Заявка на расчет
Меню Услуги

Сравнительная характеристика взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета России и Узбекистана. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


На территории Узбекистана действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Олий Маджлис (высшему представительному органу). Основным документом, регламентирующим налогообложение юридических и физических лиц, является Налоговый кодекс, введенный в действие с 1 января 1998 г. Налоговая система состоит из общегосударственных и местных налогов и сборов. Доходная часть местных бюджетов образуется из закрепленных и регулируемых статей доходов. В регулируемых статей бюджета относятся общегосударственные налоги, такие как налог на доходы (прибыль) юридических лиц; налог на доходы физических лиц; налоги на добавленную стоимость (НДС); акцизный налог; налог за пользование недрами; экологический налог; налог за пользование водными ресурсами. Ставки основных общегосударственных налогов с 1999 года были установлены на уровне 15-45% на доходы, 33% – на прибыль и 20% – НДС [50, с. 294].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Общегосударственные налоги распределяются между республиканским и местными бюджетами по нормативам, рассмотренными ежегодно Кабинетом Министров с предложениями, подготовленными Министерством финансов Узбекистана. Диапазон регулирования отчислений по налогам в местные бюджеты достаточно широкий.
В дополнение к вышеупомянутым регулируемых статей доходов, местный бюджет формируется из так называемых закрепленных доходов составляют местные налоги и сборы. В соответствии с действующим законодательством к местным налогам относятся: налоги на имущество; земельный налог; налог на рекламу; налог на продажу автотранспортных средств [48]. К местным сборам относятся: сбор на право торговли, включая лицензионные сборы на право торговли отдельными видами товаров; сбор за регистрацию физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; сбор за парковку автотранспорта; сбор на работы по благоустройству.
Налоги на имущество и земельный налог взимаются на всей территории Узбекистана, при этом их конкретные ставки определяются законодательными и иными правовыми актами местной власти, если иное не предусмотрено законодательным актом Республики Узбекистан. С 1998 года введен единый налог на землю для сельхозпредприятий, ставка которого устанавливается с учетом качественных параметров используемой земли и платится один раз по итогам года. При этом 30% суммы налога поступает в центральный бюджет и 70% – в местный бюджет. Прочие местные налоги и сборы вводятся советами народных депутатов. Ставки по основным видам республиканских и местных налогов (за исключением налога на имущество, ставка которого установлена Налоговым кодексом в размере 4%) ежегодно пересматриваются Кабинетом Министров [41].

Хотя местные налоги и сборы имеют небольшой удельный вес в доходах местных бюджетов, их значение не ограничивается выполнением роли доходного источника бюджета. Они выполняют контрольные функции в сфере распределительных отношений. В связи с тем, что объектами обложения являются земельные участки, имущество, транспортные средства и тому подобное, их введение способствует учету указанных объектов и контроля за их приобретением и использованием.

Закон Узбекистана «О банкротстве» (новая редакция) утвержден 28 августа 1998 г., однако он не применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность за счет государственного бюджета. При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов в случаях временного разрыва между доходами и расходами бюджетов различных уровней в течение финансового года им могут выделятся бюджетные ссуды из соответствующих бюджетов. Предельные сроки и порядок предоставления бюджетных ссуд устанавливаются Министерством финансов Узбекистана. В структуре общего объема бюджета республики доля местных бюджетов более (в среднем около 54%), чем доля расходов центрального бюджета (в среднем около 46%).
В результате анализа существующей системы финансового и фискального управления на местах обнаружено, что существуют такие негативные явления как [43, с. 208]:

— несоблюдение принципа гарантированной минимальной бюджетной обеспеченности населения регионов в расчете на одного жителя;
— размеры местных бюджетов не соответствуют потребностям регионов по развитию местного хозяйства там, где сосредоточено наибольшее удельный вес природно-экономического потенциала;
— система формирования доходной и расходной базы бюджетов недостаточно связана с масштабами и эффективностью производства, в 70% регионов имеет место отрицательное сальдо доходов и расходов местного бюджета, что не обеспечивает нормального развития экономики и функционирования социальной сферы, особенно объектов здравоохранения, образования и культуры;
— нормативы отчислений средств в местные бюджеты ежегодно пересматриваются и недостаточно полно учитывают условия и особенности регионов;
— долгосрочные нормативы отчислений средств для функционирования существующих социальных объектов не разрабатываются, что идет вразрез с принципами местного самоуправления и демократизации общества;
— субвенции носят в основном субъективный характер и не оказывают существенного влияния на совершенствование структуры производительных сил регионов, целевые программы субвенций не разрабатываются, они в основном выделяются слаборазвитым регионам и используются там недостаточно эффективно;
— имеет место разделение регионов на доноров и реципиентов, что порождает давление состоятельных регионов на центр, а это в условиях демократизации управления является неправомерным;
— сформированы различные внебюджетные фонды используются в регионах неэффективно, здесь наблюдается ведомственный подход, недостаточная координация и контроль республиканских и местных органов управления;
— низкий технологический уровень и изношенность муниципальной собственности и ее объектов приводит к увеличению затрат на ее содержание, подорожанию и низком качестве товаров и услуг;
— не введен налог на имущество физических и юридических лиц [43, с. 209].

В то же время, в налоговой системе Узбекистана являются налоги, которые по названиям и сущностью можно отнести к специальным налоговым режимам.

Применение специальных налоговых режимов в составе общего режима налогообложения. Распределяя налоговое бремя, законодатель устанавливает базовый перечень налогов и сборов, к уплате которых субъекты налоговых правоотношений привлекаются по общему правилу. Такую систему правоотношений считают общим режимом налогообложения.

В некоторых случаях законодательство позволяет менять базовую совокупность налогов, подлежащих уплате отдельным налогоплательщиком путем замены нескольких из них уплатой единого налога или другим платежом.

Одновременно с таким изменением меняется объем налогового долга по порядку исчисления, уплаты, декларирование налоговых обязательств. То есть, возникает новая система элементов налогообложения. Такую систему считают специальным налоговым режимом. Она понимается как подсистема в рамках общего режима налогообложения и используется как альтернатива общему режиму налогообложения для определенных налоговым законодательством определенных налогоплательщиков.

Движение налоговых платежей в государственный фонд, приводит к выполнению функций органами государственной власти осуществлять реализацию внутренней и внешней политики, регулировать и стимулировать определенными методами экономику страны, финансировать социальные мероприятия. Обеспечение стабильности рыночной экономики на современном этапе развития возможно за эффективности функционирования налоговой системы [45, с. 309].

Важным инструментом налоговой системы является налоговый учет. Учитывая то, что правильность его ведения и своевременное отражение налоговых операций в налоговой отчетности является одним из основных условий эффективной деятельности предприятий, учетное обеспечение отчетности о налоги и налоговые платежи являются чрезвычайно важным. Учитывая, довольно жестокую систему финансовых санкций, применяемых к предприятиям при условии выявления ошибок при осуществлении налогового учета и формировании налоговой отчетности, то очевидно, что эффективная налоговая система предполагает четкое законодательное обоснование всех элементов налогового учета.

Задачи налогового учета определены Законом, где предусмотрено ведение налогового учета, но определены лишь налоговые периоды и порядок исчисления налога на прибыль [27]. В дальнейшем налоговом учете предусмотрено отражение налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, местных налогов и обязательных платежей в бюджеты различных уровней. Нормативными документами по налогообложению, которыми предусмотрено ведение налогового учета в РУ, определены предмет, метод и его методические приемы, информационное обеспечение.
Отдельные налоговые показатели формируются (начисляются) исключительно по данным бухгалтерского учета. Не смотря на то, что налоговый учет сочетается с традиционной системой бухгалтерского учета, его нельзя считать лишь составной частью последнего, поскольку существенные особенности экономических категорий, которые в нем используются, обуславливают значительные отличия не только первичных документов, аналитических регистров, взаимосвязи счетов, но и методики организации этого процесса.

Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским учетом. Ведь оба вида учета оперируют одними и теми же первичными документами; фиксируют одни и те же данные и факты хозяйственной жизни. Как бухгалтерский, так и налоговый учет в основном ведут одни и те же специалисты – бухгалтеры [35].

Если сравнивать принципы ведения налогового и бухгалтерского учета то, этим двум видам учета присущи такие общие черты как непрерывность осуществления, сплошное отражение хозяйственных фактов, юридическая доказательность (документальный характер), стоимостное измерение.

Важным аспектом налогового учета является момент возникновения валовых доходов, валовых расходов для исчисления налога на прибыль и налогового кредита для исчисления НДС [33]. Действие правила первого события, установленного налоговым законодательством повлекла то, что в момент отражения указанных показателей для целей налогообложения не совпадает с моментом возникновения (признания) бухгалтерских доходов и расходов.
Третьей особенностью налогового учета является определение для каждого вида налогов своего налогового периода — срока, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства[43]. Необходимость этого показателя обуславливается тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке) свойственна продолжительность во времени и повторяемость.
Для финансовой отчетности установлены единые сроки формирования показателей, предприятия подают годовую бухгалтерскую отчетность после окончания года, а промежуточную — ежеквартально.

Несмотря на такую взаимосвязь, результаты по данным бухгалтерского и налогового учета могут отличаться между собой. Основными причинами таких отклонений являются наличие различий между правилами ведения бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы. Речь, прежде всего, идет о различии в методике определения сумм валовых расходов, валовых доходов и налогооблагаемой прибыли в налоговом учете с суммами расходов и доходов и результатов деятельности в бухгалтерском учете.

Кроме того, если в бухгалтерском учете в целом исследованы теоретические категории, существует отдельная методология учета, то теоретическая база налогового учета ограничивается лишь правилами его ведения. Существенным отличием является назначение бухгалтерской и налоговой отчетности. Если по данным первой можно охарактеризовать финансовое состояние субъекта хозяйствования, то по данным второй — состояние расчетов с бюджетом по соответствующим налогам и сборам.

Следовательно, налоговый учет должен интегрироваться с бухгалтерским и другими видами учета хозяйственной деятельности на основе единой базы данных информационной системы управления предприятием.

От создания эффективной системы подготовки учетных данных с целью налогообложения на уровне предприятия зависит как качество информации, поступающей в государственных налоговых органов, так и улучшение финансового состояния самого предприятия, поскольку правильная организация налогового учета позволит избежать финансовых санкций со стороны государственных фискальных органов и оптимизировать налоговые платежи.
Учитывая то, что самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета на предприятии довольно трудно из-за отсутствия методологической поддержки со стороны государства, существенного значение приобретают услуги аудиторских компаний по постановке системы налогового учета. Важное значение при решении этой задачи принадлежит автоматизации учета, что значительно расширяет его возможности и повышает качество работы бухгалтеров.

Создание интегрированной системы учета и контроля на основе новейших компьютерных технологий, методологического обеспечения будет способствовать улучшению налоговых взаимоотношений на предприятиях с Государственной налоговой администрацией.

 

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЁТА В РФ И УЗБЕКИСТАНЕ

2.1. Анализ положений бухгалтерского и налогового учёта в России

Вхождение в мировое экономическое сообщество – одна из основных стратегических целей Российской Федерации. Появление новой экономической политики находит свое отражение в изменениях законодательной базы Российской Федерации и влияет в первую очередь на финансовую деятельность предприятий, и, соответственно, на принципы и формы ведения бухгалтерского и налогового учета.

Реализация стратегического направления Российской Федерации на интеграцию в мировое экономическое сообщество показывает необходимость в гармонизации бухгалтерского и налогового учета и отчетности как с международными стандартами, так и со странами СНГ. Гармонизация это согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия; увязку разных систем учета и отчетности, обеспечение их непротиворечивости на базе основополагающих законодательных документов. Общие основы формирования отчетности — это значит система взглядов на формирование ее показателей, которые позволяют четко понять данный процесс, дающий целостное представление о нем, а также определяющий методологию и организацию практической деятельности.

Усиливающиеся процессы интеграции и глобализации экономического пространства продолжают оказывать влияние на приближение национальных учетных принципов к концептуальным основам МСФО (как к глобальным стандартам финансовой отчетности). Однако страны — члены Европейского союза и США сохранили право применять в отдельных случаях национальные стандарты. Сравнительный анализ, целесообразно, начать с сопоставления понятия и цели финансовой отчетности в МСФО и РПБУ. По правилам п. 9 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность — это структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов предприятия. Согласно ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержит следующее определение бухгалтерской отчетности: это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Точно такое же определение представлено в п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Учитывая отсутствие в российских нормативно-правовых документах разграничения терминов «бухгалтерская» и «финансовая» отчетность, можно сказать, что МСФО предлагает менее формализованный подход по отношении финансовой отчетности.
В последние годы сравнение учетных принципов операций по объединению бизнесов согласно РПБУ, МСФО и ГААП США находится в центре широкого обсуждения в трудах российских и зарубежных ученых. Однако вопросы сравнения положений национальных стандартов по объединению бизнеса для целей бухгалтерского и налогового учета разных стран не получили достаточного освещения. В последнее время слияния и поглощения компаний по всему миру приобретают все большее значение в повышении их конкурентоспособности и стратегии долгосрочного развития. Но при этом вовлеченные в объединения бизнеса компании нередко сталкиваются с множеством разнообразных сложных вопросов по учету и налогообложению сделок, требующих решения:

В России система учета затрат имеет некоторые отличия от МСБУ. Начиная с 2011 года (в России, Постановление Правительства РФ от 25. 02. 2011 № 107) МСБУ применяются в России, но не игнорируют российскую систему бухгалтерского учета. МСБУ в России в основном используются крупными многонациональными или консолидированными компаниями.

В отличие от российских стандартов, Международные стандарты бухгалтерского учета не содержат специального документа по учету затрат.

Некоторые расходы перечислены в «рамочной» основе для финансовой отчетности. Некоторые виды затрат определяются в большинстве стандартов, регламентирующих учет различных видов активов и обязательств.
В соответствии с МСБУ, признание затрат основывается на прямом сравнении между затратами и связанными с ними доходами. Например, различные компоненты затрат, которые составляют расходы на продажу вычитаются в то же время, с получения дохода от продаж.

Важным отличием является то, что операции по МСБУ не могут быть документально оформлены. Например, годовые премии, как правило, утверждаются в следующем году.

В соответствии с МСБУ, бухгалтер должен оценить примерное количество потенциальных бонусов (например, на основе опыта) и записать эту сумму в 2014 году (оценочная стоимость). После расчета и оплаты (в 2015 году), разница между фактической суммой и оценочной стоимости оказывает влияние на прибыли и убытки в 2015г.
Однако, разница, как правило, очень мала.Роль и значение налогового учета существенно различается в зависимости от законов каждого государства. В качестве примера страны, где этот вид учета является очень важным и необходимым, была взята Россия. Существенное отличие от системы Узбекистана является то, что в России, налоговый и финансовый учет существуют параллельно, а налоговая база может быть рассчитана по данным, полученных в обоих видах учета. В отличие от МСБУ, российская учетная политика включает в себя понятие постоянных разниц и позволяют использовать МСБУ только в определенных пределах.

Еще одной проблемой является расплывчатость российской правовой системы, особенно в вопросах, касающихся признания расходами по уплате налогов, что вызывает ряд судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами ежегодно. Именно поэтому каждый квалифицированный русский бухгалтерский учет должен иметь своего адвоката для того, чтобы спрогнозировать правовые последствия своих решений.

Законодательное давление является естественной причиной усилий компаний по снижению налоговых затрат. Оффшорные компании предлагают широкий спектр возможностей. Как я уже говорил, существуют юридические схемы, позволяющие избежать уплаты налогов. Тем не менее, оффшорные схемы не являются без рисковыми, недавний кризис на Кипре это продемонстрировал. Этот кризис показал еще раз, что международные налоговые законы имеют некоторые недостатки, связанные с нерегулируемыми офшорами. Конфликт интересов правительства и бизнеса должны быть решены как можно быстрее.

Несмотря на то, что в последнее время более активно принимаются меры по сближению бухгалтерского и налогового учета, на сегодняшний момент расхождения между двумя рассматриваемыми видами учета, возникающие по различным причинам при ведении хозяйственной деятельности, существуют и в дальнейшем также будут неизбежны без внесения поправок в бухгалтерское и налоговое законодательство. По нашему мнению, одним из изменений в нормативных документах по бухгалтерскому учету должно быть введение понятия прямых и косвенных расходов. В силу расхождений понятия признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете от учетных работников коммерческих организаций при различных системах налогообложения требуется детальный подход при организации бухгалтерского и налогового учета расходов.

Что касается малых предприятий, то здесь, на наш взгляд, требуется внесение изменений в налоговое законодательство относительно применения кассового метода субъектами малого предпринимательства. Критерии применения кассового метода по выручке в НК должны быть значительно повышены (на сегодняшний день это 4 млн руб. в год) и максимально приближены к критерию по выручке (сейчас это 800 млн руб., а для микропредприятий 120 млн руб. в год) [5] отнесения организации к субъектам малого предпринимательства согласно законодательству о малом и среднем бизнесе [6]. В этом случае малые предприятия смогут совмещать бухгалтерский и налоговый учет при определении расходов. В настоящее время применять кассовый метод в бухгалтерском учете для малых предприятий, пользующихся общим режимом налогообложения, становится невыгодно: это не упрощает, а наоборот, усложняет ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Предложения по внесению изменений в бухгалтерское и налоговое законодательство позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет, что согласуется с п. 1.1.4 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [12].

2.2. Сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учёта в Узбекистане

Мировой финансово — экономический кризис выявил подготовленность институциональной структуры Узбекистана к адекватным ответам на внешние вызовы.

Эффективное государственное регулирование социально-экономическими процессами явилось базисом для устойчивого роста экономики и её высокой адаптации к условиям быстро изменяющейся внешней среды.
В республике созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово — экономической, бюджетной, банковско — кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

В условиях дальнейшего углубления реформ и модернизации экономики управление предприятием требует организации эффективного наблюдения за хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта. Развитие международных экономических отношений расширяет возможности выхода на мировой рынок. В настоящее время, после приобретения статуса независимости Республики Узбекистан, в международных экономических отношениях произошли существенные изменения. Важным фактором дальнейшего эффективного развития любого предприятия является рост доходов. Рост доходов обуславливается увеличением объема производства и продажи продукции, внедрением научно-технических разработок, следовательно, повышением производительности труда, снижением себестоимости, улучшением качества продукции.

Эффективное использование международных стандартов бухгалтерского учета и опыта развитых зарубежных стран влияет на организацию бухгалтерского учета, в том числе финансового учета и управления предприятием. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Эта информация дает возможность пользователям принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организации. Под экономическим субъектом понимается самостоятельно функционирующая хозяйственная единица.[23]

Выполнение такой задачи усложняется, прежде всего, тем, что экономика практически всех стран мира испытывает жесточайшее воздействие разразившегося в 2008 году мирового финансового и экономического кризиса. Поэтому важнейшим приоритетом в социально-экономическом развитии Узбекистана на сегодняшний день продолжает оставаться реализация принятой в стране антикризисной программы.

В своем произведении «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отметил, что «Для нейтрализации воздействия мирового финансового кризиса и преодоления его последствий у нас в стране есть все необходимые условия» [31].
Решение этих вопросов неразрывно связано с эффективной подготовкой для сферы экономики специалистов, умеющих интегрировать полученные в вузе знания, умения и опыт в рациональную модель человеческих отношений и общественного устройства. Такая подготовка должна быть способна обеспечить им продвижение по служебной лестнице. Специалисты должны обладать навыками, быстро ориентироваться в изменяющемся рыночном пространстве, принимать самостоятельные решения в условиях риска и неопределенности, уметь находить неординарные решения, быть коммуникабельными и социально-адаптированными. Именно поэтому особо значимым в экономическом образовании становится разработка и реализация новых образовательных концепций и технологий.
В конце ХХ века, после распада Союза, бывшие союзные республики начали самостоятельно перестраивать свою экономику. В этом процессе была создана сфера экономической интеграции между государствами, входящих в состав СНГ. Экономическая реформа в Республике Узбекистан, изменение отношений к форме собственности, новые требования к налогообложению и переход к международным стандартам бухгалтерского учета вынудил ведение новой учетной политики так, как того требуют рыночные отношения. Ведение новой учетной политики в соответствии с требованиями международных стандартов и рыночных отношений в первую очередь связано с качеством и масштабом осуществления учетной интеграции.

С переходом к рыночной экономике бухгалтерский учет превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли принять обоснованные решения о том, как лучше инвестировать имеющиеся в их распоряжении средства.

Добиться того, чтобы учетная политика на предприятии отвечала требованиям рыночной экономики и стала объектной, доступной и защищенной как для управленческой деятельности, так и внешних пользователей, можно при условии творческого подхода и знания основных нормативных документов.

В настоящее время в системе бухгалтерского учета Республики Узбекистан поставлен шаг к пути развития с помощью учетной интеграции. Разрабатываются законы, положения, национальные стандарты с учетом особенности хозяйствующих субъектов, согласно требованиям международного стандарта и с учетом исторического развития бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с концепцией развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу в Республике Узбекистан были предусмотрены этапы, приближая ее к международным нормам и стандартом:

— первый этап (1991-1996) – утвержден Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» от 30.08.1996г № 279-I.
— второй этап (1996-1999) – разработано «Положение о составе затрат на производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирование финансовых результатов». Утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 г. № 54;
— третий этап (1999-2010) – разработаны 24 национального стандарта бухгалтерский учета на основе МСФО;
— четвёртый этап (2010 – настоящее время) – осуществлен поэтапный переход к международным стандартам.

Также согласно требованиям научно-технического прогресса, развития и совершенствования производства, международной практики и информационной интеграции внесен ряд изменений в некоторые статьи и в содержание ранее принятых нормативных актов. Например, в учетной системе, как в Российской Федерации, так и в Республике Узбекистан изменен метод группировки и учета производственных запасов. В том числе, так называемые МБП, которые учитывались ранее на счете 12 «Малоценные и быстро-изнашивающиеся предметы» и на счете 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов» — в настоящее время включены в состав счета «Материалы», так называемый «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», кроме того счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» который отсутствует в составе нового плана счетов бухгалтерского учета обеих стран и др.[32]

Предпосылками интеграции системы бухгалтерского учета являются:

— близость уровня экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующийся стран;
— географическая близость интегрирующийся стран, наличие в большинстве случаев границ и исторически сложившихся экономических связей;
— общность экономических и иных проблем стоящих перед странами в области развития экономического сотрудничества;
— единый путь к международному стандарту.

А также, основным фактором в осуществлении интеграции учета между государствами, входящих в состав СНГ, является то, что у них существует единая теоретическая и методологическая основа по организации бухгалтерского учета.

Ученая интеграция не только восстанавливает отечественную экономическую связь стран СНГ, но имеет ряд других положительных факторов, так как возрастание интернациональной хозяйственной жизни, углубление межгосударственного распределения труда, распространения научно-технического прогресса, восстановление и укрепление экономических отношений между предприятиями по экспорту и импорту, которые создают объединённый рынок, даёт возможность обмена опытом специалистов и др. С помощью учетной интеграции появляется экономический механизм, который объективно влияет на дальнейшее развитие СНГ.

В настоящее время как и в других государствах СНГ, в Республике Узбекистан уделяется большое внимание на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, создаются большие возможности их созданию и развитию. На сегодняшний день общее количество субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства достигло на 190 тысяч. Около 55,8 процентов валового внутреннего продукта производится ими.

За последние годы в Республике созданы условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, а также созданы законодательства для привлечения иностранных инвестиций.

Бухгалтерский учет часто называют «азбукой и языком» бизнеса. В бизнесе широко используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатов и их использование, пояснительная записка к годовому отчету [14].

Поэтому основным источником информации в управлении малого бизнеса и частного предпринимательства являются данные бухгалтерского учета. В целях совершенствования системы учета в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства в соответствии со 5 статьей Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» разработан национальный стандарт бухгалтерского учета №20 «О порядке ведения упрощенного учета и составления отчетности субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства». На основании, которого:

— право выбора порядка ведения упрощенного бухгалтерского учета предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе;
— ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на его руководителя. При этом руководитель хозяйствующего субъекта вправе: создавать службу бухгалтерии под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях; самостоятельно вести бухгалтерский учет;
— бухгалтерский учет отдельных объектов учета (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений и т.д.) ведется в соответствии с установленными требованиями других национальных стандартов бухгалтерского учета.

Следовательно, как видно из вышеизложенного, независимо от форм собственности, видов деятельности, объема работ и структурных систем, каждый субъект малого бизнеса и частного предпринимательства по воле своего руководителя осуществляет ведение той или иной формы бухгалтерского учета.

В настоящее время существуют проблемы в организации бухгалтерского учета малого бизнеса и частного предпринимательства, в частности:

— незаконное использование труда приглашенных специалистов приводит к скрытию доходов этих лиц;
— по причине того, что у некоторых субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства нет возможностей для содержания отдельных служб бухгалтерского учета, то им приходится незаконно использовать труд не квалифицированных специалистов;
— для организации в каждом из субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства бухгалтерского учета, потребуется исходя из выше указанной статистики 190 тысяч сотрудников. А это, в свою очередь, создает потребность в квалифицированных бухгалтерах.

Также, в результате того, что требуется конкретно определять ответственности и обязательства лиц, ведущих бухгалтерский учет в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства, то возникают трудности в ведении и составлении бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, незаконное использование неквалифицированных специалистов в системе бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства, приводит к нарушению принципов бухгалтерского учета и Закона «О бухгалтерском учете», Налоговой Кодекс Республики Узбекистан.

В целях устранения вышеуказанных проблем и изучения мирового опыта предлагаются организация службы централизованного бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Следовательно, организация службы централизованного услуга бухгалтерского учета подкреплено законом. В Законе Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» 7 статьи «Организация бухгалтерского учета» указано, «за организацию бухгалтерского учета и отчетности несет ответственность руководитель предприятия, учреждения и организации.

Руководитель имеет право:

— создавать службу бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях;
— делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме или отделу централизованного учета хозяйственного объединения, в состав которого входит субъект бухгалтерского учета;
— самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Руководитель обязан обеспечивать:

— разработку системы внутреннего учета и отчетности;
— порядок контроля хозяйственных операций;
— полный и достоверный бухгалтерский учет;
— сохранность учетных документов;
— подготовку финансового отчета для внешних пользователей;
— подготовку налоговых отчетов и других финансовых документов;
— своевременность расчетов» [11].

Эту позицию поддерживает российский ученый Н.А. Бреславцева. Она в своем научном труде указывает что, «Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Он может:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— ввести в штат должность бухгалтера;
— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерский учет лично» [17].

Субъектами централизованного бухгалтерского учета являются малый бизнес и частное предпринимательство, в том числе, общества с ограниченной ответственностью, частные предприятия, фирмы, фермерские хозяйства и др.
Объектами централизованного бухгалтерского учета являются финансово-хозяйственная деятельность, хозяйственные средства, их источники и финансовые результаты малого бизнеса и частного предпринимательства.

Предметом централизованного бухгалтерского учета является изучение и контроль хозяйственной деятельности, движения активов и пассивов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Теоретической и нормативно-правовой основой организации службы централизованного бухгалтерского учета является Закон Республики Узбекистан “О бухгалтерском учете”, национальные стандарты бухгалтерского учета, Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг) и о порядке формирования финансовых результатов», а также, Указы и Постановления правительства в сфере организации и развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В соответствии с национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан №20 «О порядке ведения упрощенного учета и составления отчетности субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства»[12] службы централизованного бухгалтерского учета должны решать следующие задачи:

1. Разработка учетной политики исходя из особенностей хозяйственной деятельности малых предприятий и микрофирм.
2. Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности согласно нормативных актов.
3. Самостоятельно приспосабливать применяемые первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:

— единой методологической основы (принцип двойной записи);
— взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
— сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах;
— ведение бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью, а также для составления финансовой отчетности.

4. Сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации, следующими этапами:

— регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах;
— составление финансовой отчетности;
— использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для хозяйствующего субъекта информации.

Источником финансирования деятельности службы централизованного бухгалтерского учета являются вступительные взносы и отчисления за пользование оказанных услуг. Пользующиеся услугами службой централизованного бухгалтерского учета вначале уплачивают вступительные взносы в установленном объеме, а в дальнейшем отчисления с товарооборота или объема работ по согласованию сторон.

Согласно постановлению № 54 Кабинет Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» расходы делятся на состав затрат, производственные расходы (включаемых в производственную себестоимость продукции (работ, услуг)) и расходы периода (не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и они закрываются, засечет прибыли (убыток) хозяйствующего субъекта). В первую группу включаются расходы, которые непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства. К ним относятся: прямые и косвенные материальные затраты, прямые и косвенные затраты на труд, прочие прямые и косвенные затраты, включая накладные расходы производственного характера.

В расходы периода включаются расходы, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но влияют на финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта. Также к ним относятся: прямые и косвенные материальные затраты, прямые и косвенные затраты на труд, прочие прямые и косвенные затраты, включая накладные расходы непроизводственного характера [13].

При определении стоимости услуг централизованного бухгалтерского учета рекомендуется руководствоваться выше названным положением. Согласно выше указанному положению стоимость услуг службы централизованного бухгалтерского учета формируется на основе материальных, трудовых затрат и амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов, отчисления единого социального платежа и других затрат, только связанных с основной деятельностью оказанных услуг.

Сама служба централизованного бухгалтерского учета тоже является субъектом малого бизнеса и частного предпринимательства, она может быть организована в форме общества с ограниченной ответственностью. Для организации службы централизованного бухгалтерского учета в установленном порядке привлекаются квалифицированные специалисты. С целью улучшения качества оказываемых услуг, контроля над достоверностью сведений и организации учетных работ в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства, на основе нормативно-правовых актов может быть назначен главный бухгалтер.

Таким образом, организация централизованного бухгалтерского учета позволить поднять на новый качественный уровень бухгалтерский учет и отчетность в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства, снизить расходы на ведение бухгалтерского учета, повысить ответственность бухгалтеров и сократить скрытие доходов приглашенных не квалифицированных специалистов, совершенствовать учетную политику в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства.

Определим преимущества и недостатки МСФО. К объективным преимуществам перед отечественными стандартами в Узбекистане относят:

– четкую экономическую логику;
– подытоживание современного мирового опыта в сфере учета;
– простоту восприятия для пользователей финансовых данных по всему миру [15].

При этом МСФО дают возможность не только снизить затраты предприятий по подготовке своей отчетности, особенно в обстоятельствах консолидации финансовой отчетности компаний, которые работают в различных странах, но и сократить расходы по привлечению активов. Известно, что рыночная стоимость капитала устанавливается 2-мя главными факторами: перспективная отдача и риски. Некоторые из рисков действительно специфичны для деятельности самих предприятий, но имеются и такие, которые были вызваны дефицитом информации, недостатком точных данных об отдаче капиталовложений. Одной из причин дефицита информации становится отсутствие стандартной финотчетности, которая, сберегая активы, фактически увеличивает его. Это характеризуется тем, что инвесторы готовы иметь несколько заниженные доходы, зная, что большая открытость данных сокращает их риски [43].

Совокупность этих преимуществ во многом объясняет стремление разных стран применять МСФО в национальной практике бухучета. Но следует выделить и недостатки МСФО, а именно: обобщенный характер стандартов, который предусматривает весьма большое разнообразие в методах бухучета; отсутствие детальных истолкований и примеров применения стандартов к определенным обстоятельствам. К тому же, введению МСФО во всем мире мешают некоторые факторы, такие как национальные различия в степени развития и традициях, а также неготовность отечественных институтов изменить свои приоритеты в сфере регулирования и методологии бухучета.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф