Скоро защита?
Меню Услуги

Современное состояние и перспективы развития водного вида туризма. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Глава 3. Пути совершенствовании и перспективы развития водного вида туризма

3.1. Рекомендации по совершенствованию развития водного вида туризма в России

Как отмечают мировые эксперты, круизная индустрия продолжает развиваться, завоевывая все больше приверженцев. Согласно данным доклада Международной ассоциации круизных линий (CLIA), число круизных поездок неуклонно растет, в 2019 г. круизный турпоток составит 27,2 млн пассажиров. В развитых в туристском отношении странах, круизы давно имеют успех и вполне востребованы, а в России круизы только постепенно набирают популярность. В связи с этим, следует обратить внимание на то, что мероприятия по совершенствованию процессов формирования и продвижения отечественного круизного турпродукта требуют всестороннего анализа и комплексного планирования.
На сегодняшний день, использование национальных туристских ресурсов в полном объеме сдерживается ограниченными возможностями инфраструктуры и материально-технической базы речного круизного туризма, что, в свою очередь, сдерживает рост прибытий круизных туристов в российские регионы. Но именно туристы, путешествующие по России, инвестируют в развитие инфраструктуры и материально-технической базы региональной туриндустрии, способствуют созданию новых национальных турпродуктов.
Развитие речного круизного рынка в Российской федерации нуждается в поддержке и создании водной инфраструктуры, в совершенствовании круизного туристского продукта. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристским ресурсам дано следующее определение.
Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Российская Федерация обладает уникальными природными ресурсами для организации речных круизных путешествий. В европейской части России внутренними каналами, а также посредством рек и озер соединены в единую сеть: Балтийское, Белое, Черное, Азовское и Каспийское моря. Эта удобная воднотранспортная магистраль соединяет Северо-Западный, Центральный и Южный районы страны.
Водная система России включает реки: Волгу, Каму, Оку, Свирь, Обь, Енисей, Лену, Иртыш, Амур и др. и озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское. Для туристских путешествий используются каналы: Беломорско-Балтийский, протяженностью 227 км; Волго-Балтийский — 361 км; Волго-Донской — 101 км. Общая протяженность внутренних судоходных путей Российской Федерации составляет 101,5 тыс. км., из которых более 16 тыс. км – это искусственно созданные каналы и водохранилища. Более подробно данные по протяженности внутренних водных судоходных путей представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Протяженность внутренних водных судоходных путей

Показатель 2005 год 2010 год 2015 год 2019 год
Внутренние водные судоходные пути, тыс.

км

101,7 101,4 101,7 102,3
Плотность внутренних водных судоходных

путей, км на 1000 км2

территории

5,9 5,9 5,9 5,9
Интенсивность перевозок пассажиров по

внутренним водным судоходным путям на

1 км протяженности путей, тыс. пассажирокм

8,7 7,6 4,9 5,4

 

Однако, при сохранении протяженности и плотности водных судоходных путей, интенсивность перевозок пассажиров снизилась с 2005 г., но в последнее время имеет тенденцию к восстановлению.
Помимо природных ресурсов для возможности развития речного круизного туризма требуется поддержка и строительство судов и инфраструктурных объектов. В настоящее время на внутренних водных путях Российской Федерации эксплуатируются 1100 пассажирских судов, которые можно разделить на три основные группы:
— крупные водоизмещающие суда для длительных поездок и туристских путешествий (зарубежной постройки);
— малые водоизмещающие суда, обслуживающие местные, пригородные, внутригородские, экскурсионно-прогулочные линии и переправы (отечественной постройки);
— скоростные суда (отечественной постройки).
Общее количество пассажирского и грузопассажирского водного транспорта представлено в таблице 3.2.

Таблица 3.2. – Наличие речных и озерных судов (составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики)

Из данных таблицы видно, что за последние 10 лет общее количество судов сократилось почти на 6,7 тыс. единиц, однако это в меньшей степени коснулось пассажирских судов, увеличение числа которых наблюдается в последние три года. Несмотря на то, что подпрограммой «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России «2010-2015 годы» было предусмотрено строительство новых судов пассажировместимостью 212 человек с общим объемом финансирования 33 млрд рублей из внебюджетных источников, по данным Росстата в «программные» годы, количество судов не увеличилось, а уменьшилось.
В отдельных случаях, ведущие судоходные компании пытаются самостоятельно реализовать программы строительства пассажирских судов. Так, например, круизная компания ООО «МосТурфлот» ведет строительство новейшего высоко комфортабельного четырехпалубного круизного лайнера «Петр Великий», который будет предназначен для работы, как на внутренних водных линиях по рекам Европейской России, так и для выходов в морские районы плавания. Суда подобного класса не строились в России более 60 лет.
Навигация запланирована на лето 2019 года. На сегодняшний день на дальних речных круизных маршрутах эксплуатируются комфортабельные теплоходы вместимостью от 332 до 439 пассажиров, построенные на верфях Германии, Австрии, Финляндии, Швеции, крейсерская скорость которых 25-27 км/ч.
На сегодняшний день необходима новая концепция пассажирских теплоходов, предусматривающая не только повышенную комфортность кают и высокую пассажировместимость судна, но также возможность их эксплуатации в межнавигационный период. Суда класса «река-море» по окончании периода навигации могут быть использованы в теплых морях. Другой вариант предусматривает их использование в качестве гостиниц в зимний период. Данные меры позволяют не только обеспечить работой экипажи и персонал теплоходов, но и способны сократить период окупаемости вложений в строительство таких судов.
Речной круизный туризм в России, безусловно, имеет большой потенциал, что связано с развитой системой внутренних водных путей и наличием значимых природных и культурных объектов, расположенных вдоль рек. Однако, круизным компаниям еще предстоит проделать большую работу по продвижению круизного туристского продукта и повышению качества обслуживания на борту.
Рассмотрим перспективы развития круизного туризма в рамках кластера круизного и водного туризма «Волжское море».
Одной из перспективных территорий для развития речного круизного туризма как на внутреннем, так на въездном рынке, является территория Волжского водного бассейна. Волжский бассейн, всегда играл важную роль в развитии экономических отношений, культурных контактов между народами и государствами и издревле считался не только главной транспортной артерией страны, но и мостом между цивилизациями Востока и Запада. Сегодня судоходный путь по р. Волге объединяет более 90 городов, 11 областей, четыре республики и три федеральных округа. В волжском бассейне туристские перевозки осуществляются по 50 маршрутам.
В настоявшее время разработана концепция кластера круизного и водного туризма «Волжское море» для включения данного проекта в новую ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2019 — 2025 годы».
Планируется, что «Волжское море» охватит территории особой экономической зоны «Завидово» и городов: Калязин, Кимры, Конаково, Тверь и Весьегонск, которые будут развивать свои специфические направления туризма:
— Калязин – позиционируется как территория семейного и детского отдыха;
— В Кимрах можно будет ознакомиться с бытом провинциального русского города XIX века;
— Конаково станет культурным центром курортной зоны «Конаковская Ривьера»;
— Тверь – территория историко-культурного туризма;
— Весьегонск – территория гастрономического туризма;
— В Завидове, как центре рекреационного туризма в Тверской области, планируется создать транспортно-пересадочный узел, который обеспечит быструю и удобную логистику, объединит автомобильный, железнодорожный и водный туристический транспорт.
Особая экономическая зона «Завидово» — единственная ОЭЗ туристскорекреационного типа в Центральном федеральном округе, создана в 2015 г. В мае 2018 г. правительством Тверской области утвержден проект планировки территории, по которому «Завидово» делится на семь зон, где предусматривается строительство гостиничных комплексов, апартаментов, кемпингов, аквапарка, парка развлечений, конгресс-холла, аэропарка, центра обслуживания маломерных судов, агротуристического комплекса. Проект предполагает развитие зоны до 2030 года, общая площадь проектирования: 380 га, объем инвестиций в развитие территории превышает 10 млрд рублей.
Операторам рынка речных круизов стоит обратить внимание на потенциал и темпы развития инфраструктуры круизного туризма Волжского бассейна. Уже сегодня стоит преступать к разработке новых туристских продуктов, основанных на культурных, природных и инфраструктурных ресурсах этой территории. В современных условиях глобализации мировой экономики важным вопросом развития национального рынка туристских услуг является его интеграция в глобальный туристский рынок.
Следовательно, предложение российского круизного продукта должно соответствовать требованием международного рынка. В результате проведенного анализа речного круизного рынка можно сформулировать следующие выводы:
1. Водный туризм представляет собой один из сложных видов туризма, поскольку включает в себя много комплексных продуктов: организация питания, экскурсии по городам, развлекательная программа и путевая информация. Все это невозможно предоставить туристу в качественном виде, не имея хорошей инфраструктуры необходимой для развития круизного туризма.
2. Планомерная реализация потенциала развития речных круизов в Российской Федерации позволит не только увеличить доходы туриндустрии, но и обеспечить ускоренное развитие смежных отраслей экономики, повысить престиж туризма в Российской Федерации и добиться позитивных структурных изменений в таких сферах как экология и благоустройство городов.
3. Комплексный подход к анализу и решению совокупности инфраструктурных и сервисных проблем, существующих на российском рынке речных круизов, позволит эффективно развивать круизный туризм в нашей стране и сделает возможным рост въездного туристского потока в Россию и будет способствовать активизации внутреннего туризма.
4. Развитие круизного туризма может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности российского туристского продукта и привлекательности нашей страны как места отдыха и путешествий, а также помочь привлечь дополнительные доходы в бюджеты регионов России.
5. Для развития круизов, помимо строительства комфортабельных пассажирских судов, необходимо создание современной портовой инфраструктуры (пассажирских терминалов, причалов и т.д.) в субъектах Российской Федерации. Соответственно, государство должно выделять средства для оборудования пассажирских портов и строительства теплоходов. Меры по реновации и строительству пассажирского флота способны вывести речные пассажирские регулярные и круизные перевозки из кризиса, повысить безопасность судоходства, обеспечить потребности населения и экономики страны в речных перевозках и круизных путешествиях.

3.2. Социально-экономическая эффективность развития водного вида туризма в России

Водный вид туризма оказывает существенное прямое и косвенное влияние на экономику региона. В качестве прямого воздействия туризма на экономику региона отмечается влияние оного на следующие сопутствующие секторы:
1) на транспорт, который является важной составляющей в путешествии туриста: качество, безопасность и время перемещения являются важными характеристиками, влияющими на стоимость путешествия, а иногда и определяющими, основными;
2) на сферу размещения, которая также считается одним из важнейших секторов в системе туризма, который определяет реальную возможность приема туристов в определенном регионе;
3) на общественное питание и торговлю, которые служат для удовлетворения потребностей туристов в питании и в приобретении овеществленных элементов потребляемых впечатлений и торговых услуг;
4) на индустрию развлечений и аттракции, формирующую специфические особенности и уникальность турпродукта;
5) на страхование, которое влияет на безопасность в туризме;
6) на банковские и финансовые услуги, позволяющие совершать туристам дополнительные покупки и обеспечить безопасность денежных средств;
7) на услуги связи и информационные услуги – чем больше количество приезжающих туристов в регион, тем больше растет спрос на эти виды услуг.
Макроэкономические показатели туристической деятельности представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3. – Макроэкономические показатели туристической деятельности

В качестве косвенного воздействия туризма на экономику региона отмечается влияние на социокультурную сферу, которое проявляется в негативном и положительном воздействии на нее:
— негативное воздействие может заключаться в привнесении туристами собственных новых «чуждых» элементов в сложившуюся национальную культурную среду региона, что опасно потерей ее идентичности и особенностей, а положительное воздействие проявляется в том, что при появлении спроса и интереса туристов к определенной социально-культурной среде в качестве притягательного фактора для развития туризма, происходит усиление национальных и культурных особенностей;
— на экологию – положительное и отрицательное влияние туризма; влияние на региональный и местный бюджет заключается в пополнении их доходами от налоговых сборов и платежей от некоторых элементов сферы туризма;
— влияние на международную торговлю и платежный баланс проявляется в экспорте и импорте туристских услуг, то есть посредством совершения международной торговли в сфере туризма, что также может оказывать влияние на изменение сальдо платежного баланса страны; на занятость населения – проявляется в том, что с ростом туристического потока происходит рост потребности в трудовых ресурсах, необходимых не только для сферы туризма, но и для смежных обслуживающих секторов.
Однако не только туризм влияет на регион, но и сам регион, окружающая среда, в которой он функционирует, влияют на туризм. Регион влияет на туризм с помощью таких факторов, как природно-географические и культурно-исторические, которые составляют основу, причину спроса туристов, обеспечивают уникальность местности; демографические – показатели, характеризующие население региона; социально-экономические, отражающие уровень развития социальной сферы и экономики в определенном регионе; материально-технические – уровень развития инфраструктуры в регионе; политические – влияние политической стабильности и порядка в регионе на безопасность туризма [13, c. 56].
Несомненным преимуществом круизного тура является возможность передвижения на одном и том же судне с остановками в разнообразных локациях, представляющих туристский интерес.
Стоит отметить, что ранее круизы являлись исключительно морским видом путешествия. Сейчас, к категории круизов стали относиться и экскурсии по рекам.
К основным факторам, влияющим на популяризацию данного туристического направления в 2020 году, можно отнести:
1) Проведение массовых спортивных культурно-досуговых мероприятий, в частности Чемпионат мира по хоккею с мячом в г. Шелехов и Чемпионат Европы по тяжелой атлетике в г. Москва. За счет увеличения цен на средства размещения, увеличиваются и цены на авиа и железнодорожные билеты, что заставляет как иностранцев, так и местных жителей искать иные способы транспортировки и размещения на территории Российской федерации во время Чемпионатов. При этом, круизы могут стать отличной альтернативой, так как заключают в себе не только услуги по транспортировке и размещению, но и дают возможность посмотреть города России, их культуру и быт.
2) Пресыщенность другими видами туризма. Рекреационные и познавательные туры разной направленности уже достаточно приелись, практически каждый посмотрел узкие улицы, замки и соборы Европы, отдохнул на пляжах Азии, прикоснулся к культуре Ближнего Востока. Туристу хочется нового. Круизные туры как раз способны внести новизну в типичные шаблонные рекреационно-познавательные туры.
3) Относительная дешевизна речных круизных туров. Морские и кругосветные путешествия может себе позволить не каждый россиянин, а вот речные круизы разной продолжительности способны удовлетворить любой бюджет.
4) Доступность для всех социальных групп населения вне зависимости от возраста.

3.3. Перспективы развития водного вида туризма в России

Перспективность российского водного туризма в первую очередь обуславливается спецификой географического положения государства, раскрывающего возможности развития морских и речных круизов (учитывая выход к трём мировом океанам и разветвлённую сеть судоходных рек, каналов и озёр), с другой стороны –– уникальностью туристско-рекреационного потенциала, а также опытом развития данного направления в историческом контексте.
Российская Федерация обладает самой протяжённой береговой линией (более 37,6 тыс. км). Протяжённость эксплуатируемых внутренних водных путей составляет около 100 тыс. км, из которых на искусственно созданные каналы и водохранилища приходится более 16 тыс. км. Кроме того, в России осуществляется единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут «Речное Золотое кольцо» протяжённостью более 1,8 тыс. км.
В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р, с учетом высоких темпов роста круизного туризма в мире предполагается разработка концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года.
Необходимо отметить, что Стратегия, как и другие программные и нормативно-правовые акты, не вводят понятие водного туризма, заменяя его термином «круизный туризм».
Наиболее перспективными направлениями развития круизного туризма в России будут комбинированные речные и морские круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах, развитие экспедиционного туризма, прежде всего в Арктической зоне, а также развитие международных морских круизов в дальневосточных бассейнах.
Значительным потенциалом для развития комбинированных туристских продуктов, включающих круизы, яхтенный туризм, пляжный отдых и пешеходные маршруты, обладает Республика Крым.
Наиболее приоритетным направлением представляется круизный туризм на Каспийском море. Каспийская акватория является одной из немногих в мире, где в настоящее время нет круизов, поэтому с учетом отсутствия конкуренции крупных мировых круизных компаний у российских ведущих круизных операторов есть шанс занять существенную долю рынка. С учетом особенностей профиля мирового потребителя круизного туристского продукта (возвращающиеся туристы, постоянный поиск новых круизных маршрутов) развитие круизов на Каспийском море является возможностью предложить на глобальном рынке уникальный тип круизного продукта — совмещенный морской круиз по Каспийскому морю и речной — по реке Волге. Развитие круизного туризма на Каспийском море позволит стимулировать рост круизов в низовьях реки Волги, обеспечив новые возможности для роста туристского потока в Прикаспийском регионе.
Вместе с тем объемные показатели круизного судоходства на внутренних водных путях России на протяжении последних лет имеют стабильно невысокие значения без существенной положительной динамики. По данным общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», эксплуатируется менее 100 судов, средний возраст которых более 40 лет.
Одним из условий конкуренции на глобальном рынке круизов является именно качество флота и наличие привлекательного для потребителя туристского продукта.
Рентабельность деятельности судоходных компаний – туроператоров с 2008 по 2018 год уменьшилась с 9 процентов до 2,4 процента, что сокращает возможности спроса на реконструкцию и строительство новых судов.
Уровень текущего заказа не позволяет организовать серийное производство и снизить стоимость судов (в России в ближайшие годы планируется сдать 2 судна современного проекта PV300 и 2 судна проекта ПКС-180 с колесными движителями для использования на мелководье).
В связи с этим в концепции развития круизного туризма должно быть уделено особое внимание:
— созданию условий для синхронизации интенсивного обновления флота и обновления инфраструктуры (порты, причальные стенки, дноуглубления, принимающие сервисы на земле);
— развитию наземной инфраструктуры, необходимой для организации круизного туризма (в том числе автомобильной и железнодорожной инфраструктуры);
— приоритетному решению вопросов развития туризма в акватории Каспийского моря (в том числе вопросов создания необходимой инфраструктуры), в Арктической зоне, а также международных морских круизов в дальневосточных бассейнах.
Задачами развития круизного туризма на период реализации концепции развития круизного туризма являются:
— увеличение рынка круизного туризма в 2 раза к 2035 году;
— создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами.
В качестве основных положительных эффектов развития водного туризма для региональной экономики исследователями выделяются: привлечение широкого спектра организаций при обслуживании транзитных заходов круизных судов, создание новых рабочих мест, интенсификация поступлений в бюджеты всех уровней, продвижение потенциала территории на российский и международный рынки туристских услуг и пр. Для подтверждения значимости развития круизного туризма для принимающей корабль территории следует указать, что более 75 % круизных туристов посещают музеи, места развлечений и отдыха, около половины пользуются услугами кафе и ресторанов, 35 % посещают дополнительные экскурсии.

Заключение

Россия обладает мощным туристским потенциалом для развития водного туризма. Это связано с существенным конкурентным преимуществом наряду с другими странами, а именно – самой большой в мире протяженностью морских границ и речной сети, достаточно благоприятным климатом, богатым культурно-историческим наследием (некоторые объекты включены список Всемирного наследия ЮНЕСКО), интересным как для внутренних, так и для зарубежных туристов. Все это свидетельствует о том, что Россия имеет все шансы завоевать лидерство на мировом туристском рынке среди круизных предложений.
Водный вид туризма — это туры, организованные в экологические нетронутые уголки природы. К данному виду туризма относят разные экспедиции, плавание на яхтах и сплавы по горным рекам, (рафтинг) . Единого определения понятия «водный туризм» не существует. Литературный обзор показывает, что каждый исследователь обозначает термин «водный туризм» по-своему.
Анализ структуры и динамики развития водного вида туризма в мире позволил прийти к выводу, что лидером по количеству участников водного туризма выступает США – 53% от общей численности участников. Исходя из этого, США занимает первое место в рейтинге стран-участников мировой арены водного туризма. 10% занимает Китай, 9% Германия и 8% Великобритания и Ирландия. Водный туризм является наиболее стабильно развивающимся видом туризма. Согласно статистике Международной ассоциации круизных компаний, в 2010–2018 гг. прирост пассажиропотока в мировой водной индустрии составил 9,4 млн человек. В 2020 г. общий объем пассажиропотока ожидался на уровне 32 млн человек, также было запланировано введение в эксплуатацию 19 океанических лайнеров, однако пандемия COVID-19 не позволила осуществиться прогнозу ассоциации.
Наиболее распространенным видом водного труизма в России является речной круиз. Речной круиз является одним из наиболее привлекательных и быстро развивающихся направлений мирового туризма (рост более 6% ежегодно). Помимо красивой природной среды рек, архитектурные достопримечательности вдоль берега реки обогащают опыт, предоставляя исторический и культурный фон, который углубляет связи туристов с городом. Россия входит в первую десятку стран, поставляющих туристов на мировой рынок морских круизов. Доля России на мировом рынке круизного туризма, по разным оценкам, составляет 2–3%. Представители туроператорских компаний отмечают устойчивый круглогодичный спрос россиян на круизы, который показывает уверенную положительную динамику в 2003–2019 гг.
Комплексный подход к анализу и решению совокупности инфраструктурных и сервисных проблем, существующих на российском рынке речных круизов, позволит эффективно развивать водный туризм в стране и сделает возможным рост въездного туристского потока в Россию и будет способствовать активизации внутреннего туризма.
Развитие водного туризма может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности российского туристского продукта и привлекательности нашей страны как места отдыха и путешествий, а также помочь привлечь дополнительные доходы в бюджеты регионов России.
Перспективами развития водного вида туризма в России в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, являются: созданию условий для синхронизации интенсивного обновления флота и обновления инфраструктуры (порты, причальные стенки, дноуглубления, принимающие сервисы на земле); развитию наземной инфраструктуры, необходимой для организации круизного туризма (в том числе автомобильной и железнодорожной инфраструктуры); приоритетному решению вопросов развития туризма в акватории Каспийского моря (в том числе вопросов создания необходимой инфраструктуры), в Арктической зоне, а также международных морских круизов в дальневосточных бассейнах.

Список литературы

1. Алексушин Г.В., Шатунова М.С. Российская Арктика: перспективы развития водного туризма // Молодые учёные России. — 2020. — №9. — С. 90-92.
2. Баженова Е.К. Туристско-рекреационный потенциал арктических регионов Российской Федерации. Арктические круизы в России // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России. — 2021. — №5. — С. 15-29.
3. Василенко Е.В. Перспективы развития морского круизного туризма в России / Е.В. Василенко // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития. – 2019. – С. 242-245.
4. Веткин В.А. Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности , 2018. – 241 с.
5. Войт М.Н. Особенности и проблемы развития сферы круизного туризма в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российского нового университета. — 2021. — № 1. — С. 116-122.
6. Галимова Л.И. Проблемы развития морского круизного туризма в России / Л.И. Галимова, Ш.Ш. Галимов // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. – 2018. – С. 45-50.
7. Гомольская А.А., Гомольский А.С. Перспективы развития морского и сухопутного туризма в Приморском крае // Современное состояние и актуальные проблемы водного транспорта. — 2020. — №4. — С. 32-36.
8. Гришин С.Ю., Мацарин А.С. Туристско-рекреационное проектирование и его влияние на развитие водного туризма // Туризм и образовательные технологии. — 2019. — №4. — С. 39-42.
9. Деньщик А.С. Проблемы и тенденции развития круизного туризма в РФ / А.С. Деньщик, А.О. Алексеева // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления (ИСКРА – 2018). – 2018. – С. 261-265.
10. Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. — СПб.: Питер, 2017. — 320с.
11. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: учебное пособие / Л. И. Егоренков. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 304с
12. Земсков А.А. Перспективы развития в сфере туризма на внутреннем водном транспорте // StudNet. — 2021. — № 2. — С. 33.
13. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – М.: Герда, 2017. -72с.
14. Кицис В.М., Зубкова Л.Ю. К вопросу о методике оценки туристского потенциала // XLVIII Огарёвские чтения. — 2020. – «3. — С. 215-221.
15. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. – М.: КНОРУС, 2018. -49с.
16. Кулик В.В., Нубарян Н.Ю., Пасечник А.В. Проблемы и перспективы развития круизного туризма // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. — 2020. — №4. — С. 125-128.
17. Лисьев М.Е. Развитие внутриводного туризма как фактор регионального развития // Студенческий форум. — 2020. — № 40-3 (133). — С. 14-20.
18. Мартынов А.Е. Технологические особенности и процедуры подлёдного дайвинга как нового вида водного экстремального туризма // Инженерные кадры — будущее инновационной экономики России. — 2020. — № 7. — С. 21-24.
19. Можаева Н.Г. Туризм: учебник / Богинская Е.В. — М.: Гайдарики, 2017. — 270с.
20. Морозова О.Н., Комиссарова Т.С. Водный туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья: современное состояние и потенциал развития. — 2020. — №10. — С. 81-86.
21. Наумов Ю.М. Актуализация исторического судостроения и судоходства России. К вопросу о водном туризме // Русский Север-2020: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия. — 2020. — №4. — С. 375-383.
22. Никифоров А.И. Элементы экологического образования в водном туризме // Современные особенности развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации. — 2020. — №6. — С. 108-113.
23. Развитие круизного туризма в зоне особого внимания: вопросы реализации туристического потенциала внутренних водных путей России рассмотрены на заседании Госсовета. — URL: https://www.russiatourism.ru/ news/10946 (дата обращения: 25.03.2021).
24. Савинов И.В. Организация и проведение водных походов выходного дня: Метод. указания. — Красноярск, 2017. — 19с.
25. Савченко Д.Д. Анализ предпосылок развития круизного туризма в республике Крым / Д.Д. Савченко, В.А. Иванова // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. – 2018. – С. 179-184.
26. Старкова И.И., Крыласова Е.А., Доржиева Л.Г. Водный туризм как одно из направлений в рекреации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2020. — № 2. — С. 34-40.
27. Экономика и организация туризма: Международный туризм / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — М.: КНОРУС, 2017. — 576 с.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф