Заявка на расчет
Меню Услуги

Совладающее поведение в ранней юности. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и копинг-стратегий

2.1. Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование, проведенное в рамках нашей работы, было направлено на выявление взаимосвязей между личностными особенностями, копинг-стратегиями и склонностью к аддиктивному поведению в раннем юношеском возрасте.

Исследование было проведено в пять этапов.

На первом, подготовительном, этапе были обозначены тема и цель исследования, собрана научная литература. На втором этапе проведен анализ собранной литературы, определены основные понятия и методики исследования. На третьем – проведено полевое исследование (сбор данных). Четвертый этап исследования заключался в анализе и первичной обработке данных. На пятом этапе была произведена окончательная обработка и интерпретация данных, подведен итог исследования и обозначены практические рекомендации.

Выборку исследования составили учащиеся ГБОУ СПО «Строительный колледж № 26» (филиал в Люблино), всего 32 человека в возрасте от 16 до 18 лет.

Исследование было анонимным.

2.2. Методики исследования

В качестве методик исследования выбраны адаптированный копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолькмана, методика диагностики личностных расстройств с помощью многофакторного опросника ММРI («Мини-мульт»), тест «Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации» Л.Г. Горшенина, специально составленный опрос (см. приложения).

Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолькмана предназначен для определения механизмов совладающего поведения и копинг-стратегий в различных сферах человеческой деятельности. Методика разработана авторами в 1988 г., в России адаптирована в 2004 г. Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк и М.С. Замышляевой [25]. Копинг-тест Лазаруса является первой стандартизированной методикой измерения копинга.

Копинг-поведение, по мнению авторов методики, есть постоянно меняющиеся усилия индивида, при помощи которых он старается изменить внешние и (или) внутренние условия, расцениваемые как негативные. Сознательное усилие совладания является активным преобразованием стрессовой ситуации или приспособлением к ней. При таком понимании копинга его стратегии рассматриваются как отдельные части сознательного поведения. Методика была выбрана как наиболее надежная и проверенная использованием в отечественных исследованиях.

Методика состоит из 50 утверждений, описывающих поведение в стрессовой ситуации. Испытуемому предлагается оценить то, как часто он использует те или иные виды поведения, по шкале от 0 до 3 (0 – никогда, 3 – часто).

После обработки из полученных ответов выводится процентный уровень той или иной копинг-стратегии. В тесте используются следующие субшкалы (копинг-стратегии): конфротация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство, планирование решения проблемы и положительная переоценка.

Опросник «Мини-мульт» направлен на выявление наиболее распространенных личностных расстройств. Методика содержит 71 вопрос, на которые испытуемым предлагается ответить «да» или «нет», и 11 шкал, три из них измеряют лживость и осторожность испытуемых (величину коррекции и достоверность результатов), по остальным шкалам оцениваются свойства личности: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность и гипомания. В отличие от MMPI «Мини-мульт» не выявляет свойства личности по показателям мужественности, женственности и социальной инверсии.

После заполнения бланка производится подсчет (в соответствии с ключом) «сырых» баллов испытуемого. Согласно полученным данным создается личностный профиль испытуемого. Интерпретация и описание шкал дана в приложении. «Мини-мульт» был выбран как компактная и недолгая по времени методика, позволяющая вместе с тем точно и комплексно оценить направленность личности испытуемого.

Тест Л.Г. Горшенина направлен на выявление устойчивых личностных качеств испытуемых. Методика состоит из 100 вопросов, на которые испытуемые должны ответить утвердительно или отрицательно.

После заполнения бланка данные суммируются по пяти шкалам, и из получившейся суммы выводится процентный уровень содержания акцентуированных признаков.

Тест Л.Г. Горшенина оценивает личность по следующим показателям: истероидность, астения, гипертимность, эмоциональная неустойчивость, эпилептоидность.

Кроме перечисленных методик испытуемым предлагалось ответить на вопросы, связанные с отношением к алкоголю, курению и наркотикам. Согласно этим данным оценивалась склонность (или толерантное отношение) к аддиктивному поведению. Также испытуемым предлагалось назвать три наиболее сложные и стрессовые для них жизненные ситуации.

После обработки собранных данных были рассчитаны степени корреляций между всеми исследованными шкалами. Обработка проводилась с использованием двустороннего коэффициента корреляции Спирмена (критические значения при уровне ошибки p < 0,5 0,2960, р < 0,25 0,394, р < 0,01 0,4487, p < 0,005 0,5541).

2.3. Анализ результатов исследования

2.3.1. Исследования типов организации личности

Сначала были рассчитаны степени корреляций между степенью выраженности копинг-стратегий по тесту Лазаруса-Фолькмана и личностными характеристиками, полученными с помощью методики «Мини-мульт». Полученные данные также представлены на диаграммах

Таблица 1. Корреляции между результатами «Мини-мульта» и теста Лазаруса

  Ипохондрия Депрессия Истерия Психопатия Паранойя Психастения Шизоидность Гипоминия
Напряженность стратегий 0,0941 -0,0748 0,0157 0,0214 0,2135 0,1573 0,2034 0,0527
Конфронтация -0,3548** -0,1007 -0,3584** -0,1801 0,2296 -0,1860 -0,0284 0,1346
Дистанцирование -0,1570 -0,2877 -0,3134* -0,3040* -0,1172 -0,3001* -0,2660 0,1123
Самоконтроль 0,1538 0,1377 0,2408 0,2700 0,2613 0,2966* 0,2581 -0,0323
Принятие ответственности -0,0425 0,1817 0,0161 0,0918 0,2337 0,1515 -0,0041 -0,0318
Избегание 0,4084** 0,5365*** 0,3256* 0,0390 0,4782*** 0,2776 0,1856 0,2820
Планирование решений -0,2542 -0,3451* -0,2761 -0,0857 0,0813 -0,2981* -0,0617 0,1527
Положительная переоценка 0,0617 -0,0256 -0,0652 0,1037 0,0702 -0,0334 0,0031 -0,1140

*p < 0,5 (0,2960);
**p < 0,25 (0,3494);
***p < 0,01 (0,4487);
****p < 0,005 (0,5541).

Выявлены корреляции между:

1) ипохондрическими качествами (близостью испытуемого к астено-невротическому типу), копинг-стратегиями избегания (положительная корреляция) и конфронтации (отрицательная корреляция);

2) депрессивными качествами, копинг-стратегиями избегания (положительная корреляция) и планирования решения (отрицательная);

3) истероидными чертами, стратегиями избегания (положительная корреляция), конфронтации и дистанцирования (отрицательная корреляция);

4) паранойяльностью и избеганием (положительная связь);

5) психастенией, самоконтролем (положительная), дистанцированием и планированием решений (отрицательная связь);

Между шизоидностью, гипоминией и психопатией корреляций обнаружено не было.

Рис. 1. Выраженность взаимосвязей между данными по методике «Мини-мульт» и тестом Лазаруса

 

Стратегии

1: Напряженность стратегий;

2: Конфронтация;

3: Дистанцирование;

4: Самоконтроль;

5: Принятие ответственности;

6: Избегание;

7: Планирование решений;

8: Положительная переоценка.

Затем мы рассчитали корреляцию между результатами по тестам Лазаруса и Горшенина.

Таблица 2. Корреляции между результатами «Мини-мульта» и теста Горшенина

  Истероидность Астения Гипертимность Эмоциональная неустойчивость Эпилептоидность
Напряженность стратегий 0,1541 -0,0362 0,1941 0,1820 0,0891
Конфронтация 0,0687 0,4162** -0,0851 0,1973 0,0331
Дистанцирование 0,1520 0,0106 0,0139 -0,3656** -0,3159*
Самоконтроль 0,0418 0,2847 -0,0218 0,3206* 0,1775
Принятие ответственности 0,2688 0,4337** -0,0697 0,2496 0,2872
Избегание 0,0989 0,6162***** -0,3746** 0,2343 0,2279
Планирование решений 0,2400 -0,2622 0,2776 -0,3404* -0,1544
Положительная переоценка -0,0050 0,03200 0,2554 -0,0101 0,1469

*p < 0,5 (0,2960);
**p < 0,25 (0,3494);
***p < 0,01 (0,4487);
****p < 0,005 (0,5541).

Выявлены корреляции между:

1) астеническими чертами и стратегиями конфронтации, принятия ответственности и избегания (положительные корреляции);

2) гипертимностью и стратегией избегания (отрицательная корреляция);

3) эмоциональной неустойчивостью и стратегиями дистанцирования, планирования решений (отрицательные корреляции) и самоконтролем (положительная корреляция);

4) эпилептоидными чертами и стратегией дистанцирования (отрицательная корреляция).

Рис. 2. Выраженность взаимосвязей между данными по тестам Горшенина и Лазаруса

 

Стратегии

1: Напряженность стратегий; 2: Конфронтация; 3: Дистанцирование;

4: Самоконтроль; 5: Принятие ответственности; 6: Избегание;

7: Планирование решений; 8: Положительная переоценка

2.3.2. Возраст и копинг-стратегии

Также мы рассчитали корреляции между возрастом испытуемых и выбором тех или иных копинг стратегий.

Таблица 3. Корреляции между возрастом и предпочтением копинг-стратегий

Копинг-стратегии Корреляция
Напряженность стратегий -0,3347*
Конфронтация 0,1060
Дистанцирование 0,0816
Самоконтроль -0,0692
Принятие ответственности 0,1505
Избегание -0,1822
Планирование решений 0,2770
Положительная переоценка 0,0609

 

Таким образом, выявлена только отрицательная корреляция с напряженностью стратегий.

Рис. 3. Корреляции между возрастом и предпочтением копинг-стратегий

 

2.3.3. Толерантное отношение к аддиктивным агентам

Среди опрошенных испытуемых оказалось четверо постоянно курящих, шесть человек указали, что они курят время от времени, больше половины (19 человек) указали, что время от времени употребляют алкоголь. Восемь человек продемонстрировали толерантное отношение к наркотическим веществам.

Мы также рассчитали коэффициенты корреляции между склонностью к аддикциям и полученными данными по тесту Горшенина и методики «Мини-мульт».

Таблица 4. Коэффициенты корреляции между данными по методике «Мини-мульт» и склонностью к аддиктивному поведению.

  Ипохондрия Депрессия Истерия Психопатия Паранойя Психастения Шизоидность Гипоминия
Алкоголь 0,0217 0,0255 -0,0457 0,1207 -0,3638* -0,1716 -0,2339 -0,1917
Курение 0,4248** 0,3586* 0,4195** 0,2987* -0,0158 0,4406** 0,2985* 0,1146
Толерантное отношение к наркотикам 0,2751 0,2452 0,2839 0,0707 -0,0238 0,2043 0,2187 0,1988

*p < 0,5 (0,2960);
**p < 0,25 (0,3494);
***p < 0,01 (0,4487);
****p < 0,005 (0,5541).

Выявлены корреляции между:

1) паранойяльностью и алкоголем (отрицательная связь);

2) ипохондрией, депрессией, истерией, психопатией, психастенией, шизоидностью и курением (положительная связь);

Таблица 5. Коэффициенты корреляции между данными по тесту Горшенина и склонностью к аддиктивному поведению

  Истероидность Астения Гипертимность Эмоциональная неустойчивость Эпилептоидность
Алкоголь -0,1854 -0,2457 0,0236 -0,1721 -0,3121*
Курение 0,0557 0,0604 -0,2427 -0,0330 0,0623
Толерантность к наркотикам 0,2074 0,0133 0,4260** 0,1905 0,0624

*p < 0,5 (0,2960);
**p < 0,25 (0,3494).

Выявлены корреляции между:

1) эпилептоидностью и употреблением алкоголя (отрицательная);

2) гипертимностью и толерантным отношением к наркотикам (положительная связь).

Таблица 6. Коэффициенты корреляции между копинг-стратегиями и склонностью к аддиктивному поведению

Копинг-стратегии Алкоголь Курение Толерантное отношение к наркотикам
Напряженность стратегий -0,182 -0,0656 0,2307
Конфронтация -0,2225 -0,3432** -0,0531
Дистанцирование 0,084 -0,278 -0,099
Самоконтроль -0,0487 0,1378 0,1152
Принятие ответственности -0,3919** 0,0625 -0,0489
Избегание -0,1087 0,2693 0,0623
Планирование решений -0,1735 -0,3517** -0,0954
Положительная переоценка 0,1673 -0,3175* 0,1544

*p < 0,5 (0,2960);
**p < 0,25 (0,3494).

Выявлены корреляции между:

1) принятием ответственности и алкоголем (отрицательная связь);

2) конфронтацией, планированием решений и курением (отрицательная связь).

2.3.4. Стрессовые ситуации

Сложные жизненные ситуации, которые указали испытуемые, были разбиты на несколько групп: межличностные проблемы (проблемы с близкими, но не родными людьми – 15 выборов); семейные проблемы (10 выборов); оценка окружающих и взаимодействие с незнакомыми людьми (8 выборов); болезнь и потери близких людей (6 выборов); профессиональные и учебные проблемы (6 выборов); боль и физические конфликты (4 выбора); духовные и экзистенциальные проблемы (2 выбора).

Рис. 4. Распределение выбора стрессовых ситуаций

Таким образом, главными стрессовыми ситуациями в раннем юношеском возрасте являются различные проблемы во взаимоотношениях с близкими и значимыми людьми. Следующей по значимости является ситуация оценки и взаимодействия с незнакомцами.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф