Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития водного туризма 5
1.1. Сущность, виды и формы туризма 5
1.2. Место и роль водного туризма в общем туризме 12
1.3. История появления и развития водного туризма в мире и в России 17
Глава 2. Анализ развития водного вида туризма 22
2.1. Метод оценки развития водного туризма 22
2.2. Структура и динамика развития водного вида туризма в мире 27
2.3. Проблемы развития водного вида туризма в России 38
Глава 3. Пути совершенствовании и перспективы развития водного вида туризма 46
3.1. Рекомендации по совершенствованию развития водного вида туризма в России 46
3.2. Социально-экономическая эффективность развития водного вида туризма в России 53
3.3. Перспективы развития водного вида туризма в России 56
Заключение 60
Список литературы 63
Введение
В большинстве стран мирa туризм играет значительную роль как в экономике, так и в стимулировании социального развития регионов. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Кроме того, в настоящее время мы наблюдаем тенденцию увеличения доли внутреннего туризма на 30-40%. Все больше Россияне отдают предпочтение отдыху в своей стране, что согласуется с общемировой тенденцией развития туризма.
Водный туризм в мире является одним из самых перспективных направлений развития туризма. Водный туризм является самостоятельным видом туризма и имеет ряд отличительных свойств. Круизы предлагают полноценный отдых туристам, где учтены все запросы туристов.
История водного туризма прошла огромный путь своего становления, претерпев несколько этапов модернизации, что привело к невероятному всплеску популярности на круизы во всем мире. Важно отметить, что организация круизов является основополагающим и тщательно прорабатываемым процессом, так как в наши дни лайнеры сами по себе уже являются туристической достопримечательностью.
Объектом исследования в работе выступает водный вид туризма.
Предметом исследования в работе является состояние водного вида туризма.
Целью данной работы является исследование современного состояния и перспектив развития водного вида туризма.
Задачи:
— изучить сущность, виды и формы туризма;
— рассмотреть место и роль водного туризма в общем туризме;
— изучить историю появления и развития водного туризма в мире и в России;
— проанализировать структуру и динамику развития водного вида туризма в мире;
— определить проблемы развития водного вида туризма в России;
— предложить рекомендации по совершенствованию развития водного вида туризма в России;
— оценить социально-экономическую эффективность развития водного вида туризма в России;
— выделить перспективы развития водного вида туризма в России.
Методологическая основа исследования: применяются как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Определена база, методы и этапы исследования.
Теоретическую основу данного исследования составили работы следующих авторов: Алексушин Г.В., Баженова Е.К., Василенко Е.В., Войт., Галимова Л.И.,
Гомольская А.А., Гомольский А.С., Гришин С.Ю., Деньщик А.С.,Земсков А.А., Кицис В.М., Кулик В.В., Лисьев М.Е., Мартынов А.Е., Морозова О.Н., Наумов Ю.М., Никифоров А.И., Савченко Д.Д. и др.
Практическая значимость исследования состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию развития водного вида туризма в России.
Структура работы: введение, основная часть из трех глав, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты развития водного туризма
1.1. Сущность, виды и формы туризма
Водный вид туризма — это туры, организованные в экологические нетронутые уголки природы. К данному виду туризма относят разные экспедиции, плавание на яхтах и сплавы по горным рекам, (рафтинг) . Единого определения понятия «водный туризм» не существует. Литературный обзор показывает, что каждый исследователь обозначает термин «водный туризм» по-своему.
С. Н. Бабурин считает, что водный туризм — это вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств.
По А. Н. Кугушеву, водный туризм — это один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности такими способами, как сплав по рекам, парусный туризм, морской каякинг.
В. В. Плис отмечает, что водный туризм является спортивным туризмом, за исключением каких-либо путешествий по воде, которые осуществляются с рекреационной целью (круизы). Существует множество разнообразных видов такого туризма, которые различаются между собой по сложности прохождения и по способу управления плавсредствами. Например, А. М. Пучкин к водному туризму относит абсолютно все виды отдыха на воде, не только экстремальные.
Указанные авторы считают, что понятие «водный туризм» включает в себя и экстремальный туризм, и спокойное времяпровождение, и отдых на воде, который осуществляется с использованием различных видов водного транспорта для преодоления маршрута по воде путем сплава. К водному туризму также относят парусный туризм и морской каякинг.
На наш взгляд, водный туризм объединяет в себе и познание окружающего мира, и активный отдых, и оздоровление организма, и спорт. Высокий уровень комфорта, большая вместимость, реализация различных видов и целей туризма (и познавательный, и паломнический, и бизнес-туризм), возможность полноценного и комплексного отдыха — все это делает данный вид туризма массовым и популярным. Вместе с тем следует отметить такие факторы, как невысокая скорость движения судна, ограниченная мобильность, часто возникающая «морская болезнь» у людей, а также зависимость от погодных условий [11, c. 87].
Для организации туров в водном туризме используют спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции, приводимые в движение силой течения (рафтинг), мускульной силой (сплав, каякинг) или силой ветра (парусный туризм). Водные туры можно разделить на шесть категорий: первые три категории — это несложные маршруты с минимальным количеством препятствий, например, небольшие мели или перекаты, отмели, данные маршруты доступны для новичков; а следующие три категории предназначены для хорошо подготовленных туристов, где нельзя допускать ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям. Россия как страна с большим разнообразием водных ресурсов позволяет совершать путешествия любой сложности [9, c. 52].
1. Одним из наиболее популярных видов водного туризма являются сплавы, которые, в свою очередь, подразделяются на сложные (для подготовленных групп туристов) и простые маршруты (для новичков). Сплавы хороши как активный вид отдыха для всей семьи. Во время таких сплавов можно наслаждаться живописными берегами рек, завораживающей природой, высадиться и прогуляться по береговой линии. Сплавы прекрасно сочетаются с познавательным туризмом и дают возможность знакомства с культурно-историческими достопримечательностями. Для сплавов используют катамараны, плоты, надувные лодки, которые движутся за счет течения воды либо с помощью весел или мотора.
2. Рафтинг подразумевает под собой сплав по бурным горным рекам с порогами, водопадами и перекатами. Рафт — это большое надувное, бескаркасное судно, которое обладает большой плавучестью, они надежны и устойчивы на воде, а также могут вмещать от 6 до 12 человек, что позволяет сплавляться сразу всей группой.
3. Самый романтичный парусный туризм — это не только спорт, но и просто хождение под парусами. Рафт дает возможность как одиночного, так и группового плавания. Кроме парусных яхт также используют байдарки, катамараны, шлюпы [23, c. 87].
4. Одним из самых экстремальных видов туризма является дайвинг, или подводное погружение, даже для самого кратковременного погружения под воду необходимо обучение. У этого вида туризма есть огромный плюс, им можно заниматься круглый год. Вместе с тем дайвинг является достаточно дорогим видом спорта, набирающим популярность в России.
5. Каякинг — это плавание на быстроходных вытянутых лодках «Каяк». Это спортивный и активный вид отдыха достаточно разнообразен:
1) прогулки и путешествия по спокойной водной поверхности озера, морских заливов, равнинных рек;
2) каякинг с преодолением препятствий в бурном потоке воды;
3) родео или фристайл на воде, когда выполняются акробатические трюки во время неоднородных потоков воды.
6. Водные лыжи — популярный вид летнего развлечения и спорта, когда катание по поверхности воды происходит на специальных лыжах, держась за фал (трос), закрепленный за катером (моторной лодкой), обеспечивающим тягу водного лыжника. С 2009 года водным лыжам присвоен статус олимпийского вида спорта [24, c. 116].
7. Вейкбординг — одна из разновидностей буксировки за катером.
8. Рыбалка является одним из самых древних видов водного спорта. Например, в Бурятии многие базы отдыха и туристические фирмы, расположенные на берегах водоемов, предлагают незабываемые рыболовные туры для фанатов рыбалки. Это могут быть настоящие рыболовные путешествия, от сплавов по диким рекам и ночевок на необитаемых берегах до современных рыболовных отелей с высоким уровнем сервиса [22, c. 74].
Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции, приводимые в движение силой течения (рафтинг), мускульной силой (сплав, каякинг) или силой ветра (парусный туризм).
Для сплавов используются следующие суда.
Катамараны — двухкорпусные судна, корпуса их соединяются сверху рамой:
— сплавные катамараны, используемые для сплава по рекам.
— парусные катамараны, для совершения путешествий под парусом (в том числе морского и океанского класса) [13, c. 56].
Байдарки и каяки — маломерные лёгкие беспалубные судна, приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека.
Плоты — суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью:
— деревянные плоты (из брёвен);
— рамные с надувными элементами;
— честеры — разновидность плота, отличающаяся способом гребли и посадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна;
— надувные (рафт) [15, c. 66].
Каждая река своеобразна и сложность водного маршрута определяется скоростью течения реки, уровня воды, протяженностью маршрута и количеством препятствий. Уровень воды в реке зависит от времени года, а
скорость течения реки зависит от падения реки. Основными препятствиями на реках являются пороги, каменистые перекаты и водопады.
Водные походы условно разделяются на некатегорированные и категорированные (с 1 по 6 категорию сложности).
Категории водных маршрутов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Категории водных маршрутов [21, c. 56]
Категория | Описание |
Категория I | Быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Опасности минимальны, самоспасение не затруднено, доступно для новичков. |
Категория II: для любителей | Простейшие пороги с умеренными валами. Все линии очевидны с наплыва. Возможно прохождение на открытых судах (каяках, байдарках, каноэ) без юбки. Могут потребоваться простейшие умения управления судном. Безопасно плавание отдельно от судна, особенно в группе. Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. |
Категория III | Несложные пороги с умеренными валами, которых не так просто избежать. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Необходимы навыки управления судном. Желательны просмотры некоторых участков для новичков. Плавание отдельно от судна безопасно, если в группе присутствуют более опытные спасатели, но можно получить легкие ушибы. Здесь упасть за борт – легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. |
Категория IV | Сложные пороги, требующие уверенных навыков управления судном. Необходим уверенный навык захода и выхода из уловов. Могут встречаться большие валы, бочки и высокие сливы, которых невозможно избежать. Просмотры некоторых участков необходимы. Для успешного прохождения может понадобиться обязательное выполнение некоторых маневров. Разнообразные, но предсказуемые водные структуры. Плавание отдельно от судна может угрожать здоровью, самостоятельное спасение может быть крайне затруднено. Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках. |
Категория V | Очень сложные пороги, часто осложненные непрерывностью. Обязателен 100%-ый эскимосский переворот и очень уверенное управление судном. Пороги могут содержать места, обойти которые необходимо для сохранения здоровья и жизни. Плавание отдельно от судна допускать нельзя ни в коем случае. Некоторые участки могут быть обязательны для прохождения в виду отсутствия возможности обойти. Просмотр порогов и страховка чаще всего необходимы, но могут быть сильно затруднены и даже невозможны, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. |
Группы водников, как любителей, так и организованные группы, начиная после схода льда с водоемов и рек (с начала мая до ноября) на различных сплавных средствах: байдарках, катамаранах, надувных лодках, идут в походы и едут в путешествия по рекам и озерам нашей необъятной страны. Это и отдых на воде, поход с преодолением водных препятствий (порогов и перекатов), изучение родного края и достопримечательностей.
Но, все, же по статистике самый популярный вид водного туризма — это рафтинг. Рафтинг – это групповой вид водного туризма, где на больших надувных судах располагаются группы по 6 и более человек, с целью передвижения по водоему. Туристам — новичкам, предлагаются туры не более 3 категории сложности, в течение всего тура их будет сопровождать опытный инструктор. Но даже для прохождения, на первый взгляд, самого несложного похода турист-водник должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, владеть вопросами безопасности и управления судна.
В индустрии круизного туризма, как и в любом другом виде туризма имеются определенные тенденции и перспективы развития. Что непременно должно учитываться организаторами данного вида путешествия [19, c, 56].
Организация развлечений — еще одна особенность круизного тура. На круизных лайнерах можно посетить тематические клубы, посмотреть потрясающие выступления народных и эстрадных ансамблей, поучаствовать в массовом шоу или окунуться в мир казино. При этом, для самих туристов действует система «all inclusive», что предполагает включение в стоимость тура следующих элементов:
— проживание;
— питание;
— пользование спортивными залами и инвентарем;
— развлекательную программу;
— транспортировку туриста к порту отплытия;
— автопаркинг и ряд других услуг.
Немаловажен тот факт, что как для российских, так и для иностранных граждан, отправляющихся в круиз, действует безвизовый режим. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение двух-трех суток, без наличия визы. И при этом делать это абсолютно легально.
Если и говорить о недостатках круизных туров, то это — дороговизна. По цене круизные туры делятся на:
— экономичные (75-150$ чел./сут.);
— классические (100-200$ чел./сут.);
— премиум (150-400$ чел./сут.);
— люкс (700-1000$ чел./сут.);
— эксклюзивные (более 1000$ на человека в сутки) (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. Классификация круизных туров по стоимости путевки, чел./сут. [2, c. 28]
По протяженности, круизные туры можно разделить на морские, речные и кругосветные круизные путешествия.
Каждый из перечисленных видов круизных путешествий имеет свои отличительные особенности. Какие именно — рассмотрим ниже.
Морской круиз — путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран. Круизные лайнеры, осуществляющие передвижение по морю, бывают следующих категорий:
-стандарт (от 2* до 4*);
— премиум (от 5* до 5*+);
— люкс (6*).
Варьируются и типы кают на таких суднах. Их стоимость напрямую зависит от площади, стиля интерьера, комфортабельности, наличия удобств.
Бывают каюты с искусственным освещением (более экономичный класс), с окнами (стандартный тип размещения) и даже с балконами (каюты премиум класса) [16, c. 87].
Применительно для российских граждан, круизные туры остаются популярным туристическим направлением круглый год. В зимнее время россияне отправляются чаще всего в ОАЭ и Юго-Восточную Азию, а в летнее – в Скандинавию и страны Балтийского бассейна полюбоваться красотой северных стран.
Одна из тенденций российского круизного рынка – это расширение целевой аудитории за счет менее состоятельных туристов. Круизы стали интересны людям зрелого возраста.
Средний возраст целевой аудитории круизных туров в настоящий момент лежит в диапазоне от 18 до 50 лет. А это значит, что ранее распространенное мнение о том, что круиз –дорогостоящий отдых для состоятельных возрастных пар, ценящих комфорт, в настоящий момент является в корне неверным [18, c. 174].
Таким образом, водный туризм как вид активного отдыха предполагает путешествие, позволяющее отдохнуть, увидеть в пути красивые природные ландшафты, познакомиться с культурой и историей народов, их достопримечательностями, знакомство с участниками группы и людьми, проживающими в населённых пунктах по маршруту путешествия.
1.2. Место и роль водного туризма в общем туризме
Водный туризм — один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности, путем сплава по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах.
По числу туристов – водников, водный туризм стоит на первом месте, как и очень массовый – пешеходный. Водный туризм — это познание, активный отдых, спорт и оздоровление, доступен он всем здоровым людям.
Водный туризм имеет множество разновидностей и видов, поэтому он один из самых массовых и популярных видов туризма. В течение последних лет, по статистике, в спортивных походах участвует более 300 тыс. туристов в год, из них в водных — около 30%, в пешеходных примерно 30%, в горных — 19%, в лыжных — 10% всех туристов.
Спортивные туристские походы совершаются в соответствии с «Правилами проведения туристских спортивных походов», утвержденными Центральным советом по туризму и экскурсиям 16 мая 1987 г., и Единой спортивной классификацией, утверждаемой Госкомспортом. Водный туризм включает также походы на парусных судах, которые пока не регламентируются упомянутыми документами, и походы по плановым водным маршрутам [22, c. 55].
В России развитию водного туризма способствуют наличие довольно большого количества разнообразных сплавных средств и широкое развитие самодеятельного конструирования и изготовления туристских судов.
На текущий момент в водном туризме произошли важные изменения: усовершенствовалась техника управления судами благодаря освоению методов водного слалома, изменились к лучшему и возникли новые туристские средства, появились существенные варианты для изготовления судов с любым запасом плавучести.
Отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья (медленное перемещение по водным пространствам снимет стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма). По социальному составу в водные путешествия отправляются с семьей (55%), друзьями и знакомыми (27%), в одиночку (18%). Возрастной состав туристов, путешествующих по воде, составляет: до 25 лет — 30%, от 25 до 40 лет — 22%, старше 40 лет — 48%.
Один из самых интересных видов туризма – это водный туризм, который сочетает в себе здоровый образ жизни, передвижение, удовольствие от преодоления сложных маршрутов, упоение природой и освоение природных территорий.
В современном мире экономическая и экологическая устойчивость путешествий имеет большое значение для международной политики, национальных правительств, представителей бизнессообществ. Основанный на понятиях устойчивости, зафиксированным в отчете ООН, устойчивый туризм «полностью учитывает его нынешние и будущие экономические, социальные и экологические последствия для удовлетворения потребностей посетителей, промышленности, окружающей среды и принимающих сообществ» [4, c. 54].
Для ЮНВТО цель заключается в поощрении туристической деятельности, которая поддерживает существующие экологические нормы, обрабатывает, сохраняет природное и культурное наследие, признает и включает в себя население принимающей стороны, генерирует занятости и сокращает бедность. В своей основе практика устойчивого туризма способствует устойчивости как экологические системы, так и человеческие сообщества.
В то время как водный туризм может создавать значительные экономические возможности, экологические и социокультурные последствия круизного туризма в большей мере уже установлены. Были подняты проблемы о воздействии на природные ресурсы в местах, которые посещают судна, в том числе от выбросов в атмосферу, сточных вод, утечек топлива, трюмных вод и водяного балласта, звуковые и световые эффекты и физические нарушения в местах обитания животных. В это время круизная индустрия заявила о своей приверженности устойчивым практикам и начала документировать прогресс, но проблемы остаются. В 2019 году корпорация «Carnival» была оштрафована на 20 миллионов долларов за демпинг пластиковыми и пищевыми отходами на Багамах и попытки скрыть свои действия. В 2016 году «Princess Cruises» были оштрафованы на 40 миллионов долларов за семь преступлений, совершенных в уголовном порядке на пяти кораблях, и за изменение их бортового состава, системы для обхода, системы очистки воды. Воздействия не ограничиваются природными ресурсами.
Круизные линии все чаще предлагают маршруты в удаленные пункты назначения для удовлетворения потребностей клиентов. Растет спрос на природный туризм, включая объекты Marine World Heritage (MWH). В 1972 году Конвенция о наследии, призванная сохранить самые выдающиеся природные и культурные объекты мира, установила, что «природу необходимо сохранить как часть мирового наследия человечества в целом».
В 2005 году была разработана Программа морского наследия ЮНЕСКО, призванная сосредоточить внимание на морских экосистемах и обеспечить сохранение для морских объектов «выдающейся универсальной ценности». Они включают коралловые рифы, такие как «Большой Барьерный риф» в Австралии или «Белизский Барьерный риф», морскую траву устья рек, например, Вадден-Зее, атоллы и острова в южной части Тихого океана, геологически уникальные острова, такие как Сертси в Исландии. К 2019 году 50 морских объектов в 37 странах мира были включены в список всемирного наследия на основе их биоразнообразия, красоты или геологии. Морская программа Всемирного наследия привлекает глобальное внимание к этим исключительным местам [13, c. 58].
Переходим к другим не менее важным факторам, влияющим на развитие водного туризма. Экономические выгоды приходят от нескольких ресурсов:
а) пассажиры и экипажи;
б) эксплуатационные расходы;
в) расходы на содержание судна и связанные с этим расходы;
г) портовые расходы;
д) налоговые расходы;
е) страхование;
ж) некоторые другие расходы на обслуживание.
Многие круизные компании предпочитают регистрировать суда под флагами удобных стран, чтобы минимизировать уплату местных налогов и освобождение от уплаты определенных налогов и сборов.
Всякий раз, когда есть люди, всегда будут отходы. Особенно в наше время способность создавать отходы увеличивается, начиная от упакованных изделий до технологических отходов. Есть как необходимые, так и ненужные отходы, такие как балластная вода для первого и твердые отходы для последнего. Во избежание таких угроз следует применять улучшенные программы безопасности воды [6, c. 39].
Для сохранения экосистем к экологической устойчивости нужно относиться серьезно. Туристическая деятельность косвенно использует экосистемы, в которых задействован исторический туризм, морской, пляжный. Тщательное планирование может помочь создавать и поддерживать экологически устойчивый туризм.
Устойчивый туризм учитывает благосостояние населения в пунктах назначения, защищая местное наследие и улучшая их условия.
Туристическая деятельность может создавать экономические возможности для местного населения и вносить вклад в региональный бюджет. Американские ученые провели исследование и разработали основные экономические факторы. Интенсивность спроса является ключевым фактором при определении регионов круиза. Фактическая интенсивность спроса варьируется от редко посещаемых или экспериментальных или приключенческих районов круиза Аляски, Антарктиды и Амазонки, к большинству часто посещаемых или популярных направлений круизов по Карибскому и Средиземному морям.
Объекты морского всемирного наследия предлагают уникальные биологические и культурные ресурсы, которые важны для функционирования глобальной экосистемы. Коралловые рифы, поля с угрями, атоллы, мангровые леса и лагуны обеспечивают настройки биоразнообразия с критическими ролями в хранении углерода и здоровья океана. Все это наследие может быть погублено в случае, если туристы будут недостаточно проинформированы о правилах поведениях в таких зонах. Крайне важна ответственность экипажа и компаний. Тем не менее, вклад круизной индустрии в развитии морского наследия не оспорим. Социокультурная и экономическая устойчивость играет важную роль в круизной индустрии. Ключевые проблемы включают в себя сотрудничество между соседними портами, качество жизни, доступность отдыха, управление местной инфраструктурой, общественный транспорт, дорожные заторы, защита культурного наследия города, сокращение давления на основные зоны притяжения через реализацию диверсифицированных предложений, продвижение местной экономики (малые предприятия, типичные продукты питания, производство продукции) и контроль цены на услуги [5, c. 90].
Сфера экологического воздействия очень широка. Для того чтобы лайнеры и суда не стали отправной точкой глобальных и локальных проблем, компаниям важно соблюдать законы и правила морских перевозок, инструктировать и обучать персонал для создания прочной системы предотвращения и избежание нарушения экологических норм.
1.3. История появления и развития водного туризма в мире и в России
Одними из первых судов, позволяющих передвигаться по водной глади, были гребные суда, служившие простейшим транспортом в древние времена.
Родоначальниками этого способа передвижения можно считать челноки, использовавшиеся в каменном веке.
Морские путешествия Афанасия Никитина — первые известные документальные заметки водных путешествий в России, экспедиция которого в середине 15-го столетия «ходила за три моря». Маршрут похода, целью которого было исследование новых торговых путей, лежал через Персию, Индию, Африканский берег, Турцию. Хоть поездка и не была туристической, ее можно изначально считать родоначальницей российского водного туризма [20, c. 74].
Неизведанное всегда манило русских путешественников, поэтому водные походы приобретают не только торговый, но и познавательный характер: в 1628 г. Ерофей Хабаров, изучая Сибирь, совершает Амурские походы.
После того, как первые русские путешественники начали исследовать моря, за такое главное и передовое направление обратил внимание Петр I. Он не только развил кораблестроение, морские экспедиции и торговлю, но и научил людей путешествовать с познавательными и развлекательными целями.
В 18 веке водный туризм стал важной частью светской жизни. Дворяне, томимые хандрой и иными «модными» болезнями, путешествовали по Европе, Америке, Востоку. Дышали соленым морским воздухом, изучали иные страны и расширяли свой кругозор.
Примерно до середины 19 века в России водный туризм (путешествия), в основном, преследовал сугубо утилитарные цели – это экспедиции с торговыми, исследовательскими, научными целями. А путешествовать, заниматься туризмом, по морям могли позволить себе только состоятельные люди, чему способствовали политические, экономические и социальные особенности имперской России.
Возрождение туризма возобновилось лишь в двадцатые годы 20- го столетия.
В 1918 году появилась первая туристская организация под названием «Бюро школьных экскурсий». Советское правительство всерьез озаботилось здоровьем населения и начало активно строить дома отдыха, турбазы и санатории, переделанные из церквей, а также усадеб бывших помещиков и «кулаков».
В это же время стал активно развиваться самодеятельный туризм, люди предпочитали «дикий» отдых у костра, дальние походы в заброшенные места, гитары, бардовские песни и абсолютную свободу — хотя бы на несколько дней отпуска. Туристы любители стали объединяться в клубы по интересам, составляют собственные маршруты и устраивают соревнования. Так появляется «спортивный водный туризм» [25, c. 89].
Первый морской круиз в советское время состоялся в 1930 году на теплоходе «Абхазия» и был осуществлен вокруг Европы. Организован он был ТПТЕ (Общество пролетарского туризма и экскурсий — всесоюзная туристическая организация) для 250 ударников труда. Теплоход заходил в порты Германии, Италии и Турции (Великобритания и Франция не позволила заходить в свои порты). А 1931 советская организация, получившая монопольное право на осуществление иностранного туризма в СССР — «Интурист» совместно с Институтом Арктики организовала уникальный круиз по Северному Ледовитому океану на ледоколе «Малыгин» к берегам земли Франца Иосифа.
Также в Советское время большую популярность имели речные круизы по Волге и её притокам, по Черному морю. Круизы были наследниками транзитных пассажирских перевозок, но пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путевки распространялись через профсоюзные организации, и доставались работникам предприятий значительно дешевле реальной стоимости.
Самый популярный маршрут в Европейской части России считался «Москва – Астрахань».
Путешествия туристов по внутренним водным артериям России регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и Уставом внутреннего водного транспорта.
В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах [29, c. 69].
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.
С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф