Меню Услуги

Роль государственных внебюджетных фондов в поддержании стабильности финансовой системы России. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4


3.3. Основные направления реформирования государственных внебюджетных фондов в РФ

На основании приведенной научной позиции можно предположить важность и значимость правового закрепления указанных стандартов в действующем законодательстве.

В качестве одной из основных проблем современного правового регулирования в области функционирования государственных социальных внебюджетных фондов следует обозначить низкую результативность, выражающуюся в правовом допущении взыскания в рамках законодательно закрепленной процедуры недоимки по страховым взносам без учета ее размера. Данная ситуация на практике приводит к тому, что затраты государства на взыскание такой недоимки в разы выше, чем требуемая сумма.

В качестве базового вывода о возможном пути решения имеющихся проблем правового регулирования можно предложить следующее. В целом в Российской Федерации имеется достаточно большое количество правовых документов, в той или иной степени регламентирующих отношения с участием государственных социальных внебюджетных фондов, подвергающихся перманентным изменениям, дополнениям и редакциям, которые не являются системными и концептуальными.

Единственным выходом в сложившейся ситуации можно назвать принятие единого ФЗ, определяющего место государственных внебюджетных фондов с точки зрения управленческой, финансовой и социальной природы.

Актуальность принятия подобного закона возрастает еще и потому, что имеющийся массив законодательства принимался в разные временные периоды, характеризующиеся различной экономической ситуацией и степенью отношения государства к возложенной на него обязанности по социальной защите населения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Предлагаемый к принятию закон должен базироваться на доктринальных положениях развития Российской Федерации как социального государства (которые также необходимо разработать), закрепляя следующие определяющие положения:

1) государство в системе социального обеспечения и страхования занимает авангардные позиции;
2) адресная материальная помощь отдельным гражданам заменяется системой комплексных мероприятий, проводимых социальными государственными внебюджетными фондами в рамках социального обеспечения;
3) создаются условия для увеличения степени участия частных хозяйствующих субъектов в системе социального обеспечения путем формирования комплекса стимулов к осуществлению последними действий по защите малообеспеченных граждан, созданию рабочих мест и т.д.
4) закрепляются в обязательном порядке принципиальные установки функционирования государственных социальных внебюджетных фондов.

Действительно, принятие закона целесообразно лишь в случае наличия определенной государственной доктрины, функции которой вполне может выполнять предложенная финансово-правовая политика в области функционирования государственных социальных внебюджетных фондов как самостоятельный документ, так и концепция в рамках стратегии развития Российской Федерации как социального государства.

В качестве решения названных проблем можно предложить целый комплекс мероприятий, осуществление которых позволит оптимизировать деятельность государственных социальных внебюджетных фондов:

1) упоминавшееся ранее всеобъемлющее нормативное обеспечение (соответствующий федеральный закон), закрепляющее процедуру взаимодействия как самих государственных внебюджетных фондов между собой, так и этих фондов с гражданами и организациями;
2) выработка адекватной и обоснованной идеологии, содержащей в себе цели, задачи и функциональные обязанности каждого из государственных социальных внебюджетных фондов во избежание дублирования определяющих функций этих фондов;
3) аккумулирование современных технических средств и программных комплексов, позволяющих усовершенствовать систему функционирования рассматриваемых фондов, а также создать необходимую интегрированную информационную базу для организации социального обслуживания граждан Российской Федерации.

Обращает внимание тот факт, что потребность в принятии Бюджетного кодекса РФ в новой редакции детерминирована постоянными изменениями, вносимыми в действующий нормативный правовой акт. По данным Министерства финансов РФ, ежегодно изменялось порядка 26% Бюджетного кодекса РФ.

Принципиальные изменения, содержащиеся в новой редакции Бюджетного кодекса РФ, заключаются в следующем:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

– новая структура правовых норм, содержащихся в Бюджетном кодексе РФ;
– расширение предмета регулирования Бюджетного кодекса РФ;
– развитие и модернизация принципа прозрачности;
– прогнозирование поступлений дохода бюджета;
– оптимизация методологии расходов бюджета;
– совершенствование системы межбюджетных отношений;
– новая модель распределения нормативов от уплаты штрафов в бюджеты;
– минимизация излишней детализации бюджетных полномочий;
– введение новой главы, в которой разработана система бюджетных платежей, и т.д.

Несмотря на то, что проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ по-новому определяет бюджетную систему, изменения не коснулись наличия в ней бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов, однако это необходимо в целях оптимизации их деятельности.

Также предпринималась попытка научного обоснования важности принятия самостоятельного федерального закона о финансовых основах бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов РФ.

 

Заключение

Однозначной оценки общества не получило выделение в качестве самостоятельных государственных бюджетных фондов. Некоторые специалисты утверждают, что действующая система функционирования государственных бюджетных фондов практически ничем не отличается от бюджетных. В рамках данного вопроса требуется принять решение, позволяющее запретить в системе бюджета аккумулировать целевые платежи на иные нужды. В таком случае не потребовалось бы создание новых независимых фондов. Согласно точке зрения сторонников консолидации внебюджетных фондов, преимущества интеграции средств внебюджетных фондов в бюджетной системе страны сосредоточены в предотвращении образования в одних фондах излишних средств наряду с нехваткой в других. В таком случае можно было бы говорить об упрощении процедуры централизации избыточных средств фондов, созданных в ряде регионов. Противники консолидации предполагают, что объединение юджетных и внебюджетных фондов сможет привести к не целевому использованию средств социальных внебюджетных фондов, а так же к неполному осуществлению социальных платежей, гарантируемых государством определенно категории граждан. Предполагается, что в случае тотального соединения фондов значительно усложнится работа не только органов местного самоуправления, но и непосредственно организаций, осуществляющих данную политику.

Безусловно, данный вопрос актуален в настоящее время и наличие нескольких точек зрения позволяет характеризовать внебюджетные фонды как достаточно неоднородны объект финансово системы государства.

Конечно, стоит и упомянуть о том, что существующая пенсионная система нуждается в серьезном реформировании. Глазами дае простого человека можно увидеть, что в стране происходит несбалансированность пенсионной реформы. Средний размер пенсии примерно равен прожиточному минимум, потому на фоне развитых стран, наше государство в то области находится на одном из последних мест. Более того, остро стоит вопрос о возмещении расходов на пенсию определенным категориям граждан, таким как военнослужащим, многодетным семьям, одиноким матерям, воспитывающим детей-инвалидов. В настоящий момент действует распределительная система пенсионных выплат, представляющая собой поступление пенсий пожилым людям из фонда пенсионного страхования работающих граждан. В народе то определяют как договорные отношения между поколениями. Величина пенсионных выплат во многом зависит от демографических факторов и рыночных отношений. В связи с экономическим кризисом, начавшимся в 2014 году произошло снижение заработной платы. Многие работающие граждане потеряли работу и вынуждены были обратиться в те организации, которые не отчисляют страховые взносы, тем не менее предоставляющие рабочие места. Соответственно в некоторых регионах произошла задержка пенсии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Сейчас создаются массовые программы по организации негосударственных пенсионных фондов, к примеру, ПАО Сбербанк России предлагает разместить пенсионные накопления в данной организации, сохранив пенсионные выплаты и создав процент, полученный банком за счет инвестирования собственных проектов, продаже кредитов и тд. Итак, предлагается получить не существующие 16%, а обещанные банком 22 за счет размещения пенсионных накоплений в банке. Данная банковская услуга предоставляется далеко не всем гражданам, а именно только работающим, при возрастной категории от 18 до 55 лет(с 1965г рождения).

В настоящее время вся трудовая пенсия подразделяется на 3 категории: базовая, страховая и накопительная. Базовая часть практически равна для всех пенсионеров и никак не зависит от заработка, стажа работы, индексируется с учетом инфляции. Страховая часть зависит от суммы. Полученной на условно-накопительный счет, индексируется с учетом инфляции, индекса роста доходов ПФР и заработной платы. Базовая и страховая части пенсии не подлежат инвестированию и непосредственно зависят от внешне и внутри-экономической ситуации в стране. Существует еще третья часть пенсии-накопительная, представляющая собой определенны процент пенсионных взносов, различается в ракурсе заработной платы и возраста работника. Именно накопительная часть формирует будущую пенсию и накапливается в ПФР.

Относительно вопроса обязательного медицинского страхования хотелось бы отметить следующее, что примерно 66% средств являются средства страховых взносов граждан и работодателей. В настоящее время моет сложиться предположение, что Россия заинтересована в большем количестве числа больных, нежели здоровых граждан, поэтому и качество здравоохранения и оказания медицинской помощи больше зависят от дорогих технологий и препаратов, нежели от качества услуг, предоставляемых государственными учреждениями, финансируемыми в рамках бюджета. Сейчас в рамках реформирования идет вопрос об объединении ФФОМС и Фонда Социального Страхования , что позволит создать более расширенную базу возможностей по контролю за выплатой пособий по временной нетрудоспособности на базе сведений о характере заболеваний и оказанной медицинской помощи. О проблемах в области здравоохранения можно говорить бесконечно, тем не менее предполагается, что соединение обязательного медицинского страхования и Фонда Социального Страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования позволят создать консолидированное управление средствами, выделяемыми налоговыми источниками (ЕСН, ЕНВД), добровольными взносами от несчастных случаев, взносы от профессиональных заболеваний и травм, полученных в процессе работы или в рабочее время, а так же целевого трансфера из государственного, федерального или местного бюджета на оплату оказания медицинской помощи неработающему населению. Подводя итог выполненной работе, хотелось бы отметить, что все в процессе написания дипломной работы был изучен достаточно большой объем литературы, это различные нормативно-правовые акты РФ, а так е зарубежные издания с целью изучения не только истории, но и теории и практики действующих на территории зарубежных стран фондов. Кроме того, был проведен анализ периодических изданий, монографий, диссертаций, научной литературы, что позволило определить проблематику поставленного вопроса, рассмотреть его с различных ракурсов и точек зрения, определить классические школы экономической теории и практики по поставленному вопросу. Общий объем знаний, полученных мною в процессе написания работы, позволил мне сделать выводы по каждому моменту, начиная от процесса формирования фонда, его правового регулирования и источников финансирования. По окончанию выполненной работы были разработаны меры по улучшению политики в области внебюджетных фондов, а так же приведены практические рекомендации по их внедрению.

Безусловно, все разработанные меры необходимо внедрять на нескольких функционируемых площадках, потому как политика, направленная на улучшение социальной жизни общества предполагает реакцию различных источников и фондов одновременно. В наше время действует «эффект уходящего поезда», когда государство принимает какие-либо меры, но они уже не будут столь эффективны, так как жизнь на месте не стоит. Поэтому необходимо действовать координально и заранее, давая прогнозы не только положению на текущий год, но и планировать на 5 лет вперед. В таком случае, возможно, нам не придется перенимать опыт зарубежных стран, а произойдет обратное.

 

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
2. ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсиооный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
3. ФЗ от 02.12.2013 № 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
4. ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
11. Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
12. Федеральный закон от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»
13. Федеральный закон от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»
14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 427-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 1 ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых ПФР на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, инвалидности и случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»
15. Федеральный закон от 02.12.2013 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
16. Федеральный закон от 02.12.2013 № 321-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
17. Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»
18. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
19. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
20. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»
21. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»
22. Вафин Э.Я., Журкина Н.С., Капкаева Н.З. Внебюджетные фонды: учебное пособие. — Казань: Институт экономики и финансов, 2011 — 195 с.
23. Касьянова Г.Ю. Больничные, декретные и пособия на детей за счет Фонда Социального Страхования РФ: учебное пособие. — М.: АБАК, 2011. — 424 с.
24. Курбатова О.В. Внебюджетные фонды: учебное пособие. — М.: МосУМВД России, 2009. — 74 с.
25. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: Проблемы правового регулирования. – М.: Статут, 2012. – 464 с.
26. Поляк Г.Б. Бюджет и бюджетная система. – М.: Проспект, 2013. — 438 с.
27. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. — М.: Магистр, — 2011 г. — 448 с.
28. Феоктистов И.А. Новый порядок проведения проверок Фонда Социального Страхования России: учеб. Пособие. – М.: РОСБУХ, 2009. — 176 с.
29. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие / Под ред. Карчевского В.В. – М.: Инфра-М, 2008. – Серия: Вузовский учебник. – 224 с.
30. Чиненов М.В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010.- 394 с.
31. Щеголева Н.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, В.И. Хабаров. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 512 с.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4