Меню Услуги

Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста. Часть 2.


Страницы:   1   2   3


Произвольное поведение детей в творческой игре является прямым результатом того поведения, к которому их приучили. Однако в творческой ролевой игре не педагог, а сами дети ставят себе цели и сами их выполняют.

Проведение наблюдения за детьми показали, что из восемнадцати девочек – отличниц пятнадцать любили играть в детском саду роли воспитательниц, музыкальных работников, организаторов «бытовых игр». Для игр в «детском саду» и «школу», в которых дети выполняли роли воспитательниц и учительниц, характерно то, что здесь наряду с большой подражательностью проявлялись и индивидуальное творчество. Склонность детей к воображению, правильное его формирование определяют возникновение замысла игры.

Не случайно К.Д.Ушинский рассматривал детские игры в связи с теоретическим анализом истории воображения. Дети склонны к воображению и любят воображать, поэтому и необходимо опираться на эти особенности, развивая игры. Детское воображение может достигнуть высокого уровня, если его у детей формируют, развивая для этого наблюдательность, кругозор, интересы. В результате планомерного формирования воображения дети, действуя в ролях взрослых, постепенно начинают произвольно вести себя в игре по правилам, принятым в обществе, усваивать, таким образом, характер отношений, существующих между людьми.

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Привлекательность данного вида игры обусловлена тем, что в ней ребенок испытывает субъективное чувство свободы, так как ему подвластны вещи, субъекты, отношения. Он сам строит свою игру и является хозяином положения. Именно эти составляющие в действительности даются с трудом.

Состояние субъективной внутренней свободы в игре связано с возможностью использования воображаемой, условной ситуации. В игре от ребенка не требуют сделать «как надо», здесь все «понарошку».

Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя, на самом деле, ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. Может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы и т.п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект.

Психологами и педагогами (В.В. Абраменкова, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, Е. Д. Татищева и др.) установлено, что игра является важным фактором развития воображения, так как позволяет ребенку воссоздавать отдельные сферы реальной жизни посредством условных ситуаций. Изначально это действия с игрушками, которые заменяют реальные вещи и персонажи, затем к старшему дошкольному возрасту – изобразительные, речевые и прочие действия, которые могут совершаться « в уме».

Психологи (В.С. Мухина, Е.В. Заика и др.) отмечают еще одну важную особенность игровой деятельности – развитие личности ребенка. Игра оказывает влияние не только на развитие умственных способностей, но и на социальную составляющую личности. В процессе игры, примеряя различные социальные роли, ребенок учится понимать их чувства и цели, осознавая сущность взаимоотношений между людьми. Воссоздание поступков других позволяет сопереживать им.

При этом важным фактором эффективности развивающей функции игры является постепенное усложнение сюжета и тематики используемых игр. Тематическое содержание как таковое не может рассматриваться критерием уровня игровой деятельности. Например, ребенок трех лет может играть в космонавта. При этом его игра будет включать всего три действия:

  1. Надевание шлема;
  2. Посадка в «ракету»;
  3. «управление» штурвалом.

В возрасте же 6-7 лет дети могут играть в «дочки-матери», но при этом воссоздавать множество самых разнообразных ситуаций – после обеда прогуляться в зоопарк или посетить цирк. При этом в игре они перевоплощаются из «дочек» и «мам» в цирковых актеров.

Многочисленные исследования (Р.И. Жуковская, Т.Н. Палашина, А.П. Усова и др.) позволили выявить что в различных возрастных диапазонах ребенок может осуществлять различные игровые действия:

  • 1,5 — 3 года ребенок может осуществить условные действия с игрушками и предметами заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку;
  • 5 — 7 лет ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2 — 3 партнеров-сверстников, реализовать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы перевести детей на новую более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития игры дошкольников – игра-фантазирование по примеру  «Фантазеров» Н.Носова.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра развивается от простого к сложному. В младшем дошкольном возрасте она представляет собой цепочку последовательных действий, а уже к старшему дошкольному возрасту трансформируется в последовательность разнообразных событий.

Усложнение игры приводит и к усложнению используемых игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать и тем больше у него свободы в самореализации.

В связи с этим основным критерием уровня игровой деятельности выступает набор игровых умений дошкольника, который позволяет ему строить игру и использовать различные способы ее ведения. Дети, которые свободно владеют множеством способов ведения игры могут использовать «многотемные» сюжеты, что является показателем высокого уровня ее развития.

Сюжетно-ролевая игра имеет в своей основе две линии: сюжетную и ролевую. Сюжетная составляющая реализуется посредством овладения ребенком нового навыка —  режиссерского, когда он сочиняет сюжет данной игры. Ребенок может раскладывать предметы, перебирать их, играть с предметами в шкафу и т.д., при этом бормоча что-то под нос. Он может устраивать «парады», уходить «воевать с драконом», «лететь на ковре-самолете» — все это самые простые сюжеты, которые ребенок трансформирует в свою действительность посредством игры.

Для развития воображения данная составляющая сюжетно-ролевой игры весьма значительна, так как именно она позволяет ребенку реализовать навыки «выдумывания», «домысливания», воображения. Во-первых, ребенок сам придумывает сюжет, что развивает его самостоятельность, позволяет обходиться без помощи взрослых. Во-вторых, ребенок сам решает, кем именно он будет. Будет ли он машиной, тигром, рыцарем, принцессой. В-третьих, он сам решает, кто и что кем и чем будет в данной игре. Стол может превратиться в домик, мама в принцессу, папа в дракона. В-четвертых, ребенок самостоятельно сочиняет мизансцены и разыгрывает их.

В процессе подготовки игры, дошкольник может долго расставлять все детали для того, чтобы максимально воплотить свой замысел. В его игре он может сам исполнять все роли, а может доверить некоторые из них взрослым. В любом случае необходимо отметить огромное значение данной составляющей сюжетно-ролевой игры для развития воображения. Ведь именно посредством сюжетной составляющей ребенок учится видеть игру не с одного ракурса, а с общей позиции, обеспечивающей ему положение субъекта, которые не запоминает и слепо повторяет сделанное другими, а сам придумывает ход событий игры. Он начинает «видеть целое раньше частей».

Если ребенок овладел данной частью сюжетно-ролевой игры, он сможет без особых усилий подыграть другому партнеру в игре с сюжетом, который может изменяться в любом направлении. Подобный подход позволяет обыгрывать один и тот же сюжет, но каждый раз в него будут вноситься новые события и повороты, которые зависят от произошедших осмысленных и переосмысленных событий реальной жизни ребенка.

Вторая немаловажная составляющая сюжетно-ролевой игры – образно ролевая. Проиллюстрировать данное направление весьма просто. Часто можно видеть малыша, который не идет нормально по дороге, а «шаркает ногами», объезжает ступеньки, приостанавливается перед пешеходным переходом. Мама, спешащая на работу или домой, безрезультатно стремится поторопить его, и ребенок, в конце концов, объясняет маме: «Я не ребенок, я – машина». А это значит, что он своими действиями точно стремится отобразить движение транспорта – не поднимается по ступенькам и «шаркает», так как машина не отрывает колес от асфальта.

Перевоплощение позволяет ребенку полнее ощутить те объекты, которые его интересуют, почувствовать себя на «их месте». Это своеобразная психологическая реабилитация, позволяющая отключиться от проблем и сложностей.

Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина ребенок посредством сюжетно-ролевой игры отображает те специфические отношения, которые он наблюдает в окружающем его обществе. Социальные отношения людей выступают основой сюжетно-ролевой игры. Поэтому дошкольники обыгрывают те сюжеты, с которыми хорошо знакомы – дом, магазин, больница, детский сад и пр. следует отметить, что усложнение современного мира, его закрытость привели к значительному обеднению детских игр. Еще несколько десятилетий назад самой распространенной игрой было воспроизведение труда мамы и папы – строитель, водитель, врач и т.д. В настоящее время многие дети не знают и не понимают, чем занимаются их родители (менеджер, маркетолог, экономист и т.д.). В связи с этим игры сводятся к обыгрыванию «бытовых ситуаций», что, конечно же, сказывается на снижении потенциала игры для развития воображения.

Тем не менее, можно и в данной ситуации развить несколько направлений. Дети играют во все, что видят: в «Семью», «Детский сад», «Путешествие», «Зоопарк» и пр. Для большего эффекта в одной игре можно соединить различные сюжеты, например: в игру «Путешествие по морю» необходимо включить «Семью», так как на море едут все вместе. Сочетание, комбинирование сюжетов дает волю и фантазии и воображению. От уровня развития игровой деятельности напрямую зависит уровень развития воображения дошкольника.

Совместная игра фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру — фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается в уже старшем дошкольном возрасте.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин:

  • Объем знаний об окружающем мире увеличивается;
  • Конкретизируются интересы дошкольника;
  • Конкретизируется их отношение к отдельным сторонам жизни;
  • Определяются события, участниками которых они хотели бы быть.

Старшие дошкольники стремятся воплотить в игре достаточно сложные замыслы, и все больше внимания уделяют игре со сверстниками.

В сюжетно — ролевых играх дети старшего дошкольного возраста все большее внимание начинают уделять идеи, т.е. замыслу своего произведения. Творческое начало проявляется и в замысле выборе темы игры, рисунка, нахождении способов осуществления задуманного и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказываются и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяются различные впечатления — комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов.

Особенностью сюжетно-ролевой игры ребенка старшего дошкольного возраста является действие во внутреннем воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследованиями игры, хотя и получает разное название. Так Ж.Пиаже говорит о развитии в игре символической функции, А.Н.Леонтьев — о наличии воображаемой ситуации, Д.Б.Эльконин — о формировании плана представлений.

При этом, как известно, характерной особенностью игры является применение в ней   внешних   действий   замещения   (использование   игровых   предметов заместителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной форме при образовании действий внутреннего плана.

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Воображение ребенка особенно ярко развивается и проявляется в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле, основанном на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Л.С. Выготский отметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности по сравнению с ранним детством. «Я вынужден охарактеризовать этот новый тип деятельности как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд — везде и во всем будете иметь дело с совершенно новыми Отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

Эти ценные мысли находят подтверждение и развитие во многих педагогических исследованиях и проверены практикой. Особенно надо отметить труды Е.А. Флериной, которая изучала творчество детей в рисунке, лепке, игре, в слове. Ей удалось определить общие особенности детского творчества.

Основной мотив творчества ребенка согласно ее теории – потребность дошкольника в действенном освоении впечатлений. Основная цель педагогического воздействия при этом – формирование игровых умений, которые позволят обеспечить самостоятельную творческую игру детей.  Наличие навыков ведения игры позволит детям по собственному желанию реализовывать различные сюжеты, свободно вступать во взаимодействие со сверстниками.

Педагог обязан, опираясь на склонность детей к подражанию приучать их к самостоятельному решению стоящей перед ними задачи. Для этого посредством игровой деятельности даются знания, формируются навыки и умения, которые служат фундаментом будущей творческой деятельности.

В связи с большой значимостью сюжетно-ролевых игр в развитии воображения старших дошкольников следует отметить необходимость использования данного вида творчества в досуговой, воспитательной и образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Среди основных особенностей сюжетно-ролевых игр можно выделить:

  • необходимость соблюдения определенных правил, в рамках которых возможно развитие сюжета; преобладание социальных мотивов игр;
  • способствование эмоциональному развитию дошкольников; повышение интеллектуальных способностей дошкольников;
  • развитие воображения дошкольников.

По мнению психологов кроме ребенка никто не сможет развить его творческие способности, в том числе и воображение. Поэтому основной задачей педагогов ДОУ является создание необходимых условий для спонтанных творческих сюжетно-ролевых игр. Можно выделить две основные задачи, которые стоят перед педагогами ДОУ при осуществлении руководства в сюжетно-ролевой игре: развитие способностей дошкольников к игровой деятельности; использование игровой деятельности в процессе воспитания и развития дошкольников.

В связи с этим выбор конкретной игры, который производится педагогом, обусловлен теми воспитательными задачами, которые он ставит на данный момент. Применение сюжетно-ролевых игр можно использовать в качестве инструментов организации коллективной деятельности детей, направленной на освоение определенных задач. Например, игра «Мойдодыр» требует от дошкольников постоянного соблюдения чистоты. Для мальчиков может использоваться игра «Самоделкин», которая подразумевает поддержание мебели группы в сохранности. Постоянное использование подобных игр призвано способствовать закреплению положительных черт у дошкольников посредством игровых упражнений.

Таким образом, разностороннее игровое творчество проявляется в поисках средств для изображения задуманного. Для выполнения замысла дети пользуются разными способами: собственными действиями, словом, употребляют разные предметы, сооружают постройки, таким образом, развивая и проявляя воображение. Задача педагога при этом – направить процесс развития игровых навыков ребенка.

Выводы по 1-ой главе

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития воображения активно изучается педагогами и психологами. Было выделено следующее:

  1. воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Далее происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
  2. неустанная работа воображения — это один из путей, ведущий к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта, воплощающегося в роли, сюжете, замысле игры.
  3. в игре ребенок подражает взрослым, но в этом подражании проявляются и развиваются его творческое воображение.
  4. задача педагогов – развивать игровые умения дошкольников для возможности дальнейшего их использования.

 

ГЛАВА 2. Изучение особенности развития воображения и сюжетно-ролевых игр старших дошкольников (по материалам констатирующего эксперимента)

2.1. Методика и задачи констатирующего эксперимента

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения дошкольников. Это и определило цель констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности развития воображения в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Определить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Изучить особенности  развития  игровых  умений  старших дошкольников  в сюжетно-ролевых играх.

Для изучения уровня развития воображения мы использовали методики, разработанные О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру», тест «Свободный рисунок» автор Г.А. Урунтасова, наблюдение за играми детей в утреннее и послеобеденное время.

Выбор данных методик обоснован тем, что они дают возможность увидеть особенности развития разных проявлений воображения.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа:

1 этап – изучение уровня развития воображения дошкольников;

2 этап – наблюдение за сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Первое задание, которое было предложено выполнить детям – Задание №1. «Дорисуй фигуру».

Цель: изучение уровня развития воображения.

Материал: набор из 10 картинок с фигурками неопределенной формы.

Инструкция: «Дорисуй волшебные фигурки так, чтобы получилась какая-либо картина. Можешь нарисовать любую, какую захочешь».

После того как ребенок нарисовал рисунок, спросить: «Что ты нарисовал?», во времени не ограничивать.

Критерии анализа результатов диагностики:

  1. Оригинальность придуманных образов (количество неповторяющихся изображений у конкретного ребенка и у всех)
  2. Использование специальных действий воображения (опредмечивание или включение)
  3. Вербальная интерпретация изображения.

Второе задание, которое выполняли дети, более сложное  — Задание № 2. «Свободный рисунок».

Цель: изучение уровня развития воображения.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Инструкция: Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

  1. 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
  2. 8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
  3. 5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
  4. 3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
  5. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития воображения:

  1. 10 баллов — очень высокий;
  2. 8-9 баллов — высокий;
  3. 5-7 баллов — средний;
  4. 3-4 балла — низкий;
  5. 0-2 балла — очень низкий.

Далее по всем методикам были определены уровни развития воображения у дошкольников (по О.М.Дьяченко):

  1. Критический (низкий) — не проявляют творчество, используют только
    воссоздающее воображение
  2. Допустимый — редко присутствуют творческие образы
  3. Оптимальный (средний) — ребенок пытается использовать творческие
    образы, однако они однообразны
  4. Высокий — быстро и легко придумывают новые образы.

На втором этапе было проведено наблюдение за особенностями сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали метод наблюдение за играми детей.

Наблюдение за играми велось в утренний отрезок времени и после дневного сна.

Цель: изучение особенностей освоения игровых умений. В протоколе наблюдения фиксировалось:

  • преобладающие виды игр, в которые играют дети;
  • тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
  • организация детьми игровой деятельности;
  • сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства,
    распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;
  • действия, направленные на построение игрового сюжета;
  • действия, направленные на выполнение роли или создание образа
    игрового персонажа игре;
  • особенности использования детьми материалов, содержащихся в
    предметно-игровой среде.

По результатам проведенных тестов подведены результаты констатирующего этапа эксперимента.

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ № 34 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

В эксперименте участвовало 20 детей старшей группы № 6. дети были разделены на две группы по 10 человек, в которых было равное количество мальчиков и девочек:

1 – экспериментальная группа 10 человек (100 %);

2 – контрольная группа 10 человек (100%).

Результаты экспериментальной и контрольной группы представлены в таблице 2.2.1, 2.2.2

Таблица 2.2.1. — Результаты констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Констатирующий этап Контрольный этап
ФИО Возраст Задание № 1 Задание № 2 Задание № 1 Задание № 2
1 Андрей Б. 5,7 высокий высокий высокий высокий
2 Ваня К. 5,9 низкий допустимый средний средний
3 Аня П. 5,3 средний средний высокий средний
4 Настя О. 5,7 средний допустимый высокий   средний
5 Полина Б. 5,2 допустимый низкий средний допустимый
6 Кирилл Т. 5,9 низкий низкий допустимый допустимый
7 Ваня М. 6,1 допустимый допустимый средний средний
8 Маша Н. 5,2 низкий низкий допустимый
9 Таня Л. 5,4 средний средний высокий высокий
10 Егор И. 5,8 допустимый допустимый средний средний

 

Таблица 2.2.2. —  Результаты констатирующего и контрольного эксперимента в контрольной  группе

Констатирующий этап Контрольный этап
ФИО Возраст Задание № 1 Задание № 2 Задание № 1 Задание № 2
1 Алена А. 5,4 допустимый допустимый допустимый допустимый
2 Марина П. 5,8 низкий низкий допустимый низкий
3 Антон Р. 5,4 высокий высокий высокий высокий
4 Тимофей П. 5,7 средний средний средний средний
5 Андрей В. 5,7 допустимый низкий допустимый допустимый
6 Диана Т. 5,2 низкий низкий низкий низкий
7 Алина Т. 5,9 высокий средний высокий средний
8 Артем Ц. 5,9 средний средний средний средний
9 Лиана А. 5,1 средний низкий средний низкий
10 Максим О. 5,6 допустимый допустимый допустимый допустимый

 

На первом этапе констатирующего эксперимента изучался уровень развития воображения дошкольников. Анализ результата констатирующего эксперимента показал: Первое задание «Дорисуй фигуру» позволило определить уровень развития воображения в обеих группа. Результаты представлены на диаграммах (рис. 2.2.1 и 2.2.2).

Рисунок 2.2.1 — Диаграмма результата задания № 1 в экспериментальной группе (%)

На основе полученных результатов дети были разделены на 4 подгруппы:

  • 30 % — низкий уровень развития воображения – дети не выполнили задание указав на его сложность;
  • 30 % — допустимый уровень развития воображения – использовали схематические детали, не проявили желания к работе;
  • 30 % — средний уровень развития воображения – дети использовали разнообразные элементы, дорисовывая картинки;
  • 10 % — высокий уровень развития воображения – дети не только дополнили рисунки, но и точно описали, что хотели изобразить и дали им название.
Рисунок 2.2.2 — Диаграмма результата задания № 1 в контрольной группе (%)

Результаты контрольной группы несколько отличаются от результатов экспериментальной в лучшую сторону. Здесь у 20 % детей наблюдается высокий уровень развития воображения и 20 % — низкий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Результаты второго задания представлены на диаграммах (рис. 2.2.3 и 2.2.4).

Рисунок 2.2.3 — Диаграмма результата задания № 2 в экспериментальной группе (%)

По результатам проведенного эксперимента, дети были разделены на 4 подгруппы:

  • 30 % — низкий уровень развития воображения – дети не выполнили задание, так как оно было сложным и ограниченным по времени;
  • 40 % — допустимый уровень развития воображения – дети выполнили задание частично, так как начали выполнять поздно. Используемые сюжеты отличались шаблонностью;
  • 20 % — средний уровень развития воображения – дети рисовали пейзажи, иллюстрации к сказкам, при этом использовались наиболее простые сюжеты «Курочка ряба», «Колобок»;
  • 10 % — высокий уровень развития воображения – отмечено наличие фантастического сюжета, который повествует о жизни на другой планете.

Результаты контрольной группы представлены на диаграмме (рис. 2.2.4).

Рисунок 2.2.4 — Диаграмма результата задания № 2 в контрольной группе (%)

В контрольной группе дети распределились по 4 подгруппам в следующем порядке:

  • 40 % — низкий уровень;
  • 20 % — допустимый уровень;
  • 30 % — средний уровень;
  • 10 % — высокий уровень.

Сравнительный анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента проводился по следующим критериям:

  • умение воссоздавать и создавать целостный образ;
  • оригинальность замысла;
  • эмоциональность в отношении к содержанию задания и его выполнению;
  • речевое сопровождение фантазирования.

В результате проведения данных экспериментов было выявлено, что:

  • Необходимость создания оригинального замысла сопровождается у детей трудностями;
  • Дети только частично могут воссоздавать целостные образы;
  • Дети затрудняются с речевым сопровождением процесса.

Следует отметить, что наибольшие трудности дети испытывали при выполнении заданий, требующих использования таких приемов создания творческих образов как: инверсия, агглютинация, комбинирование.

Сравнительный анализ двух методик позволил выделить следующие уровни развития воображения у дошкольников (таблица 2.2.3)

Таблица 2.2.3 – Сравнительный анализ методик оценки уровня развития воображения в экспериментальной и контрольной группах

Методы -исследования Уровни ( в процентах к общему числу детей)
критический допустимый оптимальный высокий
Экспериментальная группа
Задание № 1

 

3 3 3 1
Задание № 2 2 3 3 2
Средний балл 3 3,5 2,5 1
Контрольная группа

 

Задание № 1 2 3 3 2
Задание № 2 4 2 3 1
Средний балл 3 2,5 3 1,5

 

Проведенный сравнительный анализ позволяет утверждать, что в контрольной и экспериментальной группе развитие воображения у детей находится примерно на одинаковом уровне.

На втором этапе изучались особенности сюжетно — ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за играми в утренний отрезок времени и после дневного сна дало возможность изучить особенности игровых умений детей. Наблюдались следующие игры детей: «Поликлиника», «Моряки», «Гараж», игры с куклами. Были определены 4 группы детей:

  • группа (10 %): игровая деятельность детей разворачивалась параллельно, контакта между играющими не было. Дети отражали лишь внешний рисунок роли — действие, некоторые обороты речи;
  • группа (60%): дети играли в сюжетно-ролевые игры, отражая в них
    традиционные, бытовые   и   профессиональные   темы.   Игра   превращалась   в параллельную, где дети исполняли одинаковые роли и копировали действия друг друга. Игровой репертуар был ограничен традиционными ролями, группы — врач, матрос, парикмахер и др., дети не удерживали цели общения, не согласовывали замыслы со сверстниками, в ходе игры использовался необходимый игровой материал;
  • группа (20%): построение сюжета происходило по ходу игры на основе
    изменения ролевого поведения, смены ролей. Роли распределялись по ходу игры. В играх широко был представлен ролевой диалог, который служил средством создания игровых образов. Дети постоянно меняли роли;
  • группа (10 %): детям интересны игры, которые проходят в вербальном
    плане, с  минимальным  опредмечиванием  сюжета.   Был  заметен  переход  к «рубежному»   виду   игровой   деятельности       игре       фантазированию.   Дети проявляли себя как заводилы, которые адресовали игровые замыслы партнерам, аргументировали   свои   предложения,   выдвигали   инициативы,   связанные   с организацией и осуществлением деятельности.

Анализ результатов второго этапа констатирующего эксперимента проводился по следующим критериям:

  • выдвижение игрового замысла;
  • использование сюжетосложения как способа построения игры;
  • владение действиями, направленными на согласование замыслов играющих, общение партнеров по развитию совместной игры;
  • создание выразительных игровых образов;
  • создание положительного эмоционального фона в общении с партнерами по игре.

В соответствие с ними были выделены четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольника (см. таблицу 2.2.3).

В результате проведения второго этапа констатирующего эксперимента:

У 10% детей был выявлен критический уровень развития сюжетно-ролевой игры, характеризующийся осуществлением построения сюжета на основе предметно-действенного замещения, отражение детьми лишь внешнего рисунка роли-действия, некоторых оборотов речи. Несформированность обозначающих и поясняющих действий не позволяла согласовывать замыслы с партнерами по игре, контакта между играющими практически не было. В связи с этим не создавалась общая для ее участников эмоционально-привлекательная атмосфера.

У 60% детей был определен допустимый уровень развития игровой деятельности. Наблюдались игры, отражающие традиционные бытовые и профессиональные темы («Поликлиника», «Магазин» и пр.).

У 20 % детей отмечена высокая активность в использовании сюжетно-ролевых игр, наблюдается постоянная смена ролей, дети с удовольствием придумывают новые сюжеты.

У 10 % детей наблюдается переход от сюжетно-ролевой игры к игре-фантазированию.

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дети способны к проявлению воображения, оригинальности замысла, однако, возникают трудности, связанные с умением вербально интерпретировать изображение, а также создавать новые образы.

Следовательно, в проект экспериментальной работы необходимо включить задания, направленные на развитие воображения детей.

Исследования сюжетно-ролевых игр детей 6-7 лет указывают на преобладание игр, отражающих традиционные, бытовые, профессиональные темы.

Мы считаем, что ограниченность разнообразия сюжетов связана с недостаточным уровнем развития воображения, творчества.

Поэтому необходимо включить в проект формирующего эксперимента комплексные задания и упражнения, направленные на развитие воображения в сюжетно-ролевых играх.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!