ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Организация работы по формированию и развитию мотивации обучения
Развивая у младших школьников мотивацию учения, учитель действует одновременно в двух направлениях: организуя учебную деятельность детей и воздействуя на сознание ученика, который должен понимать важность учебного труда в жизни человека и ответственно относиться к учебе. Было бы большой ошибкой педагога предпочтение воздействий «сверху вниз», минуя направленную работу (воздействия «снизу вверх») по совершенствованию в учебном процессе условий, обеспечивающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности, стимулирующих познавательный интерес школьника, всемерно способствующих учению с увлечением.
При подготовке и проведении урока педагог должен обеспечить основные психолого-педагогические способы формирования и развития учебной мотивации у ребенка:
индивидуальный подход в обучении;
соответствие изучаемого материала потребностям ученика;
оптимальность требований;
создание учебно-проблемных ситуаций;
опора на положительные стимулы;
создание ситуаций успеха;
позитивное и развернутое оценивание с указанием зон развития;
сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
дифференциации заданий по объему и степени трудности обеспечение «мотивационного оптимума» (исключение слишком трудных и слишком легких заданий);
оказание дозированной помощи (с учетом способностей ученика).
При определении сложности и объема домашних заданий учителю следует исключить задания, к выполнению которых дети не подготовлены в классе, а также исключить превышение нормативов учебной нагрузки, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [83].
Для преодоления негативного отношения младших школьников к учению необходима реализация индивидуального подхода, предполагающая выявление причин, вызвавших такое отношение. В одних случаях нужно оказать помощь детям в ликвидации пробелов в знаниях, в других — минимизировать порицания и отрицательные оценки, создавать ситуации успеха в учебной деятельности, поощрять любые достижения. Иногда целесообразно связывать сферу внеучебных интересов ребенка (например, увлечение компьютером) с изучением материала по школьным дисциплинам. Очень важно исключить неадекватные интерпретации поведения ребенка, когда, например, школьная тревожность и утомляемость, приводящие к избеганию учебных перегрузок, воспринимаются как лень, легкомыслие, небрежность ученика.
Выявление на основе тестирования индивидуальных профилей преобладающих у детей мотивов учения поможет учителям определить первостепенные задачи по учету особенностей мотивации у конкретных учащихся и реализации дифференцированного подхода к работе с ними. Так, полезно выявить учащихся с доминированием мотивации избегания, школьной тревожности, страха получения плохих оценок, опасения быть неудачниками в глазах сверстников. По отношению к этим ученикам педагогам следует чаще создавать ситуации успеха, хвалить детей, по возможности, избегать порицаний и негативных оценок.
В системе мер по формированию мотивации учения у младших школьников важны приемы психологического воздействия, обеспечивающие позитивный настрой ученика:
— использование методов внушающего воздействия (словесное внушение) для актуализации положительного отношения к школе и учебной деятельности;
— демонстрация учителем личного интереса к преподаваемому материалу, личных эмоций, возбуждающих интеллектуальные эмоции учащихся: проявление учителем интереса по поводу отношения ученика к результатам и способам учебной деятельности; использование юмора на уроке;
— подбадривание, эмоциональная поддержка детей неуверенных, застенчивых, тревожных;
— включение детей в игровую деятельность, использование на уроке интеллектуальных игр с правилами, занимательности, драматизации;
— в целом — актуализация эмоционально-положительной атмосферы урока.
Учителям полезно изучить и соблюдать правила объективности и гуманности диагностики учащихся в ходе обучения, разработанные А.К. Марковой [62] .Согласно этим правилам, учителю необходимо фиксировать не только результативные, но и процессуальные аспекты решения школьником учебных задач; не только определять уровни развития школьника, но и характеризовать условия перехода к более высоким уровням. Следует всегда оценивать трудности и ошибки ребенка в системе «ученик-учитель», поскольку затруднения школьника могут являться следствием ошибок самого педагога. При оценивании ребенка педагог должен принимать в качестве ценности его индивидуальность и помочь ученику понять ее. Следует чаще привлекать младшего школьника к оценке его учебных результатов и путей совершенствования деятельности, это содействует укреплению у ребенка ответственности за свои действия. При оценивании школьника необходимо создание обстановки психологической безопасности.
Совершенствованию оценочной деятельности учителя — одно из главных направлений оптимизации работы по формированию у детей позитивной мотивации учения. Учителя должны давать детям развернутое обоснование оценок. Важно отдельно оценивать разные аспекты работы каждого ученика, например, оформление работы, своевременность, правильность, полноту и оригинальность выполнения задания, использование дополнительных к учебнику источников информации. Желательно при оценке ответа или работы учащегося специально указывать пути совершенствования деятельности: на какие темы, определения, типы упражнений и т.д. следует обратить внимание для улучшения работы. Рекомендуется также, по возможности, оценивать не только результаты, но и способы решения учениками учебных задач.
Для формирования и развития мотивации учения у младшего школьника важна разумность педагогических требований, выступающих в качестве внешних мотивов поведения и деятельности ученика, впоследствии усваиваемых и превращающихся во внутренние его мотивы. Педагогические требования могут быть позитивными (с указанием требуемого результата) или негативными (сообщающими, чего не следует делать), соответственно, преобладание одного из этих типов требований обусловливает становление у ученика позитивной или негативной мотивации (мотивации достижения или избегания). Требования могут быть понятными для ученика и доступными для их исполнения, в этом случае они содействуют становлению позитивных внутренних мотивов ребенка. Если же требования мало инструктивны, непонятны, не соответствуют реальным возможностям школьника, они усиливают негативную мотивацию учения. Актуализации мотивов избегания могут способствовать требования, высказываемые учителем в слишком категоричной форме — как распоряжения и приказы. Иногда разумнее облечь учительское требование в форму совета, просьбы, намека. Необходимо высказывать требования тактично, спокойным, доброжелательным тоном. Требование педагога должно апеллировать к оценке действий, а не личности воспитанника, предпочтительны требования с безличным оценочным компонентом. Желательно, чтобы, предъявляя требования, учитель продемонстрировал понимание мыслей и чувств ученика. Учителям полезно ознакомиться с работами Н.Е. Щурковой [112, 113], в которых обозначены условия эффективности педагогического требования.
3.2. Реализация индивидуального подхода к каждому ученику
Для того, чтобы реализовать индивидуально ориентированный подход к формированию и развитию учебной мотивации младших школьников, желательно с использованием доступных для учителя, простых и компактных диагностических методик оценить сложившийся уровень школьной мотивации каждого ученика. В частности, для диагностики особенностей мотивации учебной деятельности детей могут служить методики, использованные в нашем исследовании: опросник Н.Г. Лускановой, методика «Лесенка побуждений» (по Л.И. Божович, А.К. Марковой), методика Н.Ц. Бадмаевой (тексты методик приведены в приложении). Эта рекомендация обусловлена тем, что, по нашим данным, учителя склонны несколько завышать уровень учебной мотивации детей, и в результате они не всегда считают необходимой работу по оптимизации формирования позитивных мотивов учения.
Так, в нашем исследовании на этапе исходной диагностики было выявлено, что положительную учебную мотивацию демонстрируют менее половины учащихся первого и второго классов, менее трети третьеклассников. В каждой параллели (1 — 4 классы) обнаружена значительная доля учащихся с положительным отношением к обучению, но тяготеющих в большей степени к внешней стороне учебной деятельности и к сфере общения, то есть проявляющих несформированность внутренних мотивов учения, познавательных интересов. В числе ведущих мотивов учащихся от первого до третьего класса оказался мотив избегания осуждения и неудач, отражающий негативную мотивацию учебной деятельности. Проведение учителем подобных диагностических исследований (возможно, в сотрудничестве со школьным психологом) позволило бы получить наглядное доказательство необходимости проведения специальной работы по актуализации у учеников положительных мотивов учения.
Анализ педагогом результатов проведения рекомендуемых диагностических методик, позволил бы ему выделить мотивы, доминирующие в структуре мотивации младших школьников. Так, он мог бы убедиться, что у первоклассников доминируют мотивы, связанные с пониманием долга учиться и стремлением к выполнению требований учителя, мотивы отметки и одобрения старших, достижения успеха. У второклассников ведущими являются мотивы отметки, одобрения, избегания неуспеха. У третьеклассников доминируют мотивы достижения успеха, творческой самореализации, совершенствования способов работы. У четвероклассников преобладают мотивы творческой самореализации, достижения успеха, ориентации на мнение и хорошее отношение одноклассников. Опора на доминирующие у детей мотивы и работа по актуализации менее действенных мотивов позволят совершенствовать работу учителя по развитию позитивной учебной мотивации младших школьников.
В нашем исследовании было выявлено, что учителя зачастую недостаточно активно используют при подготовке и проведении уроков такие резервы формирования позитивной мотивации, как ситуации выбора учащимися заданий и уровней их сложности, развернутое обоснование оценок, дифференцированная оценка разных аспектов работы ученика, указание путей совершенствования деятельности, оценка не только результатов, но и способов работы. Неиспользуемым резервом развития у детей позитивной мотивации является комментированное управление по С.Н. Лысенковой, когда сильный ученик вслух комментирует решение задачи («ведет» класс), а остальные учащиеся записывают под его диктовку, что помогает им осмыслить ход решения и получить образец способа работы над заданиями определенного типа.
Для диагностики реального отношения детей к уроку учитель может применять разработанную нами методику проективного опроса, когда каждому ученику предлагается выбрать один из вариантов оценки урока «большинством ребят в классе». Для оценки может быть использована такая шкала: «Не хочется уходить. Урок прошел очень интересно»; «Было довольно интересно, урок прошел быстро»; «Нормальный урок»;«Урок скучноватый. Долго тянулся»; «Было скучно. Наконец-то звонок».
Поскольку было выявлено, что учителя склонны недооценивать время, необходимое учащимся для выполнения домашних заданий, всем педагогам целесообразно провести исследование по сравнению времени выполнения учебных заданий учениками (хронометраж) и предполагаемого ими времени. В случае обнаружения расхождения этих показателей в сторону перегруженности ученика следует исключить перегрузки.
Для реализации линии индивидуального подхода к каждому ученику педагогам рекомендуется обратиться к школьному психологу для проведения методики идентификации типологических особенностей характера Т.В. Маталиной. Эта методика позволит выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и получить психологические рекомендации по их учету в педагогической деятельности. Методика интересна тем, что она снабжена описанием путей индивидуального подхода и коррекции недостатков каждого типа характера, это может явиться полезным подспорьем для учителя, в частности — в аспекте формирования у детей позитивной учебной мотивации.
Учителям полезно также изучить рекомендации А.Л. Венгера и Г.А. Цукерман [16] по реализации индивидуального подхода к работе с младшими школьниками. Например, при недостаточной произвольности младшего школьника авторы рекомендуют усилить внешний контроль, сделать более четким целеполагание, поощрять проявления произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка. Тревожных и неуверенных в себе учащихся рекомендуется чаще поощрять и реже наказывать, создавать им ситуации успеха. При проявлении у детей демонстративного поведения, его рекомендуется как бы не замечать, но следует проявлять к ученику повышенное внимание, когда он ведет себя спокойно и в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Учителя могут успешно использовать для формирования у детей позитивной учебной мотивации такой резерв, как расширение использования компьютерных технологий в учебном процессе. Так, творческие домашние задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, начиная с 3 — 4 класса, могут включать поиск текстовых и иллюстративных материалов в сети Интернет, выбор и редактирование учениками материалов, вставку картинок и фотографий, подготовку презентаций MSPowerPoint. Такие задания могут быть групповыми.
Следование данным рекомендациям позволит педагогам выявить «проблемные точки» в мотивационной сфере каждого ученика и поможет оптимизировать работу по формированию позитивной учебной мотивации младших школьников.
Выводы по главе 3
Учителя склонны переоценивать уровень позитивной учебной мотивации младших школьников и недооценивать сложившиеся у них негативные мотивы учения. Кроме того, педагоги иногда недооценивают степень нагрузки младших школьников при выполнении домашних заданий и время, требуемое для качественного выполнения домашних заданий ребенком.
Учителя начальных классов успешно реализуют в работе психолого-педагогические условия формирования и развития мотивации школьников, как позитивный эмоциональный фон уроков, использование занимательности и наглядности, создание проблемных ситуаций, создание ситуаций успеха, реализация индивидуального подхода к учащимся при вызове к доске и оценивании. В то же время педагоги в недостаточной степени используют на уроках такие резервы формирования позитивной мотивации, как ситуации выбора учащимися заданий и уровней их сложности, развернутое обоснование оценок, дифференцированная оценка разных аспектов работы ученика, оптимизация требований к учащимся, указание путей совершенствования деятельности, оценка не только результатов, но и способов работы, комментированное управление. Одним из резервов формирования позитивной учебной мотивации у современных младших школьников является расширение использования цифровых технологий в учебном процессе.
Индивидуальный подход учителя к работе с учениками на уроках с учетом рекомендаций педагога-психолога позволяет оптимизировать работу по формированию и развитию позитивной мотивации учения младших школьников. Полезно составлять индивидуальные профили доминирующих мотивов у младших школьников, выявлять учеников с доминированием мотивации избегания, школьной тревожности, страха получения плохих оценок, опасения быть неудачниками в глазах сверстников. По отношению к этим ученикам важно чаще создавать ситуации успеха, хвалить детей, по возможности, избегать порицаний и негативных оценок. Для определения линии индивидуального подхода к каждому ученику могут быть успешно использованы методика идентификации типологических особенностей характера (автор — Т.В. Маталина), рекомендации педагогов и психологов (А.Л. Венгер, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.А. Цукерман, Н.Е. Щуркова,).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование, посвященное актуальной проблеме совершенствования работы школы по формированию и развитию учебной мотивации детей, позволило с учетом реалий современной образовательной практики выявить психолого-педагогические способы, способствующие формированию и развитию мотивации учебной деятельности у младших школьников. В работе проведен теоретический анализ возрастных особенностей мотивации учения младших школьников и механизмов развития положительной мотивации учебной деятельности, на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризованы основные факторы развития позитивной учебной мотивации детей. Нами была разработана методика эмпирического исследования психолого-педагогических способов формирования и развития мотивации учебной деятельности младших школьников, проведено эмпирическое исследование, включающее диагностическую и формирующую часть, осуществлен анализ его результатов. Разработаны практические рекомендации учителям по организации условий формирования и развития мотивации учебной деятельности младших школьников.
В результате исследования нашла подтверждение его исходная гипотеза. Действительно, формирование и развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников может эффективно осуществляться при соблюдении таких способов, как специальная диагностика отношения младших школьников к учебной деятельности; учет результатов диагностики при определении индивидуальных тактик педагогической поддержки ученика; использований проблемно-поисковых методов обучения на уроке; создание учителем ситуаций успеха на уроке; совершенствование оценочной деятельности учителя с учетом рекомендаций педагога-психолога.
Проведенное исследование позволило получить ряд новых данных, отражающих охарактеризованы особенности мотивации учебной деятельности у современных младших школьников и ее динамики в 1-4 классах. В частности, были установлены факты рассогласования в представлениях учителей о мотивах учебной деятельности младших школьников и данных психологической диагностики мотивов учения у детей;выявлены и охарактеризованы по степени значимости для учащихся 1-4-х классов психолого-педагогические детерминанты формирования и развития учебной мотивации у детей. Были разработаны рекомендации поформированию положительной учебной мотивации у младших школьников, предполагающие сотрудничество учителей и школьного психолога. Разработана психологически обоснованная программа оптимизации индивидуального подхода учителя к работе с младшими школьниками.
Были установлены следующие особенности учебной познавательной мотивации современных младших школьников: ситуативность, недостаточная устойчивость и действенность, направленность познавательных интересов на фактологию (1-2 класс), на выявление причинно-следственных связей (3-4 класс), преобладание в системе мотивов избегания неудач, недостаточная актуализация социальных мотивов, реализующих направленность на способы совместной учебной деятельности.
Определены главные меры формирования и развития учебной мотивации у младших школьников. Педагогам желательно более активно использовать проблемно-поисковый метод, создавать на уроках ситуации успеха, ситуации выбора заданий и уровней их сложности, совершенствовать оценочную деятельность (давать развернутое обоснование оценок, дифференцированно оценивать разные аспекты работы ученика, указывать пути совершенствования деятельности, оценивать не только результаты, но и способы работы), создавать мотивационный оптимум (предлагать задания средней сложности), исключать учебные перегрузки. Проведенное исследование показало эффективность действия выделенных факторов формирования и развития мотивации учебной деятельности школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. .Абрамова, Г.С. Возрастная психология. — М.: Академический проспект, 2001.-704 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
3. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестник Мининского университета. — 2013. — №2.URL: file:///C:/Users/sveta/Downloads/383-357-1-PB.pdf (дата обращения — 18.09.2019).
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.- 158 с.
5. Асмолов, А.Г. Личность и образование. // Начальная школа: плюс — минус. -2000.- №6.-С. 3-11.
6. Бабаева, Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник РУДН, серия «Педагогика и психология». — 2011. -№4.-С. 92-96.
7. Бабанкий, Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. -560 с.
8. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 280 с.
9. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991. -176 с.
10. Ю.Богоявленская, Д.Б. Психологический анализ педагогического обобщения в системе работы С.Н. Лысенковой// Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 78-85.
11. П.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. — М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
13. Болдырева-Вараксина, А.В. Гуманизация коррекционно-развивающего обучения в начальных классах массовой школы: Пособие для учителя. — Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2002. — 51 с.
14.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
15.Бугрименко, Е.А., Венгер, А.Л., Поливанова, К.Н., Сушкова, Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.И. Слободчикова. — Томск: Пеленг, 1992.-96 с.
16. Венгер, А.Л., Цукерман. Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2007. — 160 с.
17. П.Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
18. Выготский. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 536 с.
19. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
20. Гейнеман, М.А., Марилова Д.А. Компьютерная зависимость младших школьников. URL: https://conf.sfu-kras.ru (дата обращения: 05.09.2019).
21. Глассер, У. Школы без неудачников: Пер с англ. — М.: Прогресс, 1991. -184 с.
22. Глейзер, Г. Ваш ребенок «не соответствует» школе? // Народное образование. — 1996. -№ 9. — С. 12-15.
23. Гударёва, O.B. Игра и психическое развитие современных пятилетних детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2003. — № 3. — С. 50-57.
24. Гударёва, О.В. Игра современных дошкольников// Прикладная психология. -2010.-№2.-С.51-56.
25. Гуткина, Н.И., Назаренко, В.В. Развитие познавательной мотивации у детей 5-7 лет // Вопросы психологии. — 2013. -№1. — С. 3-12.
26. Давыдов, В.В. Принципы обучения в школе будущего//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 296-301.
27.Дементьева, Е.А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр // Школьная педагогика. — 2017.- №1. — С. 23-26.- URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2002/ (дата обращения: 15.10.2019).
28.Деметер, К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов. Автореф. дисс. … канд.психол. наук по специальности 19.00.07. — М., 1981. — 16 с.
29.Демидова, И.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академический Проект, Трикста, 2006. — 224 с.
30.Дубровина, И.В. К вопросу о специфичности способностей младших
школьников // Вопросы психологии способностей / Под ред.
В.А. Крутецкого. — М.: Педагогика, 1973. — С. 60-89.
31.Дубровина, И.В. О единстве обучения и воспитания младших школьников // Вопросы психологии. — 1978. — №6. — С. 129-134.
32.Дубровина, И.В. Содержание работы психолога образования // Мир
психологии и психология в мире. — 1995. —№1. — С.74-77.
33.Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
34.Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396. — URL:https://moluch.ru/archive/154/43642/ (дата обращения: 12.09.2019).
35.Ефремова, О.И. Из опыта психолого-педагогического консультирования по проблемам дезадаптации детей и подростков // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. -Таганрог: Изд. отдел Таганрог, гос. пед. ин-та. — 2010. -№ 2. — С. 127-131.
36.Ефремова, О.И. Мифологизация функций педагогической оценки как средство психологического манипулирования в деятельности учителя // Психология обучения. — 2016. — № 12. — С. 80-95.
37.Ефремова, О.И. Психологическое манипулирование в педагогической деятельности учителя как фактор учебных перегрузок школьников // Психология обучения. — 2017. — № 8. — С. 66-80.
38.Ефремова, О.И. Регулирующая роль отрицательных эмоций в учебной деятельности студентов // Психология обучения. — 2018. -№ 7. С. 49-61.
39.Ефремова, О.И., Кобышева, Л.И. Педагогическая психология. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 171 с.
40.3апорожец, А.В., Неверович. ЯЗ. К вопросу о генезисе, структуре и функции эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. -1974.-№6.-С. 59-73.
41.Зверева, Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787-792. — URL:https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 05.11.2019).
42.Иваненко, Н.Н., Ланцова, Т.И. Формирование учебной мотивации младших школьников (на примере базовой общеобразовательной школы филиала СГПИ в г. Железноводске) [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/psv/archive/197/9931/ (дата обращения: 18.12.2019).
43.Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Ученые записки Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. Серия философских наук. Педагогика и психология. — 1956. — № 214 (выпуск 9). — С. 64-76.
44.Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989. — 80 с.
45.Кольберг, Н.А., Царева, СВ. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 698-700. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38250/ (дата обращения: 18.12.2019).
46.Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
47.Крылова, Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 437-439. — URL:https://moluch.ru/archive/l27/35135/ (дата обращения: 05.12.2019).
48.Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. — М., 1989. — 24 с.
49.Курганов, СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение,1989.- 127 с.
50.Лейтес, Н.С Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1978. — С. 222-235.
51.Лейтес, Н.С Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. -280 с.
52.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. -304 с.
53.Леонтьева, О.М. Как воспитать желание учиться // Первое сентября. — 1997. -№39. с. 2.
54.Леонтьева, О.М. Можно ли обычные уроки превратить в открытые студии? Несколько приемов, которые может использовать каждый учитель // Первое сентября. — 1997. — № 51. — С.2. 55.Лернер, ИЛ. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 63 с.
56.Липкина, А. И. О нравственной жизни школьника. — М.: Знание, 1978. — 48 с.
57.Липкина, А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
58.Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М.: Фолиум, 1993. — 64 с.
59.Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1988. — С. 57-100.
60.Максимова, Л. А., Андросова, М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 1-5. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770097.htm. дата обращения: 23.11.2019).
61.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
62.Маркова, А.К., Лидере, А.Г., Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск,1992.-180 с.
63.Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. — М., Просвещение. 2003. — 192с.
64.Маркова, А.К., Орлов, А.Б., Фридман, Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
65.Маркова, А.К., Павлюк, О.И. Некоторые особенности мотивирующего влияния эмоций на учебную деятельность школьников в условиях разной ее сформированности //Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1984.-С. 20-29.
66. Матюхина, М.В. Особенности мотивации учения младших школьников //Вопросы психологии. — 2005. — № 1. — С. 25-44.
67. Матюхина, М.В., Спиридонова, СБ. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. — Волгоград: Перемена, 2005.-20 с.
68.Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
69.Матюшкин,А.М., Сиск, Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 88-97.
70.Махмутов, М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
71.Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
72.Мерлин, B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971. – 120 с.
73.Митичева, Т.И., Щеулова, Е.А. Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13800/ (дата обращения: 17.11.2019).
74.Михайлова, Н.Н., Юсфин, СМ. Педагогика поддержки. — М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
75.Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с.
76.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. -48 с.
77. Начальное образование в России. Инновации и практика. -М.: Школа, 1994. — 264 с.
78.Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: Юрайт — М, 2001.-448с.
79.Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.-376 с.
80.Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
81.Посмёткина, Н.Н. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях совместной деятельности: на материале изучения иностранного языка. Дисс. канд. психол. наук по специальности 19.00.07 -педагогическая психология. — Курск, 2007. — 229 с.
82.Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1989.-160 с.
83.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10.// URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения 14.10.2019).
84.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
85.Симонова, П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 591¬593. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35835/ (дата обращения: 05.11.2019).
86.Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971. -208 с.
87.Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. — М.: Школьная пресса, 2000. -388с.
88.Смирнова, Е.О.,Гударёва, О.В. Игра и произвольность современных дошкольников//Вопросы психологии. — 2004.-№1.-С.91-103.
89.Смирнова Е.О., О.В. Гударёва О.В. Опыт обследования психического развития современных пятилетних детей // Психологическая наука и образование. — 2002. — №3. — С.24-34.
90.Смирнова, Е.О., Гударёва, О.В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. — 2003. — №10. — С.63-73.
91.Сухомлинский, В.А. Интерес к учению — важный стимул учебной
деятельности учащихся. — Избранные произведения в пяти томах. Т. 5. —
Киев: Радянська школа, 1980. С. 7-16.
92.Тараканова, Л.С. Особенности игровой деятельности современных дошкольников. URL: http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/809-statya-osobennosti-igrovoi-deyatelnosti-sovremennogo-doshkolnika (дата обращения 15.11.2019).
93.Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире.URL: httpy/knowledge.allbest.ru/psvchology/2c0a65635b3ad69a4c43b88521216c36 1html (дата обращения 15.09.2019).
94.Тимощенко, Е. Психологические особенности современных дошкольников. URL: http://ds279.omsk.obr55.ru (дата обращения 15.09.2019).
95.Трафимчик, Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста // ЗОЖ. — 2011. — №1. — С.22 — 26.
96.Тюнников, Ю.С., Мазниченко, М.А. Педагогическая мифология. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. — 352 с.
97.Унт, И.Е. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
98.Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой.- М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
99. Фрумин, И.Д., Эльконин, Б.Д. Образовательное пространство как пространство взросления («Школа взросления»). //Вопросы психологии. —
1993.-№1.-С.24 — 32.
100.Хоруженко, К.М. Педагогика неуспеваемости: структурно-логические схемы. — Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2002. — 250 с.
101.Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пебленг, 1993. — 268 с. 102.Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? — М.: Знание, 1985. — 80 с.
103.Шактамаева, Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у школьников. Дисс. … канд. пед. наук по специальности 13.00.01. — Якутск, 2007. — 157 с.
104.Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 86 -102.
105.Шаталов, В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1988. — С. 141-204.
106.Шенбергер, И.А., Литвинова, О.В., Фомичева, И.Б. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика // Молодой ученый. — 2017. — №31.- С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/165/45325/ (дата обращения: 05.11.2019).
107.Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. — М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. — 480 с.
108.Шульгина, Е.В. Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов. URL: https ://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiy а/2013/01/14/pochemu-proiskhodit-snizhenie-i-poterya-motivatsii-k (Дата обращения 12.10.2019).
109.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
110. Ю.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 152 с.
111.Щукина, Г.И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1975. — С. 132-142. 112.Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
113.Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1998. — 249 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф