Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ влияния таможенного регулирования на структуру внешней торговли Российской Федерации. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

3.1. Проблемы применения мер таможенного регулирования и их влияние на структуру внешней торговли

Начнем с проблем, касающихся применения мер таможенно-тарифного регулирования.  В настоящее время остро стоит вопрос с установлением ставок таможенных пошлин. Это касается и тех ставок таможенных пошлин, которые применяются. Россия является теперь членом Всемирной торговой организации и должна выполнять все взятые на себя обязательства. Одно из них касается снижения общего уровня ставок таможенных пошлин. В «целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Далее обратимся к контролю таможенной стоимости. Поскольку таможенная стоимость выступает в качестве базы начисления таможенных платежей, важно отслеживать правильность ее определения. При контроле таможенной стоимости товаров в деятельности структурных подразделений таможенных возникают проблемы следующего характера (см. рисунок 7). рассмотрим их подробнее.

1. Сведения об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки содержатся как во внешнеторговом контракте, так и в иных документах, сопутствующих непосредственно сделке купли-продажи и иным операциям с товарами. Документы, подтверждающие заявленные сведения, а также иные документы, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля должны быть представлены в формализованном виде в форматах, определенных ФТС России. Но в настоящее время формализованы только основные документы, относящиеся к КТС: внешнеторговый контракт, инвойс и транспортные накладные (CMR, ж/д накладная).

Кроме того, в случае обжалования участниками ВЭД решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, позиция таможенных органов в судебных заседаниях может быть существенно ослаблена.

2. В соответствии со статьей 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В соответствии с Инструкцией по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров (утверждена приказом ФТС России от 14.02.2011 №272), при контроле таможенной стоимости осуществляется проверка не только достоверности величины (уровня) заявленной таможенной стоимости, но и достоверности представленных документов [31]. Отсюда проблема – подтверждение достоверности электронных документов, предоставляемых при таможенном декларировании.

3. В Решении КТС №376 установлены формы решения о проведении дополнительной проверки, расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Передача указанных документов в установленной форме от таможенного органа в адрес декларанта при применении электронной формы декларирования на данный момент представляется возможным. Однако не ясен юридический статус такого электронного обмена, например, в случае обжалования декларантом принятого решения в арбитражном суде.

Также проблематично в ходе дополнительной проверки таможенной стоимости предоставлять документы, которые не формализованы (прайсы, калькуляции и т.д.). Если часть документов предоставлена в электронном виде, а другая часть в бумажном, возникает вопрос как хранить такие документы в архиве.

Таким образом, существует объективная необходимость усовершенствования технологии осуществления контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, оформляемых с применением электронной формы декларирования.

Также остро стоит вопрос контролем за заявлением страны происхождения товара и применения тарифных преференций на ее основе. При контроле таможенными органами правильности определения страны происхождения товара выявляется ряд наиболее частых ошибок со стороны декларанта или представителя, влияющие на продление сроков выпуска товаров.

При декларировании товаров присутствуют такие грубые нарушения, как недостоверное заявление страны происхождения, недостоверное заявление кода ЕТН ВЭД, отсутствие подтверждения классификационных признаков заявленного кода ЕТН ВЭД, слабый контроль за представлением необходимых документов для подтверждения страны происхождения товара, отсутствие необходимых сведений о товаре для принятия таможенными органами решения о стране происхождения. Также заявление декларантом сведений о стране происхождения товара в Таможенной Декларации, не соответствующих сведениям, указанным в сертификате о происхождении товара. Основные ошибки, совершаемые декларантами и должностными лицами на этапе контроля правильности определения страны происхождения товаров рассмотрены в таблице 23.

Таблица 23. Ошибки, совершаемые на этапе контроля правильности определения страны происхождения товаров

Ошибки должностных лиц Ошибки декларанта
предоставление льгот по уплате таможенных платежей на основании ксерокопий сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 недостоверное заявление страны происхождения
недостаточная досмотровая работа отсутствие необходимых сведений о товаре для принятия таможенными органами решения о стране происхождения
нарушение порядка приема документов не соответствие сведений, указанных в ТД, сведениям в сертификатах, документах
нарушение процедур контроля, в том числе должной проверки сведений, указанных в сертификатах и сопоставления их со сведениями в ТД отсутствие необходимых документов для подтверждения страны происхождения товаров или не предоставление в бумажном виде

 

Также при осуществлении контроля за применением тарифных мер в отношении экспортируемых товаров можно выделить следующую проблему — Отсутствие отлаженной системы информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов. Налог на добавленную стоимость от внешнеэкономической деятельности находится в совместном администрировании таможенных и налоговых органов, следовательно, одной из проблем взимания НДС от внешнеторговой деятельности является недостаточная скординированность действий таможенных и налоговых органов, выражающаяся в отсутствии:

а) совместно работающих государственных органов;

б) единой информационной базы данных, которая позволит сократить время проведения проверки и бюрократической документальной волокиты;

в) единых критериев оценки (например, по отнесению организаций участников внешней торговли к «фирмам однодневкам»);

г) четкой разграниченности полномочий этих двух ведомств в области администрирования НДС от внешнеторговой деятельности.

Таким образом, порядок применения мер таможенно-тарифного регулирования не совершенен, соответственно, некоторые участники ВЭД используют это для реализации своих планов по снижению суммы таможенных платежей.

Теперь обратимся к сфере применения мер нетарифного регулирования. Стоит отметить, что данная система также является не совершенной и требует модернизации в изменяющихся условиях международной торговли. Начнем с квотирования товаров. Анализ опыта использования квот в странах ВТО показал, что данный инструмент позволяет эффективно решать различные задачи регулирования, усиливая его на определенных рынках и уменьшая на других. Он дает возможность одновременно насыщать рынок недостающей продукцией и осуществлять поддержку местного производства.

Проблемами квотирования являются: сложный порядок получения разрешающей лицензии, высокий уровень внеквотного тарифа. Когда речь идет об ограничении объемов перемещения товаров или же о полном запрете на их перемещение, некоторые участники ВЭД стремятся использовать по возможности другой классификационный код товара, страну происхождения или же прибегают к незаконному перемещению товаров через таможенную границу.

С другой стороны, принимая во внимание, что этот инструмент применяется на самых чувствительных рынках, многие страны не заинтересованы к его совершенствованию и либерализации. Они будут препятствовать этому процессу, что и происходит на уровне ВТО. Поэтому в ближайшее время квоты будут сохраняться вместе со многими своими недостатками. Для России очень важно учитывать двойственность происходящего процесса.

Одним из доводов против применения квот является утверждение о сложности функционирования данного механизма и всех вытекающих из этого проблемах. Конечно, квота совсем не простой в использовании инструмент, его применение требует наличия хорошей юридической, экономической и статистической базы, четко отлаженного механизма работы. Однако возможные позитивные результаты его использования оправдывают эти трудности. Во многом универсальный характер рассматриваемого инструмента делает регулирование на рынке, в основном продовольственном гибким, позволяя легально обеспечивать защиту местных производителей без ущерба для рынка в целом.

Также немало вопросов возникает при использовании лицензирования внешней торговли. Среди основных проблем можно выделить следующие:

  1. Несогласованность списка лицензированных товаров стран участниц ЕАЭС. Дело в том, что применение лицензирования внешней торговли является сферой национального законодательства, однако при формировании ЕАЭС (а ранее ТС) было принято решение об унификации процесса лицензирования товаров. Каждое государство имеет свой список и порядок лицензирования товаров, теперь они должны быть едины на уровне ЕАЭС. Исходя из этого, должна быть перестроена работа внутренних государственных органов под единую систему, что достаточно сложно.
  2. Значительный объем источников в сфере лицензирования, опять же связано это с тем, что до сих пор окончательно не систематизирован перечень нормативно-правовых актов в данной сфере.
  3. Также проблемы возникают при получении лицензии на перемещение шифровальной техники. Основная проблема в определении наличия функции шифрования в технике. Так список шифровальной техники неконкретен, таможенные органы задерживают перемещение комплектующих для сотовых телефонов для дальнейшей проверки. Это создает дополнительные сложности как для таможенных органов, так и участников ВЭД.

Помимо этого, проблемным направлением управления в таможенных органов является слабая взаимосвязь подразделений по горизонтали, а также сотрудничество с другими ведомствами, осуществляющими государственный контроль (правоохранительные органы, налоговые органы и т.д.). Одной из проблем кадров в таможенных органах является постоянный отток сотрудников в другие организации. Такой отток связан с интенсивностью труда, соотнесением ответственности и уровня оплаты и т.д. в результате этого многие таможни испытывают дефицит с высококвалифицированными кадрами. При этом большинство кандидатов, обращающихся в таможенные органы имеют заочное образование, что конечно же сказывается на квалификационном уровне. Особенно сложная ситуация на фоне подобных фактов возникает с подбором кадров на руководящие должности. Около трети начальников таможен состоит в этой должности и работает пять и более лет.

Также увеличивается количество «неделовых» связей подобных руководителей, а также возрастает количество угроз в адрес руководителей со стороны «криминальных» структур. Конфликты также возникают с правоохранительными органами и органами местной власти, что влияет на деятельность структурного подразделения и в целом на работу таможенного органа. В связи с этим возникает потребность регулярной смены кадров по линии управления. Однако, поскольку существует дефицит кадров, ротации не получается. Подобная ротация руководящего кадрового состава должна проводиться с периодичностью в 5-7 лет.

3.2. Меры по совершенствованию применения таможенного регулирования на территории России

Формирование ЕАЭС позволяет осуществлять также совершенствование многих сфер деятельности государства, в том числе применение мер тарифного и нетарифного инструментария. Развитие системы контроля применения тарифных мер должно основываться на целостном развитии таможенных и других государственных органов, системы электронного предоставления сведений, а также порядка проведения идентификации товаров и их классификации. Накопленный странами ВТО опыт показал, что режим тарифной квоты позволяет предоставлять преференции. Таким образом, даже после отмены преференциального статуса рассматриваемого инструмента, Россия может сохранить преференциальные тарифные квоты на сахарном рынке или ввести такие квоты на других рынках (при наличии экономической или политической необходимости). Важное место в совершенствовании применения мер тарифного регулирование занимает развитие системы классификации товара. Рассмотрим направления совершенствования порядка классификации товаров, а также осуществления контроля за такой классификацией. Необходимо отметить, что на процесс классификации товаров оказывает большое влияние само наименование товара, его «классификационные» признаки, принятие решения в отношении классификационного кода зачастую носит субъективный характер. Все это приводит к достаточно частым корректировкам классификационного кода, с необходимость внесения дополнительной суммы таможенных платежей, т.к. ставка пошлины может измениться в большую сторону. Неплохим выходом из ситуации является использование предварительного классификационного решения. Оно выдается на основании заявления участника ВЭД, предоставления всей необходимой информации о товаре, позволяющей осуществить классификацию товара. Принятое решение действует 3 года, за исключением случаев изменения самой ЕТН ВЭД, тогда решение отменяется или же изменяется. Срок принятия предварительного решения 90 дней.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование данного механизма является рациональным для среднесрочных и долгосрочных внешнеторговых контрактов, поставках сложных товаров (например, технологического оборудования). Однако использовать предварительные классификационные решения при практической реализации «срочных» контрактов с быстрой поставкой товара практически невозможно. При этом, к таким товарам относятся, например, продовольственные товары, товары для детей и т.д. связано это с достаточно длительным сроком принятия решения. При этом необходимо отметить, что выявление нарушений при перемещении продовольственных и непродовольственных товаров так же важно, как и выявление нарушений при перемещении технологического оборудования. Использование неправильного классификационного кода может позволить участнику ВЭД не только уклониться от уплаты таможенных платежей, но и перемещать товары зачастую несоответствующие требованиям мер технического регулирования.  Исходя из вышеприведенного, стоит выделить два основных направления совершенствования деятельности таможенных органов в данной сфере:

1. Сократить сроки принятия предварительных классификационных решений с 90 дней до 30, за исключением случаев получения заключений различных экспертных организаций и компетентных органов;

2. Осуществлять консультирование участников ВЭД как непосредственно в зоне таможенного контроля, так и в телефонном режиме;

Для сокращения возможных издержек, следующих за неверной классификацией товара, необходимо ввести обязательное приложение к основным документам, требуемым таможенным органом при перевозке грузов, конкретное описание товара (invoice — инвойс в зарубежной практике) с указанием точных размеров, количества и веса.

Практическое внедрение таких мер позволит расширить применение предварительных классификационных решений, а значит будет способствовать сокращению времени таможенного декларирования товаров, а также повысит эффективность применения контрольных мероприятий в отношении действительно «рискованных» поставок товаров.

Для повышения эффективности организации работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости, оперативности и обоснованности принятия решений необходимо:

  • совершенствовать законодательство таможенного союза и РФ по таможенной стоимости, обеспечить его комплексность и единообразное толкование таможенными органами РФ и также на уровне ЕАЭС;
  • ФТС РФ усовершенствовать процедуру электронного декларирования в части возможности проведения контроля таможенной стоимости таких товаров, в целях повышения эффективности применения системы управления рисками (использования стоимостных профилей рисков);
  • сформировать систему информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и единую систему мониторинга стоимостных показателей внешнеторговой деятельности, данный пункт начал внедряться несколько лет назад, однако так и не получил развития в условиях несовершенства применяемых технических средств и плохого развития процессов формирования единых баз данных с другими государственными органами;
  • разработать технологические схемы взаимодействия разных подразделений таможенных органов по вопросам контроля таможенной стоимости;
  • обеспечить взаимодействие и сотрудничество с таможенными органами других стран, в частности с Китаем, путем издания правовых актов, проведением межгосударственных и межведомственных консультаций, стажировок должностных лиц таможенных органов за рубежом;
  • использовать СУР в части стоимостных индикаторов риска в совокупности с методами таможенно-тарифного регулирования, методами планирования и прогнозирования таможенных платежей;
  • актуализация профилей рисков в части частоты срабатывания «624 меры» по однотипным поставкам товаров;
  • проводить совещания с судьями арбитражных судов с целью разъяснения позиции таможенных органов по контролю таможенной стоимости, приведения доводов и разъяснений.

В случае совершенствования применения тарифных преференций, использование обязательного порядка принятия предварительного решения по стране происхождения может стать хорошим выводом из складывающейся ситуации. При этом, вводить обязательство данной процедуры можно постепенно, начиная с самых «рискованных» групп товаров, при перемещении которых происходит наибольшее количество нарушений. Постепенно таким образом возможно охватить всю номенклатуру ВЭД. Применение данного положения разрешит многие споры между таможенными органами и декларантами, повысит эффективность таможенного контроля за правильным определением страны происхождения товара, сократит количество дел об Административном правонарушении. Возможно введение минимального сбора за предоставление данной процедуры, в размере, к примеру 300 рублей. В таможенной декларации возможно отразить данный сбор, включив его в сбор за совершение таможенных операций в отношении перемещаемого товара.

Так же в условиях созданного союзного государства, в связи с пробелами в законодательстве, множеством спорных вопросов, возможно создать единый орган надзора и контроля за правильным определением страны происхождения товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС и перемещаемых внутри его таможенной территории. Данный орган содействовал бы в разрешении споров в области определения страны происхождения товаров до момента судебных разбирательств, а также контролировал исполнение законодательства в данной области.

Все предложенные меры по совершенствованию механизма контроля таможенными органами за определением страны происхождения товара, можно отразить в Таблице 24.

Таблица 24. Предложения по совершенствованию механизма контроля за правильным определением страны происхождения товара

Предложение Перспектива
Совершенствование Таможенного законодательства в данной области Решение вопроса документального подтверждения страны происхождения товаров
Создание единого органа надзора и контроля Решение проблем между странами-участницами ЕАЭС, таможенными органами и декларантами
Переход на электронную систему сертификации и создание единого портала электронной сертификации Упрощение процедуры контроля, сокращение времени процедуры контроля
Обязательное принятие предварительного решения по стране происхождения Повышение эффективности контроля, предотвращение споров между таможенными органами и декларантами
Переход системы контроля к самостоятельной сертификации Сокращение этапов в механизме контроля, повышение его эффективности, правовой грамотности населения

 

Помимо этого, необходимо:

1) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, превысивших свою компетенцию и предоставивших льготы по уплате таможенных платежей в нарушение порядка, определенного действующим таможенным законодательством, а также должностных лиц, нарушивших приказы ФТС РФ в части осуществления контроля за документами и сведениями, необходимыми для таможенных целей, и в части контроля за правильностью определения страны происхождения товаров.

2) обеспечить ежемесячный контроль по базе данных электронных деклараций за выполнением условий «Правил определения страны происхождения товаров», в особенности происходящих из стран СНГ.

3) для эффективной реализации стратегии совершенствования механизма контроля за правильным определением страны происхождения товара необходимо обучение сотрудников таможен на местах, и мотивация их к грамотной работе.

Также важное значение в совершенствовании применения мер таможенного регулирования занимает развитие информационных технологий, связано это с тем, что таможенное оформление в настоящее время осуществляется в электронном виде.

Применение информационных таможенных технологий достаточно трудоемкий процесс, который основывается на использовании современных способов перемещения товаров. В целом можно выделить следующие направления совершенствования электронного декларирования товаров:

1.Внедрение принципа первичности электронных документов. Т.е. необходимо развивать создание единых баз данных с другими государственными органами, чтобы исключить предоставление бумажных документов и ускорить совершение таможенных операций;

2. Внедрение принципов «единого окна» или единой остановки.

«Единое окно» подразумевает совершение всех контрольных мероприятий комплексно. Использование данной системы эффективно и для участников ВЭД и для таможенных органов. Для участников ВЭД это выгодно тем, что происходит снижение временных издержек на таможенное оформление, а также материальных затрат. Таможенным органам эта система позволяет проводить комплексную проверку перемещаемого товара, в том числе с применением СУР. Также использование взаимосвязи с другими государственными органами повышает уровень обнаружения правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела.

3. Развитие системы предварительного декларирования товаров. Предварительное декларирование заключается в подаче таможенной декларации и выпуске товара до его прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. После фактического прибытия товаров подается окончательная декларация, по которой и происходит окончательное формирование суммы таможенных платежей.

4. Создание условий, когда предварительное декларирование товаров будет оптимальнее и выгоднее чем предварительное информирование.

5. Введение принципа однократного предоставления документов, в том числе при перемещении коммерческих партий частями.

6. Внедрение автоматического выпуска товаров. Во-первых, это ускорит принятие решения о выпуске товара; во-вторых, это снимет ответственность за принятие решения с инспектора таможенного органа.

7. Отказ от необходимости предоставления в ходе таможенного оформления сертификата и декларации соответствия товара требования технических регламентов.

8. Введение специального идентификатора для участника ВЭД, который позволит быстро систематизировать информацию

Для обеспечения успешного применения квот, учитывая сложный характер этого механизма, необходимо дополнить существующее законодательство специальным положением (методикой), которое бы детально прописывало процесс управления тарифными квотами (процедуру квотирования, принципы определения основных параметров квоты и их связь с конъюнктурой рынка и программами внутренней поддержки).

Накопленный странами ВТО опыт показал, что режим квоты позволяет предоставлять преференции. Таким образом, даже после отмены преференциального статуса рассматриваемого инструмента, Россия может сохранить преференциальные квоты на сахарном рынке или ввести такие квоты на других рынках (при наличии экономической или политической необходимости).

Важное место в системе совершенствования мер нетарифного регулирования занимает развитие системы таможенного контроля. Остановимся на мерах по совершенствованию системы таможенного контроля товаров. Важным направлением развития деятельности в пунктах пропуска таможен является оптимизация применения принципы выборочности таможенного контроля. Необходимо оптимизировать случаи применения таможенного досмотра, в большей степени необходимо применять другие формы таможенного контроля, например, таможенное наблюдение, заменяя случаи применения таможенного досмотра. Можно выделить следующие мероприятия, которые необходимо реализовать в структурных подразделениях таможни и других таможен страны:

  1. Осуществлять ежедневный мониторинг сроков выпуска товаров;
  2. На постоянной основе реализовывать контроль обоснованности продления сроков выпуска товаров как функциональными подразделениями, так и таможенными постами;
  3. Проводить занятия в рамках профессиональной учебы в части, касающейся соблюдения сроков выпуска товаров;
  4. Внедрить четкую диспетчеризацию таможенных операций, связанных с таможенным декларированием;
  5. Активировать работу по формированию «зеленого сектора».

Исходя из перечисленных выше направлений важное место занимает процесс управления подбором кадров на руководящие должности. Этот факт объясняется необходимостью совершенствования организаторской деятельности, как личного примера для достижения необходимых целей в сфере применения запретов и ограничений. Правильно организованная деятельность в рамках отдела позволяет повышать эффективности применения мер таможенного контроля в части применения запретов и ограничений. Помимо этого, именно руководитель должен помогать справляться коллективу со стрессовыми ситуациями.

Безусловно, все применяемые меры в настоящее время должны быть направлены на создание унифицированной системы контроля именно на уровне ЕАЭС, должна быть создана система комплексной проверки всех условий перемещения товаров, содержащих признаки применения мер нетарифного регулирования. Причем унификация эта должна осуществляться не только в области таможенного законодательства, но и гражданского, налогового, а также судебного производства. Особенно важно наладить взаимопонимание с судебными органами власти, возможна организация и проведения рабочих встреч и совещаний по вопросам применения норм административного и уголовного права в данной области. Такая мера поможет не только сотрудникам таможенных органов, но и представителям судебной системы в применении установленных норм.

Таким образом, развитие системы таможенного регулирования должно носить комплексный характер, как на национальном уровне, так и на международном. Основными направлениями развития должны стать – развитие информационных технологий, международного сотрудничества, национального законодательства страны.

 

Заключение

Развитие внешней торговли стран – участников ЕАЭС основывается на взаимодействии многих органов государственной власти. Также существуют различные факторы, которые оказывают влияние на данные процессы – внешние (экономическая и политическая ситуация в мире) и внутренние (региональные конфликты, низкий уровень оснащенности производственными мощностями и т.д.). Темпы развития государства основываются на применении мер таможенно –тарифного или нетарифного регулирования внешней торговли. Порядок установления и применения мер таможенно-тарифного регулирования на территории Российской Федерации и ЕАЭС имеет свои особенности. Так, на уровне ЕАЭС установлен общий порядок взимания ввозных таможенных пошлин. Общее руководство порядком установления ставок ввозных таможенных пошлин осуществляет Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии. Все ставки ввозных пошлин собраны в Едином таможенном тарифе. Однако, соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» установлено право стран-членов ЕАЭС применять ставки отличные от ЕТТ ЕАЭС. Так поступает и Россия. Дело в том, что в связи со вступлением в ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательства по изменению некоторых ставок таможенных пошлин в сторону их снижения.

В основном в отношении ставок ввозных таможенных пошлин действует принцип эскалации, т.е. устанавливаются исходя из степени их переработки – минимальные для сырья, средние для полуфабрикатов, максимальные для готовой продукции. Все это призвано стимулировать отечественного производителя для развития собственного производства. Применение налогов, таких как акциз и налог на добавленную стоимость, регулируется налоговым законодательством каждого государства. На территории России — это Налоговый кодекс, который устанавливает ставки акцизов и НДС.

Важное влияние на применение мер таможенно-тарифного регулирования оказывают страна происхождения товаров, классификационный код, а также величина таможенной стоимости. Помимо этого, помимо таможенной пошлины, на внешнюю торговлю важное влияние оказывает использование тарифных льгот и преференций.

В структуре внешней торговли за 2010-2014 гг, импорт превалирует над экспортом, на 2015 год такая тенденция сохраняется. При этом важное влияние оказывает использование Россией и против России санкций и ограничений на перемещение товаров. Так, произошло снижение объемов поставок машин, оборудования, продовольственных товаров начиная с 2014 года. Относительно экспортируемых товаров произошло снижение вывоза товаров топливно-энергетического сектора, в тоже время увеличился экспорт продовольственных товаров.

Говоря о развитии применения мер таможенно-тарифного регулирования необходимо отметить, что основным направлением считается гармонизация применяемых мер на уровне ЕАЭС и стран-СНГ. Также важно отметить, что в настоящее время остро стоит вопрос с применением мер таможенно-тарифного регулирования со странами ЕС, США, Канадой и Австралией, а также в отношении украинских товаров. Применяемые запреты существенно отразились на взимании таможенных платежей. Помимо этого, необходимо развивать консультирование государственных органов, в частности налоговых и таможенных. Применение данной меры позволит сократить ошибки декларирования, допускаемые добросовестными участниками.

В рамках внешней торговли стран-участников ЕАЭС применяются меры нетарифного регулирования, установленные на «союзном» и национальном уровнях. Меры нетарифного регулирования основываются на использовании разрешительного порядка перемещения товаров. Основными мерами являются – квотирование, лицензирование, исключительное право на перемещение товаров и т.д.

Основной мерой нетарифного регулирования является квотирование, то есть ограничение ввоза или вывоза товара. Исключительной формой квотирования является использование эмбарго, то есть полны запрет на ввоз или вывоз товаров. В настоящее время эмбарго применяется в отношении товаров из ЕС, США, Канады и ряда других стран.Квотирование и другие нетарифные меры неразрывно связаны с применением лицензирования.

Важное место в развитии мер нетарифного регулирования занимает развитие систем взаимодействия национальных таможенных органов с другими органами исполнительной власти, а также дальнейшее сближение законодательных актов ЕАЭС и международных плавил и стандартов, борьба с таможенными правонарушениями и развитием системы таможенного контроля в целом.

Таким образом, развитие инструментов таможенно–тарифного и нетарифного регулирования основывается на комплексном подходе к данному процессу, а также международном сотрудничестве и развитии информационных таможенных технологий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты:

1. Договор от 29.05.2014г. «О Евразийском экономическом союзе»;
2. Договор от 10.10.2014 «О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014»;
3. Договор от 23.12.2014 «О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014»;
4. Соглашение от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»;
5. Соглашение от 25 января 2008 года (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»;
6. Решение Совета ЕЭК №54 от 16.07.2012 (ред. от 10.11.2015) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»;
7. Решение Комиссии Таможенного союза №130 от 27.11.2009 (ред. от 23.04.2015) «О Едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
8. Решение КТС №728 от 15.07.2011 (ред. от 23.04.2015) «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза»;
9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.08.2014 № 144 «О перечне мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014 — 2015 годы»;
10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014г. №70 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014 — 2015 годы»;
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 06.10.2015) «О мерах нетарифного регулирования»;
12. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55 (ред. от 23.12.2013) «О применении Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»;
13. Решение Комиссии Таможенного союза № 526 от 28.01.2011. «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»;
14. Решение Коллегии ЕЭК № 131 от 19.08.2014 «Перечень товаров, в отношении которых на 2015 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Таможенного союза и единого экономического пространства»;
15. Решение КТС № 617 от 7.04.2011 (ред. от 22.06.2011) «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257»;
16. Указ Президента РФ № 560 от 06.08.2014 года (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности России»;
17. Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010 (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
18. Закон от 21.05.1993г. (в ред. 24.11.2014) №5003-1 «О таможенном тарифе»;
19. Федеральный закон №164-ФЗ от 08.12.2003 (в ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
20. Федеральный закон РФ от 13.06.1996 (в ред. от 28.11.2015) № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации»;
21. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»;
22. Постановление Правительства РФ № 363 от 09.06.2005 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»;
23. Постановление Правительства РФ № 364 от 09.06.2005 (ред. от 05.08.2014) «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»;
24. Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1415 «О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2015 году»;
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 г. №154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 1155»;
26. Постановление Правительства РФ №794 от 30 августа 2013г. (с изменениями от 29.09.2015г.) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
27. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2014 г. (ред. от 09.10.2015) N 1277-р «О перечне организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии»;
28. Приказ ФТС РФ от 15.10.2010 № 1906 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях торговых ограничений и экспортного контроля таможенных органов»;
29. Приказ ФТС России от 07.09.2015 № 1812 «Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля»;
30. Приказ ФТС России от 04.09.2014 № 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне»;
31. Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 (ред. от 29.07.2014) «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) натаможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров»;
32. Приказ Минпромторга России № 1251 от 03.09.2012. «О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров»;
33. Письмо ФТС России № 14-68/42349 от 31.08.2015. «О применении мер экспортного контроля при транзите товаров военного и двойного назначения».

Учебная литература:

34. Горбухов В.А. Таможенное право России. — М: Омега-Л, 2013.
35. Касьянова Г.Ю. Лицензирование, саморегулирование и квотирование. М.: АБАК, 2012.
36. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. Учебник. М: Юрайт, 2014.
37. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013.
38. Смитенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность. / Смитенко Б.М., Поспелов В.К, Карпова С.В — М.: Академия, 2011.
39. Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2013.

Источники Интернет:

40. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2014 год, от 04.02.2015// Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20466:————2014-&catid=343:2012-08-09-12-59-58&Itemid=1830&Itemid=2268
41. Меры защитного рынка в ЕАЭС // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/mery/Pages/default.aspx
42. Об итогах внешней торговли товарами государств-членов ТС и ЕЭП за 2014 год/ Аналитические материалы от 25.02.2015// Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_E_201412.pdf
43. По данным Таможенной статистики внешней торговли России //Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:13:3812263074197962::NO::P13_REQUEST:NEW
44. По данным таможенной статистики ФТС РФ / ИМПОРТ// Режим доступа: http://customs.ru/index.php?filter=товарная+структура+и&task=search&option=com_newsfts&view=category&id=52&Itemid=1976&limitstart=10
45. По данным таможенной статистики ФТС РФ/ ЭКСПОРТ // Режим доступа: http://customs.ru/index.php?filter=товарная+структура+э&task=search&option=com_newsfts&view=category&id=52&Itemid=1976&limitstart=50
46. Сведения о деятельности ФТС РФ // Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=24&Itemid=1830.
47. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году // http://customs.ru/images/stories/Den/sbornik%202014.doc
48. Таможенная служба в 2013 году http://customs.ru/images/stories/Yury/sbornik%202013.doc
49. Товары, при экспорте или импорте которых установлено исключительное право // Режим доступа: http://ved.customs.ru/index.php?id=167&Itemid=1960&option=com_content&view=article


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф