Заявка на расчет
Меню Услуги

Совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования в целях привлечения иностранных технологий в экономику России. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


Растущий спрос на высокотехнологичные продукты со стороны как корпоративного сектора, так и индивидуальных потребителей привел к появлению в России сотен фирм, специализирующихся на сборке ПК из импортных узлов, освоении новых моделей и продвижении их на рынок, разработке программного обеспечения, операторском обслуживании, сервисе и т.п. Тем самым положено начало становлению в нашей стране гражданских ИТ-отраслей. Если вначале отечественный рынок заполняли в основном полученные по импорту готовые процессоры и периферийные устройства, то теперь на нем преобладающее место занимают изделия, собранные в стране. Все более широкое распространение на внутреннем рынке получают также программные продукты отечественного производства.

Набирает силу и процесс освоения современных сетевых технологий, позволяющих объединить отдельных пользователей в комплексные информационно-вычислительные системы. При активном участии ведущих западных ИТ-компаний в банковском бизнесе, на крупных промышленных и торговых предприятиях внедряются электронные системы учета и расчетов, управления ресурсами, поставками продукции и др. По оценкам, в российской промышленности операции в области финансов и бухгалтерии уже автоматизированы на 98%, сбыта и маркетинга — на 68%, снабжения и закупок — на 48%2. Российский корпоративный бизнес, научные институты, ВУЗ(ы) и школы, государственные органы, а также растущее число индивидуальных пользователей включились в глобальную информационную сеть — Интернет. В 2012 г. численность пользователей Интернета в России достигла 14 млн человек (около 8% населения), превысив почти в 10 раз уровень 1998 г.

На 2015 г. прогнозируется увеличение числа ПК в России до 30 млн штук, абонентов сотовой связи — 22 млн человек, а постоянных пользователей Интернета — 26 млн человек. Это позволит нашей стране существенно продвинуться вперед по уровню информатизации, хотя еще не устранит полностью отставание от показателей, достигнутых в индустриально развитых государствах. В США, например, Интернетом пользуется свыше половины населения, в Европе — примерно одна треть, тогда как в России соответствующий показатель не превысит и в 2010 г. 20%.

Но особенно глубокое отставание в освоении прогрессивных технологий имеет место на предприятиях российской обрабатывающей промышленности, где, как известно, большая часть оборудования устарела и сильно изношена, в последнем десятилетии почти совсем не обновлялась, а выпуск отвечающих современным требованиям конкурентоспособных изделий ограничен (исключение составляют предприятия ОПК). Тем не менее возможности привлечения зарубежных технологий в целях модернизации производственных процессов реализуются пока крайне слабо. По объемам импорта лицензий, патентов, ноу-хау, другой научно-технической документации и услуг, а также прогрессивных видов оборудования, приборов и материалов, Россия заметно уступает развитым странам.

Как видно из приведенных данных, за последние три года стоимость импортируемых технологий возросла более чем в 3 раза и составила в 2012 г. (в пересчете по среднегодовому валютному курсу) примерно 1,6 млрд долл. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в основном приобретаются инжиниринговые услуги (53% объема закупок) и товарные знаки (7%), т.е. более простые виды зарубежного опыта. В то же время доля закупок патентов, лицензий, ноу-хау, промышленных образцов, связанных обычно с освоением новых процессов и видов продукции, хотя и возросла за 2012 г., составляет в совокупности всего 6,7%. Очевидно, наиболее привлекательными для основной массы отечественных предприятий являются пока стандартные технологии, способные дать скорейший эффект при минимальных затратах, а выйти на освоение передовых достижений науки и техники они не в состоянии. Стоит отметить, впрочем, что в последнее время отмечается резкое усиление интереса российских покупателей к зарубежным научным исследованиям: стоимость их импорта возросла за 2012 г. более чем в 12 раз.

Не лучше положение и с приобретением за рубежом прогрессивных видов оборудования. К сожалению, таможенная статистика РФ учитывает экспорт и импорт только по наименованиям товаров, не выделяя, в частности, закупки машин, оборудования, приборов и аппаратов, основанных на высоких технологиях. По ориентировочным подсчетам, импорт в Россию высокотехнологичной машиностроительной продукции может быть оценен за 2012 г. в сумме порядка 1,5 млрд долл., или немногим более 9% к общему объему закупок машин и оборудования. Сюда входят, в частности, вычислительная техника — 529 млн долл. (3,1%), приборы и устройства в медицине — 656 млн (3,9%), измерительные и контрольные приборы — 283 млн (1,7%), электронные интегральные схемы — 79 млн долл. (0,5%). Этот перечень следует, по видимому, дополнить продуктами биотехнологии, используемыми в фармацевтике и пищевой промышленности. Ввоз их в Россию, по экспертной оценке, составил около 0,7 млрд долл.

Таким образом, в общей сложности стоимость импортируемых Россией научно-технической документации, инжиниринговых услуг и высокотехнологичных продуктов находится на уровне около 4 млрд долл., или примерно 4% всего российского импорта товаров и услуг. В порядке сравнения стоит отметить, что страны, лидирующие в технологическом развитии, являясь крупнейшими экспортерами технологий и высокотехнологичных товаров, в то же время прибегают в широких размерах к их импорту: в США, например, он превышает 200 млрд долл.

Не стали пока заметным источником технологического обновления ведущих отраслей российской обрабатывающей промышленности и иностранные инвестиции. Общий объем накопленных за годы реформ этих инвестиций составил к началу 2013 г. около 43 млрд долл., что на порядок меньше чем в Китае или Восточной Европе. Причем только 20,5 млрд долл. из них (47%) приходится на прямые инвестиции, которые обычно и являются носителями новых технологий. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои капиталы и технологии главным образом в торговлю и кредитно-финансовую сферу, а в промышленности — в нефтедобычу, пищевую и швейную промышленность, где они быстрее окупаются. Стратегически же важные для России отрасли машиностроения, химии и нефтехимии остаются для них как правило малопривлекательными.

Настороженный подход зарубежного капитала к модернизации этих отраслей во многом определяется стремлением сохранить за собой российский рынок готовых изделий и не выращивать потенциальных конкурентов на международных рынках. Нередки случаи, когда в ходе сотрудничества с российскими предприятиями иностранные компании пытаются «сбросить» им устаревшие технологии или образцы продукции. В США и ряде развитых стран сохраняются ограничения в отношении поставки в Россию новейших изделий, связанных с так называемыми технологиями двойного назначения. Это, безусловно, порождает трудности в деле приобщения России к мировым научно-техническим достижениям.

Но, как представляется, главные причины здесь лежат не вне, а внутри страны, и связаны они прежде всего с низкой востребованностью инноваций со стороны большинства российских предприятий. Это относится не только к использованию зарубежных технологий, а отражает общую ситуацию в России, где еще не созданы надежные предпосылки для инновационного развития, отсутствует последовательная научно-техническая политика, не сложилась целостная инновационная система. Новые технологии не стали пока в нашей стране определяющим фактором экономического роста, повышения производительности труда и снижения производственных затрат. В условиях слабого развития конкуренции на внутреннем рынке предприятия, за немногими исключениями, не испытывают органической потребности в систематическом обновлении выпускаемой продукции и используемого оборудования.

На низкой инновационной активности российских товаропроизводителей остро сказывается также дефицит финансовых ресурсов для инвестиций как у государства, так и у предпринимательского корпуса. Кроме того серьезные недостатки имеют место в организации и координации инновационной деятельности, в том числе в части приобретения и освоения зарубежных технологий. Вся эта работа в настоящее время ведется непосредственными товаропроизводителями, которые самостоятельно определяют потребность в новых технологиях, условия их закупок и применения. При этом, как правило, слабо используются возможности специализированных внешнеторговых организаций, располагающих квалифицированными кадрами, практическим опытом импорта иностранных технологий и налаженными деловыми контактами на мировых рынках. В результате реальными возможностями закупать технологии за рубежом на приемлемых условиях располагают сейчас только крупные компании, особенно те, кто получает доходы от экспорта и в состоянии иметь в своем составе специализированные внешнеторговые службы. Для большей же части малого и среднего бизнеса зарубежные научно-технические достижения фактически недоступны, не говоря уж о крайней ограниченности у него инвестиционных средств.

2.2. Привлечение иностранных технологий – важный фактор развития экономики России

Утвержденные Президентом РФ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий…» создают предпосылки для преодоления сложившегося положения и налаживания целенаправленной работы по переводу страны на путь инновационного развития. Ясно, однако, что принятые решения положили только начало, пусть многообещающее, сложному и длительному процессу. Для достижения поставленной цели необходимо прежде всего выработать продуманную общенациональную научно-техническую стратегию, которая, исходя из нынешних и потенциальных возможностей России и с учетом мировых тенденций, наметила бы четкие ориентиры инновационного развития страны как на среднесрочный период, так и на более длительную перспективу.

Первоочередной задачей в этой связи является, на наш взгляд, хорошо продуманный выбор приоритетных направлений такого развития. В условиях усиливающейся глобализации мировой экономики, сопровождающейся быстрой обновляемостью и широкой диффузией научно-технических достижений, было бы нерационально, да и попросту непосильно пытаться в равной мере развивать у себя решительно все направления современного НТП, тем более, если принять во внимание ограниченность инвестиционных ресурсов в стране. Как показывает опыт передовых стран, безусловными приоритетами инновационного развития на современном этапе должны быть фундаментальная наука, где поисковые исследования требуется вести по максимально широкому фронту, а также образование и здравоохранение, которые формируют будущее нации.

Что касается конкретных направлений инновационного процесса, то здесь, очевидно, целесообразно достаточно широко и гибко применять избирательный подход к определению его приоритетов. Средства, которые могут быть выделены на цели развития, следовало бы концентрировать на стратегически важных для страны отраслях и новых высокотехнологичных секторах, для развития которых у России имеются благоприятные конку¬рентные возможности, в том числе на мировых рынках. К ключевым отраслям, которые способны быть локомотивами модернизации отечественной экономики и выдерживать жесткую конкуренцию с ведущими зарубежными компаниями, можно отнести в первую очередь ОПК и связанные с ним отрасли (авиакосмос, атомная промышленность, судостроение и др.), а также некоторые новые сектора, действующие в области ИТ и систем управления, лазерных и плазменных технологий, биотехнологии, химических полимеров, керамических и композитных материалов.

Из перечня 53-х критических технологий, определенных в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий…», важно отобрать инновационные проекты, которые будут пользоваться приоритетной поддержкой со стороны государства и бизнеса и реализовываться путем целевых программ. Круг таких проектов, вероятно, должен быть сравнительно ограничен и периодически пересматриваться в зависимости от результатов отечественных и зарубежных разработок и реальных возможностей финансирования. Представляется, что преимущественное внимание при этом необходимо уделить разработке и продвижению межотраслевых инновационных проектов, которые могут обеспечить качественные сдвиги в технологическом развитии российской экономики, подобно атомной и ракетной программам, реализованным в СССР.

В то же время необходимым звеном инновационной стратегии России должна стать активизация ее участия в международном научно-технологическом сотрудничестве. Становится все более очевидным, что задачи сокращения, а в перспективе преодоления технологического отставания от передовых держав не могут быть решены исключительно за счет развития собственной технологической базы без широкого использования зарубежных достижений. По расчетам специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, до 60% необходимых для модернизации российской экономики технологий может потребоваться закупать за рубежом.

Судя по опыту многих стран, рациональная политика заимствования иностранных технологических новшеств способна принести значительный экономический эффект, способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции, диверсификации структуры экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Так, по имеющимся оценкам, каждый доллар, расходуемый на импорт лицензий на иностранные технологии, по эффекту эквивалентен в США примерно 6,2 долл., в Великобритании — 3,1 долл., во Франции — 5,4 долл., в Японии — 16 долл., инвестируемых в НИОКР. Использование зарубежной технологии зачастую служит катализатором НТП в стране при экономии затрат на собственные разработки, что имеет для России немаловажное значение в связи с дефицитом финансовых ресурсов. Поданным американских экспертов, например, воспроизводство инновационного продукта позволяет экономить до 1/3 времени и за¬трат, необходимых для его разработки.

Быстрое развитие мирового технологического рынка, возрастающее разнообразие представленных на нем новшеств и способов их передачи создают благоприятные возможности для приобретения и эффективного использования в нашей стране прогрессивных зарубежных технологий. Вместе с тем следует учитывать ряд специфических особенностей этого рынка, осложняющих ведение операций на нем по сравнению с традиционными товарными рынками. Во-первых, не всякое изобретение становится товаром. Достаточно сказать, что даже запатентованные новшества используются во всем мире едва ли на 3-5%, а в процессе прохождения идеи по пути превращения в товар отсев еще больше. Из каждых 100 идей разрабатывается не больше одной, из каждых 100 новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает свыше 90%. Идея приближается к тому, чтобы стать товаром на определенной стадии движения к рынку, а именно — тогда, когда осознана реальная возможность ее коммерциализации, проведена экспертиза, произошел отсев, выявлены потенциальные сферы использования. Большое значение при этом имеет новизна продукта. Принципиально новый продукт -это технология, не имеющая отечественных или зарубежных аналогов, созданная впервые, обладающая качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня или превосходящего его. Применительно к российским условиям новой может считаться технология, не имеющая отечественных аналогов.

Во-вторых, в практике торговли технологиями почти невозможно выделить объект в чистом виде. Поставки какого-либо оборудования обычно связаны с передачей пакетов сопроводительной научно-технической документации, иногда лицензий. Кроме того фирма-поставщик производит установку, наладку, пуск оборудования, обучение персонала, передавая свое ноу-хау. Иначе говоря, передача технологии имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает ее как новую, позволяющую улучшить конкурентоспособность и увеличить прибыль. В-третьих, рынок технологий регулируется множеством актов как национального, так и международно-правового характера, касающихся прежде всего защиты интеллектуальной собственности. Оградить, интересы продуцента призваны патент, право интеллектуальной и промышленной собственности, охраняемые законодательством.

Для надежной защиты своих прав создатели технологии стремятся также запатентовать ее в основных странах — потенциальных конкурентах. Зарубежное патентование имеет своей целью не только закрепить свои права на новый продукт или процесс, но и заблокировать аналогичные разработки в других странах. Кроме того, на технологическом рынке существуют ограничения, связанные с режимом нераспространения «технологий двойного применения», запретительными списками типа бывшего КОКОМ и запретами, устанавливаемыми отдельными государствами, например, США в отношении передачи новейших продуктов.

Надо учитывать и еще одно обстоятельство: собственники технологических новшеств заинтересованы, естественно, в извлечении максимальной прибыли. Поэтому те из них, кто способен собственными силами производить и продавать технологию в материализованном виде, т.е. в виде оборудования, инструментов, узлов, комплексных объектов, практикуют, как правило, следующую последовательность ее реализации:

  • на первом этапе жизненного цикла технологии предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы, процессы и которая позволяет покупателю получить выгоду за счет использования данного продукта;
  • на втором этапе технология реализуется обычно через прямые инвестиции. Это открывает для продавца новые рынки, может дать экономию на оплате труда и транспортных издержках, увеличить прибыль;
  • и только на третьем этапе практикуется продажа «чистых» лицензий, то есть уступка прав собственности на использование запатентованной и незапатентованной (ноу-хау) технологии. В последние годы этот этап часто сопровождается учреждением совместных предприятий, но используемая ими технология не всегда является передовой. Так, средний возраст технологий, передаваемых американскими ТНК своим филиалам в развитой стране, составляет около 5 лет, в развивающейся стране — 9 лет, а если речь идет о продаже лицензий независимым компаниям -то 13 лет и более.

Отмеченные особенности международного рынка технологий требуют, безусловно, осмотрительного подхода и тщательной проработки целесообразности и возможных вариантов приобретения и практического использования той или иной иностранной технологии. При наличии аналогичной или близкой по параметрам отечественной научно-технической разработки необходим, очевидно, сопоставимый анализ затрат и ожидаемого эффекта по вариантам использования как зарубежной, так и отечественной технологии. Существенное значение имеет также обоснованный выбор формы и условий приобретения зарубежной технологии. В настоящее время российские предприятия предпочитают закупать или получать в составе иностранных инвестиций зарубежную технологию в виде готовых объектов, включая основное оборудование, его установку и обслуживание. Это позволяет упростить и ускорить процесс освоения новой технологии, но, с другой стороны, значительно увеличивает валютные затраты. Кроме того импорт комплектного оборудования и уникальных технологических объектов, строительство заводов «под ключ» не всегда позволяют создавать на их базе последующие поколения новой техники, так как при таких закупках, как правило, не передаются права на воспроизводство изобретений и ноу-хау, лежащих в их основе.
С учетом этих обстоятельств многие зарубежные компании широко практикуют закупки лицензий. По имеющимся оценкам, на базе лицензионных соглашений производится ныне свыше половины изготавливаемой в мире машинно-технической продукции. Приобретение лицензий (помимо того, что требует значительно меньших валютных расходов по сравнению с импортом готовых объектов) позволяет покупателю получать ноу-хау, необходимое для воспроизводства и совершенствования закупленных объектов. Лицензионная сделка — единственная форма, по которой передается в полном объеме ноу-хау на воспроизводство техники, технологии и материалов, а также обеспечивается взаимообмен между партнерами усовершенствованиями предмета лицензионной сделки и технологии его изготовления. Она обычно включает также договоренность партнеров о распределении рынков, в том числе и внешних, на которых будет реализовываться изготовленная по лицензии продукция. А это существенно облегчает задачу экспорта такой продукции на новые рынки.

С другой стороны, лицензионное соглашение предполагает значительное увеличение и усложнение ответственности покупателя. Он должен удостовериться в патентной чистоте закупаемой лицензии и наличии сертификатов на сбыт изготовленной на ее основе продукции на предоставляемых ему рынках. Свою специфику имеет также согласование цены лицензии, которая устанавливается как определенный процент от предполагаемого объема прибыли покупателя. А самое главное — покупателю предстоит взять на себя заботу об обеспечении необходимых условий для освоения закупленной лицензии, включая подбор предприятия, которое способно организовать на должном качественном уровне выпуск лицензионной продукции; приобретение и установку соответствующего оборудования, подготовку квалифицированных кадров и др.

Одним из способов облегчить решение такого рода проблем может быть подключение продавца лицензии к непосредственному участию в ее освоении, в том числе путем предоставления ему акций предприятия в оплату лицензии или создания совместной компании. В любом случае, учитывая сложность сделок, связанных с приобретением и использованием иностранных технологий, к этим операциям целесообразно привлекать специализированные организации, обладающие знанием зарубежных рынков и действующих на них правовых норм и правил.

Кооперация и совместное предпринимательство с ведущими западными фирмами является, как показывает опыт, перспективным путем преодоления технической отсталости и повышения конкурентоспособности российских предприятий обрабатывающей промышленности. Создание сборочных производств с использованием зарубежных технологий и комплектующих узлов и деталей позволяет в сравнительно короткие сроки освоить выпуск технологически сложных изделий на современном мировом уровне, как это имело место, например, в производстве ПК. Одновременно открывается возможность постепенного наращивания производства комплектующих на отечественных предприятиях, что ведет к технологическому обновлению целых отраслей. Участие в выполнении заказов иностранных компаний позволяет российским научно-техническим организациям и товаропроизводителям включаться в международные научно-технологические и сбытовые системы, расширять поставки продукции с более высокой добавленной стоимостью на внешние рынки.

При выборе вариантов приобретения и использования зарубежных технологий целесообразно принять также во внимание тенденцию к расширению круга поставщиков научно-технических новшеств. Начало этому процессу положила Япония, которая, продуманно используя импортные технологии, смогла создать собственную базу фундаментальных и прикладных исследований и вышла на передовые позиции во многих областях НТП (автомобиле- и судостроение, электроника, робототехника, производство синтетических материалов).

С конца 70-х-начала 80-х годов ведущие ТНК стали проводить политику перемещения ряда производств, в том числе высокотехнологичных и даже НИОКР в страны с более дешевой рабочей силой. В результате зарубежные филиалы ТНК получили возможность заниматься инновационной деятельностью. Если в 50-60-е годы затраты ТНК на зарубежные исследования составляли 4% отзатрат, осуществляемых материнской ТНК в стране базирования, то в 70-е годы их доля составила около 10%, в 80-е — свыше 12%10. Характерно, что в условиях, когда США, Германия и некоторые другие экспортеры новых технологий стали расширять ограничительную практику в отношении передачи ключевых технологий, лидировать в этой области начали фирмы из Финляндии, Бельгии, Швейцарии и Великобритании, а ряд государств Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Филиппины) вышли в число основных мировых поставщиков инновационных продуктов (компьютерное, телекоммуникационное и офисное оборудование). Последовательно укрепляют свои позиции на рынках высоких технологий Китай (электронные и радиотехнические устройства, некоторые программные продукты) и Индия (программное обеспечение, фармацевтика).

Несмотря на происходящие на мировом рынке изменения, российские предприятия ориентировались до недавнего времени на сотрудничество в области технологий главным образом с корпорациями США и стран Евросоюза. От них поступает в Россию основная часть технологий, импортируемых или получаемых в составе иностранных инвестиций. Лишь в последние годы больше внимания уделяется налаживанию торгово-экономических связей, в том числе в области высоких технологий, с фирмами государств Азии, хотя возможности конструктивного сотрудничества с ними далеко не исчерпаны. По оценкам экспертов из компании «InternationalDataCorp», например, в странах АТР ожидается дальнейший быстрый рост рынков телекоммуникаций и высоких технологий. Ожидается, что Китай, в частности, в течение ближайших 5 лет выйдет на второе место в мире по продажам ИТ, а через 10 лет сравняется по этому показателю с США. Разрабатываемые в регионе новые технологии могут оказаться для большинства российских предприятий более доступными и приемлемыми по качественным и ценовым параметрам, чем закупаемые на Западе. Учитывая указанные тенденции необходимо, продолжая активно развивать научно-технологическое сотрудничество с корпорациями Запада, шире использовать резервы международного кооперационного и инвестиционного взаимодействия за счет диверсификации внешнеэкономических партнеров, которые могли бы по¬мочь нашей стране в решении инновационных задач.

Перспективным источником новых технологий, например, могут быть малые зарубежные фирмы инновационного типа, у которых недостает собственных средств для доведения своих разработок до рыночной стадии. Притягательным фактором в дан¬ном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу — в момент ее появления. Для России непосредственное сотрудничество с инновационными компаниями и технопарками может стать привлекательным путем участия в международном технологическом обмене.

Работу по освоению зарубежных технологий представляется необходимым вести при тесном сотрудничестве со странами СНГ, в первую очередь с Украиной и Белоруссией. Уже сейчас в кооперации с заводами российского ОПК работает 700 предприятий стран СНГ, поставляющих около 20 тыс. наименований комплектующих. Формирование в СНГ общего научно-технологического пространства открывает возможность сократить за¬траты по технологическому обновлению национальных экономик, повысить эффективность совместных усилий. На состоявшемся в Кишиневе (7 октября 2002 г.) заседании Совета глав государств СНГ принято решение о разработке совместных про-грамм технического перевооружения отраслей экономики стран Содружества на период до 2015 г. при опоре на собственный научно-технический потенциал и развитие специализации и кооперации. Осуществление этих решений может стать крупным шагом на пути укрепления технологического взаимодействия между Россией и другими странами СНГ.
Непременным условием успешной реализации сложных и многообразных задач, связанных с переходом России на инновационный путь развития, является, на наш взгляд, существенное повышение эффективности государственного воздействия на экономику и внешнеэкономическую деятельность. Разумеется, в рыночном хозяйстве решение любых вопросов, касающихся развития и модернизации предприятия, включая выбор нужной технологии, определение источников и условий ее получения, финансирование соответствующих затрат и т.п., всецело входит в компетенцию его собственников и менеджеров, руководствующихся интересами устойчивого получения максимальной прибыли. В то же время мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что переход страны на рельсы инновационного развития невозможен без активно¬го участия государства. Даже в странах с развитой рыночной экономикой оно выступает главным организатором и координатором инновационного процесса в общенациональных масштабах, мобилизуя в целях его развития интеллектуальные и финансовые ресурсы всего общества. Тем более в нынешних российских условиях рыночные механизмы сами по себе не в состоянии развернуть национальную экономику в сторону инновационного развития, придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, побудить бизнес избирать эффективные для страны направления роста. Именно государство способно консолидировать усилия предпринимательских структур, научных учреждений и общественных организаций как при определении приоритетных направлений развития отечественного научно-технического потенциала и путей использования зарубежных достижений, так и при формировании системы организационно-правовых мер и стимулирующих механизмов, направленных на их практическую реализацию, и прежде всего на повышение заинтересованности предприятий в разработке и освоении инновационных технологий.

Глава 3. Совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования в целях привлечения иностранных технологий в экономику России

3.1. Перспективы развития таможенно — тарифной политики в целях формирования экспортоориентированной продукции

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Таможенно-тарифное регулирование и тарифная политика являются важнейшими компонентами перехода внешнеэкономической политики России на инновационную модель развития, её диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Именно в перспективе определяющим приоритетом таможенно-тарифной политики должно стать содействие решению задач модернизации российской экономики в части внешнеэкономической деятельности.

Экономический рост государства зависит от активного участия страны в международном разделении труда. Эффективное вхождение в систему мирохозяйственных связей, стабилизация экономической ситуации предусматривают глубокие структурные и технологические преобразования, что в свою очередь диктует необходимость становления и развития экспортоориентированных производств. Расширение экспортоориентированных связей важно для достижения инновационного развития, создания рыночной инфраструктуры, повышения инвестиционного потенциала, достижения конкурентоспособности производств и качества продукции, повышения степени адаптации отечественных производств к развитым товарным отношениям в соответствии с международными критериями.

Экспортоориентированные производства государства – это ориентация производств государства на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка.

Экспортоориентированные производства – это предприятия, производственная деятельность которых направлена на выпуск конкурентоспособной, качественной продукции для реализации её на внешних рынках с учетом задач внутреннего развития, для активизации экономики страны, расширения спроса на продукцию отечественного производства, развития экономических отношений, как в национальном, так и в международном аспектах. Через систему развития экспортоориентированных производств национальные экономики стран получают возможность взаимодействия и взаимопроникновения, интегрируясь в мировую экономику.

Развитие экспортоориентированных производств есть результат расширения международных отношений, который позволит решить задачи ускорения научно-технического прогресса, удовлетворения потребностей отечественных производств в прогрессивном оборудовании, новейших технологических процессах, сырье и материалах, совершенствования мощностей в наиболее важных и приоритетных отраслях экономики, освоения новых методов управления и маркетинга.

Целью экспортоориентированной политики является достижение относительно высоких темпов экономического роста и эффективности производства путем выпуска такого ассортимента продукции, который пользуется растущим спросом или имеет потенциальный спрос на мировом рынке. Этого можно добиться, когда, с одной стороны, правильно учтены факторы и источники роста эффективности производства, а с другой – верно определены национальные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке, в какой мере они соотносятся с достигнутым уровнем промышленного развития, по каким направлениям предстоит в дальнейшем укреплять свою конкурентоспособность.

Поэтому приоритеты формирования экспортоориентированной продукции требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке.
Это обусловлено тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран — членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Разумеется, выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.

Вместе с тем в течение долгого времени не достаточно эффективно использовались таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывались взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.
Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф