2.3. Описание и анализ результатов, полученных до психокоррекционного воздействия
Изучение степени выраженности алекситемии проводилось с помощью методики «Торонтская шкала алекситимии» (TAS). Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Выраженность аликсетимии, до психокоррекции (Средние значения по выборке на базе методике TAS)
Тип личноости | Алекситимический | Группа риска |
Исследуемые | ||
До терапии | 83,5 | — |
Согласно диагностическим возможностям методики, до проведения терапии у 100% исследуемых отмечается алекситемия. Согласно интерпретационным возможностям методики, у исследуемых выявлена сниженная способность или затрудненность в вербализации (выражении словами) эмоциональных состояний и чувств, ограниченность в осознании эмоциональных впечатлений, переживаний, чувств, причин поступков. Возможен чрезмерный прагматизм и отсутствие творческого отношения к жизни, ограничение возможности понимать себя.
Уровень самоотношения лиц, страдающих алекситимией, нами изучался посредством методики В.В. Столина «МИС». Согласно данным по методике, проблемные зоны в самоотношении выявлены до терапии. До терапии было выявлено, что мужчины и женщины демонстрируют неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызывать уважение; склонны искать причины своих неудач во внешней среде, обвинять других; не принимают себя такими, какими они есть, но при этом активность на изменение низкая.
Таблица 2. Самоотношение лиц, страдающих аликсетимией, до психокоррекции(Средние значения по выборке на базе методики В.В. Столина)
Шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Исследуемые | |||||||||
До терапии | 7,57 | 3,13 | 7,43 | 2,02 | 2,40 | 3,44 | 2,43 | 12,54 | 9,62 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1 – открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство,
4 — зеркальное Я, 5 — самоценность, 6 — самоприятие,
7 — самопривязанность, 8 – конфликтность, 9 – самообвинение.
Для установления связи между выраженностью алекситемии и самоотношением личности, а также для определения зон терапии, нами был проведен корреляционный анализ.
Таблица 3. Коэффициенты корреляции между выраженностью аликсетимии и самоотношением
Шкалы самоотношения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Выраженность алекситемии | -,37* | -,27* | ,12 | ,27* | -,29* | -,22* | -,19 | ,33* | -,04 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1 – открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство,
4 — зеркальное Я, 5 — самоценность, 6 — самоприятие,
7 — самопривязанность, 8 – конфликтность, 9 – самообвинение.
В ходе проведенного исследования нами выявлено, что чем ниже выраженность рефлексивности субъекта (r= -0,37, при р<0,05), чем выше неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение (r= -0,27, при р<0,05), чем ниже представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание (r= -0,27, при р<0,05), чем ярче представлена недооценка своего духовного «я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «я», потере интереса к своему внутреннему миру (r= -0,29, при р<0,05), чем ниже дружеское отношение к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками (r= -0,22, при р<0,05), чем выше внутренняя конфликтность, наличие сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины (r= -0,33, при р<0,05),тем ярче представлена алекситемия как черта личности.
Для ответа на вопрос какие личностные факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению внутреннего напряжения, нами было проведено исследование с использованием теста жизнестойкости. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Данные по методике Мади лиц, страдающих аликсетимией, до психокоррекции
Факторы (среднее значение) | Жизнестойкость | Вовлечённость | Контроль | Принятие риска |
До терапии | 71 | 21 | 37 | 18 |
Согласно интерпретационным возможностям методики, мы можем говорить о том, что мужчины и женщины находятся под влиянием актуальной кризисной ситуации. Показатели свидетельствуют, что до терапии лица, страдающие аликсетимией обладают невыраженным фактором жизнестойкости, что не способствует совладанию со стрессовой ситуацией. В целом мужчины и женщины испытывают чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни, что связано с низким уровнем вовлеченности, при этом средние показатели по фактору «контроль» позволяют говорить о том, что представители выборки готовы препятствовать трудностям. Однако не готовы в полной мере использовать весь свой жизненный опыт, занимая скорее пассивную позицию. Результаты теста жизнестойкости позволяют говорить, что у мужчин и женщин могут возникнуть затруднения в способности и готовности активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей.
Для установления связи между выраженностью алекситемии и личностными факторами, способствующими успешному совладанию со стрессом и снижению внутреннего напряжения, нами был проведен корреляционный анализ.
Таблица 5. Коэффициенты корреляции между выраженностью аликсетимии и личностными факторами совладания со стрессом и снижения внутреннего напряжения
Жизнестойкость | Вовлечённость | Контроль | Принятие риска | |
Выраженность алекситемии | -,31* | -,29* | ,12 | ,27* |
Согласно полученным данным, чем ниже уровень вовлеченности, ниже удовольствие от собственной деятельности, чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни (r= -0,29, при р<0,05), ниже выраженность жизнестойкости, сильнее внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях (r= -0,31, при р<0,05), ниже убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного (r= -0,27, при р<0,05), тем ярче представлена алекситемия.
Можем говорить о том, что для исследуемой выборки характерно неумение извлекать положительный опыт из сложившейся ситуации, преодолевать препятствия с пользой для себя, они слабо анализируют субъективную значимость происходящего..
Для выявления копинг-механизмов и способов преодоления препятствий, нами был использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Данные диагностики представлены в таблице 6.
Таблица 6. Копинг-механизмы и способы преодоления препятствий лиц, страдающих аликсетимией, до психокоррекции (данные, получены с помощью методики Лазаруса)
Шкала | До терапии | ||
Н | С | В | |
1. Конфронтационный копинг | 4 | 17 | 2 |
2. Дистанцирование | — | — | 23 |
3. Самоконтроль | — | — | 23 |
4. Поиск социальной поддержки | 15 | 4 | 4 |
5. Принятие ответственности | 23 | — | — |
6. Бегство- избегание | 4 | 3 | 16 |
7. Планирование решения проблемы | — | 22 | 1 |
8. Положительная переоценка | — | 23 | — |
Для мужчин и женщин характерна тенденция к конфронтации в трудной жизненной ситуации. Возможны попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Продуктивный исход может произойти за счет включения энергичности и предприимчивости при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях, однако такому поведению недостает целенаправленности. Бегство – избегание также применяется мужчинами и женщинами, которое предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. У мужчин и женщин ярко представлена такая копинг –стратегия, как дистанцировнность, что свидетельствует о попытках преодоления негативных переживаний за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. В трудной жизненной ситуации мужчины и женщины готовы пересмотреть обстоятельства с помощью реализации такой копинг – стратегии, как положительная переоценка. Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
Выявлены корреляционные зависимости между алекситемией и копринг – стратегиями. Данные представлены в таблице 7.
Таблица 7. Коэффициенты корреляции между выраженностью аликсетимии и копинг — стратегиями
| Шкалы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Выраженность алекситемии | ,31* | ,37* | ,32* | ,12 | -,16 | ,32* | -,19 | ,33 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1.Конфронтационный копинг
2.Дистанцирование
3.Самоконтроль
4.Поиск социальной поддержки
5.Принятие ответственности
6.Бегство- избегание
7.Планирование решения проблемы
8.Положительная переоценка.
С ростом конфронтации (r= 0,31, при р<0,05), дистанцирования (r= -0,37, при р<0,05), самоконтроля (r= -0,29, при р<0,05), бегства (r= 0,32, при р<0,05) возрастают значения по степени выраженности алекситемии.
Таким образом, в результате проведенной диагностики, можем говорить о следующем. Выявлено, что самоотношение, личностная предрасположенность к соротивлению жизненным трудностям, а также копинг — стратегии выступают личностными коррелятами алекситемии, отражающей осознанность “я”; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность “я”; ожидаемое отношение других; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности; чувство привязанности к своему “я”; непонимание себя, переживание конфликтности “я”; чувство самообвинения, жизнестойкость и неконструктивные способы приодаления препятствий.
Мужчины и женщины, страдающие алекситемией, обладают низким уровнем самоотношения и характеризуются тем, что отдельные аспекты образа Я, значимые для личности, они не в полной мере допускают до сознания, снижена критичность и рефлексией себя, они ожидают отрицательного отношения к себе со стороны других людей; в плане эмоционального отношения к себе они недооценивают ценность собственной личности, их не отличает безусловное принятие себя, выражена ригидность образа Я и тенденция самообвинения. Негативное самоотношением, вплоть до самоуничижения, может стать причиной нейродермитов. Низкая рефлексивная позиция и осознанность себя, сомнении в способности вызывать уважение у других, поиск причин вовне, сомнения в себе и низкая самооценка в совокупностью с неумением преодолевать сложные жизненные обстоятельства способны привести к обострению психосоматических расстройств, выступает основой для психокоррекционной и психотерапевтической деятельности.
2.4. Психологическое сопровождение терапии психосоматических дерматозов у больных психосоматическими дерматозами методом психологической коррекции степени выраженности алексетимии
Согласно основным принципам психологической коррекции алекситимии по Н.Д. Семеновой [62], в условиях групповой психологической коррекции подход к преодолению алекситимических черт в структуре личности больного психосоматозом состоит в реализации трех последовательных этапов: 1) релаксации и дидактической направленности, 2) опоры на невербальные средства общения, 3) актуализации “внутреннего диалога”.
1) Релаксация и дидактическая направленность.
Цель – снятие напряженности и подготовка к преодолению алекситимии.
Релаксирующими приемами служат: аутогенная тренировка, музыкотерапевтические сеансы, арсенал вспомогательных психогимнастических приемов (типа “восковая палочка” и т. п. ).
Неспособность больных вербализовать свои чувства наиболее отчетливо проявляется в затрудненной вербализации переживаний по типу “здесь и теперь”. Поскольку принцип “здесь и теперь” является одним из основных принципов недирективно ориентированных групп, недостаточная способность к его усвоению может в значительной мере снизить психокоррекционный потенциал группы. В силу этого одним из направлений работы группы является тренинг навыка переживания по типу “здесь и теперь”, обусловливающий дидактическую направленность подготовительного этапа работы по преодолению “алекситимического барьера”.
2) Опора на невербальные средства общения
Цель — углубление эмпатического потенциала участников группы посредством овладения невербальными способами общения, развивающими способности к идентификации с другим человеком.
Основные принципы: сознательность (в виде осознания своего чувства, осознания себя в ситуации общения), наглядность (воплощением которой является определенное голографическое видение в условиях группы, выступающей как система зеркал, обеспечивающих множественную обратную связь), связь теории с практикой (тренинговая направленность группы, например, в случае тренинга навыка “здесь и теперь”).
Активное слушание— техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и мыслей.
Некоторые приемы активного слушания:
Уточнение. Чтобы убедиться в точном понимании чувств и мыслей собеседника, слушатель время от времени просит дать дополнительные разъяснения. «Правильно ли я понимаю, что…», «Ты имеешь в виду, что…. Я Тебя правильно понимаю?».
Зачастую оказывается, что мы просто не верно трактуем слова собеседника и поэтому полезность техник активного слушания очевидна.
Пересказ (парафраз). Слушатель своими словами кратко повторяет изложенное собеседником только что, выделяя и подчеркивая главные на его взгляд идеи и акценты. Используется и как подведение итогов. Тот, чьи слова были пересказаны, услышав свои идеи со стороны, может их скорректировать. «Я тебя правильно понимаю, что ты хочешь отдохнуть дома, а к маме мы поедем позже?». Важным моментом является отсутствие подмены смысла слов собеседника, что усугубит конфликт («Т.е. на маму тебе наплевать, только бы а диване валяться?»)
Сообщение о восприятии. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения. Например, «Ты говоришь об очень важных для нас вещах, но я иначе смотрю на это».
Сообщение о восприятии себя. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, как изменилось его состояние в результате слушания. Например, «Меня задели твои слова сейчас…».
Методика “Портрет жены художника”.
Участнику группы предлагалось составить вербальную картину, свой портрет, как если бы он был знаменитым и позировал художнику. Косвенный характер методики повышал ее информативность и диагностическую ценность. При этом упражнялись и углублялись способности и навыки участников в вербализации сложных чувств и нюансов отношения к себе и другим. Установка на максимально возможную передачу словами нарисованного в воображении портрета поддерживалась стремлением участника группы, как можно полнее и без искажений донести до остальных суть и содержание данной воображаемой картины, чтобы другие могли в максимальной мере “увидеть” ее. В распоряжении художника имелись разнообразные “средства”: краски, рамки разных размеров, предметы аранжировки, допускалась возможность создания как индивидуальных, так и групповых портретов (с ребенком, матерью, супругом и т.д.).
3) Актуализация “внутреннего диалога”
Цель — актуализацию скрытых, неполностью осознанных внутренних диалогов, их развертывание и вербализация, которые связанны с внутренним диалогом и способствуют повышению общей тревожности и, в конечном итоге, хронизации психосоматического заболевания.
Для актуализации “внутреннего диалога” использовались приемы взятые из гештальттерапии. Они становились действенными, лишь будучи глубоко погружены в особую атмосферу психокоррекционного контакта, предполагающую повышенный уровень самосознания участника группы, побуждающую его к доверительному контакту с психологом, к самораскрытию. Только в этом случае участники группы могли услышать в речи говорящего не один давлеющий контекст, а их полифонию, и, как бы встраиваясь в его “внутренний диалог”, изнутри способствовали усилению противоречивых моментов самосознания.
2.5. Описание и анализ результатов, полученных после психокоррекционного воздействия
После проведенной работы с психосоматическими больными, нами была произведена повторная диагностика враженности алекситемии, самоотношения и способности к совладанию с трудными жизненными ситуациями. Замер был произведен через 45 дней.
Изучение степени выраженности алекситемии проводилось с помощью методики «Торонтская шкала алекситимии» (TAS). Результаты диагностики представлены в таблице 8 и отображены с помощью диаграммы 1.
Таблица 8. Средние значения выраженности алекситимии, до и после психокоррекции(Средние значения по выборке на базе методике TAS)
Тип личноости | Алекситимический | Группа риска |
Исследуемые | ||
До терапии | 83,5 | 0 |
После терапии | 81,3 | 72 |
Согласно диагностическим возможностям методики, после терапии процент выраженной алекситемий снизился. Открытым остается вопрос о прогнозах повторного ее возникновения.
Таблица 9. Самоотношение лиц, страдающих аликсетимией, до и после психотерапии (Средние значения по выборке на базе методики В.В. Столина)
Шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Исследуемые | |||||||||
До терапии | 7,57 | 3,13 | 7,43 | 2,02 | 2,40 | 3,44 | 2,43 | 12,54 | 9,62 |
После терапии | 5,65 | 8,62 | 7,00 | 5,33 | 7,27 | 8,44 | 4,67 | 6,65 | 4,54 |
Условные обозначения.
В таблице цифрами обозначены следующие шкалы:
1 – открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство,
4 — зеркальное Я, 5 — самоценность, 6 — самоприятие,
7 — самопривязанность, 8 – конфликтность, 9 – самообвинение.
Согласно данным по методике, проблемные зоны в самоотношении выявлены до терапии и ярко не выражены после нее (См.табл.9).
Таблица 10. Эмпирические значения статистических различий в самоотношении лиц, страдающих аликсетимией, до и после психокоррекции (на базе методики В.В. Столина)
Шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 1,37 | ||||||||
2 | 3,09** | ||||||||
3 | 1,26 | ||||||||
4 | 2,35* | ||||||||
5 | 2,42* | ||||||||
6 | 2,45* | ||||||||
7 | 2,39* | ||||||||
8 | 3,85* | ||||||||
9 | 2,34* |
Условные обозначения.
В таблице отражен уровень статистической значимости различий:
* — 5% уровень значимости (при р ≤ 0,05)
** — 1% уровень значимости (при р ≤ 0,01)
Примечание.
Статистические различия самоотношения определялись по критерию Стьюдента.
После терапии исследуемые демонстрируют в ответах тенденцию к самопринятию, самоуважению, готовность меняться, рефлексивную позицию, а также положительный образ себя в глазах других. Таким образом, до и после терапии выявлены различия по факторам самоуважения, аутосимпатии и самоуничижению. Статитически значимо после проведения терапии исследуемые демонстрирует большее самоуважение и аутосимпатию. При этом до психологического воздействия они в большей мере демонстрируют самоуничижение. Эмпирические показатели статистических различий представлены в таблице 10.
Результаты повторной диагностики с использованием тест жизнестойкости представлены в таблице 11.
Таблица 11. Данные по методике Мади лиц, страдающих аликсетимией, до и после психотерапии
Факторы (среднее значение) | Жизнестойкость | Вовлечённость | Контроль | Принятие риска |
До терапии | 71 | 21 | 37 | 18 |
После | 82 | 17 | 31 | 11 |
Результаты теста жизнестойкости позволяют говорить, что у мужчин и женщин могут возникнуть затруднения в способности и готовности активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей.
Зафиксированы статистически достоверные различия между по показателям жизнестойкости до и после терапии. Данные отражены в таблице 12.
Таблица 12. Эмпирические значения статистических различий жизнестойкости личности до и после терапии
Факторы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Жизнестойкость | 2,563* | |||
Вовлеченность | 1,563 | |||
Контроль | 0,694 | |||
Принятие риска | 2,465* |
Условные обозначения
В таблице отражен уровень статистической значимости различий:
* — 5% уровень значимости (при р ≤ 0,05)
Статистически достоверно различаются данные по факторам жизнестойкость и принятие риска до и после терапии. После проведенной работы женщины и мужчины демонстрируют большую жизнестойкость, в меньшей степени зависимы от ситуативных переживаний, чем до терапии.
Для выявления копинг-механизмов и способов преодоления препятствий, нами был использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Данные диагностики представлены в таблице 13.
Таблица 13. Копинг-механизмы и способы преодоления препятствий лиц, страдающих аликсетимией, до и после психокоррекции (данные, получены с помощью методики Лазаруса)
Шкала | До терапии | После терапии | ||||
Н | С | В | Н | С | В | |
1. Конфронтационный копинг | 4 | 17 | 2 | — | 5 | 14 |
2. Дистанцирование | — | — | 23 | — | — | 23 |
3. Самоконтроль | — | 23 | — | — | 3 | 20 |
4. Поиск социальной поддержки | 15 | 4 | 4 | — | — | 23 |
5. Принятие ответственности | 23 | — | — | — | 17 | 6 |
6. Бегство- избегание | 3 | 16 | 4 | 9 | 1 | 13 |
7. Планирование решения проблемы | — | 1 | 22 | 1 | 2 | 20 |
8. Положительная переоценка | — | — | 23 | — | 6 | 17 |
Предпочтения и выраженность в выборе копинг – стратегий представлены на рисунке 2.
В трудной жизненной ситуации мужчины и женщины готовы пересмотреть обстоятельства с помощью реализации такой копинг – стратегии, как положительная переоценка. Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
Таблица 14. Эмпирические значения статистических различий в выборе копинг – стратегий до и после психокоррекции
Шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 4,075*** | |||||||
2 | 1,648 | |||||||
3 | 1,766 | |||||||
4 | 2,356* | |||||||
5 | 0,512 | |||||||
6 | 2,766* | |||||||
7 | 0,533 | |||||||
8 | 0,321 |
Условные обозначения.
В таблице отражен уровень статистической значимости различий:
* — 5% уровень значимости (при р ≤ 0,05)
Согласно полученным результатам результаты выборки до и после терапии статистически достоверно отличается по следующим способам преодоления стресса: конфронтационный копинг, поиск социальной поддержки и бегство — избегание.
Выявлено, что статистически значимо исследуемые до терапии были склонны, к конфронтации как способу совладания со стрессом (t= 4,075, при p≤0,1). В стрессовой ситуации они пытаются разрешить проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При высокой степени выраженности стресса копинг-действия при теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Однако при умеренном использовании обеспечивает способность к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой.
Зафиксированы различия по поиску социальной поддержки. После терапии исследуемые большей мере, чем до (t= 2,356, при p≤0,05) предпринимают попытки разрешения проблемы за счет привлечения социальных ресурсов поиска эмоциональной поддержки, ориентированы на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. Возможно формирование зависимой позиции и чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.
Установлено, что после терапии исследуемые стали меньше применять копинг – стратегию бегство – избегание, чем до (t= 2,776, при p≤0,05). Попытки преодоления стресса за счет отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Разрядка эмоционального напряжения происходит быстро, но эффект недолговечен, вероятность накопления трудностей и неразрешенность проблем.
Таким образом, согласно полученным данным, мужчины и женщины до терапии используют в большей мере неадаптивные копинг – стратегии,и меют низкий уровень жизнестойкости и самоотношения.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф