Меню Услуги

Улучшение финансово-хозяйственной деятельности ООО «Урал Агро»


Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • 1.1. Содержание, формы, принципы операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
  • 1.2. Особенности операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
  • 1.3. Выбор альтернативного алгоритма операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы
  • ГЛАВА 2. ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ООО «Урал Агро»
  • 2.1. Расчет показателей операционного анализа фирмы
  • 2.2. Анализ тенденций операционного анализа фирмы
  • ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЕЧСКОГО РЕШЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Урал Агро»
  • 3.1. Технология разработки управленческого решения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности фирмы
  • 3.2. Программа реализации управленческого решения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности фирмы
  • ГЛАВА 4. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ФИРМЫ
  • ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ФИРМЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛОССАРИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В условиях динамичной макросреды, особенно в периоды экономических и финансовых кризисов, вопросы, связанные с улучшением финансово-хозяйственной деятельности фирмы приобретают острый характер.  До сих пор мало исследованным остается ряд проблем, среди которых немаловажное значение и низкую степень проработанности имеет проблема, связанная с обеспечением финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Во-первых, это обусловлено недостаточной проработкой теоретической составляющей проблемы, в литературе не существует однозначного мнения среди экономистов по поводу определения понятия финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, в условиях экономического кризиса для эффективного финансового менеджмента необходимо выявить общие и специфические особенности процесса управления финансово-хозяйственной деятельности фирмы. В-третьих, существующие на сегодняшний день методики оценки финансово-хозяйственной деятельности не всегда адекватны для конкретной фирмы, что требует разработки альтернативной технологии расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности для конкретной фирмы. В-четвертых, в сегодняшних реалиях особенно важным представляется разработка управленческого решения и определения направлений и средств ее повышения, а также прогнозирование показателей характеризующих финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Финансово-хозяйственная деятельность является основным показателем успешной экономической деятельности, базой принятия решений по развитию и совершенствованию функционирования фирмы. Она также важна для экономических партнеров, сотрудничающих с данными хозяйствующим субъектом. Очевидно, поэтому обеспечение финансово-хозяйственной деятельности является важнейшей задачей финансовых служб фирм, условием успешности ее внутренних и внешних взаимодействий.

Наличие пробелов в теории и в практике управления финансово-хозяйственной деятельности фирмы делает эту проблему достаточно острой, и не требующей отлагательства, что в конечном итоге и определило тему выпускной квалификационной работы.

Объект исследования – финансово – хозяйственная деятельность фирмы.

Предмет исследования – экономические отношения между субъектами по поводу операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Целью является разработка управленческого решения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности ООО «Урал Агро».

Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

  • раскрыть содержание, формы, принципы и факторы операционного анализа фирмы;
  • выявить общие и специфические особенности операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • разработать альтернативный алгоритм оценки операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • произвести расчет показателей операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • проанализировать динамику показателей операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы за пять лет;
  • разработать управленческое решение по улучшению финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • произвести расчет прогнозных значений показателей операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
  • проанализировать элементы экономической безопасности фирмы;
  • предложить мероприятие по модернизации фирмы.

В теоретической части выпускной квалификационной работы раскрыты следующие положения: содержание, формы и принципы операционного анализа, особенности операционного анализа, проанализированы существующие методики расчета операционного анализа фирмы, выбран альтернативный алгоритм расчета операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы

В практической части проведен расчет показателей операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Урал Агро». Рассчитаны такие показатели как: валовая маржа, точка безубыточности, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.  На основе оценки показателей проведен комплексный анализ тенденций, связанный с развитием операционного анализа. На основе полученных расчетов и анализов разработано управленческое решение по оптимизации затрат фирмы. Рассмотрены вопросы экономической и финансовой безопасности фирмы. Кроме того предложены мероприятия по модернизации предприятия.

Предметом защиты является управленческое решение по улучшению финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Предложенная программа разработана на основе концептуальных основ управления затратами прибыли с помощью операционного рычага, включает комплекс мер, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности. Прогнозные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности на 2010 – 2015 гг. подтверждает эффективность предложенных мер по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории операционного анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности фирмы, стратегического и финансового менеджмента. Нормативно-правовая и статистическая основа исследования – федеральные  законы РФ, приказы Министерства финансов РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках, данные финансовой, бухгалтерской отчетности ООО «Урал Агро», прочие документы открытого доступа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

1.1. Содержание, формы, принципы операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы

В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат ресурсов, понесенных для получения данной прибыли, или затрат, связанных с привлечение и поддержанием соответствующей совокупности источников финансирования, характеризуется с помощью специальной категории – анализ (leverage). Анализ (leverage) в переводе с английского это действие рычага; система рычагов; усилие рычага; выигрыш в силе; рычаг, двигатель; средство для достижения цели.

Данный термин используется в финансовом менеджменте для описания зависимости, показывающей, каким образом и в какой степени повышение или понижение доли той или иной группы условно-постоянных расходов в общей сумме текущих затрат влияет на динамику доходов собственников фирмы.

Любушина Н.П.  Анализ – это долгосрочно действующий фактор, значением которого управляют. Небольшое изменение самого фактора или условий, в которых он действует, может привести к существенному изменению ряда результативных показателей. [5, стр.471]

Карасева И. Н Анализ – финансовый механизм управления формированием прибыли, основанный на обеспечении необходимого соотношения отдельных видов капитала или отдельных видов затрат. Анализ – процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли. В буквальном понимании анализ означает небольшую силу (рычаг), с помощь которого моно перемещать довольно тяжелые предметы. [8, стр.335]

В экономическом контексте понятие рычага, или анализа (leverage), означает использование затрат, величина которых остается постянной, в стремлении повысить прибыльность. Первый объясняется наличием постоянных операционных издержек, связанных с производством товаров или услуг.

Термин «анализ» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе. В Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing». В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском рычагом является «lever», но никак не «1еverege». [10, стр.255]

Райзберг Б. А. Анализ — процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли. Анализ — это рычаг для подъема тяжестей, то есть некий фактор, наибольшее изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый анализный эффект, или эффект рычага. [34, стр.367]

Наиболее наглядной мерой оценки уровня производственного риска является операционный анализ. Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень операционного анализа. Для такой компании даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет.

Один из ведущих специалистов в области финансового менеджмента Ю. Бригхем подчеркивает, что «если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень производственного риска». [13, стр.435]

Рассмотрим как по-разному авторы трактуют понятие «операционный анализ».

Таблица 1.1.1. Определение понятия «операционный анализ»

Источник Понятие
Большой экономический словарь анализ операционный – доля операционных затрат в полных затратах на производство продукции.
Современный экономический словарь прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.
И. Я. Лукасевич доля постоянных затрат в издержках, которые несет предприятие в процессе своей основной деятельности. Этот показатель характеризует зависимость предприятия от постоянных затрат в себестоимости продукции и является важной характеристикой его делового риска.
В. В. Ковалев потенциальная возможность влиять  на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
М. Н. Крейнина это показатель соотношения выручки от реализации и прибыли от реализации, характеризует степень риска предприятия при снижении выручки от реализации.
Е. С. Стоянова действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Джеймс К. Ван Хорн

Джон М. Вахович

использование фирмой постоянных операционных издержек.

В отечественной теории до сих пор не сложилось четкой трактовки термина «операционный анализ», нет устоявшегося мнения относительно меры оценки. Так, Большой экономический словарь дает следующее определение: «анализ операционный – доля операционных затрат в полных затратах на производство продукции», что является по сути тавтологией. Это объясняется сущностью операционных затрат, под которыми понимают затраты, связанные с осуществлением операционной (текущей) деятельности, то есть затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Большинство отечественных экономистов утверждают, что действие операционного анализа проявляется в том, что изменение выручки сопровождается более сильной динамикой изменения прибыли.

Современный экономический словарь дает такое определение операционного рычага: прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.

Понятие «рычага» широко используется в различных естественных науках  и обозначает приспособление или механизм, позволяющий усиливать воздействие на некоторый объект. В финансовом менеджменте в качестве такого механизма выступает постоянная составляющая в совокупных затратах предприятия. Под операционным рычагом понимают долю постоянных затрат в издержках, которые несет предприятие в процессе своей основной деятельности. Этот показатель характеризует зависимость предприятия от постоянных затрат в себестоимости продукции и является важной характеристикой его делового риска. [32, стр. 448]

В. В. Ковалев определяет производственный анализ как потенциальную возможность влиять  на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. [25, стр.126]

По мнению М. Н. Крейниной, «показатель соотношения выручки от реализации (или выручки за вычетом процентных затрат) и прибыли от реализации называется «операционным анализом» и характеризует степень риска предприятия при снижении выручки от реализации». [29, стр.178]

Е. С. Стоянова отмечает, что действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. [47, стр.378].

Джеймс К. Ван Хорн и Джон М. Вахович подчеркивают, что операционный рычаг присутствует в тех случаях, когда у фирмы есть постоянные операционные издержки — независимо от объемов производства.  Мы используем постоянные операционные издержки в надежде, что соответствующий объем продаж обеспечит получение большей прибыли, чем необходимо для покрытия всех постоянных и переменных операционных издержек. [15, стр. 723].

Концепция операционного анализа и его мера – уровень операционного анализа присутствуют почти в каждом зарубежном учебнике по финансам. Обзор литературы относительно операционного леверижда разнообразен неопределенностями и противоречиями. Например, Дж. Кларк, М. Кларк и П. Элгерс [26, стр. 145] полагают, что «операционный анализ измеряет чувствительность (эластичность) прибыли к изменению объема продаж и изменяется непосредственно с соотношением постоянных затрат в полных затратах». Э. Соломон и Дж. Прингл делают аналогичное утверждение: «Чем выше у фирмы соотношение постоянных операционных затрат к переменным операционным, тем выше ее операционный анализ» [42, стр. 213]. Несколько изданий делают подобные заявления: «…эта альтернатива (производства продукции) повлечет более капиталоемкий процесс производства (и менее трудоемкий), который станет причиной увеличения уровня операционного анализа» [19, стр. 43].

Понятие операционного анализа было разработано для анализа проектов, подразумевавших различные методы производства определенной продукции, часто имеющих разные уровни операционного анализа и разные объемы безубыточного производства.

Рассматривая операционный рычаг, следует отметить такие его основные характеристики:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Величину  операционного  рычага  определяет  соотношение постоянных и переменных затрат. Чем выше доля постоянных затрат в общих затратах предприятия, тем выше операционный рычаг, т.е.:

у организации с высоким операционным рычагом в составе затрат преобладают постоянные затраты;

у организации с низким операционным рычагом в составе затрат преобладают переменные затраты.

Понятие операционного анализа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет решать следующие задачи:

максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж;

деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке;

дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного анализа.

Операционный  рычаг  представляет  собой  возможность организации  влиять  на  уровень  прибыли  изменением  структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Эффект  операционного  рычага  проявляется  в  том,  что небольшие изменения объема продаж после того, как достигнут объем производства,  при  котором  обеспечивается  покрытие  постоянных расходов, вызывают значительные изменения финансового результата.

Для управления уровнем операционного анализа необходимо рассмотреть влияние не только объемов реализации и структуры затрат, но и показателей финансового состояния, таких как рентабельность собственного капитала, коэффициент оборачиваемости активов, коэффициент финансовой зависимости и др.

Рис. 1.1.1. Взаимосвязь факторов, влияющих на уровень операционного рычага

Значимость выделенных факторов с позиции управления операционным рычагом объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Операционный  рычаг  связан  с  уровнем  предпринимательского риска: чем он выше, тем больше риск. Повышение риска в свою очередь, означает  возможность  получения  организацией  дополнительной прибыли.

Операционный анализ – это стратегическая характеристика экономического потенциала фирмы. Наращивание уровня операционного анализа фирмы приводит, с одной стороны, к повышению технического уровня фирмы, т.е. к увеличению в ее имуществе доли внеоборотных активов, служащих основным материальным генерирующим производственным фактором; с другой стороны – появлению дополнительного риска неокупаемости сделанных капитальных вложений.

Операционный рычаг — прогрессивное нарастание величины чистой прибили при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.

Производственный анализ аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т. е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).

Операционный анализ является одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Операционный рычаг присутствует в тех случаях, когда у фирмы есть постоянные операционные издержки — независимо от объемов производства.

Базовым элементом концепции анализа является взаимосвязь показателей операционного рычага и постоянных расходов. До тех пор пока полученная компанией прибыль недостаточна для покрытия постоянных издержек, фирма терпит убытки. После того, как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли.

С учетом рассмотренных основных характеристик операционного анализа его понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Операционный анализ – это финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек. Результат этого управления оценивается с помощью показателя «эффект операционного анализа».

Операционный левередж – инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж. Операционный анализ – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация); это мера операционного риска, определяемая уровнем постоянных затрат в себестоимости; это использование активов, за которые  фирма несет постоянные издержки.

Операционный анализ – это сложная система управления активами предприятия. Любое предприятия стремятся к достижению двух основных целей своей деятельности, т.е.:

увеличению прибыли;

увеличению стоимости самого предприятия.

В этих условиях операционный анализ становиться тем самым инструментом, который позволяет достичь данные цели, посредством влияний на изменения соотношений и рентабельности собственного и заемного капитала.

Операционный анализ служит инструментом для:

текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;

обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;

оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.

Таким образом, операционный анализ является показателем, помогающим менеджерам выбрать соответствующую стратегию предприятия в управлении затратами, прибылью и деловым риском.

1.2. Особенности операционного анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы

Далее представим особенности расчета операционного анализа. Рассмотрим общие  особенности операционного анализа фирмы:

Первая особенность: «Если рычагом пользоваться правильно, то сила, прикладываемая на одном его конце, усиливается на другом. Это наиболее характерная особенность механического рычага, например обыкновенного лома.» [15, стр. 723]

Вторая особенность. Операционная деятельность — это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Самым изящным и эффективным методом финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства, а, следовательно, и всю операционную деятельность предприятия.

Третья особенность. Операционная деятельность предприятия состоит из ряда последовательно осуществляемых этапов, харак­тер которых определяется отраслевыми особенностями, спецификой отрасли экономики, к которой оно принадлежит. И при управлении затратами предприятия следует иметь в виду, что их доля зависит от отраслевых особенностей бизнеса.

Четвертая особенность. Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. Результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Пятая особенность. Операционная деятельность предприятия ориенти­рована в основном на товарный рынок, в то время как финансовая и инвестиционная его деятельность осущест­вляются преимущественно на финансовом рынке. При этом, операционная деятельность связана с различными видами и сегментами товарного рынка, определяемыми спецификой используемого сырья и материалов, соста­вом используемого оборудования, характером готовой продукции. Соответственно и условия формирования  прибыли, а, следовательно, и влияния операционного рычага, в значительной степени связа­ны с состоянием конъюнктуры соответствующих видов и сегментов товарного рынка.

Шестая особенность. Операционный анализ часто называют также анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки без убыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Операционный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема реализации. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (например, на рекламу) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Ключевыми элементами операционного анализа служат:

  • операционный рычаг;
  • порог рентабельности (точка безубыточности);
  • запас финансовой прочности предприятия.

Рассматривая общие особенности операционной деятельности предприятия, переходим к рассмотрению специфических особенностей операционного рычага фирмы ООО «Урал Агро»:

Первая особенность. Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Если доля постоянных затрат в себестоимости товаров и услуг значительна, предприятие имеет высокий уровень операционного рычага, а следовательно, и делового риска. Уровень операционного рычага позволяет определить величину процентного изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж на 1 %.

Потенциальный эффектов операционного рычага заключается в том, что изменение объема продаж приводит к более чем пропорциональному изменению операционной прибыли (или убытка). Количественная мера такой чувствительности операционной прибыли фирмы к изменению ее объема продаж называется силой операционного рычага (degree of operating leverage — DOL). Сила операционного рычага фирмы на определенном уровне производства или продаж представляет собой прирост операционной прибыли (в %), приходящийся на прирост уровня производства или продаж (в %), который вызывает данное изменение прибыли.

Модель операционного анализа базируется на условном разделении всех затрат фирмы на переменные и постоянные. В  основе  эффекта  операционного  рычага  лежит  механизм  влияния  соотношения  переменных  и  постоянных  расходов  на  финансовые результаты организации.

Вторая особенность. Переменные затраты прямо и непосредственно зависят от деловой активности хозяйствующего субъекта, его деятельности по выпуску и реализации соответствующих продуктов и услуг. К ним относятся сырье и материалы, сдельная оплата основных рабочих, электроэнергия и технологические нужды, комиссионные, горючее для транспорта, расходы на упаковку, некоторые виды административных, коммерческих и общефирменных затрат, налогов и др.

Переменные затраты на единицу конкретного вида продукции не зависят от объемов ее производства и остаются неизменной величиной до определенного предела.

Рис. 1.2.1. График поведения суммарных переменных издержек на заданный объем производства.

Каждый из графиков имеет свой угол наклона к горизонтальной оси, зависящий от величины переменных издержек на единицу продукции. Чем меньше угол наклона графика издержек, тем выгоднее бизнесу: небольшие переменные расходы на единицу продукции связывают меньше оборотного капитала и обещают более значительную прибыль.

При управлении переменными затратами основные усилия менеджмента должны быть направлены на их экономию. Ее обеспечение до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

снижение численности работников основного и вспомогательного производств за счет роста производительности их труда;

переход от сдельных видов оплаты труда к повременным;

сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной рыночной конъюнктуры;

внедрение ресурсосберегающих технологий;

замену материалов на более дешевые аналоги без ущерба для качества продукции;

обеспечение выгодных для предприятия условий постановки сырья и материалов.

Постоянные затраты остаются неизменными для заданного объема производства в течении определенного периода времени. Примерами таких затрат являются аренда, коммунальные платежи, плата за освещение и отопление, повременная заработная плата специалистов и служащих, амортизация, проценты по кредиту, страхование и др.

Рис. 1.2.2. График поведения постоянных издержек на заданный объем производства

Однако постоянные затраты на единицу конкретного вида продукции снижаются с ростом объемов ее производства.

Важная особенность постоянных затрат заключается в том, сто большинство из них предприятие вынуждено покрывать в любом случае, независимо от уровня деловой активности, рыночной конъюнктуры, результатов хозяйственной деятельности.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что их доля в значительной мере зависит от отраслевых особенностей бизнеса, определяющих различные требования к капиталоемкости производства, амортизации труда, квалификации персонала и т.д. Кроме того, постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению. Поэтому предприятия капиталоемких отраслей (добывающей или тяжелой промышленности, машиностроения и т.п.), как правило, обладают меньшими возможностями  в управлении операционным рычагом. В то же время предприятия сферы обслуживания могут легко регулировать уровень операционного рычага, исходя из той или иной рыночной ситуации.

Смешанные затраты включают расходы, величина которых изменяется с ростом или снижением объема производства, но, в отличие от переменных затрат, не в прямой пропорции. Другими словами, эти затраты содержат как постоянную, так и переменную компоненты. Примерами могут служить постоянно-премиальная зарплата; вознаграждение торговых агентов, предусматривающие проценты от реализации; затраты на хранение и транспортировку продукции, а также на коммуникации (телефон, Интернет и т.п.), расходы на обслуживание, ремонт оборудования. По графику 1.2.3. видно, что смешанные затраты зависят от объема производства, но изменяются ступенчато.

Рис. 1.2.3. График поведения смешанных издержек

Сложением переменных и постоянных издержек, в которые включены и смешанные затраты, получают суммарные (полные) издержки на весь объем продукции.

Рис. 1.2.4. График суммарных издержек

Эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

Освоив систему управления затратами, а следовательно, и операционным рычагом, предприятие получает следующие преимущества:

  • возможность увеличить конкурентоспособность производимой продукции за счет снижения издержек и увеличения рентабельности;
  • разработать гибкую ценовую политику, на ее основе увеличить оборот и вытеснить конкурентов;
  • сэкономить материальные и финансовые ресурсы предприятия, получить дополнительные оборотные средства;
  • оценить эффективность деятельности подразделений предприятия, мотивацию персонала.

Эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага на величину постоянных затрат: чем больше постоянные затраты, тем сильнее действует операционный рычаг и наоборот. Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности.

Задача  управления  операционным  рычагом  заключается  в изменении структуры затрат организации – изменении доли переменных и постоянных затрат. При неблагоприятной рыночной обстановке – при снижении  объемов  продаж –  выгоден  низкий  операционный  рычаг (низкая доля постоянных затрат), так как при падении объемов продаж необходимо  решать  задачу  минимизации  потерь  прибыли.  Наоборот, при  благоприятной  рыночной  конъюнктуре –  при  росте  объемов реализации – выгоден высокий рычаг (высокая доля постоянных, низкая доля  переменных  затрат).  Подобная  структура  затрат  будет способствовать максимизации прибыли.

Возможность управлять долей постоянных издержек в совокупных расходах в значительной степени зависит от отрасли. Отдельные секторы экономики в силу технологических особенностей имеют более высокие постоянные затраты. Это электроэнергетическая, нефтегазовая отрасли, сталелитейные, телефонные компании, а также отрасли с высокими затратами на НИОКР – автомобилестроение, производство компьютеров и проч. Однако, и в них необходим учет эффекта операционного анализа при выборе инвестиционной политики.

Таблица 1.2.1. Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема производства

Объем производства Переменные издержки Постоянные издержки
Суммарные На единицу продукции Суммарные На единицу продукции
Растет Увеличиваются Неизменны Неизменны Уменьшаются
Падает Уменьшаются Неизменны Неизменны Увеличиваются

Операционный анализ характеризует взаимосвязь между объемом реализации, валовым доходом и расходами производственного характера. Анализ этих взаимосвязей заключается в количественной оценке уровня анализа. Она выражается с помощью специального метода – «метод порога рентабельности».

Экономический смысл показателя операционного рычага заключается в следующем: он показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению валового дохода.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сила воздействия операционного рычага в значительной степени рассчитывается от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты.

Чем слабее сила воздействия операционного рычага, тем больше запас финансовой прочности. Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных расходов, которые при снижении доходов предприятия трудно поддаются уменьшению. Высокая сила воздействия операционного рычага в условиях экономической  нестабильности,  падения  платежеспособного спроса потребителей означает, что каждый процент снижения выручки ведет к существенному  падению прибыли и возможностью  вхождения организации в зону убытков.

При  высоком уровне постоянных расходов организации в отсутствии их снижения в период падения спроса на продукцию предпринимательский риск увеличивается. Для небольших организаций, специализирующихся на производстве одного вида продукции, характерна высокая степень предпринимательского  риска. В этом же направлении действует неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цен на сырье и энергетические ресурсы.

Уровень операционного рычага измеряется темпа соотношения прироста прибыли (балансовой) и темпа прироста объема производства. Он показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема: если у предприятия высокий уровень производственного анализа, то небольшие усилия по наращиванию объема производства  могут привести к росту прибыли. С другой стороны, этот показатель характеризует предпринимательский риск оказаться в убытках  при падении объемов сбыта.

Эффект операционного рычага состоит в наращивании прибыли при росте объемов производства за счет экономии на условно-постоянных расходах.

Уровень операционного рычага может изменяться под влиянием следующих факторов:

  • цена реализации;
  • объемы продаж;
  • переменные и постоянные затраты;
  • комбинация перечисленных факторов.

При неблагоприятной конъюнктуре рынка, приводящей к снижению объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда еще не  преодолена точка его безубыточности, необходимо принять меры по снижению постоянных затрат. И наоборот, при благоприятной рыночной конъюнктуре и наличии определенного запаса финансовой прочности требования к режиму экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены.

Четвертая особенность. Действие операционного рычага связано с различной природой и поведением текущих затрат на производство и реализацию продукции. В зависимости от  изменения производства  различают переменные затраты и условно-постоянные, исследование которых составляет предмет анализа безубыточности.

Операционный рычаг очень тесно связан с анализом безубыточности, который даст нам ответ на такие вопросы, как: какой объем продаж необходим для безубыточной работы, сколько надо продать для желаемой прибыли и как повлияют изменения в ассортименте на прибыль.

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного анализа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие – остаются неизменными вне зависимости от него.

Цель анализа безубыточности деятельности — установить, что будет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.

Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Порог рентабельности – это минимальный объем реализации, при котором бизнес окупает вложенные в него затраты. Если объем реализации ниже порога рентабельности, предприятие несет убытки, если выше – получает прибыль. При определении порога рентабельности возникает необходимость определения «валовой моржи» — результат от реализации после возмещения переменных затрат. Валовой моржи должно хватить не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. При пороге рентабельности валовой моржи хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Анализ безубыточности позволяет определить объем продаж, покрывающий все издержки хозяйственной деятельности. Уровень безубыточности достигается при равенстве выручки полым затратам.

Графическое представление соотношения между совокупными доходами и совокупными издержками для различных уровней производства и продаж, демонстрирующее области получения прибыли и убытков, можно отобразить с помощью графика безубыточности.

Рис. 1.2.5 График расчета порога рентабельности

Этот график позволяет ответить на вопрос: при каком объеме продаж организация получит прибыль. Он также определяет точку, в которой затраты на производство и реализацию продукции будут равны выручке. Эта точка называется точкой безубыточности. В этой точке рентабельность продаж равна 0.

Этот график также показывает, что на прибыль прямое влияние оказывают объем продаж и затраты в той части, которая относится к постоянным.

Точка безубыточности представляет собой объем продаж, при котором совокупные доходы равняются совокупным операционным затратам (или операционная прибыль равняется нулю).

Метод порога рентабельности (операционный анализ или анализ «издержки – объем – прибыль») направлен на поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж. Этот анализ основан на разделении издержек на постоянные, переменные и смешанные.

Анализ безубыточности производства является мощным инструментом для принятия управленческих решений.

Пятая особенность. Расчет точки безубыточности связан с расчетом запаса финансовой устойчивости, то есть выясняет, как далеко «убегает» запланированная выручка от точки безубыточности (порога рентабельности). Запас финансовой прочности является одним из показателей, который предприятие должно учитывать при формировании своей финансовой стратегии является запас финансовой прочности.

Как далеко планируемая выручка от реализации убегает от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов может снизиться уровень продаж, прежде чем будет, достигнут уровень безубыточности. Запас финансовой прочности (показатель безопасности) представляет собой разность между фактическим уровнем продаж и критическим объемом продаж.

С увеличением выручки сила влияния операционного рычага слабеет, а запас финансовой устойчивости растет, а при уменьшении выручки — обратная картина.

Таким образом, сущность, значимость и эффект операционного анализа заключается в следующем:

  • высокая доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного анализа и  свидетельствует о значительном уровне операционного риска;
  • повышение уровня технической оснащенности фирмы сопровождается ростом присущего ей операционного анализа и соответственно операционного риска;
  • суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты производственного характера определяются выбором  материально-технической базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, должны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат;
  • компании с относительно высоким уровнем производственного анализа рассматриваются как рисковые с позиции производственного риска;
  • управление операционным анализом, а следовательно и операционным риском означает не достижение им некоторого целевого значения, но прежде всего контроль за его динамикой и обеспечением комфортного резерва безопасности в плане превышения маржинального дохода над суммой условно-постоянных расходов производственного характера.

Приведенные тезисы с очевидность приводят к выводу: уровень операционного анализа необходимо уметь оценить и управлять им.

Анализ и анализ безубыточности служат инструментом для:

  • текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;
  • обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;
  • оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.

Понимание сути операционного анализа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике компании. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда компания уверена в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.

Освоив систему управления затратами, предприятие получает следующие преимущества:

  • возможность увеличить конкурентоспособность производимой продукции (услуг) за счет снижения издержек и увеличения рентабельности;
  • разработать гибкую ценовую политику, на ее основе увеличить оборот и вытеснить конкурентов;
  • сэкономить материальные и финансовые ресурсы предприятия, получить дополнительные оборотные средства;
  • оценить эффективность деятельности подразделений предприятия, мотивацию персонала.

 


Страницы:   1   2   3   4