Скоро защита?
Меню Услуги

Сравнительный анализ особенностей использования фейковых новостей в электоральном процессе на примере предвыборных кампаний в США и ФРГ в 2016-2018 годы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Феномен фейковых новостей: понятие и реализация в современном социуме

1.1 Ложь- полуправда- фейк в общественно-политической жизни

1.2 Феномен пост-правды как среда формирования фейковых новостей в современном обществе

Глава 2. Фальшивые новости как инструмент политической борьбы в ходе выборов в Бундестаг ФРГ 2017 года

2.1 Оборот и применение фейковых новостей на социальных платформах в рамках предвыборной гонки 2017 года в Германии

2.2 Методы и примеры использования фейковых новостей ультраправой партией Alternative für Deutschland в контексте кампании 2017 года

2.3 Публикация средствами массовой информации ложных новостей в ходе выборов в Бундестаг 2017 года

Глава 3. Использование фейковых новостей в рамках президентской электоральной кампании США 2016 года

3.1 Социальные медиа как ключевое пространство формирования и распространения фальшивых новостей

3.2 Роль традиционных средств массовой информации в освещении предвыборной гонки в США 2016 года

3.3 Использование фейковых заявлений в ходе публичных дебатов кандидатов на пост президента Соединённых Штатов

Заключение

Список источников и литературы

 

Введение

 

Данная работа посвящена изучению феномена «фейковых новостей», который в современном обществе приобретает качественно новый характер и постепенно становится неотъемлемым средством политической борьбы, а также исследованию политических событий, на процессы и результаты которых потенциально повлияли фальшивые новости.

Актуальность проблемы определяется тем, что в современном медиа пространстве поток информации растёт с каждым днём. На первый взгляд, обществу всё доступно: есть все ресурсы для анализа новостей, сравнения публикаций различных источников. Однако за последние три года явление «фейковых новостей» приобрело радикально иные свойства и функции, и теперь поиск достоверной и точной информации перестал быть простой задачей.

В 2017 году составители словаря Collins выбрали словосочетание «fake news» выражением года, указывая на резко взросшую частоту его употребления на 365% по сравнению с 2016 годом.[1] Контент-редактор словаря Хелен Ньюстед акцентировала внимание на том, что сам факт становления «фейковых новостей» выражением года говорит о нарастающей проблеме и подорванном доверии публики к публикуемой информации.

На пике развития феномена фальшивых новостей в 2016 году множество исследователей и журналистов предлагали варианты определения этого нового термина. Единого определения нет до сих пор, так как понятие обширное, а мнения расходятся. Некоторые журналисты выделяют по несколько видов ложных новостей, в зависимости от содержания, степени правдивости и источника, однако есть факторы, объединяющие все фальшивые публикации.[2] В статье издания The Guardian, которая посвящена изучению происхождения феномена ложных новостей, даётся следующее определение: «фейковая новость— это новость, которая создана для обмана читателя с целью получения выгоды».[3] Именно это определение обобщает все фальшивые новости, которые печатаются в СМИ или размещаются в интернете. Оно представляется наиболее точным, так как изначально ложные новости публиковались с целью получения той или иной выгоды, например, финансового дохода, приобретения популярности и так далее. Если же рассматривать определение, данное The Guardian, в рамках современной политической сферы, то размещение «фейковых новостей» в средствах массовой информации или в интернете используется для того, чтобы ввести читателя в заблуждение, вызвать эмоцию, тем самым, получив политическую или же финансовую выгоду.

Что стало катализатором такого резкого возрастания частоты публикаций фальшивых новостей сегодня, сказать сложно. Большинство экспертов связывают резкий всплеск появления ложных новостей с президентской кампанией 2016 года в Соединенных Штатах Америки. По данным опроса, выпущенным аналитическим центром Pew Research в 2016 году, большинство американцев уверены в том, что фейковые новости вызвали путаницу в представлении общества о кандидатах. Суммарно 88% высказались за данную точку зрения, 64% из которых твёрдо уверены в том, что фальшивые факты повлияли на исход выборов, а 24% думают, что это могло вызвать незначительное замешательство населения. Лишь 11% опрошенных проголосовали за «минимальное влияние ложных новостей на итог или его полное отсутствие». Что примечательно, в этой же статистике зафиксировано количество опрошенных жителей США, которые признались в том, что лично создавали и распространяли фальшивые новости- 37%.[4]

События 2016 года в США, давшие стимул развитию и укоренению явления фейковых новостей, постепенно распространили эффект данного явления и на другие страны. В 2017 году партия евроскептиков «Альтернатива для Германии» стала третьей по числу набранных голосов на выборах в Бундестаг. Консерваторы, выступающие за установление диалога с Россией и выход из еврозоны, всегда оставались на периферии общественных дискуссий. Однако 24 сентября 2017 года партия AfD 12% набрала голосов и прошла в федеральное собрание Германии. Кристиан Лют, пресс-секретарь AfD, заявил, что «социальные сети обеспечили прямой, быстрый и дешёвый выход на аудиторию».[5] В рамках предвыборной кампании партия не только активно использовала социальную платформу Twitter, но также воспользовалась помощью пиар-агентства Harris Media, что позволило привлечь широкую аудиторию. Провокационные заявления, скандалы и высказывания как председателя AfD Фрауке Петри, так и партийных участников, моментально привлекали внимание средств массовой информации. Партия «Альтернатива для Германии» сумела использовать обвинения против неё со стороны действующего правительства в качестве средства для привлечения избирателей

Особое внимание в работе обращается на явление пост-правды, которое стало возможным стимулом для учащения использования ложных новостей в качестве инструмента политической борьбы.

Объектом исследования является феномен «фейковых новостей», который с течением времени становится естественной чертой политической жизни, а также всё чаще имеет прямое влияние на исход событий мировой значимости.

Предметом исследования являются предвыборные кампании кандидатов на пост президента Соединённых Штатов Америки 2016 года и участников парламентских выборов Федеративной Республики Германии 2017 года, в ходе которых фальшивые новости неоднократно применялись политическими оппонентами для дискредитации образа соперника. Более того, именно ложные факты и новости, опубликованные в средствах массовой информации и размещённые в интернете, имели возможное влияние на результаты выборов в США и ФРГ.

В качестве теоретической базы для исследования была использована литература, содержащая информацию о феномене фейковых новостей и о явлении пост-правды, их происхождении и развитии. Также были использованы публикации, посвященные изучению и анализу предвыборной кампании США 2016 года и партийных кампаниях ФРГ 2017 года.

 

Глава 1. Феномен фейковых новостей: понятие и реализация в современном социуме

1.1. Ложь- полуправда- фейк в общественно-политической жизни

 

За последние несколько лет в СМИ и в интернете частота употребления словосочетание «фейковые новости» критически выросла. Этот факт неизбежно создаёт впечатление о новизне данного феномена. Однако мнение о том, что ложные и сфабрикованные новости- черта современного мира, ошибочно. Многие специалисты проводят аналогию между фейковыми новостями и иными формами политической дезинформации такими, как жёлтая журналистика и пропаганда, которые существуют с древних времён.

Уже в первом веке до нашей эры разворачивались масштабные информационные кампании, направленные на дискредитацию имиджа противника. После убийства древнеримского правителя Гая Юлия Цезаря между двумя возможными претендентами на его место, приёмным сыном Октавианом и генералом Марком Антонием, развязалась ожесточённая борьба.[6] Антоний проживал в Египте с возлюбленной Клеопатрой, правительницей Древнего Египта. Молодой сын Цезаря, использовав этот факт, показал себя превосходным оратором и пропагандистом: в Римском сенате он зачитал документ, который, по его словам, был официальным завещанием Антония. Содержание документа было направлено на разжигание анти-восточного настроя среди римлян, которые с презирали богатство востока и скептически относились к праву женщин руководить государством. Самую негативную реакцию римского населения вызвало описанное в завещании намерение Антония быть захороненным в мавзолее царей Птолемеев в Александрии, так как это показывало деспотичную натуру Антония и его желание поставить Рим на путь монархического правления. Зачитанное Октавианом в сенате недостоверное завещание стало пропагандистской победой, позже Рим объявил войну Египту, после поражения в которой Клеопатра и Антоний совершили самоубийство, а Октавиан остался единственным правителем Рима.[7]

В средневековье дезинформация и ложные новости активно использовались правящей элитой с целью ущемления конкретного религиозно- этнического меньшинства. Так, например, в 1475 году в итальянском городе Тренто появилась новость о том, что еврейская община убила младенца христианской семьи, в последствии всех евреев арестовали и подвергли пыткам, 15 из них были сожжены на костре.[8] Фальшивые новости подобного содержания получили название «кровавый навет», в них утверждалось, что еврейские общины преднамеренно убивали христиан, особенно христианских детей, и использовали их кровь в религиозных или ритуальных целях. На сегодняшний день учёными задокументировано около 100 кровавых правительственных клевет, имевших место с двенадцатого по шестнадцатый век, многие из которых привели к массовым гонениям и убийствам евреев.[9]

С изобретением в 1439 году Иоханном Гутенбергом печатного станка циркуляция фальшивых новостей в обществе резко увеличилась.8 В то время проверить истинность факта было крайне трудно, а источников информации становилось всё больше: от официальных публикаций политических и религиозных деятелей до вестей от моряков и торговцев. Понятия журналисткой этики и объективности ещё не сформировались.

В середине 16-ого века фальшивые новости оформились в новый общепринятый жанр распространения ложной информации об общественных деятелях- «pasquinade».[10] Основателем такой формы фальшивой новости стал Пьетро Аретино, итальянский писатель, который предпринял попытку оказать влияние на исход папских выборов 1522 года, написав сонеты негативного содержания о каждом из претендентов на данную должность. Пьетро разместил написанные им сонеты на статуе Паскуино, которая расположена в самом центре Рима, чтобы привлечь внимание публики.10

Несмотря на то, что к 17-ому веку историки путём публикации своих трудов внесли вклад в проверку новостей на подлинность, дезинформация продолжала разъедать рациональный фундамент общества.8 Канард- сформировавшийся в начале 17-ого века в Париже тип ложных новостей, который апеллировал к доверчивым низшим слоям населения. Канарды печатались в формате листовок и продавались на улицах Франции в течение двух веков. Во время Великой французской революции данный тип фальшивой новости приобрёл качественно новый уровень влияния на общественное мнение. Активисты разместили лицо Марии-Антуанетты на медных табличках, что стало намеренной политической пропагандой против королевы. Измерить степень воздействия такого влияния на публику невозможно, однако оно безусловно поспособствовало патологической ненависти к королеве, что привело к её казни в октябре 1793 года. [11]

Производство фальшивых и полуправдивых новостей достигло пика в Англии 18-ого века, когда газеты начали распространяться среди широкой публики. Уже в 1788 году в Лондоне было десять ежедневных газет, восемь еженедельных газет и девять газет, выпускавшихся раз в три недели. Статьи в этих изданиях состояли обычно из одного абзаца. «Сборщики информации» слушали сплетни в кафе и на улицах, записывали их на бумагу и передавали в издательство. Некоторые люди, имевшие данную должность, просто искали заработок, однако большинство манипулировали общественным мнением через такие короткие статьи. 11

С течением времени слухи и ложные новости переросли в жёлтую журналистику- стиль газетного репортажа, который делает акцент на сенсационности факта, нежели на его истинности. Сам термин «жёлтая журналистика» возник в ходе борьбы между двумя американскими газетами за ведущую позицию на газетном рынке Нью-Йорка.[12] Предметом спора между изданиями «New York World» и «New York Journal» стал комикс «Жёлтый Малыш», повествовавший о жизни мальчика в трущобах Нью-Йорка начала 20-ого века. Оба издания были заинтересованы в том, чтобы комикс печатался именно в их газете, так как он имел огромную популярность среди аудитории. Именно эта битва за «Жёлтого малыша» и борьба за увеличение доли на рынке породили термин «желтая журналистика». Позднее термин стал использоваться для обозначения присущего «New York World» и «New York Journal» сенсационного стиля освещения мировых событий, а особенно, ситуации на Кубе. Куба долгое время была испанской колонией, и революционное движение, которое кипело там и в течение большей части 19-го века, усилилось именно в 1890-х годах. Соединенные Штаты призывали Испанию предоставить независимость острову, а некоторые граждане США даже оказали материальную поддержку кубинским революционерам. «New York World» и «New York Journal» уделяли все больше внимания кубинской борьбе за независимость, время от времени подчеркивая резкость испанского правления или благородство революционеров, а иногда печатая воодушевляющие истории, которые в итоге оказались ложными. Такого рода освещение, в сочетании со смелыми заголовками и карикатурами событий, принесло издателям большую прибыль.[13]

Пик жёлтой журналистики, с точки зрения интенсивности и потенциального воздействия на общественность, пришёлся на начало 1898 года, когда в гавани Гаваны затонул корабль США. Данное военно-морское судно было отправлено к берегам Кубы для демонстрации силы США и, в связи с запланированным визитом испанского корабля в Нью-Йорк, с целью разрядить напряженность между Соединенными Штатами Америки и Испанией. В ночь на 15 февраля взрывной волной пробило корпус корабля США, и судно затонуло. Отчет колониального правительства Кубы сообщал, что взрыв произошел на борту, но «New York World» и «New York Journal», которые в течение нескольких лет продавали газеты, раздувая анти-испанское общественное мнение в Соединенных Штатах, опубликовали фальшивую новость о намерении правительства Испании потопить корабль. Когда позднее было проведено военно-морское расследование, США заявили, что взрыв произошел в результате разрыва мины в кубинской гавани, сторонники жёлтой журналистики ухватились за этот факт и призвали к военным действиям против Испании. Уже к началу мая 1898 года началась испано-американская война.13 Искажение реальных фактов и драматический стиль написания, использовавшийся в жёлтой журналистике того времени, поспособствовали привлечению внимания широкой аудитории и напрямую повлияли на поддержку обществом идеи о войне между двумя странами.

В 20-ом веке постепенно начало широко использоваться и оформляться понятие «пропаганда». Сам термин происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), основанной в 1622 году Григорием XV для выполнения миссионерской работы.[14] Однако сегодня термин «пропаганда» имеет тенденцию обозначать распространение частично или полностью искажённых фактов, сведений и новостей с целью формирования общественного мнения. Именно в ходе Первой и Второй мировых войн пропаганда стала одним из важнейших политических инструментов во многих странах. Правительства использовали пропаганду для поднятия национального духа, для привлечения союзников и для дискредитации образа противника.

В период Первой мировой войны Великобритания сумела привлечь на свою сторону и втянуть в военные действия Китай, использовав пропаганду в средствах массовой информации. В 1917 году в англоязычной газете «North China Daily News», издаваемой на территории Китая, появилась статья, в которой утверждалось, что немецкое правительство «извлекает глицерин из мертвых солдат» для производства свечей, мыла и лубрикантов.15 Позже влиятельные газеты «The Times» и «The Daily Mail» опубликовали статью от анонимного источника, который утверждал, что посетил Kadaververwertungsanstalt- завод по утилизации трупов. Спустя ещё месяц «The Times» выпустили более подробную статью со ссылкой на неизвестный бельгийский источник, который в красках описал процесс обработки немцами мёртвых тел. Правительство Германии протестовало против необоснованных заявлений Великобритании, однако недовольство немецких политических элит затмило выступление китайского посла, который был в ужасе от прочитанных новостей. Китай объявил войну Германии в августе 1917 года.[15] Уже в 1925 году сэр Остин Чемберлен, министр иностранных дел Великобритании, признал, что «никогда не было никаких оснований» для «этой лживой публикации». В том же году депутат Джон Хартис, который занимал должность главы разведки, в ходе лекционного тура по США признал, что он сфабриковал эту историю для привлечения Китая в войну против Германии.15 Позже в период Второй мировой войны именно эта фальшивая сфабрикованная новость посеяла недоверие среди английского населения, когда начали публиковаться первые новости о Холокосте.

Во время пребывания у власти в Германии Адольфа Гитлера решено было создать новое министерство Просвещения и пропаганды, руководил которым Иосиф Геббельс. В своём дневнике он писал: «Суть пропаганды заключается в том, чтобы привлечь людей к идее настолько искренне и настолько сильно, что, в конце концов, они полностью поддадутся этой идее и больше никогда не смогут от нее уйти».[16] Нацистские идеи пропагандировались через изобразительное искусство, музыку, прессу, кинематограф и радио, министерство продвигало идеи и программу партии с целью оказать наиболее масштабное политическое влияние на население страны. Геббельс разжигал гнев немцев из-за поражения в Первой мировой войне и одновременно подчёркивал немецкие культурные и военные достижения, чтобы повысить национальную гордость. В октябре 1933 года правительство выпустило закон «О редакторах», в 14-ом параграфе которого власти требовали не допускать в печать и в эфир никаких материалов, «рассчитанных на ослабление силы Рейха за границей или внутри страны».[17] Также министерство Просвещения и пропаганды выпускало директивы, в которых указывалось, какие новости можно или нельзя сообщать, и как именно писать о мировых событиях.17

В 21-ом веке влияние фейковых новостей стало наиболее ощутимым, а использование ложных фактов перестало казаться обществу опасным. Именно с появлением интернета человечеству представилась возможность иметь доступ к широкому спектру ресурсов. На ряду с этим, десятки тысяч пользователей начали порождать и распространять любые новости вне зависимости от их истинности. Рациональность начала терять значение, а идея размытой истины стала проникать во все сферы жизни человека.

Стоит отметить, что дезинформация и пропаганда, которые присутствовали в политике на протяжении многих веков, существенно отличаются от современного феномена «фейковых новостей». Конечная цель создания и распространения фальшивых новостей до конца не определена специалистами. Кроме выдуманных историй, предназначенных для того, чтобы обмануть читателей, максимизировать трафик и финансовый доход, этот термин также применяется к сатирическим новостям, цель которых не вводить в заблуждение, а делиться с аудиторией юмористическими комментариями о реальных новостях и основные СМИ.[18] В политическом контексте фейковые новости в виртуальном пространстве сегодня представляют собой размещение преднамеренной лжи, которая улавливается тысячами интернет-пользователями, ретранслируется сотнями веб-сайтов, пересылается через десятки учетных записей социальных сетей и читается сотнями тысяч.

Зарождение явления «фейковых новостей» в 21-ом веке произошло в ходе референдума по вопросу выхода Великобритании из ЕС. В 2016 году одной из организаций, агитирующих за Брексит, «Vote Leave», неоднократно использовалось утверждение о том, что членство в Евросоюзе обходится стране в «350 миллионов фунтов стерлингов еженедельно».[19] Новость быстро разлетелась по социальным сетям, оказав мощное влияние на общественное мнение. Позже Статистическое ведомство Великобритании сообщило, что приведённые цифры «потенциально вводят в заблуждение»9, Институт Фискальных исследований заявил, что высказывание «неразумно»9, а такие каналы, как BBC, Channel 4 News и Full Fact опровергли новость, подробно изучив информацию. Однако показатель «350 миллионов фунтов» использовался и повторялся вплоть до дня проведения референдума, уже после которого представители организации уточнили, что их высказывание — это всего лишь наглядный пример.[20]

Именно после принятия Великобританией решения о выходе из Европейского союза тема влияния сфабрикованных новостей на публику стала очень широко обсуждаться политологами, а в СМИ можно было встретить статьи о том, как воздействие на эмоции аудитории расширило границы возможного в политической сфере. Однако, что стало именно катализатором резкого возрастания частоты публикаций фейковых новостей, сказать сложно. Например, Макс Седдон, автор статьи, посвящённой возможному влиянию российских средств массовой информации на феномен фальшивых новостей, считает, что российская антизападная пропаганда спровоцировала учащение ложных публикаций как в интернете, так и в СМИ.[21] Однако большинство экспертов связывают резкий всплеск появления фальшивых новостей именно с президентской кампанией 2016 года в Соединенных Штатах Америки. Многие политологи утверждают, что именно фейковые новости стали одной из главных причин поражения Хиллари Клинтон на выборах. В статье «Clinton decries fake news ‘epidemic’» Эланы Шор говорится об отношении самой Клинтон к фальшивым новостям и их применении в качестве инструмента борьбы: «Это опасность, которая должна быть устранена, и устранена быстро».16 Призывая к борьбе с фейковыми новостями, кандидат в президенты похвалила технические компании «за их попытки устранить проблему и угрозу поддельных новостей».[22] Однако не только Хиллари Клинтон стала жертвой фальшивых новостей, Дональд Трамп также неоднократно присутствовал в публикациях, содержание которых позднее было признано фальшивым.

После президентских выборов в США 2016 года, которые дали мощный импульс развитию явления «фейковых новостей», феномен постепенно начал распространяться на другие государства. Спустя год, на парламентских выборах в Бундестаг партия «Альтернатива для Германии» стала третьей по числу набранных голосов. AfD относится к правоконсервативным партиям, выступает за закрытие внешних границ государства и осуждает политику по приёму мигрантов. В ходе электоральной кампании партия AfD многократно обвинялась оппонентами в размещении фальшивых новостей в социальных сетях.5 Несмотря на это, сенсационные заявления председателя партии, распространения фальшивых, вместе с тем привлекающих внимание аудитории, новостей, позволило привлечь обширный электорат и пройти в Бундестаг в качестве третьей по величине фракции.

Таким образом, стоит отметить, что дезинформация как способ достижения политических целей существовала давно, однако с развитием технологий и увеличением потока информации фейковые новости будут казаться обществу всё более реалистичными. Это не только ставит под угрозу репутацию любого источника информации, но также делает невозможным получение достоверных новостей публикой. Дезинформация в СМИ и интернете- серьёзная проблема нашего времени, которая может поспособствовать размыванию гражданского дискурса, трансформации политической сферы, а также коренному изменению изначального предназначения средств массовой информации.

 

1.2 Феномен пост-правды как среда формирования фейковых новостей в современном обществе

 

Возрастающую частоту публикаций и распространения фальшивых новостей стоит связывать, прежде всего, с вхождением современного общества в эру пост-правды. Именно глобальное распространение явления «фейковых новостей» указывает на то, что в эпоху пост-правды факты и истина заменяются личными убеждениями и эмоциями. Характер и суть публикаций, и то, что именно сегодня общество воспринимает как новость, напрямую зависит от эмоционального удовлетворения, которое получает или не получает аудитория.

Термин «пост-правда» состоит из двух частей, где приставка «пост» указывает на полное противопоставление тому, что было ранее. Ещё в эпоху Просвещения цивилизация западного мира строилась на истине, обоснованной разумом. Сегодня многое изменилось: эмоциональный фактор превалирует, а рациональность отходит на второй план, что может повлиять на тренд развития цивилизаций. И хоть зарождалось явление пост-правды в средствах массовой информации, теперь оно распространилось и на другие сферы общественной жизни, в том числе и на политическую. Людям надоело искать правду, они не хотят изучать программы, идеи и предложения политиков. Однако готовы верить фальшивым, но эффектным новостям и смотреть на ожесточённые дебаты, так как это вызывает эмоции.

В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на источники возникновения явления пост-правды. Немецкий философ Иоахим Риттер во второй половине 20-ого века выдвинул теорию компенсации.[23] Её суть заключается в том, что в современном обществе, полном инноваций, во многих сферах жизни человека, включая политическую, наблюдаются мощные иррациональные эффекты. Со стремительным технологическим развитием стабильность общества всё больше подвергается сомнению, что, в свою очередь, вызывает опасения. Непредсказуемость и сложность развивающегося общества должна компенсироваться, поэтому человек старается упростить любые процессы, сделать их более понятными для себя. В современном мире в условиях огромного и возрастающего объёма информации человек, в массе своей, не успевает, да и уже не стремится разобраться, какая информация правдива, а какая – нет.

Впервые термин «пост-правда» был употреблен Стивом Тесичем в 1992 году.[24] Писатель использовал его в своем эссе, где описывал конфликт в Персидском заливе. Далее термин активно развивался Ральфом Кейсом, который ввёл понятие «эра пост-правды».3

Американский писатель Ральф Кейс считает, что «в эру пост-правды границы между истиной и ложью, правдой и обманом, вымыслом и действительностью размываются. Вводить других в заблуждение стало вызовом, игрой и привычкой».[25] На сегодняшний день многие представители СМИ пишут, что явление пост-правды в политической сфере произошло из «разъедающих» отношений между политиками и обществом, в рамках которых люди не могут в полной мере доверять всем высказываниям и заявлениям.4 Политические дискуссии перестали быть рациональными беседами с аргументацией и всё больше напоминают конкурирующие друг с другом мифы.

Явление пост-правды поглотило большинство важных сфер жизни человека. Казалось бы, само общество заинтересовано в борьбе с ложными новостями и фальшивыми фактами. Однако такие методы противодействия пост-правде, как фактчекинг, не справляются с задачей. На это есть несколько возможных причин.

Первая — эффект обратного действия. Суть его заключается в том, что опровергающие свидетельства лишь укрепляют ложное убеждение общества. Иными словами, человек начинает сильнее верить в ту или иную новость, если её пытаются развеять. Такое явление психологии было впервые использовано в контексте политики американскими политологами Брендоном Нихеном и Джейсоном Райфлером в статье «When Corrections Fail: The Persistence of Political Misperceptions».[26] Эффект обратного действия особенно ярко проявляется у людей, которые глубоко убеждены в своей правоте. Когда им начинают противоречить, их первоначальные взгляды укрепляются ещё сильнее.

Также одним из препятствий в борьбе с фальшивой реальностью можно считать когнитивное искажение — разные люди, прочитав одну и ту же новость, воспринимают её по-разному. Каждый из них получает увиденную информацию, пропуская её через индивидуальные фильтры, например, уже существующие знания или предубеждения. Человеку свойственно подсознательное создание субъективной реальности, которую он впоследствии трактует по-своему. Из этого можно сделать вывод о том, что появление ложных фактов иногда может быть лишь версией реального события.

Ещё одна причина, стимулирующая распространение и укоренение пост-правды, а как следствие, фейковых новостей – безразличие.5 Разоблачение фальшивых фактов бессмысленно, потому что людям всё равно. Проблема заключается не в том, что общество верит в ложь, а в том, что для него не является ценностью истина. Ключом к решению проблемы безразличия должно стать любопытство. Иными словами, чтобы росло стремление узнать правду, следует повышать уровень любопытства у людей. Образование и эрудиция позволяют расширить интересы, в следствии чего, растёт увлечённость той или иной проблемой. Чем больше человек знает, тем более разносторонне он мыслит, от этого взгляд на ту или иную проблему перестаёт быть примитивным. Эрудированному человеку недостаточно просто получить информацию, он её принимает, обрабатывает и анализирует, что повышает его интерес к дальнейшему изучению вопроса. Таким образом, должный уровень образования населения поможет сократить количество равнодушных к поиску истины людей.

Несмотря на то, что крупнейшие IT — компании отреагировали на стремительный рост количества фейковых новостей на социальных платформах и запустили кампании по изъятию ложных фактов из виртуального пространства, фальшивые новости продолжают набирать популярность среди интернет-аудитории.[27]

Сегодня существуют три основных условия, которые способствуют распространению фейковых новостей. «Filter bubble»- первый фактор, позволяющий фальшивым новостям существовать, и множится в интернете. Эли Парайзер в своей лекции описал явление «пузырь фильтров», который мешает людям получать альтернативную информацию, предлагая только соответствующие их интересам результаты запроса. [28] Понятие «filter bubble» заключается в том, что сегодня социальные сети и новостные поисковики фильтруют информацию, которую запрашивает пользователь. Специальные программы позволяют отследить и проанализировать запросы, чаще всего производимые человеком. На основе этого сеть сокращает количество возможных результатов и выдаёт только те, которыми пользователь потенциально заинтересуется. Условно, два человека, сделав одинаковый запрос в Google, получат разные результаты поиска, в зависимости от их активности на социальных платформах, от предыдущих запросов. Отсутствие альтернативных источников и мнений в полученном результате запроса создаёт прецедент для распространения фейковых новостей. Более того, человек просто не видит альтернативного мнения, не может анализировать новость, поэтому верит в ту, которую ему выдаёт система.

Второе условие, позволяющее феномену фейковых новостей укореняться в современном информационном пространстве- «Спираль молчания». Немецкий политолог Элизабет Ноэль- Нойман в 1965 году разработала концепцию «Спираль молчания», которая заключается в том, что человек вряд ли будет высказывать своё мнение, если понимает, что находится в меньшинстве. [29] Иными словами, если в обществе, в СМИ, в окружении человека преобладает мнение, отличное от его собственного, то, скорее всего, он будет минимизировать высказывания своей точки зрения. Если большинство продвигает какую-либо новость, которая явно или частично фальшива, отдельные люди вряд ли будут пытаться доказать её ложность.

Последний фактор, усложняющий борьбу с ложными новостями и стимулирующий увеличение их количества- квантификация. Данный термин означает сведение качественных данных к количественным. Сегодня популярность того или иного события определяется количество просмотров в социальных сетях, отметками «мне нравится» и количеством «репостов» этой новости. Если люди видят, что новость популярна, собрала много просмотров, то её начинают продвигать дальше, так как об этом событии говорят все.

Обществом проявление пост-правды не оценивается однозначно. Существуют мнения, в рамках которых учёные, эксперты и политологи видят данный феномен как составляющее естественной стадии развития современного информационного общества.22 Они не считают необходимым борьбу с пост-правдой, утверждая, что долгое время она всё равно не сможет существовать. В статье «Эпоха пост-правды имени «пробирки Колина Пауэлла» Константин Косачёв, председатель комитета Совета Федерации по международным делам, пишет: «Аврааму Линкольну приписывают известные слова: «Можно обманывать часть народа всё время и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ всё время» … Вот поэтому эпоха пост-правды по определению не может быть вечной».[30]

Наряду с мнениями о естественности феномена, есть и высказывания о вреде пост-правды для общества и призывы к скорейшему действию по искоренению явления. Политолог Найеф аль-Родан в статье «Post-Truth Politics, the Fifth Estate and the Securitization of Fake News» пишет о необходимости принятия решительных действий правительствами стран и отдельными лицами для быстрой и наиболее эффективной борьбы с пост-правдой.[31] Он видит угрозу стабильного развития общества в пост-правде и предлагает несколько методов уменьшения масштабов явления.

Прежде всего, улучшение инструментария проверки фактов и новостей. Ряд стран уже в какой-то мере обеспокоен вхождением общества в эпоху пост-правды. Некоторые из них предпринимают попытки по созданию более эффективных систем проверки новостей. Так, ещё в 2014 году Европейский Союз профинансировал проект «Pheme», получивший название в честь греческо-римской богини молвы и сказания.[32] Это технология, позволяющая проверять достоверность новостей в интернете. В 2017 году Германия в преддверии выборов приняла ряд односторонних мер по предотвращению дезинформации, чтобы не искажать общественное мнение.

Один из наиболее важных аспектов в борьбе с пост-правдой — её верное восприятие. Пост-правда представляет собой угрозу вызова волны популизма, которая дестабилизирует внутреннюю и внешнюю политику любого государства. Чтобы противодействовать такой угрозе, международное сообщество должно рассматривать пост-правду как новый вызов глобальной безопасности. На сегодняшний день страны пытаются решить данную проблему самостоятельно, хотя она требует коллективного рассмотрения. Одновременно с этим, международное сообщество должно разработать такие средства борьбы с искажением реальности, которые не позволяли бы одним странам осуществлять жёсткий контроль над информацией других.

Сотрудничество политических деятелей и учёных — ещё один способ повысить значение истинных новостей на фоне фальшивых. Такой метод реализуется в Великобритании путём привлечения учёных непосредственно в парламент. Диалог между научным сообществом и правительством позволяет преподносить новости из политической сферы в более рациональной форме, подкреплённой реальными фактами.

Таким образом, на сегодняшний день явление пост-правды представляется наиболее точным обоснованием резко участившихся публикаций фейковых новостей. Пост-правда постепенно проникла в общественную жизнь и приобрела широкие масштабы в современном политическом дискурсе, что не только ставит под угрозу традиционные подходы к политической сфере социума, но и подрывает доверие населения к любым новостям и заявлениям политиков.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф