Заявка на расчет
Меню Услуги

Совладающее поведение в ранней юности. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.3.5. Интерпретация полученных данных

Испытуемые с высокими показателями ипохондрии медлительны и пассивны. Для людей, близких к астено-невротическому типу, характерны медленная адаптация, следование авторитету и некритичное отношение к принятым социальным нормам и установка. Ипохондрики легко теряются при конфликтах и с трудом переносят изменение обстановки.

Согласно собранным нами данным, в сложных жизненных ситуациях испытуемые с высокими показателями ипохондрии стараются не вступать в конфликты. При стрессе они склонны избегать и прятаться от него, а не находить какие-либо продуктивные пути решения ситуации. Ипохондрики склонны к курению, но демонстрируют нетолерантное отношение к наркотикам и алкоголю. Мы предполагаем, что обращение их к сигаретам происходит изредка, в компании, а отрицательное отношение к наркотикам возникает не из-за внутренней убежденности, а под давлением социальных норм.

Высокие показатели по шкале депрессии имеют чувствительные, робкие, тревожные, застенчивые люди. Для них характерна добросовестность, высокие моральные качества, обязательность, исполнительность. Наши испытуемые продемонстрировали склонность к стратегии избегания и уход от стратегии планирования, что говорит о том, что они не могут брать на себя принятие решений, неуверенны в себе и впадают в отчаяние при малейших неудачах. Скорее всего их склонность к курению (как и у ипохондриков) вызвана давлением группы.

Истероидные черты положительно коррелируют со стратегий избегания (для истериков характерна защита типа «уход в болезнь») и отрицательно – с конфронтацией и дистанцированием. По шкале истерии выявляются люди, склонные к демонстративности, стремлению произвести впечатление, казаться для окружающих как можно лучше, как можно пристальнее обратить на себя внимание. Такими людьми движет стремление к признанию, жажда восхищения (чем и объясняется отрицательная корреляция со стратегиями прямого конфликта и желание оставаться в ситуации), они зачастую поверхностны, для них характерны защиты типа «уход в болезнь». Люди с истероидными чертами любят находиться в группе, часто являются лидерами, задают тон групповому поведению. Сильная приверженность этой группы испытуемых к курению может объясняться желанием привлечь к себе внимание, показаться более интересным для сверстников.

Для людей с паранойяльными чертами свойственно формирование высоких, сверхценных идей. Такие люди зачастую агрессивны к окружающим, не разделяющим их взгляды, активны в насаждении своего мнения. Высокие показатели по шкале паранойяльности положительно связаны со стратегиями избегания и отрицательно – с употреблением алкоголя. Это может объясняться тем, что испытуемые с высокими показателями паранойяльности переоценивают свои неудачи (и поэтому стараются их избегать) и склонны к контролю и недоверию по отношению к любым вмешивающимся в их поведение факторам (например, к алкоголю).

Согласно собранным данным, показатели психастении положительно коррелируют со стратегией самоконтроля и отрицательно – с дистанцированием и планированием решений. Для людей этого типа характерны тревожность, нерешительность и постоянные сомнения. Их стремление к самоконтролю, избегание ответственности и нежелание отстраняться от стрессового воздействия могут объясняться тем, что такие люди не умеют активно справляться со стрессовыми воздействиями, однако не уходят от решения проблемы, пытаясь воздействовать на обстоятельства через изменение своих чувств и отношений. Нежеланием дистанцироваться от группы может также объясняться их склонность к курению.

Между астеническими чертами, стратегиями конфронтации, принятия ответственности и избегания существуют положительные корреляции. Для астеников характерна утомляемость (и, как следствие, раздражительность), рационализм, определенная ригидность, настойчивость и склонность действовать по заранее заданной схеме. Такие люди подвержены внезапным аффективным взрывам в сложной ситуации и с трудом переключаются на новые виды деятельности. Таким образом, подобные противоречивые корреляции могут объясняться разностью условий, в которых астеник переносит стресс. Утомленный и в новой для себя ситуации такой человек будет склонен к избеганию решения, тогда как при более или менее знакомом раздражителе будет уверенно действовать «по программе». Корреляция с конфронтацией может объясняться своеобразной защитой от социальных раздражителей, со стремлением избавиться от них через конфликт.

Гипертимные черты характера отрицательно коррелируют со стратегией избегания. Для людей этого типа свойственны перемены настроения и колебания от долговременных фаз повышенного тонуса до более коротких депрессивных. Негативная связь со стратегией избегания объясняется их активностью в периоды подъема. При этом, согласно нашим данным, гипертимы толерантно относятся к приему наркотиков, что может объясняться как их готовностью к восприятию нового и склонностью к риску в фазе повышенного тонуса, так и желанием избавиться от сниженного настроения в депрессивной фазе.

Показатели по шкале эмоциональной неустойчивости положительно коррелируют с использованием стратегий самоконтроля и отрицательно – со стратегиями дистанцирования и планирования решений, что может объясняться их несдержанностью и нетерпеливостью. Находясь в стрессовой ситуации, такой человек прикладывает много сил по урегулированию своих сильных эмоций, не старается уменьшить воздействие ситуации, но при этом все равно действует импульсивно.

Испытуемые эпилептоидного типа не стараются уходить от стрессовой ситуации, что может объясняться свойственным людям этого типа напряженностью, инертностью, некой «тяжеловесностью», неподвижностью. Эпилептоиды с трудом переключаются на новые условия, работают с тем, что есть, целенаправленно и усердно прикладывая усилия на преодоление ситуации.

Отрицательные корреляции между склонностью к аддиктивному поведению и копинг-стратегиями принятия ответственности и планирования решений наглядно показывают значимость использования в раннем юношеском возрасте продуктивного совладающего поведения. Полезным оказывается также и копинг-стратегия конфронтации (отрицательная связь с курением). На наш взгляд, это объясняется тем, что при помощи данного вида совладающего поведения юноши могут успешно сопротивляться групповому и социальному давлению.

Собранные данные по стрессовым ситуациям наглядно показывают, что на исследованном возрастном этапе чрезвычайно важными являются все межличностные взаимодействия, а также ситуации оценки.

Для юношей важно не только найти свое место в мире, но и установить прочные, крепкие отношения, утвердить свою индивидуальность, значимость для других. В этом возрасте начинается поиск настоящих друзей, соратников, единомышленников, спутников жизни.

Вместе с тем юноши еще не совсем свободны от оценки окружающих и группового давления, что необходимо учитывать при работе с этим возрастным этапом.

Тенденция к выбору стратегий избегания (самое большое количество корреляций) можно объяснить недостаточным опытом использования продуктивных копингов и склонностью к эмоциональному, чрезмерному восприятию стрессовой ситуации.

2.4. Выводы и рекомендации

Согласно собранным данным, экстрапунтивные типы (склонные к реакциям на внешние объекты в ситуациях стресса) реже демонстрируют склонность к стратегиям дистанцирования (отрицательную связь показывают истерические, эмоционально-неустойчивые и эпилептоидные типы). Интрапунитивные испытуемые склонны к использованию социальной поддержки и избегают принимать на себя ответственность.

Таким образом, принимается первая основная гипотеза нашего исследования.

Экстрапунтивные типы личности (истериодные психопатические, гипертимические) и некоторые интрапунитивные (ипохондрические, депрессивные психастенические) показывают положительную связь со склонностью к аддикциям. В то же время, другие интрапунитивные типы (паранойяльные и эпилептоидные) демонстрируют отрицательную корреляцию. Таким образом, наиболее устойчивыми к аддикциям оказываются независящие от влияния группы и склонные к противостоянию социальному давлению типы, что также подтверждается корреляциями между типами стратегий и склонностью к аддикциям (стратегия конфронтации отрицательно коррелирует с курением).

С подобным уточнением принимается вторая гипотеза нашего исследования.

Согласно полученным данным, существует устойчивая отрицательная связь возраста и напряженности стратегий. Также наблюдается отрицательная связь между использованием стратегий принятия ответственности и планирования решений и зависимым поведением.

Таким образом, принимаются частные гипотезы нашего исследования.

Полученные в ходе проведенного исследования данные доказывают значимость и необходимость использования более продуктивных копинг-стратегий в раннем юношеском возрасте. К сожалению, многие юноши и девушки не обладают достаточным опытом эффективного совладания, тем более с незнакомыми, взрослыми стрессами, поджидающими их в новом возрастном периоде. К счастью, ранний юношеский возраст – это этап формирования мировоззрения и жизненных позиций, этап, на котором личность усложняется, индивид приобретает новые навыки, начинает ориентироваться на сознательное построение собственной жизни. Юноша чрезвычайно чуток и чувствителен к собственной жизни, он быстро и легко обучается новому.

Для развития навыков продуктивного копинга мы рекомендуем проводить в ранне-юношеских группах (у старшеклассников, учащихся первых курсов колледжей и т.д.) тренинг эффективного совладания, цель которого формирование адекватных способов реакции на стрессы.

Задачами данного тренинга должны являться обеспечение участников группы необходимой теоретической информацией о совладающем поведении, формирование навыков самопознания, саморегуляции, положительного образа Я.

Тренинг должен включать в себя три этапа: подготовительный (знакомство с группой и подготовка к групповой работе), основной и заключительный (подведение итогов и поддержка результатов) и состоять из небольшого числа занятий (от трех до пяти).

Желательно проводить его во внеучебное время, обеспечив группе достаточное уединение, необходимое количество времени и минимум отвлекающих факторов. Участие в тренинге должно быть строго добровольным. Примерная программа тренинга представлена в приложении.


Заключение

В ходе проведенного исследования мы провели анализ имеющихся источников по проблемам раннего юношеского возраста, совладающего поведения и зависимостей.

Ранний юношеский возраст мы определили как специфический этап между 16 и 18 годами, на котором заканчивается первичная социализация и половое созревание и начинается профессиональная подготовка, формируются личные и общественные позиции и индивид начинает постепенный переход к самостоятельной жизни. Существенную роль в прохождении этого этапа и успешного преодоления кризисных ситуаций играет совладающее поведение индивида, под которым мы понимаем активные действия субъекта по преодолению, избеганию или адаптации к стрессовой ситуации. Целью совладающего поведения является поддержание благополучия человека.

Мы определили, что конкретные действия по совладанию называют копинг-стратегией, а совокупность доступных для успешного преодоления индивидуальных возможностей – копинг-ресурсами. Выбор того или иного совладающего поведения зависит от характеристики конкретной ситуации и личностных детерминант человека.

В исследовании было обозначено, что набор доступных юношам копинг-стратегий уже, чем у взрослых, и их совладающее поведение больше подвержено влиянию внешних факторов, что повышает риск выбора непродуктивных копингов и обращения к зависимостям.

Зависимое поведение мы обозначили как устойчивое стремление к воздействию на свое состояние при помощи приема психоактивных средств или нездоровой фиксации на определенных видах деятельности. В исследовании мы также подчеркнули, что ранний юношеский возраст, в силу своих специфических возрастных особенностей (начало взрослой жизни в сочетании с отсутствием опыта) находится в «зоне риска» аддиктивного поведения.

В качестве методик исследования были использованы адаптированный Т.Л. Крюковой копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолькмана, методика диагностики личностных расстройств с помощью многофакторного опросника ММРI («Мини-мульт»), тест «Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации» Л.Г. Горшенина, специально составленный опрос.

В ходе эмпирического исследования (констатирующего эксперимента) было исследовано 32 человека возрастом от 16 до 18 лет, учащихся ГБОУ СПО «Строительный колледж № 26». Обработка собранных сведений проводилось при помощи методов математической статистики (коэффициентов корреляций).

Интерпретация полученных данных показала значимость использования силы влияния на юношей межличностных отношений, важность в раннем юношеском возрасте продуктивного совладающего поведения в сочетании с отсутствием достаточных навыков эффективного совладания.

В соответствии с результатами была принята первая основная гипотеза о более редком использовании стратегий дистанцирования индивидами с экстрапунитивными типами личности и более частым поиском поддержки и меньшим принятием ответственности у интрапунитивных типов. Уточнена (с учетом противостояния социальному давлению) и принята вторая основная гипотеза о большей устойчивости к зависимому поведению индивидов с интрапунитивными типами личности.

Приняты частные гипотезы о снижении напряженности стратегий с возрастом и отрицательной связи между использованием продуктивных копинг-стратегий и склонностью к аддиктивному поведению.

В соответствии с выводами исследования разработаны практические рекомендации (программа тренинга).

Полученные результаты могут быть использованы работающими с родителями специалистами для профилактики аддиктивного поведения, коррекции и формирования эффективных копинг-стратегий.

 

Список использованной литературы

  1. Андреев А.С., Анцыборов А.В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения [Электронный ресурс] // Наркология on-line: [сайт]. URL: http://www.narcom.ru/cabinet/online/45.html (дата обращения: 15.04.2013).
  2. Ананикова В.В. Особенности формирования самосознания и копинг-стратегий девочек-подростков с химической аддикцией: автореф. дис. канд. психол. наук. — Москва, 2012. — 19 с.
  3. Багулина Н.В. Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов поведения // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 22—23 апр. 2011) / под ред. В.В. Барцалкина, Н.Б. Флорова, В.В. Аршинова. — Москва: МГППУ. — 2011. – С. 73-77.
  4. Барсуков А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением: автореф. дис. канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2011. — 21 с.
  5. Березин С.В, Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИПиКП, URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1560 (дата обращения: 17.03.2013)
  6. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания и стратегий совладания // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 4. — С. 87–93.
  7. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте, — Спб.: Питер, 2008, — 400 с.
  8. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В. Влияние показателей жизнестойкости и копинг-стратегий на последствия экстремальных ситуаций [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». — — C. 156–158. — URL: http://psyjournals.ru/54718/issue/55277.shtml (дата обращения: 01.02.2013).
  9. Вепренцова С.Ю.. Особенности воздействия старших подростков на эффективность первичной профилактики употребления младшими подростками психоактивных веществ (на материале социально-психологического тренинга): автореферат дис. … канд. психол. наук. — Москва, 2012. — 20 с
  10. Ветрова И.И. Изучение копинг-поведения в зарубежной и отечественной психологии // Психологические исследования. Вып. 2 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — С. 30–45.
  11. Ветрова И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) у подростков в лонгитюдном исследовании и методом срезов // Вест. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социогенетика». — 2009. — Т. 15. № 4. — С. 233–237.
  12. Волкова О.Н. Оценка качества жизни и копинг-поведения у больных невротическими расстройствами / Е.И. Чехлатый, О.Н. Волкова, Е.А. Ценных // Вестник психотерапии. — 2008. — № 26 (31). — С. 89—96.
  13. Ефремова Д.Н.. Психологические особенности совладающего поведения личности при деструктивных эмоциональных состояниях: автореферат дис. … к. психол. наук: — Москва, 2012. — 28 с.
  14. Заика, Л.Л. Разуваева Т.Н. Некоторые теоретические проблемы совладающего поведения в психологической науке // Психология совладающего поведения: материалы межд. науч.-практ. конф. / ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. — Кострома: КГУ, 2007. — 426 с.
  15. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. — Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. — 350 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Zrd-2010/Zrd-2010.htm (дата обращения: 17.03.2013).
  16. Замышляева М.С. Оптимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. — Кострома, 2006, — 152 с.
  17. Иванов И., Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции // Вестник МГОУ. — 2007 — № 1. — С. 80—87
  18. Калиниченко О.Ю., Формирование аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: системный анализ социальных и психологических факторов риска: дисс. … к. психол. наук. — М., 2007. — 165 с.
  19. Капустина Т.В., Психологические причины возникновения предрасположенности к аддиктивной любви: Выпускная квалификационная работа — МГППУ, Москва, 2008, URL: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/KapustinaTV/Kpp-001.htm# (дата обращения: 29.11.2012).
  20. Кон И С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. URL: http://www.pseudology.org/Kon/PsRanneyYunosty/index.htm (дата обращения 16.03.13).
  21. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. — М.: Медицина, 1980. — С. 16—28. URL: http://psychlib.ru/mgppu/BVm/BVm-0161.htm# (дата обращения: 16.03.2013).
  22. Копытов, А.В., Виринская Д.Е., Копинг-стратегии у лиц подросткового и молодого возраста, страдающих алкогольной зависимостью / Медицинский журнал. — 2010. — № 4 (34). — С. 80—
  23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. — 536 с.
  24. Крайг Г. Копинг поведение и механизмы психологической защиты // Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Алетей, 2000. — 560 с.
  25. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляева М.С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолькмана) // Психология и практика. Сборник научных трудов. Выпуск 4 / под ред. Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой — Кострома: ЭКСПЕРТ – ЕГЭ, 2005. — С. 171—190.
  26. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. – 344 c.
  27. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. — Кострома: КГУ, 2004. — 245 с.
  28. Крюкова Т.Л. Совладающее поведение в разные периоды жизни: дисс. … докт. психол. наук, — Кострома, 2005, — 437 с.
  29. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007. — 566 с.
  30. Лукьянова И.П., Огнева О.С. Психологические особенности первокурсников и проблемы их адаптации в ВУЗе [Электронный ресурс] // Пути совершенствования и развития воспитательной системы ВУЗа: материалы науч.-практ. конф. ВУЗов Пермской области (18 ноября 2003 г.) / ред. В.В. Коробкова; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь: ПГПУ, 2003; – URL: http://oldwww.pspu.ru/sci_conf_vospit_lukianova.shtml (дата обращения: 21.02.2013).
  31. Маричева М.А. Особенности копинг-стратегий у юношей, перенесших первый психотический приступ [Электронный ресурс] // Психиатрия и психофармакотерапия — 2012 — №6. URL: http://www.consilium-medicum.com/article/22142 (дата обращения: 02.12.2012).
  32. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: дисс… канд. психол. наук, — М., 2008, — 189 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/MLf-001/dMLf-001.htm (дата обращения: 19.03.2013).
  33. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. —2001 — № 4., URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2001/n4/Munjagisenji.shtml (дата обращения: 17.03.2013).
  34. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлfдания со стрессом: учеб.-метод. пособие. — Казань, 2003. — 98 с.
  35. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Электронный ресурс] // Психологический журнал. — 1997. — Том 18, № 5. — С. 20—30. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.htm (дата обращения: 09.12.2012)
  36. Никитина А.А. Развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости: автореф. дис. канд. психол. наук — М., 2011. — 26 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/NikitinaAA/NRm-a-026.htm (дата обращения: 02.05.2013)
  37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, — М.: Юрайт, МГППУ, 2013 г. — 464 стр.
  38. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, — 1998. — 352 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001.htm (дата обращения: 17.03.2013)
  39. Овчинников С.В. Клинические особенности алкоголизма у молодых женщин с девиантным поведением: дис… к. мед. наук, — М., 2008 — 202 с.
  40. Останина Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков // Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции (26-27 марта 2008 г) — М.: Изд-во РГСУ, 2008. — С. 195—208.
  41. Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: дис… канд. психол. наук — Кострома, 2008, — 249 с.
  42. Подросток: нормы, риски, девиации [Электронный ресурс] / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Труды по социологии образования, том 10. Выпуск 17. / под ред. В.С. Собкина, — М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — 359 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/SNo-001/SNo-001.htm (дата обращения: 25.03.2013)
  43. Прохоров А.О., Кулыгина И.В., Повседневный копинг: операциональные средства и комплексы саморегуляции психических состояний субъекта // Психология совладающего поведения: материалы международ. науч.- практ. конф. / под ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова, Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, — С. 109—111.
  44. Психология и практика: Сборник научных статей / под ред Т.Л. Крюковой, С. А. Хазовой. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006.
  45. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А.А. Реана, — М.: Прайм-Еврознак, 2008 — 512 с.
  46. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, — С.-Пб.: Питер, 2000 — 944 с.
  47. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. — СПб.: Питер, 2010. —816 с.
  48. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования, — 2011, — № 3 (17), — С. 7—12.
  49. Ремшмидт Х., Детская и подростковая психиатрия, М.: Эксмо-Пресс, — 2001, 624 стр.
  50. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. — М.: МГППУ, 2011 — C. 40—45
  51. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. вузов — М.: Академия, 2008. — 265 с., URL: http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45940_full.shtml (дата обращения: 14.01.2013)
  52. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: — М.: Школьная Пресса, — 2000.
  53. Соловьева С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2009. — № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2009-1-1/nomer/nomer18.php (дата обращения: 12.04.2013).
  54. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13—16.
  55. Флорова Н.Б. Семейные индикаторы риска аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология — 2012. — №3. URL: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 11.02.2013)
  56. Хазова С.А. Психология совладающего поведения // Материалы межд. научно-практ. конф. / под. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкововой. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — С. 121—124
  57. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности: основные положения, теории и применение [Электронный ресурс] / перевод С. Меленевской и Д. Викторовой, — К.: PSYLIB, 2006. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/hjelz01/index.htm (дата обращения: 13.03.2013).
  58. Ялтонский В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 03.04.2013).
  59. Auerbach R.P, Casey K. Gardiner C.K., Moving beyond the trait conceptualization of self-esteem: The prospective effect of impulsiveness, coping, and risky behavior engagement // Behaviour Research and Therapy, — 2012, — 50, Iss. 10,— P. 596-603
  60. Boekaerts M. Coping with Stressful Situations: An Important Aspect of Self-Regulation // International Encyclopedia of Education (Third Edition), — 2010, — P. 570—575.
  61. Catanzaro S.J., Laurent J., Perceived family support, negative mood regulation expectancies, coping, and adolescent alcohol use: Evidence of mediation and moderation effects // Addictive Behaviors, — 2004 — 29, Iss. 9, — P. 1779—1797.
  62. Cocoradă E, Mihalaşcu V. Adolescent coping strategies in secondary school // Procedia — Social and Behavioral Sciences, — 2012 — Vol. 33, — P. 188—192.
  63. Dubow E.F., Rubinlicht M. Coping. // Encyclopedia of Adolescence, — 2011, — P. 109—118.
  64. Fernando G., Josep M. P., Xavier T., Xavier C., Manuel V. Three dimensions of coping and a look at their evolutionary origin // Journal of Research in Personality, Volume 41, Issue 5, October 2007, Pages 1032-1053.
  65. Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. — 2000. — Т. 37. — № 3. — С. 727—745.
  66. Gould L.F., Hussong A.M., Keeley M.L. The Adolescent Coping Process Interview: Measuring temporal and affective components of adolescent responses to peer stress // Journal of Adolescence, — 2008 — 31, Iss. 5, — P. 641—657.
  67. Gould M.S., Teenagers’ Attitudes About Coping Strategies and Help-Seeking Behavior for Suicidality / Gould M.S., Velting D., Kleinman M., Lucas C., Graham J.T., Chung M. // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, — 2004, — 43, Iss. 9, — P.1124—1133.
  68. Hampel P., Petermann F., Perceived stress, coping, and adjustment in adolescents // Journal of Adolescent Health, — 2006 — 38, Iss. 4, — P. 409—415.
  69. Horwitz A.G., Hill R.M., King C.A. Specific coping behaviors in relation to adolescent depression and suicidal ideation // Journal of Adolescence, — 2011, — Vol. 34, Iss. 5, — P. 1077—1085.
  70. James A., Bonnie A. Coping with stress across the lifespan: Absolute vs. relative changes in strategy // Journal of Applied Developmental Psychology, — 2007 — Vol. 28, Iss. 4, — Pages 298—317.
  71. Kardum I., Krapić N. Personality traits, stressful life events, and coping styles in early adolescence // Personality and Individual Differences, — 2011, — 30, Iss. 3, — P. 503—515.
  72. Kowalski K.C, Coping with Social Physique Anxiety in Adolescence / Kowalski K.C, Mack D.E., Crocker P.R.E., Niefer C.B., Flemin T.-L. // Journal of Adolescent Health, — 2006, — 39, Iss. 2, — P. 275.e9—275.e16.
  73. Legerstee J.S., Cognitive coping in anxiety-disordered adolescents / Legerstee J.S., Garnefski N., Verhulst F.C, Elisabeth M., Utens W.J // Journal of Adolescence, — 2011, — Vol. 34, Iss. 2, — Pages 319—326.
  74. Muna Al-B., Age and gender differences in coping style across various problems: Omani adolescents’ perspective Original Research Article / Muna Al-B., Said A., Hussain A., Ali K., Abdulqawi A. // Journal of Adolescence, — 2013. — Vol. 36, Iss. 2, — P. 303—309.
  75. Sek H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support // Polish Psychol. Bull. — 1991. — V. 23 (3). — P. 151—161.
  76. Shulman S. Close relationships and coping behavior in adolescence // Journal of Adolescence, — 1993, — 16, Iss. 3, — P. 267—283.
  77. Wagner E.F., Myers M.G., McIninch J.L. Stress-coping and temptation-coping as predictors of adolescent substance use // Addictive Behaviors, — 1999, — 24, Iss. 6, — P. 769-779.
  78. Xiu H.M., Coping as a Mechanism Linking Stressful Life Events and Mental Health Problems in Adolescents / Xiu H.M., Fang B.T., Yu H.W., Yan H., Ren X.W. // Biomedical and Environmental Sciences, — 2011, — Vol. 24, Iss. 6, — P. 649—655.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф