СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ПРЕОДОЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Понятие административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса
1.2 Система формальных правил регламентации взаимодействия власти и бизнеса
1.3 Параметры качества предоставления государственных и муниципальных услуг
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В ПРЕОДОЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЛАНТУС»
2.1 Характеристика и особенности деятельности ООО «Галантус» и анализ внешней среды функционирования организации
2.2 Характеристика административных барьеров во взаимодействии ООО «Галантус» с органами власти
2.3 Предложения по преодолению административных барьеров в процессе взаимодействия ООО «Галантус» с органами власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что переход политической системы России к новым условиям государственного и общественного развития способствовал формированию более разнообразных и устойчивых форм взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. Являясь самостоятельным элементом гражданского общества, бизнес и его представители в лице предпринимателей и руководителей компаний, с одной стороны, дистанцированы от государства, с другой – зависимы от властных решений государственных, в том числе региональных, органов власти.
В современных условиях рыночной экономики малый и средний бизнес является ведущей фигурой рыночного хозяйства, субъектом хозяйственной власти и, государство, как главный субъект политической власти, оказывается объективно заинтересованным во взаимодействии с ним. Базируясь на данных положениях формируется фундамент общих интересов взаимодействия государственной власти и бизнеса. В экономической науке достаточно часто можно встретить исследования в отношении взаимодействия власти и бизнеса. Одним из ключевых факторов роста современной экономики является развитие малого и среднего бизнеса, а поскольку перед государством стоят новые технологические задачи, то их решение должно осуществляться комплексно и с учётом интересов бизнеса и содействие ему в преодолении административных барьеров.
На сегодняшний день актуальным представляется совершенствование взаимодействия органов власти и бизнеса в преодолении административных барьеров, учет возможностей и интересов бизнеса в процессе реализации государственной политики, поскольку это позволит повысить конкурентоспособность экономики, ввиду того, что партнёрские отношения увеличивают доверие экономических агентов, создают стабильность и предсказуемость социально-экономической системы в целом.
Административные барьеры достаточно часто рассматриваются в качестве одной из наиболее острых проблем, которые сдерживают развитие предпринимательства в России. Барьеры не просто служат препятствием на пути развития бизнеса, но и создают государственную проблему, поскольку обычной реакцией предпринимательства на рост административных барьеров является уход в теневую экономику.
Степень разработанности темы. Анализ методологических проблем и особенностей малого и среднего бизнеса, преодоление административных барьеров достаточно широко проводят в своих работах такие авторы как Алексеев И.А.,Перченко А. Н., Терещенко Л. К., Калмыкова А. В., Букварёва Е.В., Данилов-Данильян А. В., Аузан А. А., Крючкова П. В., Дегтярев А. Н., Маликов Р. И. Крылова Е.В., Белянина А.Ю., Неспанова И.В., и др.
Вопросам взаимодействия между бизнесом и органами власти, проблемам, связанным с преодолением административных барьеров посвящены труды таких исследователей как Рой О. М., Валитов Ш. М., Мальгин В. А., Шохин А. Н., Королев Е. А. Иванов В.К., Знаменский Д.Ю. Моисеев В.В., Ницевич В.Ф., Судоргин О.А. Бондаренко Е. Ю. Иванов В.К., Генералова В.О., Александрова О.Г. Арапов В. В., Харисов В. И. Дубынина А. В. Левин Ю. А., Лебедев Н. А. Блинов А.О., и др.
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия органов власти и бизнеса в преодолении административных барьеров.
Предметом исследования является особенности взаимодействия органов власти и бизнеса в преодолении административных барьеров, учет возможностей и интересов предпринимательства на примере предприятия гостиничного бизнеса ООО «ГАЛАНТУС».
Цель исследования состоит в необходимости произвести исследование практики взаимодействия органов власти и бизнеса в преодолении административных барьеров и разработать методические рекомендации по преодолению административных барьеров на примере гостиничного предприятия ООО «ГАЛАНТУС».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие административных барьеров и их роль во взаимоотношениях власти и бизнеса;
- Рассмотреть систему формальных правил регламентации взаимодействия власти и бизнеса;
- Обозначить основные параметры качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Дать характеристику деятельности ООО «Галантус», провести анализ внешней среды функционирования организации;
- Выявить и проанализировать существующие и возможные административные барьеры во взаимодействии ООО «Галантус» с органами власти;
6.Разработать предложения по преодолению административных барьеров в процессе взаимодействия ООО «Галантус» с органами власти.
Методами исследования являются: метод группировки, метод сравнения, графический метод, расчетно-аналитический метод, наблюдения и анализ статистических данных, а также использованы методы экономического анализа, экономико-статистические методы, сравнительный экономико-статистический анализ, метод экспертных оценок.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как Алексеев И.А.,Перченко А. Н., Терещенко Л. К., Калмыкова А. В., Букварёва Е.В., Данилов-Данильян А. В., Аузан А. А., Крючкова П. В., Дегтярев А. Н., Рой О. М. Валитов Ш. М., Мальгин В. А. Шохин А. Н., Королев Е. А. Иванов В.К., Знаменский Д.Ю. Моисеев В.В., Ницевич В.Ф., и других исследователей.
Методологической основой исследования послужили теоретические положения таких известнейших ученых как Й. Шумпетер и Ф. Хайек, . При проведении анализа места и значения сферы бизнеса в современном общественном устройстве России, моделей взаимодействия между бизнесом и властью в современных российских условиях были использованы отдельные положения социологических исследований российских ученых, теоретическими положениями, обосновывающими ряд концептуальных подходов к изучению и исследованию взаимоотношений бизнеса и власти.
Нормативно-информационной базой исследования послужили нормативно-правовые, теоретические и источники сети Интернет. Использованы статистические данные и обзор рынка по теме.
Научная новизна работы состоит в анализе существующих административных барьеров во взаимодействии ООО «Галантус» с органами власти и разработке предложений по преодолению административных барьеров в процессе взаимодействия данного предприятия с органами власти.
Практическая значимость. Практические предложения по преодолению административных барьеров, приведенные в работе могут быть использованы гостиницами, в частности ООО «Галантус» в целях преодоления административных барьеров во взаимодействии с органами власти.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе дано определение понятию административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса, проанализирована система формальных правил регламентации взаимодействия власти и бизнеса, обозначены основные параметры качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Во второй главе представлена характеристика деятельности ООО «Галантус», проведен анализ внешней среды функционирования организации, выявлены и проанализированы существующие и возможные административные барьеры во взаимодействии ООО «Галантус» с органами власти, а также разработаны предложения по преодолению административных барьеров в процессе взаимодействия ООО «Галантус» с органами власти.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ПРЕОДОЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Понятие административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса
На сегодняшний день, проблема существования административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса не является новой. В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в качестве реакции на товарную интервенцию еще в начале 1990-х гг. Проникновение на рынок некачественных товаров и развитие рынка услуг привели к распространению лицензирования и сертификации как средств контроля большинства товаров и услуг. В результате чего административные барьеры были закреплены в качестве формального института.
Достаточно распространенными причинами возникновения и существования административных барьеров служат[1]:
1) недостаточно четкое определение сферы государственного регулирования, включая распределение компетенции органов исполнительной власти в сфере регулирования малого и среднего бизнеса;
2) избыточное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимателей и вместе с тем недостаточная роль государства в обеспечении защиты права собственности и создание равных условий конкуренции;
3) предоставление налоговых, таможенных и прочих льгот отдельным категориям хозяйственных структур или отдельным предприятиям на договорной основе;
4) существование противоречий в законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в муниципальных правовых актах, а также «старение» правовых норм, когда установленные правила теряют способность конструктивно регулировать определенные отношения и начинают сковывать их развитие.[2]
На сегодняшний день определения термина «административный барьер» на законодательном уровне не существует, и это влечет за собой негативные последствия.
Существование административных барьеров и необходимость их устранения или снижения признается как видными политическими деятелями, так и различными государственными структурами. Административные барьеры достаточно часто рассматриваются в качестве одной из наиболее острых проблем, которые сдерживают развитие предпринимательства в России. Барьеры не просто служат препятствием на пути развития бизнеса, но и создают государственную проблему, поскольку обычной реакцией предпринимательства на рост административных барьеров является уход в теневую экономику[3].
Неразработанность методологического подхода к определению понятия «административный барьер» не позволяет предложить развернутую теоретическую основу для формирования эффективного практического инструментария снижения административного давления на малый и средний бизнес.
Само понятие «административный барьер» определяется в литературе неоднозначно. В общем виде административные барьеры представляют собой препятствия, которые связаны с выполнением определенных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, ограничивающими свободу и затрудняющими функционирование предпринимательской деятельности.[4]
А.В. Данилов-Данильян определяет термин «административный барьер» в качестве комплекса действий, совершаемый тем или иным государственным органом в целях реализации своих функций, при этом он ограничивает предпринимательскую свободу. Как отмечает автор, существуют естественные административные барьеры, возникающие ввиду абсолютного правомерного желания общества подстраховаться посредством создания определенных границ для бизнеса, защищающих людей от его негативного влияния.[5]
В узком смысле административные барьеры рассматриваются как совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления препятствия, выражающиеся, как правило в действиях, или же бездействии органов власти, тормозящие, осложняющие или делающие невозможным прохождение процедур, которые предусмотрены законодательством[6].
Похожее определение административных барьеров приводит Ресурсный центрмалого предпринимательства, которые отмечает, что административные барьеры представляют собой препятствия, которые возникают при организации и реализации предпринимательской деятельности у субъектов предпринимательства, и создаются они отдельными должностными лицами органов исполнительной власти[7].
По мнению А.Н. Дегтярева и Р.И. Маликова административные барьеры служат препятствиями, которые возникают при организации и осуществлении предпринимательской деятельности в результате введения нормативными актами органов государственного и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, которые несут возмездный характер их преодоления[8].
С точки зрения широкого подхода понятие «административный барьер» рассматривается как сложное явление и представляет собой нарушение законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, под которым понимаются действия (бездействие) органов власти или крупных монопольных организаций на рынке (например, теплоснабжающих организаций), тормозящих, осложняющих либо делающих невозможным осуществление предпринимательской деятельности, а также несовершенство законодательной базы, препятствующее реализации определенных нормативных требований[9].
В резолюциях ряда научно-практических конференций по проблемам предпринимательской деятельности административные барьеры определены в качестве специфических трудностей развития бизнеса, обусловленных несовершенством государственного регулирования и контроля или же сознательным ущемлением интересов малого и среднего бизнеса со стороны государственных органов и отдельных чиновников[10]. Также выступают в качестве субъективных барьеров входа на рынок, вызванных действующими правилами и механизмами государственного регулирования хозяйственной деятельности, направленные на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений согласно бюрократическим принципам работы и оплаты из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих данные барьеры[11].
Если обратиться к зарубежному опыту определения термина «административный барьер», то в странах Европейского союза под «административным барьером», а точнее, под «административным бременем» понимаются усилия, которые предприятия обязаны предпринимать для выполнения требований законодательства.[12]
Обобщая подходы к определению термина «административный барьер», можно сделать вывод, что административные барьеры — это совокупность определенных требований и процедур, выполняемых предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности, устанавливаемых в нормативных и ненормативных правовых актах Российской Федерации, вызывающих для субъекта предпринимательства издержки, превышающие при этом его частные выгоды.
1.2 Система формальных правил регламентации взаимодействия власти и бизнеса
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью[13], т.е. деятельностью, приносящей прибыль. Известно, что только отлаженный механизм взаимодействия органов государственной и местной власти с предпринимательством может обеспечить эффективное развитие региона и поступление дополнительных средств в местный бюджет: «Прорыв в расширении ассортимента выпускаемой продукции во многих отраслях экономики, расширение потребительских свойств традиционных товаров, индивидуализацию потребления и информатизацию сферы обращения обеспечили гибкие автоматизированные производства»[14].
Правовой основой взаимодействия предпринимателей с органами местной власти является ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Органы местного самоуправления содействуют созданию благоприятных условий для всестороннего развития предпринимательства[15]. Так они осуществляют финансовую поддержку за счет бюджетных средств.
Основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.[16]
Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись), переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия. На базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.
Федеральный закон от 01.04.2020 N 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства» делит все хозяйства на микропредприятия, малые и средние предприятия. Принадлежность к той или иной категории определяется, исходя из численности работников и годового дохода. При этом если численность позволяет отнести хозяйство к малым предприятиям, а вот по доходу он уже не подходит, то в этом случае определяющую роль будет играть именно второй фактор. И наоборот, если доход небольшой, а численность работников велика, то это не позволит отнести предприятие к категории малых или микропредприятий. Если же не выполняется целиком ни одно из условий, то есть когда субъект имеет превышение по численности и доходу, то он вообще не относится к категории малого и среднего предпринимательства.
Для руководителей и сотрудников малых предприятий, бухгалтеров, юристов, экономистов, а также лиц, ответственных за их поддержку, будет нелишним ознакомиться также со следующими документами (рисунок 1):
Рисунок 1 – Нормативно-правовые документы, относящиеся к проблеме исследования
Среди российских предпринимателей бытует расхожее мнение, что власть является избыточным элементом для бизнеса, обремененным исключительно стремлением извлекать ренту от результатов его деятельности, не утруждая себя необходимостью реально поддерживать частную компанию в ее попытках утвердиться на рынке и производить общественно полезную продукцию. Кроме того, по причине призрачной заботы о безопасности граждан государством возводятся высокие административные барьеры и налагаются контрольные ограничения, сдерживающие развитие бизнеса и вынуждающие его изыскивать способы нарушения установленных норм и правил.
В то же время усиление конкурентной борьбы на свободных рынках, стремление одних субъектов достичь положительных результатов за счет других заставляет притесняемых искать защиты у государства, рассматриваемого частными компаниями в качестве гаранта обеспечения равных прав и возможностей.
Таким образом, взаимодействие власти и бизнеса носит многосторонний и разнообразный характер и может предусматривать различные стратегии для участвующих в этом взаимодействии сторон. Стратегии этого взаимодействия определяются силой и слабостью его участников, условиями этого взаимодействия и целями, преследуемыми сторонами в рамках этого взаимодействия.
В связи с разнообразием отношений между властью и бизнесом и различиями в стратегиях ведущих контрагентов возникает вопрос о способах консолидации их интересов, показателях оценки изменений в этих отношениях. Важное значение имеет выбор эмпирической основы, на которой можно было бы идентифицировать предметы (темы), вокруг которых выстраивается взаимоотношение между сторонами, выявить тенденции в развитии этих тем.[1]
Проблема взаимодействия бизнеса и власти является одной из наиболее актуальных и разработанных в социальной науке.
Наиболее широко данная тема раскрыта в монографиях Ш.М. Валитова [2]и В.А. Мальгина, А.Н. Шохина и Е.А. Королева[3] и др. Содержание социального взаимодействия, включающего отношения сотрудничества и соперничества между социальными субъектами, представлено в статье О.А. Врублевской.
Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия бизнеса и власти представлен в статье Э.О. Орловой. Хорошей методологической основой исследования взаимодействия бизнеса и власти может выступить теория заинтересованных сторон И.М. Джавахара и Г.Л. МакЛафлина
В соответствии с данной теорией, вступая во взаимодействие друг с другом, органы власти и бизнес-сообщества вырабатывают определенную линию поведения, позволяющую им адекватно распределять усилия в зависимости от положения контрагента и выраженных им намерений. Теория акцентирует внимание на типовом характере стратегических решений во взаимодействии с контрагентами (акционеров, инвесторов, заказчиков, правительства и пр.), проявляющемся в определенном наборе правил, обоснованных характером такого взаимодействия.
В новых экономических условиях на государственном уровне необходимо признание бизнеса как активной творческой силы общества, поскольку предпринимательство является важной частью экономического роста, благосостояния, качества жизни и национальной безопасности страны. Государство должно дать бизнесменам, инвесторам ясный сигнал о том, что предпринимательство играет важнейшую роль как для российской экономики, так и для общества.
Предпринимательский потенциал может быть реализован в современных условиях только при гарантии неприкосновенности частной собственности, стабильности налоговой политики, фискальных и нормативных условий, непредвзятого интереса региональных и местных органов власти к развитию предпринимательства, политики взаимопонимания и сотрудничества властей и бизнеса, их общей ответственности за социально-экономическое развитие страны. [4]С этой целью необходимо отказаться от порочной практики массовых арестов, в результате которой только за последние 5 лет за решеткой оказалось более миллиона бизнесменов и предпринимателей.
Несмотря на менее благоприятные условия ведения бизнеса в России, чем в развитых странах мира, отечественные предприниматели, действующие в рамках антироссийских санкций, при поддержке властных институтов, добиваются значительных результатов в модернизации производства, внедряя новейшие достижения науки и техники на своих предприятиях. Об этом свидетельствуют, среди прочего, успехи в производстве нового высокоточного оружия, самолетов военных и гражданских судов, а также положительные сдвиги в импортозамещении во многих отраслях российской экономики. [5]
И.М. Джавахар и Г.Л. МакЛафлин выделили несколько характерных стратегий, определяющих характер взаимодействия организации с такой группой:
– упреждение – проявление внимания к проблемам заинтересованных сторон;
– приспособление – учет проблем заинтересованных сторон, но не строго обязательное реагирование на них;
– защита – использование минимума действий при выстраивании отношений с заинтересованными сторонами;
– реакция – либо борьба против решений проблем заинтересованных сторон, либо их полное игнорирование.
Будучи ключевой группой заинтересованных субъектов, публичная власть выстраивает с частным бизнесом определенную стратегию, цель которой будет заключаться в достижении баланса между исполнением частным бизнесом социальных обязательств и обеспечением приемлемой доходности.
Положительными стратегиями в плане заинтересованности бизнеса осуществлять взаимодействие с властью выступают стратегии упреждения и приспособления, заинтересованность в которых стала явно ослабевать в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в России с 2014 г. На первое место всё чаще начинают выходить стратегии защиты и реакции, главным ориентиром которых выступает стремление преодолеть государственные ограничения или максимально свернуть возможности контакта с государственными учреждениями.
Таким образом, взаимодействие власти и бизнеса может обретать различные формы, а качество последних оценивается по отдельным показателям экономического состояния общества, где это взаимодействие осуществляется. Однако, по каким показателям можно идентифицировать ту или иную форму взаимодействия, использование какой эмпирической базы позволит составить адекватное представление о характере взаимоотношений бизнеса и власти? В настоящее время чрезвычайную актуальность для российской экономики обретает вопрос о том, насколько сочетаемы интересы бизнеса и власти. Не секрет, что в настоящее время в России имеет место крайнее недоверие между представителями власти и бизнеса, что проявляется в многочисленных сюжетах, раскрывающих столкновение интересов власти и предпринимателей.[6]
Стратегии власти и бизнеса, реализуемые в рамках взаимодействия друг с другом. В процессе взаимодействия друг с другом стороны разрабатывают стратегии. Но насколько они осознанны? И являются ли действия сторон спонтанными или подверженными определенной логике?
Власть – это административный орган управления, наделенный функцией регулирования социально-экономических и политических отношений.
Власть выступает в роли «ночного сторожа» и «общественного распорядителя». Как ночной сторож, орган власти в большей степени ориентирован на обеспечение стабильности в обществе, защиту от негативных внешних влияний, в то время как общественный распорядитель – на развитие общества, стимулирование производства и расширение сферы услуг.
В отношении бизнеса власть выстраивает стратегию, в основе которой лежат следующие установки:
– сохранение и воспроизводство налогового потенциала;
– соответствие деятельности контрагента действующим нормам и правилам;
– обеспечение безопасности;
– формирование условий, противодействующих напряжению в обществе, разрешение возможных конфликтов.
Власть разделена по уровням управления. В зависимости от уровня определяются полномочия власти по отношению к бизнесу. На федеральном уровне органы власти разрабатывают базовые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность как органов власти, так и бизнеса, осуществляют контроль за соблюдением правовых норм участниками соглашений, принимают решения по спорам между участниками. Региональная власть транслирует государственные полномочия на уровень субъекта федерации в рамках своих полномочий, вырабатывает меры стимулирования деятельности местных компаний. [7]
Муниципальные органы власти акцентируют внимание на развитии малого предпринимательства, формировании условий для ведения бизнеса и стимулировании предпринимательских инициатив. Бизнес представляет собой совокупность предприятий разной численности и специализации, объединенных стремлением получения прибыли и снижения административных барьеров.
Наиболее существенные различия между бизнес-сообществами проявляются в их размерах, влияющих на способность корпоративной структуры гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому наибольшую устойчивость к внешним воздействиям проявляют крупные предприятия, которые являются более диверсифицированными и технологически оснащенными. [8]
Средний и, особенно, малый бизнес обычно более чувствителен к изменениям государственной политики и рынка. Кроме того, крупный бизнес в России сосредоточен в стратегически значимых отраслях – нефтедобыче, металлургии, машиностроении, – в меньшей степени испытывающих влияние конкурентной среды и патронируемых высшими государственными чиновниками.
Малый бизнес находится в тесной зависимости от состояния потребительского рынка и вынужден работать в условиях высокой конкуренции. Следовательно, характер взаимодействия бизнеса и власти лучше всего заметен по тем каналам, которые выстраиваются государством именно с малым бизнесом.
В отношении к государству бизнес придерживается нескольких наиболее значимых стратегий:
– минимизация вмешательства органов власти в дела организации;
– формирование благоприятного имиджа организации в глазах контролирующих и надзорных органов;
– минимизация потерь за счет сокращения трансакционных издержек.
Показатели оценки результатов взаимодействия власти и бизнеса.
Можно выделить несколько наиболее значимых показателей, на основе которых можно определить характер взаимодействия бизнеса и власти (рисунок 2):
Рисунок 2 – Показатели, опрееляющие характер взаимодействия бизнеса и власти
Взаимодействие предполагает равное участие сторон в решении вопросов, имеющих взаимный интерес.
Взаимодействие исключает доминирование одной из сторон, концентрируясь на вопросах, предполагающих заинтересованность сторон друг к другу.
Взаимодействие власти и бизнеса предусматривает наличие определенных норм и правил, которые разрабатывает одна из сторон – государство. Такое право государство получает по условиям соглашения между различными общественными силами и осуществляет его посредством издания законодательных актов и действий административных учреждений.
Взаимодействие осуществляется, с одной стороны, по установленным одной из сторон правилам, а с другой стороны, эти правила устанавливаются непреднамеренно, в ходе текущего контактирования сторон друг с другом.
Рассмотрим модель взаимодействия власти и бизнеса.
Вступая во взаимодействие друг с другом, органы власти и бизнес-структуры решают для себя определенные задачи, которые можно представить в виде функций такого взаимодействия.
Основными функциями взаимодействия являются: содействующая, стимулирующая, контрольная, санкционная, арбитражная и регулирующая.
Все указанные функции можно представить в плоскости трех основных осей, две из которых отображают два фундаментальных режима государственного управления – «ночного сторожа» и «общественного распорядителя», а третья призвана обеспечить гармонизацию и синхронизацию действий государственной власти в реализации основных функций.
Две первые функции вызывают у бизнеса, как правило, положительное отношение, тогда как контрольная и санкционная – отрицательное. Будучи доминантом взаимодействия, определяющим правила этого взаимодействия, власть заставляет бизнесу нести дополнительно учредительные издержки, позволяющие предпринимательской структуре стать стороной этого взаимодействия. Ведь, будучи выключенной из этого взаимодействия, бизнес-единица лишается большого перечня возможностей, дающего ей возможность реализовать все имеющиеся у нее способности. При помощи третьей пары – арбитражной и регулирующей функций – власть стремится обеспечить баланс интересов общества и бизнеса, разрабатывая перечень прямых и косвенных способов решения локальных проблем и спорных ситуаций.
Таким образом, ось развития включает содействующую и стимулирующую функции (режим «общественного распорядителя»), ось институциональной устойчивости – контрольную и санкционную (режим «ночного сторожа») и ось функционирования – арбитражную и регулирующую.
Как показывает практика, проявление той или иной функции зависит от типа предприятия, его месторасположения, отраслевой принадлежности, а также его возраста, т. е. положения на кривой жизненного цикла: более молодые организации в большей степени ищут расположения государства, нежели уже устоявшиеся на рынке компании. К сожалению, в России отношения власти и корпоративного сектора не являются симметричными. Интерес власти к корпоративному сектору воплощен главным образом в использовании его налоговых отчислений и переносе на его плечи ряда социальных обязательств. [9]
Малый бизнес антимонополен по самой природе, а при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство может стать серьезным конкурентом крупным корпорациям. Данное качество малого бизнеса сыграло существенную роль в ослаблении и преодолении промышленно развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса.
Для помощи бизнесменам государство каждый год выделяет большие денежные суммы. Для того, чтобы поддержать малый бизнес, в текущем году разработан набор государственных программ, нацеленных на помощь субъектам предпринимательской деятельности. Многие из них в силе уже несколько лет, но до настоящего времени не все предприниматели имели представление о том, как ими пользоваться.
Государство готово предоставить бизнесменам разнообразные возможности содействия (рисунок 3):
Рисунок 3 – Возможности содействия органов власти бизнесу
Предприятиям малого и среднего бизнеса из пошатнувшихся из-за кризиса областей экономики государство готово предоставить финансовую поддержку. Субсидии еще не начали выплачивать, поскольку отсутствует определенный порядок. О том, что будут назначены выплаты в середине 2020 года, президент заявил на совещании с Правительством в апреле этого года.
Представителям малого и среднего бизнеса из пострадавших областей экономики будет предоставлена финансовая поддержка от государства. В перечне уже названы заведения общественного питания, досуговые организации, гостиничный сектор и прочие отрасли. Этот список может быть увеличен, например, туда могут включить торговлю продуктами питания. Сумму выплаты будут определять из расчета на общее число сотрудников и из объема МРОТ.
На финансовую поддержку в ходе программы помощи малому бизнесу в этом году рассчитывали многие владельцы бизнеса. Но денежные средства между ними распределяются не поровну. Правительство РФ выделяет первоочередные направления предпринимательства, которым помощь необходима в первую очередь. В первую очередь, это отрасль сельского хозяйства – производство мясной продукции, кисломолочных продуктов, овощных культур.
В некоторых субъектах РФ приоритетные области иные – это зависит от того, какая сфера там наиболее неустойчива. Собственники организаций в данных областях могут точно надеяться на поддержку в процессе осуществления региональных проектов поддержания малого и среднего бизнеса в текущем году.
Для получения финансовой помощи на открытие или развитие собственного дела нужно предоставить детальный бизнес-план. Денежные средства, полученные от государства необходимо затрачивать на определенные цели. Есть несколько разновидностей выплат – на приобретение техники, материалов, возмещение расходов на аренду и др. По всем пунктам затрат необходима строгая отчетность в контролирующие организации.
В условиях рыночной экономики предприниматель является ведущей фигурой рыночного хозяйства, субъектом хозяйственной власти и, государство, как главный субъект политической власти, оказывается объективно заинтересованным во взаимодействии с ним. На этой основе начинает формироваться фундамент общих интересов взаимодействия государственной власти и бизнеса. В экономической науке уже давно исследуют проблемы влияния государства на экономику и факторы экономического роста. Одним из ключевых факторов роста современной экономики является развитие предпринимательства, а поскольку перед государством стоят новые технологические задачи, то их решение должно осуществляться комплексно и с учётом интересов бизнеса.
На современную экономику влияют глобальные процессы, которые учитываются и государством и бизнесом. Это факторы, которые обеспечивают движение экономической системы в сторону Четвертой промышленной революции.
Поэтому ответственность за постановку задач и реализацию решений возрастает, поскольку трансформация экономики проходит в сжатые сроки. В связи с этим основными принципами взаимодействия государства и бизнеса являются (рисунок 4):
Рисунок 4 – Принципы взаимодействия власти и бизнеса
Учет данных принципов позволяет сформулировать основные направления взаимодействия власти и бизнеса:
1) Развитие сотрудничества государственной власти и бизнеса. На сегодняшний день реализация данного направления возможна через систему компромисса, который предполагает, что взаимодействие является взаимовыгодным, а не выгодным только одной стороне. Поддержание компромисса станет хорошим условием проектного движения, которое предполагает долгосрочные цели и перспективы.
2) Укрепление институтов гражданского общества. Известно, что правительства функционируют более эффективно, если они прислушиваются к мнению частных компаний и отдельных граждан, а также сотрудничают с ними в процессе реализации политики. Там, где государство не располагает достаточными механизмами для учета таких мнений, оно не реагирует на интересы населения.
Институциональной основой гражданского общества является совокупность независимых от государства объединений граждан, склонных к солидарности, сотрудничеству и самоорганизации.
3) Развитие образования и науки.
Технологические изменения экономики ставят перед обществом задачи формирования всесторонне развитой личности обладающей, обладающей не только общими, но и узкоспециализированными знаниями. Поэтому мы наблюдаем трансформацию систему образования, переход на новые образовательные технологии и большое внимание к развитию науки. Выводы. Реализация представленных направлений взаимодействия, учет возможностей и интересов бизнеса в процессе реализации государственной политики приведет к повышению конкурентоспособности экономики, поскольку партнёрские отношения увеличат доверие экономических агентов, создадут стабильность и предсказуемость социально-экономической системы. Направления дальнейших исследований. Взаимодействие органов государственной власти различных уровней с бизнесом в рамках реализации проектов. Место общественного интереса в процессе взаимодействия государственной власти и бизнеса.
1.3 Параметры качества предоставления государственных и муниципальных услуг
На современном этапе развития социально-экономических процессов в России необходимо сформировать эффективную систему методов рассмотрения различных факторов существующей экономической среды, препятствующих и способствующих развитию частного предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Помимо этого, следует выявить условия партнерского взаимодействия представителей частного бизнеса со структурами власти. Такое взаимодействие в условиях обеспечения дальнейшего развития социально-экономических процессов должно происходить на базе устранения противоречий и нахождения эффективных способов принятия управленческих решений органами государственного экономического регулирования, отвечающим задачам повышения социально-экономической эффективности частного предпринимательства.
Активное развитие предоставления государственных услуг в таких сферах как здравоохранение, образование, культура, спорт, социальная политика и т.д. способствуют значительному повышению уровня жизни населения. При этом важное значение приобретает необходимость достоверной и качественной оценки предоставляемых услуг. Кроме того, проводимая оценка должна основываться не на одном факторе, а на целом комплексе. Данные о критериях, которые должны оцениваться отображены в на рисунке 5.
Рисунок 5 – Критерии оценки качества предоставляемых государством услуг
Одним из эффективных способов рассмотрения партнерского взаимодействия представителей бизнес-сообщества и структур государственной власти на основе средств PEST-анализа. Данный способ представляет собой совокупность методов, позволяющих дать оптимальную оценку важнейших аспектов внешней социально-экономической среды деятельности субъектов частного бизнеса, влияющих на характер управления внутренних процессов и регулирования внешних контактов различных предпринимательских структур. Помимо этого, методы PEST и SWOT-анализа позволяют адекватно оценить сложившиеся условия для разработки управленческих решений структурами власти, направленных на оказание непосредственного или косвенного воздействия на деятельность субъектов частного бизнеса. Тем самым осуществляется установление благоприятных условий для развития GR-менеджмента как системы организационных управленческих средств бизнес-структур, направленных на развитие взаимосвязей с органами государственной и муниципальной власти как повышения уровня экономической эффективности предпринимательской деятельности.
В связи с этим партнерское взаимодействие субъектов бизнеса и органов власти происходит в системе четырех основных аспектов социально-экономической макросреды, которой является совокупность формирования и дальнейшего развития социально-экономических процессов федерального округа РФ. Федеральный округ как указанная макросреда определяет наличие совокупности факторов, оказывающих позитивное или негативное воздействие, что обеспечивает дальнейшую модернизацию деятельности субъектов предпринимательства или препятствует этому при наличии необходимых ресурсов. Данными аспектами макросреды выступают:
- Политические условия, выражающиеся в особенностях реализации функций федеральных и региональных органов власти, регулирующих условия деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе частных бизнес-структур. При этом происходит учет политических установок деятельности Правительства РФ и органов исполнительной власти регионов. Эти условия также связаны с особенностями разработки и реализации норм права в системе федерального законодательства и нормативно-правовых актов субъектов РФ по вопросам регламентации функционирования субъектов частного предпринимательства
- Анализ специфики федерального и регионального правового регулирования выражается в анализе действующих нормативно-правовых актов и различных нормативных документов, определяющих порядок административной деятельности органов государственного управления, вступающих в различные формы взаимодействия с экономическими субъектами. В данном случае устанавливаются рамки оптимальных отношений, позволяющих предпринимательским структурам соблюдать границы экономических действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При этом особое внимание обращается на процессуальную сторону практической реализации законодательства.
- Экономические условия – особенности получения и использования экономических ресурсов в предпринимательстве с получением различных товаров и услуг, востребованных на макрорегиональном рынке и рынке федерального уровня России с учетом международных экономических стандартов и запросов иностранных экономических партнеров.
- Социальные факторы – совокупность различных видов влияния деятельности некоммерческих общественных организаций на предпринимательские процессы с учетом уровня жизни населения. Уровень развития общественной культуры, что воплощается в специфики выполнения индивидуальных и коллективных обязательств, соблюдения действующего законодательства, уровень развития профессионального образования и общественного воспитания. В данном случае, выявляется характер влияния на взаимодействие частных хозяйствующих субъектов и властных структур со стороны таких факторов, как отношение отдельных людей к трудовой деятельности; уровень общественной и трудовой культуры; демографическая структура общества; темпы рост (или снижения) населения; общий уровень востребованного на рынке труда профессионального образования; мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т. п.
- Технологическая основа – система современных технологий преобразования имеющихся производственных и организационных ресурсов, в частности, сбора, преобразования и перемещения информации в условиях развития цифровых форм экономического взаимодействия на территории соответствующего макрорегиона.
Анализ технологической внешней среды предусматривает учет изменений в технологии производства, применение компьютерной техники для проектирования и предоставление товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Данные условия оказывают влияние на специфику реализации частных предпринимательских интересов и функций органов власти в условиях их партнерства для обеспечения дальнейшей эффективной модернизации макрорегиональных экономических процессов.
С позиции указанных условий макросреды происходит оценка:
1) стратегии реализации производственных проектов на уровне отдельных субъектов частного бизнеса;
2) стратегических основ деятельности государственных органов власти по регулированию предпринимательских процессов с целью удовлетворения интересов индивидуальных потребителей и организаций.
Реализуется комплексный мониторинг стратегический позиций частных предприятий и организаций в макрорегиональном социально-экономическом пространстве с анализом факторов деятельности органов власти. Ключевая цель анализа партнерства субъектов бизнеса и властных структур состоит в установлении изменений макросреды с выявлением социально-экономических тенденций позитивного и негативного характера, которые не могут контролироваться в системе менеджмента частных организаций и органов федеральной и региональной власти, но оказывающих влияние на результаты стратегии их функционирования.
Процесс указанного анализа способствует формированию системы эффективного GR менеджмента, что выражается в последовательности определенных действий:
- Формируется перечень внешних стратегических факторов, со стороны которых существует высокая вероятность влияния на функционирование субъектов бизнеса и структур власти.
- Оценивается уровень вероятности реализации каждого из выявленных факторов для той или иной организации в виде выражения показателя степени влияния этих факторов на макрорегиональные процессы сотрудничества представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. Величина таких показателей выражается в диапазоне: от «1» (важнейшее значение и уровень ключевого влияния) до «0» (незначительное уровень воздействия). Сумма показателей влияния всех факторов должна быть равна единице.
- Дается оценка степени воздействия каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-бальной шкале. Показатель «5» – значительное (сильное) воздействие при наличии значительной степени социально-экономического риска. Показатель «1» свидетельствует об отсутствии воздействия какого-либо фактора.
- Определяются взвешенные оценки посредством умножения веса фактора на силу его влияния и рассчитывается суммарная оценка для данных субъектов бизнеса.
Общую картину факторов и специфических признаков PEST-анализа с учетом развития элементов цифровой экономики можно выразить в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Факторы PEST-анализа социально-экономических факторов на территории макрорегиона в условиях развития цифровой экономики
Каждая из четырех разновидностей факторов, представленных в таблице 1, характеризует соответствующие стороны социально-экономического обеспечения деятельности субъектов бизнеса с развитием эффективных способов взаимодействия со структурами государственной власти.
Реализация PEST анализа выражается в применении конкретных методов прогноза развития среды макрорегиона:
1) сценарный анализ;
2) факторный анализ;
3) экспертные методы и пр. В этой связи необходимо указать характер оказываемого влияния со стороны указанных четырех факторов, см. табл. 2
Данные характеристики социально-экономического влияния определяют уровень экономической активности частного предпринимательства и специфику взаимодействия с органами федеральной и региональной государственной власти.
Таблица 2 – Характеристики влияния дальнего социально-экономического окружения на субъекты предпринимательства
Таким образом, анализ современных условий развития социально-экономической среды макрорегиона выступает ключевым инструментом в системе разработки эффективной стратегии предпринимательской деятельности субъектов бизнеса. Средства PEST-анализа позволяют сформировать общую картину внешней среды деятельности предпринимательских структур с установлением факторов формирования и развития их партнерства с органами власти.
Подводя итог, следует отметить, что органам власти необходимо оказывать субъектам малого и среднего бизнеса содействие в привлечении инвестиций, реализовывать меры по повышению доступности коммерческой недвижимости и т.д. Действенными формами взаимодействия бизнеса и власти можно назвать: государственно-частное партнерство, являющееся для правительственных структур эффективным методом решения экономических вопросов при дефиците бюджетных средств, а для бизнеса – своеобразным гарантов развития и поддержки; участие бизнеса в тендерах и конкурсах; организация и проведение форумов с дискуссионными площадками с участием власти и бизнеса; объединения предпринимателей, как площадка для обмена опытом, помощи молодым предпринимателям и возможность донести локальные проблемы в регионах до органов государственной власти
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф