2.2. Механизм организации учета и контроля трастовых операций банков
Трастовое управление имуществом является одним из инструментов договорной политики и регулируется гл. 53 ГК РФ. В ст. 1012 ГК РФ сказано, что «по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на конкретный срок имущество, а другая сторона обязуется управлять им в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя, т.е. указанного учредителем управления лица».
Из ГК РФ следует: «Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества как у учредителя управления, так и у доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет».
Порядок ведения бухгалтерского учета имущества, переданного в доверительное управление, регулируется соответствующими Указаниями Минфина России. В п.2 Указаний указано, что: «при отражении в бухучете операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и иных операций, связанных с выполнением ДДУ имуществом, используют счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по ДДУ имуществом»».
Рассмотрим порядок отражения операций по договору доверительного управления у доверительного управляющего.
В п. 11 Указаний сказано: «Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке при соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления». В связи с этим, учредитель обязан передать доверительному управляющему копию приказа по учетной политике.
Доверительный управляющий открывает отдельные субсчета к счету 79 по каждому объекту, переданному ему в управление. Кроме того, в соответствии со ст. 1018 ГК РФ «для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет» он осуществляет обособленный учет движения денежных средств, связанных с выполнением договора доверительного управления. Все операции отражаются в учете доверительного управляющего на основе акта приема-передачи.
Трастовые операции у управляющего отражаются в соответствии с Указаниями следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 Учет у доверительного управляющего на отдельном балансе
| Содержание операции | Дебет | Кредит |
| Получение имущества в управление | 01,04,58 79/3 | 79/3 02,05 |
| Получение денежных средств от учредителя управления | 51 | 79/3 |
| Перечисление учредителю управления денежных средств в счет дохода по ДДУ | 79/3 | 51 |
| Вознаграждение, причитающиеся доверительному управляющему и предусмотренные в ДДУ, возмещение произведенных им при управлении имуществом расходов | 26 76 | 76 51 |
| При прекращении ДДУ имущество, переданное в доверительное управление, возвращается учредителю управления | 79/3 | 01,04 |
| Возврат учредителю управления остатков денег при прекращении ДДУ | 79/3 | 51 |
В таблице 2 показано отображение у доверительного управляющего операций по выполнению ДДУ имуществом в соответствии с Указаниями.
Таблица 2 Бухгалтерские записи у доверительного управляющего
Еще одним аргументом является то обстоятельство, что большинство возмещаемых расходов вообще не будут отражены в учете и отчетности доверительного управляющего. Более того, в ст. 1023 ГК РФ сказано, что «возмещаются только необходимые расходы, произведенные при доверительном управлении имуществом». А так как денежные расчеты осуществляются через расчетный счет, специально открываемый для расчетов по ДДУ, то доверительный управляющий изначально не производит и не осуществляет через свой расчетный счет никаких расходов и платежей. Иногда, например, при компенсации зарплаты определенных специалистов механизм возмещения расходов применим и в бухгалтерском учете доверительного управляющего; операции при этом отражаются с пометкой «У.У», т.е. учредитель управления.Таким образом, доверительный управляющий, согласно п. 16 Указаний, отражает в расходах и свои затраты, и возмещаемые учредителем управления расходы по каждому договору обособленно. Соответственно в кредитовый оборот счета 90 войдет не только сумма его вознаграждения, но и возмещаемые расходы. Однако, такой вариант не соответствует п.3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», где указано, что «не признается расходами организации выбытие активов по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.».
Следует отметить особенность составления финансовой отчетности доверительным управляющим – он формирует два комплекта отчетности: во-первых, по доверительному управлению и, во-вторых, непосредственно по своей деятельности. Доверительный управляющий составляет отчет о своей деятельности и предоставляет его учредителю управления в те сроки, которые оговорены в ДДУ. Однако, эти сроки не могут быть позднее тех, которые закреплены Законом №402-ФЗ для финансовой отчетности. В обязательном порядке делается пометка «Д.У.» в формируемой отчетности после имени (названия) доверительного управляющего. После прекращения действия ДДУ управляющий формирует отдельный баланс. При этом он погашает имеющиеся обязательства, закрывает специальный расчетный счет. Доверительный управляющий формирует свою финансовую отчетность в соответствии с порядком, закрепленном Законом №402-ФЗ.
Далее, рассмотрим порядок отражения в учете учредителя управления операций, связанных с переданным в управление имуществом. Операции, связанные с доверительным управлением в учете учредителя управления, отражаются следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 Бухгалтерские записи у учредителя управления
Составляя финансовую отчетность, учредитель управления полностью включает в нее данные об имуществе, обязательствах, доходах, расходах, иных показателях, переданные доверительным управляющим. Сведения по счету 79 субсчет «Расчеты по ДДУ имуществом» в баланс учредителя в этом случае не включается.
И.Н. Богатая и Е.В. Терникова указывают на то, что Указания №97н не учитывают те изменения, которые произошли в действующем законодательстве с момента их принятия и практически не затрагивает проблему раскрытия данных об итогах доверительного управления и формирования отчета доверительного управляющего. Они разработали проект ПБУ «Учет договоров доверительного управления имуществом» (таблица 4).
Этот проект может стать основой внутреннего положения по бухучету, применяемого конкретной организацией, в зависимости от того, какой именно стороной по ДУУ является эта организация (учредитель управления, выгодоприобретатель или доверительный управляющий).
Таким образом, на сегодняшний момент имеются серьезные проблемы, связанные с трастовыми операциями банков, обусловленные противоречивой нормативно-правовой базой в части бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В связи с этим требуется предпринять определенные шаги, направленные на совершенствование нормативной базы по бухгалтерскому учету доверительного управления имуществом посредством стандартизации.
Таблица 4 Структура проекта ПБУ «Учет договоров доверительного управления имуществом»
Целью аудита учета имущества, переданного по договору доверительного управления, является проверка соответствия бухгалтерского и налогового учета операций с имуществом, находящимся в доверительном управлении, действующему законодательству.
Задачи аудита учета операций по доверительному управлению имуществом можно подразделить на основные и дополнительные. Необходимость такой классификации вызвана тем, что в различных организациях деятельность по осуществлению доверительного управления имуществом, может осуществляться в различных объемах. Она может носить эпизодический характер и заключаться в распоряжении имуществом на основании договора доверительного управления в отношении одного- двух однотипных объектов. В этом случае показатели, достигнутые по результатам доверительного управления имуществом, несущественны.
В качестве критерия существенности следует ориентироваться на традиционную практику, сложившуюся в отечественном учете, в соответствии с которой существенной может признаваться сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Таким образом, выручка от реализации услуг по договору доверительного управления различными видами имущества может признаваться существенной, если ее удельный вес в общем объеме выручки превышает 5%.
При проведении внешнего аудита учет операций с имуществом, переданным по договору доверительного управления, целесообразно выделить в отдельный участок аудиторской проверки. В ходе аудита операций по доверительному управлению необходимо обратить внимание на:
— наличие и содержание учетной и налоговой политики, отражение в ней особенностей организации учета по доверительному управлению имуществом;
— виды налогов, подлежащих начислению и уплате;
— наличие раздельного учета доходов и расходов в разрезе видов деятельности, в том числе деятельности по доверительному управлению имуществом;
— начисление и уплату налога на прибыль, правильность составления налоговой декларации;
— начисление, перечисление и расчет налога на имущество организаций;
— порядок синтетического и аналитического учета операций с имуществом, находящимся в доверительном управлении;
— порядок ведения доходов и расходов деятельности по доверительному управлению имуществом.
При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать, объем операций с имуществом, переданным по договору доверительного управления.
При этом размер выборки и объем аудиторских процедур зависят от степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля хозяйствующего субъекта. Оценка состояния внутреннего контроля обычно осуществляется в два этапа: на стадии планирования и в ходе проведения аудиторской проверки. Наиболее эффективным методом получения необходимой информации о системе внутреннего контроля становится опрос сотрудников аудируемого лица, непосредственно занятых организацией и учетом операций по договору доверительного управления имуществом.
Таким образом, последовательное применение методов аудиторской проверки при исследовании правильности отражения в учете операции по договорам доверительного управления позволяет выявить следующие, наиболее типичные недостатки и нарушения. Первая группа нарушений, выявленных в процессе проверки правильности отражения в учете операций по доверительному управлению имуществом, связана с документальным оформлением указанной группы сделок. Следующая группа нарушений непосредственно связана с нарушениями налогового законодательства.
2.3. Методы формирования и оценка эффективности портфелей ценных бумаг
Процесс формирования портфеля ценных бумаг – это создание определенной структуры портфеля, т.е. процесс составления комбинаций разных видов ценных бумаг для достижения определенной цели.
Выделяется ряд следующих этапов в формировании портфеля:
- Определить цели создания портфеля и приоритеты инвесторов: тип портфеля и его характер, уровень портфельных инвестиционных рисков, оценка минимальных доходов, оценка допустимого для инвесторов отклонения от ожидаемых доходов и т.п.
- Создать портфель, выбрать тактику по управлению портфелем: процесс моделирования и оптимизации структуры портфеля.
- Постоянно изучать и анализировать факторы, которые способны вызывать ряд изменений в структуре портфеля (осуществление мониторинга).
Основные принципы (цели) в формировании портфеля ценных бумаг: обеспечение доходности, роста капиталов, безопасности и ликвидности. Инвесторы могут выбирать либо единственную цель, либо много целей единовременно, то есть формировать одноцелевые портфели ценных бумаг, либо же сбалансированные по ряду целей. Состав портфелей ценных бумаг может зависеть не столько от цели инвесторов, сколько и от их характера. Выделяют следующую классификацию типов потенциального инвестора (см. таблицу 5).
Таблица 5 Классификация типов потенциальных инвесторов
выбор компании, имеющей хорошие фундаментальные показатели, т. е. с растущую прибыль, дивиденды, объемы продаж и т.п.;Процесс выбора инвестиционного портфеля ценных бумаг включает в себя, главным образом, правильно сформулированную стратегию, соответствую которой нужно осуществить:
- ожидание падения рынков;
- покупка акций и расставление стоп-приказов;
- постоянный контроль финансовых квартальных отчетов выбранных организаций, и слежка за тем, как ведут себя акции при помощи технического анализа;
- если появились признаки финансовых неблагополучий каких-либо компаний осуществить продажу их акций и быть готовыми к покупкам нового пакета акций.
Рейтинги компаний и ценных бумаг оказывают прямое влияние на процесс формирования портфеля ценных бумаг. Процесс выбора компании для инвестирований может осуществляться, основываясь на фондовых индексах. Для компании попадать в индекс является очень нелегким и очень почетным процессом, что уже может давать наличие некоторой гарантии безопасности инвестирований. В индексе может находиться большой ряд различных компаний по различным отраслям в экономике, что дает возможности выбора требуемый компаний. Процесс выбора обычно начинают с методов, среди которых основными являются:
1) метод Майкла О’Хиггинса и Гарднеров;
2) модель Г. Марковица;
3) модель Шарпа (модель САРМ).
В качестве одного несложного способа по составлению портфеля ценных бумаг выступает метод Майкла О’Хиггинса и Гарднеров. Этим методом пользуются для уменьшений инвестиционных рисков. Также он позволяет осуществлять выбор ценных бумаг компании в течение коротких периодов времени, не применяя анализ множества различных экономических показателей. Этот метод основан на процессе выбора единовременно нескольких компаний, которые отбираются согласно следующей схеме:
- Осуществить поиск десяти компаний с рядом максимально высоких дивидендов относительно текущих цен акций (основываясь на индексе Доу Джонса).
- Оставить пять компаний с наименьшей ценой акции из этой группы.
- Убрать одну компанию, у которой минимальная цена акции, оставив в группе только четыре компании.
- Разделить инвестиционный капитал на пять равных частей.
- 2/5 капитала вложить в компанию с самыми дешевыми акциями, а 3/5 части капитала разделить поровну между 3 остальными компаниями из списка.
- Вычислить, какое количество акций приходится на выделенные компании из списка средства, затем купить акции.
Также при оптимизации портфеля ценных бумаг, рассматривают модель Г. Марковица, которая лежит в основе теории инвестиционного портфеля. Данная модель позволяет определить показатели, характеризующие объем инвестиций и риск, и дает возможность сравнить между собой различные альтернативные варианты вложения капитала. Совокупный риск портфеля Г. Марковиц разделил на две составные части. К первой части он отнес систематический риск, который обусловлен экономической, психологической и политической обстановкой в стране, воздействующей одновременно на все ценные бумаги практически в равной степени. Второй – это специфический риск, имеющийся у каждой конкретной цен ной бумаги, этот риск можно устранить, управляя портфелем ценных бумаг. Разработанный Г. Марковицем метод критических линий позволил определить область допустимых портфелей и выделить недопустимые и эффективные портфели. Эффективные портфели – это портфели, содержащие минимальный риск при задан ном доходе или приносящие максимально возможный доход при заданном уровне риска, на который может пойти инвестор.
Данную взаимосвязь определяет модель оценки доходности финансовых активов (САРМ), разработанная Дж. Линтером, Я. Мойссином и У. Шарпом. Согласно этой модели, требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колеблемости доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в целом.
Современная портфельная теория пред полагает существование значительной выгоды от диверсификации, с помощью кото рой можно избежать несистемные риски и снизить вероятность финансовых потерь. На сегодняшний день классическая диверсификация между классами активов, и географическая диверсификация могут перестать работать, потому как глобализация рынков и формальные стратегии управления портфелями ценных бумаг создают однонаправленные движения по всем классам активов. В силу чего и способы диверсификации также меняются.
Эффективность управления портфелем оценивается, исходя из показателей его доходности, риска, прочих показателей.
Доходность портфеля (Кр) может определяться по формуле 1 средней арифметической взвешенной:
где kj – доходность j-го актива, %; dj – доля j-го актива в портфеле; n – число активов в портфеле.
Доходность портфеля (Kp) также определяется методом цепных подстановок (формула 2):
где St1…Stn – стоимость портфеля на соответствующие даты t1,…., tn; ±∆ — поступление и изъятие активов по портфелю.
Степень риска инвестиционного портфеля может быть определена следующими показателями: математическим ожиданием (среднее значение или центр распределения), дисперсией (σ2), среднеквадратическим отклонением (σ) и т.д.
Математическое ожидание определяется по формуле 3:
где Yi – значение результата при i-м исходе; Pi – вероятность i-го исхода; n – количество исходов наблюдений.
Дисперсия – средневзвешенное из квадратов отклонений реальных результатов от ожидаемых. Рассчитывается по формуле 4.
Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле 5:
где Y — среднее ожидаемое значение.
Таким образом, использование различных классических методов формирования и оценки портфеля ценных бумаг в условиях большой волатильности и нестабильности фондового рынка не всегда дают положительный результат. Любой метод, который прекрасно работал в предыдущем периоде, может внезапно перестать действовать, поэтому инвестору следует не только очень внимательно относиться к вы бору метода формирования портфеля, но и учитывать действие макроэкономических факторов, чтобы не потерять имеющийся капитал.
Глава 3. Анализ трастовых операций банков на примере банка
3.1. Общая характеристика деятельности банка
ПАО «Сбербанк России» — это кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов и частных лиц. Организационно-правовая форма — публичное акционерное общество.
Структуру ПАО «Сбербанк России» представим на рисунке 2 (приложение).
Организационно-правовая форма ПАО «Сбербанк России» — публичное акционерное общество.
Ключевая цель ПАО «Сбербанк России» — повышение доступности финансовых услуг для жителей России. Банк развивает масштабную региональную сеть.
Стратегия ПАО «Сбербанк России» – обеспечивать стабильно высокий уровень прибыли, занимая при этом ведущие позиции на всех рынках присутствия банка и являясь надежным партнером в решении финансовых вопросов для клиентов корпоративного, малого, среднего, розничного и инвестиционного бизнесов.
Продуктовый ряд банка включает в себя сберегательные счета, вклады, платежи и переводы, широкий спектр кредитных продуктов, пенсионное и зарплатное обслуживание, а также услуги для малого бизнеса.
Клиентам доступны интернет- и мобильный банк, признанные одними из лучших в России, согласно исследованиям, Markswebb Rank & Report Mobile Banking Rank.
ПАО «Сбербанк России» предоставляется ряд кредитных услуг корпоративному бизнесу и физическим лицам.
ПАО «Сбербанк России» осуществляется ряд кредитных операций, направленных на финансирование физических лиц и основного ряда промышленных отраслей, таких как: нефтегазовая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и бумажная, черная и цветная металлургия, пищевая промышленность, телекоммуникации, производство и торговля товаров народного потребления, фармацевтическая и другие.
В сфере корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк России» выполняет следующие кредитные операции:
— финансирует оборотный капитал;
— занимается инвестиционным финансированием предприятий;
— осуществляет процесс проект финансирования предприятий;
— финансирует проекты строительства недвижимости;
— финансирует кассовые разрывы (овердрафты);
— осуществляет процесс импортного и предимпортного, экспортного и предэкспортного финансирования.
Процесс кредитования корпоративных клиентов ПАО «Сбербанк России» производит в национальных и иностранных деньгах. Весь ряд параметров в кредитовании (суммы, процентные ставки, комиссии) банк устанавливает в индивидуальном порядке в связи с такими показателями, как финансовая устойчивость заемщиков, сроки кредитования и обеспечения.
ПАО «Сбербанк России» декларирует и старается соответствовать в работе своим принципам:
— слаженность и взаимозаменяемость в руководстве;
— высокое качество услуг;
— честность и обязательность на всех уровнях взаимоотношений;
— мобильность в организации и ведении работы;
— грамотная кадровая и инвестиционная политика.
Личные качества руководителей ПАО «Сбербанк России», грамотная кадровая политика в отношении руководителей среднего звена – основная движущая сила ПАО «Сбербанк России».
Профессиональный стиль руководства банка ПАО «Сбербанк России», основанный на детальном знании полного цикла производства финансовых услуг банка, является главной движущей силой банка и гарантией его стабильности.
Обладая главным производственным ресурсом в виде грамотных руководителей всех уровней и большим коллективом квалифицированных рабочих, ПАО «Сбербанк России» успешно внедряет передовые технологии. Руководство отделения осуществляют профессиональные сотрудники, с собственным опытом работы в данной области.
В ПАО «Сбербанк России» применяется системный подход к управлению основной деятельностью.
Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию. Он предполагает рассмотрение банка как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач.
Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих организационную либо производственную структуру.
Такой подход в ПАО «Сбербанк России» получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.
Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления основной деятельностью ПАО «Сбербанк России».
В ПАО «Сбербанк России» осуществляются трастовые операции. К ним относятся:
— операции банка с ценными бумагами;
— операции по передаче имущества в наследство;
— операции по управлению средствами пенсионных фондов;
— операции по передаче и хранении денежных и других ценностей.
Инфраструктура развита достаточно, для осуществления деятельности. ПАО «Сбербанк России» имеет постоянных клиентов, партнеров по бизнесу, имеет налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными банком требованиями к сотрудникам. Существующие кадры полностью отвечают основным ее требованиям.
Конкурентное положение на рынке ПАО «Сбербанк России» оценивается как стабильное. Опытное руководство отделения, стабильная позиция на рынке и знание местной специфики способствуют дальнейшему росту банка.
