СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
1.1 Малый бизнес в сфере торговли: сущность, критерии, особенности организации и управления
1.2 Организационно-правовые и экономические аспекты деятельности субъектов малого бизнеса в торговле
1.3 Тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в сфере торговли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО ПК «ВЕНТКОМПЛЕКС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО ПК «ВентКомплекс»
2.2 Анализ организации и эффективности коммерческой деятельности ООО ПК «ВентКомплекс»
2.3 Анализ деловой среды и перспектив развития ООО ПК «ВентКомплекс»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА МАЛОГО БИЗНЕСА ООО ПК «ВЕНТКОМПЛЕКС»
3.1 Рекомендации по разработке и реализации стратегии развития ООО ПК «ВентКомплекс»
3.2 Оценка эффективности предложений и разработок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью малого бизнеса в развитии экономики страны. Для экономики страны малый бизнес является важной составляющей, определяющей темпы развития экономики, формирующей рабочие места, приносящей существенный вклад в ВВП страны. Также малый бизнес, благодаря большей доступности для граждан, может способствовать вовлечению материальных и финансовых сбережений населения в экономику. В России сфера торговли занимает ведущее место в структуре малого бизнеса. В связи с этим развитие малого бизнеса в торговле является важной задачей.
Результатом развития предпринимательства в стране стало возникновение слоя мелких и средних собственников – менеджеров, самостоятельно борющихся за выживание и развитие своих предприятий в сложных кризисных и посткризисных условиях.
Для рыночной экономики малый бизнес является важной составляющей, определяющей темпы развития экономики, формирующей рабочие места, приносящей существенный вклад в ВВП страны. Также малый бизнес, благодаря большей доступности для граждан, может способствовать вовлечению материальных и финансовых сбережений населения в экономику. В России сфера торговли занимает ведущее место в структуре малого бизнеса. В связи с этим развитие малого бизнеса в торговле является важной задачей.
Повышение конкурентоспособности малых торговых предприятий способствует укреплению малого бизнеса. На конкурентоспособность малых торговых предприятий в большей степени влияет ассортиментная и ценовая политика, качество реализуемых товаров, а также уровень обслуживания.
Актуальные проблемы развития малого бизнеса рассмотрены в работах многих авторов. Так, в работах Негорожиной А.С. рассматриваются особенности развития малого торгового предпринимательства в Российской Федерации, взаимодействие надзорных органов и роль в малом бизнесе приведены в работах Полетаева В.Э., Агарковой Л.С. В работах последних лет все чаще отмечается важность нематериальных ресурсов в экономике, и в торговле в частности, что рассматривается в работах Бобровой О.С. Непосредственно организации коммерческой деятельности малых и средних предприятий посвящены работы Иванова Г.Г., Киселевой Е.Н. и другие.
Целью исследования является анализ современного состояния и перспектив развития малого бизнеса в сфере оптовой торговли, а также формирование перспектив развития малого торгового предприятия ООО ПК «Венткомплекс».
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
рассмотреть понятие малого бизнеса и его роль в экономической системе, выявить преимущества и отрицательные стороны малого бизнеса;
определить тенденции развития малого бизнеса в сфере торговли;
проанализировать финансово-экономические показатели деятельности организации ООО ПК «Венткомплекс»;
провести комплексный анализ коммерческой деятельности организации ООО ПК «Венткомплекс»;
выявить проблемы и перспективы развития торгового предприятия малого бизнеса;
разработать основные направления совершенствования деятельности малого бизнеса в торговле ООО ПК «Венткомплекс» ;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования – ООО ПК «Венткомплекс», функционирующее в сфере оптовой торговли.
Предмет исследования – направления и перспективы развития малых торговых предприятий.
Методы исследования: статистический, графический, системный, функционального и сравнительного анализа.
Теоретической основой работы явились труды отечественных экономистов и аналитиков таких, как: С.Н. Виноградова, Д.И. Валигурский, Л.П. Дашков, В.Н. Дорман, Г.Г. Иванов, Е.Н. Киселева., С.Н. Лебедева, Л.В. Осипова,
Ф.П. Половцева, учебные издания и Интернет-ресурсы.
В качестве информационной базы были использованы данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за последние три года, внутренняя документация, касающаяся показателей товарооборота, а также специальная экономическая литература и периодические издания.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, сформулировать ее цель и задачи; сформулированы объект, предмет, научная и информационная базы работы.
В главе 1 изложены теоретические основы развития предприятий малого бизнеса на потребительском рынке в Российской Федерации.
Глава 2 является аналитической, в ней дана краткая характеристика предприятия, проведен анализ основных экономических показателей его деятельности; проанализированы основные особенности организации коммерческой деятельности исследуемой организации и дана оценка основным результатам работы предприятия.
В главе 3 на основании проведенных исследований разработаны конкретные мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации.
В заключении подведены итоги выпускного квалификационного исследования, раскрыто содержание основных выводов, представлена краткая характеристику результатов, полученных в ходе решения поставленных во введении задач.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
1.1 Малый бизнес в сфере торговли: сущность, критерии, особенности организации и управления
Для стабильного развития экономики страны необходимо оптимальное сочетание малого и крупного бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны достаточно велика: предоставление рабочих мест, реализация творческого потенциала работников, возможность трудоустройства социально незащищенных слов населения.
Малое предпринимательство весьма многообразно в своих проявлениях. В качестве оснований для классификации могут быть выбраны разные признаки – вид деятельности, форма собственности, число собственников, степень использования наемного труда и т.п. По виду деятельности (или назначению) малое предпринимательство может быть разделено на: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное и др.
Для стабильного развития экономики страны необходимо оптимальное сочетание малого и крупного бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны достаточно велика: предоставление рабочих мест, реализация творческого потенциала работников, возможность трудоустройства социально незащищенных слов населения.
Малый бизнес имеет ряд особенностей, который отличает его от крупномасштабного предпринимательства. Порядок отнесения организации к малому бизнесу в России четко определен. Для этого предприятие должно соответствовать определенным критериям (таблица 1).
Таблица 1
Не относятся к субъектам малого предпринимательства унитарные муниципальные, а также государственные учреждения.
В современных обстоятельствах не вызывает сомнений, что результативное развитие общества и экономики невозможно без малого предпринимательства.
Малый бизнес решает несколько важных экономических и социальных задач, увеличивая экономическую безопасность государства. Экономическая безопасность – это положение экономики, при котором: гарантируется активное социально-экономическое развитие страны, стабильность национальной экономики по взаимоотношению к воздействию внутренних и внешних условий, оказывающих отрицательное воздействие, конкурентоспособность и защита государственных интересов на международной арене. Таким образом, возможно говорить, что:
малый бизнес содействует смягчению колебаний экономической конъюнктуры. Это достигается за счет механизма сбалансирования предложения и спроса;
малый бизнес формируется в тех сферах, где появляется неудовлетворенный спрос. Гибкость малого бизнеса дает возможность ему стремительно реагировать на ситуацию как на товарных, так и на финансовых рынках;
малый бизнес содействует заключению социальных вопросов. Малый бизнес – это рабочие места для наемных сотрудников, обеспечение самозанятости. Значимым считается и развитие благодаря малому бизнесу так называемого «среднего класса». Наиболее высококвалифицированный сотрудник может получать наиболее высокую заработную плату, даже если должности называются одинаково у некоторых людей. Помимо этого, малый бизнес считается налогоплательщиком по ряду налогов, а налоги направляются на решение разных социальных вопросов государства;
малый бизнес формирует крепкую конкурентную среду. Вследствие этому появляются стимулы более полно применять умения, знания, навыки, энергию людей, а кроме того, организационные, материальные и другие ресурсы;
малый бизнес требователен к рациональности применения ресурсов. Малое предприятие не может себе позволить содержать «лишних» работников, иметь излишние резервы сырья и т.д.
Это содействует увеличению производительности применения ресурсов в экономике в целом. Благодаря развитию малого бизнеса создается диверсифицированная система услуг. По самой своей сути малое предпринимательство считается антимонопольным. Покупатель получает выбор, куда обращаться, что в целом содействует увеличению качества получаемых услуг.
Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики и общества:
1. Одна из наиболее явных функций – пополнение бюджетов различных уровней. Малые и средние предприятия могут быть плательщиками как специальных налогов (в частности, единого налога на вмененный доход или налога по упрощенной системе налогообложения), так и налогов по общей системе налогообложения. Соответственно, налоги зачисляются как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
2. Малые и средние предприятия создают рабочие места. Даже самые маленькие субъекты предпринимательства, не пользующиеся наемным трудом, обеспечивают самозанятость для предпринимателя. Особенно актуальна эта функция в условиях экономического кризиса, сокращений на крупных предприятиях и роста безработицы.
3. Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании социально прослойки, имеющей средний доход – так называемого «среднего класса», на котором базируется экономическая стабильность в стране.
4. Малые и средние предприятия заполняют ниши на рынках товаров и услуг. Малые и средние предприятия являются более гибкими, чем крупные. Им проще перепрофилироваться, изменить номенклатуру под действием изменения структуры спроса. В сферах, испытывающих дефицит предложения, часто возникает множество малых предприятий (часть из которых впоследствии развивается, а часть закрывается). Кроме того, малые предприятия ориентируются на региональную специфику. Малые предприятия способствуют формированию конкурентной среды .
Исследователи подчеркивают, что малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора определяющего темпы экономического роста валового внутреннего продукта. Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВВП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60%–70% ВВП . Именно поэтому обсуждение этой проблемы происходит на самом высоком уровне, ведь увеличение доли малых предприятий является необходимым элементом для развития социально-экономического положения страны.
По мнению исследователя Литвиновой А. Г., малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предло¬жения, пополнение бюджетов . Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, само¬стоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей.
Логинова А. Г. раскрывает понятия малого бизнеса с экономической и социальной точки зрения, указывая на значения развития малых предприятий для экономики страны . Также к характерным чертам малых предприятий можно отметить мобильность и то, что они быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, тем самым обеспечивают быстрое насыщение пла¬тежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в эко¬номике страны. Как уже отмечалось ранее, по экспертным оценкам, вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на достаточно невысоком уровне 21%, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза и США. Так, достаточно взглянуть на таблицу 2, где приведены основные показа¬тели малых предприятий.
Таблица 2
Показатели малого бизнеса
Из таблицы 2 видно, что доля малых предприятий в общем числе всех предприятий имеет самое высокое значение. Именно данный показатель характеризует динамику развития малых предприятий, но в тоже время не всегда отражает реальную си¬туацию, которая показывает положение предприни¬мательской активности, так как фактически большая часть зарегистрированных предприятий не осуществляет реальную деятельность. В этой связи становится по¬нятным, что рост числа зарегистрированных предприятий не связан с развитием сектора малых предприятий. Все это в совокуп¬ности находит прямое отражение и на показателях вклада в малые предприятия страны и численности занятых в малом бизнесе. Получается, что основной вклад в экономику страны, по крайней мере, в России, вносит в настоящее время крупный бизнес и государственные корпорации .
Можно сделать вывод, что для стабильности бизнеса и для большего количества инициативно мыслящих людей в этой сфере, необходимо устранить как можно больше мелких ограничений и преград. Российская Федерация представляет собой развитое правовое государство, наделенное суверенитетом и иммунитетом, способное принимать высокие по своему «духу» нормы права. Хочется еще раз отметить, что малое и среднее предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики.
1.2 Организационно-правовые и экономические аспекты деятельности субъектов малого бизнеса в торговле
Развитие малого бизнеса очень важно для поддержания здоровой и сбалансированной экономики страны. В большинстве западных стран малый бизнес является значимым элементом экономической системы и приносит значительный вклад в бюджет страны. Кроме этого, малый бизнес формирует существенное количество рабочих мест, что также немаловажно для развития экономики страны. На сегодняшний день в большинстве европейских стран на долю малого и среднего бизнеса приходится более 95% организаций. Ими создается порядка 60% ВВП и обеспечивается от 60% до 70% занятости .
Структура малого бизнеса в России крайне неоднородна как по числу предприятий, так и по обороту. Ведущее место в данном секторе бизнеса принадлежит торговле – порядка 37% малых предприятий занимаются оптовой и розничной торговлей. При этом их вклад в общий оборот малых предприятий достигает 56%. Поэтому сфера торговли является основой для развития малого предпринимательства. Для сравнения, на втором месте как по числу предприятий, так и по обороту, располагаются организации, проводящие операции с недвижимым имуществом. Вклад таких предприятий в общий оборот малых предприятий составляет всего порядка 11%.
Следует отметить, что в последние годы существенно увеличилось количество малых торговых предприятий, темп роста составил порядка 128%. Однако при этом оборот малых торговых предприятий сократился, что может быть обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией в стране, связанной с введением санкций против РФ и повышением курса доллара .
В структуре торговых предприятий малые предприятия занимают существенную долю. Причем, если в период с 2013 по 2015 г. доля малых торговых предприятий в общем числе предприятий торговли колебалась в интервале 46–48%, то в 2016–2017 гг. эта доля существенно выросла до 65%. Это связано со значительным ростом количества малых торговых предприятий. Доля оборота малых торговых предприятий в общем обороте торговли не имеет столь резких колебаний, сохраняется на уровне порядка 40% .
Малый бизнес формирует достаточно большое количество рабочих мест, в связи с чем его развитие может способствовать снижению безработицы в стране. На сегодняшний день на предприятиях торговли в сфере малого бизнеса занято более 3 млн человек. Естественно, с увеличением количества малых торговых предприятий эта цифра будет расти. Задача развития малого бизнеса в стране, в связи с этим должна решаться в том числе и на государственном уровне.
Наибольший вклад в структуру оборота малых торговых предприятий дает оптовая торговля, что определяет сам характер данного вида торговли. На сегодняшний день малые оптовые торговые предприятия могут успешно сотрудничать и с крупными розничными торговыми организациями, особенно в регионах, где конкуренция может быть несколько ниже. Доля оборота малых оптовых торговых предприятий в общем обороте малых торговых предприятий составляет немного больше 75%, и такая тенденция сохраняется .
Также следует отметить существенное значение микропредприятий и их вклад в развитие малого предпринимательства. К таким предприятиям относятся организации с численностью сотрудников до 15 человек и годовым доходом, полученным от предпринимательской деятельности, до 120 млн рублей.
Известно, что в торговле более 90% малых предприятий являются именно микропредприятиями. И их вклад в оборот малых предприятий растет из года в год, в последние годы доля оборота микропредприятий в общем обороте малых торговых предприятий превысила 50%. Это свидетельствует о том, что повышение оборота достигается не за счет увеличения масштабов деятельности организации, а за счет повышения эффективности их функционирования.
Развитие малого торгового бизнеса способствует повышению конкуренции на рынке. Высокая конкуренция заставляет торговые организации искать пути привлечения покупателей, предлагая более качественный товар, более высокий уровень обслуживания или снижая цены, что является существенным плюсом для покупателей. Для самих организаций торговли высокая конкуренция является негативным фактором, и в особенности данный фактор значим для малых торговых организаций. У малых торговых предприятий ресурсы, как финансовые, так и трудовые, намного более ограниченные, чем у крупных организаций, тем более торговых сетей. Поэтому для торговых организаций в сфере малого бизнеса особенно важно использовать все доступные им инструменты повышения конкурентоспособности максимально эффективно.
Одним из важных аспектов успешного функционирования малого торгового предприятия является выбор его местоположения . Как правило, небольшой магазин в первую очередь будет обслуживать покупателей в шаговой доступности, поэтому целесообразно до открытия магазина проведение исследования контингента потенциальных покупателей, а также оценки проходимости в месте предполагаемого открытия магазина. Так как для малых торговых предприятий активное продвижение магазина чаще всего недоступно, поэтому его местоположение должно формировать поток потенциальных покупателей.
Для малых торговых предприятий ведение конкурентной борьбы за счет ценовой политики крайне затруднительно. Крупные торговые организации за счет объема закупок имеют более выгодные условия сотрудничества с поставщиками и производителями товара . Поэтому одно из направлений повышения конкурентоспособности для малого торгового предприятия – это формирование ассортимента, отличного от ассортимента основных конкурентов, особенно торговых сетей.
Введенные зарубежными странами санкции на поставку товаров в Россию дали толчок развитию собственного производства, что может быть эффективно использовано малыми торговыми предприятиями. Для небольших производственных организаций может быть затруднительно сотрудничество с крупными торговыми организациями, имеющими устоявшийся торговый ассортимент. Это дает возможность малым торговым организациям формировать уникальный ассортимент товаров, занимая свою рыночную нишу и успешно ведя таким образом конкурентную борьбу. Кроме этого, включение в ассортимент товаров отечественного производства обеспечивает поддержку и развитие собственного производства страны, формирует дополнительные рабочие места и способствует росту экономики страны, что в свою очередь формирует социальную ответственность торгового предприятия .
В настоящее время торговые организации конкурируют между собой преимущественно на основе месторасположения магазинов, цены, качества, ассортимента, сервиса, т.е. традиционных факторов, которые могут быть оперативно воспроизведены. Современные тенденции развития розничной торговли требуют поиска новых, более действенных инструментов .
В современных условиях нематериальные ресурсы становятся одним из наиболее перспективных инструментов повышения эффективности и конкурентоспособности торговых организаций . В этой связи для организаций, имеющих ограниченный круг постоянных покупателей, важно поддержание высокого уровня покупательской лояльности. В первую очередь это можно обеспечить за счет качества реализуемых товаров и высокого уровня обслуживания. Сочетание двух этих факторов может способствовать формированию контингента постоянных покупателей, и, кроме того, является элементом социальной ответственности торгового предприятия.
Для удержания постоянных покупателей важно персонализировать обслуживание, что для торговых предприятий в сфере малого бизнеса реализовать несколько проще за счет меньшего количества покупателей. Однако такая персонализация может быть более личная, чем в сетевых магазинах. И ее эффективность в большей степени зависит от коммуникативных навыков продавца . Это в свою очередь формирует высокую деловую репутацию магазина, что способствует не только удержанию постоянных покупателей, но и привлечению новых покупателей без денежных вложений посредством сарафанного радио. В связи с этим деловая репутация как элемент нематериальных активов является значимым фактором повышения конкурентоспособности малых торговых предприятий.
Хотя для малых торговых предприятий конкурировать с крупными торговыми организациями за счет цен на товары затруднительно, однако целесообразно применение ценовых методов стимулирования продаж, т.к. большинство российских покупателей на сегодняшний день чувствительны к изменению цен в связи с низкой платежеспособностью. При формировании размера, периода действия и периодичности скидок необходимо в первую очередь учитывать ассортиментную направленность. Например, в магазинах алкогольной продукции такие акции могут быть реализованы в выходные дни, в цветочных магазинах – приурочены к праздникам. Также может быть эффективно применение таких методов стимулирования, как совмещенные продажи, предложение дополнительного товара бесплатно, распространение купонов.
Еще одно направление повышения конкурентоспособности малых торговых предприятий – это использование инструментов электронной торговли . Для малых предприятий электронная торговля – это одновременно и возможность, и риск. С одной стороны, в электронной торговле более низкие барьеры выхода на рынок. Кроме этого, есть ряд преимуществ, значимых для малого бизнеса. К ним можно отнести более низкие издержки обращения, в первую очередь за счет отсутствия торговых площадей, возможность глобального присутствия на рынке, большая свобода в управлении ассортиментом, возможность автоматизировать ряд торгово-технологических процессов.
С другой стороны, конкуренция на данном рынке значительно выше. И отсутствие территориальных ограничений только усиливает конкуренцию. В отличие от офлайнмагазина, для интернет-магазина конкурентами будут являться все интернет-магазины со схожим ассортиментом и зоной охвата покупателей, его местоположение уже не имеет существенной роли при определении конкурентоспособности.
Механизмы ведения конкурентной борьбы для интернет-магазинов несколько отличаются от традиционных магазинов . В первую очередь для интернет-магазина важно привлечение посетителей на сайт. Для этого должны быть задействованы различные средства продвижения сайта, такие как поисковое продвижение, контекстная реклама, регистрация в специализированных каталогах и на сайтах интернет-площадок. И в отличие от торгового бизнеса офлайн, эти механизмы могут быть доступны и для малого бизнеса.
1.3 Тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в сфере торговли
Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.
По данным Росстата в настоящее время в России на малый бизнес приходится 75% предприятий, на которых занято свыше 15 миллионов человек. От малого бизнеса в значительной мере зависит успех всей экономики страны и уровень жизни российских граждан. Пандемия коронавируса и вызванные ею ограничения нанесли в 2020 г. огромный ущерб малому бизнесу.
Беспрецедентный масштаб пандемии COVID-19тсоздал тяжелые условия для функционирования в стране малого и среднего бизнеса: сокращение доходов населения и спроса, закрытие внешних рынков, неопределенность экономической ситуации. Режим самоизоляции, введенный в апреле 2020 г., привел к временной приостановке деятельности многих предприятий сферы услуг. Уверенность предпринимателей и деловая активность малого бизнеса снизились до минимальных уровней, наблюдавшихся в кризисный 2015 г. (рис. 1).
Рис. 1. Основные тенденции деловой активности в секторе МСП и уверенность предпринимателей в России в 2008–2020 гг.
Согласно опросам компаний, проводившимся в феврале различными организациями, малый и средний бизнес в России в 2021 г. продолжает испытывать такие же проблемы, как и в разгар пандемии. У 2/3 предприятий до сих пор не восстановился спрос на их товары и услуги.
Главной проблемой бизнеса в начале 2021 года остается слабый спрос — то, что он так и не восстановился к уровням до пандемии, назвали главной трудностью для своих компаний почти 60% респондентов. Частично это объясняется коронавирусными ограничениями — о том, что антивирусные меры, влияющие на поток клиентов, в той или иной форме сохраняются, рассказали 53,8% опрошенных.
В тройку основных проблем бизнеса также вошли невозможность платить налог на имущество и оплачивать аренду, а также нехватка средств на выплату зарплат сотрудникам и страховых взносов с фонда оплаты труда (ФОТ). В обоих случаях об этом говорят около четверти опрошенных. Значительная часть бизнеса (22,3%) жалуется на неплатежи от контрагентов за уже поставленные товары и оказанные услуги. Также весьма распространенной оказалась нехватка средств на коммунальные платежи и сложности с бесперебойной поставкой материалов и товаров на предприятия (об этом говорит примерно каждый пятый владелец или руководитель компании) (рис. 2).
Рис. 2. Основные трудности малого бизнеса в 2021 г.
В 2020 году массовой волны личных или корпоративных банкротств не наблюдалось — о том, что они инициировали процесс банкротства, заявили лишь 1,7% респондентов. Однако в 2021 году число тех, кто думает о подаче заявлений о банкротстве, уже гораздо больше — 10,9% опрошенных.
Такой разрыв может быть связан с действовавшим с апреля 2020-го и до конца года мораторием на банкротства в отношении особо пострадавших компаний.
Господдержка в пандемийном 2020 году в основном была направлена на бизнес из официального списка пострадавших отраслей, и большинство компаний не могли на них рассчитывать. Около четверти опрошенного бизнеса не пытались получить господдержку в кризис, а почти треть бизнесменов (31,8%) не смогли воспользоваться какими-либо мерами поддержки, несмотря на то что они пытались это сделать.
Воспользовались налоговыми и кредитными отсрочками и возможностью реструктурировать долги 36,7% предпринимателей, при этом примерно для каждого второго из них эти меры оказались недостаточными — 42,9% бизнесменов, получивших такую поддержку, говорят, что им нужна новая реструктуризация, а 7,7% признают, что никогда не смогут погасить долг и вынуждены будут закрыть бизнес .
Условия, под которые бизнесу выдавались льготные кредиты под 2% годовых, также оказались для предпринимателей сложными — почти трети (30,7%) не удалось выполнить обязательства по сохранению численности персонала, поскольку у них не восстановились обороты бизнеса. По данным министра экономического развития Максима Решетникова, 98% компаний, получивших льготные кредиты, выполняют условия по сохранению занятости выше 80% штата.
В Минэкономразвития заявили о подготовке новых мер поддержки бизнеса с целью сохранения рабочих мест и продлении ряда мер, действовавших в 2020 г., на 2021 г. Правительством РФ одобрено подготовленное в Министерстве экономики РФ постановление о снижении в 2021 г. предельной ставки по антикризисной программе кредитования малого и среднего бизнеса с 8,5% до 7%. В Минэкономики надеются, что льготные кредиты станут использоваться не только для поддержания текущей деятельности, но и для развития бизнеса и открытия новых инвестиционных проектов.
Весной 2020 г. по данной программе были упрощены требования к заемщику, расширены возможности рефинансирования кредитов и предусмотрено получение кредитов по льготной ставке микропредприятиями торговли, реализующими подакцизные товары. Изменения введены на два года.
Национальный проект МСП предусматривает в 2021 г. предоставить кредиты по льготной ставке в объеме 700 миллиардов рублей. Согласно распоряжению премьер-министра РФ в 2021 г. правительством из резервного фонда будет выделено 100 миллионов рублей на субсидии малым и средним предприятиям наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
По итогам недавно проводившегося Президентом РФ совещания по инвестициям «Опора России» создала пакет предложений по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. В нем содержатся такие меры, как ограничение в законодательном порядке темпов роста тарифов и платежей, изменение порога для перехода МСП на УСН, введение переходной пониженной ставки НДС для некоторых отраслей и др.
Таким образом, развитие малого торгового бизнеса способствует повышению конкуренции на рынке. Высокая конкуренция заставляет торговые организации искать пути привлечения покупателей, предлагая более качественный товар, более высокий уровень обслуживания или снижая цены, что является существенным плюсом для покупателей. Для самих организаций торговли высокая конкуренция является негативным фактором, и в особенности данный фактор значим для малых торговых организаций. У малых торговых предприятий ресурсы, как финансовые, так и трудовые, намного более ограниченные, чем у крупных организаций, тем более торговых сетей. Поэтому для торговых организаций в сфере малого бизнеса особенно важно использовать все доступные им инструменты повышения конкурентоспособности максимально эффективно.
Предприниматели из различных отраслей экономики в 2021 г. продолжат приспосабливаться к изменяющимся условиям на рынке в связи с продолжающейся борьбой с коронавирусом.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф