Меню Услуги

План управление инвестициями в ЖКХ. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.3. Основные направления совершенствования деятельности ЖКХ на муниципальном уровне

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) представляет собой социально-экономическую систему, обеспечивающую население всеми необходимыми для жизни условиями. Это сфера ответственности органов власти всех уровней.

Экономику городского хозяйства очень часто отождествляют с ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для органов муниципальной власти задач обеспечения населения водой, электричеством, теплом перед другими хозяйствующими вопросами. Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства страны, которое невозможно без наличия квалифицированных кадров в отрасли.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство испытывает кадровый голод в остром его проявлении. К сожалению, приходится говорить о катастрофическом дефиците кадров. Кадровый голод ощущается как среди рядовых профессий коммунального комплекса, так и среди специалистов и руководителей: специалистов по привлечению инвестиций, планированию, управлению качеством.

Темпы реформирования системы ЖКХ в настоящее время значительно возросли, что требует качественного выполнения работы сотрудниками коммунальной сферы и непосредственно связано с уровнем квалификации и имеющихся у них необходимых знаний.

Правильная организация управления персоналом на предприятиях ЖКХ обеспечивает экономическое развитие отрасли. Вместе с тем неподготовленность предприятий и организаций к новым преобразованиям, возросшим требованиям к качеству оказываемых услуг и дефицит квалифицированных специалистов и рабочих кадров серьёзно влияют на качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Сегодня рынок труда не способен удовлетворить потребности ЖКХ, как было сказано ранее, ни в квалифицированных рабочих, ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах.

За последние годы обеспеченность организаций ЖКХ высококвалифицированными кадрами снизилась, возросла доля лиц пенсионного и пред пенсионного возраста, увеличился отток кадров, свыше 10 процентов вакансий остаются незаполненными.

Среди причин дефицита квалифицированных кадров в ЖКХ и высокой текучести кадров можно выделить следующие:

  • отсутствует система профессиональных учебных заведений для подготовки кадрового состава ЖКХ;
  • отсутствуют федеральные образовательные стандарты, квалификационные характеристики, государственные требования к программам переподготовки и повышения квалификации кадров ЖКХ;
  • устаревшая материально-техническая база учебных заведений;
  • сложности при трудоустройстве выпускников, не имеющих опыта работы по специальности;
  • отсутствует единое информационное пространство, объединяющее выпускников и работодателей в ЖКХ;
  • низкая эффективность государственной политики в области адресной поддержки молодых специалистов, не развитость системной работы с молодыми кадрами;
  • низкий уровень оплаты труда в отрасли;
  • низкая престижность работы в ЖКХ;
  • отсутствует система государственного заказа на подготовку кадров, и формирование методического материала для обеспечения качества работы;
  • отсутствует система профессиональных стандартов сертификации и аттестации персонала, нет механизма персонификации ответственности.

Основной и перво — определяющей проблемой отрасли является низкий уровень заработной платы (см.таблицу 2).

Таблица 2. Уровень среднемесячной заработной платы в отрасли ЖКХ за 2013-2015 гг в Российской Федерации

Показатель/год 2013 2014 2015
Среднемесячная заработная плата в отрасли ЖКХ, руб./чел. в месяц 19852 21235 23050
Среднемесячная заработная плата в РФ, руб./чел. в месяц 29792 32495 33278

 

Из таблицы видно, что средняя заработная плата работников отрасли ЖКХ существенно отличается от средней заработной платы по стране. Тяжелый, мало автоматизированный труд рабочих, нежелание молодежи устраиваться на предприятия ЖКХ способствуют привлечению в отрасль иностранных граждан, в частности труд жителей стран бывшего СССР. Привлечение мигрантов, несомненно, может помочь решить проблему нехватки рабочих кадров, но в тоже время может иметь ряд социальных последствий, в том числе существенный рост преступности и межнациональной напряженности.

Как результат кадрового голода в отрасли — средний возраст работников ЖКХ близок к пятидесяти годам. Можно предположить, что через десять-пятнадцать лет работать в отрасли будет просто некому.

Ситуация, сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве в последние годы, вызывает особое внимание общественности и государственной власти.

Результатом кадровой проблемности ЖКХ стало принятие Министерством регионального развития Российской Федерации Плана мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2011-2016 годы (Приказ № 485 от 07.10.2011 г.).

В рамках Плана разработаны ряд мероприятий, за выполнение которых ответственными являются Минобрнауки, Минэкономразвития, Минрегион России, образовательные учреждения и др. Такие пункты плана как «создание системы мониторинга и баз данных для регулирования системы кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса», «разработка системы методического обеспечения подготовки кадров по направлению «Жилищно-коммунальный комплекс» (высшее профессиональное и среднее профессиональное образование), «проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса по заявкам субъектов» не получили реальной востребованности и как следствие сам документ оказался не действенным и не принес существенных изменений в отрасль ЖКХ.

Для решения кадрового голода в системе ЖКХ необходимо направить усилия на:

  • обеспечение поддержки государственных, региональных и муниципальных структур в вопросах (в том числе финансовых) в области научной и инновационной деятельности в секторе ЖКХ;
  • разработку комплекса предложений по различным формам ресурсной поддержки отраслевых образовательных учреждений со стороны государства и частного бизнеса;
  • стимулирование формирования при образовательных учреждениях организацию предпринимательского инновационного сектора;
  • разработку и внедрение образовательных программ, способствующих подготовке высококвалифицированных управленческих кадров в секторе ЖКХ;
  • реализацию Интернет-проекта по созданию отраслевой кадровой службы для нужд предприятий отрасли;
  • создание программы комплексной ресурсной поддержки молодых специалистов, пришедших работать на предприятия отрасли ЖКХ;
  • разработку долговременной программы привлечения и закрепления в отрасли ЖКХ на долговременной основе молодых рабочих кадров.

Четкие, конкретные, целенаправленные действия органов власти регионального и муниципального уровней безусловно важны в принятии кадровых решений в коммунальной сфере. Но без участия федеральных органов власти развитие отрасли, формирование кадрового потенциала не представляется возможным.

Один из наиболее значимых вопросов для жителей России – потребителей жилищно-коммунальных услуг – это соблюдение лицами, ответственными за управление жилой недвижимостью, законодательно установленных требований. Хорошо это понимают и в органах государственной власти, кроме Жилищного кодекса, требования к таким лицам установлены рядом подзаконных актов:

– Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства от 13.08.2006 г.№ 491);

– Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (Постановление Правительства от 15.05.2013 г. № 416), которые содержат стандарты деятельности по управлению МКД;

– В 2013 году утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере, в частности: профессиональный стандарт специалиста по управлению многоквартирным домом, профессиональный стандарт специалиста по управлению жилищным фондом, профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, ряд других.

Успех развития отрасли ЖКХ во многом зависит от скоординированных и совместных действий органов власти всех уровней, определения зоны ответственности каждого уровня власти за решение кадровых вопросов отрасли. В первую очередь это касается решения проблемы подготовки, обучения, переподготовки кадров, создания специализированных программ в учебных заведениях, обеспечения привлекательности отрасли.

Только в этом случае можно говорить о модернизации системы управления ЖКХ, создании конкурентной среды и повышении инвестиционной привлекательности отрасли.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Со стороны органов власти всех уровней ведется работа по преодолению кадрового голода в ЖКХ, но, на мой взгляд, сегодня не достигнуты желаемые результаты. В связи с этим можно дополнительно выделить следующие направления, которым следует придерживаться для стабилизации кадровой ситуации:

  1. Необходимо сформировать образовательные стандарты, условия для конкуренции в образовательной среде.
  2. Подготовить научную базу. В рамках данного предложения возможно создание специального инновационного Научно-образовательного комплекса. Основополагающим в создании комплекса будет являться создание устойчивой системы кадрового обеспечения предприятий ЖКХ путем использования потенциалов участников ЖКХ (органы власти, поставщики ресурсов, управляющие компании, собственники помещений) в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, преобразования профильного образования в комплексе ЖКХ с учетом требований работодателей, внедрения передовых инновационных технологий, создания системы взаимодействия сферы жилищно-коммунального хозяйства и сферы образования, направленной на развитие жилищно-коммунального комплекса.
  3. Использовать некоммерческие партнерства в качестве элемента инноватики системы подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ, а также аттестации персонала и сертификации услуг в сфере ЖКХ. Здесь предполагается, что в круг задач некоммерческого партнерства войдут: организация устойчивого и продуктивного взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, а именно государством (в лице органов власти всех уровней) и собственниками жилья (в лице их объединений); создание системы подготовки, переподготовки и аттестации кадров для отрасли ЖКХ на всех уровнях образования; формирование цивилизованного и инвестиционно — привлекательного рынка в сфере ЖКХ; развитие частно-государственного партнерства в отрасли; формирование и обновление нормативно-правовой базы, определение политики в области подготовки кадров для ЖКХ и др.
  4. Повысить престиж работы в ЖКХ. В данном случае можно внедрить систему формирования кадетских классов кадрового резерва организаций, работающих в коммунальной сфере, где учащиеся могут получить сведения об истории создания и формирования сферы ЖКХ, значимости и взаимодействии предприятий, обеспечивающих функциональную жизнедеятельность населенных пунктов. Учеба в кадетских классах может повлиять на сознательный выбор школьника профессии выпускников школ. Далее спроецировать данную направленность на колледжи и высшие учебные заведения. При этом программы обучения как практических, так и теоретических занятий могут составляться с учетом рекомендаций и пожеланий представителей управляющих компаний, поставщиков ресурсов, органов власти. В результате, после окончания учебного заведения, отрасль ЖКХ получит высококвалифицированного специалиста, сознательно получившего квалификацию и профессию.

Таким образом, можно отметить, что существующая система жилищно-коммунального нуждается в активном совершенствовании и инновационном подходе. От того, насколько будет успешно проходить кадровая модернизация отрасли, зависит повышение качества предоставляемых коммунальных услуг населению.

 

Глава 2. Управление инвестициями в сфере ЖКХ на муниципальном уровне: структура и технологии совершенствования

2.1. Источники финансирования сферы ЖКХ и эффективность их использования

Деятельность организаций, оказывающие услуги по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, оставили большой отпечаток в жизни каждого человека в нашей стране. Иногда опыт сотрудничества бывает положительным, но зачастую в глазах потребителей, ТСЖ или любая управляющая компания, оказывается отрицательным персонажем. Зачастую это происходит по причине того, что обычные граждане не понимают, или не хотят понимать, с какими проблемами сталкиваются такие организации.

Экономика страны, величина оплаты труда и ежегодный рост стоимости на коммунальные услуги, сказываются на несостоятельной платежеспособности населения.

Данный фактор приводит к росту дебиторской задолженности в организациях ЖКХ, что в свою очередь влияет на рост кредиторской задолженности компании и соответственно отрицательно сказывается на взаимоотношениях управляющих компаний и подрядчиков/поставщиков услуг. Поставщики коммунальных услуг начинают применять меры по взысканию этой задолженности с жителей путем приостановки подачи коммунальных услуг, что приводит к большому числу судебных исков. Получается так называемый «замкнутый круг».

Единственным выходом, на мой взгляд, является поиск способов эффективного управления дебиторской задолженностью со стороны организаций, оказывающие ЖКУ населению на праве заключенного договора управления.

Проблема управления дебиторской задолженностью всегда была актуальной и использование эффективной методики является залогом существования на рынке предоставления ЖКУ. Наличие слишком высокой дебиторской задолженности оказывает негативное влияние на платежеспособность, результативность и финансовую устойчивость, следовательно, влечет за собой экономические потери для компании.

Задолженность граждан по оплате ЖКУ, находится на первом месте в списке наиболее распространенных видов долгов управляющей организации. В среднем, по разным источникам, эта доля составляет около 80–90%, при этом задолженность, которая не будет погашена в срок, установленный законодательством (ст. 155 ЖК РФ) и договором управления, составляет примерно половину. Также во многих компаниях с каждым годом увеличивается доля невозвратной задолженности.

Управление дебиторской задолженностью процесс трудоемкий, эта работа «на перспективу», но, если ее выполнять качественно и «на совесть», может привести не к быстрым, но к долгожданным результатам.

Существуют универсальные/стандартные, тем не менее эффективные элементы управления дебиторской задолженностью:

в первую очередь в компании должна присутствовать система анализа задолженности, т.е. ее разграничение на текущую, сомнительную и невозвратную;

во-вторых, необходимо чтобы в компании существовало понятие о кредитной политике, т.е.грамотная классификация жителей по размеру задолженности и решение о кредитовании всех групп людей или выборочно.

В-третьих, компания должна принять решение о системе поощрения добросовестных плательщиков или применение санкций и штрафных мер. Многие компании, не зная об эффективном управлении дебиторской задолженности ничего, применяют этот элемент каждый день.

В-четвертых, инкассация дебиторской задолженности.

В-пятых, необходимо создать резервы по сомнительным и безнадежным долгам, что позволит компании снизить нагрузку по налогу на прибыль, что в итоге приведет к уменьшению потерь, обусловленные наличием дебиторской задолженности.

Эти элементы управления хороши в теории, но на практике в организациях ЖКХ существуют другие и более острые проблемы: отсутствие учета и контроля за ростом дебиторской задолженности и не понимание причин ее увеличения, отсутствие должностных лиц, в обязанность которых входит управление дебиторской задолженностью и обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Законодательством предусматриваются жесткие меры по взысканию дебиторской задолженности с граждан, но по факту редко компании идут на такие меры, как подача исковых заявлений или даже выселение граждан. На практике, это только предупреждения устные и письменные, первичные и повторные.

В итоге выше сказанного, можно дать следующие рекомендации по вопросу управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунальной сферы: лица, ответственные за управление жилым фондом компании должны тесно сотрудничать с населением, с каждым в отдельности или с отдельной инициативной группой, создание call-центра по телефонному общению с гражданами, расклейка стикеров на дверь должника, распечатка квитанций об оплате услуг разного цвета, рассылка sms-сообщений с предупреждением о подаче исковых обращений в суд, установление законного размера пени на просроченную задолженность, увеличение пунктов оплаты и своевременное оповещение об этом граждан.

В результате не эффективное управление дебиторской задолженностью в организациях, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сказывается как на деятельности компании в целом, так и на качестве предоставления услуг, что приводит к уменьшению качества жизни добросовестных плательщиков.

Проблемы ЖКХ касаются каждодневной жизни подавляющего большинства наших граждан. В многоквартирных домах проживают больше чем две трети (72%) населения страны. Большая часть домов — жилой фонд, построенный в советское время. И этот фонд, который был рассчитан отнюдь не на бесконечную эксплуатацию, с каждым днём всё больше ветшает. Как ветшают и все коммуникации — трубы, проводка, лифты, другая инженерная инфраструктура.

Согласно официальным данным Росстата, объём ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ увеличился с 1990 по 2014 год почти в три раза (с 32,2 до 93,3 млн. кв. метров). По данным раздела «Жилищные условия населения» Статистического бюллетеня 2012 года, на 2011 год — 92,4% многоквартирных домов были построены до 1995 года, около половины — до 1971 года. При этом у 51,5% домов процент износа составляет от 31 до 65%, ещё у 9,1% домов износ свыше 66%.

Ветшают не только дома, но и вся система ЖКХ. В 2015 году износ фонда ЖКХ достиг 60%, а в некоторых населённых пунктах — 80%. Количество аварий на объектах ЖКХ за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. С каждым годом неизбежно исчерпывается технологический задел, оставшийся с советского времени.

За последние 20 лет страну сотрясали бесконечные реформы в сфере ЖКХ, которые так и не привели к формированию справедливой системы ремонта и обслуживания жилья.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Отдача услуг ЖКХ на откуп частным компаниям не обеспечила здоровую конкуренцию в данной отрасли, не решила проблему низкого качества предоставляемых услуг. Напротив, разрушение единой жилищно-коммунальной системы, её автомизация во многом создали атмосферу коллективной безответственности, породили беспорядок и хаос в сфере жилищного обслуживания.

Государство фактически признало своё банкротство в вопросе капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно принятому в 1991 году Закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство было обязано передавать в руки граждан жильё только после проведения капитального ремонта либо с выплатой соответствующей компенсации. В 1992 году в закон внесли изменение, согласно которому за государством закрепили обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда даже после приватизации квартир.

Таким образом, вплоть до последнего времени государство было обязано за свой счёт производить капитальный ремонт многоквартирных домов. Однако это требование систематически игнорировалось. Лишь некоторая часть граждан сумели добиться ремонта своих домов, в том числе через суд. При этом все эти годы с граждан взималась плата на содержание многоквартирного дома и капитальный ремонт в составе квартирной платы. Вместо того чтобы использовать собранные средства и произвести, согласно закону, ремонт жилого фонда, государство в 2013 году отказалось от прежних обязательств и переложило ответственность и материальное бремя за капитальный ремонт на граждан России.

Подобное решение вызвало возмущение огромного числа собственников жилья, исправно плативших квартплату многие годы: «благодаря» реформе, теперь граждане России вынуждены платить «по второму кругу» за ремонт, который может состояться (или не состояться) через 10, 20 или даже 30 лет. Особенно несправедливой данная ситуация выглядит для пенсионеров, пожилых людей.

Итак, в сфере ЖКХ назрел целый комплекс важнейших, системных проблем, решение которых становится жизненно важной задачей для государства.

26 января 2016 года распоряжением правительства РФ № 80-р была утверждена «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ призван определить основные приоритеты, среднесрочные цели и задачи государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По нашему мнению, данная стратегия в настоящей редакции не соответствует глубине проблем в российском ЖКХ, недостаточно учитывает катастрофическое состояние жилищного и коммунального фонда, а также свидетельствует о самоустранении государства от разрешения создавшейся ситуации.

В разделе стратегии «Общая характеристика текущего состояния ЖКХ» отмечается, что ключевыми проблемами в сфере ЖКХ (которые фиксируют в том числе социологические опросы) являются:

— рост платы за ЖКУ без адекватного повышения качества услуг (55% россиян считают несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги);

— низкое качество жилищных и коммунальных услуг;

— изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ (как уже упоминалось выше, она составляет от 60 до 70% и выше).

По экспертным оценкам, приведённым в стратегии, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей.

Несмотря на столь масштабные проблемы отрасли, стратегия в качестве её ключевых направлений определяет совершенно иные приоритеты:

— формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах;

— развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;

— совершенствование системы отношений между собственниками, управляющими организациями и ресурсо — снабжающими организациями;

— повышение энергетической эффективности отрасли.

Это обозначает, что государство намерено переложить основную ответственность за спасение ЖКХ на граждан РФ, надеется лишь на частную и бизнес-инициативу в данной сфере. При этом государственное участие ни в текущем содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не обозначено в числе существенных условий реализации стратегии.

При этом мы видим устойчивую тенденцию по сокращению финансирования сферы ЖКХ. В госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» от 15 апреля 2014 года утверждены следующие падающие общие объёмы финансирования её мероприятий: в 2015 году — 96 млрд. руб.; в 2016 году — 50,7 млрд. руб. (почти в два раза меньше); в 2017 году — 54,9 млрд. руб.; в 2018 году — 47,2 млрд. руб.; в 2019 году — 49,3 млрд. руб.; в 2020 году — 51,4 млрд. руб.

На мероприятия, связанные с созданием условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России, предусмотрено в 2015 году лишь 12,7 млрд. руб., в 2016 году — 314 млн. руб., на 2017—2020 годы финансирование по данному направлению в госпрограмме вообще не указывается.

Ранее действовавшая в 2011—2015 годах федеральная целевая программа «Жилище» по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предусматривала общий объём финансирования — 24,5 млрд. рублей.

Выходит, за счёт бюджетных источников покрывалось и покрывается несоизмеримо меньше, чем составляют инвестиционные потребности отрасли ЖКХ, даже по официальным оценкам (500 млрд. руб. ежегодно согласно стратегии). Выделяемые средства в принципе не способны обеспечить не только модернизацию, но и нормальное текущее содержание объектов ЖКХ.

При этом сокращение финансирования совпадает с увеличением ежемесячных платежей граждан за услуги ЖКХ и введением по стране взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Очевидно, расчёт строится на том, что недостающие инвестиции будут восполнены частным бизнесом и платежами населения. Между тем применительно к частным инвестициям этот расчёт ничем не подкреплён.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Стратегия значительное внимание уделяет концессионным соглашениям, однако не устанавливает, каким образом будут гарантироваться: фактический активный приход эффективного, заинтересованного бизнеса в отрасль и заключение им концессионных соглашений; выполнение частными операторами обязательств по модернизации объектов ЖКХ; защита рынка от локальной монополизации; честное и законное проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений.

В итоге создаётся риск монополизации рынка концессий в сфере ЖКХ близкими к региональным и местным элитам и структурам власти предприятиями; невыполнения или неполного выполнения ими условий по модернизации объектов ЖКХ; роста коррупции, вывода капиталов из отрасли.

Именно это в значительной степени и случилось, например, на рынке услуг по управлению жилищным фондом после начала его коммерциализации.

Что касается населения, то перекладывание на него большей части расходов на содержание жилищного фонда и на его модернизацию в условиях значительного его износа (не менее 60—70%) вряд ли может быть эффективным.

Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы, при этом их уровень жизни ещё больше ухудшится. Напомню, что, по данным Росстата на 2015 год, уже 20,3 млн. человек (14,1% от общей численности населения России) имеют доходы ниже прожиточного минимума. И число бедных граждан неуклонно растёт. Отдельные категории населения, например, инвалиды второй группы, не имеющие достаточных льгот, в принципе оказываются не в состоянии оплачивать ЖКУ.

Перенесение бремени расходов на содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся потребление населения.

Таким образом, обозначенный в стратегии подход создаёт риск существенного недофинансирования отрасли и нарастания в ней проблем.

Уход государства из сферы ЖКХ, возложение значительной части бремени по её содержанию на население — это попытка «жить одним днём», закрыться от решения стратегических проблем отрасли.

Учитывая изложенное, мы предлагаем следующие меры по совершенствованию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.

  • Разработку государственного плана модернизации жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рассчитанного на период до 2020 года, с распределением приоритетов по годам.

Данный государственный план должен предусматривать конкретные количественные и качественные показатели устранения износа объектов ЖКХ, их модернизации, технологического перевооружения, мероприятий по ресурсосбережению.

При этом необходимо установить нормативы государственного финансирования сферы ЖКХ — в абсолютных цифрах и в соотношении с частным финансированием (платежи населения, частные инвестиции), а также в соотношении с потребностями отрасли в средствах на содержание и на модернизацию объектов ЖКХ, их технологическое перевооружение.

Считаем в связи с этим, что федеральное финансирование отрасли по госпрограмме в объёме менее 10% от ежегодных инвестиционных потребностей ЖКХ является недостаточным и должно быть увеличено как минимум до 50% от этих потребностей (в части средств, направляемых на модернизацию, техническое перевооружение объектов ЖКХ) с последующим увеличением до 100%. Сохранение нынешней политики, при которой нарастает изношенность объектов ЖКХ, означает жизнь в долг; эти долги придётся возвращать, но платить уже нужно будет гораздо больше.

  • В стратегии отсутствует чрезвычайно важное направление для развития экономики — решение проблемы завышенных тарифов на ЖКУ для предприятий производственной сферы.

В настоящее время фактически за счёт сферы производства субсидируются тарифы на ЖКУ для населения. Не государство, которое по Конституции РФ объявлено социальным, а производственная сфера оплачивает соответствующие социальные издержки (продолжая при этом платить высокие налоги), что тормозит её развитие, ограничивает рост национальной экономики.

Полагаем необходимым включить в стратегию систему мер, направленных на прекращение данного субсидирования, на ограничение тарифов на ЖКУ для производственных предприятий. Тарифы для населения следует компенсировать из государственных средств, одновременно снижая — в целях экономии средств — внутренние издержки отрасли, её коррупционную составляющую, количество организаций-посредников, не до инвестирование (которое приводит к повышенным платежам на текущее содержание изношенных объектов ЖКХ).

  • В стратегии указывается на низкое качество ЖКУ. Для его повышения предлагается формировать в стране «активного и ответственного» собственника жилья. Как представляется, данные меры могут дать лишь ограниченный эффект.

В целом по стране отрасль ЖКХ в результате проведенной её реформы (приватизации) оказалась криминализована, здесь отсутствует реальная конкуренция и нет условий для её появления. Там, где существуют независимый от теневых хозяев локальной сферы ЖКХ государственный надзор и контроль, качество ЖКУ выше. Там, где его нет, оно оказывается ниже, велик процент банкротства компаний с нелегальным выводом средств, идёт хищение платежей граждан (в том числе через приватизацию расчётных центров ЖКХ).

Поэтому в целях декриминализации, демонополизации сферы ЖКХ предлагаем включить в стратегию меры по возвращению ключевых функций управляющих и ресурсо — снабжающих организаций в ведение органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждением соответствующих государственных и муниципальных предприятий. Обеспечив при этом государственный и независимый общественный контроль за соблюдением количественных и качественных характеристик ЖКУ, предоставляемых населению, в соответствии с установленными государственными стандартами.

При этом наряду с государственными и муниципальными могут существовать частные предприятия в сфере ЖКХ, с которыми собственники помещений могут, по своему усмотрению, заключать контракты.

  • Предлагаем внести существенные изменения в систему капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Мы считаем, что полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования невозможен. Попытки провести его только за счёт средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придётся вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.

Исходя из этого, предлагаем учесть меры, изложенные во внесённом нами проекте федерального закона № 851708-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

  • Предлагаем создание всероссийского общественного наблюдательного совета по вопросам развития ЖКХ с включением в него представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных, а также независимых экспертов.

Государственный план модернизации ЖКХ предлагаем принимать и реализовывать с учётом мнения общественного наблюдательного совета и при условии независимой общественной экспертизы.

Выступаем против концентрации общественного контроля в отрасли только на площадках, близких к власти, в том числе специально созданных ею для имитации общественного контроля.

Полагаем необходимым создание сети площадок на базе общественного наблюдательного совета с независимым мониторингом и экспертизой краткосрочных планов модернизации в каждом субъекте РФ.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3   4