Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с эмоциональным интеллектом и психологическим благополучием у специалистов помогающих профессий. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Таблица 4 Значимые корреляционные связи между составляющими психологического благополучия, эмоционального интеллекта и фазами эмоционального выгорания в группе психологов (при р <0,05)*

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

*Красным цветом обозначены совпадения взаимосвязей параметров с общей тенденцией показателей помогающих профессий, а синим цветом обозначены особенности, характерные для группы психологов.

Фаза резистенции имеет отрицательную корреляцию с большим количеством показателей эмоционального интеллекта, в том числе с общим показателем эмоционального интеллекта, причем взаимосвязь контроля экспрессии и понимания эмоций с фазой резистенции имеет низкую отрицательную корреляцию, а взаимосвязь управления чужими эмоциями, межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, управления эмоциями и общий эмоциональный интеллект с фазой резистенции имеет высокую корреляцию. Это означает, что контроль за движениями, сопровождающими речь и перевод своих эмоций в символьную представленность ухудшается по мере развития симптомов фазы резистенции; выявленная закономерность работает и в обратную сторону: по мере нарастания эмоционально-нравственной дезорганизации, неадекватного выборочного эмоционального реагирования и других симптомов эмоционального выгорания на фазе резистенции снижается контроль над выразительными движениями и ухудшается возможность осознавать личные эмоции, выявлять, следствием чего явились появившиеся эмоции и обозначать их словами. Вышеописанные закономерности фактически существуют, но они не ярко выражены, развитие одних симптомов приводит к несильному изменению других, в то время как нарастание симптомов фазы резистенции приводит к явному и сильному снижению возможности вызывать у окружающих определенные эмоциональные состояния, понимать и управлять эмоциями своими и окружающих, более того, с нарастанием расширения сферы экономии эмоций и редукции профессиональных обязанностей ярко выражается неспособность рационального использования информации эмоционального характера и наоборот. Описанные тенденции относятся не только к группе психологов, но и ко всем специалистам помогающих профессий.

Фаза резистенции также имеет низкую отрицательную корреляцию с психологическим благополучием в целом, а также с показателем целостности жизненного опыта (человек как открытая система), что тоже является общей чертой специалистов помогающих профессий. Это означает, что при появлении симптомов экономии энергии и эмоционально-нравственной дезорганизации у специалистов помогающих профессий незначительно снижается субъективное ощущение благополучия, и наоборот, при нарастании ощущения бессмысленности жизнедеятельности могут проявляться редукция профессиональных обязанностей и неадекватное эмоциональное реагирование, а также при появлении симптомов экономии энергии и эмоционально-нравственной дезорганизации у специалистов помогающих профессий незначительно снижается способность интегрировать отдельные аспекты жизненного опыта в целостную реалистичную картину мира.

Показатель фазы напряжения имеет низкую положительную корреляцию с управлением средой, что является уникальной взаимосвязью, характерной только для психологов. Это означает, что с нарастанием тревожных и депрессивных переживаний, с нарастанием ощущения загнанности в клетку несколько снижается способность эффективно действовать в окружающих обстоятельствах; в то же время при снижении компетенции в создании условий для удовлетворения собственных потребностей несколько возрастает неудовлетворенность собой и общее психоэмоциональное напряжение.

Существует низкая положительная корреляция между психологическим благополучием и управлением своими и чужими эмоциями. Данный факт означает, что субъективное ощущение благополучия у психологов увеличивает возможность регуляции как своих эмоциональных состояний, так и возможность влияния на эмоциональное состояние других людей. Верно и то, что умение контролировать свои и чужие эмоциональные реакции увеличивает субъективное переживание благополучия. Соответственно, с ощущением психологического неблагополучия снижаются показатели возможности регулировать свои и чужие эмоциональные проявления. В то же время психологи, хуже владеющие умением контролировать собственные эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других, переживают состояние психологического благополучия в меньшей степени чем те психологи, которые владеют умением контролировать свои и чужие эмоциональные проявления. Также низкая положительная корреляционная взаимосвязь наблюдается между психологическим благополучием и пониманием своих эмоций. Данный факт означает, что усиление субъективного переживания благополучия способствует пониманию собственных эмоциональных переживаний и наоборот, повышение чуткости к собственным переживаниям усиливает ощущение благополучия.

Специфичной для психологов оказались низкие положительные корреляционные взаимосвязи между ощущением целостности и реалистичности жизненного опыта и такими показателями эмоционального интеллекта, как понимание своих и чужих эмоций, межличностный эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект в целом. То есть открытость новому опыту, непосредственность и естественность переживаний, включенных в целостную и реалистичную картину мира, способствует пониманию эмоциональных переживаний и высокой сформированности других аспектов эмоционального интеллекта.

Характерной для психологов является положительная корреляционная взаимосвязь между осмысленностью жизни и показателем понимания своих эмоций. То есть наличие жизненных целей и присутствие смысла жизни у психологов способствуют их пониманию собственных эмоциональных проявлений. Также специфичной для психологов и близкой по определению является положительная корреляционная взаимосвязь между целью в жизни и управлением чужими эмоциями и управлением эмоциями в целом. То есть психологи с чувством направленности в жизни, с наличием целей, определяющих их убеждения, более успешно справляются с задачей управления эмоциями, чем психологи без чувства направленности в жизни; развитие целеполагания и чувства направленности в жизни способствует развитию возможности управления эмоциями у психологов.

Специфичной для психологов является положительная корреляционная взаимосвязь управления средой с показателями эмоционального интеллекта. То есть управление эмоциями, как своими, так и чужими, способствует управлению происходящим в окружении. В то же время развитие компетенции в управлении окружением и создании условий для удовлетворения личных потребностей способствует развитию навыка управления как своими, так и чужими эмоциями.

Также психологам свойственна положительная корреляционная взаимосвязь между позитивным отношением и такими показателями эмоционального интеллекта, как управление чужими эмоциями, управление своими эмоциями и управление эмоциями в целом. То есть развитие доверительных отношений с окружающими способствует возможности управлять эмоциями. В то же время сложность в проявлении теплоты и заботы к окружающим, ощущении фрустрации в отношениях затрудняет управление как своими, так и чужими эмоциями

Таблица 6 Значимые корреляционные связи между составляющими психологического благополучия, эмоционального интеллекта и фазами эмоционального выгорания в группе педагогов (при р <0,05)*

*Красным цветом обозначены совпадения взаимосвязей параметров с общей тенденцией показателей помогающих профессий, а синим цветом обозначены особенности, характерные для группы педагогов.

Существует низкая отрицательная корреляционная связь между показателями фазы резистенции и показателями психологического благополучия. Данная корреляционная взаимосвязь обозначает, что увеличение свободного влияния на окружающую среду, повышение осмысленности жизни и увеличение субъективного ощущения психологического благополучия в целом снижает интенсивность проявления таких симптомов, как неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоционально-нравственная дезориентация и расширение сферы экономии эмоций.

Установлена низкая обратная корреляция между фазой истощения и показателем самопринятия. Данная корреляционная взаимосвязь обозначает, что педагоги, у которых усиливаются симптомы фазы резистенции профессионального выгорания, меньше принимают себя. В то же время у педагогов со слабым уровнем самопринятия повышается интенсивность проявления эмоционального дефицита, эмоциональной отстранённости, деперсонализации и психосоматических и психовегетативных нарушений.

Вышеописанные тенденции совпадают у психологов и педагогов, то есть относятся к группе специалистов помогающих профессий в целом. Показатели психологического благополучия имеют положительную низкую корреляцию с показателями эмоционального интеллекта, что является специфичным для группы педагогов. Данная корреляционная взаимосвязь означает, что психологическое благополучие у педагогов является фактором, стимулирующим повышение уровня эмоционального интеллекта и наоборот, повышение уровня эмоционального интеллекта способствует ощущению психологического благополучия у педагогов.

Также специфичной для группы педагогов является низкая положительная корреляционная взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностной автономии. Данная взаимосвязь означает, что самостоятельность и независимость респондента, его умение противостоять общественному мнению способствует повышению внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, а также повышает возможность понимания и управления эмоциями.

Также специфичным для педагогов является положительная корреляционная взаимосвязь между показателями личностного роста и фазой напряжения профессионального выгорания. Данный факт означает, что педагоги с чувством непрекращающегося развития имеют меньшую выраженность тревоги и депрессии, ощущении загнанности в клетку. То есть у педагогов ощущение непрекращающегося личностного роста является сдерживающим фактором профессионального эмоционального выгорания.

Еще одной особенностью педагогов является низкая положительная корреляционная взаимосвязь между показателями параметра человек как открытая система и контроль экспрессии. Для педагогов характерна закономерность повышения возможности контролировать внешние проявления своих эмоций при повышении способности интегрировать различные аспекты своего жизненного опыта, развитии целостного и реалистичного взгляда на жизнь.

Различия показателей эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия в обеих группах:

Дополнительно после нахождения взаимосвязей были проанализированы различия показателей эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия в группах педагогов и психологов для того, чтобы наиболее точно определить их отличительные особенности и проанализировать характер и особенности взаимосвязей.

Таблица 7 Значимые различия показателей эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия между группами педагогов и психологов

Примечание: статистическая значимость во всех случаях равна p<0,05, использован непараметрический критерий Манна-Уитни

Между представителями исследуемых помогающих профессий существуют статистические значимые различия по параметрам: управление чужими эмоциями, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, управление эмоциями, баланс аффекта.

Далее сравним результаты исследования педагогов и психологов по значимо отличающимся параметрам. На графиках представлено сравнение средних баллов поданным показателям.

Рис 1. Сравнительный анализ по параметру способности управления чужими эмоциями у специалистов помогающих профессий

По результатам исследования эмоционального интеллекта у специалистов помогающих профессий было установлено, что у психологов способность к управлению чужими эмоциями выражена в большей степени, чем у педагогов. Умение воздействовать на эмоции других людей является важным инструментом психолога, поэтому развивается целенаправленно как один из необходимых навыков. У педагогов данный навык менее значим, чем у психологов, потому его показатель значительно ниже.

Рис 2. Сравнительный анализ по параметру межличностный эмоциональный интеллект у специалистов помогающих профессий

Межличностный эмоциональный интеллект в большей степени выражен у психологов. То есть, у психологов уровень понимания эмоций других людей и управления ими выше, чем у педагогов, так как межличностный эмоциональный интеллект является важным показателем в работе специалистов помогающих профессий, однако психологу для работы данный навык гораздо важнее, чем педагогу.

Рис 3. Сравнительный анализ по параметру внутриличностный эмоциональный интеллект у специалистов помогающих профессий

Внутриличностный эмоциональный интеллект в большей степени выражен у психологов. Таким образом, у психологов уровень понимания собственных эмоций и управления ими выше, чем у педагогов. Данный факт также обусловлен особенностями работы психологов, с одной стороны, и особенностями профессионального развития психологов, с другой стороны. То есть при любом обучении и повышении квалификации у психологов значительная часть обучения уделяется именно поиску внутренних психологических установок, подтверждающих новую информацию; достаточное количество внимания направлено на рефлексию; обучение психологов ориентировано прежде всего не на общее получение информации, а на отслеживание и проработку этой информации в самом себе. Данный факт является предпосылкой к более развитому внутриличностному эмоциональному интеллекту у психологов. Также важны особенности работы психолога, где в процессе работы необходимо отслеживать, оценивать и учитывать собственное эмоциональное состояние для того, чтобы эффективно помогать людям.

В педагогической практике подобные вышеперечисленным особенности важны, но не являются ведущими и основными. Поэтому уровень внутриличностного эмоционального интеллекта у педагогов значительно ниже, чем у психологов.

Рис 4. Сравнительный анализ показателей управления эмоциями у специалистов помогающих профессий

Управление эмоциями в большей степени выражено у психологов. То есть, у психологов лучше развита способность к управлению своими и чужими эмоциями, чем у педагогов. Данный факт является ещё одним подтверждением важности компонентов эмоционального интеллекта в работе психолога. Психологу важно управлять не только чужими эмоциями, но при этом и контролировать собственные для достижения наиболее продуктивных результатов.

Для педагога умение управлять своими и чужими эмоциями важно, так как он постоянно взаимодействует с людьми. Однако с точки зрения передачи информации другим и научения других людей данное умение является дополнительным, но не основным для педагога.

Рис 5. Сравнительный анализ по параметру баланса аффекта у специалистов помогающих профессий.

Баланс аффекта в большей степени выражен у педагогов, чем у психологов. Таким образом, у педагогов в момент исследования состояние неудовлетворенности собой и своей жизнью, находится на более высоком уровне, чем у психологов. Важным показателем эффективности работы психолога является его умение сделать гармоничной собственную жизнь. Более того, при наличии высокой степени неудовлетворённости собственной жизнью психолог становится недостаточно эффективным. Поэтому установление позитивной самооценки, принятие себя со всеми достоинствами и недостатками, способность налаживать и поддерживать контакты с людьми и удовлетворенность собственной жизнью в целом является очень важной для поддержания профессиональной компетенции психолога.

В педагогике умение налаживать и поддерживать контакты с людьми, позитивная самооценка собственной личности и удовлетворенность жизнью не является фактором, определяющим профессиональную компетенцию, поэтому усилия, прикладываемые в данном направлении у педагогов значительно ниже, что, в свою очередь, влияет на результат – педагоги значимо более не удовлетворены своей жизнью, чем психологи.

Таким образом, различия между специалистами помогающих профессий, такими как психологи и педагоги, заключается в основном в показателях сформированности эмоционального интеллекта и его проявлений, причем у психологов эмоциональный интеллект сформирован значимо лучше, так как является одним из основных инструментов работы психолога. Степень выраженности уровня эмоционального интеллекта у психологов несколько выше, чем у педагогов. Данная тенденция подтверждается статистически значимым преобладанием у психологов межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, умения управлять своими и чужими эмоциями, а также ощущением внутренней гармонии.

Отдельно выявлены различия между педагогами и психологами в параметре удовлетворенности жизнью, причем психологи удовлетворены своей жизнью в большей степени, чем педагоги, что также является важным показателем эффективности работы психолога.

Различий между группами педагогов и психологов по параметрам выраженности эмоционального выгорания не выявлено, более того и для психологов, и для педагогов характерна недостаточная сформированность этих показателей. Таким образом, все специалисты легко адаптируются к стрессовому воздействию на работе и своевременно разрешают поступающие эмоциональные трудности. Данная особенность может быть следствием относительно молодого возраста испытуемых. Нужно отметить, что у педагогов несколько ярче выражены симптомы развития эмоционального выгорания, такие как экономия эмоций, чувство усталости от контактов, отстранённость, так как данные проблемы могут не находить своевременного полноценного разрешения.

 

Обсуждение и интерпретация результатов

 

Полученные результаты в проведенном эмпирическом исследовании, позволяют судить о следующих тенденциях.

Выявлены определенные особенности взаимосвязи параметров эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания. У педагогов отсутствует взаимосвязь между общим уровнем эмоционального интеллекта и проявлением симптомов эмоционального выгорания по типу отстраненности, избегания социальных контактов и экономии эмоций, в то время как в группе психологов установлена взаимосвязь, относительно которой низкий уровень эмоционального интеллекта приводит к более выраженному проявлению таких симптомов. Отдельно нужно отметить выявленное различие в уровне сформированности эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов, особенно понимание своих и чужих эмоций и управление своими и чужими эмоциями у психологов и педагогов: психологи имеют значимо более развитый эмоциональный интеллект, что в свою очередь может являться сдерживающим фактором развития эмоционального выгорания. У педагогов высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта не является значимым сдерживающим фактором при развитии эмоционального выгорания. Следовательно, можно сделать вывод об использовании психологами эмоциональности как важного инструмента работы, отсутствие контроля над которым ускоряет наступление профессионального выгорания.

Внутреннее ощущение благополучия у специалистов психологов и педагогов не имеет значимых различий. Среди представителей обеих групп чаще встречается средний уровень ощущения благополучия. Единственное отличие в субъективной оценке собственного благополучия заключается в сниженной негативной самооценке педагогов по сравнению с самооценкой психологов. Однако значимых взаимосвязей параметра баланса аффекта, который определяется как общая удовлетворённость собой и собственной жизнью, не установлено ни с эмоциональным интеллектом и его параметрами, ни с фазами и симптоматикой эмоционального выгорания. Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод, что позитивная или негативная оценка себя и собственной жизни является важным показателем для качественного исследования самоотношения специалистов, однако не играет значимой роли при развитии эмоционального выгорания и не зависит от уровня сформированности эмоционального интеллекта.

Важным относительно психологического благополучия и его взаимосвязей является то, что ощущение психологического благополучия является общим сдерживающим фактором при развитии профессионального эмоционального выгорания у педагогов и психологов. Более того, выявлены наиболее значимые аспекты психологического благополучия, сдерживающие наступление симптомов фазы резистенции у специалистов помогающих профессий. К ним относятся управление средой, осмысленность жизни, позитивное самоотношения, открытость и готовность человека к близким доверительным отношениям и субъективное ощущение психологического благополучия в целом; именно данные факторы сдерживают развитие таких симптомов, как редукция профессиональных обязанностей, неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и расширение сферы экономии эмоций. Важным значимым показателем, сдерживающим наступление таких симптомов как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, деперсонализация, психовегетативные и психосоматические нарушения, является ощущение самопринятия сильных и слабых сторон и положительной оценки своего прошлого опыта, причем данная тенденция совпадает у всех представителей помогающих профессий. Сдерживающие факторы симптомов фазы напряжения, таких как переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия у психологов и педагогов отличаются; для психологов важным для профилактики наступления первой стадии эмоционального выгорания является развитие навыка управления окружающей действительностью, развитие эффективности в использовании представляющихся возможностей, развитие способности устанавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей; для педагогов важным для профилактики наступления первой стадии эмоционального выгорания является личностный рост, который характеризуется чувством непрекращающегося развития, восприятием себя самореализовывающимся, открытым новому опыту, с ощущением чувства реализации собственного потенциала, отмечанием позитивных изменений с течением времени и изменением в соответствии с собственными познаниями и достижениями. Таким образом, факторы, сдерживающие первую стадию наступления эмоционального выгорания у психологов и педагогов отличаются, в то время как факторы, сдерживающие вторую и третью стадии, совпадают, а именно, для ранней профилактики профессионального выгорания психологам необходимо эффективно управлять окружающей средой, а педагогам необходим личностный рост, в то время как для сдерживания развития фазы резистенции всем специалистам помогающих профессий необходимо развитие позитивного отношения к жизни, открытость миру и контактам, управление средой, осмысленность жизни и общее субъективное ощущение психологического благополучия, а для сдерживания наступления фазы истощения специалистам помогающих профессий необходимо принимать себя, свои сильные и слабые стороны. Отсюда можно сделать вывод о том, что психологическое благополучие является наиболее важным сдерживающим фактором на фазе резистенции, в то время как, вероятно, существуют другие факторы, наиболее значимые для ранней профилактики эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий, а также для наиболее поздней, когда существует риск перехода на стадию истощения.

Общей особенностью для представителей помогающих профессий служат более выраженные симптомы отстраненности при эмоциональном выгорании на фоне ощущения психологического неблагополучия и наоборот, возрастание ощущения внутренней гармонии позволяет купировать симптомы эмоционального отчуждения и усталости при эмоциональном выгорании.

Во взаимосвязях между параметрами эмоционального интеллекта и психологического благополучия у специалистов помогающих профессий также есть общие и отличные черты. К общим чертам у педагогов и психологов относится в целом наличие взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и субъективным ощущением психологического благополучия, в том числе взаимосвязь умения управлять эмоциями с ощущением психологического благополучия в целом. Данный факт может свидетельствовать о том, что уровень развития эмоционального интеллекта и отдельных его составляющих является важным, но не определяющим фактором в ощущении внутренней гармонии специалистов помогающих профессий.

Отличительной чертой педагогов является наличие большого количества взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и шкалой автономии. То есть самостоятельные и независимые, способные противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом, самостоятельно регулирующие собственное поведение и оценивающие себя в соответствии с личными критериями педагоги имеют более развитый уровень эмоционального интеллекта. Верно и обратное, что педагоги с более развитым уровнем эмоционального интеллекта способны меньше зависеть от мнения и оценки окружающих и ориентироваться на собственное мнение при принятии решений.

Отличительной чертой психологов является наличие большого количества взаимосвязей между управлением эмоциями и различными показателями психологического благополучия. Таким образом можно сделать вывод о том, что наличие развитого умения управлять эмоциями у психологов способствует выраженности их ощущения благополучия, позитивному отношению к жизни, умению управлять средой, сформированности жизненных целей и осмысленности жизни. То есть для психологов умение управлять эмоциями является очень важным фактором профессионального развития и ощущения профессионального и личного благополучия. Дополнительно отличительной чертой психологов является наличие большого количества значимых взаимосвязей между показателями разных аспектов эмоционального интеллекта и возможностью интегрировать опыт в целостное и реалистичное представление о собственной жизни. То есть с развитием эмоционального интеллекта психологи могут реалистично оценивать и пересматривать свою жизнь, интегрируя отдельные эпизоды жизненного опыта и принимая их. Можно предположить, что данная особенность психологам необходима для наиболее эффективной профессиональной деятельности.

 

Выводы

 

В процессе работы были полностью выполнены поставленные задачи. По итогам работы можно сделать следующие выводы:

  1. Предположение о существовании различий у специалистов помогающих профессий, а именно психологов и педагогов, в степени выраженности эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия подтвердилось частично. Действительно, степень выраженности уровня эмоционального интеллекта у психологов выше, чем у педагогов. Однако, эмоциональное выгорание, а именно степень его сформированности у специалистов помогающих профессий не отличается. Также не имеется отличий у педагогов и психологов по уровню ощущения психологического благополучия.
  2. Предположение о существовании общих и специфических особенностей во взаимосвязи эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия у психологов и педагогов подтвердилось. Действительно, у педагогов отсутствует взаимосвязь эмоционального интеллекта и выраженности симптомов эмоционального выгорания, в то время, как у психологов данная взаимосвязь положительная значимая. Общей особенностью для специалистов помогающих профессий служат более выраженные симптомы отстраненности при эмоциональном выгорании на фоне ощущения психологического неблагополучия. Отличительной чертой педагогов является наличие большого количества взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и шкалой автономии. Отличительной чертой психологов является наличие большого количества взаимосвязей между управлением эмоциями и различными показателями психологического благополучия.
  3. Предположение о наличии разницы в ощущении психологического благополучия у психологов и педагогов не подтвердилось. Действительно, специалисты помогающих профессий, независимо от их направленности не имеют отличий в уровне ощущения психологического благополучия, так как данный показатель является скорее личностно ориентированным и не зависит от конкретного вида деятельности.

 

Заключение

 

В процессе работы был проведён теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания, эмоционального интеллекта и психологического благополучия, была разработана система диагностических методик для определения уровня эмоционального выгорания, эмоционального интеллекта и психологического благополучия, проведено эмпирическое исследование с помощью разработанной системы методик, проведён анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования, сформулированы выводы и заключение на основе полученных результатов исследования.

Работа практически значима и применима в психопрофилактической и психокоррекционной работе, психологическом просвещении и консультировании. Также представленные результаты могут быть использованы в работе психологов в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания, а также при разработке личностно-ориентированных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для специалистов помогающих профессий.

Данная работа проводилась на сравнительно небольшой выборке. В дальнейшем можно увеличить объём выборки, однако допускается говорить о тенденциях формирования взаимосвязей эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и психологического благополучия у специалистов помогающих профессий. Полученные результаты выраженных отличий могут быть обусловлены не только профессиональными особенностями, но и убеждениями, личностными и семейными особенностями опрощенных специалистов. Для продолжения исследования можно расширить спектр специализации испытуемых, опросив и других специалистов помогающих профессий, кроме педагогов и психологов.

В работе с эмоционально выгоревшими специалистами или со специалистами с ощущением психологического неблагополучия важнее всего учитывать индивидуально личностные особенности человека, а данная работа и аналогичные ей, могут лишь направить специалиста и увеличить количество гипотез. Таким образом, наиболее продуктивным в ситуациях работы с эмоциональным выгоранием, психологическим благополучием или развитием эмоционального интеллекта, является индивидуально-личностный подход.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека /Л. М. Аболин. — Казань: Издательство Казанского университета, 1987г. — 261.
  2. Алдамакова, О. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-интернов специальности «Педиатрия» / Алмадакова О. А., Ласовская Т. Ю., Зеленская В. В. // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. — 2015. — № 4. — С. 13-17.
  3. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта/Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, 2004. – Ч.1. – С.22-26.
  4. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у педагогических работников: дис. … канд. психол. наук / И.Н. Асеева. — Самарск. гос. пед. ун-т. – Самара, 2007. – 42 с.
  5. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов/ Бабич Ольга Игоревна. — Хабаровск, 2007. С.- 184
  6. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко, СПб- Питер, 2008г., С. -136.
  7. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание/Н. Е Водопьянова//Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7.
  8. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. Питер, 2008. С.-188-189
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т5. С.-368
  10. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулмен, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. — М.; Альпина Бизнес Букс, 2005г., С.-478.
  11. Гринберг Д. Управление стрессом, 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002г., С — 496
  12. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: 1997. – С. 143
  13. Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. — Ч. 1. С. 108-112.
  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб.: Питер, 2002г. -750 с.
  15. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых. / дис.,. канд. психолог. наук., 2014. – 222 с.
  16. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с.
  17. Канчурина А. А. Модель виктимности / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 306-307.
  18. Ларина А.Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10-4(52). – С. 121-123.
  19. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями — эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В.Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 129-140.
  20. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле /Вопросы психологии. — 2008. — No2. — С. 3-16.
  21. Мальцева Н. В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы /Дисс. канд.психол. наук. М., 2005.
  22. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 349 с
  23. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. — М.: «ФЛИНТА», 2014. — 376 c.
  24. Ожогова, Е. Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностносмысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: ав- тореф. … дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Саратов, 2008. — 25 с.
  25. Орел В. Е. Синдром психического выгорания как дезадаптационный процесс. Материалы III Всерос. Съезда психологов, СПб-2003., с-180
  26. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979. С. 133-151.
  27. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов. / автореф. дис.,.. канд. психолог. наук., 2011. – 23 с.
  28. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности // Акмеология. – 2017. – № 2(62).
  29. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие / С.Д. Смирнов. — М.: Academia, 2014. — 400 c.
  30. Форманюк, Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. -1994. — No 6. — С. 54-67.
  31. Хлевная Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности. / автореф. дис.,.. канд. психолог. наук., 2012. – 27 с.
  32. Экман П. Психология лжи. – СПб., Питер, 1999г., — С. 374
  33. McDougall, W. An Introduction to Social Psychology. Boston, 1926.
  34. Maslach, Ch.; Leiter, M. P. Early predictors of job burnout and engagement / Ch. Maslach, M.P. Leiter // Journal of Applied Psychology. – 2008. — Vol. 93(3). – P. 498-512.
  35. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. – 1990. – № 9. – С. 185-211.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф