных отчислений путем умножения цены приобретения оборудования и значения годовой нормы амортизации. В рассматриваемом случае эта сумма составляет 64,00 тыс. руб. (256,00 * 0,25).

Исходя из этого, можно найти стоимость имущества на конец года и на начало последующих лет путем вычитания ежегодной суммы амортизационных отчислений.

Среднегодовая стоимость имущества складывается из стоимости имущества на начало года и стоимости имущества на конец года, делённой на два. Так, за первый год она составила 224,00 тыс. руб. ((256,00 + 192,00) / 2), за второй – 160,00 тыс. руб. ((192,00 + 128,00) / 2), за третий – 96,00 тыс. руб. ((128,00 + 64,00) / 2), за четвертый – 32,00 тыс. руб. ((64,00 + 00,00) / 2) Наглядно это показано в Таблице 16.

Вторым этапом необходимо определить среднегодовую стоимость приобретаемого имущества при кредитной форме.

Вычисления аналогичны, как и при лизинговой форме.

Таблица 16 — Определение среднегодовой стоимости приобретаемого имущества при лизинговой форме, тыс. руб.

Годы Стоимость имущества на начало года Сумма годовых амортизационных отчислений Стоимость имущества на конец года Среднегодовая стоимость имущества
1 256,00 64,00 192,00 224,00
2 192,00 64,00 128,00 160,00
3 128,00 64,00 64,00 96,00
4 64,00 64,в00 0,00 32,00
Итого 256,00

 

Сумма годовых амортизационных отчислений составляет 38,40 тыс. руб. (256,00 * 0,15), исходя из того, что нормативная продолжительность службы – 6,7 года, то на седьмой год она составит 25,60 тыс. руб. (38,40 * 0,7). Расчеты представлены в Таблице 17.

Таблица 17 — Определение среднегодовой стоимости приобретаемого имущества при кредитной форме, тыс. руб.

Годы Стоимость имущества на начало года Сумма годовых амортизационных отчислений Стоимость имущества на конец года Среднегодовая стоимость имущества
1 256, 00 38,40 217, 60 236, 80
2 217, 60 38, 40 179, 20 198,40
3 179, 20 38,40 140,80 160, 00
4 140, 80 38,40 102, 40 121,60
5 102, 40 38,40 64,00 83,20
6 64, 00 38, 40 25, 60 44, 80
7 25, 60 25,60 0,00 12,80
Итого 256, 00

 

Третьим этапом надо произвести расчет сумм лизинговых платежей. Платежи за кредит получены произведением среднегодовой стоимости имущества и значения годовой кредитной ставки. В первый год этот платеж составляет 62,72 тыс. руб. (224,00 * 0,28), во второй год – 44,80 тыс. руб. (160,00 * 0,28), в третий год – 26,28 тыс. руб. (96,00 * 0,28), в четвертый год – 8,96 тыс. руб. (32,00 * 0,28).

Комиссионные выплаты получены произведением среднегодовой стоимости имущества и значения ставки комиссионных выплат лизингодателю. В первый год они составляют 38,08 тыс.руб. (224,00 * 0,17), во второй год – 27,20 тыс. руб. (160,00 * 0,17), в третий год – 16,32 тыс. руб. (96,00 * 0,17), в четвертый год – 5,44 тыс. руб. (32,00 * 0,17).

НДС – это 18% от суммы платежей за кредит, комиссионных выплат и дополнительных услуг. В первый год налог составил 19,21 тыс. руб. ((62,72 + 38,08 + 5,90) * 0,18), во второй год – 14,02 тыс. руб. (77,90 * 0,18), в третий год – 8,84 тыс. руб. (49,10 * 0,18), в четвертый год – 3,65 тыс. руб. (20,30 * 0,18).

В итоге лизинговые платежи – это сумма амортизационных отчислений, платежей за кредит, комиссионных выплат, дополнительных услуг и НДС.

В первый год она составила – 189,91 тыс. руб. (64,00 + 62,72 + 38,08 + 5,90 + 19,21), во второй год – 155,92 тыс. руб. (64,00 + 44,80 + 27,20 + 5,90 + 14,02), в третий год – 121,94 тыс. руб. (64,00 + 26,28 + 16,32 + 5,90 + 8,84), в четвертый год – 87,95 тыс. руб. (64,00 + 8,96 + 5,44 + 5,90 + 3,65). Это показано в Таблице 18.

Таблица 18 — Расчет сумм лизинговых платежей, тыс. руб

Годы Амортизационные отчисления Платежи за кредит Комиссионные выплаты Дополнительные услуги Всего без амортизации НДС Лизинговые платежи
1 64,00 62,72 38,08 5,90 106,70 19,21 189,91
2 64,00 44,80 27,20 5,90 77,90 14,02 155,92
3 64,00 26,28 16,32 5,90 49,10 884 121,94
4 64,00 8,96 5,44 5,90 20,30 3,65 87,95
Итого 256,00 143,36 87,04 23,60 254,00 45,72 555,72

 

Четвертый этап – расчет сумм платежей при кредитной форме.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Необходимо найти платежи за кредит с учетом НДС как произведение среднегодовой стоимости имущества на норму кредитного процента и на коэффициент НДС.

В первый год эта сумма составила 78,24 тыс. руб. (236,80 * 0,28 * 1,18), основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств во второй год – 65,55 тыс. руб. (198, 40 * 0,28 * 1,18), в третий год – 52,86 тыс. руб. (160, 00 * 0,28 * 1,18), в четвертый год – 40, 18 тыс. руб., в пятый год – 27.49 тыс. руб., в шестой год – 14,80 тыс. руб., в седьмой год – 4,23 тыс. руб.

Налог на имущество находится как произведение цены приобретения оборудования на значение ставки налога на имущество (0,22%).

Он на протяжении 6 лет составляет 5,63 тыс. руб. (256,00 * 0,022), на седьмой год эта цифра равна 3,94 тыс. руб. (256,00 * 0,7 * 0,022).

Расчеты представлены в таблице 19.

Таблица 19 — Расчет сумм платежей при кредитной форме, тыс. руб.

Годы Платежи за кредит с учетом НДС Налог на имущество Итого
1 78,24 5,63 83,87
2 65,55 5,63 71,18
3 52,86 5,63 58,49
4 40,18 5,63 45,81
5 27,49 5,63 33,12
6 14,80 5,63 20,43
7 4,23 3,94 8,17
Итого 283,35 37,73 321,09

 

Пятый этап – это определение сумм дополнительной прибыли инвестора за счет более низкой фактической себестоимости при кредитной форме по сравнению с лизинговой.

Дополнительная валовая прибыль находится как разность лизинговых платежей и суммы кредитных отчислений.

В первый год – 73,27 тыс. руб. (189, 91 – (38,40+66,30+11,94)), во второй год – 51,97 тыс. руб., в третий год – 30,68 тыс. руб., в четвертый год – 9,37 тыс. руб., в пятый год – (-65,89) тыс. руб., в шестой год – (-53,20) тыс. руб., в седьмой год – (-29,83) тыс. руб.

Чистая дополнительная прибыль получена как произведение валовой дополнительной прибыли и разности (1 — 0,2), где 0,2 — значение ставки налога на прибыль.

В первый год – 58,62 тыс. руб. (73,27 * (1 – 0,2)), во второй год – 41,57 тыс. руб., в третий год – 24,54 тыс. руб., в четвертый год – 7,5 5 тыс. руб., в пятый, шестой и седьмой год – 0,00 тыс. руб.

Эти данные отражены в Таблице 20.

Таблица 20 — Определение сумм дополнительной прибыли инвестора за счет более низкой фактической себестоимости при кредитной форме по сравнению с лизинговой, тыс. руб.

Годы Суммы платежей Дополнительная прибыль Сумма амортизационных отчислений и чистой прибыли
Лизинговых Сопоставимых кредитных (т.е. включаемых в себестоимость)
Амортизационных отчислений Платежи за кредит НДС Валовая Чистая
1 189,91 38,40 66,30 11,94 73,27 58,62 97,02
2 155,92 38,40 55,55 10,00 51,97 41,57 79,97
3 121,94 38,40 44,80 8,06 30,68 24,54 62,94
4 87,95 38,40 34,05 6,13 9,37 7,5 45,9
5 38,40 23,30 4,19 -65,89 0,00 38,40
6 38,40 12,54 2,26 -53,20 0,00 38,40
7 25,60 2,52 0,45 -29,83 0,00 25,60
Итого 555,72 256,00 240,13 43,22 16,37 132,23 388,23

 

Далее необходимо составить схему денежного потока при лизинговой форме инвестирования.

Один из важнейших показателей – это экономия по налогу на прибыль, основная система относящаяся к экономической налоговой политике определяется факторами и функциональными действиями динамики свойств он находится как произведение лизинговых платежей на ставку налога на прибыль.

В первый год экономия составляет 37,98 тыс. руб. (189,91 * 0,2), во второй год – 31,18 тыс. руб., в третий год – 24,39 тыс. руб., в четвертый год – 17,59 тыс. руб.

Схема денежного потока представлена в Таблице 21.

Таблица 21 — Схема денежного потока при лизинговой форме инвестирования, тыс. руб.

Наименование показателей Значение показателей по годам Итого
1 2 3 4 5 6 7
Лизинговые платежи 189,91↓* 155,92↓ 121,94↓ 87,95↓ 555,72
Экономия по налогу на прибыль 37,98↓ 31,18↓ 24,39↓ 17,59↓ 111,14
Экономия по налогу на имущество 5,63↓ 5,63↓ 5,63↓ 5,63↓ 22,52

* Стрелка обозначает учет платежа при дисконтировании в конце года

Таблица 22 — Схема денежного потока при кредитной форме инвестирования (для заемщика), тыс. руб.

Наименование показателей Значение показателей по годам Итого
1 2 3 4 5 6 7
Платежи за кредит и суммы налога 189,91↓ 155,92↓ 121,94↓ 87,95↓ 555,72
Амортизационные отчисления и суммы дополнительной чистой прибыли 37,98↓ 31,18↓ 24,39↓ 17,59↓ 111,14

 

Из приведенных недисконтированных расчетов видно, что отток средств лизингополучателя (555,72 тыс. руб.) значительно превышает приток, т.е. получаемые выгоды (111,14 тыс. руб.).

При отрицательном балансе лизинговой формы финансирования в 422,06 тыс. руб. (получено: 555,72 – (111,14 + 22,52)), кредитная форма при тех же условиях характеризуется превышением выгод (388, 23 тыс. руб.) над платежами (321,09 тыс. руб.), как минимум на 67,14 тыс. руб.

Разрыв в недисконтированном эффекте между обеими формами составляет 178,28 тыс. руб. (получено: 111,14 + 67,14), что практически сопоставимо со стоимостью приобретаемого имущества.

Таким образом, лизинг, в предлагаемых сегодня формах представляет, образно говоря, дорогу с односторонним движением при доминировании лизингодателя. И внедряться в этих формах он может только под сильным прессингом банковско-лизинговых структур. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предприятию для внедрения нового оборудования выгоднее использовать кредит.

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ОНИКС»

Проблемы, с которыми сталкивается предприятие (особенно малое) при осуществлении своей инвестиционной деятельности можно разделить на две группы: внешние и внутренние. ООО «ОНИКС» в полной мере испытывает на себе влияние внешней среды и все проблемы характерные для малых предприятий России, также имеется и ряд внутренних проблем.

Основные проблемы возникающие при организации финансирования проектов малого бизнеса на сегодня:

  • отсутствие долгосрочных кредитных ресурсов у большинства коммерческих банков, а также отсутствие интереса в работе с проектами малого бизнеса у банков такими ресурсами располагающих (госбанки — заинтересованы в участии в реализации крупных инвестиционных проектов).
  • отсутствие у коммерческих банков методологии работы с инвестиционными проектами малого и среднего бизнеса, малый опыт в оценке специфических рисков инвестирования, отсутствие желания у банков разбираться в нестандартных ситуациях, в частности инновационных проектах.
  • отсутствуют источники финансирования start-up проектов, опять здесь наблюдается склонность к работе с крупными инвестиционными проектами, инициаторами которых выступают, как правило, предприятия среднего и крупного бизнеса, что связано с минимизацией рисков финансовыми институтами.
  • инвестиционные проекты на начальном этапе, как правило, плохо прорабатываются инициаторами проектов, распространенной проблемой является отсутствие проработанного бизнес-плана или концепции проекта — это ведёт к недоверию со стороны финансовых институтов, малой ясности относительно рисков инвестирования в проект, как у руководства, принимающего стратегическое окончательное решение, так и у внешних институтов — источников финансирования.

Сложности в получении кредитного капитала предприятиями малого бизнеса имеют следствием потребность в постоянном инвестировании, так как малые предприятия зачастую находятся на «переднем крае» технического прогресса. Ограниченность доступа к ресурсам приводит к ситуации, когда единственным возможным источником инвестиций становится самофинансирование. Подверженность влиянию изменений конъюнктуры, также снижает возможности привлечения кредитов и располагает к поиску резервов роста прибыли и самофинансирования предприятия, привлечению финансовых средств у друзей и родственников, а также через другие неформальные связи.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Среди проблем работы с системой банковского кредитования основная — направленность крупного банкинга на другой сегмент экономики, структурная несбалансированность отечественного хозяйства и институтов его поддержки. Так для малого и среднего бизнеса актуальнее и удобнее работа с банками соответственно малого и среднего размера, способными гибко реагировать на запросы предприятия. Однако, что в настоящий момент в России банковская реформа направлена, в целом, на укрупнение банков, что приведёт к дальнейшим негативным последствиям в области финансированием малого и среднего бизнеса и ещё большей разбалансировке структуры экономики.

Основная проблема в получении государственного финансирования — поддержка не может быть оказана всем предприятиям, в силу ограниченности государственных ресурсов. Здесь в действие вступает фактор неформальных связей и финансирование, к сожалению, получают не наиболее перспективные и эффективные предприятия, а компании приближенные к руководству страны, регионов, к лицам занятым перераспределением этих ресурсов.

Также создают сложности в инвестиционной деятельности и развитии предприятий следующие факторы внешней среды, характерные для экономики России сегодня:

1) изменчивость законодательной базы и отсутствие единого механизма поддержки малых предприятий;

Противоречивость законодательной базы и её нестабильность не позволяют малому бизнесу приспособиться к системе нормативного регулирования. Меры поддержки малого предпринимательства должны органически быть включены в общий механизм управления экономическим развитием. К сожалению, отсутствие механизмов поддержки малых предприятий и воздействия на экономику в целом приводит к замедлению развития инвестиционных процессов малого бизнеса.

2) незавершённость становления форм собственности;

Не все формы собственности в России в настоящий момент получили своё окончательное оформление, а, следовательно, и становление форм хозяйствования также не завершено. В результате роль, место и экономические ниши каждой из форм хозяйствования, в том числе и малого бизнеса, до конца не определены.

3) слабая развитость услуг страхования;

Предпринимательская деятельность в сфере малого бизнеса связана с повышенным риском и характеризуется высокой степенью неопределённости. Поэтому грамотное страхование особенно необходимо для малого бизнеса. необходимо отметить, что, помимо очевидной функции снижения риска, страхование инвестиционных проектов упрощает переговоры с кредитными организациями и является дополнительным козырем в глазах инвесторов. К сожалению, страховые институты в настоящее время в России находятся в основном на стадии формирования и не могут в полном объёме выполнять свои функции инструментов управлению рисками. Следовательно, малые предприятия не могут позволить себе снизить риски путём использования услуг страховых компаний.

4) наличие существенного сектора «теневой» экономики.

Наличие значительного сектора теневой экономики приводит к тому, что, во-первых, отсутствует ответственность малых предприятий теневого сектора как перед работниками, так и перед контрагентами. А во-вторых, различного рода издержки, связанные с криминализацией бизнеса снижают доходность малого бизнеса и эффективность его инвестиционных процессов

5) несовершенная конкурентная среда;

6) ненадёжность контрагентов и проч.

Среди внутренних факторов, характерных для малого бизнеса, которые создают проблемы при осуществлении инвестиционной деятельности можно отметить следующие:

Характерная неустойчивость предприятий данного класса, которая очевидно мешает нормальному развитию инвестиционного процесса. Неустойчивость, во-первых, выражается в том, что достаточно высока доля банкротств малых предприятий. Во-вторых, деятельность предприятия сопровождается неустойчивостью его прибыли. Для прибыли, да и многих других параметров работы малых предприятий характерны резкие колебания, в зависимости от состояния экономики, конъюнктуры рынка, роста инфляции, удорожания кредита и т.д. малые фирмы имеют небольшие резервы и поэтому чрезвычайно чувствительны ко всем изменениям в экономике.

Для осуществления же инвестиционных процессов необходимо относительно стабильное финансово-экономическое состояние предприятия. Очевидно, что природная нестабильность малых предприятий является фактором, сдерживающим инвестиционную активность малых предприятий. С другой стороны такая нестабильность приводит к непоследовательности реализации инвестиционных проектов, к малой предсказуемости реальных условий работы (финансовых параметров) при планировании инвестиционных проектов, проведении расчётов, так что возможно в данном случае «лучше меньше, да лучше».

Следующим серьёзным ограничением инвестиционного процесса малого бизнеса является крайне высокая роль человеческого фактора при осуществлении инвестиций. Неудачи в осуществлении инвестиционных проектов и развития предприятия связываются со следующими недостатками руководящих кадров предприятия. Заметим, что на эти факторы по наблюдениям американских теоретиков менеджмента приходится до 90% неудач в разработке и реализации инвестиционной стратегии:

— некомпетентность – неспособность вести дело (физически, морально или интеллектуально);

— отсутствие управленческого опыта (малый опыт в управлении работниками и другими ресурсами до начала своего дела);

— несбалансированный опыт (недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве);

— отсутствие опыта в отрасли (малый опыт в производстве данной продукции или услуги до начала своего дела);

— небрежность (слишком малое внимание к делу в связи с дурными привычками, плохим здоровьем или семейными трудностями).

Следующая проблемная зона — избыточная концентрация власти в компании — на инвестиционные процессы в компании большое влияние оказывают личные проблемы владельца. В силу высокой концентрации власти и большой нагрузке на Руководителя предприятия при принятии ответственных решений, которые не всегда имеют достаточную проработку консультантами, адекватную информационную поддержку, высока вероятность принятия ошибочных управленческих решений с высокой долей участия «интуиции» Руководителя.

Руководство зачастую игнорирует помощь, которую предприятие могло бы получить от профессиональных организаций, различных институтов и органов. Это также связано с низким качеством консультационного и информационного обеспечения принятия решений, плохой работой заместителей Руководителя, менеджеров следующего уровня, лиц, занятых проработкой альтернатив и вариантов привлечения средств, исследованием рынков. Как следствие Руководитель упускает возможности привлечения финансовых средств и реализации инвестиционных проектов. Ещё одной причиной такой ситуации может быть нежелание Руководителя терять контроль над предприятием, привлекая заёмные средства и участвуя в совместном принятии решений.

Следующая проблема, уже упоминавшаяся вскользь выше — квалификация работников предприятия, а также низкая специализация менеджеров. Очень узкая группа лиц отвечает за все крупные деловые операции и имеет влияние на принятие решений в компании, при этом не обладая должным опытом в принятии подобных решений. Кроме того очевидно, что один работник не может быть сильным экспертом во всех сферах, то есть даже при отличной квалификации принимающих решения лиц модель с высокой концентрацией решений маловероятно приведёт к их высокому качеству (приходится время от времени принимать решения по вопросам за пределами компетенции).

Также существует проблема удержания персонала, особенно высококвалифицированного, так как работа на более крупных предприятиях является для людей лучшей альтернативой в их глазах. Очевидно, что подобная ситуация крайне негативно влияет на качество разрабатываемых инвестиционных проектов. Квалификация лиц, отвечающих за организацию инвестиций на малых предприятиях, ниже, чем квалификация лиц, занимающихся аналогичной деятельностью на крупных предприятиях. Кроме того, в процессе принятия инвестиционных решений на крупных предприятиях участвует более широкий круг лиц, чем на мелких, что снижает вероятность ошибок и просчётов.

Проблемы с квалификацией кадров занятых организацией инвестиций, высокой концентрацией власти при принятии управленческих решений, а также  с нестабильностью финансовых показателей предприятия являются характерными для ООО «ОНИКС».

Для минимизации влияния этих факторов, мы считаем необходимым, разработку стратегического видения инвестиционной политики предприятия с привлечением сторонних специалистов-консультантов. Кроме того данная стратегия должна обладать свойством гибкости, то есть содержать несколько сценариев развития внешнеэкономических событий и адекватную им инвестиционную политику.

3.2. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОНИКС»

В процессе разработки инвестиционной стратегии предприятия подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений обеспечивают следующие основные принципы.

  1. Принцип энвайронментализма. В процессе разработки стратегии мы рассматриваем предприятие как открытую для активного взаимодействия с внешней инвестиционной средой социально-экономическую систему, способную к самоорганизации, т.е. обретению соответствующей пространственной, временной или функциональной структуры.
  2. Принцип соответствия. Являясь общей частью стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и поэтому мы приводим её к согласованности со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности.
  3. Принцип сочетания. Этот принцип состоит в обеспечении сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью. Разработанная инвестиционная стратегия предприятия по существу является лишь первым этапом процесса стратегического управления инвестиционной деятельностью предприятия. Такая стратегия ложится в основу тактического (текущего) управления инвестиционной деятельностью путем формирования инвестиционного портфеля предприятия (инвестиционной корзины, программы).
  4. Принцип преимущественной ориентации на предпринимательский стиль стратегического управления. Основу предпринимательского стиля инвестиционного поведения составляет активный поиск эффективных инвестиционных решений по всем направлениям и формам инвестиционной деятельности. Направления, формы и методы осуществления инвестиционной деятельности при этом стиле постоянно меняются с учетом изменяющихся факторов внешней инвестиционной среды.
  5. Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетом адаптивности к изменениям факторов внешней инвестиционной среды. Помимо прочего в основе стратегических инвестиционных решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей инвестиционной стратегии и формирование механизмов эффективной ее реализации.
  6. Инновационный принцип. Формируя инвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции предприятия на рынке. Реализация общих целей стратегического развития предприятия в значительной степени зависит от того, насколько его инвестиционная стратегия отражает достигнутые результаты научно-технического прогресса и адаптирована к быстрому использованию новых его результатов.
  7. Принцип минимизации инвестиционного риска. Практически все инвестиционные решения, принимаемые на предприятии в процессе формирования инвестиционной стратегии, изменяют уровень инвестиционного риска. В зависимости от различного инвестиционного поведения по отношению к’ риску уровень его допустимого значения в процессе разработки инвестиционной стратегии на каждом предприятии должен устанавливаться дифференцированно.
  8. Принцип компетентности. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии предприятия, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные, профессиональные специалисты — финансовые (инвестиционные) менеджеры, владеющие не только знаниями, навыками и опытом управления, но и инвестиционной культурой.

Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия складывается из следующих этапов:

  • определение общего периода формирования инвестиционной стратегии;
  • формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;
  • обоснование стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности;
  • определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов;
  • формирование инвестиционной политики по основным направлениям инвестиционной деятельности;
  • оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4