1.2. Единая система тарифных преференций ЕАЭС
Государство как субъект, формирующий общие условия хозяйствования, располагает мощным инструментарием таможенного регулирования для стимулирования инновационно-инвестиционных процессов и поддержки структурных сдвигов в экономике в требуемом русле. При эффективном таможенном регулировании международный обмен позволяет государству увеличивать ВВП в размерах, больших, чем это возможно исключительно на национальной воспроизводственной базе, осуществить перевод национальной экономики на инновационную траекторию развития, углубить участие государства в мирохозяйственных связях в зависимости от целей внешнеторговой политики.
Вместе с тем таможенное регулирование затрагивает как национальные интересы, так и интересы стран — торговых партнеров государства, в связи с чем всегда носит компромиссный характер. В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политики – таможенно-тарифного регулирования ВЭД, реализация которого напрямую связана с характером торгово-экономических и политических межгосударственных связей.
Неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования выступает преференциальная система, предполагающая возможность изъятия из базового принципа ВТО – режима наибольшего благоприятствования – в форме снижения ставок или полной отмены ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, импортируемых из стран-получателей преференций как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Преференциальная система является мощным инструментом стратегического регулирования межгосударственных внешнеэкономических связей, позволяющим получить дополнительные преимущества по доступу на рынки и усилить экономические позиции в странах-партнерах.
В 1968 году ЮНКТАД была одобрена Генеральная система преференций, которая предполагает предоставление развитыми странами преференций развивающимся и наименее развитым странам: сниженных или нулевых ставок таможенных пошлин на ряд товарных позиций. В правовой системе ВТО в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, стала действовать «разрешительная оговорка», которая предоставляет на бессрочной основе изъятие в отношении режима наибольшего благоприятствования для применения схем преференций.
Кризис и его последствия ускорили развитие тенденции к повышению роли развивающихся стран в мировой экономике. В период 2006-2012 годов, согласно данным ЮНКТАД, 74% роста мирового ВВП генерировали развивающиеся страны, и лишь 22% приходилось на развитые страны при показателе 75% в период 80-х и 90-х годов XX века. Удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте увеличился с 29% в 1980 г. до почти 40% в 2011 г., в импорте – с 24 до37%.
Основы международной системы предоставления тарифных преференций, выработанные в рамках Всемирной торговой организации и Конференции ООН по торговле и развитию и нацеленные на увеличение экспортных доходов развивающихся государств, содействие их реализации и ускорение экономического роста, остаются неизменными до настоящего времени. Базовыми положениями ВТО и ЮНКТАД по предоставлению тарифных преференций являются:
— широкие возможности для формирования зон преференциального торгово-экономического сотрудничества на взаимовыгодной и недискриминационной для других государств основе;
— целевой и невзаимный характер применения преференций, связанный с индустриализацией и содействием развитию внешней торговли развивающихся и наименее развитых стран и исключающий ответные уступки со стороны развивающихся и наименее развитых стран;
- наличие системы государственного контроля за соблюдением условий предоставления тарифных преференций развитым и развивающимся странам (правил прямой поставки и непосредственной отгрузки, документального подтверждения страны происхождения товара);
- возможность применения защитных мер для предотвращения существенного ущерба со стороны конкурирующих стран третьего мира и ограничения предоставляемых преференций в зависимости от номенклатуры товаров, установления странам-бенефициарам дополнительных условий, связанных с торгово-экономическими, военно-политическими, экологическими и иными аспектами межгосударственноговзаимодействия;
Ключевым вектором развития преференциальной системы развитых стран становится сокращение количества стран, получающих преференции в одностороннем невзаимном порядке в рамках Общей системы и заключение двухсторонних преференциальных соглашений, предоставляющих возможности применения более дифференцированного подхода к регулированию отношений с внешнеторговыми партнерами. Двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяются также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы.
Система предоставления тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе в целом соответствует базовым положениям ВТО и Общей системы преференций.
Применение тарифных преференций в ЕАЭС основано на соответствующих мировой практики ведущих экономически развитых стран принципах:
- принципе градации, предусматривающем разделение стран- бенефициаров на две группы – развивающихся и наименее развитых стран и предоставление преференций в размере 25% от базовой ставки ввозных таможенных пошлин для первой группы стран и применение нулевых ставок для стран второй группы;
- принципе модуляции, предполагающем отмену предоставления преференций при совершении страной-бенефициаром недружественных действий (нарушение экономических интересов государств-членов Таможенного союза, недостатки при контроле экспорта или транзита наркотических средств, несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег);
- принципе солидарности, предполагающем отмену предоставления преференций при превышении объема ввоза из страны бенефициара пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры ВЭД за два предшествующих года 75-процентного уровня от общего объема ввоза этих товаров из стран-бенефициаров системы преференций;
- принципе ограниченной номенклатуры товаров, предполагающем, что предоставление тарифных преференций ограничивается товарами с низкой степенью переработки, в основном продукцией животного и растительного происхождения, текстильными изделиями, мебелью, предметами антиквариата.
Несмотря на общую схожесть с аналогичными системами ведущих зарубежных государств, применяемые в Евразийском экономическом союзе система предоставления тарифных преференций характеризуется рядом существенных недостатков.
Система тарифных преференций в России начала действовать с 1990х годов. Единая система тарифных преференций Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, вступила в силу в 2010 году. Данная система фактически стала основой для Единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза — ЕАЭС. На сегодня в ЕАЭС действуют два перечня стран а так же единый перечень товаров, на которые распространяются преференции. Для наименее развитых стран преференции означают предоставление нулевых таможенных пошлин, для развивающихся стран — 75% от действующего уровня пошлин.
В перечень развивающихся стран входят 104 страны, из которых основными бенефициарами преференций являются такие страны как: Бразилия, Китай, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. В перечень наименее развитых стран входят 50 стран, которые по классификации ООН имеют статус наименее развитых.Основными бенефициарами из их числа являются Бангладеш, Мьянма и Эфиопия, Малави, Афганистан и Камбоджа.
В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки — сырье и полуфабрикаты.
Основные параметры систем тарифных преференций были сформированы в 70-80-е годы. С тех пор, особенно в 2000-е годы, произошли существенные изменения в уровне развития стран, включенных в перечни. Начиная с 2000 г. развивающиеся страны показывают не только более высокие темпы экономического роста и роста экспорта, чем в предыдущие периоды, но и более высокие темпы роста по сравнению с развитыми странами. В результате доля развивающихся стран в мировой экономике выросла с 34,4% в 1990 г. до 48,9% в 2014 г., а доля развитых сократилась с 54,4% до 43,1%, соответственно. В 1990 г. доля развивающихся стран в мировом экспорте составляла 20,3%, в 2014 г. — уже 31,0%. Развивающиеся страны производят широкий спектр товаров, конкурентоспособных без предоставления им тарифных преференций. Все это указывает на необходимость пересмотра параметров систем тарифных преференций с учетом современных реалий международной торговли.
С учетом роста импорта из развивающихся стран развитые страны, предоставляющие преференции, уже начали постепенно пересматривать свои национальные схемы, меняя как список стран-бенефициаров, так и перечни товаров.
В ЕАЭС к настоящему времени из 104 стран, включенных в перечень развивающихся стран, 22 страны достигли высокого уровня дохода, что дает основания для их исключения. Перечень стран – пользователей Таможенных преференций ЕАЭС представлен в табл. 1. Особенностью ЕАЭС является то, что все государства-члены ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, сами являются бенефициарами тарифных преференций, предоставляемых другими странами в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Только Россия рассматривается Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода. Республика Беларусь и Республика Казахстан классифицируются как страны с доходом выше среднего, Республика Армения и Киргизская Республика классифицируются как страны с доходом ниже среднего. Это не соответствует международной практике: абсолютное большинство стран- доноров в мире — это страны с высоким уровнем доходов.
Это позволяет обсуждать возможность повышения критического показателя дохода для включения стран в перечень для предоставления преференций. Например, включить только страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего — в этом случае в список войдут 37 стран, не войдут такие страны, как Китай, Бразилия, Турция, Иран, Таиланд и др., однако подобное решение будет сопряжено с политическими рисками.
1.3. Тарифные льготы при ввозе и вывозе товаров
Льготы по уплате таможенных платежей — один из элементов юридического состава таможенных платежей. Несмотря на то, что льготы являются факультативным элементом, они остаются важным инструментом таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Льготы по уплате таможенных платежей содействуют улучшению инвестиционной привлекательности страны и напрямую содействуют снижению финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности.Предоставление льгот по уплате таможенных платежей, являясь одним из методов финансово-правового регулирования (методом поощрения), используется государством в целях расширения товарооборота, международного сотрудничества в области обмена технологиями, модернизации экономики и привлечения иностранных инвестиций.
Для Евразийского экономического сообщества актуальным направлением развития единого правового регулирования является гармонизация таможенного законодательства государств — членов ЕАЭС как одно из условий повышения эффективности функционирования интеграционного объединения.
Несмотря на то что в таможенном законодательстве ЕАЭС установлены основные нормативные предписания, регулирующие таможенные отношения, часть ключевых положений регулируются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС до момента их урегулирования на уровне ТС согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).
Неурегулированность определенных отношений или предоставление национальным законодательством государств — членов ЕАЭС менее благоприятных условий реализации положений таможенного законодательства могут оказать негативное влияние на внешнеторговый оборот, инвестиционную привлекательность как отдельных государств — членов ЕАЭС, так и в целом интеграционного объединения, привести к нарушениям принципа добросовестной конкуренции.
В ЕАЭС правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей осуществляется на уровне таможенного законодательства ЕАЭС и национального законодательства государств — членов ЕАЭС о таможенном деле. Согласно положениям п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, на верхнем уровне которой закреплен ТК ТС, обладающий высшей юридической силой среди всех актов таможенного законодательства, на втором уровне находятся международные договоры государств — членов ЕАЭС, уровнем ниже расположены решения наднационального органа ЕАЭС. В вопросе соотношения между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования, как отмечает А.Н. Козырин, закреплен принцип приоритета наднационального регулирования
Непосредственно определяя финансовую заинтересованность, льготы по уплате таможенных платежей занимают центральное место в системе таможенных льгот.
В ТК ТС закреплено определение льгот по уплате таможенных платежей, под которыми понимаются:
а) тарифные преференции;
б) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
в) льготы по уплате налогов;
г) льготы по уплате таможенных сборов.
При исследовании системы льгот по уплате таможенных платежей необходимо разделять понятия «таможенно-тарифная льгота» и «тарифная преференция». Под тарифными преференциями понимаются «льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов». В ЕАЭС тарифные преференции предоставляются в зависимости от страны происхождения товара, в отношении конкретного перечня товаров, обладающих невысокой степенью обработки. Тарифные льготы, как показывает анализ предоставляемых в настоящее время тарифных льгот, представляют собой преимущества, связанные с уплатой ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые предоставляются в зависимости от вида товара и его назначения
Тарифная льгота— льгота, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
Льготы могут предоставляться в виде:
— возврата ранее уплаченной таможенной пошлины,
— освобождения от ее уплаты,
— снижения ставки пошлины,
— установления тарифных квот на льготный ввоз или вывоз товара.
Тарифные льготы входят в состав обязательных элементов национальных систем таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (далее — ВТД). Под льготами понимаются специальные преимущества, предоставляемые государством в рамках торгово- экономической политики в отношении товаров, импортируемых из конкретных стран. Они базируются на привилегиях взаимного или одностороннего порядка, зафиксированных в межгосударственных соглашениях или решениях международных организаций.
Тарифная льгота – это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
Тарифные льготы так же положены в основу функционирования таможенных союзов, интеграционных экономических зон, режимов ассоциаций свободной торговли и регионов приграничной торговли, образованных заинтересованными государствами. При этом они не распространяются на товары, импортируемые из третьих стран на территорию таких образований.
Наличие тарифных льгот означает применение льготных ставок ввозных пошлин, то есть снижение по отношению к размеру базовых, или имеющих нулевое значение, что по существу означает беспошлинный ввоз зарубежных товаров. В торговой практике ряда высоко развитых государств преференциальные ставки пошлин, чаще всего выделяются в отдельной графе сложных таможенных тарифов. При использовании простых тарифов льготные пошлины определяются исходя из размера снижения уровня базовых ставок тарифа установленного решением национального правительства.
Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.
При ввозе товаров в Россию льготы применяются:
- для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в отношениях с РФ;
- при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение года с момента регистрации;
- при торговле со странами СНГ;
- при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями (в соответствии с условиями Указа Президента РФ от 25 января 1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ»).
От пошлины освобождаются:
- транспортные средства, выполняющие международные перевозки грузов, багажа, людей и имеющие необходимые для нормальной работы транспорта топливо, запчасти, смазочные материалы и предметы материально-технического снабжения;
- топливо, продовольствие, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое из страны для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся на морских промыслах, а также продукция их промысла, ввозимая в Россию;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с нее для служебного или личного пользования иностранцами, имеющими право на беспошлинную транспортировку различных предметов на основе международных соглашений;
- валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в виде гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;
- товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
- товары под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран.
Тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и иногда освобождения от пошлины в пределах таможенной территории Российской Федерации предоставляются по отношению к следующим товарам:
- ввозимым на таможенную территорию страны и вывозимым с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации. Например, в случае использования режимов таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, реэкспорта и т.д.
- вывозимым в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за границей на основе межправительственных соглашений, в которых Российская Федерация непосредственно участвует;
- вывозимым с таможенной территории России в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд;
- ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий или вывозимым этими предприятиями некоторым видам товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Использование тарифных льгот дает возможность облегчить решение ряда коммерческих и экономических проблем между разными странами на взаимовыгодной основе.
Таким образом, льготами по уплате таможенных платежей являются предоставляемые субъектам таможенных правоотношений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС с целью использования на таможенной территории ТС согласно выбранной таможенной процедуре, не носящие индивидуальный характер преимущества в области исчисления и уплаты таможенных платежей, связанные с видом товара или его назначением.
Правовое регулирование установления льгот по уплате таможенных платежей в рамках ЕАЭС осуществляется на двух уровнях. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины устанавливаются в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, при этом порядок применения может устанавливаться также на национальном уровне государств — участников ЕАЭС Льготы по уплате вывозной таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов регулируются на национальном уровне.
Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве страны, так и международном праве.
В соответствии с законодательством, льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы отечественных товаропроизводителей.
В мировой практике на основе решений конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (WTO) льготы предоставляются исходя из условий и критериев внешнеторговой политики. Кроме того, они предоставляются в соответствии с решениями ООН и ряда конвенций в области преимуществ, привилегий и иммунитетов для дипломатических представительств и отдельных категорий иностранных лиц.
Тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую территорию государств-участников ЕАЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.
Стороны информируют Евразийскую экономическую комиссию о применяемых ими тарифных льготах и внесении изменений законодательства государств Сторон по вопросам применения тарифных льгот.
Евразийская экономическая комиссия проводи сравнительный анализ законодательств государств Сторон по вопросам применения тарифных льгот и организует проведение Сторонами переговоров с целью достижения договоренностей в отношении случаев применения тарифных льгот.
Ст. 5 Соглашения о Едином таможенно-тарифном регулировании говорит, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;
2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Евразийская экономическая комиссия.
В ст. 6 указывается, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;
2) продукция морского промысла судов государств Сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;
3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;
4) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;
5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
6) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);
7) товары, ввозимые в рамках таможенных процедур, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;
8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;
9) товары, подлежащие обращению в собственность государств Сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.
Предоставление тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества стран участников союза по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением создания ЕАЭС является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств – членов ЕАЭС на мировой рынок.
Глава 2. Анализ особенностей применения таможенно–тарифного регулирования на современном этапе
2.1. Динамика и структура взимания ввозной и вывозной таможенной пошлин
В РФ согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные пошлины признаны неналоговым доходам бюджета, в то время как в мировой практике они относятся к косвенным налогам.
Таможенная пошлина – это основной вид таможенных платежей, поскольку значительная часть таможенных процедур подразумевают ее взимание.
В соответствии со статьей 42 Договора о Евразийском экономическом союзе на таможенной территории Союза применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС, который устанавливает единые ставки ввозных таможенных пошлин.
Представляется, что можно обоснованно предположить, что в Таможенном кодексе ЕАЭС виды таможенных платежей будут аналогичными, как и в Таможенном кодексе Таможенного союза Беларусь – Казахстан – Россия. Указанное предположение подтверждается при анализе проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, в статье 232 которого установлено, что к таможенным платежам относятся:
— ввозная таможенная пошлина;
— вывозная таможенная пошлина;
— налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на
таможенную территорию Союза;
— акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
— таможенные сборы.
В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе ввозная таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза. При этом свод ставок ввозных таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизируется в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и представляет собой Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).
Применение ЕТТ ЕАЭС на таможенной территории Союза является одним из основных принципов функционирования союза и является неотъемлемым условием обеспечения свободы перемещения товаров между государствами – членами Евразийского экономического союза.
В настоящее время полномочия по ведению ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС переданы государствами – членами Союза на наднациональный уровень и закреплены за Евразийской экономической комиссией.
Как видно из рисунка 1 средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снижаются. Так снижение ставок коснулось 4 791 подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Рассмотрим, каким образом распределяются ставки по виду.
Из рисунка 2 следует, что в ЕАЭС превалирует адвалорные ввозные пошлины, и она составляет 85% от общего числа ввозных пошлин, 12% — это специфические ввозные пошлины и только 3% — комбинированные пошлины.
При этом суммы ввозных таможенных пошлин в национальной валюте зачисляются на единый счет государственного органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения государственного бюджета
Распределение сумм ввозных таможенных пошлин между государствами – членами осуществляется на следующий рабочий день после рабочего дня, в который зачислены суммы ввозных таможенных пошлин (в Республике Казахстан – в тот же день).
Договором предусмотрено, что государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу. При этом закреплена обязанность государства, присоединившегося к Союзу, обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства – члены без доплаты соответствующей разницы в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров.
Как следует из рисунка 3 прочие ставки составляют большую часть таможенных пошлин, на втором месте стоит пошлина в размере 5% — 3166, 0% — 1693, 10% — 1304.
Как следует из рисунка 4 количество ввозимых пошлин постоянно возрастает. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в долларовом эквиваленте ввозная пошлина уменьшилась в размере в два раза, что в свою очередь негативно сказывается на экономике страны. Это обуславливается санкциями, которые были наложены нашей страной на ряд зарубежных стран.
Учитывая политические события текущего 2015 года: санкции со стороны Запада и Европы на экспорт, можно сделать вывод, что доходы в федеральный бюджет РФ сократились, а участие России в ВТО никак не изменит ситуацию.
Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами на 1 января 2015 года составляет 42,9 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 23,7 млрд. рублей, по пеням – 19,2 млрд. рублей.
По итогам 2015 года общая сумма задолженности уменьшилась на 4,8 млрд. рублей (с 47,7 до 42,9 млрд. рублей) или на 10,1%. В 2015 году взыскано задолженности на сумму 6,8 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 6,3 млрд. рублей, по пеням – 0,5 млрд. рублей.
Снижение задолженности по уплате таможенных платежей и пеней произошло в том числе в результате проведенной в 2015 году работы по списанию задолженности, безнадежной к взысканию. Сумма списанной задолженности составила 9,2 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 2,7 млрд. рублей, по пеням – 6,5 млрд. рублей.
Согласно п. 6 ст. 101 Договора п. 2 ст. 70 ТК ТС (которым было определено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами (законодательством) государств — членов ТС) не применяется. С 1 января 2015 г. названные пошлины устанавливаются в соответствии с положениями Договора, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, с учетом положений ст. ст. 48 и 49 Договора. Данные пошлины подлежат исчислению и уплате при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (это таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления).
Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится. В случае неуплаты или неполной уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки их взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов с начислением пеней. При этом порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата пеней аналогичен порядку, установленному для пеней, уплачиваемых, взыскиваемых в связи с неуплатой или неполной уплатой ввозных таможенных пошлин.
Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф