2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ОНЕЖСКИЙ ЛЕСОПИЛЬНО – ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ «
2.1. ПОЛОЖЕНИЕ АО «ОНЕЖСКИЙ ЛДК» В ОТРАСЛИ, В ЦЕНОВОМ СЕГМЕНТЕ, АНАЛИЗ РЫНКА.
Акционерное общество «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» было учреждено в 1992 году.
АО «Онежский ЛДК» производит в год 180 тысяч кбм пиломатериалов хвойных пород скандинавской сортировки и 146 тысяч тонн технологической щепы. Обрезные пиломатериалы вырабатываются из еловых и сосновых лесоматериалов, сушатся до транспортной (20-22%) влажности и поставляются на экспорт.
С 2014 года АО «Онежский ЛДК» находится в составе SegezhaGroup корпорации АФК Система.
Общество расположено в северной части города Онеги, на правом берегу в устьевой части реки Онега, в пяти километрах от железнодорожной станции, с которой связан железнодорожной веткой. Кроме того, АО «Онежский ЛДК» располагает причалом, что обеспечивает удобные способы транспортировки продукции.
Основным видом деятельности АО «Онежский ЛДК» является производство экспортных пиломатериалов. Сопутствующее производство — выпуск технологической щепы для целлюлозно-бумажной промышленности. Общество специализируется на переработке древесины хвойных пород (в общем объеме переработки 75% составляет еловое сырье и 25% — сосновое).
В географии поставок пиловочного сырья для АО «Онежский ЛДК» в отчетном году преобладает Архангельская область (91,2%). Поступление сырья из других регионов составило в 2016 году существенно меньшую долю: из Республики Карелия — 3,7%, Вологодской области – 4,7%. Структура поставок наглядно представлена на диаграмме 2.1.
Диаграмма 2.1.
Покупателями экспортной продукции АО «Онежский ЛДК» в 2016 году являлись страны Западной и Северной Европы, а также Египет, Китай, Тайвань. Основная часть всего объема пиломатериалов (86,3%) успешно экспортировалась покупателям в такие европейские страны как Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Эстония и Германия, также существенную долю в структуре продаж по итогам 2016 года составили продажи в Китай – 8,1%. На диаграмме 2.2. эти данные представлены в графической форме.
Диаграмма 2.2.
Основным рынком сбыта технологической щепы, произведенной АО «Онежский ЛДК» в прошедшем году, как и прежде, стал внутренний рынок.
В дальнейшем Общество не предполагает коренных изменений технологического цикла производства и реализации продукции.
На положение Общества в отрасли влияет также и развитие конкурентной среды. Основными конкурентами АО «Онежский ЛДК» являются лесопильные предприятия Северо-Западной части России, прежде всего, Архангельской области, а также Вологодской, Кировской, Ленинградской областей и Республики Карелия. Предприятия, расположенные в вышеуказанных регионах России, ориентированы на те же рынки сбыта. Кроме того, основными конкурентами Общества на рынках пиломатериалов Западной Европы, помимо перечисленных, являются также лесопильно-деревообрабатывающие предприятия Скандинавских стран.
По данным научно-исследовательской работы «сследование рынка заготовки, производства и реализации лесоматериалов (необработанный лес, пиловочник, пиломатериалы, древесные плиты) в Российской Федерации. На территории РФ расположено почти 25% мирового леса, общий запас древесины составляет 82 млрд. куб. м при ежегодном допустимом объеме рубки в размере около 0,5 млрд. кубов, из которых используются сегодня менее чем четверть.
Несмотря на внушительные запасы древесины, эффективность функционирования отрасли по международным меркам очень низкая.
Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тысячу кв. км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, обеспечивая только 6% от мирового объема лесозаготовки. Доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины составляет около 70 долл., что почти в пять раз меньше, чем в среднем по мировому рынку лесоматериалов. Кроме того, удельный вес лесоперерабатывающего комплекса в общей производственной структуре на протяжении последних нескольких лет уменьшается — с 4,8% в 2010 г. до менее чем 4% в 2017 г., при том, что спрос на продукцию лесопереработки растет как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Участниками рынка называются следующие причины такого состояния дел в отрасли:
— несовершенная система государственного управления лесными ресурсами;
— недостаточное финансирование предприятий лесоперерабатывающего комплекса;
— ориентация большинства предприятий на выпуск продукции с низкой степенью переработки;
— высокий уровень незаконной вырубки древесины.
Сравним положение России в группе ведущих экспортеров пиломатериалов проанализировав таблицу 2.1.
Таблица 2.1. Положение первой десятки лесоэкспортеров на ведущих товарных рынках. Таблица составлена автором
| № п\п | Страна | Общий % в мировом экспорте | Древесное сырье | Пиломатериалы
| ||
| Место в мире по объему | % в мировом экспорте | Место в мире по объему | % в мировом экспорте | |||
| 1. | Канада | 20 | 7 | 4 | 1 | 44 |
| 2. | США | 13 | 1 | 24 | 2 | 9 |
| 3. | Финляндия | 10 | 17 | 1 | 5 | 5 |
| 4. | Швеция | 9 | 12 | 1 | 3 | 9 |
| 5. | Германия | 7 | 4 | 7 | 8 | 1 |
| 6. | Франция | 4 | 6 | 5 | 9 | 1 |
| 7. | Индонезия | 3 | 23 | 0 | 20 | 0 |
| 8. | Малайзия | 3 | 2 | 13 | 4 | 6 |
| 9. | Австрия | 3 | 18 | 1 | 6 | 4 |
| 10. | Россия | 3,5 | 3 | 12 | 7 | 4 |
| 11. | Прочие | 25 | 32 | 17 | ||
Диаграмма 2.3.
Учитывая данные исследований, не смотря на то, что основная часть продукции реализуется за пределами РФ, при анализе конкурентов целесообразно рассматривать структуру и состав российского рынка лесозаготовки.
Под маркировкой «ONEGA» продукция предприятия с 1997 года известна во всех странах, в которые комбинат когда-либо поставлял пиломатериалы. Продукция комбината сертифицирована по международным экологическим стандартам (Приложение 1,2).
Таблица 2.2. Рейтинг экспортеров пиломатериалов 2016г. Таблица составлена по данным статистики ВЭД.
На основании данных таблицы 2.2. «Рейтинг экспортеров пиломатериалов 2016г» построен график 2.1. «Оценки уровня цены», при его изучении можно сделать вывод о том, что АО «Онежский ЛДК» находится в «нормальном» ценовом сегменте со средним уровнем цен 149,36USD/м3, тогда как нижняя граница сегмента находится на отметке 136,69USD/м3, а верхняя 153,43USD/м3.
График 2.1. Оценки уровня цены.
Важным направлением ценовых исследований является изучение эластичности спроса к цене. Она показывает зависимость в % изменение объема спроса к изменению цены.
Изменение цены в % (10 800 – 11 600)\11 600*100% = 6,89%
Изменение объема спроса в% (222 560 -188 896)\ 222 560*100%= 17 ,8%
Ценовая эластичность 17,8\6,89 = 2,58
Объем спроса на товар обратно пропорционален его цене, в нашем примере изменения цены на 6,89% повлекло увеличение спроса на 17,8%, коэффициент ценовой эластичности равен 2,58, что говорит об эластичном спросе.
В структуре себестоимости и через нее в определении цены на продукцию существенную долю занимает оплата труда и взносы во внебюджетные фонды, на практике эти показатели суммируются так как один является базой начисления для другого. Применяя процедуру бечмаркинга, рассмотрим производительность труда предприятия в сравнении с ближайшими конкурентами.
За 2016 год среднесписочная численность работников АО «Онежский ЛДК» составила 746 человек. Производительность труда составила 1,82 млн.руб./чел./год,
По данным предприятий из открытых источников. Для расчета производительности использовались данные о выручке и среднесписочной численности предприятий за 2016-ый год.
Таблица 2.3.Производительности труда деревообработки России
Из представленных данных видно, что по такому параметру как производительность труда АО «Онежский ЛДК» занимает 11 место среди крупнейших лесопромышленных экспортеров России. Максимальный показатель – 7,88млн.руб./чел./ показывает эффективность работы более чем в 4,3 раза. Визуализация данных представлена на графике 2.2.
График 2.2.Производительности труда деревообработки России.
2.2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ АО «ОНЕЖСКИЙ ЛДК»
Рассмотрим динамику изменений основных производственных и финансовых показателей систематизировав их в таблицу 2.4.
Таблица 2.4.Основные производственные и финансовые показатели Общества
Реализация продукции также увеличилась – пиломатериалов на 33 664 кбм или на 17,8%, щепы на 8 972 кбм или на 5,4%.Как уже отмечалось, в 2016 году удалось достичь определенного роста объёмов производства основных видов продукции по сравнению с предыдущим годом: пиломатериалов на 29 225 кбм, щепы на 17 450 кбм.
За 12 месяцев 2016 года всего было отгружено со складов предприятия и реализовано 222 560 кбм пиломатериалов, в том числе 99,3% из них на экспорт (220 974 кбм), из них железнодорожным транспортом – 41 704 кбм.
Отгрузка в течение 2016 года осуществлялась через морские торговые порты – Онега и Архангельск. Как и в предыдущие годы пиломатериалы отгружались в страны Европейского Союза: Великобританию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Эстонию, Германию, а также в Египет и Китай. Кроме того, в 2016 году предприятие вышло на рынок Тайваня.
Таблица 2.5. Структура имущества и источники его формирования
АО «Онежский ЛДК» завершило 2016 год с чистой прибылью по РСБУ в 61,71 млн. руб., что в 2,39 раза меньше, чем прибыль предыдущего года — 147,75 млн. руб. Это следует из отчета компании. Выручка компании выросла на 23,45% до 2,41 млрд. руб. с 1,95 млрд. руб. годом ранее. Валовая прибыль компании АО «Онежский ЛДК» за 2016 год выросла на 3,83% до 484,36 млн. руб. с 466,51 млн. руб. за 2015 год. АО «Онежский ЛДК» завершил 2016 год с прибылью до налогообложения в 80,28 млн. руб., что в 2,15 раза меньше показателя прибыли годом ранее — 172,36 млн. руб. Чистая прибыль АО «Онежский ЛДК» за 2015 год снизилась до 147,75 млн. руб. с 344,42 млн. руб. годом ранее. АО «Онежский ЛДК» по итогам за 2015 год увеличил продажи в 1,64 раза до 1,95 млрд. руб. с 1,19 млрд. руб. за 2014 год. Cебестоимость продукции компании повысилась в 1,54 раза до 1,48 млрд. руб. Компания АО «Онежский ЛДК» за 2015 год получила прибыль до налогообложения в 172,36 млн. руб., что в 2,58 раза меньше показателя за 2014 год. АО «Онежский ЛДК» завершило 2014 год с чистой прибылью по РСБУ в 373,31 млн. руб. по сравнению с убытком 109,96 млн. руб. годом ранее. Это следует из отчета компании. Объем продаж компании АО «Онежский ЛДК» увеличился на 8,15% до 1,19 млрд. руб. Валовая прибыль компании составила 282,31 млн. руб. Прибыль до налогообложения АО «Онежский ЛДК» за 2014 год достигла 466,35 млн. руб. по сравнению с убытком в 133,21 млн. руб. годом ранее.
Активы на 31 декабря 2017 г. характеризуются равенством соотношением внеоборотных средств и текущих активов (47,1% и 52,9% соответственно). Активы организации за весь период увеличились на 607 581 тыс. руб. (на 27,4%). Отмечая увеличение активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 6,4%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов является негативным фактором.
На диаграмме 2.3. детально показано соотношение активов в структуре организации.
Диаграмма 2.3.
Рассмотрим факторы, повлиявшие на рост активов организации, по данным активов и пассивов бухгалтерского баланса, в первую очередь (изменение статьи в процентном отношении указано в скобках):
- доходные вложения в материальные ценности – 974 723 тыс. руб. (87,2%)
- основные средства – 61 797 тыс. руб. (5,5%)
- долгосрочные заемные средства – 791 761 тыс. руб. (65,8%)
- краткосрочные заемные средства – 282 865 тыс. руб. (23,5%)
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 61 708 тыс. руб. (5,1%)
- отложенные налоговые обязательства – 61 386 тыс. руб. (5,1%)
Отрицательная динамика прослеживается в следующих статьях баланса: «дебиторская задолженность» в активе и «кредиторская задолженность» в пассиве (-335 893 тыс. руб. и -594 439 тыс. руб. соответственно).На последний день анализируемого периода (31.12.2017) собственный капитал организации равнялся 1 012 762,0 тыс. руб. За анализируемый период собственный капитал организации заметно вырос (+60 682,0 тыс. руб.).
Данные по стоимости чистых активов собраны в таблице 2.6. «Оценка стоимости чистых активов организации».
Таблица 2.6. Оценка стоимости чистых активов организации
