Когда ребенок впервые принимается в группу, педагог должен знать о нем все, получив информацию от врача, в разговоре с родителями, в общении с ребенком до того, как он поступит в дошкольное учреждение. В первые дни пребывания малыша в группе не следует резко нарушать то, к чему он привык дома, даже если эти привычки не совсем корректны. Например, ребенок привык спать дома с пустышкой, и поначалу его не следует отнимать от груди. Но педагог должен терпеливо объяснять родителям, что по возможности они должны постепенно готовить малыша к уходу: рассказывать, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какие методы использовать в этом случае.
Маленькие дети внушаемы, и настроение окружающих легко передается им. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крик негативно влияют на поведение малыша.
Очень важно правильно использовать запреты в воспитании ребенка. Нельзя позволять ребенку делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и разрешение ребенку делать все, что он хочет, вредны. В одном случае у ребенка не формируются навыки и умения, необходимые для жизни, в другом малыш вынужден специально сдерживать себя, что является для него большим усилием. Что мы должны делать, когда имеем дело с маленькими детьми? Прежде всего, запреты, если они необходимы, должны быть обоснованы, а требования к их выполнению должны быть сформулированы спокойным голосом. Нельзя допускать чего-то ранее запрещенного, как всегда надо требовать, чтобы малыш не ел немытыми руками, не подходил к открытому окну, не топил печку, не брал вещи со стола учителя и т. д. Однако запретов должно быть гораздо меньше, чем то, что ему позволено делать.
Эти требования должны быть осуществимы для удовлетворения потребностей маленьких детей. Например, ребенку трудно долго не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ожидая, пока, например, придет его очередь одеваться на прогулку.
С самого раннего возраста дети формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Как только он научится говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Потребность этого ребенка в активности и самоутверждении должна поддерживаться как можно больше. В игре дети часто пытаются преодолеть некоторые трудности сами, а не сразу пытаются им помочь. Пусть ребенок попробует выполнить это действие самостоятельно. Это одно из условий для формирования навыков и хорошего настроения малыша.
Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим, оказывается для него слишком сильным, вызывает резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно-сначала предлагает закончить игру, поставить игрушки на место,затем дает установку на новый вид деятельности: «а теперь пойдем мыться, мыло душистое. И вкусные блины на обед. Вы не поможете мне поставить тарелки на стол?- ребенок охотно подчиняется.
В воспитании должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. У детей с разными видами нервной деятельности предел работоспособности не одинаков: одни устают быстрее, им часто нужно переодеваться во время игры в спокойные и активные игры, а ложиться спать раньше других. Есть дети, которые сами вступают в контакт с другими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, и часто поддерживают свое позитивное эмоциональное состояние. Дети тоже засыпают по-разному: некоторые медлительны, беспокойны и просят наставника остаться с ними; для других сон наступает быстро, и они не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры некоторые малыши легко выполняют взрослые задания (поэтому важно, чтобы задание было достаточно сложным, решаемым ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, ободрения. Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает учителю найти правильный подход, но и способствует формированию определенных личностных черт подрастающего человека.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей является неправильная организация деятельности: когда двигательная активность не удовлетворена, ребенок не получает достаточного количества впечатлений, а также испытывает дефицит в общении со взрослыми. Нарушения в поведении также могут возникать в результате того, что органические потребности не удовлетворяются своевременно – неудобства в одежде, опрелости, ребенок голоден, плохо спал. Поэтому распорядок дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное ведение всех рутинных процессов-сон, кормление, гигиенические потребности, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятия, реализация правильных воспитательных подходов являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания уравновешенного настроения.
Особенности раннего детства соответствуют задачам и средствам воспитания ребенка, к ним относятся физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
Задачи физического воспитания: охрана здоровья детей, их движений, полноценного физического развития; привитие культурно-гигиенических навыков.
Основные средства физического воспитания: обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий-широкое использование воздуха, солнца, воды; рациональное питание и питание; организация массажа и гимнастики; организация дня; методически правильное ведение всех режимных процессов (кормление, сон, бодрствование); обеспечение двигательной активности ребенка (пространство для движения, наличие специальных пособий в детских учреждениях).
Задачи психического воспитания: формирование действий с предметами; сенсорное развитие; речевое развитие; развитие игровой и другой деятельности; формирование основных психических процессов (внимания, памяти); развитие зрительного и эффективного мышления; эмоциональное развитие; формирование первичных представлений и представлений о мире; развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными явлениями).); формирование познавательных потребностей (потребность в информации, активность на занятиях, самостоятельность в познании окружающего мира).
Основные средства психического воспитания: эмоциональное и деловое общение между взрослым и ребенком в процессе собственной деятельности ребенка; специальное обучение, осуществляемое учителем на занятиях; самостоятельная практика ребенка в повседневной жизни, играх, общении.
Основными видами деятельности в раннем возрасте являются общение со взрослыми, а также освоение действий с предметами. Для их своевременного развития необходимо создать оптимальные условия.
Задачи нравственного воспитания: формирование позитивных отношений со взрослыми (умение спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание помогать другим, проявлять привязанность, сопереживание); воспитание положительных личностных качеств (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициативность, находчивость, умение преодолевать трудности, доводить дело до конца).); воспитание дружеских отношений между детьми (умение играть рядом друг с другом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, помогать в трудностях и т. д.).); воспитание положительных привычек (умение здороваться, благодарить, убирать игрушки и т. д.); обучение начальным формам работы (все формы самообслуживания, возможная помощь младшим и взрослым, например, вместе со взрослыми поливать цветы, приносить салфетки к обеду, убирать дорожки на участке и т. д.).
Средства нравственного воспитания: примеры поведения взрослых, одобрение добрых поступков, обучение детей позитивным поступкам; организация специальных соответствующих ситуаций, чтение книг.
Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать в них любовь к прекрасному в окружающей среде, природе и повседневной жизни, то есть формировать эстетические чувства.
Задачи эстетического воспитания: Воспитание умения замечать прекрасное в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде, развитие творческих способностей (музыкального слуха, зрительной активности).
Средства эстетического воспитания: знакомство с природой, музыкой, обучение пению, рисованию, лепке, чтению народных потешек, стихов, сказок.
Все эти задачи решаются совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Правильная организация жизни детей в командной среде позволяет маме успешно работать, а ребенку гармонично развиваться под руководством специалистов (педиатров, педагогов, музыкальных специалистов).
1.3. Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Для того чтобы ребенок максимально быстро и безболезненно адаптировался к условиям народного образования, семье необходимо подготовить его к поступлению в дошкольную систему.
Многие родители стремятся правильно воспитывать своих детей, но им не всегда хватает знаний и опыта для этого. В некоторых семьях детей чрезмерно опекают, считая, что в раннем возрасте ребенок уже ничего не может делать самостоятельно. Родители предупреждают о каждом действии, о каждой попытке обрести независимость и угождают каждому капризу. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, нужен только уход за ним. Есть родители, которые относятся к маленьким детям как к молодым взрослым, предъявляя им большие и часто невыполнимые требования. Наконец, есть некоторые родители, которые считают, что главная роль в воспитании принадлежит детскому саду, огороду, и они могут только оценивать, хорошо или плохо работают учителя. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимного отношения семьи и детского сада. Они лучше всего формируются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении учителя к ребенку; чувствовали компетентность учителя в вопросах воспитания; но самое главное-ценили его личные качества (заботу, внимание к людям, доброту).
Детский сад — это педагогическое учреждение, которое может и должно давать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям народного образования. Но, к сожалению, родители часто встречаются с сотрудниками детского сада только тогда, когда они впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье иногда ограничивается словами: — Тебе там будет хорошо!‖. Родители не всегда полностью осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в другие условия, существенно отличающиеся от семейных.
В семье родители являются постоянными опекунами ребенка. Однако в детском саду воспитатели сменяют друг друга и могут отличаться по своему характеру, требованиям и тону общения
Если ребенок шалит дома, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие наказывают, а третьи тщательно анализируют причины такого поведения. В то же время все счастливы и готовы забыть все грехи ребенка, если он проявит какое-то новое умение, сноровку, хотя это естественно для развития малыша.
В условиях дошкольного образования индивидуальный подход к ребенку определяется, с одной стороны, знанием его психических и физических особенностей, а с другой-учетом его эмоционального настроя в это время, состояния здоровья. С другой стороны, воспитатель строго координирует свои действия с программными задачами воспитания и развития ребенка. Разный характер реакции на действия ребенка является также важной чертой, отличающей условия воспитания в семье от условий воспитания в детском саду.
Часто маленький ребенок не может быстро и безболезненно привыкнуть к переменам, особенно если это не помогает взрослым.
Ведь в группе обычно бывает 20 и более человек, а он привык видеть в своей семье не более 5-6 человек. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласованность тактики внедрения ребенка в систему общественного воспитания.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является распорядок дня ребенка в семье. Если дети в семье спят, едят и гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несоответствие между домашним режимом и режимом детского учреждения негативно сказывается на состоянии ребенка, он становится вялым, капризным, равнодушным к происходящему.
Для благополучия ребенка в период адаптации большое значение имеет то, в какой мере необходимы культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевание, прием пищи и др.) формируются, хотя далеко не все семьи уделяют достаточное внимание формированию этих навыков и привычек. Часто дети двух-трех лет приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея возможности самостоятельно поесть, не просят горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
При проведении бесед с родителями будущих воспитанников детского сада педагог должен обратить их внимание на этот аспект воспитания, выявить основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Она может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, выявить важность своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его крепкого здоровья в период адаптации
Сам воспитатель должен быть терпелив и настойчив в развитии навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу же отказался от той или иной привычки, нужно время.
Необходимо развивать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. В противном случае у ребенка может развиться негативное отношение ко всем режимным процессам.
Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как нужно что-то делать, попрактиковать это в действии, а затем дать указания.
Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми — одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение.
Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в дошкольное образовательное учреждение, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока: поведение; нервно психическое развитие; детей, связанное с удовлетворением органических потребностей, черты личности [2, 18].
Родители приглашаются посетить дошкольное образовательное учреждение вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается ―влюбить‖ в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая ―тетя‖. Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п. Для того, чтобы успешно прошло привыкние к детскому саду, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями. Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание — и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении — важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.
Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.
На основе анализа изученной литературы можно сделать вывод, что успешность дошкольного учреждения определяется психологопедагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия. Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Существует потребность взаимопомощи. Эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают.
