Меню Услуги

Влияние социального интеллекта на успешность

Страницы:   1   2   3


Оглавление

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблем социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности медицинского персонала
  • 1.1. Успешность профессиональной деятельности: критерии оценки
  • 1.2. Понятие социального интеллекта, способы измерения
  • 1.3 Влияние социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности
  • Глава 2. Анализ влияния социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности
  • 2.1. Этапы исследования
  • 2.2. Интерпретация результатов исследования
  • 2.3. Рекомендации должностным лицам
  • Заключение
  • Литература

 

Введение

 

Актуальность исследования. Успешность приспособления специалиста к системе профессиональных и межличностных взаимоотношений, сложившихся в компании с одной стороны, обеспечивает ему самому ощущение комфортности и удовлетворенности своим статусом и достижениями в коллективе.

В тоже время, успешная адаптация сотрудника непременно оказывает влияние на эффективность его деятельности, что естественно, соответствует, интересам и самой компании. В этой связи на первый план выступают вопросы повышения эффективности подбора и отбора персонала, а также разработки и внедрения системы эффективной адаптации новых сотрудников, обеспечивающей максимально быстрые сроки их вхождения трудовой коллектив и значительное понижение вероятности их быстрого увольнения. Это в полной мере относится и к адаптации молодых специалистов начинающих профессиональную деятельность после окончания вуза.

Изменившаяся в последнее время социальная ситуация на рынке труда влечет за собой коррекцию установок по построению карьеры, профессиональному росту и развитию, а также относительно выбора направленности профессиональной деятельности в целом. На новой для него стадии профессионального развития, молодой специалист, может столкнутся, с предъявлением не только новых профессиональных требований и задач, но и новыми условиями труда, системой построения отношений в коллективе, и при этом обнаружить некоторые несоответствия между полученными им в процессе обучения теоретическими знаниями и реальной практической профессиональной деятельностью.

В этом случае, актуализируется проблема адаптации к требованиям сложившейся ситуации, по поиску и воплощению оптимальной стратегии поведения и организации взаимодействия с окружающими и нахождению баланса между внутренними ожиданиями и реальной ситуацией развития. Нередко решение проблемы приводит к кардинальной смене профессии, и молодой специалист вынужден адаптироваться к новой для него профессиональной деятельности.

Особенную актуальность эта проблема приобретает в сфере деятельности медицинского персонала.

Изучению профессиональной успешности посвящены работы отечественных психологов А.Е.Климова, В.А. Бодрова, Э.Ф.Зеера, Н.С.Пряжникова, В.А.Толочека, А.И. Фукина  и др.

Объект исследования – профессиональная деятельность медицинского персонала.

Предмет исследования –социальный интеллект медицинского персонала.

Цель работы – охарактеризовать специфику влияния социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты исследования проблем социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности медицинского персонала,
  • проанализировать влияние социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности,
  • разработать направления совершенствования влияния социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования – социальный интеллект способствует успешности профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы. Результаты исследования социального интеллекта и профессиональной успешности медицинских работников позволят улучшить уровень работы медицинского персонала на всех уровнях организации как внутри самой структуры, так и при оказании помощи больным и пострадавшим. На основании результатов тестирования руководители смогут оптимизировать отбор сотрудников для работы в особых условиях и условиях, не требующих специальных навыков поведения. В практике психологов результаты исследования могут применяться для разработки учебных программ, специализирующихся на развитии социальной перцепции, вербальной и невербальной экспрессии, а также социальной адаптации в различных ситуациях. Они могут использоваться для повышения профессиональной компетенции медицинских работников. Данные, полученные в ходе исследования, могут стать основой для приобретения медицинскими работниками особых социальных навыков: обеспечение большей эмоциональной стабильности в стрессовой ситуации, формирование умения быстро и четко принимать решения, а также умения прогнозировать, предвосхищать последствия принятого решения. Результатом станет приобретение социальных навыков и увеличение стрессоустойчивости, что сможет способствовать снижению уровня профессиональной деформации. Таким образом, изучение интеллекта сотрудников медицинских учреждений является актуальным и значимым для практической деятельности.

Проблема взаимосвязи уровня выраженности социального интеллекта и трудностей общения на сегодняшний день является малоисследованной. Кроме того, нерешенной остается проблема соотношения представлений медработников о трудностях общения с пациентом и социально психологических факторов, детерминирующих это соотношение, в частности, социального интеллекта

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения , рекомендации и списка использованной литературы.

Во введении обозначены актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза, практическая значимость исследования.

Первая глава представляет теоретические   аспекты исследования проблем социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности медицинского персонала. В главе дается представление социального интеллекта, способы его измерения, дается определение успешности профессиональной деятельности. Глава посвящена формулированию направлений  совершенствования влияния социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности. В главе выделены ключевые проблемы, определенные в результате написания работы, а также сформулированы предложения по повышению их уровня.

Вторая глава посвящена анализу влияния социального интеллекта медицинского персонала на успешность профессиональной деятельности. В главе дается методика исследования профессиональной успешности и развития социального интеллекта. В главе также дается интерпретация результатов исследования.

В заключении приведены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблем социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности медицинского персонала

 

1.1. Успешность профессиональной деятельности: критерии оценки

 

Традиционно «успех» означает «успешное завершение». Категория успеха находится в поле научного интереса с самого начала зарождения научного знания. К настоящему времени выделились четыре базовых подхода к трактовке «успеха». В рамках этих подходов успех структурируется посредством таких коррелятов, как успешность, репутация, статус, эффективность, социальные ориентиры, социально-статусные характеристики, мотивационно-ценностные установки (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура категории «успех»

Философско-психологический подход понимает успех в координатах «индивидуальная экзистенциальность – внешние обстоятельства». Культурно-антропологический подход структурирует успех в координатах «ценности культуры – статусные достижения индивида». Социологический подход фокусируется на исследовании успеха как социального феномена, изучении его структуры, факторах формирования, проблемах. Социально-психологический подход, оформившийся только в 1960-е годы, понимает успех в координатах «индивид – индивид» и подразумевает как личное восприятие, так и референтные отношения между людьми.

В последние годы категория успеха изучается в рамках междисциплинарного подхода, делаются попытки объединить перечисленные выше подходы. При этом создаются новые точки зрения, к примеру, результаты работы психологов об успехе и успешности обусловили социально-экономический интерес к категории успеха. В связи с наметившейся тенденцией к смешению понятий «успешность» (как характеристика процесса деятельности) и «успех» (как цель такого процесса), необходимо отметить, что разделение этих понятий всё же целесообразно для более четких эмпирических интерпретаций. В то же время, следует учитывать, что категория «успешность» изучается в рамках всех базовых подходов, о которых говорилось выше.

В отличие от категории «личного успеха», категория «социального успеха», в том числе «профессионального успеха», апеллирует не только к внутренней самооценке своей деятельности, но и к оценке ее и со стороны окружения (коллег, руководителей, контрагентов и т. п. – насколько эффективна моя деятельность с точки зрения достижения профессиональных или организационных норм и показателей, насколько инициативным меня считают, насколько я эффективен в коммуникациях с точки зрения окружающих), и со стороны индивида «глазами окружения» (насколько, как мне представляется, моя деятельность ощущается, переживается как успешная глазами окружающих).

В поле категории «социальный успех» отмечается большое разнообразие синонимичной в определенном смысле терминологии – используются такие понятия, как «социальный успех профессиональной группы», «социальный успех профессии» как понятие, сходное с понятием «социальный образ профессии».

С точки зрения Н.В. Вяткиной, понятие «социального успеха профессиональной группы» («социального успеха профессии») можно определить как интегральную характеристику результата совместной деятельности представителей профессионального сообщества (профессиональной группы), обращающую общую направленность составляющих это сообщество личностей.

В литературе очень часто понятия «успешность деятельности» и «эффективность деятельности» совпадают. Однако, Н.И. Майзелью, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов считают, что характеристики «успешность деятельности» и «эффективность деятельности» следует четко разграничивать.

А.К. Маркова отмечает, что эффективность профессиональной деятельности тесно связана с успехом человека в профессии, и под эффективностью понимает соответствие полученного результата поставленным целям и задачам, как правило, охватываются положительные результаты. Е.А. Климов, В.А. Бодров, В.Д. Шадриков под профессиональной успешностью понимают продуктивность в производительной и качественной стороне деятельности.

По мнению многих авторов, успешность профессиональной деятельности является интегральным феноменом и должна иметь внешнюю и внутреннюю составляющую.

Е.А. Климов и А.К. Маркова для оценки успешности деятельности выделяют два универсальных критерия.

К первому критерию относятся объективные, предметно-технические показатели: продуктивность или производительность (количество продукции, выпущенное за единицу времени), трудоемкость (время, затраченное на единицу продукции), качество продукции, надежность (вероятность выполнения требуемых функций в течение заданного времени и в заданных условиях) и др.

Второй критерий успешности деятельности включает субъективные, психологические и личностные показатели: удовлетворенность (психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта трудовой деятельности и возможностью их осуществления), достигнутый в труде социальный статус, уровень притязаний, самооценка, психологическая оценка труда (величина психических и физиологических усилий), степень напряженности психических функций и процессов, которые обеспечивают получение нужного результата.

Личностный рост – явление, которое определяет и характеризует всю жизнь человека. Личностный рост это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающих продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям. И сразу же встает вопрос, что же считать жизненными ценностями. Психология достаточно четко говорит лишь о том, что жизненные ценности сугубо индивидуальны для каждого человека. Что есть благо для одного, то для другого зло. Но следует заметить, что на сегодняшний день профессиональная деятельность и карьерный рост являются неотъемлемой частью жизни, как мужчины, так и женщины. Многим из нас для того, что бы почувствовать себя значимым в этой жизни, необходимы статус, положение, материальный достаток, которые в том числе достигаются за счет определенных высот в профессиональном труде. Так можно ли утверждать, что успешность в профессиональной деятельности человека является фактором личностного роста. Ниже попытаемся ответить на этот вопрос.

Профессиональная деятельность личности осуществляется в социально-психологических, социально-экономических, общественно-политических и других условиях. В контексте нашего исследования особый интерес представляют именно социально-психологические условия т.к. нами был замечен ряд тенденций наметившихся в современной действительности. Во-первых, происходят модернизационные процессы во всех сферах, что обострили проблему психологической готовности к эффективному управлению. Во-вторых, поддержка государственной властью малого и среднего бизнеса и большое его распространение обострили проблема конкурентоспособности в обществе. Все это влияет на условия осуществления профессиональной деятельности управленческого персонала.

Успешность труда является одной из наиболее важных характеристик в профессиональной деятельности. В настоящее время в психологической науке нет одного единственного определения понятия «успешность», нет единого понимания того, каким образом оценивать данную характеристику.

Формирование четкого представления об успешности профессиональной деятельности является чрезвычайно важным на настоящем этапе экономического развития страны. На основании оценки успешности профессиональной деятельности того или иного работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для организации, в которой он работает (повышение, продвижение по службе, увольнение и т. п.). Любой организации для достижения эффективного функционирования особо важно обладать четкими критериями оценки успешности деятельности своих сотрудников. Сформировавшееся представление об уровне успешности собственной деятельности может побудить человека к совершенствованию профессионального мастерства или заставить его сменить место работы, оно влияет на его представление о ценности собственной личности, во многом формируя самооценку, уровень притязаний, выбор направления развития.

Успешность деятельности – характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и т.д. При оценке успешности деятельности следует учитывать физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональных задач. Но поскольку в каждой конкретной профессии бывают задействованы разные личностные качества, умения, навыки, специальные знания, каждая из них предъявляет свои особые требования к психофизиологическим особенностям, в том числе к нервной деятельности, не представляется возможным выработать единый перечень критериев успешности для всех профессий. С другой стороны именно это многообразие требований к личности и физиологии профессионала со стороны профессии позволяет человеку найти себя в той или иной трудовой деятельности, либо же стремиться достичь желаемого, изменить себя (это касается некоторых психологических особенностей личности), насколько это возможно. Не это ли движение вперед является личностным ростом?

Что же понимают под успешностью в психологии? Е.А.Климов определяет успешность как характеристику профессиональной деятельности человека, которая должна опираться на внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью. И далее, «по имеющимся наблюдениям на практике часто пренебрегают внутренней оценкой успешности. А от нее может зависеть многое, вплоть до принятия человеком решения о перемене работы, или смене профессии».

В.А. Толочек полагает, что профессиональная успешность является интегральным феноменом, оценка которого должна производиться: по прямым показателям результативности (качество и производительность, отраженные в документах); с учетом административных актов, фиксирующих дисциплинарные взыскания, продвижения по службе; по экспертной оценке успешности деятельности работника (руководители, коллеги, клиенты); по оценкам эффективности, даваемым самими субъектами труда.

По мнению Д.Б.Душкова и А.В.Королева, успешность деятельности характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др.

Наиболее детально разработанный подход к оценке профессиональной успешности предложен О.Н.Родиной. Она утверждает что, общая оценка успешности профессиональной деятельности обязательно должна включать и внешний и внутренний критерии.

Но как же будет рассматриваться успешность в профессиональной деятельности в контексте личностного роста?

В настоящее время существует большое количество точек зрения на понятие личностного роста. И одна из главных научных проблем заключается в том, что единого мнения относительно данного понятия до сих пор не существует.

Человек, стремящийся к деловой успешности, стремится к успешному бизнесу и успешной жизни в целом: в роли перспективного работника, квалифицированного и востребованного специалиста, эффективного руководителя или удачливого инвестора. Опытные специалисты со стажем работы не менее десяти лет на руководящей должности следующим образом описывают черты в портрете успешного делового человека: ответственность, дисциплинированность и целеустремленность; привычка и умение вести учет и планирование времени; командность; уверенное и лидерское поведение; позитивность; работа на перспективу; деловитость в общении и эмоциональная стабильность.

Соответственно, личностный рост в направлении деловой успешности состоит в встраивании в себя данного списка навыков и убеждений, при этом на каждом этапе личностного роста стоят свои задачи. Так, например, задачи личностного роста начинающих сотрудников и специалистов отличаются от задач личностного роста опытных, матерых управленцев.

Итак, личностный рост это реальность вполне определенная и измеряемая, надо только понять, что есть разные направления, разные оси личностного роста. И если продвижение по служебной лестнице и успешность в своей профессии являются целью номер один, то продвинутый как личность на оси бизнеса, оказывается состоятельным в межличностных отношениях, успешно самоактуализирующимся человеком.

Различие базовых жизненных ценностей, таких как, например, деловая успешность, личностная самоактуализация или межличностная гармония, дает разное направление личностного роста, свой круг убеждений и свой круг вполне определенных востребованных умений и навыков. Через сравнение усвоенных человеком умений, навыков и привычек можно с достаточной определенностью говорить о величине личностного роста по оси, задаваемой базовой жизненной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что успешность в профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов личностного роста.

О.Н.Родина, Е.А.Климов в качестве критериев профессиональной успешности предлагают рассматривать внешний и внутренний критерии. Внешний критерий предполагает оценку другими людьми (руководителями, коллегами, подчиненными, членами семьи и другими значимыми людьми) и зачастую для обозначения данного критерия используется термин «эффективность». Внутренний критерий связан с собственной оценкой успешности своей деятельности и предполагает под собой удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Теоретический анализ подходов к изучению проблемы успешности профессиональной деятельности показал, что существуют различные точки зрения на трактовку понятия профессиональная успешность и критериев ее оценки. Нам представляется наиболее информативным следующее определение: профессиональная успешность свойство, характеризующее субъекта труда и отражающее его соответствие требованиям профессии (результативность, инициативность, эффективность общения с коллегами) и удовлетворенность трудом. Профессиональная успешность субъекта труда оценивается внешними и внутренними критериями, которые в свою очередь детерминируются многими факторами (условия труда, особенности предмета труда, психологические характеристики субъекта труда и др.). Поэтому в настоящее время остается актуальным вопрос об оценки успешности профессиональной деятельности.

 

1.2. Понятие социального интеллекта, способы измерения

 

В области изучения социального интеллекта к наиболее теоретически обоснованным концепциям можно отнести лишь те, которые базируются на разработанных авторских представлениях о структуре интеллекта (Дж. Гилфорд, Д.В. Ушаков, Р. Стернберг).

Так, американский психолог Дж. Гилфорд со своими сотрудниками (в первую очередь, с руководителями проектных групп М. Салливан и М. Хендриксом) исследовал социальный интеллект в рамках базового подхода под названием «Кубическая модель структуры интеллекта Гилфорда (SOI)». В этой тройной модели социальному интеллекту, по замыслу ее автора, соответствовал поведенческий компонент. Социальный интеллект понимался как совокупность 30 способностей, реализуемых в поведенческих актах. Кроме того, были выделены способности, проявляемые в ситуациях с наличием нескольких решений. В результате обобщения они были названы креативным социальным интеллектом. Однако полученные в итоге большого исследования данные о способностях понимания других людей (М. Салливан) и способностях ладить с ними (М. Хендрикс) не могли быть интерпретированы в рамках модели интеллекта Дж. Гилфорда. И все же важнейшим результатом этого научного проекта стали доказательства того, что социальный интеллект является самостоятельным видом интеллекта.

Российский ученый Д.В. Ушаков, реализуя когнитивный подход в рамках авторской структурно-динамической концепции интеллекта, рассматривает социальный интеллект как способность понимать людей и социальные ситуации. Под его руководством в Институте психологии РАН (ИП РАН) был выполнен ряд интересных работ, раскрывающих различные аспекты изучения социального интеллекта, в частности сравнение методик его измерения. Но целостная концепция социального интеллекта в рамках этого подхода пока не была представлена, хотя исследования общих способностей и общего интеллекта в ИП РАН и ранее велись, и в настоящее время ведутся весьма активно.

Американским исследователем Р. Стернбергом была разработана триархическая (трехкомпонентная) концепция интеллекта, включающая в себя следующие компоненты: аналитический, креативный и практический. По мнению разработчика, социальный интеллект входит в практический компонент, включающий в себя социокультурные и профессиональные контексты, содержащие «неявные знания». Основная критика этой концепции направлена на ее неконкретность, отделение контекстных факторов от способностей, не раскрываемый автором тип отношений индивида и среды.

Результаты изучения социального интеллекта, выполненные в рамках авторских концепций интеллекта, внесли серьезный вклад в научные представления о социальном интеллекте и осознание трудностей, с которыми сталкиваются его исследователи. К сожалению, всем трем рассмотренным исследовательским группам не удалось, причем по разным причинам, довести предлагаемые теоретические конструкты до создания валидных и надежных процедур измерения социального интеллекта. Это стало, на наш взгляд, одной из причин того, что довольно часто исследователи социального интеллекта приходят к пониманию и переживанию тупика, не находя адекватных и принимаемых научным сообществом инструментов эмпирического измерения социального интеллекта.

В качестве второй проблемы, являющейся следствием первой, в научном поле исследования социального интеллекта можно выделить ограниченность инструментальных средств для проведения эмпирических исследований. Противоречие, существующее между запросами практики, бизнеса, ориентированных на получение результатов измерения социального интеллекта конкретных людей, и бедностью инструментария, инициировало формирование и распространение нескольких путей разрешения создавшейся ситуации. Некоторые из них представлены ниже.

Современными исследователями в разных странах активно используется тест Дж. Гилфорда и М. Салливан «Диагностика социального интеллекта», разработанный в рамках проекта 1965–1969 гг. и адаптированный для российской выборки Е.С. Михайловой. По выраженности показателей четырех субтестов определяется в целом уровень развития социального интеллекта личности: низкий, средний или высокий. Анализ работ с использованием данного теста показывает, что авторы чаще всего изучают взаимосвязь и соотношение каких-либо характеристик (социально-демографических, личностных и др.) с уровнем социального интеллекта личности. Сам же социальный интеллект при этом не становится предметом анализа, а лишь фиксируется его итоговый результат.

Анализ содержания теста и опыт его применения позволяют усомниться в возможностях его использования в возрастном диапазоне от 9 до 70 лет, так и в признании его как «культурно свободного». Кроме того, получаемый итоговый показатель уровня социального интеллекта, на наш взгляд, не отражает разнообразия и широкого толкования авторами результатов выполнения отдельных заданий, входящих в данный тест.

Значительное число исследователей пошло по пути включения в социальный интеллект самых разных способностей, компетенций и свойств личности, которые можно измерить существующими методиками. Они полагали, что таким образом измеряется социальный интеллект или какие-то его отдельные стороны. К сожалению, совокупность этих характеристик практически не получила теоретического обоснования.

Так, С. Гринспен и Дж. Дрискол включили социальный интеллект в адаптивный наряду с концептуальным и практическим видом интеллекта. Авторы выделили три компонента социального интеллекта: социальную чувствительность; социальную проницательность (способность формулировать моральные суждения); социальное взаимодействие (умение решать проблемы).

В качестве одного из первых отечественных ученых, которые обратились непосредственно к социальному интеллекту относится Ю.Н. Емельянов. Социальный интеллект он связывает с феноменом «социальной сенситивности». По его мнению «сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его «социальным интеллектом», понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

Бобнева М.И. определяла феномен социального интеллекта в рамках системы социального развития личности. Она указывает на то, что социальный интеллект следует рассматривать как особую способность человека, которая формируется в рамках процесса его деятельности и в рамках сферы социального взаимодействия.

По мнению А.Л. Южаниновой социальный интеллект является характеристикой интеллектуальной структуры, помимо практического и логического интеллекта. Логический и практический интеллект отражают сферу субъект-объектных отношений, тогда как социальный интеллект отражает субъект-субъектные отношения.

Другим направлением в получении эмпирического описания социального интеллекта без теоретического обоснования, но с высокой мотивацией выйти за рамки психометрического подхода стало использование в одном исследовании нескольких измерительных процедур разного типа: тестов, опросников, самооценок, самоотчетов и практических заданий. Главной претензией критиков к этим работам была недопустимость одновременного использования принципиально разных методов сбора эмпирических данных. Нельзя не отметить и то, что исследования этой группы показывали противоречивые результаты. Такие выводы привели к постановке проблемы дополнительных измерений, направленных на изучение реального поведения индивида в различных ситуациях.

Многие исследователи стали склоняться к необходимости изучения реального поведения человека, однако в инструментально-измерительном плане это намерение сталкивалось со многими сложностями. Еще М. Салливан, завершая работу в проекте Дж. Гилфорда, оценила как тупиковый путь поиска способов диагностики социального интеллекта в реальном поведении. Исследователями были потрачены не только большие усилия, но и километры пленки (кино-, фотои ауди-), получено множество рисунков, но качественных диагностических инструментов так и не было создано. Таким образом, проблема дефицита измерительных процедур для оценки социального интеллекта является актуальной для всех периодов его изучения, включая современный.

Третьей проблемой в исследовании социального интеллекта можно назвать сложности выделения (извлечения) социального интеллекта как предмета исследования из повседневной жизни человека. Мы предполагаем, что одним из главных ограничений в развитии научных представлений о социальном интеллекте человека является его рассмотрение в отрыве от реального взаимодействия в конкретных социальных группах.

Данная трудность преодолевается исследователями чаще всего в соответствии с базовой парадигмой. Так, представители когнитивного направления измеряют социальные знания, запоминание лиц и имен, точность межличностного восприятия, способность к адекватным суждениям о другом человеке и социальной ситуации. Поведенческая психология ориентирована на диагностику социальных навыков, адаптивных действий, соблюдения человеком норм и правил социального поведения. Анализ содержания как указанных, так и многих других подходов возвращает нас к первой, рассмотренной выше, проблеме: необходимости обоснования феноменологического и онтологического содержания социального интеллекта в рамках используемых теоретических подходов.

Кроме указанного теоретического обоснования, существуют проблемы, непосредственно связанные с эмпирическими исследованиями. Например, внимание специалистов все больше привлекают интерактивные формы обучения, социально-психологический эксперимент, тренинги, которые позволяют моделировать ситуации, приближенные к реальной жизни (О.В. Лунева, У. Мишел, Е.В. Субботский и О.Б. Чеснокова, А.И. Савенков и др.). Современные и доступные технические средства (например, скрытая камера и др.) позволяют фиксировать поведение людей в различных жизненных обстоятельствах. Но в этом случае возникают проблемы этического и юридического характера. Ограничение на просмотр и анализ видеосюжетов, фотографий и т. п. обусловлено необходимостью соблюдения прав испытуемых и респондентов, включенных в эмпирические исследовательские фонды.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!