Меню Услуги

Влияние средств массовой информации на внутриличностные конфликты современных подростков

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков
  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика современных подростков
  • 1.2. Средства массовой информации как элемент социализации подростков
  • 1.3. Внутриличностные конфликты и их проявления у подростков
  • 1.4. Анализ подходов авторов к изучению проблемы влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков
  • ГЛАВА 2.Эмпирическое исследование влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков
  • 2.1. Обоснование замысла эмпирического исследования
  • 2.2. Организация и ход эмпирического исследования
  • 2.3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Средства массовой информации были созданы для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В современных реалиях средства массовой информации являются неотъемлемой частью социальной действительности. Уже с раннего возраста дети начинают смотреть развлекательные телевизионные передачи, мультфильмы, рекламу и пр. медиа-продукты. Многие дошкольники являются активными пользователями компьютера и Интернета. С возрастом основная жизнь значительного числа детей и вовсе переходит в сферу виртуального пространства, поэтому нередко информация, предоставляемая СМИ (особенно интернет-СМИ), воспринимается как единственная истина.

Доступ к средствам массовой информации сегодня является неотъемлемым условием формирования всесторонне развитой личности. Но поток информации, поступающей с экранов телевизоров, компьютеров и прочих гаджетов, со страниц печатных изданий может оказывать негативное воздействие на подрастающее поколение. Вместе с тем родителям невероятно сложно, подчас невозможно, да и не очень разумно пытаться полностью защитить своего ребенка от воздействия средств массовой информации. Конструктивной позицией в этом вопросе будет выступать стремление помочь подростку сформировать критичный взгляд на любую получаемую информацию и способность отстаивать свою точку зрения.

Проблеме влияния СМИ на личностное развитие подростков посвящены исследования ряда специалистов, среди которых необходимо особо выделить В.В. Абраменкову, Е.П. Белинскую, О.П. Березину, В.И. Бойко, А.В. Гончарову, М.И. Горшкова, А.А. Грабельникова, Л.П. Гримак, Я.Н. Засурского, В.Л. Иноземцева, А.А. Каратаеву-Венгер, М.И. Лукьянову, З.К. Селиванову, А.Д. Урсула, О.В. Хухлаеву, В.А. Ядова.

Противоречие темы исследования заключается в том, что с одной стороны, проблема влияния СМИ на личность подростков, недостаточно изучена, а, с другой стороны, необходимость обеспечения информационной безопасности подрастающего поколения выступает запросом со стороны как родительского, так и педагогического сообщества.

Объект исследования – факторы возникновения внутриличностных конфликтов современных подростков.

Предмет исследования – влияние СМИ на формирование внутриличностных конфликтов современных подростков.

Цель исследования – выявление взаимосвязи подверженности влиянию внешних источников у подростков и наличием у них внутриличностных конфликтов.

Обоснование гипотезы:

Подростки наиболее подвержены влиянию внешних источников, одним из которых выступает СМИ. Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. В тоже время, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я». Современные СМИ со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью выступают легкодоступным источником получения информации. Вместе с тем безоговорочное принятие транслируемых СМИ образов как единственно верных, отсутствие необходимой критичности при восприятии медийной информации, замена своей точки зрения на точку зрения, пропагандируемую извне, способно привести к формированию внутриличностных конфликтов.

Таким образом, гипотеза исследования состоит в следующем предположении:

подростки, зависимые от мнения СМИ, по сравнению со своими более критичными сверстниками отличаются склонностью к неконструктивным психологическим защитам и высоким расхождением ценности и доступностив различных жизненных сферах, приводящих квнутриличностным конфликтам

Задачи исследования:

  • Провести анализ основных подходов к исследованию психолого-педагогических особенностей современных подростков.
  • Рассмотреть средства массовой информации как элемент социализации подростков.
  • Раскрыть содержание внутриличностных конфликтов и их проявлений у подростков.
  • Обосновать замысел и описать результаты эмпирического исследования влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков.
  • Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых подростков эмпирических данных относительно выраженности внутриличностных конфликтов в зависимости от восприятия СМИ.
  • Содержательно обобщить результаты теоретико-эмпирического исследования на предмет влияния СМИ на формирование внутриличностных конфликтов современных подростков.
  • Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.

В рамках выполнения работы были использованы следующие методы и методики исследования и статистической обработки данных:

— методы теоретического исследования:аппроксимация и экстраполяция;

— методы эмпирического исследования: тестирование с помощью психодиагностических методик:

а) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла;

цель – определить личностные особенности, склонности и интересы индивида.

с помощью данной методики планируется выявить личностные особенности тех подростков, которые показали бОльшую зависимость от СМИ.

б) методика «Индекс жизненного стиля»;

цель – выявить наиболее характерный для индивида механизм психологической защиты «Я».

с помощью данной методики планируется выявить, какие психологические защиты характерны для подростков с разной степенью зависимости от мнения СМИ.

в) методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.

цель – определить рассогласования в мотивационно-личностной сфере и склонность к внутренней конфликтности у индивида.

с помощью данной методики планируется выявить наличие у испытуемых внутриличностного конфликта, обусловленного высокой ценностью тех жизненных сфер, которые по разным причинам опрошенным не доступны.

г) опросник критического мышления (ОКМ) (разработан сотрудниками АНО «Центр психологических исследований «Антиманипуляция»» г. Перми)

цель – определить уровень развития критического мышления у испытуемых.

с помощью данного опросника можно выявить у подростков уровень конформности, внушаемости и скептицизма.

— методы математико-статической обработки данных: расчет t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.

Замысел эмпирического исследования:

Планируется изучить влияние СМИ на формирование склонности к внутриличностным конфликтам у подростков. Для этого путем анкетирования (анкета представлена ниже) из общей выборки подростков будут выделены те подростки, которые в наибольшей мере зависимы от информации, получаемой из СМИ, относятся к ней некритично и полностью полагаются на транслируемую СМИ точку зрения, не имеют собственной. Эти подростки составят экспериментальную группу, остальные подростки войдут в контрольную группу. В качестве психологического инструментария для диагностики подростков планируется использовать следующие методики:

а) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла;

б) методика «Индекс жизненного стиля»;

в) методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой;

г) опросник критического мышления (ОКМ)

В ходе диагностики планируется установить наличие у подростков экспериментальной группы склонности к неконструктивным психологическим защитам и высокого расхождения ценности и доступности в различных жизненных сферах, а также высокие значения по параметрам конформности и внушаемости.

Планируется сначала провести анкетирование на всей выборке подростков. Далее распределить подростков следующим образом: в экспериментальную группу выделить тех подростков, что продемонстрировали зависимость от информации, получаемой от СМИ, с зависимым типом мышления, в контрольную группу – остальных подростков, склонных к более самостоятельному, критическому оцениваю информации, имеющих свое мнение. Затем всех подростков диагностировать по тем методикам, что описаны выше. Далее результаты диагностики обработать с помощью критериев Стьюдента и Манна-Уитни и установить, есть ли достоверные различия у подростков экспериментальной и контрольной группы по той или иной методике.

 

ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков

 

1.1. Психолого-педагогическая характеристика современных подростков

 

Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином «личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими и многими исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения пока нет.

При характеристике личности нужно различать врожденные (психодинамические) черты, связанные с динамикой работы нервной системы, и приобретенные качества личности, которые формируются в процессе общения с окружающими [7].

Врожденные индивидуальные особенности во многом определяют уникальный путь развития личности и лежат в основе индивидуального стиля деятельности и общения. Большинство исследователей, занимающихся проблемой индивидуальности, относят к психодинамическим качествам импульсивность – рефлексивность, пластичность – ригидность, экстравертность – интровертность. экстрапунитивность – интрапунитивность, эмотивность и способности.

Внимание педагогов, социологов и психологов всегда привлекает к себе развитие человека в подростковом возрасте.

В традиционной возрастной периодизации подростковый возраст включает период развития от 9-12 до 15-17 лет. Этот этап развития в психологии принято называть по-разному: «трудный», «отроческий», «пубертатный», «переходный».

Подростковый возраст имеет три стадии:

— 1-я стадия – младший подростковый возраст – период от 11 до 13 лет;

— 2-я стадия – средний подростковый возраст – период от 13 до 15 лет;

— 3-я стадия – старший подростковый возраст – период от 15 до 17 лет [22].

В 17 лет старший подростковый возраст, по мнению большинства авторов, онтогенетически закономерно переходит в юношеский возраст.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением индивида в общественной системе отношений. Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребенка на этом этапе [2, c. 54-59].

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте имеет уже все основные параметры социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим возрастом во многом из-за существеннейшего усложнения социальных отношений подростков.

Подросток осваивает все возможные виды социальных отношений. Отношения – термин, введенный еще Аристотелем для обозначения какого-либо определенного способа бытия и познания человека. В отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений. Ученые выделяют пространственные отношения, временные отношения, причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения и пр. Ученые выделяют также отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного и общего, т.е. всеобщего. Выделяются социальные отношения:

— отношения в процессе учебной деятельности;

— отношения в процессе производственной деятельности;

— дружеские отношения;

— семейные отношения и т.д. [7].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наряду с этим, человек вступает в отношения с созданными им вещами, с объективным миром и с другими людьми. Разного рода отношения субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения к себе. Концепция отношений человека была выдвинута А.Ф. Лазурским и получила дальнейшее развитие в работах В.Н. Мясищева. В.Н. Мясищев, утверждал, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, – из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе социальны. Таким образом, социальная ситуация развития предполагает собою наличие определенных социальных отношений. В ходе формирования социальных отношений личностью осуществляется социальное познание и социальное поведение [21].

Социальное познание – это когнитивная активность личности, сопровождающая и опосредствующая социальное поведение, включая получение информации о социальном окружении, организацию и трансформацию этой информации в памяти, а так же ее влияние на социальное поведение.

Социальное поведение – это:

— в широком смысле – любое поведение субъекта, включающее в себя какой-либо социальный компонент;

— поведение личности или группы, находящееся под контролем других групп или общества в целом [19].

Подросток проявляет социальную активность нередко более интенсивно, чем взрослый человек [6].

В подростковом возрасте социальная ситуация развития личности существенно меняется в сторону увеличения, усложнения и структуризации социальных связей. Социальная (от лат. socialis – общественный) ситуация развития личности, согласно Л.С. Выготскому, – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности (в обществе), отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми [9].

Социальная ситуация развития личности – это явление, которое относится не только к ребенку, но и ко взрослому. Социальная ситуация развития личности понимается в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребенка и взрослого, – что введено в психологический тезаурус Л.С. Выготским [9]. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выготскому [9], понимается как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности:

— первое: объективное место ребенка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;

— второе: особенности понимания (осознания) ребенком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми [50].

В подростковом периоде заканчивается половое созревание и возникает чувство взрослости, качественно меняющееся на протяжении всего подросткового возраста. Подростку свойственны антагонистические стремления:

— устремление к эмансипации (во всех сферах жизни) и абсолютное подчинение группе, которой он относится (референтная группа);

— с одной стороны обособленность и индивидуализация, а с другой стороны – стремление следовать общепринятой моде [50].

Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к подростку (то необходимо подчинения, как от маленького, то нужна самостоятельность взрослого). Этот этап развития имеет большое значение для индивидуализации, а поэтому временами называется «вторым рождением личности», т.к. активный рост самосознания, свойственный подростку, является поворотным в формировании личности.

Самоутверждение выступает ведущей потребность периода. Кардинально меняется социальная ситуация развития. Школа, как место получения знаний, утрачивает свою значимость для подростка, однако сохраняет свое значение с точки зрения потенциала для самоутверждения в ее стенах. Чувство взрослости имеет неглубокий характер, об объективной самооценке можно говорить к концу подросткового периода. Для подростка казаться взрослым и быть взрослым им – одно и то же. Подростки чтобы выглядеть взрослым используют внешние атрибуты взрослости: броский макияж, развязное поведение, курение и пр. [10]

На базе новообразования рефлексии учебной деятельности активизируется личностная рефлексия (но только формируется, ответы категоричны, односторонни). В своем внешнем облике и поведении подростки ориентированы на идола, подражая значимому для них герою. В этом возрасте очень важно самоутвердиться среди ровесников. Взрослые утрачивают свой авторитет. Для данного возраста характерна «реакция группирования», т.е. склонность подростков к объединению в группы. Тяготение принадлежать какой-либо группе настолько сильно, что подросток может выдумать группу значимых ровесников. Если подросток не стремится к объединению в группу, то следует говорить об отклонениях. Подростковой группе свойственно единство ценностей, совместность действий, акты могут иметь спонтанный и случайный характер.

Подростковый возраст – это пора вопросов. Первоначально подростку свойственно неприязненное отношение к противоположному полу, однако к концу этого периода оно наполняется духовным содержанием. Чтобы подростку было комфортно в любой группировке, он должен реализовывать следующих потребностей:

— совместная деятельность, т.е. внесение своего вклада в общее дело;

— коммуникативная значимость;

— чувство интеллектуальной состоятельности [10].

В случае если подросток обнаруживает психическое отклонение, то следует уточнить, какая из подростковых потребностей не удовлетворяется. Интеллектуальная несостоятельность ведет к неудовлетворенности. Разрушительное поведение подростка базируется на позитивной потребности в самоутверждении.

Д.И. Фельдштейн [47] осуществил детальный анализ зарубежных концепций причин и проявления подросткового кризиса. Он считает, что первым, обратившим внимание на подростковый период развития, являлся Ж.Ж. Русо. «Отцом» психологии переходного возраста правильно называть С. Холла, предложившему концепцию и определившему круг проблем, связываемых с подростковым возрастом. Данный этап обозначается Холлом как кризис самосознания, справившись с который индивид приобретает «чувство индивидуальности» (данный этап он называет «буря и натиск»).

Теории психоанализа (З. Фрейда, А. Фрейд), гештальтпсихологии (К. Левина) и бихевиоризм (Р. Бенедикт) отталкиваются от общей модели онтогенетического развития эволюции.

Э. Штерн анализировал подростковый возраст как один их периодов формирования личности.

Благодаря теории Г. Салливена психология подросткового возраста расширилась важной проблемой – генезис общения.

Предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей стал интеллектуальный аспект развития подростка [32].

В разработанных Л.И. Божович, Л.С. Выготским, Д.И. Фельдштейном, Д.Б. Элькониным отечественных концепциях подросткового возраста, изучение психологического содержания возраста базируется на диалектико-материалистическом понимании развития.

Анализируя наиболее длительный и сложный из всех кризисов – кризис подросткового возраст, Л.И. Божович [6] подчеркивала на его неоднородность:

— на первой фазе (12-14 лет) он характеризуется появлением способности ориентироваться на цели, которые выходят за пределы дня сегодняшнего;

— на второй фазе (15-17 лет) – понимание своего места в будущем [6].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Л.И. Божович [6] считала стержневым моментом кризиса формирование подросткового самосознания. Развитие самосознания, а так же его основной стороны самооценки является сложным и длительным процессом, который сопровождается целой гаммой специфичных переживаний.

С точки зрения Д.Б. Эльконина [55] подростковый возраст взаимосвязан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность осуществляет «поворот» от ориентации на мир к ориентации на себя самого.

Мнение Д.И. Фельдштейна [47] о содержании, роли и значение подросткового возраста как этапа психического развития базируется на изучении логики психического развития, а так же связи его с окружающей средой. В зависимости от того, как проходит социальная ориентация на данном этапе, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Новообразованиями подросткового возраста выступают:

— логическое мышление;

— развитие самосознания и чувства взрослости;

— адекватная самооценка;

— личностная рефлексия;

— стремление к самосовершенствованию [47].

Отношения подростка с родителями, как правило, насыщено проблемами:

— недооценка родителями самостоятельности подростка;

— неверные представления родителей об эмоциональных переживаниях подростка, мотивах различных его поступков;

— гиперопека – пренебрежение чувством взрослости;

— не понимание того, что учебная деятельность больше не является ведущей, а ведущим выступает общение с ровесниками [47].

Взрослые зачастую замечают в подростке только отрицательные стороны: непослушание, скрытность, и не видят положительного – развития способности к эмпатии в отношении с взрослыми, ориентация на его поддержку, разделить радостей и горя. Взрослые в лучшем случае склонны сами выказать сочувствие или сопереживание, но абсолютно не готовы к принятию подобного отношения со стороны подростка – для этого нужно быть с подростком «на равных». Но при этом взрослые много требуют и часто высказывают мнение о том, что сам подросток уже самостоятелен, взросл, что вызывает противоречия в подростковых представлениях о степени своей взрослости, а так же его притязания на новые права. Именно данное противостояние выступает источником трудностей и конфликтов, возникающих в отношениях между взрослым и подростком из-за несогласованности их представлений о характере прав и меры подростковой самостоятельности.

С точки зрения Д.И. Фельдштейна [47] существуют следующие уровни развития личности подростка:

— рубеж 10-12 лет – стремление к самостоятельности и потребность в признании данной самостоятельности в мире взрослых, где его Я выступает на равных с другими; стремление выйти за пределы круга отношений с близкими и перейти в круг широких общественных отношений. Возникает интерес к своим психологическим и нравственным особенностям, а так же потребность в оценки своих личностных качеств и качеств окружающих людей, увеличение негативных самооценок.

— 13-14 лет – признание со стороны окружающих своих новых возможностей, завоевать доверие, «ибо я тоже взрослый». Следовательно, поиск конкретных взрослых дел, т.е. видов деятельности, имеющих социальное признание и получающих оценку социума.

— 15-17 лет – усиление потребности в признании обществом, понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Развивается новый уровень самосознание подростка – осознание себя участником общественных отношений, понимание себя как общественно значимого индивида – субъекта [47].

Также претерпевает значительную трансформацию познавательная сфера подростка. Восприятие становится целенаправленным, избирательным и анализирующим, последовательным, содержательным и планомерным. Внимание можно охарактеризовать не только объемом, но и особой избирательностью, становится все более произвольным, а так же может быть преднамеренным. Подросток длительное время способен сохранять устойчивое и высокоинтенсивное внимание, развивает умение быстро концентрироваться и четко распределять свое внимание. Память имеет избирательный характер, увеличивается объем памяти главным образом за счет логического понимания материала, становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление окончательно развивается (Пиаже). Возрастает способность к абстрактному мышлению, возникает способность мыслить дедуктивно, теоретически, развивается система логических высказываний. Под воздействие абстрактного мышления воображение переходит в область «фантазии». Подросток скрывает свои фантазии как сокровенную тайну и скорее признается в своих провинностях, чем раскроет свои фантазии.

Сфера общения со взрослыми в подростковом возрасте имеет выраженную специфику. А.И. Подольский [42] замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития подросткового возраста, можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения. Это – наличие общности, совместности в жизни подростка и взрослого, наличие сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и расширение содержательных контактов между ними, – составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [42].

В течение подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, так как у многих взрослых сохраняется отношение к подросткам еще как к еще совсем детям. Это отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами социального воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, такое отношение вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и с его претензиями на новые социальные права. Именно это комплексное противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и о мере самостоятельности подростка [41].

Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого новым социальным отношениям с подростком вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций порождает столкновения, которые при неизменности прежнего отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка – все более упорным.

При сохранении таких отрицательных для подростка характеристик социальной ситуации развития, ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Применяя разные формы неподчинения и протеста, подросток «ломает» прежние «детские» отношения со взрослым, и всей своей активностью пропагандирует взрослому новый тип отношений – «взрослые» межличностные отношения, которым, конечно, принадлежит будущее [15].

В силу непринятия взрослым нового типа отношений с подростком, между ними неизбежно возникает психосоциальный конфликт. Социально-психологический конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. Проблема самостоятельности и равноправия подростка в отношениях со взрослым – самая сложная и острая в их общении и в воспитании подростка вообще.

Взрослому необходимо найти такую степень самостоятельности подростка, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому направлять подростка, влиять на него. Конфликт взрослого с подростком может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку на более равноправное. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения подростка, – с одной стороны и способствуют эмансипации подростка от взрослого – с другой стороны. У подростка появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе, у подростка может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и взрослый вообще может потерять возможность влиять на подростка в данный ответственный период становления моральных и социальных установок личности.

Подростки ждут от родителей внимания и дружеского отношения. Особенно они обижаются на отца или мать, если те очень длительно пребывают на работе или слишком часто и продолжительно отлучаются из дома. Многие подростки превращаются в «детей с ключом на шее»: они вынуждены проводить долгое время в одиночестве, или проводят внешкольное время только с друзьями, потому что родителей не бывает дома.

Некоторые родители, напротив, постоянно буквально навязывают детям-подросткам свое общество. Подростки любят проводить время с друзьями-сверстниками и вовсе не хотят, чтобы эту роль исполняли их родители. Родитель-друг – это дело будущего, которое наступит для подростков в юношеском возрасте. В своем текущем возрасте подростки нуждаются в искренней заинтересованности и помощи родителей, а стремление родителей замещать для них весь социальный мир, – вызывает у них острый протест.

То внимание, которое родители уделяют своим детям, в некоторой степени зависит от разницы в возрасте детей и последовательности их появления на свет. Иногда, средние дети в семье чувствуют себя обделенными родительской заботой и жалуются, что остальные члены семьи их третируют. Если у детей маленькая разница в возрасте, то родители относятся к ним более строго: чаще наказывают и меньше поддерживают [53].

Итак, резюмируя содержание пункта, необходимо отметить следующее. Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4