Заявка на расчет
Меню Услуги

Воспитание основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Оглавление

 

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социум

1.1 Формирование основ безопасного поведения как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности воспитания основ безопасного поведения в дошкольном возрасте

1.3 Формы и методы воспитания осторожного отношения у дошкольников к потенциально опасным ситуациям

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме

2.1. Выявление сформированности безопасного поведения страших дошкольников на начальном этапе исследования

2.2. Организация образовательной деятельности по воспитанию безопасного поведения в социуме у старших дошкольников

2.3 Оценка результатов экспериментального исследования

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

Введение

 

Актуальность. Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с этим возрастает острота затруднений безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения – детей-дошкольников.

Главной задачей для взрослых становится подготовка детей к жизни, поэтому необходимо не только познакомить каждого ребенка с теоретическими основами безопасного поведения, но и научить применять их в практической жизни.

Формирование понимания дошкольником опасных ситуаций неизбежно связано с рядом запретов. Как отмечает Л.Ф. Баянова, «любая культурная среда представлена системой нормативных ситуаций, которые являются условием дифференциации правил. Поэтому, чтобы сформировать у детей правила и нормы безопасного поведения, необходимо познакомить их с ситуациями, представляющими опасность, научить распознавать их, прогнозировать неблагоприятные последствия» [8].

Задача по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [45].

Изучение психолого-педагогической и специальной литературы показали, что специальной литературы, посвященной методике обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности и безопасному поведению в ДОУ, очень мало.

Существуют разрозненные материалы, где авторы знакомят детей с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья.

Потенциальные опасности связаны, прежде всего, с правильным отношением к природе и являются важной составной частью экологического воспитания дошкольников.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что формирование основ безопасности посредством ознакомления с природными явлениями и объектами является важной составной частью экологического воспитания дошкольников.

Исходя из этого, в образовательной программе дошкольного образования должны быть прописаны задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них.

Особую актуальность приобретает воспитание основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме, от способности которых определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать зависит качество их социализации.

В связи с вышесказанным, отметим, что сегодня существует проблема развития и формирования основ безопасного поведения дошкольников в социальном мире и является актуальной и недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения дошкольников и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения маленьких детей в современном обществе позволило обозначить проблему и определить тему настоящего исследования «Воспитание основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия воспитания основ безопасного поведения дошкольников в социуме.

Объект исследования: процесс формирования безопасное поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

В основе исследования лежит гипотеза о том, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения будет более эффективно, если соблюдать следующие организационно- педагогические условия:

1) создать содержательно – насыщенную предметно – развивающую среду, соответствующую возрасту детей старшего дошкольного возраста;

2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме.

Задачи исследования:

  1. Изучение научной и методической литературы по исследуемой проблеме.
  2. Подобрать диагностические методики и выявить сформированность безопасного поведения старших дошкольников.
  3. Реализовать образовательную деятельность по воспитанию безопасного поведения в социуме у старших дошкольников.
  4. Выявить эффективность воспитания основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в социуме.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

– изучение психолого-педагогической литературы и изучение публикаций по теме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений;

– педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, эмпирические методы: наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование, интерьвьюрование).

Теоретическая база: вопросам совершенствования процесса воспитания детей старшего дошкольного возраста в формировании основ безопасного поведения, уделяется большое внимание, в исследованиях и научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, Н.В. Коломеец, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад 62 компенсирующего вида».

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что весь практический и исследовательский материал по воспитанию детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения в социуме может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций.

Структура ВКР определена ее целью, объектом, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 49 источников.

 

Глава 1.Теоретические аспекты воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме

 

1.1.Формирование основ безопасного поведения как психолого-педагогическая проблема

 

В последние годы проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155) определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников.

Условия жизни современного общества изменяются, и исходя из этого возникает противоречие: формирование основ безопасного поведения дошкольников предполагает использование педагогами в НОД и вне НОД современного информационно-образовательного оборудования, материально-технической базы, учебно-методической литературы, соответствующей запросам современного общества и ситуации в стране, однако существующие в детском саду условия для решения данных затруднений не позволяют проводить полноценную работу, которая была бы интересна современным детям.

Решение обозначенных затруднений направлено на формирование следующих целевых ориентиров согласно ФГОС ДО:

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок проявляет инициативу для приобретения опыта осторожного и осмотрительного поведения через соблюдение соответствующих инструкций (запретов и разрешений) взрослого.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Процесс социально-коммуникативного развития нацелен на формирование у дошкольников представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. В детском саду это осуществляется в парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной [42].

Для решения существующей затруднений воспитатель должен руководствоваться принципами системности, полноты содержания, интеграции, сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей, учета возрастных и индивидуальных характеристик.

Исходя из практического опыта, можно сделать такой вывод, что формирование у дошкольников основ безопасного поведения целесообразно осуществлять как в непосредственной образовательной деятельности, так и в дополнительном образовании детей, используя как обучающие, игровые, так и практические виды деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом к основной общеобразовательной программе в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу по данной проблеме, мы обозначили, что в нынешнем обществе познания организации работы по развитию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста считается одной из важнейших задач для активного и защищенного человека в будущем, который будет оценивать окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.

Поэтому уже с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении педагоги организуют работу по формированию навыков безопасности.

Термин «безопасность» в словаре С.И. Ожегова означает: «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [30].

В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:

– безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;

– безопасность – системная категория, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;

– безопасность может рассматриваться, как одно из решающих условий жизнедеятельности личности, общества, а также государства, что позволяет им сохранять материальные и духовные ценности;

– безопасность в абсолютном своем выражении – это полное отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах.

Основы безопасности жизни – это сфера знаний, в которой исследуются опасности, присущие человеку, эталоны их проявлений и методы защиты от них.

Безопасность – это среда, в которой живет человек, где действие внешних и внутренних факторов не влечет за собой последствий, которые считаются негативными по отношению к нему.

Культура безопасности – это сложное качество личности, к которому относятся социализация в соответствии с правилами безопасного поведения, которые позволяют распознавать, предвидеть опасные ситуации, видеть способы решения, иметь ответственность.

«Формирование основ безопасности» у дошкольников необходимо, осуществлять через решение следующих задач:

– формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям;

– формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

– воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

– воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Под понятием «основы безопасного поведения» необходимо понимать такой набор стереотипов и действий в изменяющейся обстановке, который позволял бы сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, а также предупреждал физический и психический травматизм, создавая нормальные условия взаимодействия между людьми.

По мнению Л. Л. Тимофеевой «поведение – это особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно – общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно – общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность (социальная обусловленность поведения)» [43].

Формирование безопасного поведения у детей, по мнению М. С. Давыдовой, предполагает [14]:

– ознакомление с правилами дорожного движения, формирование желания их выполнять;

– обучение способам сохранения своего здоровья, реагирования в опасных ситуациях;

– формирование пожарной, бытовой, социально-гигиенической (безопасное взаимодействие с предметами и объектами общественного назначения), коммуникативной (безопасное общение и взаимодействие), экологической безопасности.

Формирование безопасного поведения может выполняться как в организованных (специальные занятия, воспитательные мероприятия, посвященные вопросам безопасности жизнедеятельности), так и в неорганизованных формах (на прогулках, в ситуативных беседах педагога с дошкольником и др.).

Безопасное поведение детей включает три компонента:

– информационный компонент – знания о безопасном поведении человека,

– поведенческий компонент – умение действовать в затрудненных ситуациях,

– эмоционально-волевой компонент – правильно реагировать на затрудненные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека [1].

В дошкольном возрасте сформируются основы безопасного поведения, если соблюдать следующие условия:

  1. Разработать и реализовать комплекс НОД, посвященных таким сферам жизни, с которыми соприкасается ребенок и может столкнуться с опасностями.
  2. В процессе НОД должны использоваться наглядные, практические словесные методы, позволяющие прочнее запомнить изучаемый материал по основам безопасного поведения.
  3. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Многие отечественные ученые разрабатывали вопросы безопасности жизнедеятельности в своих исследованиях. Например, в работах психологов В. В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности детей.

В научных трудах Н. Н. Авдеевой, О. Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Храмцовой, К.Ю.Белой отражены вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста. В истории дошкольного образования, начиная с середины XIX века в педагогике вместе с общими вопросами образования и воспитания детей особое место занимали вопросы воспитания здорового образа жизни, привития навыков санитарно–гигиенических навыков, а также навыков безопасного поведения. К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [1].

В конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию следующих авторов О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с вопросами техники безопасности в быту, которые включают правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932г.) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям старшего дошкольного возраста доступно:

– овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное владение иглой;

– представление, что при кипении образуется пар, что пользование техникой в быту облегчает труд человека;

– умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом.

Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы были исключены из нормативных документов. В результате возникших трудностей у ряда практических работников (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и соответственно желаемого результата в развитии детей, а также приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, довольно сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице:

– незнание детьми правил уличного движения;

– невнимательность к происходящему на улице;

– неумение владеть собой;

– отсутствие сознания опасности.

Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, начиная со старшей группы «…такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду» [1].

Исследования В. М. Федяевской были продолжены на практике работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей о проблемах безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской [1], позже были дополнены Э.Я. Степаненковой. По словам А.М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в «дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (в быту, на улице, в природе). [1]

В 1960–1980-е годы о профилактике несчастных случаев с детьми дошкольного возраста как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, потому что, как отмечают исследователи, они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются и правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, требуют более повышенного изучения и обучения им детей. Следует отметить, что в настоящее время во многих дошкольных образовательных организациях реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей, которые помогают воспитателю решить проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.

 

1.2 Особенности воспитания основ безопасного поведения в дошкольном возрасте

 

В современных исследованиях предлагают убедительные доказательства того, что человек может осуществлять безопасную для себя, окружающего социума и природы жизнедеятельность только при условии сформированности ценностных ориентаций и всех компонентов культуры безопасности:

– мотивации к безопасности;

– системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;

– компетенций безопасного поведения;

– физической и психологической готовности к преодолению опасных ситуаций;

– готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;

– личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку представления об основных опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Безопасность – это не просто совокупность полученных знаний, а умение правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.

В условиях реализации ФГОС ДО формирование основ безопасного поведения в социуме рассматривается в области «Социально-коммуникативное развитие» [45 http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html].

В ходе наблюдения за игровой и образовательной деятельностью детей можно выявить уровень сформированности основ безопасного поведения. Проведя изучение таких наблюдений, выявляются некоторые недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Недостатки в результатах:

– у ребенка слабо развиты представления об опасных ситуациях;

– у ребенка недостаточно сформированы элементарные представления о способах безопасного поведения (на улице, в транспорте, на проезжей части дороги);

– у ребенка не сформировано чувство самосохранения при виде опасных объектов (люди, животные, дорога, в потенциально опасных ситуациях;

– у ребенка мало опыта в освоении способов безопасного поведения в опасных ситуациях и использования их без напоминания взрослого.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

– учебно-методический и информационный: недостаточное оснащение «Уголка безопасности» дидактическими пособиями по формированию безопасного поведения в опасных для жизни ситуациях;

– материально – технические: в работе педагогами редко используется современное оборудование, соответствующее запросам современного общества;

– информационно-образовательные: недостаточное оснащение образовательной среды современными методическими, игровыми мультимедийными пособиями для формирования у детей представлений о безопасном поведении в опасных ситуациях;

– кадровые: недостаток курсов, семинаров-практикумов по обмену опытом в сфере формирования основ безопасности жизнедеятельности;

– низкая мотивация у воспитателей по формированию у детей основ безопасного поведения в и взаимодействию с родителями по существующим затруднениям.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Так, например, Л.Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям совместное рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься и сделать вывод о не правильном поведении персонажа [13].

К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Пособие данного автора: Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность», предназначенное для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т.п. К. Белая и В. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская в пособии для работы с дошкольниками «Твоя безопасность» дают рекомендации как педагогам, так и родителям, предлагая разработанные конспекты занятий, целевых прогулок, записи игр, а также постановку театрализованных представлений [10].

Программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, умение ребенка проявить самостоятельность и ответственность за свое поведение. Данная программа включает в себя следующие разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». Необходимо отметить, что в дошкольной педагогике очень подробно разработаны вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма, а вот бытовой безопасности детей уделялось недостаточно внимания [42].

Необходимыми компонентами в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

– знание человеком многообразия ее источников. Заранее, зная об опасности того или иного объекта, человек может мобилизовать все свое внимание и проявить осторожность как средство защиты.

Уклонение от опасности предполагает:

– представление о возможном характере развития опасной ситуации;

– знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;

–уметь дать правильную оценку сложившейся ситуации.

Преодоление опасности предполагает:

– правильное и умелое поведение в опасных ситуациях;

– знание и применение способов защиты (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями).

Дошкольникам необходимо объяснить, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставаниями в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый ребенок должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму.

Развивать у детей представления о полезности, целесообразности физической активности и знакомить их с приемами не медикаментозного лечения, используя для этого целебные силы родной природы. Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, очень важно создать условия, как в дошкольной образовательной организации, так и в семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста планомерно накапливать основы безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Целью программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» является, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения, которые позволят им предвидеть опасность в различных, неожиданных, ситуациях, по возможности избегать ее, а при необходимости самостоятельно действовать [42].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросами безопасности жизнедеятельности личности в своих исследованиях занимались многие ученые, освещая реальное многообразие идей и подходов к данной проблеме. Современные авторы и составители образовательных программ, опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения, предлагают различные формы и методы организации обучения дошкольников основам безопасного поведения.

Рассмотрим направления работы педагога по Л. Л. Тимофеевой, связанные с каждым из них.

Воспитание мотивации безопасной жизнедеятельности. Выделяют три типа мотивации:

– стремление обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих людей;

– преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации;

– отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению [43].

Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка, прежде всего под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на ребенка негативный пример родителей, жестокое обращение с ним, излишняя тревожность взрослых, запугивание ребенка, предъявление к нему непомерных или не согласующихся между собой требований.

Развитие мотивационной сферы дошкольников связано со всеми направлениями работы детского сада. Эффективность этой работы определяется выраженностью субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, стилем взаимодействия взрослых и детей, выбором методов и форм организации детских видов деятельности.

По мнению Т. Г. Хромцовой «старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения» [46].

В этом возрасте ребенок приобретает ряд коммуникативных умений, значимых для взаимодействия в определенной макросреде: умение устанавливать межличностные контакты с окружающими людьми, располагать к себе, вызывать понимание окружающих людей, проявлять доброжелательное отношение к окружающим.

У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе, как о могущем и умеющем.

Дети в этом возрасте охотно отзываются на совместные игры, которые в свою очередь, как обучают и организуют, так и сплачивают их постепенно в дружный коллектив. Именно с дошкольного возраста закладывается основной фундамент знаний. Поэтому отечественные педагоги и психологи рекомендуют как можно чаще и больше играть с детьми. Именно в игровой форме дети дошкольного возраста и получают знания [29].

Ребенок, несмотря на свой столь юный возраст, особенно дома, чувствует себя самостоятельным, может свободно переключать телевизор, искать себе мультфильмы, переключать каналы, включать магнитофон, компьютер, играть в игры по телефону, смартфону, а ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность.

Порой, оставшись дома без присмотра, дети могут также открыть кран, включить утюг, пылесос, попробовать лекарство, таблетки, оставленные на виду, или случайно по ошибке утолить жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними.

Невозможно водить ребенка все время за руку. Поэтому необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, очень важно сформировать у детей модель безопасного поведения в детском саду, в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать адекватно в конкретной реальной жизненной ситуации.

Рассмотрим, что должен усвоить ребенок, у которого сформировались первоначальные представления о культуре безопасного поведения, который имеет мотивацию по охране своей жизни и здоровья.

Такой ребенок, уже знает:

– свое имя и фамилию; как зовут маму и папу;

– предметы бытовой техники, инструменты;

– что порядок в доме и детском саду не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо убирать на место.

Не мало важно способствовать развитию умения правильно обращаться с бытовой химией, газом, электричеством, адекватно вести себя при пожаре; развивать у детей навыки самосохранения в экстремальных ситуациях; содействовать развитию навыков экологически грамотных отношений ребенка с природой; способствовать развитию взаимодействия родителей и детей в вопросах безопасного поведения детей в быту.

Для полноценной реализации основ безопасности жизнедеятельности важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание основ безопасности жизнедеятельности, учитывать конкретные пути, методы и средства влияния на успешность его формирования.

Развитие основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста играет важную роль для здоровья ребенка? Дети, которые знакомы с основами безопасности, значительно лучше и легче приспосабливаются к бытовым, социальным условиям, могут избежать опасных ситуаций.

В этом случае детям необходимо корректно, доступно объяснить про возможные травмирующие ситуации, опасные для жизни и здоровья, а так же и о том чего, конечно, нельзя делать:

– при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться, порезаться или уколоться;

– нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами, одному играть на балконе, сидеть на подоконнике и открывать окна, залазать на шкафы и любую мебель, чтобы не упасть.

Поэтому следует соблюдать все меры предосторожности и безопасности.

В старшей группе детей в ДОУ учат самостоятельно пользоваться столовыми приборами – вилкой и ножом, поэтому и здесь необходимо напомнить ребенку о правилах безопасности во время еды.

В проведении бесед с детьми по основам безопасности жизнедеятельности знакомство с природными объектами и явлениями имеет свои особенности. Детей необходимо научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, лекарственные и ядовитые растения.

Необходимо говорить об опасности контактов с незнакомыми взрослыми. При помощи анализа сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» подвести детей к мысли о том, что внешность зачастую обманчива, нужно быть осторожным с незнакомыми людьми. Важно донести до сознания детей мысль о том, что нет плохих и хороших людей, есть люди с плохими намерениями.

Знакомство с объектом или явлением, с проблемными ситуациями воспринимается дошкольником во всех видах деятельности: при наблюдении, в игре, в творческой деятельности и так далее.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф