Меню Услуги

Совершенствование страхования международных грузовых перевозок. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4


1.3. Участники рынка международного транспортного страхования

На рынке транспортного страхования действуют многочисленные участники:

  • страхователи и застрахованные лица;
  • фрахтовщики и зафрахтованные лица, владельцы складов и экспедиторы, торговые маклеры;
  • страховые посредники, страховые маклеры, агенты;
  • представители страховых компаний, андеррайтеры;
  • страховые организации, индивидуальные страховщики и кэптивные (зависимые) агенты, перестраховщики, аварийные комиссары и ассекураторы.

Страховой маклер — это страховой посредник, который оказывает посреднические услуги другим лицам при заключении договоров страхования, но при этом не должен делать это постоянно на основе договорных отношений. Он действует на основе поручения от страхователя и подыскивает для него соответствующего страховщика, т.е. соединяет вместе спрос и предложение.

Страхователь или потенциальный страхователь обращается к маклеру потому, что он обладает лучшим знанием рынка и организует для клиентов наиболее благоприятные договоры как с точки зрения полноты страховой защиты, так и страховой премии.

Исходя из содержания деятельности страхового маклера, его значение для страхования можно охарактеризовать следующим образом: он создает стимулы к совершенствованию существующих страховых продуктов и разработке новых, обеспечивает прозрачность страхового рынка благодаря сотрудничеству со многими страховщиками, включая иностранных, перестраховщиками, носителями риска и тем самым способствует развитию рынка.

Аварийный комиссар — специфическая фигура именно на рынке транспортного страхования. Аварийный комиссар — это уполномоченный страховщика, который должен принимать объяснения страхователя в случае ущерба по поводу установления величины ущерба, а также осуществлять при этом для транспортного страховщика все необходимые действия, включая правовые.

Германские условия страхования грузов 2013 г. содержат следующие основные пункты, касающиеся аварийного комиссара.

Страхователь должен следовать указаниям страховщика при наступлении страхового случая. Он обязан привлечь для установления ущерба аварийного комиссара, указанного в полисе или страховом сертификате, и переслать оформленный им аварийный сертификат страховщику.

При уважительных причинах вместо предусмотренного аварийного комиссара может быть привлечен ближайший агент Ллойда.

В международной торговле транспортные ущербы могут произойти в любой стране. Если бы страховщик в каждом случае посылал на место происшествия своего представителя, то урегулирование ущербов стало бы слишком дорогим. Поэтому транспортные страховщики совместными усилиями содержат в важнейших пунктах международной торговли аварийные комиссариаты с четко определенными полномочиями.

Аварийный комиссар должен установить и оформить документально повреждения и потери в застрахованных грузах. Он должен определить причины ущерба, например, поломка, искривление, повреждение морской водой, ржавчина или кража, и, кроме того, установить величину ущерба. Полномочия аварийного комиссара не распространяются, как правило, на признание страхового случая и выплату возмещения.

Аварийный комиссар получает поручение на осуществление своих задач при наступлении страхового случая от грузополучателя либо от страхователя. После проведения работ по установлению причин и величины ущерба аварийный комиссар должен вручить своему заказчику аварийный сертификат и получить за это соответствующую плату.

Аварийным сертификатом называется составленный аварийным комиссаром протокол по данному случаю ущерба. Аварийный сертификат должен содержать все данные, которые необходимы страховщику для проверки ущерба. К аварийному сертификату должны быть приложены все подтверждающие документы и по возможности в оригинале. При определении размеров вознаграждения аварийного комиссара за установление ущерба наряду с затратами времени учитывается характер его деятельности, например, сам ли он занимался определением причин и размеров ущерба или лишь наблюдал за проводимыми работами.

Аварийный комиссар должен также сообщить страховщику обо всех обстоятельствах, имеющих значение для дальнейшего урегулирования страхового случая. К ним относятся изменения в портовом хозяйстве, открытие таможенных и иных складских сооружений, охрана, противопожарная защита, понижение или повышение уровня воды в гавани или на рейде, сообщения о политических событиях, которые могут оказать влияние на риски, принятые на себя страховщиком (рис. 2).

Рис. 2. Задачи аварийных комиссаров

 

Глава 2. Договорные основы страхования международных грузовых перевозок

2.1. Стороны договора страхования и виды страховых полисов

Договор страхования заключается между страхователем и страховщиком. Они являются сторонами договора страхования. Страхователями могут быть как физические, так и юридические лица. Заключить договор страхования грузов (выступить страхователем по договору страхования грузов) может любой из участников транспортной цепочки: грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор, перевозчик. Но необходимо помнить о том, что получить страховое возмещение по договору страхования может лишь фактический владелец грузов (страхователь или выгодоприобретатель). Таким образом, страхователь при заключении договора страхования определяет, в чью пользу грузы будут застрахованы. В международной и российской страховой практике выгодоприобретателем, как правило, выступает грузополучатель или покупатель грузов. Из до­говора вытекают правовые обязательства страхователя, основным из которых является уплата премий. Вместе с тем эти обязанности могут быть возложены на других лиц.

Застрахованным лицом по договору также может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Если договор страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица, то этот третий называется застрахованным лицом. Он не является стороной договора страхования, но имеет право на предъявление требований по нему.

Договор страхования, как правило, заключается не в пользу третьих лиц, а в пользу страхователя, который является партнером страховщика. Этим подразумевается, что при заключении договора стороны едины в том, что страхуются собственные риски страхователя. Однако в страховании грузоперевозок нередки случаи, когда страхователь страхует интерес третьего лица. Для застрахованного лица -это страхование за чужой счет (за счет страхователя) в отличие от страхования за собственный счет, когда страхователь страхует свой собственный интерес.

При страховании собственного страхового интереса страхователь страхует свой интерес в объекте на случай опасности его случайной гибели или порчи. При этом страхователь должен выполнять свои правовые обязанности по договору, в частности, он должен заплатить страховую премию. Кроме того, он должен выполнять иные обязательства, вытекающие из договора. Только при этих условиях он обладает правом требования по договору.

Если страхование производится в пользу другого лица, даже если оно будет указано, то предполагается, что лицо, заключающее договор, выступает не как представитель, а действует от своего имени, но в пользу третьего лица.

Если страхование осуществляется за счет лица, «которого это касается» («die es angeht»), и это лицо не указывается в договоре, то остается неясным, страхуется ли собственный или чужой интерес. В этом случае положения по поводу страхования в пользу третьего лица применяются лишь при условии, что страхуется чужой интерес.

Права, вытекающие из договора, принадлежат застрахованному лицу. Передача полиса, однако, может быть осуществлена лишь страхователем. После передачи полиса застрахованному лицу оно может без согласия страхователя распоряжаться своими правами и осуществлять их в судебном порядке, поскольку оно вступило во владение полисом.

Страхователь может от собственного имени располагать правами, принадлежащими по договору застрахованному лицу. Страхователь без согласия застрахованного лица может получать платежи по договору и пользоваться его правами только при условии, что он обладает полисом. Страховщик обязан произвести страхователю страховую выплату, если последний докажет, что застрахованное лицо дало на это свое согласие.

Страхование недействительно в пользу перевозчика, фрахтовщика, владельца склада или экспедитора.

При страховании в пользу третьего лица речь идет о страховании чужого интереса в противоположность страхованию собственного интереса представляет собой собственное страхование. Договор страхования в пользу третьего лица заключается между страховщиком и страхователем, который выступает от собственного имени, но за другое застрахованное лицо. Личность застрахованного лица может быть названа в договоре, но это условие не является обязательным.

В транспортном страховании товаров типичным примером страхования в пользу третьего лица является сделка на условиях CIF, когда договор страхования заключается на полное покрытие. Через договор купли-продажи продавец обязуется за свой счет застраховать чужой интерес, а именно интерес покупателя, который состоит в том, чтобы купленные товары без повреждений достигли пункта назначения. Права, вытекающие из этого договора, принадлежат застрахованному лицу, т.е. покупателю.

Сделка на условиях CIF может быть также застрахована по формуле: «за счет того, кого это касается». В начале страхования интерес часто принадлежит страхователю. Позже он переходит к покупателю, который тогда становится застрахованным лицом. В этом случае стороны договора страхования при его заключении еще не знают, заключается ли страхование за свой или за чужой счет, и они намеренно оставляют вопрос точного указания застрахованного лица открытым. Поэтому применяется формулировка «за счет того, кого это касается». Лицо, «которого это касается», определяется после заключения договора покупки в соответствии с несением риска.

Страховщик по требованию страхователя должен вручить ему подписанное им свидетельство, подтверждающее наличие договора страхования (полис).

Если страховой полис выдан, страховщик обязан осуществлять страховые выплаты лишь при предъявлении полиса. Через оплату владельцу полиса он освобождается от своих обязанностей.

Если полис утерян или уничтожен, страховщик обязан осуществлять страховые выплаты при условии, что полис объявлен утерявшим юридическую силу или по нему обеспечена гарантия; обеспечение полиса через поручительство исключено. То же относится к обязанности страховщика относительно выдачи дубликата: расходы по выдаче дубликата должен нести страхователь.

Содержание полиса считается одобренным страхователем, если страхователь не выступает с возражениями немедленно после его выдачи. При этом право страхователя опротестовать принятие полиса по причине заблуждения остается неприкосновенным.

Страхование грузов — это либо страхование единичных перевозок, либо текущее страхование грузооборота за длительный период. При страховании единичных перевозок действуют единичный договор страхования и единичный полис. При текущем страховании используются разные виды полисов: генеральный, паушальный, полис по обороту, полис на списание, блок-полис.

Генеральный полис предлагается страхователю, риски которого связаны с частыми отправлениями партий товара различной стоимости или по разным маршрутам. При наличии такого договора страхователь заявляет страховщику о начале застрахованной грузоперевозки в следующих формах. Либо транспортировка декларируется при ее начале, т.е. тогда, когда страхователь получает об этом информацию. Либо все застрахованные по генеральному полису грузоперевозки вносятся страхователем в специальный формуляр — декларацию, и документы по этим грузоперевозкам регулярно, например, ежемесячно, дополнительно передаются страховщику для расчета премии.

В случае паушального полиса в рамках установленного лимита покрытия полиса или ущерба (иногда этот лимит устанавливается в расчете на день по сумме отправки грузов) страховая защита обеспечивается для всех грузоперевозок, по которым страхователь несет риски. Существенной характеристикой такого договора является то, что в нем точно определены территория действия, вид грузов, вид страхового интереса и транспортные средства. Примером такого страхования может служить страхование регулярных перевозок в узко ограниченной географической области.

Полис по обороту, как и паушальный, используется только для умеренных и географически однородных транспортных рисков. Но он отличается от паушального полиса тем, что в нем не устанавливается определенный размер страховой премии на год. Премия чаще всего взимается в твердо установленном проценте от деклари­руемого общего оборота страхователя.

Полис на списание предполагает наличие предварительно установленной общей страховой суммы (суммы списания), которая расходуется с течением времени. Стоимости отдельных отгрузок товаров списываются с этой суммы. Эта форма полиса применяется для поставок, которые осуществляются отдельными партиями и при которых транспортируются товары одного рода по одним и тем же маршрутам.

Блок-полисы применяются чаще всего при массовых перевозках, например, при страховании багажа. Блок-полисы упрощают процесс оформления договора страхования. При этом отдельный листок полиса отрывается от блока и в него заносится имя страхователя, страховая сумма и премия по тарифу.

Таблица 1. Сравнение видов полисов

Операция Генеральный полис Единичный полис
Страхуемая перевозка Все перевозки Отдельные перевозки
Заявление

Расчет премии

Надбавка к премии

После начала транспортировки До начала транспортировки
Оговорка об ошибке Да Нет
Более низкая премия Да Нет
Право регресса для страхователя Да Нет
Дополнительные услуги Да Нет

 

Вышеперечисленные текущие полисы представляют собой, так называемые рамочные договоры. Подобные рамочные договоры используются только в тех случаях, в которых все грузоперевозки находятся в сфере риска страхователя.

Если товары продаются, то грузоперевозка выходит из сферы риска страхователя. Поэтому продавец при продаже товаров на условиях CIF страхует их за свой или за чужой счет, в зависимости от продолжительности несения риска им самим и покупателем. В этом случае необходимо передать покупателю документ, на основании которого он после перехода риска на него может предъявить претензии к страховщику и из которого видно, в каком объеме застрахован его риск. Полис текущего страхования не может быть таким транспортным документом, так как он не относится к конкретной транспортировке. Этот полис свидетельствует только об общем объеме страхуемого грузооборота и не содержит сведений об отдельных грузоперевозках. Поэтому для каждой отдельной отгрузки, произведенной в рамках текущего полиса, оформляется выписка из договора страхования, которая содержит всю необходимую информацию и называется сертификатом.

Страховой полис выполняет в торговом обороте функции свидетельства, долгового обязательства и документа, удостоверяющего право.

В качестве свидетельства страховой полис представляет собой односторонне оформленный страховщиком, подписанный им (факсимиле) и выданный страхователю документ, отражающий содержание договора страхования. Он предполагает правильность и полноту информации.

В отношении договора страхования действует правовая предпосылка, согласно которой не может иметь силу никакое иное соглашение, кроме того, которое содержится в свидетельстве. Договор, таким образом, действует после его заключения всегда в том виде, который отражен в полисе.

Полис всегда является долговым обязательством. Это означает, что страховщик может требовать его предъявления для осуществления страховой выплаты.

Страховой полис может рассматриваться как документ, удостоверяющий права. Оговорка о владельце предполагает, что страховщик должен выполнить свое обязательство по отношению к любому владельцу полиса, даже недобросовестному, освобождая себя от последующих обязательств. Владелец полиса, напротив, не может просто потребовать исполнения обязательств от страховщика, а должен пройти процедуру подтверждения легитимности своих прав.

2.2. Общие положение и условия договора страхования перевозок грузов

Страхование распространяется на товары всех видов или на все товары определенного в договоре вида, которые должны быть застрахованы страхователем по торговым обычаям за свой или чужой счет. Незастрахованными считаются такие товары, которые страхователь застраховал без собственного экономического или правового интереса, только потому, что считал себя обязанным сделать это по отношению к третьему лицу, в том числе и за вознаграждение.

Если страховой интерес возникает после начала транспортировки, страховая защита предоставляется страхователю в рамках этого договора, поскольку ему неизвестны какие-либо уже наступившие ущербы и/или опасные обстоятельства, о которых по договору страхователь обязан информировать страховщика.

Для товаров, не названных в договоре, страховая защита предоставляется только в случае согласования премий и объема покрытия до начала транспортировки, если ничего другого в договоре не предусмотрено.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

При заключении договора текущего страхования страхователь обязан, если иное не согласовано в договоре, заявлять к страхованию все указанные в договоре транспортировки грузы и их временное складирование. Страховщик обязан обеспечить страховую защиту для всех зарегистрированных грузоперевозок и складирования согласно условиям договора.

При этом возможно использование различных способов заявления (декларирования):

а) разовое заявление

Страхователь немедленно сообщает страховщику в отдельности обо всех без исключения грузоперевозках и складировании товаров, подпадающих под текущее страхование, с предоставлением данных об их страховой стоимости. Он должен предоставить информацию о товаре, виде упаковки, транспортном средстве и маршруте, известить о погрузке на баржу, а также проинформировать обо всех обстоятельствах, интересующих страховщика.

Возврат товара вследствие ущерба, застрахованного по этому полису, не должен декларироваться.

Если страхователь не сообщил об очередной грузоперевозке или допустил ошибку, то страховщик, если иное не предусмотрено договором, освобождается от своих обязанностей по возмещению ущерба. Однако расторжения договора по инициативе страховщика не последует, если страхователь не нарушил принципа должной добросовестности предпринимателя и сделал заявление немедленно после обнаружения ошибки и ее исправления.

б) общее заявление

Страхователь освобождается от обязанности декларирования отдельных грузоперевозок и складирования товаров, если это согласовано в договоре. В соответствии с соглашением он должен сообщать застрахованный оборот по грузоперевозкам и складированию ежемесячно, ежеквартально, каждые полгода или раз в год задним числом. Заявляемый оборот может быть разбит по группам стран или по иным признакам.

На основе оценки годового оборота страховщик, если иное не предусмотрено договором, может потребовать оплаты ожидаемой годовой премии авансом в начале периода страхования. По истечении страхового года осуществляется окончательный расчет за вычетом премии, выплаченной авансом.

В договоре текущего страхования устанавливается лимит покрытия. Максимальные страховые суммы ограничиваются согласованным лимитом, если иное не предусмотрено договором. Если общая страховая сумма всех застрахованных данным договором товаров, находящихся на одном транспортном средстве, превышает лимит или товарные запасы на складах превышают лимиты, установленные согласно пожарным требованиям, то отдельные страховые суммы сокращаются в пропорции отношения лимита к общей страховой сумме.

Договор текущего страхования оформляется при предоставлении следующей формы, которая называется листом покрытия (рис. 3).

Договор страхования вступает в силу с начала застрахованной транспортировки товара, т.е. как только товары в пункте, откуда они отправляются, перемещаются с того места, в котором они находились первоначально. Исходя из этого, страховое покрытие существует уже во время погрузки товаров на транспортное средство. Страхование заканчивается, как только товар в пункте прибытия доставлен на место, которое определено получателем как место назначения, или сроки промежуточного хранения по вине страхователя превышают 30 дней, или по истечении 60 дней после выгрузки товара с судна в порту назначения. Эти сроки могут быть продлены за соответствующую прибавку к премии.

Образец листа покрытия

Страховщик
Текущий транспортный полис —
1. Страхователь:
2. Предмет страхования:
3. Транспортное средство:
4. Область действия:
5. Срок действия:
6. Максимальная сумма ответственности
Максимальная страховая сумма:
7. Основы страхования:
Место, дата Место, дата
Страхователь Страховщик

 

Возможны соглашения по поводу отклонений от установленных правил. Однако страховое покрытие «от двери до двери» рекомендуется даже тогда, когда продавец несет риск в течение первого отрезка перевозки, а покупатель — во время второго. Договор заключается при этом по формуле «за счет того, кого это касается» и покрывает рисковые отрезки обоих партнеров. Так делается при страховании сделок CIF или CIP. Таким образом, достигается, что один и тот же страховщик несет ответственность за весь путь перевозки. При этом не возникает споров о том, кому из нескольких страховщиков придется платить за ущерб.

Страхование «от двери до двери» предполагает наличие в договоре следующих соглашений.

Страховая защита начинается, как только товары в пункте отправления перемещаются с места, где они до сих пор находились, с целью немедленной отправки. Страхование заканчивается в зависи­мости от того, какое событие произойдет раньше:

  • как только товары из пункта отправления прибывают на место, определенное получателем как место назначения;
  • как только товары после выгрузки в определенном порту или аэропорту назначения направляются в пункт, не предусмотренный договором, если при этом в связи с изменением пункта назначения возрастает риск;
  • по истечении … дней после выгрузки товара с судна в порту или с самолета в аэропорту назначения. Поскольку это затрагивает собственный интерес страхователя, то страхование не заканчивается с истечением согласованного срока, если застрахованный транспорт после выгрузки груза в порту или аэропорту места назначения был задержан в связи с наступлением страхового случая и страхователь незамедлительно сообщил об этой задержке. При этом страховщику должна быть уплаче­на согласованная надбавка к премии;
  • при отправке согласно условиям FOB или CFR, если грузы размещены на палубе судна;
  • при переходе риска, когда товары продаются после наступления застрахованного события;
  • при превышении по вине страхователя срока хранения товаров на складе, оговоренного в контракте.

В договоре страхования, как правило, согласовываются следующие пункты: страховая сумма; действия страхователя в случае наступления ущерба; правила возмещения ущерба; границы ответственности страховщика; возможности изменения степени риска по договору.

Страховая сумма в договоре должна соответствовать страховой стоимости.

Страховая стоимость — это общая рыночная стоимость или, за ее неимением, общая стоимость товара на месте отправления к началу страхования, включая плату за страхование, издержки, имевшие место до принятия товара перевозчиком, и окончательно оплаченный фрахт. Если иное не предусмотрено договором, ожидаемая прибыль страхуется в размере 10% страховой стоимости в пользу покупателя.

Если в договоре страховая стоимость установлена в размере определенной суммы (таксы), то эта такса и в дальнейшем определяет страховую стоимость. Страховщик, однако, может потребовать понижения таксы, если она значительно превышает действительную страховую стоимость. Если страховая сумма ниже, чем такса, страховщик несет ответственность за ущерб, также и в случае понижения таксы, в соотношении страховой суммы к таксе, установленной соглашением. В страховании прочих интересов это условие также действует.

Подтверждением действительной стоимости грузов могут служить накладные, договор поставки, контракт, счет-фактура или инвойс (при международных перевозках), прикладываемые к заявлению на страхование грузов.

В Российской Федерации тарифные ставки по страхованию грузов обычно зависят от их вида и специфики, упаковки, а также от вида транспорта и дальности перевозки. Кроме того, при заключении генерального договора страхования грузов большинство страховых компаний предлагает своим клиентам существенные скидки.

Проанализировав международную практику страхования грузов можно привести следующие примеры среднерыночных базовых тарифных ставок на единичную перевозку следующих видов грузов:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— дерева и древесины — от 0,10% до 0,67% от страховой суммы;

— контейнеров — 0,10%-0,57%,

— механического и электронного оборудования — 0,11%-0,71%,

— металлов — 0,09%-0,56%,

— техники и оборудования — 0,09%-0,58%.

Положения для случая ущерба определяют порядок действий страхователя при наступлении страхового события. Эти действия включают следующие пункты: извещение об ущербе; предотвращение и снижение ущерба; предъявление заявления об ущербе или утрате товара.

Прежде всего страхователь обязан незамедлительно сообщить страховщику о возникновении каждого случая ущерба.

При наступлении страхового случая страхователь должен по возможности принять меры к предотвращению или снижению размера ущерба. При этом он должен следовать указаниям страховщика и осуществлять их, если обстоятельства позволяют это делать.

Страхователь обязан письменно заявить страховщику о застрахованном ущербе в установленные сроки, а в случае пропажи транспортного средства без вести, после истечения срока признания его пропавшим без вести. Срок удостоверяется датой отправки заявления. Требование страхователя о компенсации ущерба теряет силу, если ущерб не был заявлен вовремя.

Возмещение ущерба осуществляется по разным правилам в случаях пропажи товара или, его полного или частичного повреждения.

Если товары частично или полностью утеряны, если они изъяты у страхователя без надежды на возвращение или если они согласно решению экспертов, потеряли свои первоначальные качества, то страхователь может потребовать выплаты относящейся на эти товары части страховой суммы за вычетом стоимости спасенных товаров.

Если товары или их часть повреждены, то следует определить общую рыночную стоимость, а при ее отсутствии общую стоимость товаров в момент, когда они находились в месте отправления в неповрежденном состоянии (стоимость в здоровом состоянии), а также стоимость, которую они имеют при наличии повреждений. Разница между этими стоимостями, отнесенная к стоимости в здоровом состоянии, определяет долю страховой стоимости, которая соответствует размеру ущерба.

Стоимость поврежденных товаров также может быть установлена путем свободной продажи или открытых торгов, если страховщик потребует их проведения немедленно при возникновении обстоятельств, повышающих размер ущерба. В этом случае общая выручка от продажи рассматривается как стоимость поврежденных товаров. Если, согласно условиям торгов продавец вынужден был снизить цену, то страховщик несет ответственность за оплату назначенной цены, если он подтвердил условия продажи.

В случае повреждения или потери определенных частей или деталей товаров страхователь вместо оплаты части страховой суммы может потребовать возмещения в размере необходимых затрат на ремонт или восстановление поврежденных, или потерянных частей. Эти затраты оцениваются на момент установления ущерба.

При повреждении или потере предметов, являющихся частью единого застрахованного имущественного комплекса, страховщик выплачивает возмещение как в случае тотального ущерба, если ремонт или восстановление невозможны, или бессмысленны. Остаточная стоимость рассчитывается.

При страховании бывших в употреблении станков, приборов, аппаратов, транспортных средств и их частей, если иное не предусмотрено договором, страховщик выплачивает возмещение по принципу «новое за старое». Это значит, что возмещение начисляется без скидки, в размере оплаты необходимых на момент установления ущерба расходов на ремонт или восстановление, если остаточная стоимость составляет не менее 40%. При этом величина возмещения не должна превышать остаточной стоимости.

Границы ответственности страховщика устанавливаются исходя из следующего правила: если иное не предусмотрено договором, страховщик несет ответственность за ущерб, возникший в период страхования, только в пределах страховой суммы.

Это положение имеет силу также для каждого последующего страхового случая. Поскольку страховые выплаты использовались для восстановления или ремонта поврежденных товаров или оплачивались соответствующие расходы и затраты в случае возникновения обязательств страхователя по ним, то страховая сумма не уменьшается на величину таких расходов и обязательств.

Изменение риска в ходе действия договора должно быть соответствующим образом учтено и оформлено.

Страхователь может изменить степень опасности, в частности увеличить ее, и внести эти изменения через третье лицо. Если страхователь изменяет риск или узнает об его изменении, он обязан немедленно сообщить об этом страховщику.

Как изменения риска рассматриваются, в частности, ситуации, если:

  • происходит существенная задержка отправления или прибытия застрахованного транспорта;
  • на каком-то участке пути имеет место существенное отклонение от заданного или обычного маршрута;
  • изменяется порт или аэропорт назначения;
  • товары грузятся на палубу.

Если страхователь не заявил об увеличении риска, то страховщик, если иное не предусмотрено договором, освобождается от обязанности возмещения ущерба. Это касается и тех случаев, когда нарушение обязанности информирования со стороны страхователя не основывалось ни на умысле, ни на грубой небрежности, или увеличение риска не оказало влияния ни на наступление страхового случая, ни на объем ответственности страховщика.

Страховщик получает за увеличение риска согласованную надбавку к премии в любом случае, даже если поводом для увеличения риска стал интерес страхователя или следование принципам гуманности, или возрастание угрозы для застрахованного товара.


Страницы:   1   2   3   4