Заявка на расчет
Меню Услуги

Теоретические основы изучения развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


3.2 Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

На формирующем этапе исследовательской работа проводилась на базе МАДОУ «ЦРР- детский сад № 49» город Пермь в период с сентября 2016 года по март 2017 года. Испытуемые — дети -5-летнего возраста по данным ПМПК, состояние их речевой функции было приблизительно однородным и относилось к III уровню недоразвития речи по Р.Е. Левиной [13] (см. Приложение № 1).

Цель работы на данном этапе — развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Провести коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие активного словаря.

Реализация задач осуществлялась на основе подобранных нами дидактических игр («Кому угощение?», «Назови части предмета», «Животные и их детеныши», «Скажи ласково», «Один — много», «Кто как разговаривает?», «Что происходит в природе?», «Составь предложение», «Кто как передвигается?», «Кто чем занимается?», «Из чего сделано?», «Лови да бросай — цвета называй», «Угадай игрушку», «Добавь слова», «Где кто стоит», «Скажи наоборот», «Хлопните в ладоши» и др.), направленных на развитие активного словаря, включенных нами в логопедические занятия. Содержание игр отображено в приложении № 5.

При организации дидактических игр мы пытались максимально соблюдать условия, при которых использование дидактических игр как средства развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективно:

  • учитывать возраст и структуру речевого нарушения;
  • совершенствовать объем активного и пассивного словаря;
  • учить детей правильно употреблять прилагательные в речи;
  • пополнять глагольный словарь детей;
  • помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
  • уточнять употребление слов в речи детей.

С учетом данных условий были подобранны игры соответствующие возрасту детей. У детей воспитывались организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью детям давалась возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятии.

На протяжении занятий поддерживалась стимуляция общения. Этому способствовала четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных детям, красочные и разнообразные пособия.

С учетом выше описанных условий на занятиях проводилась большая работа по развитию и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета, действий предмета и его признаков. На основе уточнения пассивного речевого запаса организовывалась устная речевая практика. В процессе усвоения словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий на основе предметно-графических схем дети знакомились с различными способами словообразования. (Например, суффиксальный — для имен существительных.) У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей («гриб + ник»), формировались представления о системе словообразовательных связей («сад — садик — садовник»). Одновременно дети учились понимать обобщенные значения слов.

На данном этапе эксперимента мы попытались максимально тщательно соблюдать данные условия при включении дидактических игр в коррекционно-образовательный процесс.

Среди целей проводимых игр мы определили следующие:

-формировать и совершенствовать у детей активный и пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

-совершенствовать навык подбора определений к предметам, упражнять детей в определении частей и деталей предметов, в подборе синонимов, в назывании детёнышей животных.

Мы, исходя из состава, возраста и состояния речи детей, вводили свои задачи, расширяющие цель каждой конкретной дидактической игры. А в процессе дидактической игры, направленной на совершенствование речи детей, принимали непосредственное участие (степень нашего участия определялась речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносили необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряли всех детей, отмечали наиболее успешных и обещали в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Количественное развитие словаря, необходимого для полноценного общения, происходило за счет усвоения новых слов, которые встречались детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Эту работу можно показать на примере игры «Назови части предмета». Целью данной игры является обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части. В данной игре было использовано два варианта проведения. Были подготовлены картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д. Перед игрой проводилось занятие, на котором детей знакомили с частями предметов, закрепляли их названия. В первом варианте игры детям было дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. В этом варианте перед детьми на доске вывешивались картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и др. Затем детям предлагалось назвать каждую картинку. Если у детей возникали трудности, им оказывалась помощь. После того как все картинки были названы, у каждого предмета выделялись составные части. Каждому ребенку задавался вопрос: «Из каких частей состоит дом, грузовик?» Аналогично задавались вопросы к другим картинкам. Если кто-либо из детей затруднялся в выделении части предмета, другому ребенку предлагалось помочь товарищу. Во втором варианте игры, каждый ребенок получал карточку с рисунком. Детям предлагалось рассмотреть свой рисунок, назвать его и самостоятельно рассказать из каких частей изображенный предмет состоит. Дети должны были внимательно слушать ответ товарища, если допускались ошибки, исправлять их. В конце подводился итог. У детей спрашивали, какие картинки они называли, из каких частей состоят те или иные картинки.

С учетом того, что дети с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работа над объяснением их значения и употребления тщательно продумывалась. Здесь использовались наглядные средства обучения (картины, муляжи, сами предметы), составление словосочетаний, включение новых слов в предложения, их группировку на основе сходства. Примером данной работы может служить игра «Где кто стоит». Цель игры формировать словарь наречий, тренировать в составлении предложений, учить отвечать на вопросы полным ответом. В игре использовалась доска, картонные картинки: дед, дом, забор, 2 дерева, кусты, подсолнух, девочка, курица.

В начале игры детям было прочитано несколько предложений. «Построил дед дом, забор. Посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой». Затем на доске разместили картинки с изображением дома, куста, двух деревьев, подсолнуха, забора, курицы, девочки, дедушки. Затем были вызваны несколько детей для размещения предметов, стоящих на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вдали, вокруг — относительно друг друга. Дети отвечали на следующие вопросы: «Где стоит девочка? Где стоит дедушка? Где стоит курочка?» Аналогичные вопросы задавались про остальные предметы на доске.

После этого детям было предложено задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет. Детям необходимо было отвечать на вопросы полным ответом, если возникали затруднения и ошибки, своевременно предлагалась помощь.

Все эти задачи являлись выполнимыми в процессе дидактической игры, когда, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать (или совершает на глазах ребенка) предмет, мы одновременно стимулировали, активизировали употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: существительных, прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, переносили на другой материал. При таком переносе мы старались сформировать словосочетания и короткие предложения, у ребёнка в сознании сложить отвлечённый от конкретной ситуации словесный образ. При этом мы тщательно контролировали и процесс звукопроизношения у детей, при необходимости корригировали его.

Проводилась работа по называнию частей целого предмета (стула, дома и т. д.), нахождению целого по наименованию частей. Эта работа предшествовала более сложной для ребенка работе по группировке слов, называющих признак (например, цвет), действие, группу предметов (например,птиц), а также по классификации предметов (как назвать одним словом куклу, машинку, кубики). При работе с данной категорией детей необходимо было учитывать их возрастные особенности. С этой целью мы считаем очень важным и интересным для них было использование дидактических игр, позволяющих закрепить результат развития их активного словаря, а в большинстве случаев и в несколько раз его приумножить.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию активного словарного запаса можно показать на примере игры «Угадай игрушку».

Целью игры является развитие предметного словаря, словаря прилагательных, формирования умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Для игры было подобранно несколько игрушек: заяц, лиса, утенок. В начале игры все игрушки были выставлены перед детьми и названы: «Это заяц, лиса, лягушка». О каждой игрушке рассказывалось отдельно, назывались внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описывались другие игрушки: «Это игрушка мягкая. Она рыжая. Хвост длинный, пушистый. Хитрая, быстро бегает; Эта игрушка маленькая. Она зеленая, любит мошек» Затем выбиралась одна из игрушек и каждому ребенку задавались вопросы: «Какая эта игрушка? Какого она цвета? Какой у нее хвостик? Как она двигается? Что она любит? Какой у нее характер?». Если один ребенок затруднялся ответить на вопрос, другому предлагалось помочь. Также если у детей возникали ошибки или они затруднялись ответить на вопрос, задавались наводящие вопросы. После того как каждый ребенок ответил на вопрос предлагалось самостоятельно описать каждую игрушку.

Таким образом, проводилась работа по развитию активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия.

 

3.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

Контрольный срез проводился с той же группой детей на базе МАДОУ « ЦРР- детский сад № 49» г. Пермь в период с марта по апрель 2017 года. В проведенном нами исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Цель контрольного среза — определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На данном этапе были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.

Реализация задач осуществлялась на основе проведения методик изучения активного словаря, которая использовалась на констатирующем этапе исследования.

Нам необходимо было выяснить, в какой степени предложенные дидактические игры, включенные в коррекционно — образовательный процесс, повлияли на уровень развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого была проведена диагностика уровня развития активного словаря у детей данной группы (контрольный срез).

Протоколы обследования активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Арина К. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1 Конкретные существительные.

Посуда: чашка, кастрюля, тарелка.

Одежда: рубашка, носки, шапка, платье.

Обувь: сапоги, тапки, ботинки, красовки.

Животные: лев, волк, лиса, медведь, тигр, заяц.

Мебель: стол, стул, кровать.

Овощи: помидор, огурец, лук, морковка,капуста.

Птицы: петух, курицы, гуси, страус.

Транспорт: машина.

Фрукты: яблоко, груша.

1.2. Обобщающие понятия: посуда.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, руки, ноги.

Части одежды: пояс, юбка.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: врач, повар, продавец.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

Что делаешь в течение дня? Не названо.

Кто как передвигается? Лягушка прыгает.

Кто как кричит? Утка крякает. Собака гавкает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: все цвета .

Название формы: круглый, треугольный, квадратный.

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книг.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Средний уровень развития активного словаря.

Вика Н. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: тарелка, чашка, ножи, кастрюля.

Одежда: шапка, носки,платье.

Обувь: сапоги, ботинки.

Животные:заяц, слон, лиса, медведь.

Мебель: диван, стол, стул, кровать.

Овощи: морковь, помидор, огурец.

Птицы: гуси, сова, утка.

Транспорт: автобус, самолет.

Фрукты: Банан, яблоко,груша, слива.

1.2. Обобщающие понятия: одежда, обувь.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, руки, ноги.

Части одежды: пуговицы.

Части автомобиля: колеса.

1.4. Название профессий: врач, повар, воспитатель.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

Что делаешь в течение дня? Не названо.

Кто как передвигается? Воробей прыгает.

Кто как кричит? Кошка мяукает. Собака гавкает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: все цвета назвала .

Название формы: круглый, треугольный, квадратный

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книг.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Средний уровень развития активного словаря.

Саша М. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: чашка, ножи, кастрюля.

Одежда: шапка, носки, костюм.

Обувь: сапоги, сандалии, туфли, ботинки.

Животные: слон, бегемот, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, полка, кровать.

Овощи: огурец, морковка.

Птицы: петух, курицы, гуси, утка.

Транспорт: грузовик, велосипед.

Фрукты: вишня.

1.2. Обобщающие понятия: птицы.

1.3. Название профессий: врач, строитель, продавец.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: белый, синий, зеленый.

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книгов.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков, пять дома.

3.1 Маленький предмет .

Назвал все правильно.

Низкий уровень развития активного словаря.

Коля Ж. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: кружка, сахарница, ножи, тарелка,кастрюля.

Одежда: назвал все правильно .

Обувь: сапоги, сандалии, тапки.

Животные: лев, волк, слон, лось, крокодил, лиса, медведь.

Мебель: стул, кровать, стол.

Овощи: помидор, огурец, морковка, свекла.

Птицы: павлин, петух, курицы, гуси, сова, утка, аист.

Транспорт: грузовик, автобус, велосипед.

Фрукты: сливы, апельсин, груша, яблоко.

1.2. Обобщающие понятия: животные, овощи, птицы.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: нос, рот, глаза, руки.

Части одежды: рукав.

Части автомобиля: колеса.

1.4. Название профессий: строитель, воспитатель.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Сплю, ем, гуляю.

Кто как передвигается? Человек ходит.

Кто как кричит? Корова мычит.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: коричневый, голубой, розовый.

Название формы: круглый, квадратный.

2.3 Много чего?

столы, мячиков.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков.

3.1 Маленький предмет .

Назвал все правильно.

Высокий уровень развития активного словаря.

Дима И. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: тарелка, кастрюля кружка, ножи.

Одежда: шапка.

Обувь: сапоги, тапки, ботинки.

Животные: слон, лось, крокодил, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, полка, кровать.

Овощи: огурец.

Птицы: петух, индюк, сова, утка, голубь.

Транспорт: велосипед.

Фрукты: сливы, вишни, груша.

1.2. Обобщающие понятия: одежда, животные.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, руки, шея, ноги.

Части одежды: не названо.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: почтальон, строитель, врач.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Кушаю, играю.

Кто как передвигается? Птица летает.

Кто как кричит? Не названо.

1.6.Прилогательные.

Название цветов: не названо.

Название формы: круглый.

2.3 Много чего?

столы, мячиков, дерева.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков.

3.1 Маленький предмет .

Назвал все правильно.

Низкий уровень развития активного словаря.

Ирина Л. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: тарелка, кастрюля, кружка, сахарница, нож.

Одежда: шапка, платье, носки, рубашка, платок, юбка.

Обувь: сапоги, ботинки, тапки.

Животные: тигр, волк, носорог, заяц, медведь, лиса.

Мебель: стул, кровать, шкаф, стол.

Овощи: помидор, огурец, лук, редиска, свекла, капуста.

Птицы: снегирь, петух, гуси, орел, утка, голубь.

Транспорт: автобус, машина, самолет, автобус.

Фрукты: не названо.

1.2. Обобщающие понятия: овощи, животные, мебель, посуда.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: глаза, нос, рот, руки, шея, голова.

Части одежды: рукав, пуговица.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий: швея, повар, шофер, врач, воспитатель.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Играю, сплю.

Кто как передвигается? Птицы летают.

Кто как кричит? Не названо.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: оранжевый, красный.

Название формы: круглый, прямоугольный, треугольный.

2.3 Много чего?

столы, мячиков.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять домиков.

3.1 Маленький предмет .

Назвал все правильно.

Высокий уровень развития активного словаря.

Аня С. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: чашка, ложка.

Одежда: шапка, чулки, рубашка.

Обувь: ботинки.

Животные: лев, лиса, жираф, медведь.

Мебель: шкаф.

Овощи: помидор, огурец, лук.

Птицы: петух, журавль, курицы, гуси, орел, утка.

Транспорт: велосипед.

Фрукты: яблоко.

1.2.Обобщающие понятия: животные, фрукты, посуда.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: не названо.

Части одежды: воротник.

Части автомобиля: кузов, колеса.

1.4. Название профессий: шахтер, продавец.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Играю, гуляю, сплю.

Кто как передвигается? Человек ходит, лягушка прыгает.

Кто как кричит? Ворона каркает, лягушка квакает, собака гавкает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: розовый, голубой, фиолетовый, коричневый.

Название формы: круглый, овальный.

2.3 Много чего?

столы, мячиков.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять домиков.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Средний уровень развития активного словаря.

Соня Ж. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: тарелка.

Одежда: носки, рубашка.

Обувь: сапоги, туфли, ботинки.

Животные: волк, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, кровать.

Овощи: помидор.

Птицы: петух, курицы.

Транспорт: не названо.

Фрукты: апельсин, груша,яблоко.

1.2.Обобщающие понятия: одежда, животные, мебель, фрукты.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, шея, руки, ноги, глаза.

Части одежды: воротник, пуговица.

Части автомобиля: колесо.

1.4. Название профессий: учитель, продавец.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Не названо.

Кто как передвигается? Не названо.

Кто как кричит? Кошка мяукает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

Назание формы: круглый, треугольный, квадратный.

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книг.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Низкий уровень развитии активного словаря.

Артем Ф. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: тарелка, кастрюля, кружка..

Одежда: шапка, шарф, штаны.

Обувь: сапоги, , тапки, туфли.

Животные: лев, волк, жираф, медведь.

Мебель: кровать, шкаф.

Овощи: помидор, огурец, морковка.

Птицы: сова.

Транспорт: грузовик, автобус, самолет, велосипед.

Фрукты: вишня, груша.

1.2. Обобщающие понятия: не названо.

1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

Части тела: голова, глаза, рот, шея, живот, руки, ноги.

Части одежды: пуговица.

Части автомобиля: дверца, колеса, руль.

1.4. Название профессий: врач, повар , шофер.

1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Что ты делаешь в течение дня? Кушаю, гуляю, играю, сплю.

Кто как передвигается? Змея ползает. Обезьяна прыгает.

Кто как кричит? Не названо.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: розовый, коричневый.

Название формы: не названо.

2.3 Много чего?

Деревья, столы, мячиков, книг.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять шариков.

3.1 Маленький предмет .

Назвал все правильно.

Средний уровень развития активного словаря.

Оля Е. 5 лет .

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: чашка, кастрюля, тарелка, нож.

Одежда: платье, штаны, шапка, шарф.

Обувь: туфли, тапки, ботинки, сапоги.

Животные: лев, тигр, лиса, жираф, медведь.

Мебель: стол, кровать, шкаф, стул.

Овощи: картошка, помидор, морковь.

Птицы: павлин, петух, курицы, индюк.

Транспорт: автобус, машина.

Фрукты: апельсин, груша, яблоко.

1.2. Обобщающие понятия: посуда, животные, мебель, птицы.

1.3. Название профессий: продавец, повар, воспитатель, врач.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: синий, черный, зеленый, белый, красный.

2.3 Много чего?

Деревья, столы.

2.6 Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными

Пять столов, пять деревья.

3.1 Маленький предмет .

Назвала все правильно.

Высокий уровень развития активного словаря.

Проводя обследование по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, [6] мы выявили следующие результаты. При выполнении заданий направленных на выявление сформированности словаря существительных трое детей с общим недоразвитием речи (30 % — Ирина и Коля, Арина ) не испытывали затруднения. Четверо детей с общим недоразвитием речи (40%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Артем Ф. из предложенных картинок не назвал сахарницу, Вика Н. не смогла назвать обобщающее слово «Транспорт», Аня и Саша М. затруднялись в выделении частей автомобиля. Трое детей (30 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Дима, Соня, Оля.,).

При выполнении заданий детьми на выявление сформированности словаря прилагательных мы выявили, что трое детей с общим недоразвитием речи (30 % — Ирина и Коля, Арина.) не испытывали затруднения. Пятеро детей с общим недоразвитием речи (50%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Артем Ф. затруднялся в назывании формы предметов, Вика, Аня, Саша М. и Соня А. назвали не все названия цветов из предложенных. Двое детей (20 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Дима и Оля .).

При выполнении заданий детьми на выявление сформированности глагольного словаря мы узнали, что трое детей с общим недоразвитием речи (30 % — Ирина и Коля, Арина.) не испытывали затруднения. Шестеро детей с общим недоразвитием речи (60%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Артем Ф. затруднялся при ответе на вопрос «Кто как кричит?» и не назвал как кричит ворона, Вика, Аня, Саша М. и Соня А. затруднялись при ответе на вопрос «Кто как передвигается?», Дима И. назвал только одно действие на вопрос «Кто как передвигается?». Один ребенок (10 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Оля Е..).

Таблица № 6 Уровни развития словаря детей обследуемой группы (по методике Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха)

высокий средний низкий
Коля Ж.

Ирина Л.

Арина К..

Оля Е.

Аня С .

Саша М.

Вика Н.

Артем Ф.

Дима Б.

Соня А.

 

Таким образом, видно, что по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, также трое детей (30% — — Ирина и Коля, Арина.) при выполнении заданий показали высокий уровень развития активного словаря; пятеро детей (50% — Оля, Аня, Саша М., Вика Н., Артем) имеют средний уровень, а двое детей (20% — Дима и Соня.) показали низкий уровень развития активного словаря.

Анализируя ответы детей по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, мы выяснили, что Артем Ф. не знает такого предмета, как сахарница, затруднялся в назывании формы предметов, затруднялся при ответе на вопрос «Кто как кричит?» и не сказал как кричит ворона, Вика Н. не смогла назвать обобщающее слово «Транспорт», Аня С. затруднялась в выделении частей автомобиля. Саша М. затруднялся в назывании фруктов. Трое детей с нарушениями речи допустили несколько ошибок: Дима из предложенных картинок одежды назвал только шапку, не назвал не одной части одежды, путает названия цветов, назвал только одно действие на вопрос «Кто как передвигается?».Соня А. из предложенных картинок овощей назвала только помидор, затруднялась в назывании транспорта и перепутала троллейбус и трамвай, Оля Е. не смогла назвать части автомобиля, из частей одежды смогла назвать только пояс и юбку. Ирина, Коля, Арина , не испытывали затруднения.

Таким образом, проведя контрольный срез для данной группы детей, мы получили результаты, приведённые в таблице.

Таблица №9 Данные по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха.

Составляющая активного словаря Процент детей, успешно справившихся с заданиями Процент детей, допустивших 1 ошибку Процент детей, допустивших 2 и более ошибки при выполнении заданий
1. Словарь существительных 30%

(Ирина Л. Коля Ж., Арина К.)

40%

(Артем Ф., Вика Н., Саша М., Аня С.)

30%

(Оля Е., Дима И., Соня А.)

2. Словарь прилагательных 30%

(Ирина Л. Коля Ж., Арина К.)

50%

(Артем Ф., Саша М., Аня С., Вика Н., Соня А.)

20%

(Дима И., Оля Е.)

3. Словарь глаголов 30%

(Ирина Л. Коля Ж., Арина К.)

60%

(Аня С., Вика Н., Артем Ф., Саша М., Соня А., Дима И.)

10%

(Оля Е.)

 

В результате эксперимента нами было зафиксировано, что пять детей (50%) (Артем Ф., Вика Н.. Аня С., Саша М., Оля Е..) с общим недоразвитием речи имеют средний уровень сформированности активного словаря, т. е. имеются трудности в подборе слов, семантически соответствующих данному; в определении временных отношений, признаками действий владеют недостаточно; не могут подбирать более 1-2 слов, отвечая на вопросы, а остальные трое детей (30%) (Ирина Л., Коля Ж., Арина К.) имеют высокий уровень сформированности активного словаря, т. е. дети употребляют в общении все части речи, называют составные части деталей предметов: чайника, машины, стула, называют оттенки, свойства, цвета и качества материалов; разнообразные чувства и качества человека, подбирают слова, семантически соответствующие предложенному, используют в речи глаголы, правильно называют действия человека и животных, безошибочно устанавливают временные отношения. Также было выявлено, что два ребенка (20%) все же имеют низкий уровень развития активного словаря (Дима И., Соня А.). У этих детей наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, однообразие синтаксических конструкций, бедность и неточность высказываний. Иногда при активном побуждении педагога наблюдалось полное отсутствие смыслового высказывания. Задания выполнялись с активной помощью педагога.

Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что под влиянием целенаправленной коррекционно — педагогической работы активный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи увеличился в процессе проведения разработанного нами комплекса дидактических игр.

Таблица №2. Уровни развития активного словаря (сравнительные результаты)

Фамилия имя ребёнка Уровень развития активного словаря Динамика
Первоначальный После проведения комплекса дид.игр
1. Коля Ж. Средний Высокий Вырос
2. Ирина Л. Средний Высокий Вырос
3. Оля Е. Низкий Средний Вырос
4. Аня С. Низкий Средний Вырос
5. Саша М. Низкий Средний Вырос
6. Дима И. Низкий Низкий Не изменился
7. Вика Н . Низкий Средний Вырос
8. Соня А. Низкий Низкий Не изменился
9. Артем Ф. Низкий Средний Вырос
10. Арина К. Низкий Высокий Вырос

 

В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения комплекса дидактических игр и после его проведения, а также его динамика: у восьмерых детей (80%) наблюдается рост уровня развития активного словаря после проведения комплекса дидактических игр; у двух детей (20%) уровень развития активного словаря не изменился.

Как следует из представленных выше таблиц, дети после проведенной коррекционной работы более успешно выполнили предложенные задания, уровень развития активного словаря данной группы увеличился по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента.

Уровни развития активного словаря до и после проведения дидактических игр.

Таким образом, видно, что после проведения дидактических игр уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Дети с высоким уровнем развития активного словаря стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки. С детьми со средним и низким уровнями развития активного словаря необходимо продолжать занятия.

Таким образом, в ходе нашего исследования, мы выявили такие особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня как:

1) не всегда удается подбор однокоренных слов;

2)трудности в назывании многих прилагательных;

3)заменяют название части предмета названием целого предмета;

4)в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;

5)трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

6)неточность употребления слов.

Из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф