Меню Услуги

Совладающее поведение в ранней юности

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава первая. Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме совладающего поведения в ранней юности
  • 1.1. Психологическая характеристика ранней юности
  • 1.2. Структура совладающего поведения
  • 1.3. Аддиктивное поведение в ранней юности
  • Выводы
  • Глава вторая. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и копинг-стратегий
  • 2.1. Организация и методы исследования
  • 2.2. Методики исследования
  • 2.3. Анализ результатов исследования
  • 2.4. Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность работы обусловлена недостаточным освещением проблемы совладающего поведения в ранней юности. Основной фокус научных работ, посвященных копингу невзрослых людей, направлен на изучение школьников и подростков.

Вместе с тем происходящие в обществе процессы усложнения ситуации взросления и изменения условий вхождения молодых людей в самостоятельную жизнь создают запрос на изучение формирования и развития механизмов совладающего поведения в ранней юности, способствующих поддержанию эмоциональной и психической стабильности у индивида.

В психологии развития в период ранней юности (от 16 до 25 лет) выделяют такие возрастные новообразования, как поиск идентичности, формирование жизненных позиций и внутренних установок, ориентацию на установление крепких межличностных отношений и сознательное построение будущей жизни (И.С. Кон и другие). В случае, если кризисные ситуации остаются неразрешенными, то вместо положительных качеств индивид получает негативные (тревогу, страх, недоверие и другие).

В отечественной и зарубежной психологии копинг-поведением занимались такие ученые, как Н.В. Дворянчиков А. Биллинг, Е.В. Битюцкая, С.В. Будыкин, Д.Н. Ефремова, Г. Крайг, Р. Лазарус, Р. Моос, С.К. Нартова-Бочавер, Р.Р. Набиуллина С. Фолькман и другие. В отечественной психологии особенно следует выделить исследования костромской психологической школы под руководством Т.Л. Крюковой. Проведенные этими учеными исследования позволяют с уверенностью связать используемые копинг-стратегии и тип личности индивида.

Проблемами возрастной периодизации и юношеского возраста занимались такие ученые как А.А. Бойко, Д. Вейлант, Р. Гаулд, А.З. Зак, М.С. Каган, И.С. Кон, Д. Левинсон, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, и другие

Проблема аддикций и аддиктивного поведения у несовершеннолетних раскрыта в трудах таких ученых, как А.С. Андреев, А.В. Анцыборов, Н.В. Веселовская, Л. Вюрсмер, А.В. Барсуков, В. Буриан Э. Берн, С.Ю. Вепренцова, Т.В. Капустина, А.Е. Коваленко, Ц.П. Короленко, Д.В. Колесов, Э. Муньягисеньи, И.Н. Пятницкая, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский.

Целью работы является изучение особенностей взаимосвязи совладающего поведения и личных особенностей в раннем юношеском возрасте.

Объект исследования: специфика проявления совладающего поведения.

Предмет исследования: личностные особенности совладающего поведения при различном проявлении аддиктивного поведения.

В качестве теоретико-методологических основ работы выступают:

1) представление о ранней юности как об отдельном возрастном этапе, имеющим собственную специфику и особенности (И.С. Кон, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн и др.);

2) представление о совладающем поведении, как о специфическом способе человека снизить, уменьшить или убрать негативное воздействие стрессовой ситуации, а также представление о социально-личностных детерминантах совладающего поведения (Лазарус, Фолкман, О.Н. Волкова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк и др.);

3) представление об аддикции как о постоянном во времени стремления к искусственному изменению своего психического состояния с помощью приема наркотических средств или постоянной нездоровой фиксации своего внимания на определенных видах деятельности (С.А. Беличева, Ц.П. Короленко, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.);

Научная значимость исследования состоит в расширении представлений об использовании копинг-стратегий в ранней юности у толерантно относящихся к аддиктивным агентам юношей.

Полученные данные свидетельствуют о наличии четкой взаимосвязи между толерантным отношениям к аддикциям, типом личности и используемой стратегией совладающего поведения и позволяют дать четкие рекомендации, что определяет практическую значимость работы.

Основные гипотезы исследования

1) Экстрапунитивные типы личности реже используют стратегии дистанцирования, интрапунитивные более склонны к поиску социальной поддержки и меньше – к принятию ответственности.

2) Экстрапунтивные типы личности более склонны к аддиктивному поведению, интрапунитивные оказываются более устойчивыми.

Частные гипотезы:

1) С возрастом напряженность копинг-стратегий в целом будет снижаться.

2) Между продуктивными копинг-стратегиями и аддикциями существует отрицательная корреляционная связь.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ имеющихся источников по проблеме совладающего и аддиктивного поведения в ранней юности.
  2. Провести констатирующий эксперимент.
  3. Провести анализ взаимосвязей между типами организации личности и стратегиями копинга в ранней юности.
  4. Провести анализ связей между типом личности и аддикциями.
  5. Разработать практические рекомендации по результатам работы.

В качестве методов исследования использованы:

  1. Метод анализа научной литературы (по вопросам особенностей ранней юности, совладающего поведения и аддикциям).
  2. Методы констатирующего эксперимента.
  3. Методы математического анализа для обработки, сравнения и интерпретации данных.
  4. Структурированное интервью.

В качестве методик исследования были использованы: адаптированный Т.Л. Крюковой копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолькмана, методика диагностики личностных расстройств с помощью многофакторного опросника ММРI («Мини-мульт»), тест «Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации» Л.Г. Горшенина, специально составленный опрос.

Эмпирическую базу исследования: ГБОУ СПО «Строительный колледж № 26», филиал в Люблино.

Выборку исследования составили 32 человека в возрасте от 16 до 18 лет.

 

Глава 1. Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме совладающего поведения в ранней юности

1.1. Психологическая характеристика ранней юности

Переход от детства к взрослому возрасту обычно подразделяют на этапы пубертата (отрочество, подростковый возраст) и юность (которая делится на раннюю и позднюю). Тем не менее не существует единого и устоявшегося мнения о хронологических границах этих возрастов [20]. В своем исследовании мы будем исходить из определения ранней юности как периода между 16 и 18 годами [37, 38]. Под юношами мы будем понимать юношей и девушек данного возраста.

Существует зависимость между предполагаемым уровнем развития человека в каждый определенный отрезок времени и требованиями, которые предъявляются к нему окружением. Возраст служит критерием, по которому индивид занимает или оставляет социальные роли [20], берется за те или иные социальные задачи. Ранняя юность – возраст, в котором человек переходит от детской зависимости к самостоятельной жизни, а сам возрастной кризис является социально обусловленным, напрямую зависит от требований окружения индивида.

Р. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлант характеризуют юность как период жизненного выбора, который осуществляется через эмансипацию от родителей, взросление и становление самостоятельности [57].

В возрастных периодизациях А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина делается акцент на смене на этапе юности ведущего типа деятельности на учебно-профессиональную.

В.С. Мухина определяет юность как переходный этап от подросткового до взрослого возрастов и определяет границы этой фазы от 15–16 до 21–25 лет.

И.С. Кон, разрабатывая проблему этого возрастного этапа, разделил его на три части: подростковый, раннюю юность и позднюю юность (начало взрослости). Характеризуя раннюю юность, он указал, что в ней полностью завершается половое созревание и первичная социализация личности, в этом возрасте происходит становление самосознания, образа Я. Индивид выбирает профессию и открывает для себя собственный внутренний мир (происходит становление самоопределения) [21].

М.С. Каган выделил как ведущую для этой фазы юности ценностно-ориентационную деятельность [29]. Л.И. Божович связывает юношество с определением человеком своего места в жизни, формированием мировоззрения, моральных и личностных позиций [7].

В.И. Слободчиков называл юность завершающей стадией персонализации, на которой заканчивается формирование саморефлексии, осознается собственная индивидуальность, появляется готовность к самоопределению и установка на осознанное построение собственной жизни [52].

Ранняя юность, по словам И.С. Кона, является «третьим миром», не похожим ни на детство, ни на взрослость, но при этом юность не является резким переломом, развитие личности в этом периоде зависит от предыдущей жизни индивида, и во многих отношениях человек выходит из юношеского возраста таким же, каким начал его (степень изменения и сохранности личности зависит от каждого индивидуального случая) [20].

Юношество – период становления теоретического мышления, старшеклассники больше, чем подростки, интересуются неизученным и новым, ценят новизну и неординарную форму подачи материала. Юноши склонны к обобщениям, поиску закономерностей и общих принципов, но широта интересов и взглядов зачастую сочетается в юношеском возрасте с отсутствием системы знаний и умения мыслить (интеллектуальным дилетантизмом) [21], однако именно в этом возрасте происходит становление индивидуального типа мышления.

В юношеском возрасте изменяется содержание мотивов и ценностей, формируются активные жизненные планы и ориентации, происходит становление жизненной позиции человека [6].

Системным образованием юношеского возраста является становление стабильного самосознания и образа Я. Юноши стараются подчеркнуть собственную значимость, индивидуальность. В этом возрасте человек начинает больше обращать внимание на собственный вид и презентацию перед другими и при этом на внутренний мир и качества других людей (оценка по внешности, наоборот, снижается). Этот возраст является началом самореализации, определения человеком своего места в мире и своего отношения к миру. В юности индивид по-новому, в соответствии со становящейся системой ценностей и изменением социального положения, регулирует свои взаимоотношения. Жизнь начинает осмысливаться человеком как цельный процесс, имеющий свои причины, направленность и свой смысл [30].

Становление мировоззрения в этот период способствует выбору индивидом своего жизненного пути, желаемой цели и способов ее достижения. Человек созревает социально, начинает формировать межличностные, полоролевые отношения.

Юношеский возраст также характеризуется некоторой неустойчивостью эмоциональной сферы, переживанием неудовлетворенности собой, жизнью и другими людьми.

Восприятие внешнего мира и эмоциональные реакции начинают опосредоваться нормами мира внутреннего, все события «примеряются» к собственным правилам, мышление и мировоззрение носят эмоциональную окраску.

Одновременно с этим усложняется эмоциональная сфера: увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, способы их выражения становятся более гибкими. Это вызвано значительным возрастанием количества способных вызвать эмоциональную реакцию факторов. Одновременно с повышением нестабильности и противоречивости эмоциональной сферы на этом этапе заканчивается формирование избирательного реагирования и эмоционального торможения, индивид учится управлять собственными эмоциями и реакциями. В целом с возрастом на этом этапе значительно улучшается общее эмоциональное самочувствие.

Развиваются интеллектуальные и когнитивные способности, происходит становление личного стиля мышления, оно приобретает личный и эмоциональный характер. Появляется стремление к теоретическим обобщениям, тяга к поиску закономерностей и общих принципов. Развиваются способность к концентрации внимания, умение логически анализировать материал, абстрактно-логическое мышление в целом, увеличивается объем памяти [7].

Индивид старается разрешить мировоззренческие проблемы, происходит построение внутренней системы ценностей, норм и правил. Явления интересуют юношей не сами по себе, а в связи с их собственным отношением. Поиск мировоззрения включает социальную ориентацию личности.

Социальный статус в ранней юности неоднозначен. Большая часть девушек и юношей еще учатся, работающие имеют ряд льгот, связанных с их «детским» возрастом, несовершеннолетие накладывает на индивидов определенные законодательные ограничения. Вместе с тем социальная жизнь человека уже приобретает многие взрослые черты, образование становится более узким, начинается выбор профессии, формируется ориентация на продолжительные отношения.

Сильно развиваются коммуникативные навыки: контактность, настойчивость, соревновательность (доминантность). В целом уменьшается неуверенность в себе, важное место начинают занимать эмоциональные переживания внутренних процессов (например, удовольствие от мышления).

Расширяется и круг социальных, личностно и эмоционально значимых отношений (политические, религиозные, социальные установки и чувства, потребности в любви, дружбе, полезности), что связано с установлением личностных позиций.

Юноши более ориентированы на оценку и вместе с тем пытаются утвердить свою уникальность, особенность, найти свое место в мире.

Центральные вопросы, которые занимают юношей, – это вопросы самоопределения. На этом этапе должна быть открыта и осознана свобода в отношении к себе [6]

Мотивы, связанные с будущим (профессиональная и учебная ориентация) начинают существенно воздействовать на всю жизнь человека и его социальные отношения.

Общение со сверстниками приобретает новое качество. Становится актуальным поиск соратников и друзей, спутника жизни, юноши больше обращают внимание на общность интересов и духовную связь в межличностных отношениях, возрастает потребность в сотрудничестве, интимности, понимании. Одновременно с этим к межличностным отношениям предъявляются повышенные требования.

Одной из основных характеристик этого возраста является усиленное внимание к вопросам моральной сферы. Отношение к явлениям внутренней и внешней жизни в этот период носит характер абсолюта, суждения критичны и радикальны.

В юношеском возрасте возрастает способность к волевой регуляции и стремление к самоутверждению. Происходит становление самостоятельности и критичности в суждениях и эмоциональной сфере, в целом развитие личности идет в сторону больше уравновешенности, повышению контроля и саморегуляции. Вместе с тем юноша сталкивается с различными и зачастую противоречивыми проблемами: стремление к установлению близких отношений конфликтует с неумением налаживать и удерживать контакты, желание раскрыться перед другими – с отсутствием опыта адекватного выражения своих желаний и чувств. Новоприобретенное острое чувство необратимости жизни (вызывающее переживания одиночества, конечности, усиленное переживание собственной смерти) не всегда переносится легко. Юноши могут уходить от неприятных и пугающих чувств.

Важно подчеркнуть, что юность не является исключительно подготовительным этапом, в котором главная задача человека – поскорее вырасти, решив какие-либо возрастные задачи. Это самостоятельная и важная фаза жизни, имеющая специфическое своеобразие и самоценность [7].

Юность является одновременно и последним подготовительным этапом, и началом взрослой самостоятельной жизни, и в силу этого данный возраст является чрезвычайно важным для всего становления личности. Ранняя юность – завершающий этап формирования личности, характера и индивидуальности человека [20]. При этом индивидуальность юноши может быть еще несколько заострена, но в целом черты его личности являются сформированным образованием. Изучение индивидуальных черт на этом этапе позволяет измерять надежные и устоявшиеся связи между личностными особенностями и поведением человека.

1.2. Структура совладающего поведения

Изучение совладающего поведения началось в психологии во второй половине XX века. Автором термина является Абрахам Маслоу.

Один из первых исследователей копинга — Р. С. Лазарус, рассматривая копинг в условиях совладания с болезнью как угрозой, понимал его в виде совокупности приспособительных действий личности, ее особой стратегии. Однако со временем применение понятия расширилось за пределы проблематики чрезвычайных условий и теперь применяется для обозначения совладания человека как с экстремальными ситуациями, так и с повседневным хроническим стрессом.

Копингом, или копинг-поведением (от англ. coping — преодоление, совладание), называют поведение человека в тяжелой ситуации стресса, его специфическую реакцию на неблагоприятные воздействия (попытку преодоления). При этом следует учитывать, что причины стресса лежат не в самой проблемной ситуации, а в том, как стрессовое воздействие интерпретируется и оценивается, и ситуация, которая воспринимается как стрессовая сейчас, может потерять свою актуальность некоторое время спустя [60].

Копинг-механизмы определяют успешность или неуспешность приспособления человека к сложившимся обстоятельствам, к ним относятся те активные усилия субъекта, которые направлены на преодоление проблемной ситуации [12, 25, 46].

Понятие копинга используется различными авторами и в силу этого применяется для описания широкого спектра человеческих действий: от бессознательных защит до сложных творческих действий [35]. Нартова-Бочавер выделяет следующие подходы к определению копинга.

  1. В неопсихоаналитической традиции копинг рассматривается как процесс продуктивной адаптации человека к трудной жизненной ситуации. Копинг-процессы включают в себя когнитивные, социальные, моральные и мотивационные ресурсы личности, применяемые для совладания с проблемой. В случае неспособности к адекватному совладанию человек включает защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации [34, 35]. Ефремова Д.Н. указывает, что в большинстве рассмотренных в ее диссертации исследованиях используется именно психоаналитический подход, в котором копинг-поведение определяется защитными механизмами личности (защитно-совладающее поведение) [13].
  2. Второй подход интерпретирует копинг как личностные качества, позволяющие человеку реагировать на стрессовые ситуации относительно одинаково. А. Биллингс и Р. Моос, работающие в русле этого подхода, выделяют три вида совладающего поведения:
  3. Нацеленное на оценку. К этим видам копинга относятся попытки оценить значимость ситуации и использовать стратегии переоценки и анализа.
  4. Нацеленное на проблему. Поведение, при помощи которого человек пытается уменьшить, устранить или изменить источник стресса.
  5. Нацеленное на эмоции. Поведение, при помощи которого человек пытается поддержать свое эмоциональное и аффективное равновесие [27].

Третий подход рассматривает копинг как динамический процесс, определяемый субъективным переживанием ситуации и другими факторами. Лазарус и Фолькман рассматривают преодолевающее поведение как усилия, направленные на снижение стресса [35].

Отечественные исследования копинга начали появляться сравнительно недавно [13]. Российскими психологами чаще всего используется термин «совладающее поведение».

Мы понимаем копинг как индивидуальное поведение в трудной жизненной ситуации, попытку преодолеть, овладеть, избежать стресс или адаптироваться к нему, смягчить или ослабить его последствия и воздействия. Главной задачей совладающего поведения является поддержание благополучия и удовлетворенности человека [35]. Иными словами, понятие «копинг», или «совладающее поведение», используется для описания характерного реагирования человека на стресс.

Критерием эффективности копинга считается такое завершение критической ситуации, при котором уровень жизни и благополучия человека не снижается [35]. Критерием успешности также считается и возрастание стрессоустойчивости.

Разрабатывая вместе с С. Фолкманом теорию копинг-поведения, Лазарус выделил основные стратегии совладания (эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные) и базисные копинг-ресурсы. В качестве стратегий он назвал «поиск социальной поддержки», «избегание» и «разрешение проблем».

  1. Поиск социальной поддержки. Данная стратегия отражает обращение человека к окружающим для решения стрессовой ситуации. В реализации поиска поддержки существуют некоторые половозрастные отличия. Например, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, в то время как женщины используют и инструментальную, и эмоциональную. Молодые люди больше ориентированы на возможность обсуждения собственных переживаний, а люди старшего возраста ценят доверительные отношения.
  2. Избегание позволяется человеку снизить эмоциональное воздействие стресса без изменения самой ситуации. Использование избегания в качестве главной стратегии может рассматриваться как сигнал о преобладании мотивации ухода от неудач над стремлением к успеху или о наличии сложных внутренних конфликтов [58].
  3. Разрешение проблем. Данная стратегия показывает возможности поиска альтернативных путей разрешения проблемы, способность человека эффективно преодолевать стрессовые воздействия, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье.

В дальнейшем список копинг-стратегий был расширен [22], в него были включены:

1) конфронтация (агрессивное противостояние ситуации);

2) самоконтроль (регуляция своего отношения к ситуации и своих действий);

3) дистанцирование (уход или откладывание решения проблемы);

4) принятие ответственности (признание и анализ собственных ошибок);

5) самоактуализация (оценка ситуации с положительной стороны, поиск в ней возможностей для личностного роста).

Важными характеристиками эффективного совладающего поведения являются частота, разнообразие и гибкость в применении копинг-стратегий [31; 48]. Существуют также исследования, которые свидетельствуют о том, что применение сразу нескольких видов копинга более эффективно [25, 58]. В целом эффективность совладающего поведения зависит от реакции и от контекста, в котором она проявляется.

Ш. Тейлор указывает следующие критерии эффективности совладающего поведения:

1) устранение или уменьшение физического и психического напряжения;

2) восстановление дострессового уровня активности;

3) предотвращение психического истощения [28].

Т.Л. Крюкова указывает, что критерии эффективности основываются в основном на психическом благополучии человека, продолжительности позитивных изменений, снижении уровня невротизации.

Согласно некоторыми данным, эффективность копинга у хорошо адаптированных людей увеличивается под действием более сильных стрессов [26].

Большинство подростков в средней школе показало склонность к копинг-стратегиям продуктивного толка [62].

Общепризнанной типологии совладающего поведения не существует, классификаций копинга существует множество и многие из них сильно отличаются друг от друга [35].

Копинг-стратегии можно разделить на продуктивные и непродуктивные [65]. Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия: разрешаются проблемы, устраняется трудная ситуация, снижается уровень напряжения, тревоги и дискомфорта. Если ситуация не имеет приемлемого для человека решения, то продуктивный копинг подразумевает переоценку случившихся обстоятельств, изменение отношения человека к себе и ситуации.

Контрпродуктивный копинг характеризуется своеобразным застреванием эмоциональных реакций на ситуацию, самообвинением и обвинением других, уходом от решения проблемы, в целом преобладанием эмоциональных реакций без реального изменения внутренней или внешней ситуации. Неэффективный копинг зачастую связан с недостатком ресурсов.

Существует разделение копинг-стратегий по модальностям [46] на когнитивные, поведенческие и эмоциональные.

К когнитивным стратегиям относятся все виды поведения, направленные на изменение отношения человека к ситуации на интеллектуальном уровне: принятие обстоятельств, переключение мыслей на другие вещи, игнорирование или снижение значимости стрессового воздействия, интеллектуальный анализ проблемы и др.

К поведенческим стратегиям относятся виды поведения, направленные на изменение или преодоление ситуации через какую-нибудь деятельность. Примером подобного копинга может служить уход в работу с головой, чрезмерный альтруизм, активное избегание, деятельностная компенсация.

Эмоциональные виды копинга проявляются как различного вида аффективные реакции: возмущение, протест, эмоциональная разрядка, самообвинение, переживание раздражения, агрессии и злости.

Л.И. Анциферова предлагает следующую классификацию совладающих стратегий:

  1. Преобразующие стратегии. Поведение, направленное на изменение текущей ситуации.
  2. Приспособляющие стратегии. Поведение, направленное на изменение собственных характеристик и отношения к ситуации.
  3. Вспомогательные приемы. Возникают в неустранимых, с точки зрения человека, ситуациях. К подобным приемам относится, например, бегство [28].

Т.Л. Крюкова, основываясь на работе Е. Фрайденберга и Р. Левиса, выделяет 18 видов копинг-стратегий, объединенных в три стиля реагирования на стресс: совладание, поиск социальной поддержки, неконструктивный стиль.

К первому стилю относятся такие стратегии, как ориентация на решение (систематический поиск путей разрешения проблемы), фокусирование на позитивных моментах, упорная работа, активный отдых.

Ко второму стилю принадлежат: поиск поддержки, общение с друзьями и поиск новых друзей, стремление к получению социального одобрения, общественные действия (организация группового действия для решения проблемы), поиск духовной помощи и опоры (например, молитвы, медитации и другие духовные практики), обращение за помощью к профессионалам.

К третьему стилю относятся такие стратегии, как надежда на чудесное разрешение проблемы, отказ от действий, игнорирование, разрядка (вымещение своих эмоций), беспокойное поведение (беспокойство о последствиях проблемы), самообвинение, стремление отвлечься, уход в себя.

Нартова-Бочавер, анализируя многочисленные подходы к классификации копинга, предлагает следующие основания для топологии:

1) ориентированность, или локус копинга (направленность активности на ситуацию или на себя);

2) область копинга (внешняя деятельность, чувства или представления);

3) эффективность поведения;

4) долгосрочность достигнутого эффекта (разрешается ли проблема или требуется возвращение к ней в будущем);

5) тип ситуации (кризисная, экстремальная или повседневная) [35].

Наименее эффективными (негативными, деструктивными, дезадаптивными) считаются любые стратегии избегания и самообвинения, наиболее эффективными – стратегии, направленные на изменение ситуации или своего отношения к ней (хотя при некоторых обстоятельствах они могут быть менее полезными, чем традиционно дезадаптивные копинги). Эффективность некоторых стратегий ситуативна и зависит от конкретных условий.

Копинг-ресурсы – это личные преодолевающие средства человека, совокупность доступных возможностей, позволяющих ему эффективно осуществить копинг-стратегию. Ресурсы совладающего поведения обладают следующими характеристиками: осознанность, системность (выступают в совокупности), гибкость, компенсируемость, адекватность, полезность [41].

Лазарус и Фолкман называли в качестве базисных ресурсов локус контроля, эмпатию, аффиляцию, Я-концепцию и когнитивные ресурсы.

Согласно С.Е. Хобфолу, автору теории сохранения ресурсов, люди все время пытаются поддерживать и умножать свои копинг-ресурсы [65]. К ресурсам совладающего поведения Хобфол относит поведенческую активность, личностные характеристики, энергетический уровень и ресурсы-состояния.

Информационный подход к ресурсам совладающего поведения, разработанный Нэйвоном и Гофером, является одним из самых известных [65]. Основные положения этого подхода:

1) в каждой конкретной ситуации человек располагает определенным набором ресурсов: возможностей для переработки и преобразования информации;

2) количество и качество использования этих ресурсов определяет деятельность человека;

3) наличие тех или иных ресурсов обусловливается личностными особенностями человека и характеристиками получаемой информации.

Крюкова описывает мнение Ш. Тейлора, который в качестве дополнительных копинг-ресурсов выделяет высокое самоуважение, религиозность и так называемую легкость характера (коммуникабельность и развитые навыки социального взаимодействия) [26].

В отечественной психологии существуют различные подходы к копинг-ресурсам. К ним относятся личностные черты (например, оптимизм или одаренность) [16, 56] как когнитивные способности [10], социальные, групповые ресурсы и отношения в группах [26, 27, 41].

К.Б. Матхени, Д.В. Айкок, В.Л. Курлетт, Г.Н. Юнкер [26, 44] выделяют четыре группы копинг-ресурсов: личностные, когнитивные, социальные, инструментальные. А.Н. Демин и Е.Ю. Кожевникова группируют копинг-ресурсы по локализации источника: индивидуальные (организмические, личностные, когнитивные) и социальные (ресурсы окружения и социально-экономического положения).

Вне зависимости от конкретного понимания их природы особенности копинг-ресурсов играют важную роль в определении специфики поведения человека. Экстремальные, трудные, кризисные ситуации и стрессы подразумевают интенсивное использование разнообразных ресурсов.

Позитивный характер Я-концепции способствует уверенному поведению личности и ее умению контролировать ситуацию. Осуществление эффективной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без высокого уровня когнитивных ресурсов и умения адекватно воспринимать последствия и собственные обязанности. Внутренний локус контроля и развитое мышление позволяют человеку адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства и собственные силы, выбирать адекватную стратегию поведения и объем необходимых усилий (или сторонней помощи). Аффилированность и высокая эмпатичность позволяют человеку налаживать крепкие и доверительные отношения, быстро находить язык с окружающими людьми и создавать ситуации сотрудничества.

В целом теория копинг-ресурсов еще не разработана в достаточной мере. Существуют три важных вопроса, требующих дальнейшей разработки: проблема определения термина «ресурс», проблема использования человеком своих ресурсов и проблема их классификации [58].

Некоторые исследователи объединяют понятия защитных механизмов и совладающего поведения, рассматривая копинг как один из вариантов реакции на постороннее вмешательство [26, 58]. Распространена также точка зрения, согласно которой психологические механизмы являются в своем роде отказом индивида от решения проблемы, а совладающее поведение подразумевает проявление активности и стремления к разрешению [24].


Страницы:   1   2   3   4

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.