Заявка на расчет
Меню Услуги

Теоретические основы изучения развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


2.3 Анализ и интерпретация полученных данных.

 

После проведения намеченного обследования, мы постарались объективно изучить и проанализировать полученные данные. Результаты мы представим в табличном варианте с комментариями.

В результате беседы с родителями мы выяснили, что в основном дети воспитываются в благополучных семьях, посещают детский сад, большинство детей находятся в благополучном речевом окружении, как занимаются родители воспитанием ребенка, что их беспокоит в его речевом развитии. Также мы выяснили, что 4 ребенка (Оля Е., Аня С., Коля Ж., Ирина Л.) обращались ранее к логопеду. Занятия проводились систематически и они достигли определенных положительных результатов, но необходима дальнейшая коррекционная работа.

Первые впечатления о речи ребенка мы получили, побеседовав с ним. Вопросы для беседы с детьми мы подбирали с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Прежде всего, вопросы были направлены на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности (о самом ребенке, о его семье, детском саде, товарищах, игрушках и т. д.). (Приложение №1)

Вопросы предусматривали не только односложные ответы, но и развернутые, например: «Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как ты едешь в детский сад? Сколько членов в вашей семье? Чем занимаются твои мама и папа? Сколько у тебя сестер и братьев? Сколько им лет? Какая сегодня погода? Как ты одет? Какую одежду носят летом…зимой? В какие игры и с кем ты любишь играть летом…зимой? Какие звери живут в лесу? Почему заяц меняет зимой мех?» И т. п.

Протоколы обследования активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Арина К. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1 Конкретные существительные.

Посуда: чашка, кастрюля.

Одежда: рубашка, носки, шапка.

Обувь: сапоги, тапки, ботинки.

Животные: лев, волк, лиса, медведь, тигр.

Мебель: стол, стул, кровать.

Овощи: помидор, огурец, лук, морковка.

Птицы: петух, курицы, гуси, страус.

Транспорт: не названо.

Фрукты: груша.

1.2. Обобщающие понятия: посуда.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, руки, ноги.

Части одежды: не названо.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: повар, продавец.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

Что делаешь в течение дня? Не названо.

Кто как передвигается? Не названо.

Кто как кричит? Утка крякает. Собака гавкает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: розовый, голубой.

Название формы: круглый, треугольный, квадратный.

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книги.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков, пять куклов.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Низкий уровень развития активного словаря.

Вика Н.5 лет.

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: чашка, ножи, кастрюля.

Одежда: шапка, носки.

Обувь: сапоги, ботинки.

Животные: слон, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, кровать.

Овощи: помидор, огурец.

Птицы: гуси, сова, утка.

Транспорт: автобус.

Фрукты: груша.

1.2. Обобщающие понятия: одежда, обувь.

1.3. Название профессий: не названо.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: красный, зеленый.

2.3 Много чего.

Листиков, столиков.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять куклов.

3.1 Маленькие предметы.

Назвала правильно.

Низкий уровень развития активного словаря.

Саша М. 5 лет

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: чашка, ножи, кастрюля.

Одежда: шапка, носки, костюм.

Обувь: сапоги, сандалии, туфли, ботинки.

Животные: слон, бегемот, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, полка, кровать.

Овощи: огурец, морковка.

Птицы: петух, курицы, гуси, утка.

Транспорт: грузовик.

Фрукты: вишня.

1.2. Обобщающие понятия: не названо.

1.3. Название профессий: врач, строитель, продавец.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: белый, синий, зеленый.

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книги.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков, пять куклов.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Низкий уровень развития активного словаря.

Коля Ж. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: кружка, сахарница, ножи, тарелка.

Одежда: шапка, носки, платок.

Обувь: сапоги, сандалии, тапки.

Животные: лев, волк, слон, лось, крокодил, лиса, медведь.

Мебель: стул, кровать.

Овощи: помидор, огурец, морковка, свекла.

Птицы: павлин, петух, курицы, гуси, сова, утка, аист.

Транспорт: грузовик, автобус, велосипед.

Фрукты: сливы, апельсин, груша.

1.2. Обобщающие понятия: животные, овощи, птицы.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: нос, рот, глаза, руки.

Части одежды: рукав.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: строитель.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Сплю, ем, гуляю.

Кто как передвигается? Не названо.

Кто как кричит? Не названо.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: коричневый, голубой, розовый.

Название формы: круглый, квадратный.

2.3 Много чего? Все предметы назвал правильно.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Средний уровень развития активного словаря.

Дима И. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: кружка, ножи, тарелка, кастрюля.

Одежда: не названо.

Обувь: сапоги, тапки, ботинки.

Животные: слон, лось, крокодил, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, полка, кровать.

Овощи: огурец.

Птицы: петух, индюк, сова, утка, голубь.

Транспорт: велосипед.

Фрукты: сливы, вишни, груша.

1.2. Обобщающие понятия: одежда, животные.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, руки, шея, ноги.

Части одежды: не названо.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: почтальон, строитель, врач.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Кушаю, играю.

Кто как передвигается? Не названо.

Кто как кричит? Не названо.

1.6.Прилогательные.

Название цветов: не названо.

Название формы: круглый.

Низкий уровень развития активного словаря.

Ирина Л. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: кружка, тарелка.

Одежда: шапка, носки, чулки, платок.

Обувь: сапоги, ботинки.

Животные: тигр, волк, носорог, медведь.

Мебель: стул, кровать, шкаф.

Овощи: помидор, огурец, лук, редиска.

Птицы: снегирь, петух, гуси, орел, утка, голубь.

Транспорт: автобус.

Фрукты: не названо.

1.2. Обобщающие понятия: овощи, животные, мебель, посуда.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: глаза, нос, рот, руки, шея, голова.

Части одежды: рукав, пуговица.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: швея, повар, шофер.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Играю, сплю.

Кто как передвигается? Птицы летают.

Кто как кричит? Не названо.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: оранжевый.

Название формы: круглый, прямоугольный.

Средний уровень развития активного словаря.

Аня С. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: чашка.

Одежда: шапка, чулки.

Обувь: не названо.

Животные: лев, лиса, жираф, медведь.

Мебель: не названо.

Овощи: помидор, огурец, лук.

Птицы: петух, журавль, курицы, гуси, орел, утка.

Транспорт: не названо.

Фрукты: не названо.

1.2.Обобщающие понятия: животные, фрукты, посуда.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: не названо.

Части одежды: не названо.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: шахтер, продавец.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Играю, гуляю, сплю.

Кто как передвигается? Человек ходит, лягушка прыгает.

Кто как кричит? Ворона каркает, лягушка квакает, собака гавкает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: розовый, голубой, фиолетовый, коричневый.

Название формы: круглый, овальный.

Низкий уровень развития активного словаря.

Соня Ж. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: не названо.

Одежда: носки, рубашка, костюм.

Обувь: сапоги, туфли, ботинки.

Животные: волк, лось, кенгуру, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, полка, кровать.

Овощи: не названо.

Птицы: петух, курицы, индюк, голубь.

Транспорт: не названо.

Фрукты: апельсин, груша, крыжовник.

1.2.Обобщающие понятия: одежда, животные, мебель, фрукты.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, шея, руки, ноги, глаза.

Части одежды: воротник, пуговица.

Части автомобиля: колесо.

1.4. Название профессий: учитель, машинист, продавец.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Не названо.

Кто как передвигается? Не названо.

Кто как кричит? Кошка мяукает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

Назание формы: круглый, треугольный, квадратный.

Низкий уровень развитии активного словаря.

Артем Ф. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: не названо.

Одежда: шапка.

Обувь: сапоги, тапки, туфли.

Животные: лев, волк, рысь, носорог, олень, жираф, медведь.

Мебель: кровать.

Овощи: помидор, огурец, морковка.

Птицы: не названо.

Транспорт: грузовик, автобус, самолет, велосипед.

Фрукты: вишня, груша.

1.2. Обобщающие понятия: не названо.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, глаза, рот, шея, живот, руки, ноги.

Части одежды: пуговица.

Части автомобиля: дверца, колеса, руль.

1.4. Название профессий: врач, столяр, шофер.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Кушаю, гуляю, играю, сплю.

Кто как передвигается? Змея ползает. Обезьяна прыгает.

Кто как кричит? Не названо.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: розовый, коричневый.

Название формы: не названо.

Низкий уровень развития активного словаря.

Оля Е. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: чашка, кастрюля.

Одежда: не названо.

Обувь: туфли, тапки, ботинки.

Животные: лев, тигр, лиса, жираф, медведь.

Мебель: стол, кровать, шкаф.

Овощи: не названо.

Птицы: павлин, петух, курицы, индюк, голубь, аист.

Транспорт: не названо.

Фрукты: апельсин, груша.

1.2. Обобщающие понятия: посуда, животные, мебель, птицы.

1.3. Название профессий: не названо.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: синий, черный, зеленый, белый, красный.

2.3 Много чего?

Листиков, шариков, деревья.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков, пять куклов.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Низкий уровень развития активного словаря.

По схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломахи дети, принимавшие участие в эксперименте, показали следующие результаты (115-58 баллов — высокий уровень, 57-38 баллов — средний уровень, 37 баллов и меньше — низкий уровень). (См. таблицу №3)

Таблица № 3 Уровни развития словаря детей (по методике Н. В. Серебряковой, Л. С Соломахи )

высокий средний низкий
___________ Коля Ж.

Ирина Л.

Оля Е.

Аня С.

Саша М.

Дима И.

Вика Н.

Соня Ж.

Артем Ф.

Арина К.

 

Анализ таблицы позволяет отметить, что в обследуемой группе детей с высоким уровнем развития словаря не было. 20% (2 ребенка) показали средний уровень развития. Следует отметить, что в процессе проведения данной методики мы столкнулись с некоторыми особенностями словаря детей с общим недоразвитием речи: дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные, невербальными средствами — жестами. Например: Оля Е. при назывании формы предмета (круг) сначала показала его с помощью жестов в воздухе. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, однообразие синтаксических конструкций, бедность и неточность высказываний. Иногда при активном побуждении педагога наблюдалось полное отсутствие смыслового высказывания. Дети были заинтересованы в заданиях, в некоторых случаях аргументировали свои суждения, исправляли ошибки с помощью педагога. У некоторых детей (Коля Ж. Ирина Л.) наблюдались незначительные ошибки. Например: Коля Ж. не смог назвать части автомобиля, не ответил на вопросы «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?». Ирина Л. не смогла назвать фрукты, обобщающие понятия, части автомобиля.

Дети, показавшие низкий уровень развития словаря (80%), смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. Излагаемая информация была хаотична, языковые средства использовались неправильно. Дети были не в состоянии описать предмет самостоятельно. Например: Оля. не смогла назвать не одной картинки из серии «Транспорт», затруднялась в назывании обобщающих слов, частей одежды, автомобиля. Не смогла ответить на вопросы: «Что делаешь в течение дня? Кто как передвигается?». Вика Н. не знает ни одной профессии. Знает очень мало обобщающих понятий. Саша М. затруднялся в назывании картинок из серии «Фрукты», не назвал ни одного обобщающего понятия. Дима И. не назвал ни одной картинки из серии «Одежда», затруднялся в назывании картинок из серии «Овощи», «Транспорт». Знает мало обобщающих понятий. Не назвал существительные обозначающие части одежды, автомобиля. Не смог ответить на вопросы: «Кто как передвигается? Кто как кричит?» не назвал не одного прилагательного обозначающего цвет. Вика Н. не смогла назвать ни одной картинки из серии «Обувь», «Мебель», «Транспорт», «Фрукты». Не назвала существительные обозначающие части тела, одежды, автомобиля. Затруднялась в назывании профессий. Соня А. не смогла назвать картинки из серии «Посуда», «Овощи», «Транспорт». Затруднялась в назывании существительных обозначающих части автомобиля. Не смогла ответить на вопросы «Что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается?». Артем Ф. не назвал картинки из серии «Посуда», «Птицы», затруднялся в назывании картинок из серии «Одежда», «Мебель». Не знает ни одного обобщающего понятия. Затруднялся в назывании существительных обозначающих части одежды. Не смог ответить на вопрос «Кто как кричит?». Не назвал прилагательные обозначающие форму предмета. Арина К. не смогла назвать картинки из серии «Одежда», «Овощи», «Транспорт». Не знает ни одного названия профессии.

Таким образом, полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи есть отставание от нормы по развитию словарного запаса и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению. В результате проведения диагностической методики мы заключаем, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря.

 

Глава 3 Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.1 Дидактическая игра как средство развития активного словаря.

 

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово — основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

 

Задачи словарной работы:

Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;

Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово — основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению,

а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Методы словарной работы

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Два последних метода мы и использовали в нашей работе по развитию активного словаря прилагательных.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов развитию словаря. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами, но и с педагогами, и с родителями. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.

В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Игры помогают специалистам детских образовательных учреждений коррекционного типа, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится обогащением словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится

ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Е.С. Слепович отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Работая над словом, Е.С. Слепович отмечал, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности. Это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык».

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова — ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

Широко используется упражнение «Подбери определение»: дети подбирают к слову определение, например, яблоко какое? — спелое, сочное, румяное. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. При этом коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр. Вышеизложенные методы используются и в коррекционной педагогике, но имеют свои особенности.

На основе общеметодических рекомендаций учеными дефектологами и логопедами разработаны методики коррекционной работы для детей с ОНР с учетом особенностей проявления и механизмов дефекта.

В.И Селиверстов считает, что работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории — части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие — лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений.

Логопеду приходится формировать структуру слов и систему их значений у детей с нарушенной речью. Работу нужно начинать с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесенность слова, на ее основе формировать обобщающую функцию слова, формировать понятийно-обобщающую функцию слова.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом. Эту работу нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать предметы между собой. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они

Выделяя и называя свойства, признаки предмета, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов.

Т.А. Ткаченко предлагает проводить работу по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, где имеется наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР.

Работая с детьми в течение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?».

В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло. В живом уголке можно попросить детей ответить, какая белка, аквариум, во время прогулки — какое небо, снег, листья.

Не следует стремиться для словесных упражнений собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей.

Л.П. Ефименкова, а также и Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова предлагают работу над словом начинать с уточнения, расширения и активизации словарного запаса детей

Л.П. Ефименкова отмечает, что нужно знакомить детей со словоизменением и словообразованием, учить делить слова на слоги.

Необходимо обогащать словарь антонимами. С этой целью логопед может использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа,

могли рассказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый. Расширение пассивного и активного словаря детей предусмотрено программой дошкольного воспитания, следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова описали приемы словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях.

Авторы предлагают различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Особое внимание логопед должен уделять работе над однокоренными и сложными словами.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина являются авторами программы по подготовке к школе детей с ОНР. В каждом периоде обучения они выделяют лексические темы, связанные с ближайшим окружением, имеющие большую практическую значимость. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыков словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительными и увеличительными оттенками, прилагательных с различным значением соотнесенности.

Р.И. Лалаева в формировании лексики выделяет следующие направления:

расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;

уточнение значений слов;

организация семантических полей, лексической системы.

активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. При этом их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.

Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития словаря детей оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.

В ходе изучения имеющейся литературы по теме исследования выяснилось, что словарь у изучаемой нами категории детей характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии.

Все это приводит нас к мысли о необходимости изучения и развития словарного запаса детей с ОНР.

Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф