Заявка на расчет
Меню Услуги

Структурно-композиционные и языковые особенности коротких рассказов в немецкой литературе

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Структурно-композиционные и языковые особенности короткого рассказа

1.1 О языке художественной литературы

1.2 Характерные признаки жанра «короткий рассказ»

1.3 Понятие языковых средств

2 Функционирование стилистических средств в коротких рассказах Генриха Белля и Петера Бикселя

2.1 Использование стилистических образных средств в коротких рассказах Генриха Белля

2.2 Особенности языка Петера Бикселя

2.3 Сравнительный анализ композиционных средств выразительности коротких рассказов Г. Белля и П. Бикселя

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе анализируются структурно-композиционные особенности и стилистические средства выразительности коротких рассказов на примере произведений малой формы немецких писателей Генриха Белля и Петера Бикселя.

Жанр короткого рассказа в творчестве этих авторов заслуживает особого внимания, так как исследования их произведений чаще всего сводились к анализу антифашистской и социальной проблематики или духовной атмосферы. Менее всего рассматривалась специфика коротких рассказов Белля и Бикселя.

Актуальность данного исследования обусловлена малоизученностью стилистических средств выразительности именно в коротких рассказах Белля и Бикселя. Языковой пласт произведений малой формы этих писателей, на наш взгляд, обделен вниманием литературоведов.

Основные исследования касаются произведений, написанных ими в жанре романа. Вместе с тем исследования короткого рассказа Белля и Бикселя с точки зрения композиционных и стилистических особенностей очень ограничены. При обращении к их коротким рассказам в качестве предмета изучения до сих пор выбирались только отдельные особенности.

Более активно малая форма произведений Белля и Бикселя исследовалось зарубежными лингвистами. Однако следует отметить, что специфика этого жанра и его трансформация в высказываниях прозаиков также не рассматривались с точки зрения жанровой структуры. В основном внимание уделялось тематике произведений.

Научная новизна исследования состоит в том, что нами предпринята попытка комплексно проанализировать стилистические средства выразительности в произведениях малой формы Г. Белля и П. Бикселя, рассматриваемых в работе.

Цель работы: выявить и дать характеристику стилистическим средствам, часто используемым авторами в коротких рассказах.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятия «композиция» и «стилистические средства».
  2. Рассмотреть их классификации.
  3. Изучить их функционирование в коротких рассказах.
  4. Проанализировать структурно-композиционные и языковые особенности короткого рассказа и выявить типичные для авторов стилистические средства выразительности и частотность их использования в произведениях малой формы.

Объект исследования – произведения малых форм Г. Белля и П. Бикселя.

Предмет исследования — композиция и стилистические средства выразительности в коротких рассказах

Методы исследования:

  1. Сравнительно сопоставительный метод.
  2. Метод сплошной выборки фактического материала.
  3. Метод подсчета количественных данных полученных результатов.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что работа может пополнить информативную базу о стилистических средствах выразительности в творчестве Г. Белля и П. Бикселя.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в ходе анализа знаний в курсах лекций по стилистике и лексикологии немецкого языка, а также в спецкурсах, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств Г. Белля, П. Бикселя и всей немецкой художественной литературы.

Основным материалом для исследования послужили рассказы Генриха Белля «Doktor Murkes gesammeltes Schweigen», «Nicht nur zur Weihnachten», «Es wird etwas geschehen», «Hauptstädtisches Journal», «Der Wegwerfer», «Anekdote zur Senkung der Arbeitsmoral» и сборник рассказов П. Бикселя «Kindergeschichten».

Исследование проводилось на основе следующих методов:

метода анализа научной литературы:

— типологического подхода, который позволяет говорить о литературно-эстетической традиции;

— структурно-композиционного анализа, позволяющего детально изучить структуру короткого рассказа Г. Белля и П. Бикселя;

— лингвистического анализа.

 

1 СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРОТКОГО РАССКАЗА

 

1.1 О языке художественной литературы

 

Художественная литература обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от других видов искусства. Не случайно повышенное внимание к художественному слову мы находим в посвященных анализу языка художественной литературы и ее стилю различных монографиях и научных статьях.

Первая, и пожалуй самая важная, особенность художественной литературы – это рациональное использование языковых средств. Вторая ее особенность заключается в том, что главным предметом всегда был и остаётся человек, личность во всех её проявлениях. Третьей особенностью художественной литературы принято считать то, как при помощи образной формы отражается действительность, передаются типичные закономерности.

Средством создания в литературе художественных образов является слово. Работа автора над точно выверенным словом, вплетенным в канву произведения, заключается в умении использовать все возможности языка.

В художественной литературе реализуется несколько функций, среди них:

1) Познавательная или гносеологическая функция.

Объект познания в литературе может лишь отчасти совпадать с объектом таких наук, как история, философия, психология, но никогда с ним не сливается. Литература познает жизнь только в одном ей доступном ракурсе, который невозможно заменить никаким другим познанием. Если науки, разделяя мир на отдельные элементы, каждая из них изучает свой предмет, то для литературы мир – это единое целое. Познавая жизнь, литература не стремится рассуждать о ней, наоборот, пытаясь осмыслить действительность, воспроизводит ее.

2) Оценочная, или аксиологическая, функция.

Главное предназначение этой функции художественного произведения заключается, прежде всего в том, что автор, изображая те или иные жизненные явления, пытается дать им оценку, пусть и не всегда объективную.

3) Воспитательная функция.

Реализация в произведении познавательной и оценочной функций способна придавать ему воспитывающее значение. Чаще всего литература сподвигает подражать положительным героям, побуждая к тем или иным действиям.

Однако воспитательное значение литературы не сводится только к этому. Влияя на систему ценностей, литература формирует личность человека, учит сопереживать, мыслить, чувствовать.

Основным инструментом художественной литературы является язык. Стоит заметить, что язык художественной литературы оказывает большое влияние на развитие литературного языка. Являясь только частью общелитературного языка, язык художественной литературы выходит за его пределы. Для создания местного колорита, речевой характеристики действующих лиц, а также в качестве средства выразительности в художественной литературе используются диалектные слова, при помощи профессиональных, жаргонных или просторечных слов отображается социальная среда. Для достижения стилистических целей, создания исторического фона, придания речи торжественности, иронии, шутливости нередко используются слова, выпавшие из актива языка (архаизмы), или вместо них современные синонимы.

Выполняя особую эстетическую функцию, художественная литература активно использует образные возможности языка. Это прежде всего звуковая организация речи, экспрессивно-стилистическая окраска слова, выразительно-изобразительные средства. Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, местом в составе художественного произведения. Как единица номинативно-коммуникативная слово также служит средством создания образа, художественной выразительности.

Особенностью стиля художественного произведения является выступающий в нем образ автора (повествователя). Причем не как непосредственное отражение личности писателя, а как ее своеобразное перевоплощение. Подбор слов, синтаксических конструкций, интонационного рисунка фразы служат для создания речевого образа автора (или образа рассказчика), определяет весь тон повествования, своеобразие стиля художественного произведения.

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющих ему занять особое место в системе функциональных стилей русского языка. К ее особенностям также необходимо отнести и очень богатый лексический запас.

 

1.2 Характерные признаки жанра «короткий рассказ»

 

Художественная литература в зависимости от особенностей повествования, позиции автора по отношению к тому, что он изображает, подразделяется на эпос, лирику и драму. Каждый из них в свою очередь делится на жанры. Так как в нашем исследовании мы будем обращаться к эпическим произведениям, рассмотрим более подробно жанр рассказа.

Эпос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Эпическими жанрами в литературоведении считают басню, очерк, роман, новеллу, рассказ и другие.

Жанр художественной литературы определяется на основании принадлежности произведения к определенному литературному роду, объема произведения и способа построения художественного образа. Понятие «жанр» в целом трактуется как исторически сложившееся внутреннее разделение во всех видах искусства; как тип художественного произведения в единстве специфических свойств формы и содержания. Литературные жанры, как и все общественные явления, подвержены действию законов эволюции. Поэтому жанры словесности находятся в постоянном диалектическом изменении, при этом сохраняя определенные жанровые особенности.

Одним из основных эпических жанров является рассказ, который определяется как малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как с более развернутой формой повествования.

Кроме этого, некоторые филологи отдельно выделяют новеллу. Одни литературоведы причисляют новеллу к рассказам, другие относят новеллу и рассказ к жанровым разновидностям малой прозы.

Проблема жанровой специфики рассказа ставилась и решалась в работах И.А. Виноградова, Б.Н. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, В. Гоффеншеффера и других критиков еще в 20-30-е годы XX века.

В рассказе материалом для событий выступают поступки, действия персонажей. Элементы композиции расположены почти всегда в причинно-логической последовательности. В основном тщательно отбираются наиболее яркие детали, так как писателю необходимо в сжатой форме достичь выразительности, показать уникальность образа или предмета. В то же время развязка рассказа представляет собой логическое умозаключение, являющееся главной идеей.

В художественном произведении принято выделять пролог, экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, эпилог. При этом пролог и эпилог могут отсутствовать, экспозиция располагаться в любом месте и не быть цельной.

В современных произведениях сюжеты зачастую строятся по упрощенной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка, или: завязка – действие – кульминация, которая одновременно является и развязкой.

Упрощенная схема используется там, где сюжет развивается стремительно, классическая схема характерна для медленно развивающихся сюжетов.

Немаловажную роль в рассказе играет композиция, то есть внутренняя структура произведения, включающая в себя подбор, группировку и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.

Композиция всегда неоднородна, в связи с этим ее принято подразделять на:

1) прямоточную, главной особенностью которой является строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей.

Ее основной принцип построения — соблюдение строгой последовательности в описании событий.

2) кольцевую (окольцовка)

От прямоточной кольцевая композиция отличается авторскими вставками в начале и в конце текста. То есть своего рода рассказ в рассказе, где герой, представленный в начале произведения, и будет рассказчиком основной внутренней истории. Таким образом автор как бы намеренно отделяет свою точку зрения от точки зрения рассказчика и, как следствие, может не соглашаться с его мнением.

Такая композиция позволяет придать истории то неповторимое своеобразие, которое невозможно при других способах.

Окольцовка – очень действенный способ организации композиции, который, помимо всего прочего, иногда используется в паре с каким-либо иным композиционным типом.

Признаки окольцовки:

— наличие персонажа-рассказчика;

— наличие двух историй: внутренней, рассказанной персонажем, и внешней, рассказываемой самим автором.

3) точечную, которая характеризуется пристальным рассмотрением единственного эпизода, момента из жизни, показавшегося автору важным и чем-то примечательным. Всё действие происходит на ограниченном участке пространства в ограниченный промежуток времени. Вся структура произведения как бы сжата до точки, отсюда и название.

Несмотря на кажущуюся незатейливость, этот тип композиции далеко не прост и требует от автора кропотливо складывать цельную картину из мельчайших деталей и подробностей, чтобы в итоге раскрыть событие.

Основная задумка автора – найти большое в малом. Показать читателю, что даже короткий эпизод можно передать огромные возможности художественной литературы.

Точечная композиция чаще всего встречается в новеллах. Обычно это простые бытовые истории, в которых через мелочи передается огромный пласт опыта, поток эмоций и ощущений.

Принципы точечной композиции:

— сужение поля зрения до единственного эпизода;

— гипертрофированное внимание к мелочам и нюансам;

— показ большого через малое.

4) плетеную, главным отличием которой принято считать наличие сложной системы изображения большого количества событий, происходящих с разными героями в разные моменты времени. Автор часто обращается к прошлому, переходит от одного персонажа к другому, из нескольких связанных эпизодов создает единую картину событий.

Нередко этот прием оправдан, так как автор при помощи эпизодов, имевших место когда-то в прошлом, вскрывает причины и взаимосвязи описываемых событий.

Данный тип композиции характерен больше для крупной прозы, где есть место формированию всех хитросплетений; в рамках новеллы или короткого рассказа автор такой возможности лишен.

Основные признаки плетеной композиции:

— отсылки к событиям, происходившим до начала истории;

— переходы между действующими лицами;

— создание масштабности через множество взаимосвязанных эпизодов.

Итак, каждое произведение состоит из кирпичиков, составляющих его структуру и композицию.

Для новеллы характерны напряженность действия и драматизм, борьба на протяжении всей истории главного героя с чем-то, поэтому мы склоняемся к мнению, что новелла представляет собою малый роман. В коротком рассказе может быть лишь повествование, описание, а в конце высказывается какая-либо идея, философская мысль или просто показывается исключительность героя или событий. Однако при этом создание напряженности действия не является целью повествования и сюжет не запутывается.

По мнению большинства литературоведов, основные характерные признаки короткого рассказа заключаются в следующем:

— малый объем;

— изображение одного или немногих событий;

— четкость конфликта;

— выделение главного героя из череды персонажей;

— раскрытие одной, доминирующей черты характера героя;

— наличие одной проблемы и вытекающее из этого единство построения;

— ограниченное количество персонажей;

— законченность повествования.

Главная задача рассказчика — передать событие, показать уникальность образа. Многие исследователи считают, что жанровое отличие короткого рассказа заключается в особенностях изображения характера: в коротком рассказе он статичен, то есть не меняется в поступках и действиях, а только раскрывается.

Малый размер произведения влечет необходимость ограничивать материал по объему, короткий рассказ держит автора в композиционной строгости. Небольшая величина рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в крупных жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой

Особую роль в создании картины в рассказе играет художественная деталь, то есть особо содержательная подробность. Она помогает автору добиться предельной сжатости изображения.

Чаще всего построение рассказа соответствует последовательности развития событий. Однако иногда, чтобы привлечь внимание читателя, автор начинает рассказ с самого интересного, на его взгляд, эпизода. При таком необычном построении в начале рассказа могла оказаться, например, кульминация.

Рассказы обычно пишутся от первого или третьего лица. Выбор лица очень важен, потому что от этого зависят особенности рассказа.

Язык характеризуется устойчивостью важнейших элементов лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, средств художественной изобразительности.

Итак, основными характеристиками короткого рассказа является следующее: небольшой объём; наличие в сюжете чаще всего одного события, остальные лишь сюжетно очерчиваются; малое число персонажей, как правило, один – два центральных героя; выраженный интерес автора к определённой теме; решение одного главного вопроса.

Особенности языка короткого рассказа будут рассмотрены более подробно на примере произведений Г. Бёлля и П. Бикселя в практической части работы.

 

1.3 Понятие языковых средств

 

Стилистическими средствами являются не только языковые единицы, обладающие способностью выражать стилистическую окраску вне контекста, но и элементы языка, приобретающие эту окраску в конкретных актах речевой деятельности, в определенных синтагматических связях. Почти каждая языковая единица способна выступать в роли стилистического средства, что достигается характером организации и приемами употребления ее в конкретном высказывании. Это значительно расширяет стилистические ресурсы художественной речи.

В настоящее время в научной литературе наблюдается смешение понятий «стилистический прием», «стилистическая фигура» и понятия «стилистическое средство». Необходимость их разграничения неоднократно высказывалась лингвистами.

Так, С.Е. Никитина и Н.В. Васильева под стилистическим приемом понимают «способ организации высказывания текста, усиливающий его выразительность» и отмечают, что фигуры речи «употребляются как стилистический прием», при этом стилистический прием и фигура речи ими рассматриваются как родовидовые понятия.

По мнению А.И. Горшкова, фигура – это обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления и имеющих целью усилить выразительность текста. То есть он считает фигуру родовым понятием по отношению к приему.

Исследователи всегда предпринимали попытки разграничить стилистический прием и стилистические средства языка. Так, В.А. Маслова считает, что средство — это то, что задано в языке, то есть единицы всех уровней языка и стилистические единицы (например, некоторые тропы).

Изучение стилистических образных средств имеет богатую многовековую историю. Природа стилистических образных средств языка всегда представляла интерес для ученых разных эпох. Еще с античных времен предпринимались попытки классифицировать образные средства языка. В настоящее время нет единого мнения, какой подход считать единственно верным. Многочисленные стилистические теории, научные взгляды и открытия появляются из года в год, ведется немало споров и разнообразных дискуссий, ведь язык, будучи явлением динамическим и социально обусловленным, постоянно развивается и изменяется с развитием и изменением общества. Многообразие подходов к классификации образных средств определяется разнообразием семантических и формальных проявлений образности в языке.

Попытку как-то систематизировать образные средства предпринял Аристотель, разделив все стилистические фигуры на фигуры мысли и речи. Большое многообразие тропов и их функций вызывало и вызывает желание отечественных и зарубежных ученых (И.Р. Гальперин, А.И. Смирницкий, И.В. Арнольд, Дж. Лич, М.Д. Кузнец, Б.В. Сосновская, Ю.М. Скребнев, З.И. Хованская, В.А. Кухаренко и другие) свести их в единую классификацию.

Более современную классификацию стилистических средств одним из первых предложил британский ученый Дж. Лич, который особое внимание уделил своеобразным отклонениям от языковой нормы. Лич выделяет два языковых уровня: регистр и диалект. Согласно его теории в первую очередь необходимо опираться на принцип различения языковой нормы и отклонения от литературного языка. Среди последнего вида он выделяет также парадигматические и синтагматические отклонения.

Несмотря на все преимущества данной теории, она имеет недостатки. Такая классификация стилистических средств дает небольшой выбор в различении всего богатства средств.

Один из самых ранних трудов в области изучения образных средств в России принадлежит М.В. Ломоносову, который выделял метафору, синекдоху, метонимию, антономазию, катахрезу, металепсис, аллегорию, перифраз, иронию и гиперболу. Ломоносов считал, что одни тропы заключены в одном слове, а другие могут состоять из двух или многих.

Не менее интересна классификация И.Р. Гальперина, который выделил такие виды стилистических образных средств, как:

1) фонетические выразительные средства и стилистические приемы (звукоподражание, аллитерация, рифма, ритм);

2) лексические выразительные средства и стилистические приемы, разделил их еще и на четыре группы:

1) взаимодействие разных уровней значения слова: словарное, контекстное, производное, номинативное и эмотивное;

2) взаимодействие двух лексических значений, одновременно материализованными в контексте;

3) устойчивые словосочетания и их взаимодействие в контексте;

4) синтаксические выразительные средства и стилистические приемы.

Согласно данной классификации все стилистические средства являются структурными. Классификация И.Р. Гальперина считается одной из самых признанных, однако она все-таки вызывает разногласия среди лингвистов.

К примеру, Т.А. Знаменская утверждает, что существует немало выразительных средств, которые могут принадлежать как к лексическим средствам, так и к синтаксическим одновременно, что вызывает путаницу (к примеру, антитеза, перифраз, ирония и другие). Также в данной классификации остаются не вполне четкими границы между такими критериями, как характерное использование разговорных конструкций среди синтаксических средств и характерное использование устойчивых выражений среди лексических средств.

Ю.М. Скребнев, пытаясь квалифицировать стилистические средства, исходил из комбинации принципов Дж. Лича и И.Р. Гальперина. В то же время свой подход построил на строгой языковой иерархии. Он делит стилистику на парадигматическую и синтагматическую и, помимо фонетического, лексического и синтаксического уровней, выделил семасиологический или семантический уровни.

Иной подход к классификации стилистических средств выразительности наблюдаем у В.А. Кухаренко, которая выделяет следующие языковые уровни:

1) фонографический («графоны», прочие грамматические средства) и морфологический уровни;

2) лексический уровень (метафора, метонимия, синекдоха, игра слов, ирония, эпитет, гипербола, преувеличение, оксюморон);

3) синтаксический уровень (разные типы предложений, эллипсис и другие; по типу связи: многосоюзие, бессоюзие, присоединение; лексико-синтаксические стилистические приемы: антитеза, ретардация, сравнение, литота, перифраз).

В отличие от других классификаций стилистических образных средств фонографический и морфологический уровни В.А. Кухаренко выделяет отдельно, а также дополнительно вводит синтаксический подуровень в виде лексико-синтаксических стилистических приемов:

1) Стилистические образные средства фонографического и морфологического уровня

Графон — стилистический прием, умышленное искажение, нарушение, отклонение от орфографической нормы, отражающее индивидуальные или диалектные нарушения фонетической нормы. С помощью графонов создаются лексические окказионализмы (в слове выделяется корень или какое-либо сочетание букв, что ведет к переосмыслению данного слова).

Функции графонов:

— характерологическая, с их помощью в речи персонажа выделяются фонетические особенности, которые характеризуют его как представителя определенной социальной среды, диалекта или отражают его индивидуальность;

— эмоционально-экспрессивная, выделительно-актуализирующая, оценочная и другие частные функции;

— идейно-эстетическая позиция автора, обусловленная всем содержанием произведения.

2) Стилистические образные средства морфологического уровня

Это стилистический потенциал частей речи — стилистика словообразования существительных, прилагательных, глаголов. Создается оценочность, вызванная аффиксацией. Производное слово приобретает стилистическую окраску, не свойственную производящему. Аффиксация способствует функционально-стилевому закреплению слова. Словообразование становится причиной речевой экспрессии при создании неологизмов и окказионализмов.

Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. Прежде всего среди них выделяются уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы. Как правило, с такими существительными часто используются оценочные прилагательные. В то же время наличие увеличительного суффикса часто связано с отрицательной окраской.

3) Стилистические образные средства лексического уровня

Лексика как основной источник усиления выразительности дает целый ряд особых средств языка, усиливающих его выразительность. Стилистические средства включают в себя языковые единицы, тропы и фигуры речи, а также стилистические приемы, речевые стратегии и тактики, используемые для выражения речевого стиля.

Лексический повтор – стилистическая фигура, которая заключается в повторении одного и того же слова или однокоренных слов либо речевой конструкции в нескольких рядом стоящих предложениях или в одном предложении.

Сравнение – троп, одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, описывать предметы. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется следующими союзами: как, словно, будто, точно и так далее, но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве далеких явлений и предметов, но не оформленное с помощью сравнительных союзов. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев, точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре создается образ — художественное представление о предметах, явлениях, которые описываются, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова.

Особой экспрессивностью отличается развернутая метафора – перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или по контрасту. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

Эпитет – художественное определение, красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове его отличительные свойства, качества или признаки. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: существительному, прилагательному, наречию и деепричастию. Но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении. Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые способны производить только люди.

Оксюморон – стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу, контрастные по значению определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество, нарочитое сочетание логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей.

Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но в составе этой стилистической фигуры они не противопоставлены, а слиты в единое целое. Противоположности создают новый образ и отражают противоречивость явлений жизни.

Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки;

б) с учреждения на его обитателей;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру).

Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) или наоборот. Разновидность метонимии.

Ирония – слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому, отожествление по контрасту.

Аллегория – изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

Эвфемизмы – слова и выражения, называющие явления, о которых говорить прямо по каким-то причинам запрещено или не принято, звучащие, по мнению говорящего, менее грубо, жестко или категорично, более благозвучно.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Литота – художественное преуменьшение. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Перифраз – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора.

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, эмоциональности.

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

Фразеологизмы – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности.

Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) – благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы. Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ.

Пословицы и поговорки – используются для образной, меткой, выразительной речи.

Архаизмы – устаревшие слова и обороты речи.

Диалектизмы – слово или оборот определенной территории, социальной группы, профессии.

Жаргонизмы – речь определенной социальной группы.

Афоризмы – обобщенная глубокая мысль, меткая, выразительная, неожиданная. У афоризма есть автор.

Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов.

Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия.

Градация – нанизывание синонимов, когда каждый следующий усиливает значение предыдущего.

4) Стилистические образные средства синтаксического уровня

Большими возможностями усиления выразительности речи обладает синтаксис. Такие стилистические фигуры речи, как анафора, антитеза, бессоюзие, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, определяют индивидуальность автора, помогают ему обрести свой стиль.

Синтаксический повтор – сознательный повтор синтаксических конструкций одной структуры или их частей с целью усилить значение конкретного образа, понятия. Например, обилие в тексте простых неосложненных предложений.

Анафора – повтор отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления мысли, образа, явления.

Эпифора – повтор отдельных слов или оборотов в конце двух или более фраз и предложений, усиливающий значение образа или понятия. Противоположна анафоре.

Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Хиазм – противоположный параллелизм, построенный на повторении синтаксического рисунка предложения. Рисунок этого приема следующий: два предложения следуют одно за другим, в то же время порядок слов одного предложения противоположен порядку слов другого предложения. Хиазмы можем иначе назвать сочетанием инверсии и параллелизма. Иногда противоположный параллелизм может быть осуществлен переходом активной конструкции к пассивной конструкции и наоборот.

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и так далее. Антитеза может быть осуществлена в пределах одного предложения, так же как и в числе больших сегментов высказывания. Внутри одного предложения антитеза обычно создает семантически полную смысловую законченность высказывания – сентенцию.

Инверсия – нарушение обычной последовательности членов предложения, в результате которого некоторый элемент подчеркнут и получает специальные коннотации эмоциональности и экспрессивности. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи. Некоторые изменения порядка слов изменяют синтаксические отношения, а с ними и весь смысл предложения. Другие повторно соединяют грамматические и выразительные функции.

Эллипсис – это умышленный пропуск какого-либо члена предложения без искажения его смысла, а часто для усиления смысла и эффекта. Отсутствие членов предложения может быть вызвано различными причинами.

Многосоюзие (полисиндетон), повторение союзов – стилистический прием, состоящий в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.

Бессоюзие (асиндетон), умышленный пропуск союзов – стилистический прием, который заключается в опущении союзов. Придает изложению стремительность, динамичность, обеспечивает резкий переход от одной картины к другой. Пропуск союзов может быть продиктован требованиями ритма.

Присоединение – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста.

Риторический вопрос – вопрос, ответа на который не требуется или не ожидается в силу его очевидности. Его цель – привлекать внимание, усиливать впечатление, увеличивать эмоциональный тон, создавать приподнятость. Риторический вопрос, как особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции, вовлекает читателя в рассуждение или волнение, обязывает его самого сделать заключение.

Апозиопезис – умолчание, недомолвка. Стилистический прием, при котором отбрасывается конечная часть высказывания. Обычно это делается с целью передать эмоциональность речи или в расчете на то, что окончание будет домыслено.

Параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть мысль. Параллельные структуры – это баланс фраз или предложений, которые имеют одинаковую грамматическую структуру.

Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

Перифраз – непрямое описательное выражение, обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей.

В коротком рассказе, как и во всех формах эпического жанра, лексика является основным источником усиления выразительности.

Итак, мы видим, что каждый ученый применяет свой подход к классификации стилистических средств языка, но можно наблюдать и схожие идеи. Анализ этих подходов позволяет сделать вывод, что каждый вид стилистических средств привносит в художественный текст особый колорит.

Проанализируем функционирование стилистических средств выразительности на примере коротких рассказов П. Бикселя и Г. Белля, используя метод сплошной выборки.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф