1.3 Понятие психологического благополучия
Определение психологического благополучия
Интерес к психологическому благополучию появился в конце 60-х годов XX столетия, когда в свет был выпущен труд «Структура психологического благополучия» Н. Бредбёрна. Психологическое благополучие рассматривалось им через призму субъективных ощущений счастья и удовлетворенности. Такое представление получило одобрение у психологов. На основе этого представления был разработан тест «Шкала баланса аффектов», который многие задействуют в исследованиях и на данном этапе развития психологической науки и практики.
Бредбёрн сопоставлял психологическое благополучие с социальными факторами и выявил следующую закономерность: чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень ощущения счастья и удовлетворенности. Следующая выявленная им закономерность показала, что абсолютная зависимость между субъективной шкалой «счастье-несчастье» и материальными ценностями отсутствует, данный вид закономерности относится только к части шкалы «счастье», то есть наличие денег или прочих материальных ценностей делает человека счастливее, но не уменьшает переживание горя.
В процессе дальнейших исследований психологического благополучия выделились два направления, через призму которых определяется данный феномен: гедонистическая (психологическое благополучие определяется через удовлетворённость и счастье) и эвдемонистическое (психологическое благополучие определяется через самореализацию человека).
В гедонистическом подходе изучали психологическое благополучие Н. Бредбёрн и Э. Динер. Бредбёрн говорил о суммировании положительных и отрицательных эмоций: ощущения счастья, удовольствия, радости, переживаемые в течение некоторого промежутка времени, суммируются с положительным знаком, а ощущения несчастья, разочарованности, грусти, переживаемые в этот же промежуток времени, суммируются с отрицательным знаком; разность между позитивно и негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражает степень психологического благополучия. Динер ввел понятие субъективного благополучия, в котором выделил достаточно четкие критерии для его определения, два из которых – положительные и отрицательные аффективные состояния – были описаны в рамках психологического благополучия Бредбёрна, но дополнительно Динер выделил критерий когнитивной оценки удовлетворенности, что сделало понятие субъективного благополучия более полным и многогранным. Таким образом, чем больше выражено количественное различие между позитивными и негативными аффективными переживаниями с преимущественным количеством положительных эмоций, тем выше уровень переживания человеком психологического благополучия.
В эвдемонистическом подходе изучали психологическое благополучие А. Вотерман, А. Кроника. Вотерман говорил о необходимости личностного роста как обязательного условия для ощущения психологического благополучия. Кроника обозначал психологическое благополучие как полноту переживания происходящих с человеком событий и выделял такие аспекты психологического благополучия, как увеличение до максимального значения полезности проживаемых событий (переживание себя как необходимого, а своей деятельности, как полезной вызывает целый спектр положительных эмоций), максимальное уменьшение ощущений потребности (чем более выражена разница между ожидаемым и реальным в положительном аспекте, тем более яркие положительные эмоции переживаются, поэтому при невозможности увеличения реального можно сократить ожидаемое для увеличения этой разницы), упрощение жизнедеятельности (чем проще совершаемая деятельность, тем быстрее наступает ощущение удовлетворения результатом) и развитие способностей (развитие у человека заложено генетической программой, соответственно, вызывает переживание счастья независимо от возрастных и культурных характеристик, соответственно, чем больше человек развивается, тем более удовлетворённым он себя ощущает).
Психологическое благополучие также исследуется в рамках позитивистской психологии. В данном подходе К.Рифф первой обратила внимание на феномен психологического благополучия и выделила следующие критерии для его определения: принятие самого себя (предполагает позитивную оценку своего прошлого опыта, а также признание собственных достоинств и недостатков), доброжелательность в отношениях (предполагает гибкость в подстройке к другим, стремление к социальным контактам и удовольствие от них), независимость (оценка себя только по сравнению с самим собой и разрешение себе быть таким, каким хочется быть, даже если очень выделяешься среди общей массы), возможность выстраивать мир под себя (возможность эффективно действовать и добиваться собственных целей), наличие смыслообразующего фактора (осмысленность жизни во всех её проявлениях), саморазвитие (приводит к ощущению интереса в жизни). Также в рамках позитивистской психологии психологическое благополучие рассматривалось такими авторами, как Р. Райана и Э. Диси; данные авторы сопоставляли переживание психологического благополучия с потребностями человека в независимости (совпадении желаний и реализуемого поведения без контроля других людей), компетентности (эффективности действия в окружающем мире) и социальном окружении (установлении доброжелательных и доверительных отношений с людьми).
Также психологическое благополучие изучалось с точки зрения человека, как биологического вида. Авторы, придерживающиеся данного подхода, Р.М. Райан и К. Фредерик утверждают, что физическое состояние организма во многом обуславливает субъективную жизнеспособность и, как следствие, ощущение психологического благополучия. А. В. Воронила показала, что связь между соматическим здоровьем и психологическим благополучием прямая и сильная, что психосоматическое здоровье как связь психического и физического в большей мере отражает уровень психологического благополучия; Воронина разработала уровневые критерии, на основе которых складывается комплексное ощущение психологического благополучия: психосоматическое здоровья (сочетание психологического и физиологического, является определяющим критерием), социальная адаптация (возможность выстраивать доброжелательные отношения с окружающими и эффективно реализовываться в мире), психическое здоровье (адекватная оценка реальности, умение ориентироваться в месте и пространстве) и психологическое здоровье (субъективное переживание счастья и удовлетворенности).
Наиболее комплексный и целостный подход в понимании психологического благополучия разработали такие авторы, как П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленкова. Психологическое благополучие здесь выступает как комплексное и многогранное ощущение удовлетворенности, которое отражает как реальный, так и будущий предполагаемый опыт, при этом любое переживание сопоставляется с субъективным представлением о норме (которое формируется в процессе развития и усвоения культурных и социальных норм), что, в свою очередь, влияет на эмоциональный окрас оценки этого переживания.
В данном исследовании психологическое благополучие будет определяться как субъективное ощущение целостности и осмысленности жизни и будет использован наиболее многогранный анализ психологического благополучия вслед за авторами П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленковой.
1.4 Взаимосвязь эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия
Обзор исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия
Проблема исследования эмоционального выгорания во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом стояла перед многими исследователями, поэтому существуют многочисленные работы, с выводами о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта выступает сдерживающим фактором наступления эмоционального выгорания. Например, при исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у операторов контактного центра выявили, что со всеми сторонами эмоционального выгорания связан межличностный эмоциональный интеллект, а внутриличностный эмоциональный интеллект связан только с параметром эмоционального истощения. Таким образом, взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием существует.
Психологическое благополучие на фоне эмоционального интеллекта изучено меньше. Однако существуют исследования, демонстрирующие взаимосвязь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием. Например, исследование их взаимосвязи на этапе ранней взрослости показало, что у людей с низким уровнем эмоционального интеллекта не наблюдается высокого уровня благополучия, в то время как высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает более частую встречаемость психологически благополучных людей. Таким образом, взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и психологическим благополучием существует.
Также выявлена взаимосвязь между психологическим благополучием и эмоциональным выгоранием на примере исследования медицинских сестёр. Данная взаимосвязь проявляется в таких аспектах, как увлечённость жизнью, эмоционально-близкие отношения, стремления развиваться и познавать новое, направленность действий на благое дело и поддержку окружающих.
Таким образом, наличие взаимосвязей между эмоциональным интеллектом, эмоциональным выгоранием и психологическим благополучием подтверждено исследованиями.
Особенности специалистов помогающих профессий.
Педагоги и психологи – это специалисты помогающих профессий, которые способствуют развитию различных навыков, функций и сторон у клиентов-обучающихся. Педагог определяется как специалист, проводящий преподавательскую и воспитательную работу. То есть функция развития личностных качеств у обучающихся присутствует у педагога. Психолог определяется как специалист, проводящий работу, способствующую гармонизации и социализации личности. Можно сказать, что воспитательская работа также присутствует в определении психолога, если под воспитанием понимается развитие определённых личностных качеств человека. Таким образом, психолог и педагог – профессии достаточно похожие.
Основные различия у психолога и педагога в акцентах, которые они расставляют при выполнении своих задач и в методах воздействия на человека. Акцент педагога смещён в сторону донесения информации и развития у обучающихся высших психических функций; акцент психолога смещён в сторону развития личностных качеств, необходимых именно данному клиенту, хотя обучение каким-то психологическим основам в рамках консультирования психолог может проводить. Методы воздействия у психолога и педагога также отличаются: психолог использует строго индивидуальный подход и косвенное обучение, через наводящие вопросы и зону ближайшего развития, в то время как педагог использует дифференцированный подход очень редко и форма обучения в основном фронтальная.
Таким образом, у педагогов и психологов совпадают объекты деятельности, частично схожи методы деятельности, однако в них по-разному расставлен акцент, методы по-разному сбалансированы под цели, частично пересекаются задачи, однако отличаются цели.
Выводы по теоретической главе:
- Эмоциональный интеллект — это способность рационально использовать информацию эмоционального характера для понимания своих эмоции и эмоции других, а также управления ими. В структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, само мотивация.
- Синдром эмоционального выгорания – это состояние, характерным для которого является умственное, эмоциональное и физическое истощение, обусловленное постоянным стрессом и негативными переживаниями, которые чаще всего возникают в ходе трудовой деятельности.
- Существуют две группы факторов развития эмоционального выгорания: внешние и внутренние.
а) Во внешние факторы входит постоянное общение и взаимодействие с партнерами, сложная психологическая атмосфера, такое воздействие на психоэмоциональную деятельность может сопровождаться хроническим напряжением.
б) Внутренние факторы – это эмоциональная ригидность, интенсивная интериоризация, низкая мотивация эмпатии и эмоциональной отдачи, нравственные дефекты и дезориентация личности.
- Психологическое благополучие – это субъективное ощущение целостности и осмысленности жизни.
- Наличие взаимосвязей между эмоциональным интеллектом, эмоциональным выгоранием и психологическим благополучием подтверждено исследованиями.
- У педагогов и психологов совпадают объекты деятельности, однако отличается предмет деятельности, цели и задачи. Используемые методы могут частично совпадать.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
2.1. Организация и методы исследования
Целью исследования является установить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия у педагогов и психологов.
Объект исследования: эмоциональный интеллект, эмоциональное выгорание и психологическое благополучие у педагогов и психологов.
Предмет исследования: специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия у специалистов помогающих профессий.
Гипотеза исследования:
- Существуют различия в уровне развития эмоционального интеллекта, степенью выраженности эмоционального выгорания и уровня психологического благополучия у психологов и педагогов.
- Существуют особенности во взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта, степени выраженности эмоционального выгорания и уровня психологического благополучия у психологов и педагогов.
- Ощущение психологического благополучия более выражено у представителей психологической профессии, чем у представителей педагогической профессии.
2.1.1 Описание выборки
Выборка представлена в двух группах:
- группа практикующих психологов, работающих с нормотипичными детьми (30 человек);
- группа педагогов, работающих с нормотипичными детьми в общеобразовательной школе (30 человек).
Возрастной диапазон выборки 29-57 лет. Стаж работы по профессии 7-18 лет.
Исследование обеих групп проводился очно, в ГБОУ Школа № 843 города Москвы – психологи и педагоги, а также исследовались детские психологи, занимающиеся частной практикой (большая часть выборки). Исследование проводилось в апреле 2019 года. Каждому испытуемому предлагалось принять участие в исследовании и пройти несколько тестов; работа проходила индивидуально.
2.1.2 Описание тестовых проб и методов их проведения
Респондентами были заполнены анкеты, которые касались демографических данных (пол, возраст, образование), трудовой структуры (должность, график работы, стаж профессиональной деятельности), а также набор психологических методик.
1. «Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн»
Цель методики: диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта, так как данная методика является опросником, соответственно, в большей мере она определяет представления людей об уровне их эмоционального интеллекта.
Опросник измеряет эмоциональный интеллект, который интерпретируется как способность к пониманию и управлению (МУ – управление чужими эмоциями, ВУ – управление своими эмоциями, а также ВЭ – контроль экспрессии) своих и чужих эмоций (МП). В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ), внутриличностный ЭИ (ВЭИ), способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ).
В 2004 году вышла в свет первая версия опросника. После нескольких лет работы опросник был окончательно опубликован в 2006 г.
Последнее исследование с использованием опросника провели в 2009 году. Психометрические показатели были получены на выборке в 745 человек (166 мужчин и 579 женщин) в возрасте от 16 до 67 лет.
Данная методика состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемому предлагается выразить степень своего отношения к каждому утверждению по 4-балльной шкале («совсем не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «полностью согласен»), и затрагивает все четыре вида эмоционального интеллекта.
2. «Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко».
Цель методики: диагностика ключевых симптомов эмоционального выгорания и установление фазы развития стресса.
Интерпретация результатов эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются согласно 3-м фазам. Методика состоит из 84 суждений.
Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение служит механизмом запуска формирования эмоционального выгорания. Включает в себя 4 симптома: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств; 2) неудовлетворенность собой; 3) загнанность в клетку; 4) тревога и депрессия.
Фаза «Резистенция». Формирование защиты на данной фазе проявляется на фоне следующих симптомов: 1) неадекватное выборочное эмоциональное реагирование; 2) эмоционально-нравственная дезориентация; 3) расширение сферы экономии эмоций; 4) редукция профессиональных обязанностей.
Фаза «Истощение». Отличается более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Присущим свойством личности становится эмоциональная защита. Выражается следующими симптомами: 1) эмоциональный дефицит; 2) эмоциональная отстраненность; 3) личностная отстраненность или деперсонализация; 4) психосоматические и психовегетативные нарушения.
Методика “Шкала психологического благополучия” К. Рифф в адаптации Шевеленковой Т.Д. и П.П. Фесенко (2005г).
Цель методики: диагностика общего показателя основных составляющих психологического благополучия. Русскоязычный вариант, адаптированный Шевеленковой Т.Д. и Фесенко П.П., включает в себя 84 утверждения, 6 шкал и интегральный показатель: позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие. В версии Шевеленковой и Фесенко также были выделены 4 фактора путём факторного анализа: баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система, автономия (совпадает с ранее выделенным фактором с тем же названием). Опросник позволяет определить уровень и характер соотношения элементов психологического благополучия у испытуемых, а также применим для дальнейшего анализа психологического благополучия.
2.1.3. Метод математической и статистической обработки данных
Для статистической обработки данных, полученных в ходе исследования, были применены следующие методы:
1) Корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена.
2) Статистический непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Для обработки данных использовалась статистический пакет программы MicroSoft Excell 2013 и SPSS.
2.2. Обработка полученных результатов
В данном разделе представлены полученные результаты количественного и качественного анализа. После каждой таблицы представлено словесное описание и анализ таблицы. Для качественного анализа результаты с уровнем значимости р<0,05, полученные в ходе эмпирического исследования, представлены ниже в таблицах, а незначимые взаимосвязи и сравнительные данные представлены в Приложении (Часть В).
Таблица 1 Результаты исследования сформированности эмоционального интеллекта у педагогов
*В таблице представлен разброс сформированности разных параметров эмоционального интеллекта в группе педагогов. Число обозначает количество испытуемых с соответствующим результатом.
Сформированность эмоционального интеллекта в группе педагогов имеет по большей части средние, высокие или очень высокие показатели, однако крайние низкие значения (низкие, очень низкие) также присутствуют. Лучше всего у педагогов сформирован межличностный эмоциональный интеллект. Распределение показателей сформированности эмоционального интеллекта напоминает нормальное распределение и не имеет особых отличительных и выделяющихся показателей.
Таблица 2 Результаты исследования уровня психологического благополучия педагогов
*В таблице представлен разброс сформированности разных параметров психологического благополучия в группе педагогов. Число обозначает количество испытуемых с соответствующим результатом.
Большая часть выборки педагогов имеет средний уровень психологического благополучия, чуть меньшее количество педагогов имеет высокий уровень психологического благополучия и только некоторые педагоги – низкий. При этом хуже всего у педагогов сформированы показатели баланса аффекта, то есть преобладает негативная оценка собственной жизни и самого себя (в шкале баланс аффекта нормой считается низкий уровень сформированности). Интересными оказались результаты сформированности ощущения личностного роста, где совершенно не оказалось педагогов с высоким уровнем этого ощущения. Другие показатели психологического благополучия имеют примерно одинаковое распределение и заключаются в преобладании среднего уровня.
Таблица 3 Результаты исследования выраженности стадий эмоционального выгорания на основе частоты встречаемости симптомов стадий педагогов
*В таблице представлен разброс выраженности стадий эмоционального выгорания в группе педагогов. Число обозначает количество испытуемых с соответствующим результатом.
Симптомы стадии напряжения наименее выражены у педагогов. Наиболее часто проявляются симптомы фазы резистенции. В целом, большая часть педагогов умеет справляться с симптомами первой стадии эмоционального выгорания, поэтому данные симптомы не выражены у группы педагогов. Возможность справиться с симптоматикой стадии резистенции у педагогов уже ограничена, поэтому подобные симптомы встречаются достаточно часто, однако лишь у небольшого количества педагогов стадия резистенции является выраженной, у большой части педагогов стадия резистенции находится в процессе формирования, поэтому необходимо применение профилактических занятий. Стадия истощения также является невыраженной, хотя у несколько человек проявляются симптомы стадии истощения, что также является тревожным знаком и требует своевременных профилактических и коррекционных процедур.
Таблица 4 Результаты исследования сформированности эмоционального интеллекта у психологов
*В таблице представлен разброс сформированности разных параметров эмоционального интеллекта в группе психологов. Число обозначает количество испытуемых с соответствующим результатом.
Сформированность эмоционального интеллекта в группе психологов имеет по большей части высокие, средние или очень высокие показатели, крайние низкие значения практически отсутствуют. Лучше всего у психологов сформирован межличностный эмоциональный интеллект и управление эмоциями. В целом показатель сформированности эмоционального интеллекта у психологов достаточно высокий. Распределение показателей сформированности эмоционального интеллекта у психологов меньше напоминает нормальное распределение, чем у психологов и имеет смещение в сторону высоких показателей.
Таблица 5 Результаты исследования уровня психологического благополучия психологов
*В таблице представлен разброс сформированности разных параметров психологического благополучия в группе психологов. Число обозначает количество испытуемых с соответствующим результатом.
Большая часть выборки психологов имеет средний уровень психологического благополучия, чуть меньшее количество психологов имеет высокий уровень психологического благополучия и только некоторые психологи – низкий. При этом слабо у психологов сформированы показатели баланса аффекта, то есть преобладает негативная или нейтральная оценка собственной жизни и самого себя (в шкале баланс аффекта нормой считается низкий уровень сформированности). Другие показатели психологического благополучия имеют примерно одинаковое распределение и заключаются в преобладании среднего уровня.
Таблица 6 Результаты исследования выраженности стадий эмоционального выгорания на основе частоты встречаемости симптомов стадий у психологов
*В таблице представлен разброс выраженности стадий эмоционального выгорания в группе психологов. Число обозначает количество испытуемых с соответствующим результатом.
Симптомы стадии напряжения наименее выражены у психологов. Наиболее часто проявляются симптомы фазы резистенции. В целом, большая часть психологов умеет справляться с симптомами первой стадии эмоционального выгорания, поэтому данные симптомы не выражены у группы психологов. Возможность справиться с симптоматикой стадии резистенции у психологов уже ограничена, поэтому подобные симптомы встречаются достаточно часто, однако лишь у небольшого количества психологов стадия резистенции является выраженной, у большой части психологов стадия резистенции находится в процессе формирования, поэтому необходимо применение профилактических занятий. Стадия истощения также является невыраженной, хотя у несколько человек проявляются симптомы стадии истощения, что также является тревожным знаком и требует своевременных профилактических и коррекционных процедур.
Для проверки гипотезы, нами была проведена математико — статистическая обработка результатов с целью выявления статистической значимости полученных результатов при помощи непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Все корреляционные взаимосвязи см. Приложение (Часть С).
Таблица 1 Значимые корреляционные связи между составляющими эмоционального интеллекта и фазами эмоционального выгорания (при р <0,05).
Выраженность фазы напряжения имеет низкую отрицательную корреляцию между показателями управления чужими эмоциями и понимания своих. Однако данная взаимосвязь является значимой и свидетельствует о том, что возрастание психоэмоционального напряжения, тревожных состояний, неудовлетворенность собой ухудшают понимание собственных эмоций и снижают возможность контейнировать чужие эмоции, оказывать эмоциональную поддержку. Таким образом, при погружении в негативные переживания у специалистов помогающих профессий снижается способность рефлектировать собственные эмоции, и, соответственно, практически отсутствует возможность помочь себе самостоятельно и нивелировать эти отрицательные переживания. Помимо этого, в подобном неустойчивом эмоциональном состоянии рискованно оказывать эмоциональную помощь другим людям и тратить оставшиеся эмоциональные ресурсы на окружающих, так как существует опасность усилить переживание эмоционального выгорания и перейти в фазу резистенции.
Выраженность резистенции имеет низкую отрицательную корреляцию по показателям контроля экспрессии и управления эмоциями, однако она также является значимой. Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что с появлением симптомов фазы резистенции, таких как неадекватное эмоциональное реагирование, экономия эмоций при взаимодействиях с окружающими, эмоционально-нравственной дезорганизации снижается возможность человека контролировать собственную экспрессию и проявления аффекта, хотя это было доступно при симптомах фазы напряжения. Таким образом, чем сильнее проявляются симптомы фазы резистенции, тем ярче выражена невозможность управлять своими эмоциями, эмоционально помогать людям и контролировать движения и микродвижения, сопровождающие речь. При этом не выявлено значимой обратной взаимосвязи между симптомами фазы резистенции и пониманием своих эмоций, поэтому можно предположить, что, не справившись с тревожно-депрессивными переживаниями человек переходит на фазу резистенции, где дает место быть этим переживаниям, осознаёт их, но уже на данном этапе теряет способность эти переживания контролировать и управлять их проявлениями.
Таблица 2 Значимые корреляционные связи между составляющими эмоционального интеллекта и психологического благополучия (при р <0,05).
Выраженность психологического благополучия имеет низкую прямую корреляцию с показателями управления чужими и своими эмоциями, а также внутриличностном эмоциональным интеллектом и управлением эмоциями. Это означает, что при субъективном переживании удовлетворённости специалисты помогающих профессий находятся в более полном контакте с собой, поэтому могут управлять своими аффективными реакциями и могут помогать с этим другим людям, а также при субъективном переживании удовлетворенности и более полном контакте с собой у специалистов помогающих профессий возрастает показатель уровня внутриличностного эмоционального интеллекта. Так как сложно установить первопричину явлений, то в обратную сторону данная взаимосвязь также наблюдается: чем успешнее специалист помогающей профессии оперирует своими эмоциональными реакциями, признает их и выражает социально приемлемым способом, оставаясь в гармонии с собой, тем более благополучным человек себя ощущает, а также чем выше уровень доступа к собственным чувствам, выше способность называть их и задействовать как один из способов регуляции своего поведения, тем более выражено субъективное переживание целостности и осмысленности жизни.
Таблица 3 Значимые корреляционные связи между составляющими психологического благополучия и фазами эмоционального выгорания (при р <0,05).
Выраженность резистенции имеет низкую обратную корреляцию по показателям психологического благополучия. Данный факт означает, что эмоционально-нравственная дезориентация, неадекватное эмоциональное реагирование и другие симптомы фазы резистенции эмоционального выгорания приводят к снижению ощущения целостности и осмысленности жизни. Подобная взаимозависимость выявлена между возможностью эффективно и осмысленно действовать в окружающем мире и перестраивать его и симптомами фазы резистенции, в том числе редукции профессиональных обязанностей. Принятие себя таким, какой есть, адекватная критическая оценка своих положительных и отрицательных качеств становится труднодоступной при эмоционально-нравственной дезорганизации личности. Возможность обмениваться энергетическими ресурсами с миром заметно снижается с наступлением проявлений фазы резистенции эмоционального выгорания, так как специалист помогающей профессии стремится минимизировать количество контактов, если вступает в контакт, то реагирует неадекватно ситуации. Таким образом, фаза резистенции значимо снижает ощущение специалистом целостности и осмысленности своей деятельности; верно и обратное: общий показатель психологического неблагополучия является фактором риска в развитии неадекватного выборочного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширении сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
Существует низкая отрицательная корреляция между фазой истощения и показателем самопринятия. Это означает, что выраженное падение общего тонуса и ослабленность нервной системы, а также постоянная эмоциональная защита приводит к неадекватной оценки себя и своей деятельности и снижает уровень позитивного отношения к самому себе. Верным будет и обратное утверждение, что пониженный уровень самопринятия, любви к себе может стать фактором риска возникновения эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, личностной отстраненности или деперсонализации, что в результате может привести к психосоматическим и психовегетативным нарушениям.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф