СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
1.1 Сущность предпринимательских рисков и факторы их определяющие
1.2 Классификация предпринимательских рисков
1.3 Факторы, оказывающие влияние на уровень рисков
1.4 Методы управления риском
1.5 Процесс управления рисками на предприятии
1.6 Страхование коммерческих рисков
ГЛАВА 2. РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «БЕРГ ХОЛДИНГ»
2.1. Общая характеристика компании
2.2 Экономическая характеристика предприятия ООО «БЕРГ ХОЛДИНГ»
2.3. Анализ предпринимательских рисков компании
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ ООО «БЕРГ Холдинг»
3.1 Предлагаемые мероприятия по снижению предпринимательских рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни невозможно избежать рискованных ситуаций, особенно если это касается бизнеса. В любой хозяйственной деятельности есть опасность финансовых и иных потерь. В условиях рыночной экономики наличие жесткой конкуренции подразумевает выбор отчетливой направленности становления бизнеса, определение стратегий развития с учётом вероятности возникновения тех или иных рисков.
Риски в современном бизнесе — это динамичный и постоянно развивающийся процесс, где выиграть может только тот, кто сможет держать под контролем и управлять риском в условиях конкурентной деловой среды. Нельзя полностью избегать рисков, так как это не только не убережёт бизнес от возможных форс-мажорных ситуаций, но и лишит предприятия прибыли.
Процесс управления риском подразумевает не только анализ и контроль, но и поиск путей минимизации риска до возможно более низкого уровня.
Целью дипломного проекта является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
— изучить понятие и сущность предпринимательских рисков и их классификацию;
— рассмотреть приемы и методы управления предпринимательскими рисками;
— провести анализ финансовой устойчивости предприятия, выявить основные риски на современном этапе его деятельности;
— разработать систему мер, направленную на снижение влияния рисков на деятельность предприятия;
Объект исследования — компания ООО «БЕРГ Холдинг»
Предмет исследования — процесс управления рисками в компании.
Структуру дипломного проекта составляют введение, три главы, заключение, список литературы.
Актуальность данной темы заключается в том, что экономические риски являются непосредственной составляющей любого бизнеса, так как реальность практически никогда не соответствует планируемым и желаемым параметрам. Именно поэтому грамотно выполненный анализ и оценка экономических рисков позволяет предприятию выявить сферы повышенного риска и вовремя принять необходимые меры по снижению влияния рисков на деятельность предприятия, а также минимизации неблагоприятных последствий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОВ
1.1 Сущность предпринимательских рисков и факторы их определяющие
В условиях рыночной экономики предприятие подвержено влиянию факторов внутренней и внешней среды. Они оказывают прямое воздействие на деятельность компании и заставляют ее предпринимать ряд действий для успешного функционирования. Целью любого предприятия является получение максимальных доходов при минимальных затратах. При осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса
В предпринимательской деятельности под «риском» принято понимать вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления производственной и финансовой деятельности.
Величина риска измеряется частотой и вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.
Характерными особенностями риска являются – неопределенность, неожиданность и неуверенность.
Противоречивость, как одна из черт риска, представляет собой разновидность деятельности, имеется ввиду, что риск, с одной стороны, нацелен на получение общественно значимых результатов нестандартными, свежими методами в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора, с другой стороны, риск ведет к авантюризму, субъективизму, торможению социального прогресса, к тем или иным социально-экономическим и моральным издержкам, если в условиях неполной исходной информации о ситуации риска альтернатива выбирается без должного учета объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение.
К основным характеристикам рисков относятся:
Экономическая природа риска
Риск характеризуется как экономическая категория, занимая определённое место в системе экономических понятий, связанных с осуществлением хозяйственного процесса предприятия. Он проявляется в сфере экономической деятельности предприятия, прямо связан с формированием его прибыли и часто характеризуется возможными экономическими последствиями в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Объективность проявления.
Риск является объективным явлением в деятельности предприятия, т.е. сопровождает всё и все направления его деятельности. Несмотря на то что ряд параметров риска зависит от субъективных управленческих решений, объективная природа его проявления остаётся неизменной.
Вероятность возникновения.
Она проявляется в том, что рисковое событие может произойти, а может и не произойти в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Степень этой вероятности определяется действием и объективных, и субъективных факторов, однако вероятностная природа финансового риска является постоянной его характеристикой.
Неопределённость последствий.
Последствия осуществления финансово-хозяйственной операции зависят от вида риска и могут колебаться в довольно значительном диапазоне. Иными словами, риск может сопровождаться как финансовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов. Эта характеристика риска означает недетерминируемость (отсутствие закономерности в появлении) его финансовых результатов, в первую очередь уровня доходности осуществляемых операций.
Ожидаемая неблагоприятность последствий.
Хотя последствия проявления риска могут характеризоваться как негативными, так и позитивными показателями результативности финансово-хозяйственной деятельности, риск в хозяйственной практике характеризуется и измеряется уровнем возможных неблагоприятных последствий. Это связано с тем, что ряд последствий риска определяет потерю не только дохода, но и капитала предприятия, что приводит его к банкротству (т. е. к необратимым негативным последствиям для его деятельности).
Как правило, все виды рисков взаимосвязаны, изменение одного вида рисков может вызвать изменение большинства остальных, что окажет влияние на деятельность предприятия.
1.2 Классификация предпринимательских рисков
Классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков или критериев.
Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков являются:
— время возникновения;
— основные факторы возникновения;
— характер учета;
— характер последствий;
— сфера возникновения и т.д.
В экономической литературе множество подходов и попыток классифицировать риски. Из-за большого разнообразия рисков нет «стройной» системы их классификации.
В зависимости от возможного результата (рискового события) выделяют две группы рисков: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно- естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые). Действия и решения человека могут повлиять как в лучшую сторону на результаты деятельности, так и в худшую, разрядить ситуацию неопределённости, изменить цель проекта. Риск существует как на этапе выбора действий (принятия решений), так и на этапе реализации проекта.
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.
Самая многочисленная группа классификации рисков выделяется по сфере его возникновения. В основу данной классификации положены сферы деятельности. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.
Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.
Страховой риск — это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах — перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.
Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.
Финансовый риск, как и любой риск, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.
Многие ученые считают, что интерес представляет классификация рисков, предложенная профессорами Б. Мильнером и Ф. Лисом, которые всю совокупность рисков делят на две группы по сфере возникновения – внешние и внутренние риски.
Внешние риски воздействуют со стороны внешней среды, окружающей компанию. Предприятие не может повлиять на них, но может предугадать и учитывать их при выборе стратегии.
Внутренние риски формируются в процессе управления предприятием. Как правило, данный вид рисков возникает из-за неэффективного управления, ошибочной маркетинговой политики.
Таблица 1 Основные причины возникновения внешних и внутренних рисков
Риски | Основные причины возникновения | Объект направления |
Внешние риски | ||
Стразовый | Нестабильность государственной власти, особенности государственного законодательства, национализация и т.п. | имущество, имущественный |
Валютные | изменение валютных курсов, валютного регулирования | имущественный интерес |
Налоговый | изменение налоговой политики, налоговых ставок | имущественный интерес |
Форс-мажорные | природные катастрофы, войны, революции, путчи | имущество, имущественный интерес, человек |
Внутренние риски | ||
Организационный | низкий уровень организации, ошибки планирования, прогнозирования, слабое регулирование, плохая организация труда сотрудников и т.д | имущество, имущественный интерес, человек |
Ресурсный | нехватка производственных запасов, срывы поставок, недостаточная квалификация рабочей силы, отсутствие запаса прочности по ресурсам | имущество, имущественный интерес, человек |
Инвестиционный | риски реального инвестирования: перебои в поставках стройматериалов, ошибки в разработке инвестиционного проекта строительства или реконструкции, неудачный выбор месторасположения строительства. портфельные риски: изменение условий контракта, ошибки в выборе объектов инвестирования, неправильный подбор финансовых инструментов | имущество, имущественный интерес, человек |
Кредитный | Невозврат долга и процентов по нему, невыполнение условий кредитного договора, невольное банкротство заемщика, изменение платежеспособности заемщика | Имущественный интерес |
Инновационный | Неправильный выбор нововведений, неверные расчеты, применение научно-технических новшеств | Имущественный интерес |
Правовые | Используемые лицензии, патентные права, невыполнение контрактов, судебные процессы с внешними партнерами и внутренние процессы. | Имущество, человек |
Классификация не только четко трактует принадлежность рисков к конкретной группе, что позволяет унифицировать оценку риска, но и наиболее полно охватывает множество рисков, что позволяет грамотно подойти к проблеме выявления рискообразующих факторов.
1.3 Факторы, оказывающие влияние на уровень рисков
Для поддержания устойчивой работы предпринимателю необходимо выявить и проанализировать факторы, влияющие на уровень рисков. Поскольку риск имеет субъективную основу в результате принятия решения самим коммерсантом и объективную — из-за влияния внешней среды, то успехи и неудачи коммерческой деятельности следует рассматривать с учетом их классификации на внутренние и внешние.
Внешние факторы
Под данным видом понимают те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на деятельность предприятия.
Такие факторы подразделяют на:
1) Факторы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на результаты коммерческой деятельности.
К таким факторам относятся:
— законы, регулирующие коммерческую деятельность;
— непредвиденные действия государственных служб и учреждений;
— налоговая система;
— взаимоотношения с партнерами;
— действия конкурентов;
— коррупция и рэкет;
2) Факторы косвенного воздействия (они не могут оказывать прямого воздействия, но способствуют его изменению):
— политические условия;
— экономическая обстановка в стране;
— экономическое положение на рынке;
— международные события;
— форс-мажорные обстоятельства.
3) Внутренние факторы
К внутренним факторам относятся:
— стратегия организации (ошибочный выбор собственных целей торгового предприятия, ошибочный прогноз развития внешней среды, неверная оценка потенциала торгового предприятия);
— управление торговым предприятием и принятие управленческих решений (низкое качество управления трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами в связи с несогласованностью действий сотрудников, недостатком опыта, финансовыми просчетами, плохой организацией труда и т.д.);
— организация процессов купли-продажи (соблюдение договорной дисциплины, рациональный выбор поставщиков, применение рационального товародвижения, выбор эффективной сервисной политики);
— наличие финансовых средств (трудности получения кредитов, высокие их проценты, создание необходимых запасов материальных ресурсов);
— потеря товаров из-за небрежности работников торгового предприятия;
— вероятность нечестности работников, что может нанести материальный ущерб торговому предприятию;
— низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная сделка;
— приостановка деловой активности торгового предприятия.
Кроме того, к внутренним факторам относят также: защиту коммерческой тайны; компетентность участников коммерческой деятельности в области экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы и коммерции, их личностные качества; проведение маркетинговых исследований по состоянию рынка, конкурентной среды, состава поставщиков и потребителей; строгое соблюдение законодательства в области коммерческой деятельности; ассортимент и качество реализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величину расходов предприятия; желаемую норму прибыли и т.п.
Определить степень риска можно с помощью нескольких методов:
- Статистический метод (основан на приемах математической статистики с использованием показателей финансово-хозяйственной деятельности);
- Экспертный метод (учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различных потерь).
1.4 Методы управления риском
Предпринимательства без риска не бывает. В условиях рыночной экономики на предприятие постоянно действуют разнообразные риски. Недостаточно только анализировать риски и оценивать степень их влияния на результативность деятельности предприятия, необходимо уметь грамотно управлять ими.
Управление рисками включает в себя идентификацию риска, его анализ и оценку, а также разработку мероприятий по снижению влияния рисков и устранения последствий кризисных ситуаций.
Процессы управления рисками в организации:
— Идентификация рисков – начальная стадия процесса. На ней происходит определение и описание рисков, которые могут сопровождать проект, и их взаимосвязь между собой. Потом эти риски будут классифицированы по отдельным группам.
— Анализ рисков. На данном этапе происходит оценка рисков. А именно: производится расчет вероятности наступления рисков и размеров потенциального ущерба от них, определяются и устанавливаются границы рисков.
— Предотвращение рисков. После перечисленных этапов на стадии планирования разрабатываются предотвращающие наступление рисков мероприятия, а также устраняющие их последствия (в случае, если риск наступил).
— Контроль. Внутренний контроль управления рисками в организации заключается в мониторинге обнаруженных рисков и проведении планово-предупредительных работ. А после этого следует разработать ответные действия на проблему, если она была выявлена.
Управление рисками на предприятии – это специфическая область менеджмента, которая требует знания предметной области деятельности предприятия, страховой деятельности, анализа хозяйственной деятельности предприятия и диагностики его состояния, использования математических методов оптимизации управленческих решений, именно такая деятельность и называется риск – менеджмент.
Трактование риск-менеджмента, как «управление рисками», является ошибочным, поскольку невозможно управлять неуправляемыми событиями или обстоятельствами.
Скорее риск-менеджмент представляет собой управление организацией в целом или отдельными ее подразделениями с учетом факторов риска (т.е. случайных событий, которые влияют на организацию) на основе их выявления и оценки, выбора методов нейтрализации последствий этих событий, обмена информацией о рисках и контроля результатов использования этих методов.
Методы управления предпринимательскими рисками – это способы активного воздействия на факторы риска и способы защиты от них объектов риска.
Всё разнообразие применяемых методов можно разделить на 4 группы:
— методы уклонения от рисков;
— методы локализации рисков;
— методы диверсификации рисков;
— методы компенсации рисков.
Методы уклонения от риска наиболее распространены, их используют тогда, когда предприниматель действует «наверняка». Такие методы можно также разделить на четыре подвида.
К первому подвиду относятся такие методы уклонения, как:
— отказ от ненадежных партнеров;
— отказ от участия в проектах, связанных с необходимостью расширить круг тех самым партнёром;
— отказ от инвестиционных и инновационных проектов;
К следующему подвиду относятся:
— отказ от рискованных проектов, т.е. отказ от инновационных и иных проектов, реализуемость и эффективность которых вызывает сомнение.
— страхование риска. Это основной прием его снижения.
— поиск гарантов, как и при страховании, целью является перенос риска на какое-либо третье лицо.
Методы локализации используется в редких случаях, когда есть возможность быстро и чётко идентифицировать сам риск и источник его возникновения.
К таким методам локализации относятся:
— создание венчурных предприятий;
— создание специальных структурных подразделений с обособленным балансом для выполнения рискованных проектов;
— заключение договоров о совместной деятельности для реализации проектов;
Метод диверсификации рисков заключается в распределении общего риска.
Сюда можно отнести:
— распределение ответственности между участниками проекта, в данном случае, за каждым участником проекта закрепляется ответственность, сфера его деятельности и все взаимодействия с другими участниками.
–диверсификация сбыта и поставок, то есть работа одновременно на нескольких рынках, убыток на одном рынке восполнит успех на другом;
— диверсификация инвестиций, то есть сделать несколько небольших вложений в разные проекты, нежели вкладывать весь резерв в какой-то определённый;
Метод компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Это слишком трудоёмкий метод, требуется обширная предварительная аналитическая работа для эффективного применения данного метода.
При выборе метода управления риском предприниматель должен учесть несколько главных принципов:
— нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
— нельзя рисковать многим ради малого;
Выбор метода управления риском зависит от конкретной ситуации на предприятии, от способностей и знаний человека, принимающего решение и многих других факторов. Применение данных методов поможет не только минимизировать ущерб, но и вовсе избежать воздействия некоторых возможных рисков.
Поскольку понятие риска не является однозначным и имеется много критериев классификации, становится понятным существование огромного набора всевозможных методов и инструментов, а также процедур управления риском.
В данный период времени для многих компаний создание подразделений по управлению рисками в организации представляет собой скорее дань моде, так как это направление еще достаточно молодое (активно о нём заговорили только в 90х годах) и не каждый предприниматель осознаёт важность данного мероприятия. К сожалению, руководство самих компаний не видит реальной выгоды и преимущества от управления рисками.
Существуют не только методы управления рисками, но и методы их снижения.
Для того, чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности можно использовать следующие:
- Страхование коммерческого риска.
- Диверсификация деятельности предприятия – расширение сферы деятельности предприятия, номенклатуры продукции. Создаются условия для своевременного и беспрепятственного перемещения финансовых и материальных ресурсов, а также капиталов из одной сферы деятельности в другую. Потери неизбежны, но они меньше тех, которые будут при однонаправленной деятельности на рынке.
- Получение дополнительной информации. Развиваются консалтинговые, информационные фирмы, готовые предоставить информацию о деятельности конкурентов, поставщиков, финансовых кругов.
- Профессиональная разработка хозяйственных договоров по всем рисковым пунктам. Предприниматель должен предусматривать вероятность возникновения спорных вопросов, определять двустороннюю имущественную ответственность, включать разделы по форс – мажорным обстоятельствам, проводить экономическое обоснование сделки.
- Образование специального резервного фонда для самострахования за счет части прибыли.
- Провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами.
- Подбор квалифицированных специалистов, повышение квалификации кадров.
- Использование прогнозирования конъюнктуры рынка, обращение к услугам экспертов, специалистов.
В рыночной экономике снижением риска является также хеджирование. Под хеджированием понимают создание встречных требований и обязательств (валютного, коммерческого или кредитного характера). При заключении фьючерсных контрактов хеджирование выступает формой страхования цены и прибыли от нежелательного для продавца снижения или невыгодного для покупателя повышения цены.
1.5 Процесс управления рисками на предприятии
Различные виды рисков могут сопровождать работу организации в соответствии с ее сферой деятельности, стратегией и деловой средой, но есть и общие цели, достигать которые помогает правильно организованное управление рисками.
Обычно основной целью, которую преследует организация системы управления рисками в компании, является увеличение эффективности ее работы, получение максимальной прибыли и снижение расходов. Часть экспертов склоняются к мысли, что главной целью управления рисками является максимально выгодное вложение капитала и получение наибольшей прибыли. Вторые считают, что это стабильный рост в развитии предприятия, уменьшение вероятности потерь в стоимости фирмы.
Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса.
Анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:
— решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
— управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
— принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
— при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
— управление рисками должно носить системный характер;
— управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.
Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.
Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:
- Постановка целей управления рисками;
- Анализ риска;
- Качественный анализ
- Количественный анализ;
- Выбор методов воздействия на риск;
- Анализ эффективности принятых решений и корректировка целей управления рисками.
Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.
На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.
На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.
При анализе эффективности принятого решения формируется новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.
Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.
Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.
Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
— определение потенциальных зон риска;
-выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
Прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствии проявления выявленных рисков.
Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:
— методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
— методы сбора новой информации;
— методы моделирования деятельности организации;
— эвристические методы качественного анализа;
Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.
На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.
Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:
Во-первых, для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации.
Также для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;
при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;
— при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;
большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.
В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.
Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением.
По завершении сбора информации предназначенной для анализа рисков служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.
Продолжением работы службы риск-менеджмента должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:
— размер возможного ущерба и его вероятность;
— существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;
— производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;
— практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;
— соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;
— субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.
При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.
Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц. ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна бытъ утверждена руководством предприятия и учтена, при финансово-производственном планировании.
При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия.
1.6 Страхование коммерческих рисков
Страхование коммерческих рисков — это один из наиболее сложных видов страхования. Так как данный вид страхования призван возместить страхователю коммерческие риски в случае, если оговоренные в договоре страхования операции за четко установленный период не дадут той окупаемости, которая определена заранее в договоре.
Различные виды риска, которые целесообразно страховать с помощью страховых компаний
Вид риска | Способ уменьшения негативных последствий |
Пожар и другие стихийные бедствия | Страхование сумм вероятных убытков |
Автомобильные аварии | Страхование автомобиля |
Риск уничтожения или порчи груза при транспортировке | Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки) |
Риск от небрежности работников фирмы | Страхование стоимости возможных убытков от небрежности работников |
Риск от вероятной нечестности служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме | Приобретение в страховой компании бондов «честности» |
Риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего проекта | Приобретение бондов «гарантии» |
Риск приостановки деловой активности фирмы (разные причины) | Страхование суммы возможных потерь за весь период остановки бизнеса |
Риск от возможной смерти или заболевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной деятельности которых зависит успех фирмы | Страхование на сумму возможных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период |
Риск в связи с возможным заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником. | Страхование в страховых компаниях |
Договор страхования коммерческих рисков включает в себя страхование убытков (рисков) в коммерческой деятельности. Такие договоры могут покрывать следующие виды страхования:
— имущественное страхование; от потери прибыли из-за остановки производства;
— ответственности производителя продукции; недопоставки и недопродажи товара;
— невозврата кредитов; неисполнение финансовых обязательств;
— технических рисков; от хищений и растрат.
Обычно договор страхования коммерческих рисков учитывает следующие риски:
— неблагоприятные изменения конъюнктуры рынка;
— невыполнение контрактов деловыми партнерами, заказчиками, клиентами страховщика;
— различные непредвиденные обстоятельства (форс-мажор).
Страховая сумма – это существенная сторона сделки страхования коммерческих рисков. Она определяется страхователем при участии и согласии страховой компании. При этом возможно определение страховой суммы исходя из:
— капитальных вложений страхователя в инвестируемые проекты. В этом случае страховая сумма будет равна сумме капитальных вложений;
— капитальных вложений и заложенной нормы прибыли. В этом случае страховая сумма будет равна сумме затрат на инвестируемый проект плюс прибыль от его реализации. Поэтому в данном случае такое страхование называют страхованием прибыли.
Назначение страхования коммерческих рисков состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренной окупаемости. Страховое возмещение определяют как разницу между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной коммерческой деятельности.
В зависимости от подхода к установлению страховой суммы меняется содержание страхования: если возмещают затраты страхователя, имеет место страхование инвестиций; при возмещении затрат страхователя и нормативной прибыли налицо страхование дохода (прибыли).
В качестве срока страхования сторонами договора предусматривается срок окупаемости капитальных вложений предпринимателя в определенный бизнес проект.
Поскольку целью страхования является защита от возможных потерь инвестиционных вложений, срок действия договора страхования обусловлен сроком окупаемости капитальных затрат. Общие нормативные сроки окупаемости существенно различаются в зависимости от цели деятельности, размера предприятия, срока его существования, способа организации его деятельности, месторасположения и других факторов. Поэтому сроки договоров устанавливаются строго индивидуально, в зависимости от проекта. Однако по мере распространения данного вида страхования возможна стандартизация подобных договоров.
Страхование коммерческих рисков в России достаточно новый страховой продукт. Однако этот вид страхования очень перспективен, поскольку отечественные предприниматели, вслед за зарубежными коллегами, начинают ценить свое спокойствие и стабильное финансовое положение.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф