Меню Услуги

Совершенствование ценовой политики предприятия ОАО Самарский завод Экран. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


1.2. Цена как фактор конкурентоспособности предприятия

Сегодня конкурентоспособность компании зависит не столько от того, что она делает, сколько от того, как она это делает. Цель компании – подойти как можно ближе к конечному потребителю. Это требует предельной степени гибкости и высокой оперативности.

Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке [31, С. 128].

Потребители все чаще видят лишь небольшие различия между конкурентными предложениями. И никакие маркетинговые уловки уже не действуют. На переполненном рынке потребитель окружен одинаково выглядящими товарами и их заменителями, которые исполняют те же функции.

Конкурентоспособный товар — это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке [35].
Производство такого товара на предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде. Успешная работа предприятий в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера. Основываясь на общей конкурентной матрице М.Портера, наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий оказывают [36]:

1. Продуктовое лидерство — основано на принципе дифференциации товаров. В этом случае основное внимание направлено на: совершенствование товаров, придание им большей потребительской полезности, развитие марочной продукции, дизайн, сервисное и гарантийное обслуживание, формирование привлекательного имиджа и др.
2. Ценовое лидерство — Этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство продукции. Здесь главная роль отводится производству. Пристальное внимание направляется на: стабильностьинвестиций, стандартизацию товаров, управление издержками, внедрение рациональных технологий, контроль расходов и тому подобное.
3. Лидерство в нише — проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Более того, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Подобное лидерство, как правило, используют предприятия малого бизнеса.

Ценовое лидерство компании является одним из важнейших маркетинговых и финансовых инструментов. От эффективности стратегии ценообразования зависит цена на товар и успех каждой фирмы. Особенное значение грамотно установленная цена приобретает в условиях жесточайшей конкурентной борьбы.
В условиях ценового лидерства одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы образуют его конкурентное окружение, являясь по сути ценополучателями (при том, что цена в отличие от совершенной конкуренции задается не рынком, а фирмой-лидером).

Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен.

Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь существуют следующие методы: ценовая война, цена снятия сливок, цена проникновения, цена по кривой освоения [5, С. 273]:

1. Ценовые войны — применяются, как правило, на рынке монополистической конкуренции. Бывают двух видов: стратегические и стихийные.

Стратегические подразделяются на:

— Хищническое ценообразование (экспортный демпинг). Стратегия хищнического ценообразования направлена на то, чтобы заставить конкурента покинуть рынок. Стратегия может использоваться как «атакующей» фирмой, так и «обороняющейся» фирмой. «Хищник» снижает цены для того, чтобы вынудить конкурентов уйти из бизнеса, a когда конкуренты покинули бизнес,поднимает цены. Как правило, «хищник» снижает цены ниже уровня переменных издержек и держит их на таком уровне, пока конкурент не покинет рынок. «Хищник» несет краткосрочные убытки для получения долгосрочных преимуществ.
Стратегия может быть успешной только, если «хищник» способен выдержать низкие цены дольше, чем его конкуренты. Проводить стратегию хищнического ценообразования могут только сильные компании с диверсифицированными рынками и надежными источниками финансирования. Если фирме удастся вынудить конкурента объявить банкротство, то ей следует завладеть его производственными мощностями и навсегда вывести их из строя. Иначе, когда цены в отрасли поднимутся опять, конкуренты попытаются использовать сохранившиеся производственные мощности. Иногда стратегия «хищнического» ценообразования используется для того, чтобы заставить конкурента продать свое предприятие по низкой цене. Тогда, «хищник» может по дешевке скупить конкурентов и получить монопольное положение на рынке.

Современный подход состоит не в снижении цен, а в повышении издержек конкурентов [11, С. 107]:

— Заключение эксклюзивных контрактов, для того, чтобы затруднить доступ конкурентов к необходимым мощностям.
— Вертикальная интеграция «верх» — монополизация источников сырья и факторов производства для повышения издержек конкурентов на нижних этапах производственной цепочки.
— Массированная реклама – повышает издержки конкурентов и издержки входа
— Многочисленные судебные иски против конкурентов;
— Предельное ценообразование (проникающее ценообразование). Предельное ценообразование используется для того, чтобы предотвратить выход на рынок потенциальных конкурентов. Под предельным ценообразованием понимается выбор такой цены и количества продукции, при котором на рынке не остается места для конкурирующей компании;
— Ценообразование по кривой обучения. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто успеет быстрее спуститься вниз по «кривой опыта». Для этого требуется наращивать объемы производства путем захвата наибольшей доли рынка, даже снижая цены ниже себестоимости в начале жизненного цикла продукта. Классическая «кривая обучения» (опыта) имеет форму [17, С. 188]:

Cn= C1*nλ,                                     (3)

где Cn – издержки производства n-й единицы продукции с начала выпуска;
C1 — издержки производства первой единицы продукции;
n – кумулятивное количество выпущенной продукции;
λ – отрицательный коэффициент эластичности издержек производства по кумулятивному объему производства (<0), показывает % изменение удельной себестоимости продукции при увеличении кумулятивного объема производства на 1% (По определению λ = log φ / log 2; где φ < 1) и φ – коэффициент обучения, показывает уровень издержек производства при производстве (2*n)-ой единицы продукции по сравнению с издержками изготовления n-ой единицы продукции (т.е. до какого уровня снижаются издержки после удвоения кумулятивного объема производства). (1 – φ) – коэффициент прогресса, показывает на сколько процентов снижаются удельные издержки за время удвоения объема производства;

— Стратегия лидерства по издержкам. Производство любого продукта имеет в своей структуре постоянные издержки. При больших объемах производства постоянные издержки распределяются на большее количество изделий [23, С. 94].

Стихийные подразделяются на:

— Неточная информация о ценовой политике конкурентов;
— Непонимание структуры цены конкурентов;
— Ошибки.

2. Цена снятия сливок (или престижные цены) — устанавливается на новые, модные, престижные товары. При стратегии снятия сливок многие фирмы, создающие новинки на основе крупных изобретений или результатов НИОКР, когда издержки освоения и внедрения на рынок нового товара (реклама и другие средства продвижения товаров к покупателю) оказываются для конкурентов слишком высокими, когда нужные для выпуска нового товара сырье, материалы и комплектующие изделия имеются в ограниченном количестве или когда довольно трудной является реализация новых товаров (в случае, если склады торговых посредников переполнены, рыночная конъюнктура вялая и фирмы оптовой и розничной торговли неохотно заключают новые сделки на покупку товаров), сначала устанавливают максимальные цены, чтобы снять «сливки» с разных сегментов рынка. При этом фирмы стремятся максимизировать прибыль до тех пор, пока новый рынок не станет объектом конкуренции. Метод «снятия сливок» имеет преимущество при следующих условиях: 1) имеется высокий уровень спроса большого числа покупателей; 2) издержки производства не настолько высоки, чтобы свести на нет прибыль фирмы [29, С. 102].

3. Цена проникновения — предполагает установление более низких начальных цен относительно цен конкурентов. Этот метод противоположен методу «снятия сливок» — устанавливается минимальная цена на товар, что способствует привлечению максимального числа потребителей и получению прибыли за счет наращивания объемов сбыта, применяют только очень крупные предприятия, у которых издержки производства минимальные в отрасли, причем имеется возможность их дальнейшего снижения [8, С. 125].

4. Цена по кривой освоения — представляет собой компромиссный вариант между ценой снятия сливок и проникновения. Такой подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.

На формирование цены кроме внешних факторов могут воздействовать и факторы внутреннего характера: поведение потребителя, позиции участников товародвижения, политика конкурентов, величины собственных затрат на выпуск товаров и др. Существуют два основных способа установления цены на производимую продукцию из возможностей рынка (покупательной способности) и исходя из издержек на производство и сбыт продукта. Первый способ называется ценообразование по спросу, второй – ценообразование по издержкам. Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию [16, С. 37].

Ценообразование по издержкам самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики.

Для снижения издержек производства организации должны иметь отлаженную технологию и необходимые производственные мощности, использование всех возможностей сложившейся инфраструктуры.

В основе себестоимости продукции лежат два вида основных затрат это: трудоемкость производства и материальные затраты [25, С. 317].

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия, фирмы приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, неподготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда, а также квалифицированных кадров.

Большое влияние оказывают материальные затраты на изготовление продукции компании. Для этого компания должна постоянно снижать расходы на материалы путем поиска наиболее дешевых и качественных, технологичных и т.д.

Итак, важнейшими путями снижения затрат на производство продукции является экономия всех видов ресурсов (материальных, трудовых), потребляемых в производстве.

Но для установления оптимальной цены нельзя пользоваться только ценообразованием по издержкам, необходимо учитывать особенности текущего спроса и конкуренции.

Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены — один из важнейших элементов, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок [1, С. 206].

Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими конкурентно способности фирмы и ее деятельностью в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний российских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов [14, С. 348].

Факторы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов осуществления конкуренции, они подразделяют конкуренцию на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами.

Предлагать продукцию по более низкой цене, чем конкуренты, означает использование на предприятии новейших технологий, позволяющих производить больше продукции в единицу времени, снижать уровень расходования ресурсов, обеспечивая более низкий уровень издержек производства продукции. Своевременное обновление активной части основных фондов позволяет не допустить наступления морального износа первого вида; это сохраняет ценовые конкурентные преимущества, не допуская удорожания продукции. Комплексная механизация и автоматизация производства способствуют высвобождению рабочей силы и уменьшают в структуре затрат на продукцию долю расходов на оплату труда. Следующим фактором, способствующим снижению затрат на продукцию, а значит, и возможному снижению цен на нее, является организация логистики на предприятии. В последнее время внимание к логистике значительно возросло, и причина этого — и конкуренции. Успех компаний, не практикующих построения хорошо налаженной логистической цепи поставок и управления ею, может быть поставлен под вопрос; ведь конкуренция становится все более жесткой. Эффективно построенная логистическая цепь обеспечивает такое движение материалов и запасов, которое минимизирует образование ненужных стадий, таких, например, как лишние запасы готовой продукции на складе, у производителейили оптовиков, т.е. минимизирует количество денег, связанных на то время, пока продукция не продана.

Говоря о ценовой конкуренции, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию продукции, т.е. речь идет о цене потребления, которая включает в себя продажную цену и затраты на эксплуатацию на весь срок службы данного изделия.

К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (бренд), организация каналов реализации продукции, реклама, послепродажное обслуживание, новизна продукции. В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения, послепродажным обслуживанием. Конкурентоспособность продукции проявляется через имидж фирмы, т.е. через представление покупателей об этой фирме, основанное на ее деловой репутации [3, С. 251].

Говоря о качестве продукции, мы выделяем технические, эстетические и нормативные параметры. К группе технических параметров, которые используются при анализе конкурентоспособности, относятся параметры назначения и эргономические критерии. Параметры назначения определяют технические свойства изделия, области его применения и функции, которые оно предназначено выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данного изделия в конкретных условиях потребления. Оценка технического уровня особенно важна для товаров производственно-технического назначения и товаров длительного пользования. Параметры назначения в целом характеризуют возможности эксплуатации продукции в конкретной стране. Эргономические критерии характеризуют изделия с точки зрения соответствия свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций и взаимодействия с машиной. Они подразделяются на гигиенические, физиологические, психологические. Эстетические параметры служат для моделирования внешнего восприятия изделия, отражая именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Помимо требований, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют требования, общие для всей продукции, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами, национальными, зарубежными и отечественными стандартами, действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции, стандартами фирм — изготовителей продукции, патентной документацией.

1.3. Особенности ценовой политики на современных отечественных предприятиях

Индекс потребительских цен (ИПЦ) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике [9, С. 106]. ИПЦ — один из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции. ИПЦ отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Данный индекс рассчитывается Федеральной службой государственной статистики. Рассмотрим динамику ИПЦ России за 10 лет (рисунок 1).

Рисунок 1 — Динамика индекса потребительских цен на товары по России в период 2005-2015 гг.

 

На рисунке 1 показана динамика индекса потребительских цен на товары по России в период 2005-2015гг. Как видно наибольший рост был в 2013 году на 2,6%. А самым минимальным был в следующем 2014 году и составил 0,8%.

Общие данные об индексах потребительских цен на товары и услуги представлены в таблице 1 [42].

Таблица 1 – Общие данные об индексах потребительских цен на товары и услуги на апрель 2016 года, %

к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года

2015 г.

Январь 101,0 101,0
Февраль 100,6 101,5
Март 100,3 101,9
I квартал 101,9 101,9
II квартал 101,6 103,5
III квартал 101,2 104,7
IV квартал 101,7 106,5

2016 г.

Январь 100,6 100,6
Февраль 100,7 101,3
Март 101,0 102,3
I квартал 102,3 102,3

 

Данные об индексах потребительских цен на товары и услуги представлены в таблице 2 [42].

Таблица 2 — Данные об индексах потребительских цен на товары и услуги на апрель 2016 года, %

продовольственные товары непродовольственные товары услуги
к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года

2015 г.

Январь 101,8 101,8 100,4 100,4 100,6 100,6
Февраль 100,8 102,6 100,4 100,9 100,4 101
Март 100,4 103 100,4 101,3 100,2 101,2
I квартал 103 103 101,3 101,3 101,2 101,2
II квартал 102,2 105,2 100,8 102,1 101,9 103,1
III квартал 99,2 104,4 101,2 103,3 104,1 107,3
IV квартал 102,8 107,3 101,1 104,5 100,7 108

2016 г.

Январь 101 101 100,3 100,3 100,5 100,5
Февраль 101,2 102,2 100,4 100,4 100,4 100,9
Март 101,8 104 100,7 100,7 100,5 101,4
I квартал 104 104 101,4 101,4 101,4 101,4

 

В таблицах 1 и 2 приведены данные показывающая индексы потребительских цен на товары и услуги. Для удобства было рассмотрено по месяцам первый квартал 2015 года, с целью удобства сравнения с показателями нынешнего года. Дальше данные указаны по кварталам. А так же индексы продовольственных и непродовольственных товаров, услуг и общий показатель.

В марте 2016г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 101,0%, в том числе на продовольственные товары — 101,8%, непродовольственные товары — 100,7%, услуги — 100,5%. Это общие данные по России. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 101,1% (с начала года — 103,8%), в Санкт-Петербурге — 100,9% (с начала года — 103,9%).

Цены на продовольственные товары выросли на 1,8%. На общее удорожание продовольственных товаров в значительной степени повлияло повышение цен на большинство наблюдаемых видов плодоовощной продукции. Бананы стали дороже почти на 20% (на 19,8%), капуста белокочанная свежая — на 10,2%, картофель — на 9,9%, лук репчатый, свекла столовая, морковь — на 5,4-8,5%. При этом цены на чеснок снизились на 0,8%.

Рекордсменом роста цен-2013 стали куриные яйца, которые подорожали за год почти на треть — на 28,8% (декабрь 2015 года к декабрю 2014 году). Следом за ними идут сливочное масло (18,6%), алкогольные напитки (14,6%), а также молоко и молочная продукция (13,1%).

Услуги ЖКХ подорожали на 9,8%, медицинское обслуживание — на 9%, услуги связи — на 2,2%, (подсчитали в Росстате). Поездки в пассажирском транспорте в прошлом году стали дороже на 8,9%.

Динамика индекса цен промышленных товаров приведена на рисунке 2 [40].

Рисунок 2 — Динамика индекса цен промышленных товаров по РФ в 2005-2015гг., %

 

На данном рисунке 2 показана динамика индекса промышленных цен на товары по России в период 2005-2015гг. Максимальный рост был в 2006 года на 4%. А минимальный в 2011 году. Наоборот произошло снижение на 3,4%.

Общие данные об индексах цен на промышленные товары приведены в таблице 3 [40].

Таблица 3 — Общие данные об индексах цен на промышленные товары, %

к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года

2015 г.

Январь 99,6 99,6
Февраль 100,8 100,3
Март 100,5 100,9
I квартал 100,9 100,9
II квартал 98,3 99,1
III квартал 106,4 105,4
IV квартал 98,4 103,7

2016 г.

Январь 100,4 100,4
Февраль 99,6 100,0
Март 102,3 102,3
I квартал 102,3 102,3

 

Данные об индексах цен на промышленные товары приведены в таблице 4 [40].

Таблица 4 — Данные об индексах цен на промышленные товары, %

добыча полезных ископаемых обрабатывающие производство производство и распределение электро-энергии, газа и воды
к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года
2015 г.
Январь 99,9 99,9 99,5 99,5 99,4 99,4
Февраль 102,5 102,3 100,4 99,9 99,8 99,2
Март 101,4 103,7 99,9 99,9 101,8 100,9
I квартал 103,7 103,7 99,9 99,9 100,9 100,9
II квартал 94,8 98,3 99,5 99,3 98,2 99,1
III квартал 113,8 111,9 103,1 102,4 109,8 108,9
IV квартал 95,6 107 99,2 101,6 99,3 108,1
2016 г.
Январь 103,6 103,6 99,4 99,4 100,7 100,7
Февраль 95,7 99,1 100,8 100,2 100 100,7
Март 106,7 105,8 101,4 101,6 99,6 100,3
I квартал 105,8 105,8 101,6 101,6 100,3 100,3

 

В данных таблицах 3 и 4 представлено динамика индекса цен уже на промышленные товары. Для удобства было рассмотрено по месяцам первый квартал 2015 года, с целью удобства сравнения с показателями нынешнего года. Дальше данные указаны по кварталам.

Индексы цен промышленных товаров, предназначенные для реализации на внутреннем рынке, в марте 2016г. относительно предыдущего месяца составил 102,3%. Так же в таблице указана динамика изменения цен по видам деятельности.

В марте 2016г. в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых отмечалось увеличение цен на услуги по добыче нефти и газа на 14,2%, на сырую нефть — на 8,1%.

В обрабатывающих производствах подорожали отдельные виды нефтепродуктов: мазут топочный — на 11,8%, топливо моторное для судовых дизелей — на 10,1%, конденсат газовый стабильный — на 8,2%, бензины автомобильные — на 5,8%, бензин газовый — на 5,6%, кокс нефтяной и сланцевый — на 4,7%, парафины нефтяные — на 3,7%.

В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий на 10,0% выросли цены на прочие цветные металлы, на 8,7% — на драгоценные металлы, на 5,0% — на цветные металлы, на 3,6% — на продукты прямого восстановления железной руды, на 3,5% — на ферросплавы, кроме доменных, на 2,6% — на стальной прокат горячекатаный и кованый, на 2,5% — на чугун, сталь и ферросплавы.

В производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака прирост цен на сахар со-ставил 6,6%, на минеральные воды и другие безалкогольные напитки — 3,2%, на детское питание и диетические пищевые продукты — 2,9%, на молочные продукты и готовые корма (смешанные и несмешанные) для животных, содержащихся на фермах — 2,5%, на пиво — 2,1%, на прочие пищевые продукты, не включенные в другие группировки — 2,0%, на мясо и мясопродукты — 1,8%.
Динамика инфляции в России приведена на рисунке 3 [42].

На рисунке 3 представлена динамика инфляции в России в период с 2005 по 2015гг. выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

За последние 3 года диапазон инфляции составлял от 6,1 до 6,58. Но власти рассчитывают на замедление инфляции в 2016 году до 4,5-5,5%.

Рисунок 3 — Динамика инфляции в России в 2005-2015гг.,%

 

Прогноз инфляции в России до 2028 года от АПЭКОН представлен на рисунке 4 [32].

На рисунке 4 приводится график прогноза инфляции в России от агентства прогнозирования экономики. Согласно прогнозу, в течение ближайших 15 лет инфляция в России будет колебаться в коридоре 5,2-7,0 процентов в год. На 2016-й год прогноз инфляции 6,3% в год. В 2017 году инфляция снизится до 5,7 процента. В 2018 году произойдет некоторое повышение инфляции до 7,0%. В дальнейшем инфляция будет ниже этих уровней.

Самая низкая инфляция прогнозируется на 2019 год — 5,2%. Прогноз инфляции на 2025 год — 5,4%. В 2028 году на уровне 5,6%.

Рисунок 4 — Прогноз инфляции в России до 2028 года от АПЭКОН, %

 

Проведенные в последние годы мероприятия по реформированию экономики имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительных — насыщенность потребительского рынка, снижение темповинфляции, стабилизация курса рубля, развитие институтов рыночного хозяйствования (банки, биржи), коммерческих предприятий, малого бизнеса.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Отрицательными последствиями являются: резкое снижение объемов производства и падение жизненного уровня населения, потеря внутреннего рынка многих видов отечественных товаров, диспаритет в ценах на продукцию промышленности и сельского хозяйства, а также добывающих и обрабатывающих отраслей [43].

Все это требует уточнения теоретических и практических подходов к реформированию, переосмысления роли государства в данном процессе.

Только государство способно осуществить программу реформ, направленную на улучшение материальных условий жизни всего общества, всех социальных групп населения. Его активная роль не только не противоречит развитию предпринимательской инициативы и конкуренции между хозяйствующими субъектами, но напротив — может способствовать этим процессам,направлять их на решение общих задач. И одним из важнейших рычагов государственного воздействия должна стать система ценообразования.

В условиях рыночной экономики существуют две основные группы факторов,влияющих на изменение цен: действующие со стороны спроса и со стороны предложения. В результате приспособления продавцом покупателей друг к другу складывается так называемая равновесная цена, обеспечивающая соответствие спроса и предложения на тот или иной вид товара или услуг.Предложение товаров или услуг, а также спрос на них, обусловливаются не только уровнем и структурой доходов, но и той социальной средой, в которой осуществляется процесс купли-продажи, т. е. национальными,культурными традициями, привычками, социальными принципами, формирующими вкусы и приоритеты в обществе, и др. Поэтому рыночная цена — это сложное социально-экономическое явление, а процесс регулирования уровней и динамики цен требует постоянного изучения всей совокупности факторов,влияющих на них [37].

Среди факторов, действующих со стороны спроса, основными являются следующие.

Покупательная способность населения. Она зависит не только от уровня среднедушевого дохода, но и от распределения совокупного дохода междуразличными группами населения, т. е. от степени дифференциации доходов.

Неравенство в распределении доходов способствует, с одной стороны, образованию различных социальных групп населения по уровню среднедушевого дохода и структуре потребления, а с другой — росту сбережений у населения с определенным уровнем дохода. Резкие различия в уровнях доходов могут привести к деформации предложения, ориентации его в основном на высокодоходные группы [43].

В Москве в 1996 г. доля заработной платы в совокупных доходах составила 22%, социальных выплат (пенсии, пособий) — 4%, предпринимательского дохода — 74%’. Разрыв в доходах между 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан достиг 39,2 раза (по стране в целом -13 раз).

При нормально функционирующей рыночной системе основную долю потребителей, которые по существу определяют розничный товарооборот, составляют представители так называемого среднего класса. При этом в современных условиях уровень и структура потребления различных слоев населения не определяется принадлежностью к той или иной социальной группе (рабочие, служащие и др.), а в большей степени зависит от размера среднедушевого дохода. Это приводит к стиранию классовых различий и снижению социальной напряженности в обществе [43].

В условиях жесткой конкуренции и борьбы за потребителя рынок оперативно реагирует на спрос конкретных групп населения, различающихся по уровню среднедушевого дохода.

Число покупателей на рынке товаров и услуг. Действие этого фактора в масштабах всей страны связано прежде всего с естественным приростом
населения, увеличивает спрос в первую очередь на товары и услуги первой необходимости.

Прогнозы со стороны потребителей, или потребительские ожидания, которые зависят от предполагаемого изменения будущего дохода и цен. При ожидании инфляционного роста цен на отдельные виды товаров резко возрастает спрос на них, приводящий к гипертрофированным запасам товаров у населения.
Изменение потребительских вкусов. С расширением предложения товаров и услуг, а также под влиянием моды, возникают новые предпочтения, которые вызывают структурные изменения цен в определенных товарных группах [38].

Достигнутый уровень потребления. Определенный уровень потребления люди пытаются сохранить даже при уменьшении среднедушевых доходов. При росте доходов и обеспечении определенного уровня удовлетворения базовых(первичных) потребностей (в продуктах питания, одежде, обуви и т.п.)происходит переориентация на другие виды товаров и услуг.

Цены на сопряженные товары или товары-заменители. Существует много видов товаров, взаимодополняющих друг друга. Так, рост числа автомобилей неизбежно вызывает увеличение потребности в бензине, различного рода смазочных веществах; запчастях, услугах по обслуживанию автомобиля и др.Есть и взаимозаменяемые товары: рост, цен на мясо может вызвать повышение спроса на рыбу и т.п.

Сезонность. В рыночных условиях она существенно влияет на спрос и цены отдельных видов товаров и услуг. Поэтому многие торгующие организации устраивают сезонные распродажи товаров народного потребления по сниженным ценам. Это способствует увеличению скорости денежного оборота,приданию большей динамичности системе рыночного хозяйства. Естественно,что на некоторые виды товаров и услуг цены не изменяются в зависимости от сезона [44, С.48].
Среди факторов, действующих на изменение цен со стороны предложения,основными являются следующие.

Изменение цен на используемые ресурсы, в том числе и денежные.

Это влияет на уровень издержек производства и в первую очередь их переменной части, особенно если фирма не является непосредственным владельцем некоторых видов производственных ресурсов, например, производственных помещений, оборотных средств и т. п.

Изменения в технологии производства. Технологическое совершенствование проводится либо для удешевления производства уже выпускаемой продукции,либо для выпуска модифицированных или новых видов продукции [20, С. 215].

Налоги, обязательные выплаты, льготы и дотации. Для каждого предприятия налоги и обязательные выплаты можно рассматривать как своего рода издержки производства, поэтому рост налогов — это увеличение предпринимательских издержек, обусловливающих повышение цен. Льготы же и дотации действуют в противоположную сторону.

Количество продавцов на рынке. Чем больше продавцов на рынке товаров и услуг, тем выше конкуренция, тем жестче борьба за потребителей, тем больше стимулов к снижению цен [26, С. 195].

Действие всех факторов спроса и предложения взаимопересекаются. Например, рост цен на энергоносители в свое время вызвал переход на энергосберегающие технологии. Возможно и обратное, когда внедрение результатов НТП снижает спрос на тот или иной вид производственного ресурса и тем самым способствует уменьшению цен на него. Взаимосвязанное влияние факторов на уровень и динамику цен затрудняет точную оценку роли каждого из них на основе прямого счета. Для решения этой задачи можно использовать экономико-математические методы.

Многие факторы имеют экзогенный (внешний по отношению к производителю товаров) характер. Это позволяет использовать каждый из них в качестве своеобразного рычага внешнего воздействия на производителя, невмешиваясь непосредственно в его производственный процесс и формирование цен выпускаемой продукции [12, С. 206].

Осуществленная в ходе экономических реформ политика либерализации цен в нашей стране по своей сути означала не что иное, как децентрализацию ценообразования при сохранении монополизма. Государство в основном уступило монополию на установление и изменение цен монопольным структурам в промышленности, торговле и в сфере внешнеэкономической деятельности. Таким образом, одна форма монополизма была замене на другой, худшей, так как последняя связана в большей степени с корпоративными интересами отдельных групп товаропроизводителей и не в состоянии ориентироваться на систему общенациональных интересов. В результате свободного ценообразования на основе действия механизма рыночной конкуренции не получилось.

В этих условиях политика формирования цен была направлена не на расширение производства товаров и услуг и удовлетворение спроса, а в первую очередь на создание за счет роста цен безубыточного производства на сохраняющейся отсталой технологической основе. Поэтому одна из главных негативных сторон либерализации состояла в том, что при отсутствии должного контроля за изменением уровней и соотношений цен не было создано экономических стимулов для технологического совершенствования производства с целью структурной перестройки и переориентации экономики на социально направленную. Структурные перекосы в экономике, наличие в ней мощных неформальных объединений, недостатки приватизации, а также продолжающаяся сохранятся, судя по всему, убежденность многих хозяйственных руководителей в том, что власти не выдержат социальной напряженности и введут в очередной раз льготы и компенсации, приводят к тому, что многие процессы не укладываются в рамки классических схем и моделей, разработанных для условий нормально развивающихся экономических процессов на основе рыночного ведения хозяйства [13, C. 79].

Низкая эластичность производства по отношению к ценам обусловлена тем, что до сих пор рыночный механизм еще не сложился.


Страницы:   1   2   3   4