Меню Услуги

Роль государственных внебюджетных фондов в поддержании стабильности финансовой системы России

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования и использования государственных внебюджетных фондов
  • 1.1. Понятие внебюджетных фондов государства и их роль в финансовой системе
  • 1.2. История деятельности внебюджетных фондов в России
  • 1.3. Зарубежный опыт деятельности внебюджетных фондов
  • Глава 2. Финансово-правовой режим деятельности государственных внебюджетных фондов
  • 2.1. Организационно-правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов
  • 2.2. Порядок и источники формирования государственных внебюджетных фондов
  • Глава 3. Проблемы и перспективы деятельности государственных внебюджетных фондов в России
  • 3.1. Проблемы функционирования внебюджетных фондов России в условиях нестабильности финансовой системы
  • 3.2. Пути решения проблем функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития
  • 3.3. Основные направления реформирования государственных внебюджетных фондов в РФ
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

В настоящее время в период усиленного социального развития политика государства в больше степени направлена на усиленное построение социально ориентированного общества. Одной из основополагающих целей государства во всех направлениях преобразований всегда стояла защита прав человека и гражданина, в том числе граждан, имеющих особый статус в силу возрастных категорий, состояния здоровья, семейного положения и иных обстоятельств, не позволяющих осуществлять нормальную жизнедеятельность. Само значение политического влияния неоднократно отмечалось Президентом РФ в Посланиях Федеральному Собранию РФ.

Особое значение деятельности внебюджетных фондов уделяется в настоящее время ввиду осложнившейся экономической ситуацией, позицией на политической арене, ухудшением демографической ситуации в стране, ухудшением состояния здоровья граждан. Все эти и другие вопросы ставят актуальность вопроса о внебюджетных фондах на приоритетную позицию реформирования и введения новых мер в данной области, принятию законопроектов и пр.

В ракурсе законодательного закрепления современное государство находится в ситуации потенциальных изменений в области пенсионного, социального, медицинского страхования и обеспечения, что обусловлено стремлением адаптироваться к текущим условиям рыночной экономики.

Особое значение в непосредственном значении в процессе социальной защиты и обеспечения данных субъектов возлагается на государственные внебюджетные фонды, основными целями деятельности которых считаются реализация закрепленных в Конституции задач в рамках системы социально защиты и управление финансовым обеспечением.

Понятие государственного внебюджетного фонда в действующем законодательстве отсутствует. Тем не менее, последние реформы гражданского законодательства 2014 г., затронувшие в числе прочего институт некоммерческих организаций, а также постоянные изменения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации не внесли ясности в вопрос об их организационно-правовом статусе. Правовая наука отличается широким спектром позиций по вопросу сущности понятия «фонд». Проводимые научные исследования приводят к полярным результатам, следствием чего является отсутствие унифицированного подхода к определению понятия «государственный социальный внебюджетный фонд». Накопленные отраслевыми науками представления о фондах требуют обобщения, что будет способствовать формированию искомого понятия.

Объектом исследования работы выступают финансовые отношения,складывающиеся в процессе деятельности органов государственных внебюджетных фондов в качестве субъектов финансовых правоотношений.

Предмет представляет собой нормы, закрепляющие финансово-правовой статус государственных внебюджетных фондов, а также особенности их участия в системе пенсионного, социального, медицинского обеспечения и страхования, систему финансового обеспечения их деятельности.

Непосредственной целью работы становится изучение основ деятельности государственных внебюджетных фондов.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

• изучить внебюджетные государственные фонды в ракурсе финансовых правоотношений
• дать понятие внебюджетным фондам
• провести анализ источников и литературы в рамках данного вопроса
• определить место социальных внебюджетных фондов в ракурсе государственной политики
• дать анализ и установить особенности Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования
• выявить проблематику и определить пути совершенствования регулирования государственной политики в области функционирования государственных внебюджетных фондов.
• довести полученные знания и умения до автоматизма, то есть до состояния навыков

В процессе работы требуется изучить достаточно большой перечень литературы, так как данный вопрос рассматривается не только с целью финансовой проблематики, но и с точки зрения юриспруденции, что составило теоретическую базу исследования. В работе были рассмотрены не только нормативно-правовые акты России, но и опыт зарубежных государств, что позволило сформировать выводы, рассмотреть пути совершенствования реформирования государственных внебюджетных фондов. Были изучены материалы таких современных экономистов, как А.М.Бабич, Л.Н. Павлова, С.В.Барулин, А.Г.Белоусова, М.А.Пессель, Л.И. Гончаренко, В.П. Иваницкий, В.Н. Чухова, Н.В.Милякова, Б.Сабанти.

Методологическая база исследования включает методы обобщения и синтеза, экономического анализа, статистической обработки материала, а также метод сравнения.

В завершении работы требуется разработать практические рекомендации по совершенствованию и реформированию вопроса о внебюджетных фондах России.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении отражен актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, определен объект и предмет исследования, поставлена цель написания работы и отражены основные задачи, которые способствуют достижению поставленной цели.

В главе 1 дана общая характеристика государственных внебюджетных фондов с точки зрения понятия, роли и состава, а также рассмотрены вопросы, связанные с деятельностью внебюджетных фондов, как история и опыт их.

В главе 2 рассмотрены различные аспекты, связанные с организацией и функционированием государственных внебюджетных фондов. В частности, охарактеризована система правового регулирования их деятельности, порядок и источники их формирования.

Глава 3 посвящена непосредственно анализу деятельности государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях, характеризующихся нестабильным состоянием финансовой системы. При этом выявлены проблемы, связанные с их деятельностью, оценены перспективы их дальнейшего функционирования и возможности развития данных фондов. Освещены вопросы, связанные с реформированием государственных внебюджетных фондов, включая реформирование пенсионной системы в РФ, направления которого являются предметом постоянных дискуссий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В заключении кратко освещены все вопросы, которые были подняты в выпускной квалификационной работе, а также отражены основные выводы, сделанные в процессе ее написания.

Глава 1. Теоретические основы формирования и использования государственных внебюджетных фондов

1.1. Понятие внебюджетных фондов государства и их роль в финансовой системе

В современной литературе встречается достаточно большое количество подходов к определению понятия внебюджетных социальных фондов. Ст13 Бюджетного кодекса РФ определяет внебюджетные фонды, как государственные фонды денежных средств, образуемые вне бюджета, управляемыми органами государственной власти и направленные на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечения в силу возраста, болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, получение пособия по безработице, обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Государственные внебюджетные фонды делятся на:

• пенсионный фонд РФ
• фонд социального страхования
• фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд Российской Федерации – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Он является крупнейшим и наиболее значимым социальным институтом России. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, в основные задачи, которые должен выполнять Пенсионный фонд, входит:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;
  • капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
  • организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;
  • участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • проведение научно-исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Пенсионный фонд также может принимать участие в финансировании различных целевых программ социальной помощи и защиты.

Пенсионный фонд РФ имеет собственный бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Существует несколько источников формирования бюджета Пенсионного фонда:

  • суммы единого социального налога, поступающие из федерального бюджета — в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии — по ставкам, установленным российским законодательством;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии — по ставкам, установленным российским законодательством;
  • средства федерального бюджета и целевых бюджетных фондов, передаваемые в Пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации — в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год,
  • доходы от размещения временно свободных средств;
  • доходы от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • прочие доходы. Основную часть поступлений в доходную часть Пенсионного фонда составляют страховые взносы предприятий и организаций и средства, выделяемые из федерального бюджета.

До 2010 года предприятия уплачивали государству Единый Социальный налог (ЕСН), часть которого отчислялась в бюджеты Пенсионного фонда, однако с 2010 года Единый Социальный налог заменился страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С 2010 года совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды остался на уровне ЕСН, уплачиваемого предприятиями ранее – 26%, из них в Пенсионный фонд РФ будет перечисляться – 20% от базы для начисления страховых взносов.

Для отдельных категорий предприятий предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. В течение переходного периода с 2011 до 2015 года, государство планирует повышать тарифы страховых взносов предприятий в Средства из бюджета Пенсионного фонда могут расходоваться только на конкретные цели, предусмотренные российским законодательством. Они направляются на выплату различных видов пенсий, адресную социальную помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; В расходной части бюджета Пенсионного фонда около 97% всех расходов приходится на выплату пенсий населению. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой, определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством. Предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;
— пенсия по старости;
— пенсия по инвалидности; — социальная пенсия.

Социальная значимость пенсионного обеспечения велика — в России оно затрагивает жизненно важные интересы больше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. Однако существовавшая до последнего времени пенсионная система не способна полностью удовлетворять интересы и потребности общества. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен, недотягивая даже до прожиточного минимума. Кроме того, в среднесрочной перспективе возможно нарушение ее финансового равновесия, прежде всего из-за изменения возрастной структуры населения, ухудшения количественного соотношения между занятыми и пенсионерами. Если сегодня в России на 128 граждан трудоспособного возраста приходится 100 пенсионеров, то к 2030 году — на каждого работника по одному пенсионеру. Поэтому сегодня в качестве одной из первоочередных задач социальной политики государства является реформа пенсионной системы.

Фонд социального страхования РФ. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. На основании Указа Президента РФ от 07.08.1992г. действует как самостоятельное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации5. Целью создания Фонда социального страхования было обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и улучшение материальных условий определённых групп населения. Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ состоит из 88 региональных отделений, 14 центральных отраслевых отделений (деятельность которых имеет межрегиональный характер) и сотен филиалов отделений. Основными задачами Фонда социального страхования России являются:

  • обеспечение выплат гарантированных государством пособий и предоставление социальной помощи;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, обеспечение обязательного страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • осуществление мер по обеспечению финансовой устойчивости Фонда;
  • разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников. 2.1 Источники формирования Фонда социального страхования РФ Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда социального страхования РФ ежегодно утверждается Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда после рассмотрения правлением Фонда социального страхования, утверждаются его председателем.

Средства Фонда образуются за счет:

— страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
— доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
— добровольных взносов граждан и юридических лиц;
— поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
— прочих поступлений. Как и в случае с формированием пенсионного фонда главными источниками являются налоги и страховые вносы, уплачиваемые предприятиями в размерах установленных законодательно, субвенции из федерального бюджета, а так же из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных не допускается.

Фонд социального страхования РФ является одним из главных финансово-кредитных учреждений при Правительстве Российской Федерации. Из бюджета Фонда финансируются расходы, связанные с обеспечением выполнения государственных гарантий в системе социального страхования, таких как выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечений и оздоровление работников и членов их семей, а также других гарантий государственного социального страхования. Полное и качественное выполнение этих гарантий возможно только в рамках самостоятельного централизованного денежного фонда, каким и является Фонд социального страхования РФ.

Целевое финансирование позволяет обеспечить материальной и социальной помощью те категории граждан, которые в этом действительно нуждаются, которым она жизненно необходима. Однако положение Фонда социального страхование не идеально, об этом свидетельствует устойчивый дефицит бюджета, высокая задолженность по выплатам пособий. Правительству необходимы изменения в области социального страхования, направленные на ликвидацию дефицита, улучшению системы социальных гарантий, повышение уровня контроля за целевым расходованием бюджета Фонда. Главное, чтобы при этом не пострадала та часть населения, благополучие которых, в той или иной степени, зависит от социальной политики, проводимой государством.

Фонд обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи по программам обязательного медицинского страхования Добровольное медицинское страхование, коллективное или индивидуальное, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования Законом РФ от 28.06.1991г. «Об обязательном медицинском страховании» был создан Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд ОМС имеет двухуровневую структуру: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, функционирующие на уровне субъектов РФ.

Фонды обязательного медицинского страхования — централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением. Его основными задачами являются: аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС, контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов и за рациональным использованием поступивших финансовых средств, а также участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области медицинского страхования.

Средства Федерального фонда ОМС формируются за счёт:

— страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размере, уставленном соответствующим Федеральным законом — ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
— добровольных взносов юридических и физических лиц; — доходов от использования временно свободных финансовых средств;
— нормированного страхового запаса фонда;
— поступлений из других источников.

За работающее население страховые взносы обязаны платить предприятия их нанимающие, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. За неработающее население страховые взносы на ОМС платят высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят: детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов других фондов и расходуются только по целевому назначению, а именно:

— финансирование установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
— обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда ОМС.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды ОМС создаются представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Положение о территориальном фонде ОМС утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1.

Территориальные фонды ОМС выполняют следующие основные функции:

— финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями;
— накапливание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
— организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;
— контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов;
— согласование с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию и т.п.

Доходы территориальных фондов ОМС складываются из:

— страховых платежей хозяйствующих субъектов;
— платежей органов исполнительной власти субъектов РФ на ОМС неработающего населения по подушевым нормативам;
— дополнительных платежей из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;
-средства федерального бюджета (субсидии) на ОМС детей;
-других поступлений.

Порядок формирования фондов и средств целевого назначения является единым для всех территориальных фондов, включая их филиалы. Денежные средства бюджета территориального фонда расходуются на оплату медицинских услуг и лекарственной помощи, предоставляемых гражданам в соответствии с программами ОМС, финансирование целевых программ в области охраны здоровья, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и др.
Основной целью ОМС является сбор и капитализации страховых взносов и предоставлении за счёт собранных средств медицинской и лекарственной помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах.

Застрахованным по системе ОМС может быть любой гражданин РФ. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Медицинское обслуживание в рамках обязательного медицинского страхования предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации. Базовая программа содержит основные гарантии, предоставляемые застрахованным в рамках ОМС, и включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.
В состав медицинской помощи, предоставляемой бесплатно по базовой программе ОМС, входит:

— скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах; — амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений;

— стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях; при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.

В рамках базовой программы осуществляется проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых перечень видов медицинской помощи может быть расширен за счет средств субъектов Российской Федерации. Следует отметить, Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

Некоторые финансисты, такие как Бабич А.М. И Павлова Л.Н., определяют государственные внебюджетные социальные фонды как целевые фонды финансовых ресурсов, формируемых за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц и направленные на реализацию прав граждан, закрепленных в конституции (право на социальное обеспечение, социальное страхование,медицинскую помощь и охрану здоровья.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

С.В. Барулин дает следующее понятие: «внебюджетный фонд — самостоятельное звено системы публичных финансов, особая форма образования и использования целевых финансовых ресурсов государства по социальной защите граждан и решению основных задач социальной сферы путем создания резерва денежных средств, учитываемых и управляемых автономно от государственных бюджетных фондов».

Тем не менее наиболее традиционное определение дает Белоусова А.Г, определяю фонды как форму создания и использования фондов финансовых ресурсов посредством перераспределения ВВП на страховой основе для фактического обеспечения финансированием системы социальной защиты населения.

Большинство авторов определяют государственные внебюджетные социальные фонды, как «один из методов формирования и перераспределения национального дохода, не включающий в себя отчисления на потребление капитала и косвенных налогов, тогда как в свою очередь механизм формирования финансового капитала государственных внебюджетных фондов основывается на обязательных страховых взносов и представляет собою только издержки производства».
Проанализировав вышеизложенное, можно дать определение финансового механизма формирования и использования государственных внебюджетных фондов. Итак, финансовый механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, установленных государственной властью с непосредственной целью формирования на страховой основе целевых фондов финансовых ресурсов и обеспечения установленных стандартов жизни для граждан в условиях действующей экономической ситуации.

В настоящее время единого понимания к понятию финансового механизма нет. Это показал анализ различной литературы, монографии современных ученых, таких как Пессель М.А., Гончаренкко Л.И., Иваницкий В.П. Но, самым распространенным служит определение финансового механизма в качестве системы установленных государством форм, способов и методов организации финансовых отношений.

По мнению Барулина С. В., «финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов».

Структуру финансового механизма составляет множество элементов, соответствующих многообразию финансовых отношений и составляющих этих финансовых отношений.

Н.П. Петрова обозначила следующие моменты в рамках «финансового механизма:

• финансовые методы- кредитование, финансирование, самофинансирование, регулирование, страхование
• органы управления данными методами- НПА, ФЗ, Кодексы, Конвенции, Постановления Правительства, Указы, Комментарии
• информационное обеспечение- объем информации о рынке, внешне окруающей среде, статистические данные
• рычаги финансового давления-% ставки, прибыль, доходы, расходы, дивиденды» .

Существуют еще несколько позиций, описываемых в учебниках для экономических факультетов. К пример Чухова В.Н., Милякова Н.В. Определяют и выделяют некоторые иные элементы в содержании и структуре финансового механизма.

Главными финансовыми институтами по возмещению социальных выплат стали внебюджетные социальные фонды, источником финансирования которых служат социальные взносы. Сегодня формирование объема финансовых взносов характеризуется все увеличивающимся объемом дотаций из федерального и местного бюджетов. Примером служит Пенсионный Фонд. Именно поэтому острая необходимость более глубокого и расширенного переформатирования и распределения страховых взносв позволяют дать новы виток в истории функционирования государственных внебюджетных социальных фондов.

Страховые взносы представляют собою платежи во внебюджетные фонды, которые начисляет и уплачивает работодатель с доходов своих работников.
Сформированная на данный момент система обязательного социального страхования в РФ имеет основной страховой тариф в размере 30% от облагаемой базы и занимает достаточно весомую долю в налоговой нагрузки организации.

Отличительным признаком действующей российской практики взимания страховых взносов можно считать исключение из участия в формировании доходов внебюджетных фондов самих получателей социальных пособий, т.е. физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность. Работодатель несёт ответственность по ежемесячному отчислению всех взносов в больничные кассы, которые перераспределяют поступившие средства в соответствующие социальные фонды и Федеральное агентство по труду.

Исходя из вышеизложенного можно вынести вопрос для обсуждения совершенствования механизма взимания страховых взносов как основу формирования доходной части внебюджетных фондов РФ посредством перераспределение социальных отчислений между хозяйствующими субъектами и физическими лицами в эффективном соотношении. Данное соотношение можно было бы регулировать в зависимости от возраста работника, заработной платы работника, его стажа, выбранного лечения и других факторов. Новый механизм должен содержать в себе отлаженную систему администрирования страховых взносов со стороны государства и социальной ответственности со стороны организации.

В настоящее время существует несколько классификаций специальных фондов, но мы все же обратимся к более традиционной школе и разделим их по следующему принципу:

1. с точки зрения правового положения фонда
2. с точки зрения целей его использования.

С точки зрения правового положения специальные фонды можно разделить на местные и государственные, последние находятся в непосредственном ведении правительства и представляют собою наиболее важные фонды( валютные, инвестиционные), в свою очередь местные находятся под контролем органов местного самоуправления и наиболее крупными из них являются заемные фонды.

По целям использования специальные фонды разделяются на кредитные, социальные, научно-исследовательские, экономические, фонды личного и имущественного страхования, военные и межгосударственные.

По правовому положению современные специалисты делят специальные фонды на специальные фонды(включаемые в бюджет), самостоятельные специальные фонды и фонды, обладающие частично самостоятельностью.

Итак, можно сделать следующий вывод, что предлагаемая модель формирования доходов внебюджетных фондов РФ посредством отчисления обязательных страховых взносов, основанная на перераспределении налоговых обязательств между хозяйствующими субъектами и физическими лицами, является на мой взгляд перспективной для российского социального страхования.


Страницы:   1   2   3   4