Меню Услуги

Терроризм: уголовно-правовой и криминологический аспекты

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава I. Понятие терроризма и правовая основа борьбы с ним
  • 1.1. Понятия терроризма в России
  • 1.2. Правовая основа борьбы с терроризмом в России
  • Глава II. Уголовно-правовая характеристика акта терроризма
  • 2.1. Объективные признаки
  • 2.2. Субъективные признаки
  • Глава III. Криминологическая характеристика терроризма и пути совершенствования законодательства в этой сфере
  • 3.1. Современное состояние и тенденции развития преступлений, связанных с терроризмом
  • 3.2. Специально-криминологические меры предупреждения современного терроризма
  • 3.3. Пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за акт терроризма
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы работы. Терроризм — сложное и динамично развивающееся негативное явление общественной жизни, имеющее многовековую историю, национальные и религиозные особенности. На рубеже XX- XXI в. в. терроризм претерпел существенные изменения: он превратился в фактор угрозы национальной безопасности государства, стал одной из основных проблем, требующих не только государственного и общественного контроля, но и объединения усилий ученых и практиков. Именно поэтому специалисты говорят о том, что терроризм — именно та угроза, против которой еще не найдены защитные механизмы. В современном обществе проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальные масштабы. Терроризм стал использоваться как инструмент воздействия на Российскую Федерацию, нарушение ее территориальной целостности. Наиболее ярко это проявляется в террористической активности на Северном Кавказе, а ряд факторов — национальные, религиозные, демографические, политические — способствуют усилению влияния на решение проблем России.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, терроризм признан одним из явлений, представляющих серьезную национальную угрозу. В частности, в Стратегии отмечается, что «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лип, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти…». Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание Национальных интересов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что желаемого объединения в России пока не достигнуто, у большей части населения не сформировалось единого мнения относительно проблемы терроризма. Исследование автора позволило выделить две формы реагирования на террористические акты: 1) поддержка действий властей и силовых структур, обвинение в трагических событиях террористов, мнение о том, что говорится пусть не вся, но какая — то правда относительно истинного положения вещей; 2) причина террористических актов видится в коррумпированности и непрофессионализме представителей власти и силовых структур, характерны ощущения отсутствия истинной информации о положении дел.

Уровень террористической угрозы на территории России продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны, как отмечено в Концепции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 20 ноября 2013 г.

В последнее время меняется не столько количественный показатель преступлений террористического характера, сколько его качественные характеристики. Так, в 2013 г. в России было зарегистрировано таких преступлений 661, что по сравнению с 2012 г. больше на 3,8%. Террористических актов в 2013 г. было зарегистрировано 31 (рост почти на 30%). Однако раскрываемость снизилась на 38,9%. Несмотря на незначительное количество этих преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений (2 206 249), они имеют повышенную степень общественной опасности и вызывают большой общественный резонанс. Террористические акты, совершенные в канун 2014 г. в Волгограде, всколыхнули всю страну.

В этой связи одним из приоритетных направлений национальной правовой политики является создание эффективного механизма уголовно-правовой защиты незыблемых прав и свобод человека, а именно права на жизнь, личную свободу, охрану здоровья. Наметившаяся глобальная правовая реформа сопровождается внесением многочисленных коррективов в Уголовный кодекс РФ. Вместе с тем обновление уголовного закона, введение новых норм, регламентация дополнительных составов преступлений, изменение санкций статей Особенной части УК РФ не отражаются должным образом на снижении криминальной напряженности в плане обеспечения общественной и государственной безопасности.

Степень научной разработанности темы. Изучение терроризма продолжается на протяжении более чем ста лет и его проблемам посвящены труды многих ученых. Правовые аспекты терроризма были представлены в трудах таких ученых, как Ю.М. Антонян, В.Ф. Антипенко, В.П. Емельянов, М.П. Киреев, Г.М. Миньковский, В.Е. Петрищев, М.М.Зайончковский, П.А. Кабанов, Д.Е. Ляхов, С.В. Максина, B.C. Коммисаров, M.JI. Хабачирова, И.В. Кормушкина, Г.Л. Куликова, Н.В. Прокофьев, Н.А. Романов, Т.Я. Хабриев.

Объектом исследования является система отношений, возникающих в связи с проявлением террористического акта и реализацией уголовной ответственности за данное преступление.

Предмет работы — нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за террористический акт, а также научная литература по исследуемой теме, публикации в периодической печати.

Целью работы является изучение террористического акта как преступления против общественной безопасности.

В соответствии с этими целями в работе были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятия терроризма в России;

— определить правовой основы борьбы с терроризмом в России;

— дать уголовно-правовую характеристику акта терроризма;

— выявить современное состояние и тенденции развития преступлений, связанных с терроризмом;

— проанализировать специально-криминологические меры предупреждения современного терроризма;

— исследовать пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за акт терроризма.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения и списка использованных источников.


Глава I. Понятие терроризма и правовая основа борьбы с ним

1.1. Понятия терроризма в России

Понятие «терроризм» тесно связано с этимологией и трактовкой такого слова, как «террор». Однако нельзя считать, что они являют собой четко определенные и ясно идентифицируемые фактические события. Здесь мы имеем дело с такой редкой в правовой доктрине ситуацией, когда термин имеет весьма важное значение. То есть слово «террор» не имеет точной или широко принятой юридической дефиниции, и его соотносят со словом «терроризм». По мнению С.У. Дукаева, «…это является одним из факторов, который как раз и позволяет терроризму столь свободно развиваться».

Нам представляется, что к разрешению любой научной проблемы бывает целесообразным привлечь иную, но связанную с рассматриваемой. Так как проблему легче «расколоть сразу на два ореха». Поэтому в этих целях авторам придется привлечь к разрешению проблемы определения терроризма еще одну, стоящую рядом — это террор. Одной из проблем выработки терминологического аппарата является задача установления связи и проведения разграничения между этими двумя понятиями.

Исходя из этого, можно будет приступить и к решению не менее сложной и важной проблемы, как понятие терроризма. Для этого необходимо установить ряд признаков. Которыми будут: статус лица (лиц), осуществляющего акт насилия, — юридическое или физическое лицо, наделено ли оно или нет правом определения внутренней или внешней политики государства; целеполагание субъекта преступной акции — прекращение жертвой заниматься государственной или общественной деятельностью. Круг лиц, против которых направлено деяние — статус жертвы, ее индивидуальная определенность или неопределенность; средства осуществления преступных акций и их масштабы — масштабность преступных действий и их последствий; правовая база для осуществления акции — наличие или отсутствие законодательной основы. Определяя признаки каждого из этих понятий, необходимо опираться на фактический материал, в котором нет недостатка, и его можно почерпнуть из истории любого государства. Но лучшими примерами для определения признаков указанных понятий, на наш взгляд, все-таки являются эпохи революции, тоталитаризма и фашизма. В эти эпохи истории человечества смерть и угроза ее причинения были основным регулятором отношений людей и управляли жизнью ряда государств. Как, на наш взгляд, это верно сформулировал Ю.М. Антонян, «смерть выступала в качестве основного способа реализации идей и решения возникающих проблем, что и позволило называть эти эпохи «некрофильскими».

Субъектами терроризма выступают индивиды — психически больные, с обостренным чувством справедливости, религиозные фанатики и т.д., а также политические партии, движения и организации. Следовательно, если субъектом террора является официальная, легитимная или нелегитимная, либо официальная, но легитимная, имеющая массовую поддержку в обществе власть, то круг субъектов терроризма может быть значительно шире, чем круг субъектов террора. Более того, субъекты терроризма чаще всего действуют анонимно, особенно, если террористами являются индивиды или автономно от официальной власти. Причем террористические организации, партии и движения, действующие автономно, лишь в очень редких случаях идут на контакты с властью, как правило, с властью другого государства, получая от нее инструкции, материальную, финансовую и другую помощь.

Каждый из вышеперечисленных субъектов организовывали и санкционировали массовые преступления, декларируя высокие цели. Например, ставя целью осуществление мировой революции, диктатуры пролетариата, уничтожения буржуазии как класса, насаждение коммунистической идеологии, экспроприация и т.д. Или продолжая осуществление этих целей — создание единой общности «советский народ». В другом ракурсе целью являлось порабощение мира, установление превосходства арийской расы и ее чистоты. То есть абсолютизация власти субъекта всегда является необходимым звеном в общей цепи достижения глобальной цели. Следовательно, субъекты террора всегда преследуют масштабные, а иногда и глобальные цели, которые в их представлении имеют историческое значение для их народа, их государства или цивилизации.

На вопрос, против кого направлено деяние вышеназванных субъектов, можно ответить, что это индивиды, партии, нации, народы и государства, которые стояли на пути к достижению поставленных целей. Но тактика достижения цели требовала содержания и поддержания в постоянном «рабочем состоянии» всеобщего психоза и репрессивного аппарата. Поэтому репрессии в отношении них были постоянной и непременной составляющей всей их внутренней и внешней политики. Террор чаще всего имеет «адресный» характер, тогда жертвы обречены. Ибо они точно определены по характеризующему их признаку, и весь репрессивный аппарат государства работает только в отношении конкретно определенной жертвы. Он может осуществляться в форме геноцида. Это преступление Р. Лемкин определял, как «скоординированный план разнообразных действий, направленных на уничтожение главных основ жизни тех или иных групп. Он ставит своей целью разрушение социально-политических институтов культуры, языка, национального чувства, религии, экономического существования этих групп, личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самой жизни индивидуумов, принадлежащих к данным группам».

Средства осуществления преступных акций не меняются, они только вовлекают в свою орбиту огромные массы исполнителей. Следовательно, в случаях, когда субъектом преступлений, определяемых как террор, терроризм и террористические акты, является государство, непосредственными исполнителями этих преступлений являются представители силовых структур государства. В тех случаях, когда субъектом терроризма являются индивиды, их возможности выбора средств значительно ограничены, особенно тогда, когда субъекты не имеют доступ к сверхсложным технологическим процессам, требующим специальных знаний. В случаях, когда субъектами терроризма являются политические партии, организации, движении, пользующиеся террористическими методами, не все члены организации вовлекаются непосредственно в осуществление акта терроризма. Как правило, эту «работу» выполняют лица, входящие в боевые отряды.

Террор имеет большие масштабы и последствия, выражающиеся в нанесении невосполнимого урона генофонду любой нации, его культуре и духовным устоям. Трудно себе представить, каким было бы человечество, если бы не было революций и гражданских войн. В последнее время некоторые ученые с все возрастающей тревогой заговорили о новом виде терроризма — технологическом. Под ним понимают несанкционированное постороннее вмешательство в штатную деятельность потенциально опасных объектов техносферы.

Как отмечалось, государство является субъектом не только террора, но и терроризма. При формировании общественной системы в борьбе за сохранение, упрочение и распределение диктаторской или групповой власти в государстве высшие должностные лица используют не только материальные, финансовые и иные ресурсы и государственные институты, но и право. Идеологической основой для придания законной силы террору является сама его теория. Терроризм — это всегда преступление. Однако террор до сих пор не определен таковым. Соответственно не нашел отражение ни в национальном, ни в международном законодательстве. Если смотреть на проблему с юридической точки зрения, то такого рода преступной деятельности как бы и не существует, поскольку законодатель на ее счет пока еще не распорядился и авторам стоит согласиться с мнением Д.А. Шестакова.

Нельзя отождествлять с понятием «терроризм» такой термин, как «террористический акт». В действующей редакции УК РФ ст. 205 террористический акт определен как «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Для квалификации преступного деяния как террористического акта необходимо наличие ряда признаков.

Такие признаки, как факт запрещенного законодательством государства преступного деяния, совершенного общеопасным способом, а также наличие прямого умысла присущи большинству преступлений, достаточно изучены в юридической литературе, поэтому мы не будем на них останавливаться. Рассмотрим лишь те признаки, которые присущи только таким преступлениям, как террористический акт.

Террористический акт относится к категории составных преступлений, в которой посягательство на один объект, в данном случае общественную безопасность, служит способом причинения вреда другому объекту, являющемуся основным. Как указывает Н.И. Панов, в таких случаях «способ является дополнительным, вспомогательным действием, обеспечивающим осуществление основного действия, образуя с ним разновидность сложного действия. Из этого вытекает, что способ в сложном действии представляет собой элемент структуры, т.е. часть сложного действия, и в пределах последнего выполняет свойственную ему функцию — обеспечение исполнения основного действия, с которым он внутренне связан, образует с ним неразрывное единство».

Следовательно, при отнесении террористического акта к преступлениям против общественной безопасности законодатель наделяет фактически дополнительный объект, посягательство на который служит способом посягательства на основной, признаками основного объекта.

Признаками дополнительного обязательного объекта состава террористического акта может выступать деятельность органа государственной власти, органа местного самоуправления, международной организации. Таким образом, мы можем выделить еще три признака террористического акта: несовпадение непосредственного и основного объектов посягательств; устрашение общественности с целью оказания давления на принятие решений государственной властью; основным объектом посягательств террористических актов всегда является государство, государственная власть.

Еще одним признаком террористического акта является публичность, демонстративность его совершения. Терроризм немыслим без широкой огласки и открытого предъявления своих требований, террористические акты всегда совершаются с намерениями вызвать страх у населения и властей. Поэтому терроризм характеризуется еще и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности. Как отмечает Ю.М. Антонян, «о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса». Причем особенность терроризма состоит в том, что «страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей и служит своеобразным рычагом целенаправленного воздействия, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели».

В действующем законодательстве о противодействии терроризму отсутствует такое часто используемое собирательное понятие, как «преступления террористического характера». Однако, отказавшись от этого понятия, законодатель признал у ряда составов наличие общего признака — они являются проявлением идеологии терроризма в конкретных действиях. Именно такой вывод следует из редакции ст. 205.1 УК РФ, которая предусматривает ответственность за содействие совершению перечисленных в ней преступлений, т.е. за содействие террористической деятельности. Все это позволяет и нам для теоретического анализа объединить указанные деяния в одну группу — преступления террористического характера.

В то же время представляется некорректной и требующей изменений действующая формулировка ст. 205.1 УК РФ, которая, пусть и косвенно, относит к террористическим составам, без каких-либо оговорок относительно основного объекта посягательства, ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), ст. 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), ст. 360 ч. 1 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

По этому поводу Ю.С. Горбунов отметил, что «вся террористическая практика свидетельствует, что терроризм с момента своего образования является именно политическим явлением. Как только в терроризме исчезает политическая мотивация, этот вид насилия перестает быть терроризмом. Когда совершаются преступления, не связанные с воздействием на органы власти в целях управления поведением этих органов, то данные деяния будут образовывать иные составы преступлений, например убийство, шантаж, похищение или другие преступления, связанные с получением экономической или иной выгоды или совершенные из чувства мести или личной неприязни».

Все вышеуказанные преступления могут совершаться лицами, далекими, как от террористической, так и любой другой идеологии, стремящимися лишь к удовлетворению своих меркантильных или иных личных потребностей. Так, Овечкины, в 1988 г. захватившие самолет и неофициально признанные одними из самых известных террористов Советского Союза, по нашему мнению, являются обычными уголовниками, т.к. они не были приверженцами какой-либо идеологии, не выдвигали никаких требований к органам государственной власти, кроме одного — доставить их в Лондон. По мотивации они принципиально ничем не отличаются от группы заключенных, захвативших сотрудников СИЗО «Чагино» в 2006 г., и ряда других преступников, называемых террористами, хотя к терроризму, определенному в ФЗ «О противодействии терроризму» как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий», ни они, ни их деяния, по нашему глубокому убеждению, не имеют никакого отношения.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что для определения сущности терроризма необходимо более четко определить его границы для ликвидации так называемых «безразмерных» составов, которые ведут к произволу и беззаконию в правоприменительной практике. Это обеспечит возможность более эффективного взаимодействия между государствами в противодействии терроризму и выработки единой концепции.

Политолог Д. В. Ольшанский к наиболее «крупным» видам терроризма относит: 1. Политический терроризм — террористические действия разного рода, имеющие целью оказание влияния на политических лидеров, власти или проводимую ими политику, вынудить те или иные политические действия или властные решения. В отдельных случаях политический терроризм направлен на устранение неугодных политических лидеров — в том числе и ради изменения политического строя в целом. 2. Информационный терроризм — прямое воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, определённым образом направляющих поведение людей. На практике под информационным терроризмом обычно подразумевают такое насильственное пропагандистское воздействие на психику, которое не оставляет для человека возможностей для критической оценки получаемой информации. Помимо использования официальных средств массовой информации, информационный терроризм опирается на распространение определённого типа слухов. Слухи, как правило, многократно усиливают ту атмосферу страха и ужаса, на создание которой направлены усилия террористов. 3. Экономический терроризм — различные дискриминационные экономические действия, имеющие целью оказание влияния на экономических конкурентов, социальные группы и слои населения, а также на целые государства и их лидеров с целью достижения конкретных экономических выигрышей или, шире, проводимой ими политики, что сводится к осуществлению требуемых действий или принятию выгодных для террористов решений. 4. Социальный (бытовой) терроризм — в данный разряд попадают те обыденные явления, которые в привычном смысле не классифицируются как террористические. Бытовой терроризм — это повседневное запугивание, с которым люди сталкиваются на улице, в доме, в бытовом общении. Разгул уличной преступности, нарастающая криминогенная атмосфера, общая социальная нестабильность и массовая бытовая неустроенность.

Описанные автором основные сферы терроризма тесно связаны между собой. Как правило, проявление терроризма в одной из этих сфер отражается на другой. В итоге всё это сказывается, прежде всего, на политической сфере как интегрирующей все остальные.

Обобщая практику террористической деятельности, английский ученый П. Уилкинсон выделяет три вида терроризма: революционный терроризм — деятельность направленная на полное изменение политической системы; субреволюционный терроризм — деятельность направленная на изменения в пределах существующей системы; репрессивный терроризм — деятельность государства, направленная как против другого государства, так и оппозиции.

Несколько другой вариант типологии, также основанный на мотивах и целях террористической деятельности, предлагает итальянский учёный А. Кассиз. Он выделяет четыре разновидности терроризма:

Терроризм, движущей силой которого является идеология. Сюда он относит деятельность террористов, заявляющих о своей принадлежности к какой-либо идеологии (РАФ в Западной Германии, «Красные бригады» в Италии и т. д.), исламских фундаменталистов, религиозные течения экстремистского толка.

Терроризм, имеющий целью достижение национальной независимости. Эту разновидность составляет террористическая деятельность, направленная на изменение статуса этнических групп внутри суверенных государств (ИРА в Северной Ирландии, баскские сепаратисты в Испании и др.).

Терроризм «во имя самоопределения народов». К нему А. Кассиз причисляет деятельность Африканского Национального Конгресса, Организации Освобождения Палестины и других национально освободительных движений.

Терроризм вооружённых групп и движений, борющихся против репрессивных режимов.

Немецкие исследователи И. Фетчер и X. Людвиг приходят к выводу, что существует три типа современного терроризма: 1. Терроризм угнетённых этнических меньшинств, стремящихся к культурной и политической автономии, так называемый «ирредентизм». 2. Терроризм освободительных движений в странах «третьего мира». 3. Терроризм индивидов и групп, исходящих из политических мотивов и стремящихся изменить политический и социальный порядок в развитых капиталистических странах.

При рассмотрении определений понятия «терроризм» Е. Г. Ляхов выделяет два вида терроризма: международный и национальный. Е. Г. Ляхов показывает, что «принципиальное различие между этими двумя видами терроризма заключается, главным образом, в их направленности. Международный терроризм преследует такие цели, как подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка, действия против государства, нации (народа), борющейся за своё освобождение и независимость, международных организаций как субъектов международно-правовых отношений».

На основе критерия субъекта преступления международный терроризм можно разделить на два вида:

  1. Террористическая деятельность, организуемая и осуществляемая государством.
  2. Террористическая деятельность, организуемая и осуществляемая лицами (группировками, организациями), действующими самостоятельно.

В зависимости от целей, которые преследуют террористы, второй вид международного терроризма можно подразделить на ряд подвидов:

Политический, либо социально-революционный, или идеологический терроризм. Члены групп, сформировавшихся на основе марксистской, фашистской и т.д. идеологий, ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства.

Националистический (национальный), этнический и сепаратистский терроризм. В данном случае группы сформировались на платформе национализма и преследуют цели решения национального вопроса.

Религиозный или фундаментальный, когда группировки, исповедующие ту или иную религию, пытаются если и не свергнуть, то, во всяком случае, вести борьбу против государства, где господствующей является иная религия и где господствует неортодоксальная разновидность той же религии.

Криминальный, когда группировки, сформировавшиеся на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, оружейный бизнес и т. д.) преследуют цели создания наиболее выгодных условий для получения сверхприбыли.

Экологический терроризм. Наряду с движениями, борющимися за осуществление эффективной природоохранной политики («зелёные», «экологисты»), действуют группировки, выступающие вообще против научно-технического прогресса, борющиеся против загрязнения окружающей среды, строительства ядерных объектов, террористическими методами.

Разумеется, приведённые выше варианты классификаций в известной мере условны, так как порой трудно разграничить государственный и негосударственный терроризм (все более менее известные террористические группы пользуются в той либо иной степени государственной поддержкой), религиозный терроризм часто дополняется национальными противоречиями.

Тем не менее, классификация необходима, так как она позволяет выделить причины, порождающие те или иные террористические проявления, позволяет выделить наиболее опасные организации с точки зрения их целей и методов.

Сегодня весьма важен вопрос изучения форм проявления терроризма. Серьёзность проблемы состоит в том, что терроризм вышел на новый виток развития. Объектом нападения могут становиться вода, средства связи и управления, транспорт, авиалинии, источники энергии, компьютерные системы и другие объекты инфраструктуры.

В последнее время беспокойство правоохранительных органов вызывает такая новая форма терроризма, как кибертерроризм (электронный, компьютерный терроризм). Под кибертерроризмом понимают преднамеренную, мотивированную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему. Кибертеррористы под видом программ защиты распространяют вирусы, получая, таким образом, контроль над компьютерами полиции, больниц, аэропортов. Используя информацию в этих системах, они сбивают с курса самолеты, изменяют истории болезни пациентов, убивая, таким образом, людей.

Особую озабоченность у правоохранительных органов вызывают террористические акты, связанные с использованием глобальной сети Интернет. Возникновение такой формы терроризма связано с интенсивным развитием сети Интернет и расширением количества её пользователей.

Такова краткая характеристика основных форм проявления терроризма. Следует отметить, что при всём многообразии этих форм, терроризм преследует одну цель — сделать власти и людей заложниками своих интересов, вызвав у населения чувство страха, паники, незащищённости.

Таким образом, терроризм, представляющий собой опасность глобального масштаба, по существу, превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и фундаментальным свободам человека.


Страницы:   1   2   3   4

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.