Скоро защита?
Меню Услуги

Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В СФЕРЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПУТИ РЕШЕНИЙ

3.1. Реализация таможенно-тарифного регулирования в 2012-2013 году в России

В 2012 году возрастает роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России.

Так, в условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики  в 2012 г. должно стать содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. В 2012 году необходимо перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста.

Реализация этого важнейшего приоритета предполагает необходимость решения, прежде всего  таможенно-тарифными методами, следующих задач:

  • обеспечение доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий. Решение этой задачи будет осуществляться путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования, комплектующих, готовых изделий производственного назначения, способствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в Российской Федерации;
  • привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора. Решение данной задачи будет осуществляться путем повышения степени эскалации таможенного тарифа и снижения/обнуления ввозных пошлин на комплектующие, необходимые для переноса производства современных конкурентоспособных готовых изделий на территорию России, в том числе в целях формирования новых экспортных плацдармов;
  • совершенствование и придание комплексного характера системе поддержки экспорта, в первую очередь высокотехнологичных товаров. Решение этой задачи потребует применения как имеющихся таможенно-тарифных, финансовых и организационно-экономических инструментов содействия развитию экспорта товаров с высокой степенью переработки, так и нахождения новых форм и методов стимулирования экспортноориентированных производств и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. На основе конкурентных преимуществ, создаваемых инструментами поддержки, необходимо обеспечить решение задач по диверсификации отечественного экспорта, расширению его ассортимента за счет наукоемких, инновационных продуктов;
  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний. В 2012 году в рамках реализации Страновых планов действий на новый уровень должна быть поднята работа по программированию отраслевых, кластерных проектов международного сотрудничества в сферах, в которых имеется обоюдная заинтересованность России и стран-партнеров.

Приоритеты инновационного развития России требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке. В целях содействия эффективной реализации таможенно-тарифной политики приоритетными  являются следующие направления таможенного администрирования:

  1. Совершенствование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, предусматривающее:
  • сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;
  • переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях;
  • сокращение в таможенном законодательстве коррупциогенных норм, а также норм, требующих издания ведомственных нормативных актов.
  1. Установление процедур упрощенного оформления не облагаемых экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд, предусматривающее расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции.
  2. Переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей.
  3. Совершенствование таможенного  администрирования  при  применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны.

Другим, не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2012 году останется повышение конкурентоспособности российских производителей, защита их экономических интересов на внутреннем и внешних рынках.

В этих целях будет осуществляться:

  • дальнейшее совершенствование структуры ЕТТ и усиление его регулирующей роли при одновременном сохранении фискальной функции таможенно-тарифного регулирования при наличии экономической целесообразности.
  • разработка при осуществлении крупномасштабных экономических проектов долгосрочных графиков изменения пошлин, целевым образом привязанных к реализации отраслевых стратегий повышения конкурентоспособности, освоения новых продуктов и видов деятельности;
  • сочетание применения инструментов таможенно-тарифной и нетарифной политики, что создаст возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов во внешней торговле;
  • обеспечение стабильности и прозрачности регулирующей среды во внешней торговле в соответствии с мировой практикой и нормами ВТО, что должно создать элементы предсказуемости для экономических операторов и инвесторов. Уровень ставок ЕТТ, процедуры таможенного администрирования должны обеспечивать соблюдение государственных интересов во внешнеэкономической сфере и одновременно быть необременительными для участников ВЭД;
  • активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых диапазонов, тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;
  • совершенствование системы тарифных преференций таможенного союза. С 1 января 2010 г. вошли в действие Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденные Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 1009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 1009 г. № 130. Рассмотрение Комиссией таможенного союза в 2011-2012 годах предложений по корректировке указанных перечней будет учитывать перечень стран Всемирного банка, не классифицируемых как страны с высоким уровнем дохода, а также перечень наименее развитых стран ООН;
  • рационализация системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа. Это потребует проведения дальнейшей корректировки нормативной правовой базы в этой области в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в направлении унификации льгот и четкой регламентации случаев их применения. Работа по дальнейшей рационализации системы таможенных льгот будет осуществляться в 2012 году на основе анализа практики их использования участниками внешнеэкономической деятельности в предшествующие периоды в каждой из стран;
  • совершенствование правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. В 2012 г. будет продолжена работа по оптимизации Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, в том числе предстоит сформировать единую позицию государств-участников таможенного союза на переговорах по данному вопросу в рамках СНГ;
  • усиление функций мониторинга во внешнеэкономической сфере, связанное с растущими рисками внешней среды и быстро расширяющимся вовлечением России в процессы международного обмена, что, наряду с очевидными преимуществами, может нанести при развитии кризисных явлений и высокой волатильности рынков серьезный ущерб отечественной экономике. Новые, масштабные задачи, стоящие перед российской экономикой, требуют эффективного применения данного инструмента, позволяющего на основе комплексного оперативного анализа вырабатывать планы превентивных мер таможенно-тарифного регулирования, находить эффективные схемы включения российских экономических операторов в систему мирохозяйственных связей.

Не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2012 году будет являться совершенствование механизмов установления экспортных пошлин в целях сбалансирования фискального и конкурентного эффектов, чтобы меры, принимаемые в этой области, не привели к снижению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и, как следствие, потере рынков сбыта. Будут приняты меры по совершенствованию механизма установления экспортных пошлин в отношении нефтепродуктов. Комплексного изучения  потребует вопрос выравнивания ставок вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.

В целом комплексная увязка таможенно-тарифных мер стимулирования экспорта с другими важнейшими инструментами рационализации экспортной деятельности (финансовыми, организационными, информационными, торгово-политическими, политико – дипломатическими   и пр.)   должна стать в 2012 году основой экспортной политики.

В 2012-2013 годах направления и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами содействия дальнейшему поступательному развитию российской экономики и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, в случае присоединения стран-членов таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование будет подчиняться обязательствам первого этапа имплементационного периода и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно реально повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить экспорт.

Сохранятся вывозные таможенные пошлины в отношении узкого круга товаров, прежде всего топливно-энергетической группы, а также в отношении необработанного леса,  лома и отходов черных и цветных металлов, цветных металлов в случае высокого уровня мировых цен.

Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса будут формироваться как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа и обусловливаться задачами стимулирования развития нефтеперерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки нефти, обеспечения технологического развития отрасли, а также фискальными интересами.

Конкретные меры таможенно-тарифной политики будут тесно интегрированы в отраслевые программы и стратегии модернизации и повышения конкурентоспособности. Будет в полном объеме реализована концепция «зеленого коридора» для инновационной продукции, что обеспечит существенное улучшение условий внешнеэкономической деятельности для российских инновационных компаний.

3.2. Создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ

Проект Договора о создании многосторонней зоны свободной торговли СНГ (далее – Договор) был разработан в 2007-2008 годах, в настоящее время переговоры находятся на стадии обсуждения частных замечаний стран-участниц в отношении ряда статей. Предполагается выйти на подписание Договора в 2010-2011 годах. В Договоре будут регламентированы все значимые вопросы применения мер торговой политики в рамках СНГ.

Важным принципом проекта Договора является его соответствие нормам и правилам многосторонней системы регулирования торговли, что позволяет обеспечить для участников соглашения как возможность членства в ВТО, так и совместимость с обязательствами, принимаемыми в отношении третьих стран – членов ВТО и их союзов. Это достигается благодаря использованию принципов и опыта, который был накоплен и апробирован в рамках многосторонней торговой системы. С подписанием Договора будет заложена основа для полноценного и «комфортного» развития СНГ как торгового блока в рамках современной системы регулирования мировой экономики.

Создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ отвечает стратегическим интересам России, не противоречит обязательствам России в ТС и ВТО. Преимущества нового Договора, определяющие принципиальную переговорную позицию России, заключаются в следующем:

– новый Договор заменит десятки двусторонних соглашений, что существенно упростит администрирование внутрирегиональной торговли и снизит трансакционные издержки;

– вводится единое толкование торгово-политических терминов и процедур, соответствующее нормам и практике ВТО;

– в новом Договоре рассматривается весь комплекс вопросов регулирования торговли товарами (в существующих двусторонних соглашениях отдельные важные вопросы не были урегулированы, в частности применение всего комплекса защитных мер, предоставление субсидий, ограничения в целях обеспечения платежного баланса и иные ограничения);

– в новом Договоре содержатся положения о механизме разрешения споров, что позволит эффективно урегулировать возникающие торговые конфликты;

– механизмы нового Договора предусматривают возможность присоединения третьих стран, что облегчает формирование широкой евразийской зоны сотрудничества.

В практическом плане для выхода на подписание Договора требуется провести большую работу по согласованию многочисленных изъятий из режима свободной торговли, существующих в двусторонних соглашениях о свободной торговле, с целью значительного сокращения числа таких изъятий и их унификации.

3.3. Таможенно-тарифные аспекты  присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО)

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — выгода может увеличиться до 11% ВВП.

В рамках вступления в организацию РФ согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1% с нынешних 10,3%, в том числе на сельхозпродукцию — до 11,3% с нынешних 15,6%, на промышленные товары — до 6,4% с 9,4%. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.

«По нашим оценкам, в среднесрочной перспективе выгоды Российской Федерации должны составить около 3,3% ВВП в год (или около 49 миллиардов долларов США при расчете на основе ВВП 2010 года). В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние на инвестиционный климат, выгоды должны увеличиться до 11% ВВП (около 162 миллиардов долларов США)», — говорится в докладе Всемирного банка.

Эти расчетные выгоды Россия будет получать каждый год, то есть они не будут разовыми, указывают эксперты ВБ. Они поясняют, что от присоединения к ВТО все регионы РФ должны получить значительную выгоду, однако в наибольшей степени выиграют те регионы, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций. По прогнозу Всемирного банка, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Запад, включая Санкт-Петербург, и Дальний Восток.

Около 72% оценочной выгоды будет получено в результате повышения качества и снижения цен на услуги, что приведет к росту производительности и конкурентоспособности российских предприятий, пользующихся такими более качественными услугами. Снижение ставок импортных пошлин позволит приобретать промежуточные ресурсы и товары для конечного потребления по более низким ценам, это обеспечит еще 18% от общей расчетной выгоды.

«Несмотря на то, что, в России многие отрасли характеризуются несовершенной конкуренцией, имеются веские международные данные, подтверждающие, что в ответ на либерализацию торговли происходит снижение цен. Даже не вполне конкурентоспособные предприятия снижают цены на свою продукцию в условиях усиления конкуренции», — уверены эксперты Всемирного банка.

Оставшиеся 10% расчетной выгоды будут получены благодаря улучшению доступа на рынки для российских экспортеров. «Российские предприятия, в отношении которых применялись антидемпинговые меры на экспортных рынках, например сталелитейные компании, производители цветных металлов, экспортеры химической продукции, получат расширенные права для защиты своих коммерческих интересов в антидемпинговых расследованиях», — говорится в докладе.

Эксперты ВБ добавляют, что доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год. «Заработные платы квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих, по оценкам, в среднесрочной перспективе вырастут примерно на 5% и 4% соответственно, а в долгосрочной перспективе – примерно на 17% и 13%. Квалифицированные работники и городское население должны выиграть больше, чем население в среднем, благодаря увеличению притока иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг, использующий в большом количестве квалифицированные кадры», — отмечается в докладе.

Выгода для состоятельных домохозяйств должна быть ниже, чем для среднего домохозяйства, в связи с тем, что усиление конкуренции в результате притока прямых иностранных инвестиций приводит к большей выгоде для рабочей силы, чем для капитала. Наименее обеспеченные домохозяйства, по оценкам, выиграют от вступления в ВТО примерно на уровне среднего домохозяйства, что приведет к сокращению бедности, говорится в документе.

В середине ноября 2011 года рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила пакет документов, включая доклад рабочей группы и обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Тогда Россия формально завершила переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, членства в которой добивается с 1993 года, и может стать полноправным членом организации уже летом 2012 года. Активный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Стороны как в двухстороннем формате, так и в формате рабочих групп обсуждали тарифную политику, господдержку сельского хозяйства, промсборку автомобилей в РФ, доступ на российский рынок услуг иностранных поставщиков и многие другие вопросы.

В начале 2008 года российские власти полагали, что финал близок, однако из-за упорства главных партнеров по переговорам — Брюсселя и Вашингтона — сроки отодвинулись. Россия заявила, что будет вступать в ВТО вместе с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном — и приостановила двусторонние переговоры, однако позже стороны решили их возобновить.

Вместе с тем, как заявлял директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, Россия не стала рекордсменом по продолжительности ведения переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО), первенство — у Алжира, который присоединяется с 1987 года.

Российская Федерация взяла на себя, в частности, следующие обязательства по таможенно-тарифным вопросам:

  • в рамках вступления в ВТО будет снижена средняя ставка импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю продукцию, в том числе на сельхозпродукцию — до 10,8% с нынешних 13,2%, на промышленные товары — до 7,3% с 9,5%;
  • тарифы на хлопок и информационные технологии будут обнулены (нынешняя ставка на информационные технологии — 5,4%);
  • Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов;
  • количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО, должны быть исключены без возможности введения повторно;
  • с момента вступления России в ВТО алкогольная, фармацевтическая продукция и продукция с криптографической технологией будут ввозиться без лицензии на импорт;
  • будут отменены лицензии на импорт более чем десятка видов продукции, содержащей криптографическую информацию;
  • Российская Федерация будет применять все свои законы, правила и другие меры, регулирующие перевозку товаров (включая энергоресурсы), в соответствии с нормами ГАТТ и ВТО. С момента вступления все законы и регламенты, затрагивающие применение, уровни сборов и таможенных пошлин на перевозку товаров, будут опубликованы;
  • Российская Федерация отменит все программы промышленного субсидирования или изменит их таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров;
  • Российская Федерация будет разрабатывать и применять международные стандарты санитарных и фитосанитарных мер с учетом членства и посредством активного участия в Кодексе Алиментариус (Кодекс качества пищи), в работе Всемирной организации по защите здоровья животных и Международной конвенции по защите растений. Причины для подозрения, отмены или отказа в выдаче разрешения на ввоз должны соответствовать международным стандартам, рекомендациям и инструкциям, в том числе Соглашению ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах.

Российская Федерация будет расследовать и преследовать компании, которые нелегально распространяют объекты авторского и связанных прав посредством Интернета. Ко времени своего вступления Российская Федерация будет применять все правила Бернской конвенции о Защите литературных и художественных работ.

3.4. Таможенно-тарифная политика в условиях завершения формирования единого экономического пространства

Качественное изменение условий реализации таможенно-тарифной политики в 2012 году и в последующие годы будет заключаться, во-первых, в распространении процесса гармонизации норм и правил регулирования на все основные сферы экономической деятельности стран-участниц таможенного союза и, во-вторых, в создании объединенного рынка России, Белоруссии и Казахстана, функционирующего на согласованных странами принципах. Формирование единого экономического пространства будет сопровождаться изменением конкурентной среды вследствие возникновения новых, стимулируемых интеграцией товаропотоков, образования межстрановых производственно-сбытовых цепочек и интегрированных производственных комплексов, выработки новых унифицированных правил конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предоставления промышленных субсидий, государственной поддержки сельского хозяйства, осуществления государственных закупок.

В практическом плане потребуется адаптация ЕТТ к новым условиям конкуренции на объединенном рынке трех стран, включая обеспечение эффективной тарифной защиты нетрадиционных и инновационных производств, получивших благодаря интеграционному фактору мощный импульс в своем развитии.

С учетом формирования общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа России, Белоруссии и Казахстана изменятся параметры экспортного таможенного тарифа.

В условиях функционирования единого экономического пространства значительно возрастет роль эффективного таможенного администрирования по причине объективного повышения привлекательности объединенного рынка России, Белоруссии и Казахстана для недобросовестных поставщиков и импортеров контрафактной продукции.

3.5. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг.

Таможенно-тарифная политика иностранных государств в условиях кризиса (2008-2009гг.) характеризуется в основном повышением ставок ввозных таможенных пошлин и снижением ставок вывозных таможенных пошлин.

Повышение ставок ввозных таможенных пошлин осуществляется в отношении товаров, импорт которых является существенным для экономики. Это делается в первую очередь в целях повышения уровня защиты собственных производителей от дешевого импорта аналогичных товаров, усиливающегося благодаря эффекту от девальвации национальной валюты; а также в целях пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта в условиях падения мировых цен ослабевает.

Белоруссия. С 31 марта до 1 июля 2009 г. введены сезонные таможенные пошлины на картофельный крахмал. Пошлины утверждены в размере 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг.

Киргизия. Министерство экономического развития и торговли Киргизской республики в апреле 2009 года проводило разбирательство в отношении импорта пшеничной муки. По результатам разбирательства принято заключение о необходимости введения защитных мер посредством установления специальных защитных пошлин на импорт муки из пшеницы твердых и мягких сортов и спельты в размере 3 сома за килограмм. Указанные защитные меры введены с 10 ноября 2009 г. сроком на 1 год. Данные меры приняты в целях создания равных конкурентных условий на внутреннем рынке, стабилизации экономической ситуации и поддержки отечественных производителей.

США. В июне 2009 г. Комиссия США по международной торговле вынесла решение о том, что импортируемые из Китая шины для легковых машин и малых грузовиков поставляются в США в таких количествах, что это угрожает интересам местных производителей. В сентябре 2009 г. Президент США определил таможенные пошлины на данную продукцию (дополнительно к уже существующей 4-процентной) в следующих размерах: на первый год – 35%, на второй — 30%, на третий — 25%.

Узбекистан. С сентября 2009 г. Узбекистан ввел новые ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей в страну, которые окончательно закроют рынок для иномарок. До этого при ввозе новых и подержанных автомобилей взималась 30-процентная таможенная пошлина, акцизный налог, НДС и таможенный сбор. Нововведения формально снижают ставки на ввоз на 10% (с 30% до 20%), но при этом появляются новые сборы от 1,8 до 3 долл. США за куб. см. (в зависимости от объема двигателя). В результате за ввоз автомобиля с двигателем объемом 1,5 тыс. куб. см сегодня придется заплатить 3 тыс. долл. США плюс все прежние налоги и сборы, которые в среднем поднимали стоимость новых автомобилей на 90%.

Украина после специальных расследований ввела на три года специальную пошлину на импорт спичек в размере 11,3% независимо от страны происхождения или импорта, а также антидемпинговую пошлину в размере 31,25% на импорт листового стекла термически полированного (флоат-стекла) неармированного, прозрачного, бесцветного толщиной более 3,5 мм, но не больше 4,5 мм, независимо от страны.

Поддержка отечественных товаропроизводителей со стороны государства проявилась и в снижении/отмене ставок ввозных пошлин на отдельные виды товаров — как правило, сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства импортозамещающей продукции.

Азербайджан. В целях либерализации внешней торговли принято решение о переходе от многоступенчатой системы взимания таможенных пошлин на упрощенную трехступенчатую систему, что является одним из требований ВТО. Суть заключается в следующем: с 2001 г. и по настоящее время в стране действуют ставки таможенных пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%. В результате изменения классификации будут сохранены только три позиции – 0%, 5% и 15%. Часть товаров производственного назначения (стратегически важное сырье и оборудование) будет облагаться по нулевой ставке, под нее подпадут также и некоторые виды продукции, с которых в настоящее время взимается таможенная пошлина в 0,5% (на их долю приходится примерно 10-15% импорта).

Египет. В целях стимулирования национального промышленного производства в январе 2009 года президент Х.Мубарак подписал декрет о снижении или обнулении таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, промышленного сырья и полуфабрикатов (200 товарных позиций).

Индия. Отменена импортная пошлина на нафту, закупаемую для использования в качестве топлива на теплоэлектростанциях.

Малайзия. В целях стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины на цемент.

Таиланд. В соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января 2010 года обнулены импортные тарифы на более чем 54 тыс. товарных категорий во взаимной торговле таких участников соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней.

Украина. Правительство Украины в сентябре 2009 г. расширило перечень ввозимых без уплаты ввозной таможенной пошлины энергосберегающих материалов, оборудования и комплектующих рядом позиций, в том числе компрессорных установок, систем производства поликремния, электроподстанций, оборудования для проявления фотопленок.

Снижая или обнуляя ставки вывозных таможенных пошлин, государства снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в отношении основных экспортных статей.

Аргентина. В целях поддержки сельскохозяйственных предприятий принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.

Индия. Экспортная пошлина на железную руду снижена до 5%, а на железнорудную мелочь отменена.

Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.

Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.

Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.

Болгария. С 22 января 2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой хвойной и широколиственной древесины с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой древесины для топки).

Некоторые из принятых в указанном периоде мер носят явно протекционистский характер: повышение ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических барьеров; лицензирование импорта; дискриминация при осуществлении государственных закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и защитных расследований.

Пострадавшие от введения протекционистских мер государства были вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев принимаются либо в виде инициаций антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.

Рядом государств принимались активные меры в сфере поддержки национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление кризиса путем создания стимула для расширения производства и выхода на новые рынки.

Стоит отметить, что если в 2009 году антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные государства значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров и повышение инвестиционной привлекательности своих стран.

Некоторыми государствами в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.

Заключение

Итак, изучив поставленную тему, автор пришел к следующим выводам.

Россия  22 августа 2012 года вступила в ВТО, став 156 членом этой организации. Закончился многолетний переговорный процесс.  Сегодня начался переходный период, который по многим видам товаров продлится до семи лет. Одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин и ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров.

В связи с этим потребители ожидают снижения цен в магазинах. Но не все так просто со снижением пошлин и цен…

На самом деле, наше правительство не собирается снижать объем собираемых таможенных платежей.

Например, на ввозимые автомобили Россия уже ввела утилизационный сбор. При этом даже в официальных сообщениях не скрывается, что утилизационный сбор пойдет не на утилизацию, а вводится для того, чтобы компенсировать снижение пошлин на автомобили иностранного производства.

Но введение дополнительных косвенных налогов, вроде утилизационного сбора, не единственный способ сохранить таможенные поступления на прежнем уровне. Для других групп товаров тоже есть методы добиться того, чтобы таможенные платежи не понизились. Давайте рассмотрим, как еще российская Таможня будет сохранять уровень поступления в бюджет от таможенных платежей.

Первое снижение пошлин вроде бы произошло уже с сегодняшнего дня – сразу после присоединения России к ВТО, но оно, в основном, затронуло товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007-2011 годах в рамках применения антикризисных мер для создания более комфортных условий для российских производителей. Это связано с тем, что по согласованным условиям вступления в ВТО, Россия должна применять пошлины, действовавшие в 2007 году.

Как известно, ставки таможенных сборов определяются по Единому таможенном тарифу ТС. В нем каждому коду ТН ВЭД назначена величина таможенного сбора. Казалось бы, в соответствии с буквой условий о присоединении России к ВТО, мы должны увидеть перечень кодов ТН ВЭД, действовавший в 2007 году, и такие же ставки таможенных сборов. Только так можно обеспечить возврат пошлин на уровень 2007 года. Но этого не случилось.

Если говорить о других возможностях таможенников не допустить снижения таможенных платежей, то еще одним средством остается неоднозначность действующего перечня кодов ТН ВЭД. Один и тот же товар может быть отнесен сразу к нескольким кодам, имеющим разные ставки таможенного сбора. Поэтому один и тот же товар, оформляемый на разных таможенных постах или даже на одном и том же таможенном посту, но в разное время, может кодироваться разными кодами и облагаться разными ставками платежей. Следует ожидать, что теперь таможенники будут более настойчиво предлагать использовать те коды, по которым ставка платежей выше. Это понятно, таможенники выполняют план по сбору таможенных платежей. План по сбору платежей пока не корректировался в связи со вступлением в ВТО и корректироваться, очевидно, не будет.

А уж сложные товары, состоящие из различных предметов, так называемые комплекты или наборы, можно кодировать огромным количеством способов. Например, если в комплект станка входят сменные резцы и дополнительные приспособления, запчасти, смазочные материалы, измерительный инструмент, инструменты для монтажа и обслуживания, отдельно упакованные редуктора, приводы, станина и т.д. Все это может перевозиться в разных транспортных средствах или отгружаться постепенно. Такими комплектами являются не только оборудование или сложная техника, но и такие простые вещи, как парфюмерные наборы и, вообще, любые подарочные наборы, костюмы, состоящие из нескольких предметов и даже простейший швейный набор из нитки и иголки. И все это дает таможенникам широкие возможности для варьирования таможенного сбора.

Но самым главным средством, позволяющим поднять таможенные сборы, являются проходные цены. Их таможня, конечно, будет изменять в широких пределах и, понятно, не в сторону снижения. Да, товар тот же самый, что и в 2007 году, но минимальная цена, по которой вычисляется таможенный сбор уже изменилась – все товары дорожают.

Все эти сложности с вычислением таможенных сборов существуют потому, что государственный бюджет нашей страны на половину формируется из таможенных платежей. Не надо ждать, что после вступления в ВТО наше правительство и таможня допустят снижения поступлений в бюджет. Поэтому не надо ожидать, что реальные пошлины снизятся. Возможно, произойдет всего лишь перераспределение между различными перевозимыми товарными группами,  но в целом таможенные платежи не изменятся. Поэтому не надо думать, что вступление в ВТО приведет к заметному снижению цен на импортные товары на внутреннем рынке.

Список используемой литературы

Нормативно-законодательные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
  2. Таможенный кодекс таможенного союза принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и содержит изменения, внесенные Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 16 апреля 2010 г. (ТК ТС);
  3. Комментарий к Таможенному кодексу таможенного союза / под. ред. Е.Г. Моисеев. М., 2011;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации;
  7. Единый таможенный тариф таможенного союза (в ред. Решений Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС) ;
  8. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ;
  9. Договор «О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 06.10.2007;
  10. Федеральный закон N 311 «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г.;
  11. Федеральный закон «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 г. №61-ФЗ;
  12. Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании внешней торговли» от 25.01.2008;
  13. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 №18;
  14. Соглашение «О единых правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» от 25.01.2008;
  15. Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 22.12.2008;
  16. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-Ф3;
  17. Федеральный закон «Налоговый кодекс РФ» (Часть 2) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ;
  18. Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19.11.2010;
  19. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.1998 г, №63-Ф3;
  20. Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ;
  21. Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008;
  22. Федеральный закон «Дополнение к Закону «О таможенном тарифе»» от 21.07.2005 г. №112-ФЗ;
  23. Федеральный закон «Дополнения к Кодексу об административных правонарушениях» от 20.08.2004 г. №118-ФЗ;
  24. Решение Комиссии Таможенного союза «Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» от 21.05.2010 г. №257;
  25. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
  26. Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года;
  27. Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года;
  28. Постановление правительства РФ от 22 сентября 2012 г. n 954об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации, территории — участников соглашений о таможенном союзе;
  29. Постановление Правительство РФ 756 от 21.07.12

Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации;

Основная литература. Учебники.

  1. Пансков В. Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. Учебно-методическое пособие. М. «ИНФРА-М»;
  2. С.Ю.Глазьев, Т.А. Мансуров, Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие, М: Проспект,2011г;
  3. Вагин В.Д. Таможенные процедуры и таможенные операции. Курс лекций по дисциплине «Таможенное право»: М.: — РИО РТА, 2010;
  4. Малиновская В.М. Система международного таможенного права. , Международное публичное и частное право, № 1, 2011;
  5. Основы таможенного дела. Учебное пособие т.1./ под общей ред. Ю.Ф.Азарова – М.: РИО РТА, 2010 ;
  6. Таможенное право. Учебник для вузов / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДИАНА, 2012.;
  7. Черпаков С.А. Таможенные платежи: виды, ставки, способы уплаты. // Таможенное обозрение. – 2011. – №1. – С.7-18.

Электронные ресурсы.

  1. www.tks.ru;
  2. www.customs.ru;
  3. www.consultant.ru;
  4. www.vch.ru.

 


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф